Средневековые представления о богатстве и труде кратко

Обновлено: 05.07.2024

Подобное отношение к средним векам, до известной сте-ueim объяснимое в XVII и XVIII веках, когда молодая бур­жуазия, готовясь'к открытой борьбе против феодализма, идеологически развенчивала эпоху господства дворянства и церкви, давно лишилось всякого оправдания. 'Не следует забивать, что именно в средние века зародились европей­ские. нации и сформировались современные государства, сложились языки. Но которых мы до сих пор говорим. Мало того, к средневековью зосходят многие из культурных цен­ностей, которые легли а основу нашей цньг.лиззции При всех контрастах связь и преемственность этих культур несомненны.

стьяпством. Поэтому и отношение к труду и к собственности в этом обществе было совершенно иным, нежели в обществе доклассовом. И тем не менее здесь нетрудно обнаружить связь. Наша задача состоит не в анализе собственнических отношений при феодализме,— мы хотим выяснить, как понимали собственность в этом обществе, какова была ее этическая оценка и в чем видели предназначение богат­ства. 'Естественно, представители разных классов смотрели на труд и собственность неодинаково. Вместе с тем в фео­дальном обществе господствовала христианская мораль, нормы которой были обязательны для всех и в той или иной степени разделялись всеми классами и социальными группами.

Феодальное общество основывается на собственности — на крупной собственности дворянства и церкви, на мелкий трудовой собственности крестьян и ремесленников. Тем не менее обладание собственностью никогда не получало на протяжении средневековья безусловного оправдания и одобрения,— оно допускалось, но на определенных условиях и с изрядными оговорками. Христианская рели­гия санкционировала феодальный строй, но ее отношение к собственности было довольно противоречивым.

Отцы церкви многократно указывали на то, что первые люди, будучи безгрешными и непосредственно общаясь с богом, не знали не только труда, но и собственности. Сотворенная господом земля, как и ее плоды и все живые существа, были им отданы во власть человека, но господь хотел, чтобы обладание ими было общим. Лишь своекорыстие людей в состоянии грехопадения привело к установлению частной собственности.

Отношение к труду в средние века было противоречивым.

С одной стороны, в необходимости для человека трудиться церковь видела следствие и проявление несовершенства его природы. Грехопадение сопровождалось карою господней: в наказание бог обрек род человеческий добывать себе хлеб в поте лица и выслал праотца из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

Людям вообще надлежит не столько заботиться о пропитании и о физическом своем, благополучии, сколько о духовном благополучии.

С другой стороны, труд признавался в качестве необходимого занятия человека, В своей обыденной, земной жизни люди не могут не трудиться.

Человек средневековья был способен и к поэтизации своих производственных занятий. Порталы готических соборов украшают наряду с фигурами персонажей Священного писания барельефы и статуи, изображающие тружеников, занятых различными сельскохозяйственными работами.

Воздействующий на природу человек трудом прославляет творца. Жизнь деятельная получает свое место бок о бок с жизнью созерцательной. Они в равной мере священны. Труд постепенно находит свою морально-религиозную санкцию. Сцены сельских работ, несомненно, отражают возросшее самосознание народа, понимание им важности производительного труда в общем устройстве мира. Под давлением нового отношения трудящихся к своей деятельности начинают пересматривать воззрения на труд и теологи. Опираясь на Библию, они в свое время утверждали, что труд — наказание, ниспосланное людям за грехи. Но в XII—XIII веках в той же Книге Бытия богословы стали подчеркивать другие идеи, а именно что Адам возделывал сад Эдемский и, следовательно, прежде чем стать покаянием, труд был благословенным богом занятием.

Отношение средневековых ремесленников к произведениям своего труда, отношение отличается от безразличия рабочего и предпринимателя буржуазного общества к выпускаемой продукции. Относительная узость средневекового городского рынка, распространенность работы на заказ, высокие требования, предъявляемые цехами к качеству изделий,— таковы некоторые из условий, определявших это особое отношение мастера к плоду своих рук.

Труд имел не только экономическое содержание — он мог быть источником морального удовлетворения. Мастер, изготовляющий ремесленный шедевр, утверждая свое право на членство в цехе, вместе с тем утверждал и свое личное достоинство, общественное положение, принадлежность к корпорации. Именно в качестве члена группы мог он определиться как правовой индивид, как человеческая личность.

Более того, труд мог восприниматься и как социальное преимущество крестьян перед сеньорами. Труд прародителей — не проклятие, а искони присущее человеку занятие, дворянин же — излишний член общества, ибо он не выполняет полезной функции и вообще в этом своем качестве не сотворен богом.

БОГАТСТВО

Христианская религия санкционировала феодальный строй, но ее отношение к собственности было довольно противоречивым.

Отцы церкви указывали на то, что первые люди, будучи безгрешными и непосредственно общаясь с богом, не знали не только труда, но и собственности. Сотворенная господом земля, как и ее плоды и все живые существа, были им отданы во власть человека, но господь хотел, чтобы обладание ими было общим. Лишь своекорыстие людей в состоянии грехопадения привело к установлению частной собственности.

Следовательно, собственность и раздельное владение — не от бога, а результат корыстолюбия людей, несовершенства их природы после изгнания из рая.

Праведник мыслился бедным, ибо бедность — добродетель, каковой ни в коем случае не могло стать богатство. Имущество — воплощение земных интересов, отвлекающее человека от мыслей о загробной жизни и от забот о спасении души. Вера требует отрешения от земных дел и интересов. Поэтому праведному последователю Христа богатство должно внушать презрение.

В обществе должны были существовать люди, которые приняли бы на себя выполнение обета добровольной бедности и, являя остальному обществу пример, подражать коему оно оказывалось не в состоянии, вместе с тем служили бы ему утешением: эти избранники божьи своим праведным поведением и отречением от земных благ и интересов спасали род человеческий в целом.

Теологи осуждали не столько сам принцип индивидуальной собственности, сколько злоупотребление ею. Человек, по их учению, должен владеть лишь тем, что ему действительно необходимо для удовлетворения своих нужд.

Раннехристианский идеал общины верующих, отрешившихся от всякого владения и не заботящихся о своем пропитании, средневековое христианство заменило идеалом мелкой собственности, обладание которой дает возможность удовлетворять необходимые потребности. Накопление сверх этого минимума считалось греховным, ибо диктовалось корыстолюбием.

Критерием различия между допустимой и недопустимой собственностью оказывался не сам ее размер, а те цели, которые преследовались собственниками, и средства, употреблявшиеся для получения богатства. Главное -помыслы, духовное состояние человека. Богатство, по утверждению Фомы Аквинского, не может служить конечной целью, оно — лишь средство для достижения иных целей, находящихся за пределами хозяйственной сферы.

Среди доблестей, характеризующих феодального сеньора, на первом месте стояла щедрость. Сеньор — человек, окруженный приближенными, дружинниками, вассалами, служащими ему, поддерживающими его и выполняющими его повеления. Могущество знатного сеньора определяется численностью его подданных и верных ему людей.

Нормой считается поведение, заключающееся в том, что сеньор щедро, не считая, раздает и растрачивает богатство, не вникая, не превышают ли расходы поступления.

Богатство для феодала — орудие поддержания общественного влияния, утверждения своей чести.

Подобно всем знакам, имеющим социальный смысл, его реализация подчиняется ритуалу и установленным канонам. Пиры, празднества, придворные собрания, турниры происходят в определенные сроки, с соблюдением привычного декорума, сопровождаются церемониями.

-Среди пороков самые тяжкие и греховные — гордыня, скупость, корыстолюбие.

Среди конститутивных моментов “модели мира” в любом обществе мы найдем концепцию собственности, богатства и труда. Эти политико-экономические категории представляют собой вместе с тем и категории нравственные и мировоззренческие: труд и богатство могут получать высокую или низкую оценку, их роль в человеческой жизни может пониматься по-разному. Хозяйственная деятельность - составная часть общественной практики, взаимодействия человека с миром и его творческого воздействия на мир. Она отражает жизненные установки общества, и поэтому реконструкция категорий труда и собственности существенно важна для понимания духовного климата, господствовавшего в этом обществе. В труде можно видеть проклятье, тяготеющее над человеческим родом, или доблесть, которая выделяет человека из остального мира и делает его господином природы. В богатстве можно видеть конечную цель человеческой активности либо средство для достижения иной цели. Поэтому концепция богатства и труда, доминирующая в обществе, является неотъемлемой составной частью “модели мира”, - она задает императивы поведения, формирует идеалы, которыми руководствуются члены этого общества. Разумеется, понимание собственности и труда, преобладающее в обществе, порождается существующей в нем системой производственных отношений, но оно и само входит в эту систему и представляет собой существенный фактор ее функционирования. Средневековье с самого начала определило свое отношение к труду и богатству, совершенно отличное от отношения к ним в античном мире. В последнем труд не мог считаться добродетелью, более того, он вообще не рассматривался как существенный признак человека. Человеческий идеал античности предполагал индивида - члена полиса, государства, гражданина, поглощенного общественной, политической, культурной жизнью, а не физическим трудом. Этот труд перекладывался на плечи рабов, вольноотпущенников.

192 Гражданин - воин, участник народного собрания, спортивных состязаний, религиозных жертвоприношений, посетитель театральных зрелищ и дружеских пиров - личность, развивающая себя вне сферы материального производства. Богатство - средство для ведения гражданской жизни, и поэтому экономические теории античности сводятся к вопросу: какой вид собственности обеспечивает наилучших граждан? Античная цивилизация в “классический” период не знала высокого достоинства физического труда, его религиозно-нравственной ценности. Платон, отвергая зримый, осязаемый мир - бледную копию мира идей, Аристотель, подчеркивая политическую природу человека, относились к производительному труду с аристократическим презрением. Благородная праздность доблестна. Труд для древних был недосугом, своего рода отклонением от нормального образа жизни. Однако необходимо подчеркнуть, что понимание ими досуга не сводилось к пустому безделью. Древнегреческое оcоlh; (лат. schola) - свободное время, досуг, отдых, праздность; но это слово обозначало также время, посвященное учености и ученым беседам школу, в особенности философскую школу (отсюда и средневековая scholastica). Что же касается труда, то термин Jiovog имел и второй смысл, тесно сплетавшийся в сознании древних греков с первым: тягость, страдание, несчастье, бедствие. Физический труд - мука и боль - удел несвободных и низших тяжкое и нечистое занятие, унижающее человека и приближающее его к скотине. Свободный человек пользуется услугами рабов и слуг, являющихся орудиями, инструментами, которые обеспечивают его благосостояние. Лишь для земледелия делалось исключение. Отсутствие интереса к механическим изобретениям, способным облегчить ручной труд, сочеталось с мечтами о “роботах” и чудесных устройствах, которые обеспечили бы полную праздность человека _ это достаточно ясно характеризует отношение к физическому труду в древности. Труд не может облагородить человека он бессмыслен и отупляющ; в нем нет и не может быть внутренней красоты. Образ Сизифа, беспрерывно вкатывающего на вершину горы камень только для того, чтобы он тут же скатился вниз, мог возникнуть лишь в обществе мыслившем труд как наказание. Безделье, свобода от необходимости трудиться были идеалом не одних имущих, но и бедняков: девизом люмпенов было “хлеба и зрелищ”

193 и жизнь за чужой счет представлялась наилучшим выходом в их жалком состоянии. Христианство, провозгласив принцип “не трудящийся да не ест”, радикально разорвало с этими установками классической античности. В обществе мелких производителей труд не мог считаться позорным занятием. В труде стали видеть нормальное состояние человека. Правда, это состояние сделалось необходимостью не в результате сотворения человека, а вследствие его грехопадения; в труде видели и наказание. Существенно, однако, что праздность была отнесена к числу тягчайших грехов. Каждый человек должен выполнять определенную функцию, все должны заниматься своим делом, хотя не все виды деятельности. необходимой для общества, в одинаковой мере приближают человека к богу. Богатство, подобно труду, не рассматривалось как самоцель или как условие обеспечения праздного существования. Отношение к богатству определялось отношением к загробному спасению: обладание имуществом могло способствовать, но могло и помешать душе достигнуть райского блаженства. Но в обладании богатством последователи Христа - проповедника бедности и аскетизма - видели нечто сомнительное и вряд ли морально оправдываемое. “Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие”, - эта максима Евангелия от Матфея (19, 24) была источником сложных духовных и социальных конфликтов на протяжении всего средневековья. Экономические постулаты средневековой церкви отражали социальную реальность феодализма, провозглашая богатство не конечной целью, но лишь средством, гарантией существования каждого члена общества “secundum suam conditionem”. Производство в период раннего средневековья не подчинено интересам накопления и наживы; цели, которые перед ним ставились, заключались в обеспечении “достойного” существования каждой из частей целого - corpus Christianum, сословие разделенного согласно воле божьей. Здесь богатство служит средством достижения и упрочения общественного могущества, тогда как в буржуазном обществе самое богатство становится решающей социальной силой. Поэтому в средневековом обществе не безразлично, в чем воплощено богатство - в земле или в движимости, в деньгах, - и к разным видам собственности, находившимся в обладании представителей разных сословий, существовало неодинаковое

194 отношение, в противоположность богатству буржуазии, природа которого свободна от сословно-этических оценок. В классово разделенном феодальном обществе, естественно, существовало различное отношение к труду у людей, принадлежавших к разным классам и общественным группам. Социальные антагонизмы средневековья находили свое выражение и в концепции труда и собственности.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

По канону средневековой морали, деньги портят праведного христианина, поэтому для обеспечения путёвки в рай необходимо добровольно принять бедность.

Христианская мораль: отношение к богатству и бедности

1.jpg

Взгляд из средневековой Франции: деревня Монтайю

2.jpg

Что же воспринималось как богатство? Прежде всего, земельные наделы и власть, дружеские и патрон-клиентские связи, а также влияние и знания. Бедняком мог считаться человек, лишённый одной из представленных характеристик.

3.jpg

Не каждый из тех, кто считал себя бедняком, мог рассчитывать на подаяние. Милостыня предусматривалась только нищему по статусу, тому, кто заслуживал поддержки. Плохо обеспеченный трудяга не считался нищим.

4.jpg

При всём негативном отношении к богатству бедность также не считалась примером для подражания. И если роскошь в распоряжении церковной организации вызывала резкую критику, то к мирскому благосостоянию люди были снисходительнее.

Средневековьем считается промежуток между Античностью и Новым временем. Эта эпоха (в культурном, цивилизационном и других отношениях) имеет примерно схожие признаки в истории Европы и Ближнего Востока. Несмотря на то что, по мнению некоторых ученых, Средневековье было периодом упадка и деградации, это огромный временной отрезок, который длился с V по XV век.

Кстати, если постараться дать краткую характеристику этому времени, сформулировать ее можно так:

  • ученые в своих исследованиях опирались на религиозно-этические нормы;
  • ученые были категорически против рыночных отношений;
  • общество строилось на феодализме и труде крепостных, которые на практике были почти рабами.

Как же сформировался такой своеобразный формат существования общества?

Догматические основы устройства общества

Восток

Для Востока документом, на который опиралось мироустройство, был Коран. Казалось бы, что общего между Священным писанием и экономическим устройством государства? На самом деле Коран – это не только сборник мусульманских молитв и проповедей. Священная книга также содержит перечень законов, регулирующих систему права и экономику исламских стран. Так, в Коране сказано, что каждый человек должен превозносить труд, а торговля должна быть богоугодной. Неравенство (деление на богатых и бедных) общества предстает в Книге как нечто обязательное.

Европа

Преимущество христианская (по началу даже без разделения на ветви) Европа, конечно, опиралась на Библию. Авторы церковных законов (канонов) высказывали презрительное отношение к физическому труду. Например, Августин Блаженный не разделял умственный и физический труд и считал необходимым совмещать оба вида. Рабство он рассматривал как закономерный результат войны.
Кроме того, не стоит забывать об общем отношении христианской религии к материальным благам. Ведь “проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие небесное”.

Реальное положение дел

Англия и чума

Франция и Западная Германия: вилланы и сервы

В этих же странах общество разделилось на два слоя. Вилланы (свободные люди), которых было меньше, платили так называемый оброк и могли уйти со своей земли, предварительно найдя себе заместителя. Другая категория – сервы. По сути, они были рабами и собственностью господ. Их можно было купить или передать по наследству, большинство из них работало на земле. Сервы не имели права покидать свой участок, а также жениться вне границ владения своего господина. После смерти серва его имущество переходило господину, однако родственники могли это предотвратить, заплатив выкуп.

Эпоха городов

Кроме того, Средневековье стало временем расцвета городов. Они не были похожи на современные мегаполисы. Население могло достигать всего лишь 10 000 человек. Так или иначе, но города стали центром развития новых ремесел, появлялись незнакомые деревням пекари, мясники, портные, башмачники, которые приходили из других городов. Ремесленники устанавливали свой быт, отличный от крестьянской жизни. Работая круглый год, они не ходили в поле, а получали пищу от других людей. Ремесленники объединялись в цеха, каждый из которых имел своего начальника. Желающий заниматься ремеслом должен был закрепиться в цехе, отработав перед этим испытательный срок.

Население городов состояло из бывших крестьян, которые могли себя выкупить и обрести свободу. Основными занятиями горожан были ремесло и торговля. Многие также вели домашнее хозяйство, продолжая работать на полях и содержать скот.

Читайте также: