Средства доставки ядерного оружия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Средства доставки ядерного оружия.
Основные характеристики. Факторы, влияющие на их эффективность

Геннадий Константинович ХРОМОВ
Старший эксперт Главкосмоса, участник переговоров по выработке Договора РСМД и других международных соглашений

Стенограмма лекции Г.К. Хромова, состоявшейся 22 ноября 2002г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"

Носители ядерных зарядов

Средства доставки ядерного оружия. фото №2

Так получилось, что первыми носителями ядерных снарядов стали самолеты, ведь именно при помощи этой техники были проведены первые испытания ядерных снарядов, а так же первые попытки использования опасного оружия в военных целях. Страной, которая первой пострадала от ядерных атак, стала Япония.

Первый ядерный заряд был сброшен 6 августа 1945 года на японский город Хиросима в 08.15 минут по местному времени. Ядерная бомба находилась на самолете B-29 Enola Gay. Пролетая на высоте 9 тысяч метров над землей, полковник Пол Тиббетс, находящийся на борту, отдал приказ на сброс бомбы над центром города. После сброса прошло 45 секунд, и на расстоянии в 600 метров от земли произошел взрыв, который был эквивалентен приблизительно 13-18 килотоннам тротила. Следующий сброс ядерной бомбы не заставил себя долго ждать. Произошло это 9 августа 1945 года. Заряд находился на самолете B-29 Bockscar, находившийся под командованием Чальза Суини, пилота. В этот раз взрыв раздался над городом Нагасаки в 11.20 по местному времени на расстоянии в 500 метров над землей. В этот раз мощность взрыва была эквивалентна 21 килотонне.

Сегодня в Договоре по ограничению вооружений указаны следующие средства доставки ядерных зарядов к поставленной цели: самолеты, крылатые ракеты и баллистические ракеты.

Благодаря стремительному развитию ракетного вооружения, а так же развитию и усовершенствованию систем противовоздушной обороны в последнее время в качестве средств доставки ядерного оружия выступают ракеты. Все баллистические ракеты по договору СНВ-1 (Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений) по дальности действия разделились на следующие категории:

  • Ракеты меньшей дальности (не более 1000 километров);
  • Ракеты средней дальности (с дальностью от 1000 до 5500 километров);
  • Межконтинентальные баллистические ракеты (с дальностью свыше 5500 километров).

По договору РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности) были полностью исключены из регулирования ракеты, дальность которых менее 500 километров, и ликвидированы ракеты меньшей и средней дальности от 500 до 1000 километров. Ныне в данный класс входят все тактические ракеты, которые в последнее время начали активно развиваться именно как средства доставки ядерного оружия.

Крылатые и баллистические ракеты могут быть установлены в подводные лодки, чаще всего это атомные лодки. Если на лодке находится ракета, то она носит название ПЛАРК (с крылатыми ракетами) и ПЛАРБ (с баллистическими ракетами). Многоцелевые лодки могут оснащаться ядерными торпедами, которые в свою очередь могут быть использованы для атак противника на воде и для боя с противником, находящимся на суше.

В качестве средства передвижения может вступать и человек. Крупный ядерный снаряд таким образом доставить не получится, а вот ранцевый боеприпас с небольшим запасом мощности вполне возможно. Такие ранцевые боеприпасы предназначены в основном для использования диверсионными группами.

Средства доставки ядерного оружия. фото №3

Группы назначения средств доставки ядерных снарядов

По назначению все средства доставки ядерных снарядов принято делить на такие группы: тактические, стратегические и оперативно-тактические. Тактические – предназначены для поражения боевой техники и живой силы в ближних тылах и на фронте. К этой группе причисляются средства, предназначенные для поражения воздушных, морских и комических целей. Стратегические – используются для уничтожения промышленных центров, административных центров и прочих стратегических целей, которые находятся в тылу у врага. Оперативно-тактические используются для устранения вражеских объектов, находящихся в пределах оперативной глубины.


4. РАЗРАБОТКА БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ, ОБЛАДАЮЩИХ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ДАЛЬНОСТЬЮ

К концу 1950-х годов СССР обладал незначительным арсеналом ядерных боезарядов и средств их доставки. Это позволяло использовать ядерное оружие как для решения оперативно-тактических задач, так и для стратегических целей в пределах театров военных действий. В то же время основные усилия Советского Союза были направлены на создание средств доставки, обладающих межконтинентальной дальностью.

Советский Союз был вынужден считаться с тем, что США были способны нанести стратегический ядерный удар по территории СССР с огромного количества баз, размещенных вокруг СССР. К середине 1950-х годов на вооружении США находились свыше 1200 бомбардировщиков, которые могли доставить на территорию Советского Союза около 2000 ядерных боезарядов. Отражение угрозы ядерного нападения требовало создания потенциала сдерживания, т.е. разработки средств, способных нанести удар по территории США. Поскольку Советский Союз, в отличие от США, не мог рассчитывать на использование средств передового базирования, решение задачи сдерживания требовало создания межконтинентальных средств доставки ядерного оружия.

Первые космические пуски с помощью ракеты Р-7 продемонстрировали лидерство Советского Союза в области создания баллистических ракет и привели к тому, что ракетной программе было придано исключительно большое значение. Советское руководство считало, что появление межконтинентальных баллистических ракет в значительной степени способно скомпенсировать преимущество в средствах доставки ядерного оружия, которым в конце 1950-х годов обладали Соединенные Штаты. В результате в начале 1960-х годов была проведена реорганизация Вооруженных Сил и оборонной промышленности с целью обеспечения приоритетного развития ракетных сил и ракетной техники. В состав РВСН вошли первые межконтинентальные ракеты Р-7, а также все ракетные комплексы средней дальности, находившиеся до этого времени в составе Дальней авиации. Реорганизация оборонной промышленности заключалась в том, что значительное количество конструкторских бюро и объектов, занятых разработкой и производством авиационной техники, было переориентировано на ракетную технику.

4.1. Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7

Предварительные работы по определению конфигурации межконтинентальных носителей совпали по времени с появлением атомных и термоядерных зарядов, которые планировалось размещать на создаваемых ракетах. Так, после первого испытания термоядерного заряда в 1953 г. было пересмотрено техническое задание на ракету Р-7, первоначально рассчитанную на доставку атомного боезаряда массой 3 т. В октябре 1953 г. проектная масса полезного груза была увеличена до 5,5 т, что позволило планировать размещение на ней термоядерного заряда [38].

Если работы, которые велись в предыдущие годы, в основном носили теоретический характер, то постановление СМ СССР от 20 мая 1954 г. обязывало конструкторское бюро С.П. Королёва приступить к разработке двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 (8К71), имеющей межконтинентальную дальность полета.

Для разработки РК Р-7 был создан Совет главных конструкторов:

С.П. Королёв — председатель;

В. Глушко — главный конструктор ОКБ-456 (разработка ЖРД);

В. Кузнецов — главный конструктор НИИ-944 (разработка гироскопических систем);

М. Рязанский — главный конструктор НИИ-885 (разработка системы радиокоррекции траектории полета);

Н. Пилюгин — (разработка автономной инерциальной системы управления).

Проектирование Р-7 было завершено в июле 1954 г., а 20 ноября 1954 г. создание ракеты Р-7 было одобрено СМ СССР. 20 марта 1956 г. было принято постановление о мерах по обеспечению испытаний ракеты Р-7 и др.



Рис. 2.31. Межконтинентальные баллистические ракеты

Для управления движением ракеты впервые использовались не газовые рули, а специальные рулевые двигатели. На каждом из боковых блоков было установлено по два однокамерных рулевых двигателя, а на центральном — четыре. Кроме того, на хвостовых отсеках боковых блоков размещалось по одному небольшому воздушному рулю. Рулевые двигатели для Р-7 и Р-7А были разработаны в ОКБ-1 под руководством М. Мельникова.

Построить космодром! Это означало возвести целый комплекс сооружений, каждое из которых было, по существу, уникальным, построить десятки производственных корпусов, сотни больших и малых служебных помещений, жилые дома. Надо было соединить все объекты единой системой связи, энергопитания, водоснабжения, не одной сотней километров железных и шоссейных дорог.

Для проведения летных испытаний баллистической ракеты (Р-7) необходимо было построить стартовую площадку, монтажно-испытательный корпус (МИК), бетонную дорогу между аэродромом, городом и всеми площадками, железную дорогу, по которой ракетный пакет будет доставляться из МИКа на стартовую площадку, и многое другое. Полигон должен был иметь испытательную трассу полета ракеты длиной 8000 км с двумя полями падения для отделяющихся ступеней и головной части. Вблизи трассы не должно было быть крупных населенных пунктов. Должна быть обеспечена секретность подготовки ракеты к пуску и работы радиотехнических средств полигона.

Советские люди возводили космодром в крайне сжатые сроки и в тяжелейших условиях: жара до 45 градусов, пыль окутывала все вокруг, не было жилья, не хватало воды. Климат этой пустыни резко континентальный: изнурительное жаркое лето и очень холодная зима. Растительность очень скудная: буйно растущие весной и быстро выгорающие летом под лучами беспощадного солнца подснежники, красные и желтые тюльпаны, полынь, верблюжья колючка, перекати-поле, да изредка низкие кусты саксаула. Казахская степь крайне засушлива, ветры здесь дуют почти постоянно, летом и зимой частые бури и бураны.

Возвести корпуса зданий, подключить коммуникации — это еще не все. Надо оснастить их техникой. Техническая служба — это механизмы для приема и разгрузки космического корабля и блоков ракеты-носителя; мостовые краны, монтажно-стыковочные тележки, стыковочный стапель, всевозможная контрольно-испытательная аппаратура для сборки ракеты-носителя, испытания её и космического корабля с их последующей стыковкой; средства для заправки корабля или орбитальной станции сжатыми газами и компонентами топлива, компрессорная станция и другое.

В памяти у ветеранов навсегда остались те далекие трудные годы. В эти годы создавались не просто пусковые установки для метеорологических и высотных ракет, а принципиально новая, сложнейшая ракетно-космическая техника. Ветеранам космодрома Байконур до сих пор вспоминаются те дни, как самые счастливые в жизни. Никто из них не задумывался о том, что они являются творцами новой эпохи. Каждый отдавал все силы этому новому делу, но не видел в этом ничего особенного, тем более героического. Всеми владело одно желание: чтобы первая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) и последующие ракеты-носители преодолели земное притяжение. И каждому удачному запуску радовались так же, как и посаженному в пустыне деревцу и кустику. (Даже маленькие дети относились к насаждениям с удивительной бережностью и удивлялись, находясь в отпуске с родителями, что в других местах можно наступать на траву, гнуть и обламывать ветки.)

Раньше все руководители Байконура были засекречены. За пятьдесят лет существования Байконура им командовали девять офицеров и генералов:

Нестеренко Алексей Иванович, генерал-лейтенант артиллерии (1955–1958);

Герчик Константин Васильевич, генерал-майор (1958–1961);

3ахаров Александр Григорьевич, генерал-майор артиллерии (1961–1965);

Курушин Александр Александрович, генерал-лейтенант-инженер (1965–1973);

Фадеев Валентин Илларионович, генерал-лейтенант (1973–1978);

Сергунин Юрий Николаевич, генерал-лейтенант (1978–1983);

Жуков Юрий Аверкиевич, генерал-лейтенант (1983–1989);

Крыжко Алексей Леонтьевич, генерал-лейтенант (1989–1992);

Шумилин Алексей Александрович, генерал-лейтенант (1992–1997);

Баранов Леонид Тимофеевич, генерал-лейтенант (1997–2007);

Майданович Олег Владимирович, генерал-майор (2007–2008).

Напомним, что офицеры-испытатели были командированы в ОКБ-1 и в его смежные организации по ракетному комплексу Р-7 не только для изучения новой техники, но и для прямого участия в разработке агрегатов и систем и их отработке и испытании, включая холодные и огневые стендовые испытания ракеты, отладочные испытания стартового комплекса на Ленинградском машиностроительном заводе. В результате с прибытием на полигон сначала макетной ракеты (декабрь 1956 г.) и первой летной ракеты Л1-5 (март 1957 г.) наши офицеры были готовы к испытаниям на равных с испытателями от промышленности. Уверенность в своих силах байконурцы обрели после пуска первых четырех ракет, особенно после удачного запуска МБР 21 августа 1957 г. Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли значительно укрепил уверенность.

Здесь же зарождалась наша байконурская гвардия. Наиболее яркие её представители: генералы А.А. Максимов, В.Е. Гудилин, Герой Социалистического Труда А.И. Носов, лауреат Ленинской премии А.А. Васильев, лауреаты Ленинской премии братья Остащевы и многие другие. Байконур оказался настоящей кузницей кадров; из его среды выросли четыре генерал-полковника, 20 генерал-лейтенантов, 58 генерал-майоров.

Портрет Байконура будет неполным без упоминания о городе Ленинске (сейчас — г. Байконур). Его население в разное время составляло более 100 тысяч человек. Город расположен на реке Сырдарья. Это примерно 40 квадратных километров бывшей пустыни, превращенной в современный город. Это зеленый, цветущий оазис. Байконур, основанный 5 мая 1955 г., начал развиваться с нынешней западной окраины, где сейчас расположен деревянный городок. Там строились, да и сейчас сохранились, деревянные одноэтажные дома, которые исключительно хорошо подходят для пустынного климата. Во внутренних двориках и домах, увитых виноградом, температура на 7–10 градусов ниже, чем в многоэтажных.

Затем город начал расти вширь и в высоту; строились сначала двухэтажные дома, затем трех-, четырех-, шести- и девятиэтажные. Семь микрорайонов. Около 300 домов. В Байконуре 14 школ. Из них следует выделить первую, школу №30 им. Г.М. Шубникова, многие выпускники которой составили второе поколение испытателей и ныне служат на Байконуре. И последняя школа — лицей, без сомнения, является одной из лучших в стране как по оборудованию классов, так и по составу преподавателей. Школы города давали один из самых высоких по стране процент поступления в вузы.

Начальником строительства полигона был известный строитель Георгий Максимович Шубников (он возглавлял коллектив, создавший памятник советскому воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине). Г.М. Шубников был душой и мозгом стройки, обладал широкой инженерной эрудицией, талантом организатора, твердой волей, рассудительностью и деловой хваткой, был воистину первым главным строителем Байконура. Крепкий организм начальника строительства не выдержал запредельных перегрузок. В 1965 г. он тяжело заболел, ослеп и скоропостижно скончался.

В интервью, которое дал командующий Космическими войсками РФ Владимир Поповкин, прозвучали цифры, характеризующие масштабы работ при подготовке к испытаниям Р-7: так, для создания канала, отводящего пламя во время старта ракеты Р-7, пришлось вынуть из земли один миллион кубометров грунта.

Испытательные пуски Р-7 на НИИП-5:

15 мая 1957 г.: ракета разрушилась при выполнении команды аварийного выключения двигателя;

9 июня 1957 г.: пуск не состоялся (был выявлен заводской дефект);

12 июня 1957 г.: ракета разрушилась на активном участке траектории;

21 августа 1957 г.: первый успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.

Мощность ядерных боеприпасов определяется количеством освобождающейся при взрыве энергии. Эту энергию принято измерять величиной тротилового эквивалента, т.е. количеством взрывчатого вещества тротила, при взрыве которого выделяется столько же энергии, что и при взрыве ядерного боеприпаса.

Ядерные боеприпасы в зависимости от их мощности условно разделяют на боеприпасы малого калибра — с тротиловым эквивалентом до 15 тыс. тонн, среднего — от 15 тыс. до 100 тыс. т и крупного — более 100 тыс. т. Ядерные боеприпасы мощностью свыше 500 тыс. т в ряде случаев называют боеприпасами сверхкрупного калибра.

В зависимости от боевой задачи, характера цели и места ее расположения могут применяться ядерные боеприпасы различной мощности и соответственно разные средства их доставки.

Так, для нанесения ядерных ударов по таким крупным объектам, как города, промышленные районы, военно-воздушные и военно-морские базы, могут быть применены ядерные заряды большой мощности, доставляемые к месту взрыва мощными ракетами и тяжелыми бомбардировщиками.

Для поражения войск в районах сосредоточения, ракетных позиций, аэродромов, кораблей наиболее эффективны ядерные боеприпасы средних калибров. Для доставки их к цели возможно использование войсковых ракетных установок, бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков.

Для доставки боеприпасов малого калибра, предназначенных для уничтожения более мелких целей, могут применяться ствольная артиллерия большой мощности и самолеты.

Исходя из всего этого в настоящее время ядерными зарядами снаряжаются головные части ракет, авиационные бомбы, торпеды, крупнокалиберные артиллерийские снаряды. Развивающиеся сейчас во многих странах космические войска могут вывести на околоземную орбиту спутники, имеющие на борту ядерные или термоядерные заряды с системами высокоточного наведения. Ядерные заряды могут применяться также в виде фугасов и использоваться в своих целях диверсионными, экстремистскими силами.

Оценивая различные средства доставки ядерных зарядов по их дальности, быстроте нанесения ударов, противодействию сложным метеорологическим условиям и противовоздушной обороне, следует отметить, что решающее преимущество имеют ракеты. С помощью ракет быстро и почти независимо от условий боевой обстановки можно доставить ядерный заряд к цели.

Авиация, в частности, бомбардировщики, по-прежнему остается одним из главных средств доставки ядерных боеприпасов. Большие и предельно низкие высоты полета современных самолетов, сверхзвуковые скорости, большой запас горючего, а также применение дозаправки самолетов в воздухе позволяют авиации выборочно поражать цели.

Артиллерийские средства обладают значительной точностью попадания, они способны поражать сравнительно малые цели на небольших расстояниях. Разработаны ядерные боеприпасы к артиллерийским системам калибра 280, 203,2, 155 мм и другим.

Ядерные фугасы можно устанавливать в заранее заданном месте или же доставлять к месту взрыва диверсионными группами. Мощность ядерного фугаса составляет около 4 тыс. тонн тротила.




Мощность ядерных боеприпасов определяется количеством освобождающейся при взрыве энергии. Эту энергию принято измерять величиной тротилового эквивалента, т.е. количеством взрывчатого вещества тротила, при взрыве которого выделяется столько же энергии, что и при взрыве ядерного боеприпаса.

Ядерные боеприпасы в зависимости от их мощности условно разделяют на боеприпасы малого калибра — с тротиловым эквивалентом до 15 тыс. тонн, среднего — от 15 тыс. до 100 тыс. т и крупного — более 100 тыс. т. Ядерные боеприпасы мощностью свыше 500 тыс. т в ряде случаев называют боеприпасами сверхкрупного калибра.

В зависимости от боевой задачи, характера цели и места ее расположения могут применяться ядерные боеприпасы различной мощности и соответственно разные средства их доставки.

Так, для нанесения ядерных ударов по таким крупным объектам, как города, промышленные районы, военно-воздушные и военно-морские базы, могут быть применены ядерные заряды большой мощности, доставляемые к месту взрыва мощными ракетами и тяжелыми бомбардировщиками.

Для поражения войск в районах сосредоточения, ракетных позиций, аэродромов, кораблей наиболее эффективны ядерные боеприпасы средних калибров. Для доставки их к цели возможно использование войсковых ракетных установок, бомбардировщиков и истребителей-бомбардировщиков.

Для доставки боеприпасов малого калибра, предназначенных для уничтожения более мелких целей, могут применяться ствольная артиллерия большой мощности и самолеты.

Исходя из всего этого в настоящее время ядерными зарядами снаряжаются головные части ракет, авиационные бомбы, торпеды, крупнокалиберные артиллерийские снаряды. Развивающиеся сейчас во многих странах космические войска могут вывести на околоземную орбиту спутники, имеющие на борту ядерные или термоядерные заряды с системами высокоточного наведения. Ядерные заряды могут применяться также в виде фугасов и использоваться в своих целях диверсионными, экстремистскими силами.

Оценивая различные средства доставки ядерных зарядов по их дальности, быстроте нанесения ударов, противодействию сложным метеорологическим условиям и противовоздушной обороне, следует отметить, что решающее преимущество имеют ракеты. С помощью ракет быстро и почти независимо от условий боевой обстановки можно доставить ядерный заряд к цели.

Авиация, в частности, бомбардировщики, по-прежнему остается одним из главных средств доставки ядерных боеприпасов. Большие и предельно низкие высоты полета современных самолетов, сверхзвуковые скорости, большой запас горючего, а также применение дозаправки самолетов в воздухе позволяют авиации выборочно поражать цели.

Артиллерийские средства обладают значительной точностью попадания, они способны поражать сравнительно малые цели на небольших расстояниях. Разработаны ядерные боеприпасы к артиллерийским системам калибра 280, 203,2, 155 мм и другим.

Ядерные фугасы можно устанавливать в заранее заданном месте или же доставлять к месту взрыва диверсионными группами. Мощность ядерного фугаса составляет около 4 тыс. тонн тротила.

Читайте также: