Среда событий дизайна это объяснить кратко
Обновлено: 02.07.2024
8. Основные методологические подходы в дизайн - проектировании, их сущность, специфика, возможности использования в практической деятельности. Системное и комплексное проектирование. Средовой подход: основные методологические и ценностные установки. Типология объектов средового дизайна.
Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 60-х годов, когда стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.
Дизайн – одна из форм проектной деятельности. Дизайн-деятельность реализуется практическими средствами проектирования, одна часть которых находится и изобретается профессионалом в процессе работы, а другую составляют методы научного анализа и классификации, идущие от базовых для проектирования дисциплин – физиологии, социальной психологии, эргономики и др.
Методы дизайнерской деятельности – скорее средства психологического и общего развития всех сил и способностей человека, а не определенные приемы изготовления чего-либо.
Базой новых методов является системный подход, который представляет реальный объект в виде системы и осуществляет по отношению к нему сначала макро-, а затем и микроанализ, должным образом детализирующий частные задачи. Отправным пунктом исследования является рассмотрение объекта и его функционирования во внешнем мире в целом, а затем – членение его на составляющие, выделение характерных подсистем, рассмотрение связей между ними и т.п.
Процесс развития методики дизайна начался с разработки частных методов, а продолжился составлением методик комплексных. Цель любой методики – упорядочить систематизировать конкретную практическую деятельность для достижения нужного результата наиболее простым, экономным и разумным способом.
Виды дизайнов
Генеральные функции
Родственные виды искусств
Пространственный подход – акцент делается не на единичном объекте, а на целом, образованном множеством отношений между вещами.
Жилая среда – комплекс открытых и закрытых пространств, предназначенных для проживания человека, оборудованных и оснащенных в соответствии с образом жизни, социальными и личными интересами пользующихся жилищем.
эк сп лу ат ац ион ны е, т ех но ло ги че ск ие и п ро из во дс тв ен ны е аспекты проектного за дания.
при думат ь фо рму ст ула, а т ем б оле е ус овер шен ств ова ть ил и ук раси ть е е. Д иза йне ру на до
зр им ые че рт ы мат ер иа льн о-фи зи че ск ие т ела , явл яю тс я ка рк ас ом, базой индивидуал ьно-
(х удож ест вен ная ор ган иза ция фо рмы) , д руг ие при ем ы и нав ык и, и ме ющи е ма ло общ ег о с
эс тет ичес кие ), дру гие сре дст ва (ху дож ест вен ная орг ани зац ия форм ы), др уг ие пр ием ы и
Н о в лю бо м ва ри ан те вс е о ни от но ся тс я к с ос то ян ию , де йс тв ию , п ре д наз начен ию
пр ос тр ан ст ве нн ые ус ло ви я их ос уще ств ле ния . Те са мы е пр иб оры и ср ед ов ые ан сам бли ,
ко то рые , с одн ой ст оро ны, дол жн ы по вл ият ь на но рм аль но е, эф фек ти вно е вып ол нен ие
• пр о из в ед е ни я д и за йн а , н ес у щи е н ек и й и н ф ор м ац и о нн ы й си гн а л , ук азан ие ,
п р и с п о с о б л ен и й , п р и б о р о в , ве щ е й и и х к о м п л е к с о в , к о т о р ы е ча ще все го вы гляд ят ка к
с р е д и пр о и з в е д е н и й г р а ф и ч е с к о г о ди з а й н а в с т р е ч а ю т с я и о бъемн ые уста новки и
Понятие об архитектурной среде. Типология средовых объектов и систем. Иерархия масштабных форм средовых объектов. Понятие о предпроектном анализе, его применение в дизайне среды. Эксплуатация и специфика проектирования жилой среды, промышленных помещений.
Рубрика | Строительство и архитектура |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.12.2013 |
Размер файла | 77,8 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Их отличает от объектов массового хаоактера того же профиля (церкви, кинотеатры и пр.) индивидуальность способа реализации функции, из чего следует и самобытность архитектурно-дизайнерского решения, в т.ч. образных характеристик.
Диалектика вариантов отражения эстетического начала в постройках общественного назначения хорошо видна на примере театральных зданий.
В традиционном театре подавляющая часть сложного оборудования (софиты, подъемы, фурки, круг и т.д.) спрятаны от зрителя - на виду у последнего остаются занавес и софиты. И это потому, что считалось, что театральная техника не должна отвлекать внимания от того, что происходит на подмостках.
Современный театр давно трансформировал это положение, включив прямой показ оборудования в эстетику зрелища. В результате спектакли идут зачастую без занавеса, без декораций, без антрактов. И почти везде исповедуется принцип активного привлечения техногенных впечатлений к образу среды, что как бы наилучшим способом отвечает современной визуальной культуре.
Тенденции участия специального технологического оборудования в формировании общественной сферы можно сформулировать следующим образом:
- композиционная структура средового пространства выступает как формализация, закрепление дизайнерской концепции оснащения функциональных процессов;
- поэтому образные характеристики такой среды есть, прежде всего, следствие визуализации функционально-технологических принципов оборудования и организации средовых процессов, которая только дополняется другими средствами формирования облика среды (пластика, цвет, отделка поверхностей, расчлененность пространственных форм, привлечение средств других видов искусств и т.д.).
Другими словами, облик тех видов среды, где основную роль в реализации функциональных процессов играет оборудование и предметное наполнение, сегодня решается преимущественно дизайнерскими средствами, и только там, где процесс не требует специального оборудования - доминирует архитектурно-пространственное начало.
Особые формы общественной среды.
Для общественной среды характерно еще одно размежевание средовых форм. Речь идет о различении способов потребления средовых комплексов, которые условно можно назвать среда - состояние и среда - событие.
Первое понятие относится к подавляющему большинству средовых комплексов и означает стабильное многократное использование пространств и интерьеров для заранее известных, предусмотренных задачами проектирования функционально-художественных целей, предопределенных назначением (административное, школьное, торговое здание).
Среда-событие - явление эпизодическое, она возникает в границах пространственных ситуаций среды любого назначения при проведении разного рода временных мероприятий (фестивали, ярмарки, праздники, парады и т.д.) и обычно лишена специально предназначенной для нее капитальной материально-пространственной базы.
Эту общую позицию дополняет ряд частных тенденций. Например, всеобщее - и заказчиков и проектировщиков - желание активного включения в любые интерьеры всех мыслимых форм ландшафтного дизайна.
Эта тема связана с необходимостью разработки и применения совершенно новых форм инженерного оборудования в общественных интерьерах. Среди такого рода устройств есть Средства прямой пространственной трансформации архитектурной оболочки среды -
Другие только ищут свое лицо - таковы зрительные залы телестудий (поле чудес), со своим техническим и игровым оборудованием.
В этом отношении ХХ век является впечатляющим примером. Потому что именно среда общественного назначения, изначально направленная на реализацию форм общения человека и общества, является наилучшей сферой поиска в области изобразительного (во всеобъемлющем значении этого слова) искусства, которое и есть само по себе одно из мощнейших средств человеческого общения.
9.Среда промышленных зданий и комплексов
Назначение и структура производственной среды.
Особенности производственных объектов. Противопоставление человека и машины как основа художественного содержания промышленных комплексов. Технологическое оборудование - ведущий фактор формирования промышленной среды. Приемы ее гуманизации.
В наши дни производственная сфера в развитых странах составляет основную часть созданных руками и разумом человека зданий, сооружений, и занимает ведущее место в общей массе капитало вложений в мировое строительство. Электростанции, транспортные сооружения, средства связи, строительная техника…
Многообразие видов промышленности определяет первую особенность среды промышленных комплексов: многочисленность ее разновидностей и их внешнюю несхожесть, так как каждой разновидности присущи свой тип продукции, свой способ ее производства, своя форма участия человека в производственной деятельности.
Вторая особенность - неизменная ориентация на прагматизм, рациональность организации, что отражается на общем деловом, суховатом характере эмоционального строя.
Третья особенность связана с тем, что производственная сфера - самая подвижная, и изменчивая часть созданного человечеством мира. Научно-технический прогресс, кардинально меняющий практически все технологии современного производства каждые 15-20 лет, полностью преобразует конкретные формы организации среды производственных комплексов, заставляет дизайнеров искать способы и средства ее безболезненного приспособления к новым задачам и обстоятельствам.
Четвертая особенность - многогранность интегрирования производственной сферы в жизнь человека. Она активно участвует в формировании специфического образа жизни разных слоев общества, занятых в производственных процессах, способствует выработке и утверждению все новых и новых технологий человеческой жизнедеятельности, что в свою очередь меняет мировоззрение, навыки и художественные идеалы общества и его отдельных членов.
Масштабность миссии промышленной среды - в созидании всей совокупности материально-физической продукции, необходимой для сохранения и развития человечества. И производственное технологическое оборудование доминирует в образе среды на всех уровнях ее организации.
Специально нацеленный дизайн машин, механизмов, инженерного оборудования. Здесь наиболее плодотворны два направления:
первое - выявление рационального, логического начала, т.е. стремление сделать понятным, объяснимым назначение механизма, его строение, причем от зрителя не скрывается сложность, хитроумность этой конструкции, ее мощность и т.д.;
а) о должном масштабе и цветовом климате нашего окружения, которые не должны отвлекать работника от дела, раздражать ненужной яркостью;
б) об ожидаемой тектонике машинного мира, с ясно выраженными представлениями о покое, устойчивости, силе тяжести, динамизме движущихся деталей.
объемно-пространственных предложений, как при работе с архитектурным пространством, так и при образовании пространственных структур из объемных форм технологического парка: станков и механизмов, зафиксированных в пространстве интерьера трубопроводов вентиляции и т.д.
Специфика проектирования объектов производственной сферы.
Общие установки комплексного формирования композиционной структуры, интегрирующей архитектурные и дизайнерские слагаемые производственной среды:
- архитектурный дизайн производственной среды вторичен по отношению к технологическим процессам, нацелен на обслуживание производственных задач, и разрабатывает прежде всего функционально-прагматические решения: ограждение рабочих пространств, рациональное размещение коммуникационных каналов и систем, обеспечение освещения, пожарной безопасности и т.д.
Поговорим о дизайне среды: какие существуют направления, в чём заключаются их особенности и что нужно знать для старта в профессии.
Читайте в материале:
Дизайн среды – это направление, которое включает самые разные виды дизайна: от ландшафтного до выставочного, от предметного до интерьерного. Работа в этой сфере подразумевает создание атмосферы и настроения места. Об особенностях профессии, обязанностях дизайнера и о том, какие навыки необходимо освоить для работы, рассказываем в нашем материале.
Что такое дизайн среды?
Дизайн среды – это оформление пространства, которое окружает нас в городе: домов, магазинов, улиц, парков, музеев и т. д. Всё это должно выполнять две основные функции – эстетическую (иметь продуманную композицию, соответствовать принципам гармонии) и эргономическую (быть удобным в использовании). Дизайн-проектирование среды зависит от назначения объекта – так, офис должен настраивать человека на работу, а интерьер бара, напротив, способствовать расслабленности и неформальному общению.
С помощью цвета, освещения, материалов, рисунка и других средств дизайнер среды создаёт в выделенном пространстве необходимую атмосферу. Перед ним также стоят задачи:
найти баланс между визуальной составляющей пространства и его функциональностью;
придумать дизайн-концепт и визуализировать его в специальных программах;
составить чертежи, план и техническое задание для рабочих;
подобрать материалы, растения, освещение и т. д.;
контролировать процесс проведения ремонтных работ.
Обычно дизайнеры среды специализируются на одном направлении. Для работы в сфере интерьера нужно разбираться в материалах и понимать принципы архитектурного планирования, а для создания ландшафтных проектов необходимы знания агрономии, геодезии и растениеводства. Хотя профессия дизайнера среды является творческой, она требует большой ответственности – неудобные стенды могут испортить впечатление покупателей от магазина, а неправильно подобранные цветовые сочетания в музее — сказаться на успехе выставки.
Основные направления и особенности
Основные направления дизайна среды :
Оформление торговых пространств. Работа с магазинами, кофейнями, ресторанами, торговыми центрами. Это направление дизайна среды тесно связано с маркетингом и брендингом, поскольку торговое пространство должно соответствовать концепции бренда и содержать элементы айдентики.
Ландшафтный дизайн. Благоустройство парков, бульваров, садовых участков. Включает в себя садово-парковое строительство, ландшафтное проектирование, озеленение территорий.
Дизайн интерьера. Оформление частных и общественных помещений. Дизайнер выбирает цветовую гамму, подбирает материалы и мебель, зонирует комнаты, составляет смету. Это направление может пересекаться как с оформлением выставочных пространств, так и с ландшафтными работами.
Предметно-материальный дизайн. Разработка дизайн-концептов окружающих нас предметов – от канцелярии до автомобилей, от посуды до компьютеров. Для работы в этом направлении нужно владеть программами моделирования, знать особенности производства, разбираться в стилях и трендах предметного дизайна.
Выставочный дизайн. Проектирование экспозиций – разработка концепта, оформление помещения, создание графических материалов, информационных табличек и указателей.
Независимо от того, какое направление вы выберете, вам потребуется знание основ композиции, понимание особенностей цвета и формы, владение графическими редакторами, умение составлять проектную документацию. Также дизайнер среды – это профессия , которая требует развитых коммуникативных навыков. Если вы планируете искать заказы на фрилансе, вам также необходимо научиться продавать свои услуги и находить клиентов.
Где учиться на дизайнера среды
Если у вас уже есть образование в любой сфере, вы можете пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки. Такая форма обучения даёт меньше теории, но развивает практические навыки, необходимые для работы. Программы онлайн-школы Pentaschool рассчитаны как на новичков, изучающих тему с нуля, так и на тех, кто уже имеет начальные знания в сфере дизайна среды :
Наши программы включают видеолекции, практические задания и вебинары. Занятия ведут дизайнеры с многолетним стажем — они поделятся секретами мастерства и расскажут слушателям о тонкостях профессии. За несколько месяцев вы пройдёте путь с 0 до первых проектов, соберёте портфолио и сможете брать заказы на фрилансе. По окончании обучения вы также получите диплом, который подтвердит успешное усвоение курса и поможет при официальном трудоустройстве.
Читайте также: