Средневековая культура европы идеалы и ценности кратко

Обновлено: 14.05.2024

Средние века - большая эпоха человеческой истории и культуры, примерно тысячелетний период, c V по XV вв., когда в мире господствовал феодальный строй. Для большей части Европы раннее Средневековье характеризуется низким уровнем производительных сил, господством натурального хозяйства, слабым развитием общественного разделения труда. Серьезное влияние на социокультурную ситуацию оказывали также такие факторы, как

  • бесконечные войны между государствами,
  • вторжение кочевников (гунны, авары, печенеги, половцы),
  • распространение и укрепление христианства,
  • борьба против арабских захватов.

В результате окончательного распада Римской империи временно были утеряны наивысшие достижения цивилизации. Искусство, литература, теоретические и прикладные вопросы науки были преданы забвению. Многие историки культуры, касаясь только этой стороны развития цивилизации, считали Средние века мрачной эпохой, которая привела к гибели цивилизации и на протяжении которой не было почти никакого прогресса, пока в период Возрождения люди не открыли повторно искусство и науки Древней Греции и античного Рима, чтобы на их основе вернуться в лоно цивилизации. Действительно, натуральное хозяйство было примитивным, производительные силы и техника были развиты слабо. Войны и эпидемии истощали силы культуры. В духовной сфере господствовала инквизиция, которая подавляла любую мысль, идущую вразрез с церковными догматами, и жестоко расправлялась с носителями еретических учений. Но богатство и многообразие эпохи связано с другими формами деятельности.

В Средневековье начинают появляться машины: ветряные мельницы, водяное колесо, рулевое управление, книгопечатание и многое другое. В области искусства достигается небывалая до этого глубина и техническое совершенство. Народная культура, скрыто или явно противодействуя клерикальной, придает культуре индивидуальность и национальный колорит. В рамках церковного искусства создаются шедевры, которые и сегодня поражают воображение.

VI-XI вв. - раннее Средневековье:

  1. развитие Восточной Римской империи (Византии);
  2. возникновение и крушение варварских государств;
  3. образование и распад Священной империи Карла Великого;
  4. сложение государства Киевская Русь, принятие христианства.

В истории искусства это: искусство Византии, дороманское искусство, древнерусское искусство домонгольского периода.

XII-XV вв. - классическое Средневековье:

  1. создание основных европейских государств (Англии, Франции, Германии, Италии);
  2. распад Киевской Руси, монголо-татарское иго, победа над ним и становление централизованного государства во главе с Москвой.

В истории искусства это: романский и готический стили, проторенессанс и раннее Возрождение в Италии, Северное Возрождение (Нидерланды), древнерусское искусство послемонгольского периода.

XVI в. - первая половина XVII в. - позднее Средневековье: упадок феодализма, первая буржуазная революция в Англии.

В истории искусства это: Высокое и Позднее Возрождение в Италии, Возрождение в Германии, Франции, Англии, Испании, последний этап древнерусского искусства.

Что определяло мировосприятие и жизненные ценности средневековых европейцев?


Какие сословия сформировались в средневековом обществе и каким было положение каждого из них? Какие нравственные ценности были характерны для античного общества? (История Средних веков, 6 класс)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 10-1. Мировосприятие и жизненные ценности средневековых европейцев
Напечатано:: Гость
Дата: Воскресенье, 6 Март 2022, 05:45

Оглавление

1. Представления о пространстве и времени

Мировосприятие – это опыт коллективного познания окружающего (внешнего) мира, формирования наглядных представлений человека о мире и определения своего места в нём.


Средневековая Западная Европа – это регион, около 70 % территории которого в начале Средневековья составляли леса. Связь между многими населенными пунктами была нерегулярной. Большинство людей в течение жизни не выезжали за пределы своего поселения, еще реже европейцы покидали границы своей страны. Все это накладывало отпечаток на представления человека об окружающем его пространстве. Специфика географических карт Раннего средневековья свидетельствует о скудности знаний о мироустройстве. Границы стран, континентов и морей отображены на них с большими погрешностями. Часто на картах изображали фантастических существ, якобы обитавших в малоизведанных европейцами регионах. Церковь поддерживала представление о том, что Земля – плоский диск, а не шар.

Средневековый человек имел примерные представления об измерении пространства. Например, длину пути исчисляли обычно количеством шагов или дней, затрачиваемых на перемещение.



У средневековых жителей Западной Европы было представление о двойственном характере окружающего пространства: мир для них делился на реальный и сверхъестественный. Обе эти составляющие мыслились как неразрывное целое. Считалось, что встреча с ангелами возможна в церквях и монастырях, а нечистую силу легче всего встретить в лесах и на болотах, а также на кладбищах.

В Средние века о времени, как и о пространстве, судили весьма приблизительно. Средневековый западноевропеец мог измерять время двумя способами. Первый, более точный, – с помощью песочных часов. Второй, наиболее распространенный, – по положению солнца или луны на небе. Еще одним ориентиром во времени был звук церковного колокола, призывавший верующих на молитву восемь раз в сутки, каждые три часа начиная с полуночи. В сутках также выделяли четыре части: утро, день, вечер, ночь. Смена сезонов позволяла людям ориентироваться в годовом цикле. События могли датировать временем правления того или иного монарха. Под влиянием учения церкви время воспринималось линейно: человеческая история – это период времени от сотворения мира до Страшного суда и Конца света.

Потребность в более точном определении времени появилась с развитием и ростом городов и распространением городского образа жизни. Очевидно, что для ремесленников и купцов время играло большую роль. Первые механические часы на публичных зданиях в средневековых городах появились только в начале XIV в.

2. Социальное окружение

Права и обязанности каждого члена общества четко определялись его социальным статусом – принадлежностью к семье, сословию, профессиональному сообществу. На уровне родственных отношений основной ячейкой общества была семья, положение мужа, жены и их детей было различным. Далее учитывался профессиональный статус: положение в обществе определялось видом занятий человека. На вершине данной иерархии стояли знать и высшее духовенство, внизу находились ремесленники и крестьяне. При этом для аристократии имелось также ранжирование в рамках ступеней феодальной лестницы. Различались и ранги духовенства. В городских профессиональных корпорациях (цехи, гильдии) разным могло быть и положение горожан. Социальный статус человека мог меняться в течение жизни, однако не мог оказаться вне рамок строго регламентированного общественного деления, вне групп. Иначе он становился вне закона и считался изгоем.


Таким образом, именно в городской среде постепенно начинало формироваться и новое отношение к пониманию человека и его потребностей. Земные блага, земные интересы (а не только мир духовный или истязание плоти и бедность) стали восприниматься как угодные Богу ценности. Поэтому начала поощряться активная деятельность человека, направленная на то, чтобы заработать имущество честным путем.

3. Семья, любовь, феномен детства в средневековой Западной Европе


В высших слоях общества, в первую очередь среди монархов, браки заключались для достижения политических выгод. Такие браки оформлялись как династические союзы, а о чувствах между супругами речи не шло. Для укрепления положения браки часто заключались между представителями богатых купеческих семей и дворянами.

4. Жизненные ориентиры. Система жизненных ценностей

Христианские идеи и ценности прочно вошли в средневековые культуру и быт. Поэтому связь человека с Богом оставалась в центре внимания на протяжении всего Средневековья. Желательным считалось совершать паломничества, чтобы прикоснуться к христианским святыням. Почитание святых, которые объявлялись покровителями некоторых профессий, отдельных городов и даже целых стран, было важным для каждого христианина. В целом очень много внимания уделялось соблюдению обрядов. Строгое их выполнение и чтение молитв считались залогом спасения души верующего. Средневекового христианина страшила не столько сама смерть, сколько вечные муки в аду. Для постоянного напоминания о них в средневековых соборах часто изображали сцены Страшного суда.


Процесс интенсивной урбанизации наложил отпечаток на формирование жизненных ориентиров средневекового западноевропейца. Среди горожан было много грамотных людей, ведь умение считать и писать было необходимо в ремесленной и торговой деятельности, в городском самоуправлении и городских судах. И если прежде образованные люди сосредоточивались в монастырях, то теперь их становилось все больше среди городского населения. Поэтому именно в городах сформировались университеты, имевшие право на внутреннее самоуправление.

5. Идеалы античности и идеалы Средневековья

В Средневековье идеалы гражданственности и свободы периода античности сменились идеалами сословных ограничений и подчинения феодалу-сеньору. С античным идеалом свободной личности европейцы познакомились лишь к концу периода Средневековья. Это было связано с началом городского движения за самоуправление и с деятельностью гуманистов в эпоху Возрождения.

В то же время наследие античной эпохи оказывало большое влияние на средневековое общество. Так, например, латынь оставалась основным языком в преподавании и богослужении. Изучение римского права и формирование законодательства на его основе являлись неотъемлемыми процессами интеллектуальной истории Средневековья.

Таким образом, жизненный уклад средневекового человека кардинально отличался от современного. Всю систему ценностных ориентиров европейцев в Средневековье определяло христианство с его верой в загробное существование души. Только христиане были достойны уважения, с нехристианами были готовы даже вести религиозные войны. Знания о мире были ограничены, даже соседние нехристианские страны не вызывали никакого интереса у европейцев. Церковь поддерживала некоторые неверные представления, например, о том, что Земля плоская. В социальной жизни господствовали идеалы сословных ограничений и подчинения феодальному сеньору. Идеалы гражданственности были забыты.

Вопросы


1. Какие особенности пространственных представлений средневекового человека вы можете назвать? Какие факторы влияли на формирование этих представлений?

2. Каким образом жители средневековой Европы ориентировались во времени?

3. Чем определялся социальный статус человека в Средние века? Мог ли этот статус меняться в течение жизни?

4. Опишите средневековую семью. Какие семейные ценности, сформировавшиеся в Средние века, сохранились и в наше время?

5. Каким образом процесс урбанизации влиял на формирование жизненных ориентиров средневекового западноевропейца?

6. Сравните жизненные ориентиры представителей античной и западноевропейской средневековой цивилизаций. Что сохранилось от античного общества? Что было утрачено?

Средневековая культура. Культура Средневековья

Средневековье — это тысячелетие, условными историчес­кими рамками которого являются V и XV века. Культура ев­ропейского средневековья возникла в руинах Римской импе­рии. В грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борь­бе, от исхода которой зависело будущее.

Первая из них — это традиции дряхлеющей греко-римс­кой культуры. Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли. Если бы эта сила смог­ла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор даль­нейшей культурной жизни Европы был бы обращен в про­шлое. Культура Европы застыла бы в античных формах, по­добно индийской или китайской культуре.

Второй силой был дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Рим­ском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчез­ла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново.

Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистичес­кие установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому времени, когда рухнула Римская империя, христианское дви­жение уже имело централизованную церковную организа­цию, объединяющую всех христиан. Это позволило ему стать главной политической силой и одержать победу над греко-римским многобожием и варварством.

В этой борьбе культурных влияний и традиций средневе­ковое христианство претерпело некоторые изменения. Про­стые люди, новообращенные варвары, принимали Христа просто как более могучего бога , сохраняя при этом язычес­кое сознание: верили в леших, русалок, домовых, колдунов и т.п. Вытесняя язычество, христианская церковь пошла на трансформацию некоторых языческих персонажей, включив их в свою обрядность или объявив дьявольской нечистью.

Церковь отвергла античный культ разума, античный культ тела, заменив его принижением разума и постулатом греховно­сти чувственных наслаждений, здоровья и телесной красоты.

Аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым юношеству в школе, входившим как необходимый элемент во многие виды средне­вековой литературы. Аскетизм был наиболее ярким выраже­нием господства религии в средние века, когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна, а общественные отношения обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожи­дание возмездия и блаженства в потустороннем мире.

Культура Средневековья

Если духовенство в средневековом обществе заботилось о душе человека, то другая сословная группа — дворянство — имело иные представления о человеке. На его основе возник­ла так называемая рыцарская культура, со своим идеалом че­ловека. Этот идеал предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, вер­ность своему сеньору и богу, благородство, поклонение пре­красной даме.

Наиболее распространенными направлениями средневе­ковой науки были схоластика и мистика. Схоластика наиболее яркое выражение нашла в богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианс­кой веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения, которые схолас­ты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом, Аристотеля. От Ари­стотеля средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. В работах по географии, например, авто­ритет Аристотеля и других древних авторов в средние века считался бесспорным.

Схоласты возобновили изучение античного наследства, разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания, наконец, многие из схоластов были универсальными учены­ми, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук. Крупнейшими средневековыми схоластами были па­рижские профессора Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, английский ученый, монах Роджер Бэкон, уделяв­ший наибольшее внимание вопросам естествознания.

Официальное и светское искусство Средневековья

Безусловно, что официальное искусство носило черты христианской идеологии и было направлено на религиозные церковные нужды. Живопись превратилась в иконопись. В скульптуре, как и в живописи, господствовали библейские сюжеты. Вообще скульптура как вид изобразительного искус­ства в средние века не получила самостоятельного развития. Ведь ее объектом было тело человека в его динамике, эмоци­ях, красоте. А христианское мировоззрение считало телесную красоту греховной. Но статуи святых украшали готические храмы и внутри и снаружи. Возник своеобразный синтез цер­ковной архитектуры и скульптуры.

Музыка обслуживала интересы церкви. Высокого совер­шенства достигли такие жанры духовной музыки, как хорал, месса, реквием. Музыкальная культура средневековья осо­бенно проявилась в профессиональном многоголосии — дис­канте. Сложились каноны торжественного церковного пения. Следует отметить, что зависимость изобразительного искус­ства от религиозного мировоззрения придала ему символи­ческий характер, способствовала развитию условных приемов и стилизации форм. Фигуры святых разномасштабные, об­разы лишены реалистичности, схематичны.

Рыцарская культура

Рыцарская культура Средневековья

Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества, тем не менее, развивал и свою осо­бую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов — рыцарство в широком смысле слова — выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-ры­царских развлечений. Из последних особенно большое распространение получили рыцарские турниры — публичное состязание рыцарей в умении владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. Позже они превращались в поэмы, широкое рас­пространение получили романы, излагавшие различные ры­царские приключения. Большое место в рыцарской литера­туре занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в южной Франции и труверы в Северной, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной при­надлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.

Городская культура и народное творчество Средневековья

Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе, прежде всего, делала быстрые успехи светская лите­ратура, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые фаблио, в которых содержались остроумные нападки на фе­одалов. Много сатирических моментов, направленных про­тив феодалов, содержали и итальянские городские повести — новеллы.

Дело в том, что религиозность простых людей была свое­образной, и сочетание скабрезности и богохульства было не проявлением развращенности простых людей, а варварской детскости их представлений и восприятий. Во время мисте­рий, народных праздников распевались непристойные пес­ни о евангельских персонажах, осмеивалось все высокое и серьезное в христианской культуре.

Народные праздники, карнавалы, занимали в жизни на­рода Западной Европы в средние века довольно много време­ни. Они были выражением своеобразной смеховой культу­ры, к созданию которой имел доступ простой человек.

Я желал бы умереть
Не в своей квартире,
А за кружкою вина
Где-нибудь в трактире.

Особой фривольностью отличалась лирика вагантов (бро­дячие певцы). Даже в официальное христианской культуре, к созданию которой имел доступ простой человек, гротеск­ное мироощущение проявлялось в мистериях (театрализован­ное жизнеописание Христа), в дьявольских буффонадах, в са­тирических жанровых сценках (фарс), в фольклорных обра­зах вурдалаков, чудовищ и т.п.

Средневековая архитектура

Средевековая архитектура

Средние века оставили после себя много грандиозных па­мятников архитектурного искусства.

За время ІХ-ХІІІ веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. Первый по­лучил свое название от того, что он является подражанием древним римским постройкам. В действительности романс­кий стиль был гораздо грубее и несовершеннее, чем антич­ный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий ку­пол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражали и слабую в этот период строительную технику, и саму политическую обстановку по­стоянных феодальных войн и усобиц, когда те же церкви лег­ко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отно­шении готическая архитектура. Ее характерной чертой явля­ется стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла острая стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были больше, с множе­ством цветных разрисованных стекол. Обилие статуй, баре­льефов, причудливая резьба богато украшали здания изнут­ри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величе­ственные двери придавали соборам торжественность.

Из памятников римской архитектуры наиболее известны соборы в Пуатье и Орли (Франция), в Шпейере, Вормсе, Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искус­ства является собор Парижской Богоматери (Париж), Линкольнский собор (Англия), Миланский (Италия).

Несмотря на сословно-корпоративный характер, который носила культура Средних веков, она отличается определенной целостностью. Эту целостность придавали ей два опре­деляющих фактора: феодализм и христианство.

Отличительные черты культуры Средневековья

Подводя итоги, можно сказать, что отличительными чер­тами культуры средневековья были:

христианский, религиозный характер, через который просвечиваются идеи свободы и ценности земной жизни че­ловека;

традиционализм, который выразился в приверженнос­ти к иконам, архетипам, в ограничении свободы творчества рамками теологического мировоззрения, в безличности про­изведений;

символизм, нашедший свое выражение в семантичес­ком, широком толковании и анализе текстов из Библии;

историзм и дидактизм духовной жизни средневековья: праведники и преподаватели богословия стремились в ходе дискуссий, споров, поучений передать уникальность явления Христа и величие божественного замысла;

универсальность духовной культуры, сущность которой заключалась в создании общей картины мира, созданных ком­пиляцией теоретических знаний.

Творчество народов средневековой Европы заложило ос­новы дальнейшего развития культуры. Следует согласиться с теми культурологами, которые считают, что главным дости­жением этой культуры следует считать открытие духовных сил человека, открытие источников гуманистического миро­воззрения. По отношению к нашей, современной культуре она сыграла, по сравнению М.К.Петрова, роль строительных лесов: без них постройку здания вести невозможно.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Читайте также: