Средовый подход это понятно и кратко 10 класс обж
Обновлено: 04.07.2024
Средовой подход в образовании – это способ организации образовательной деятельности, при котором обучение и воспитание реализуются посредством создания специальной среды, продуктивной для развития основных личностных качеств и предоставляющей возможности для самореализации и саморазвития личности.
Данный подход возник на основании связи социокультурного пространства с образовательным пространством и образовательной культурой. Он означает, что культура тесно связана с образованием. Она воздействует на его особенности реализации, способствует его развитию и испытывает воздействие образовательного пространства на собственное развитие.
Рисунок 1. Средовой подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные положения средового подхода
В основе средового подхода лежат следующие положения:
- Определение воздействия различных показателей функционирования образовательного пространства на функционирование всей системы образования.
- Ключевыми объектами образовательного пространства являются его субъекты – учащиеся, педагоги.
- Различные аспекты образовательного пространства оказывают воздействие на личностное развитие его субъектов и на внешнюю социальную среду.
- Фундаментом формирования средового подхода становится понимание феномена образовательной среды т.е. ее состав, принципы и законы функционирования, содержание и специфика функционирования.
- Специально построенная образовательная среда стимулирует личностное развитие учащегося. Она формируется посредством включения в нее различных компонентов культуры: правил поведения, этических норм, предметов быта и произведений искусства. Они внедряются в разные виды образовательной деятельности учащегося.
- Педагог использует различные приемы и методы управления образовательной средой, которые преобразуют ее в способ диагностирования, построения и реализации конкретной деятельности для достижения целей и задач образования. Таким образом, образовательное пространство становится способом самообучения и саморазвития учащегося.
Готовые работы на аналогичную тему
Все эти параметры отражают принадлежность средового подхода к концепции и технологии управления образовательным процессом через образовательное пространство, ориентированной на всестороннее развитие учащегося и его активную позицию в образовательном процессе.
Образовательная среда: уровни ее функционирования и компоненты
Образовательная среда – это реальные условия реализации педагогической деятельности, основанные на сочетании социальных условий исторического развития и специально разработанных педагогических условий, в которых осуществляется развитие учащегося.
Образовательная среда отражает условия развития учащихся по конкретному алгоритму. В ней создаются возможности для личностного развития, которые содержатся в социальной сфере.
Образовательная среда способна оказывать решающее воздействие на развитие личности. в то же время, личность может влиять и на развитие образовательной среды, определяя ее функционирование, исходя из необходимости удовлетворения собственных потребностей и интересов.
Образовательная среда включает в себя несколько уровней реализации:
- Глобальный уровень. Он связан с внедрением в образовательную среду ценностей мировой культуры, тенденций развития современной культуры, использование достижений образования и воспитания, информационное пространство всего мира.
- Региональный уровень. Он отражает текущую образовательную политику и культурные тенденции современной педагогики, устройство системы образования страны, национальные особенности и ценности, информационное пространство страны.
- Местный уровень. Он отражает основы организации образовательного учреждения, его внутреннее устройство, окружение учащегося и его семейные условия, семейные взаимоотношения.
Показателями функционирования образовательной среды являются ее ресурсный состав, т.е. инструменты для реализации образовательной деятельности и возможности, а также устройство среды т.е. способ ее организации и компоненты.
К компонентам образовательной среды относятся:
- Пространственно-семантический компонент. Он отражает способ построения образовательного пространства на предметном уровне т.е. построение здания учебного заведения, его интерьер, пространственное расположение в городе или поселении. Также, сюда входит символика образовательного учреждения: герб, гимн, традиции, информационное обеспечение;
- Содержательный компонент. Он отражает концептуальные основы образовательной деятельности, программы, применяемые в конкретной образовательной организации, стиль ведения педагогической работы, учебную литературу, учебные планы, перспективы развития;
- Коммуникативно-организационный компонент. Он отражает специфические черты субъектов образовательного пространства, способ управления образовательным заведением, правила внутреннего распорядка, регламент деятельности педагогов и построения взаимодействия с учащимися, наличие родительского комитета и его активистов.
Рисунок 2. Образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, сущность средового подхода определяется способами построения образовательной среды и законами ее функционирования. Данный подход связан с построением безопасного образовательного пространства, отвечающего интересам и потребностям учащихся, целям и задач образовательной деятельности и, ориентированной на всестороннее развитие личности учащегося.
Условия построения безопасного образовательного пространства
Чтобы создать безопасную образовательную среду в учебном заведении требуется соблюдать ряд важных условий. К ним относятся:
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде обитания
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ Худых Олег Валерьевич
Научные основы общей теории БЖ
Основные объекты общей теории БЖ и научные подходы к их изучению
Моделирование;
Методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектовый), синергетический.
Ключевые понятия темы:
Общая теория БЖ первоначально объединяла дисциплины:
Охрана труда
Техника безопасности
Пожарная безопасность
Охрана окружающей среды
Гражданская оборона
В настоящее время теория БЖ включает в себя:
психология
педагогика
медицина
физическая культура
экономика
теория качества
кибернетика
синергетика
теория образования
социология
биология
экология
валеология
эргономика
культурология
Спец. теории безопасности
Научные основы теории Безопасности Жизнедеятельности –
это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания.
пища
вода
комфорт
защита
труд
отдых
Жизнь и здоровье человека = потребности
Основные ОБЪЕКТЫ теории БЖ
Личность (человек)
Общество
Государство
Условия жизнедеятельности (среда)
ПРЕДМЕТ исследования теории БЖ
ОПАСНОСТЬ
ОПАСНОСТИ
(опасные явления)
ОПАСНОСТЬ -
это свойство окружающей среды, в которой при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы (энергии) разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для жизнедеятельности человека и окружающей среды.
ОПАСНОСТИ (опасные явления) -
это процессы, события, факторы, ситуации, заключающие в себе угрозу здоровью человека непосредственно или косвенно .
Основополагающий подход к изучению проблем БЖ –
МОДЕЛИРОВАНИЕ объектов
Модель объекта – есть его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур определённого иерархического подчинения и взаимодействия.
Методологические подходы –
это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Они выполняют роль общих принципов и положений, которые диктуют методы изучения законов и условий жизнедеятельности природных и социальных объектов.
Методологические подходы:
Системный
Средовый
Экологический
Аналитический и функциональный
Синергетический
Холистический (основанный на целостном подходе к объектам, явлениям)
определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.
Рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты пространства.
Водная
Воздушная
Наземная
Техногенная (техническая)
Подземная
Социальная
Учебная
Рабочая, и т.д.
Среды:
Подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Аналитический и функциональный (объективный) подходы –
Вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.
Требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках , что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.
Уровни благополучия человека в среде обитания:
КОМФОРТНЫЙ
Оптимальный, уютный, безопасный (соответствует нормам СанПиНа)
ДОПУСТИМЫЙ
Приемлемый (в пределах нормы)
ОПАСНЫЙ
Экстремальный (ведет к нарушению здоровья и аварийным ситуациям)
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЙ
Значительное превышение норм в течении короткого периода времени
Методологические подходы
Системный подход
Средовой подход
Экологический подход
Естественная среда обитания
Аналитический и функциональный подход
Синергетический подход
Возможно ли обеспечить человеку абсолютную безопасность ? (ДА или НЕТ – объяснить почему так считаете)
Домашнее задание:
выписать в тетрадь определения (можно своими словами)
1 января, 2018
Мануйлов Юрий Степанович,
доктор педагогических наук, профессор,
г. Нижний Новгород
К характеристике средовой подход в педагогике
В работе дается определение и краткое описание особенностей методологических, теоретических основ и технологического своеобразия средового подхода как управленческой системы в образовании. Актуальность определяется потребностью в получении технологичного, удобного и универсального инструмента организации образовательного процесса в системе координат средового подхода в педагогике.
Ключевые слова: среда, средовой подход, принципы, понятия, правила, технология опосредованного управления.
Особенности средового подхода на теоретическом уровне проявляются.
1. в своеобразии терминологического аппарата. Термины: ниша, трофика, стихия, меченые не встречаются в других педагогических системах и конструкциях и открывают новую реальность, где личность это цель, среда – средство, образ жизни – способ достижения цели, управленческие действия — источник всяких изменений.
2. в логической упорядоченности. Все термины связаны причинно-следственной зависимостью и образуют систему. Опустить какой-либо термин означает разрушить связи в системе и лишить ее действенности.
3. в культуросообразности языка предового подхода. Понятийный аппарат подхода основан преимущественно на русской лексике и отражает исконное мироощущение и мировосприятие более 80% жителей России.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ
Первым профессиональным планировщиком, который отказался от отчуждённо-бюрократического подхода и поставил в центр человеческое восприятие городской среды, стал Кевин Линч. Он заложил основу так называемого средового подхода. Это направление, объединяющее психологические, социально-психологические, социологические разработки в изучении городов с городским планированием и проектированием.
«Среда — это то, что окружает человека, влияет на него, и наоборот. Для средового подхода характерно объединение знаний профессионалов из самых разных областей. То есть над улучшением качества жизни, к примеру, работают одновременно градостроители, архитекторы, культурологи, экологи, философы, инженеры. В официальных кругах чаще всего термин используется, когда речь идёт об устойчивом развитии. Применим средовой подход как в глобальном смысле, например при комплексном планировании региона, так и в локальном — проектировании отдельного здания. Во втором случае важными становятся не только функция и форма, но и то, каким образом они будут вписаны в повседневность пользователя, не будут ли нарушать культурный контекст или портить экологическую обстановку.
«Я бы не стала говорить, что средовой подход — это всего лишь тренд, который подразумевает включение экологических аспектов в городское планирование на региональном или локальном уровнях. У средового подхода есть экзистенциальное значение, так как он затрагивает основные потребности человечества. И речь не только о Москве и даже о Европе — во всём мире меняется отношение к тому, как использовать природные ресурсы. Идея получила своё развитие ещё в 1970-е годы. Именно тогда был сделан первый шаг к пониманию проблем окружающей среды как неотъемлемой части городского планирования.
Один из первых и самых заметных примеров того, как успешно может применяться средовой подход в 21 веке стал проект развития бывшего порта в Мальмо. Здесь впервые в крупном масштабе была спроектирована и реализована среда обитания с высокотехнологичными решениями использования природных ресурсов: водоем, который улучшает микроклимат, большое разнообразие растений, влияющих на богатую флору и фауну, солнечные батареи, генерирующие электричество, производство энергии из отходов.
ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
Читайте также: