Средовый подход это понятно и кратко 10 класс обж

Обновлено: 04.07.2024

Средовой подход в образовании – это способ организации образовательной деятельности, при котором обучение и воспитание реализуются посредством создания специальной среды, продуктивной для развития основных личностных качеств и предоставляющей возможности для самореализации и саморазвития личности.

Данный подход возник на основании связи социокультурного пространства с образовательным пространством и образовательной культурой. Он означает, что культура тесно связана с образованием. Она воздействует на его особенности реализации, способствует его развитию и испытывает воздействие образовательного пространства на собственное развитие.

Рисунок 1. Средовой подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные положения средового подхода

В основе средового подхода лежат следующие положения:

  1. Определение воздействия различных показателей функционирования образовательного пространства на функционирование всей системы образования.
  2. Ключевыми объектами образовательного пространства являются его субъекты – учащиеся, педагоги.
  3. Различные аспекты образовательного пространства оказывают воздействие на личностное развитие его субъектов и на внешнюю социальную среду.
  4. Фундаментом формирования средового подхода становится понимание феномена образовательной среды т.е. ее состав, принципы и законы функционирования, содержание и специфика функционирования.
  5. Специально построенная образовательная среда стимулирует личностное развитие учащегося. Она формируется посредством включения в нее различных компонентов культуры: правил поведения, этических норм, предметов быта и произведений искусства. Они внедряются в разные виды образовательной деятельности учащегося.
  6. Педагог использует различные приемы и методы управления образовательной средой, которые преобразуют ее в способ диагностирования, построения и реализации конкретной деятельности для достижения целей и задач образования. Таким образом, образовательное пространство становится способом самообучения и саморазвития учащегося.

Готовые работы на аналогичную тему

Все эти параметры отражают принадлежность средового подхода к концепции и технологии управления образовательным процессом через образовательное пространство, ориентированной на всестороннее развитие учащегося и его активную позицию в образовательном процессе.

Образовательная среда: уровни ее функционирования и компоненты

Образовательная среда – это реальные условия реализации педагогической деятельности, основанные на сочетании социальных условий исторического развития и специально разработанных педагогических условий, в которых осуществляется развитие учащегося.

Образовательная среда отражает условия развития учащихся по конкретному алгоритму. В ней создаются возможности для личностного развития, которые содержатся в социальной сфере.

Образовательная среда способна оказывать решающее воздействие на развитие личности. в то же время, личность может влиять и на развитие образовательной среды, определяя ее функционирование, исходя из необходимости удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Образовательная среда включает в себя несколько уровней реализации:

  • Глобальный уровень. Он связан с внедрением в образовательную среду ценностей мировой культуры, тенденций развития современной культуры, использование достижений образования и воспитания, информационное пространство всего мира.
  • Региональный уровень. Он отражает текущую образовательную политику и культурные тенденции современной педагогики, устройство системы образования страны, национальные особенности и ценности, информационное пространство страны.
  • Местный уровень. Он отражает основы организации образовательного учреждения, его внутреннее устройство, окружение учащегося и его семейные условия, семейные взаимоотношения.

Показателями функционирования образовательной среды являются ее ресурсный состав, т.е. инструменты для реализации образовательной деятельности и возможности, а также устройство среды т.е. способ ее организации и компоненты.

К компонентам образовательной среды относятся:

  • Пространственно-семантический компонент. Он отражает способ построения образовательного пространства на предметном уровне т.е. построение здания учебного заведения, его интерьер, пространственное расположение в городе или поселении. Также, сюда входит символика образовательного учреждения: герб, гимн, традиции, информационное обеспечение;
  • Содержательный компонент. Он отражает концептуальные основы образовательной деятельности, программы, применяемые в конкретной образовательной организации, стиль ведения педагогической работы, учебную литературу, учебные планы, перспективы развития;
  • Коммуникативно-организационный компонент. Он отражает специфические черты субъектов образовательного пространства, способ управления образовательным заведением, правила внутреннего распорядка, регламент деятельности педагогов и построения взаимодействия с учащимися, наличие родительского комитета и его активистов.

Рисунок 2. Образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, сущность средового подхода определяется способами построения образовательной среды и законами ее функционирования. Данный подход связан с построением безопасного образовательного пространства, отвечающего интересам и потребностям учащихся, целям и задач образовательной деятельности и, ориентированной на всестороннее развитие личности учащегося.

Условия построения безопасного образовательного пространства

Чтобы создать безопасную образовательную среду в учебном заведении требуется соблюдать ряд важных условий. К ним относятся:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде о.

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде обитания
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ Худых Олег Валерьевич

Научные основы общей теории БЖ Основные объекты общей теории БЖ и научные по.

Научные основы общей теории БЖ

Основные объекты общей теории БЖ и научные подходы к их изучению

Моделирование; Методологические подходы: системный, средовый, экологический.

Моделирование;
Методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектовый), синергетический.
Ключевые понятия темы:

Общая теория БЖ первоначально объединяла дисциплины:Охрана трудаТехника безоп.

Общая теория БЖ первоначально объединяла дисциплины:
Охрана труда
Техника безопасности
Пожарная безопасность
Охрана окружающей среды
Гражданская оборона

В настоящее время теория БЖ включает в себя:психологияпедагогикамедицинафизич.

В настоящее время теория БЖ включает в себя:
психология
педагогика
медицина
физическая культура
экономика
теория качества
кибернетика
синергетика
теория образования
социология
биология
экология
валеология
эргономика
культурология
Спец. теории безопасности

Научные основы теории Безопасности Жизнедеятельности – это междисциплинарны.

Научные основы теории Безопасности Жизнедеятельности –
это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания.

пищаводакомфортзащитатрудотдыхЖизнь и здоровье человека = потребности

пища
вода
комфорт
защита
труд
отдых
Жизнь и здоровье человека = потребности

Основные ОБЪЕКТЫ теории БЖЛичность (человек)ОбществоГосударствоУсловия жизнед.

Основные ОБЪЕКТЫ теории БЖ
Личность (человек)
Общество
Государство
Условия жизнедеятельности (среда)

ПРЕДМЕТ исследования теории БЖОПАСНОСТЬОПАСНОСТИ (опасные явления)

ПРЕДМЕТ исследования теории БЖ
ОПАСНОСТЬ
ОПАСНОСТИ
(опасные явления)

ОПАСНОСТЬ - это свойство окружающей среды, в которой при определённых условия.

ОПАСНОСТЬ -
это свойство окружающей среды, в которой при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы (энергии) разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для жизнедеятельности человека и окружающей среды.
ОПАСНОСТИ (опасные явления) -
это процессы, события, факторы, ситуации, заключающие в себе угрозу здоровью человека непосредственно или косвенно .

Основополагающий подход к изучению проблем БЖ – МОДЕЛИРОВАНИЕ объектовМодел.

Основополагающий подход к изучению проблем БЖ –

МОДЕЛИРОВАНИЕ объектов
Модель объекта – есть его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур определённого иерархического подчинения и взаимодействия.

Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучен.

Методологические подходы –
это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Они выполняют роль общих принципов и положений, которые диктуют методы изучения законов и условий жизнедеятельности природных и социальных объектов.

Методологические подходы:СистемныйСредовыйЭкологическийАналитический и функци.

Методологические подходы:
Системный
Средовый
Экологический
Аналитический и функциональный
Синергетический
Холистический (основанный на целостном подходе к объектам, явлениям)

Системный подход – определяет представление модели объекта в виде целостной.

определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.

Средовый подход – Рассматривает окружающее пространство обитания как совоку.

Рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты пространства.

ВоднаяВоздушнаяНаземнаяТехногенная (техническая)ПодземнаяСоциальнаяУчебнаяРаб.

Водная
Воздушная
Наземная
Техногенная (техническая)
Подземная
Социальная
Учебная
Рабочая, и т.д.
Среды:

Экологический подход – Подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий.

Подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.

Аналитический и функциональный (объективный) подходы – Вносят уточняющие ха.

Аналитический и функциональный (объективный) подходы –

Вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.

Синергетический подход – Требует выявления кризисных точек, в которых проце.

Требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках , что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.

Уровни благополучия человека в среде обитания:КОМФОРТНЫЙОптимальный, уютный.

Уровни благополучия человека в среде обитания:
КОМФОРТНЫЙ
Оптимальный, уютный, безопасный (соответствует нормам СанПиНа)
ДОПУСТИМЫЙ
Приемлемый (в пределах нормы)
ОПАСНЫЙ
Экстремальный (ведет к нарушению здоровья и аварийным ситуациям)
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЙ
Значительное превышение норм в течении короткого периода времени

Итоговые положения теории БЖС момента своего появления на Земле человек живёт.

Методологические подходы Системный подход Средовой подход Экологический подхо.

Методологические подходы
Системный подход
Средовой подход
Экологический подход
Естественная среда обитания
Аналитический и функциональный подход
Синергетический подход
Возможно ли обеспечить человеку абсолютную безопасность ? (ДА или НЕТ – объяснить почему так считаете)
Домашнее задание:
выписать в тетрадь определения (можно своими словами)


1 января, 2018

Мануйлов Юрий Степанович,
доктор педагогических наук, профессор,
г. Нижний Новгород

К характеристике средовой подход в педагогике

В работе дается определение и краткое описание особенностей методологических, теоретических основ и технологического своеобразия средового подхода как управленческой системы в образовании. Актуальность определяется потребностью в получении технологичного, удобного и универсального инструмента организации образовательного процесса в системе координат средового подхода в педагогике.
Ключевые слова: среда, средовой подход, принципы, понятия, правила, технология опосредованного управления.

Особенности средового подхода на теоретическом уровне проявляются.
1. в своеобразии терминологического аппарата. Термины: ниша, трофика, стихия, меченые не встречаются в других педагогических системах и конструкциях и открывают новую реальность, где личность это цель, среда – средство, образ жизни – способ достижения цели, управленческие действия — источник всяких изменений.
2. в логической упорядоченности. Все термины связаны причинно-следственной зависимостью и образуют систему. Опустить какой-либо термин означает разрушить связи в системе и лишить ее действенности.
3. в культуросообразности языка предового подхода. Понятийный аппарат подхода основан преимущественно на русской лексике и отражает исконное мироощущение и мировосприятие более 80% жителей России.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.


ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Первым профессиональным планировщиком, который отказался от отчуждённо-бюрократического подхода и поставил в центр человеческое восприятие городской среды, стал Кевин Линч. Он заложил основу так называемого средового подхода. Это направление, объединяющее психологические, социально-психологические, социологические разработки в изучении городов с городским планированием и проектированием.


«Среда — это то, что окружает человека, влияет на него, и наоборот. Для средового подхода характерно объединение знаний профессионалов из самых разных областей. То есть над улучшением качества жизни, к примеру, работают одновременно градостроители, архитекторы, культурологи, экологи, философы, инженеры. В официальных кругах чаще всего термин используется, когда речь идёт об устойчивом развитии. Применим средовой подход как в глобальном смысле, например при комплексном планировании региона, так и в локальном — проектировании отдельного здания. Во втором случае важными становятся не только функция и форма, но и то, каким образом они будут вписаны в повседневность пользователя, не будут ли нарушать культурный контекст или портить экологическую обстановку.


«Я бы не стала говорить, что средовой подход — это всего лишь тренд, который подразумевает включение экологических аспектов в городское планирование на региональном или локальном уровнях. У средового подхода есть экзистенциальное значение, так как он затрагивает основные потребности человечества. И речь не только о Москве и даже о Европе — во всём мире меняется отношение к тому, как использовать природные ресурсы. Идея получила своё развитие ещё в 1970-е годы. Именно тогда был сделан первый шаг к пониманию проблем окружающей среды как неотъемлемой части городского планирования.

Один из первых и самых заметных примеров того, как успешно может применяться средовой подход в 21 веке стал проект развития бывшего порта в Мальмо. Здесь впервые в крупном масштабе была спроектирована и реализована среда обитания с высокотехнологичными решениями использования природных ресурсов: водоем, который улучшает микроклимат, большое разнообразие растений, влияющих на богатую флору и фауну, солнечные батареи, генерирующие электричество, производство энергии из отходов.

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Читайте также: