Сравните положения двух университетских уставов 1863 и 1884 привлекая дополнительный материал кратко

Обновлено: 04.07.2024

Система подготовки научно-педагогических кадров российских университетов сформировалась окончательно во второй половине ХIХ века. Ее становлению способствовали два последних университетских устава этого века: 1863 и 1884 годов.

Окончательное формирование структуры факультета по уставу 1863г., 13 кафедр, 11 ординарных и 4 экстраординарных профессора.

По Уставу 1863 года количество лекций, читаемых профессорами, не регламентировалось, в отличие от Устава 1835 года. В соответствии с последним каждый профессор должен был преподавать не менее восьми часов в неделю. Штатные профессора читали столько часов лекций в неделю, сколько назначит им факультет на основании представленных ими соображений. В результате университеты получили возможность увеличивать штат преподавателей на 67 процентов.

Университеты в соответствии с Уставом 1863 года имели собственные типографии и книжные лавки, могли издавать периодические труды, иметь собственную цензуру для тезисов и других научных изданий. Кроме того, университетам с разрешения министра народного просвещения предоставлялось право учреждать ученые общества для усовершенствования какой-либо определенной части наук.

далее по Томсинову В.А.

Новые тенденции в развитии юридического образования и юриспруденции в России отразил новый Общий устав императорских российских университетов, утвержденный 18 июня 1863 г. именным указом императора Александра II (далее — Общий университетский устав 1863 г.). Общий университетский устав был введен в действие в университетах: Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском и Св. Владимира в Киеве.

Согласно § 15 Общего университетского устава 1863 г. на юридических факультетах учреждались следующие кафедры при тринадцати профессорах и шести доцентах:

1) Энциклопедия права:а) Энциклопедия юридических и политических наук.б) История философии права.

2) История важнейших иностранных законодательств древних и новых.3) История Русского права. 4) История Славянских законодательств.

5) Римское право: а) История Римского права.б) Догматика римского гражданского права. в) Византийское право.

6) Государственное право:

а) Теория государственного права.

б) Государственное право важнейших иностранных государств.

в) Русское Государственное право.

7) Гражданское право и гражданское судоустройство и судопроизводство.

8) Уголовное право и уголовное судоустройство и судопроизводство.

9) Полицейское право:

а) Учение о безопасности (законы благочиния).

б) Учение о благосостоянии (законы благоустройства).

10) Финансовое право:

а) Теория Финансов.

б) Русское Финансовое право.

11) Международное право.

12) Политическая экономия и статистика.

Новый этап в истории юридического факультета Московского университета и в развитии российского юридического образования в целом начался после введения в действие в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском, Св. Владимира (в Киеве) и в Новороссийском (в Одессе) университетах нового Общего устава императорских российских университетов, утвержденного 23 августа 1884 г. императором Александром III (далее — Общий университетский устав 1884 г.)

Параграф 57 Общего университетского устава 1884 г. предписывал иметь на юридическом факультете следующие кафедры:

1) римского права;

2) гражданского права и гражданского судопроизводства;

3) торгового права и торгового судопроизводства;

4) уголовного права и уголовного судопроизводства;

5) истории русского права;

6) государственного права;

7) международного права;

8) полицейского права;

9) финансового права;

10) церковного права;

11) политической экономии и статистики;

Согласно § 60 Общего университетского устава 1884 г. на юридическом факультете должны было преподавать 11 ординарных и 4 экстраординарных профессора.




Помимо юридических наук будущим юристам после принятия Общего университетского устава 1884 г. преподавались, как и прежде, древняя римская история, римские древности, новая европейская история, всеобщая история, русская история, логика, богословие, судебная медицина, древние и современные иностранные языки.

Расписание занятий на юридическом факультете в 1885/1886 академическом году показывает следующее:

Историю римского права преподавал ординарный профессор Н. П. Боголепов, занимавший одновременно пост ректора университета.

Система подготовки научно-педагогических кадров российских университетов сформировалась окончательно во второй половине ХIХ века. Ее становлению способствовали два последних университетских устава этого века: 1863 и 1884 годов.

Окончательное формирование структуры факультета по уставу 1863г., 13 кафедр, 11 ординарных и 4 экстраординарных профессора.

По Уставу 1863 года количество лекций, читаемых профессорами, не регламентировалось, в отличие от Устава 1835 года. В соответствии с последним каждый профессор должен был преподавать не менее восьми часов в неделю. Штатные профессора читали столько часов лекций в неделю, сколько назначит им факультет на основании представленных ими соображений. В результате университеты получили возможность увеличивать штат преподавателей на 67 процентов.

Университеты в соответствии с Уставом 1863 года имели собственные типографии и книжные лавки, могли издавать периодические труды, иметь собственную цензуру для тезисов и других научных изданий. Кроме того, университетам с разрешения министра народного просвещения предоставлялось право учреждать ученые общества для усовершенствования какой-либо определенной части наук.

далее по Томсинову В.А.

Новые тенденции в развитии юридического образования и юриспруденции в России отразил новый Общий устав императорских российских университетов, утвержденный 18 июня 1863 г. именным указом императора Александра II (далее — Общий университетский устав 1863 г.). Общий университетский устав был введен в действие в университетах: Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском и Св. Владимира в Киеве.

Согласно § 15 Общего университетского устава 1863 г. на юридических факультетах учреждались следующие кафедры при тринадцати профессорах и шести доцентах:

1) Энциклопедия права:а) Энциклопедия юридических и политических наук.б) История философии права.

2) История важнейших иностранных законодательств древних и новых.3) История Русского права. 4) История Славянских законодательств.

5) Римское право: а) История Римского права.б) Догматика римского гражданского права. в) Византийское право.

6) Государственное право:

а) Теория государственного права.

б) Государственное право важнейших иностранных государств.

в) Русское Государственное право.

7) Гражданское право и гражданское судоустройство и судопроизводство.

8) Уголовное право и уголовное судоустройство и судопроизводство.

9) Полицейское право:

а) Учение о безопасности (законы благочиния).

б) Учение о благосостоянии (законы благоустройства).

10) Финансовое право:

а) Теория Финансов.

б) Русское Финансовое право.

11) Международное право.

12) Политическая экономия и статистика.

Новый этап в истории юридического факультета Московского университета и в развитии российского юридического образования в целом начался после введения в действие в Санкт-Петербургском, Московском, Харьковском, Казанском, Св. Владимира (в Киеве) и в Новороссийском (в Одессе) университетах нового Общего устава императорских российских университетов, утвержденного 23 августа 1884 г. императором Александром III (далее — Общий университетский устав 1884 г.)

Параграф 57 Общего университетского устава 1884 г. предписывал иметь на юридическом факультете следующие кафедры:

1) римского права;

2) гражданского права и гражданского судопроизводства;

3) торгового права и торгового судопроизводства;

4) уголовного права и уголовного судопроизводства;

5) истории русского права;

6) государственного права;

7) международного права;

8) полицейского права;

9) финансового права;

10) церковного права;

11) политической экономии и статистики;

Согласно § 60 Общего университетского устава 1884 г. на юридическом факультете должны было преподавать 11 ординарных и 4 экстраординарных профессора.

Помимо юридических наук будущим юристам после принятия Общего университетского устава 1884 г. преподавались, как и прежде, древняя римская история, римские древности, новая европейская история, всеобщая история, русская история, логика, богословие, судебная медицина, древние и современные иностранные языки.

Расписание занятий на юридическом факультете в 1885/1886 академическом году показывает следующее:

Историю римского права преподавал ординарный профессор Н. П. Боголепов, занимавший одновременно пост ректора университета.

В 1884 году был принят новый Университетский устав. Он вызвал крайне негативную реакцию и у преподавателей, и у студентов.

Предыстория

С 1802 года в России высшим звеном в сфере образования стал университет. Он инспектировал другие учебные учреждения: гимназии, училища и прочее. В 1804 году во время правления Александра I появился Университетский устав, который определял устройство и порядки в российских университетах. За его основу были взяты аналогичные документы западноевропейских стран, в частности Германии.

Университетский устав 1884 года

Впоследствии университетский устав трижды подвергался изменениям. В 1835 году был издан устав Николая II. Он стал ответной реакцией правительства на восстание декабристов и ужесточил контроль за учебными заведениями. В 1863 году Александр II подписал новый устав. Документ давал университетам больше свободы и создавал более благоприятные условия для учебной и научной деятельности. Устав Александра II был признан самым либеральным из всех уставов.

Положения устава

Проект нового устава разрабатывался в течение нескольких лет. Затем он был передан на рассмотрение в Государственный совет. Мнения членов законодательного учреждения по поводу нового устава разделились. Точкой спора стали экзамены и экзаменационные комиссии. Большинство выступало против нововведений. И все же Александр III, выслушав доводы сторон, в августе 1884 года подписал устав в первоначальной редакции.

Нормативный акт признавался основным документом, регламентирующим работу Санкт-Петербургского, Московского, Харьковского, Казанского, Новороссийского университетов, а также университета святого Владимира.

Университетский устав 1884 года

Часть положений нового устава были схожи с ранее подписанными документами 1835 и 1863 годов. Университеты по-прежнему находились под покровительством императора и назывались императорскими. Не была изменена и структура заведений (ВУЗы делились на факультеты).

Новый устав существенно повышал роль попечителя учебного округа и ректора. Последний теперь избирался министром народного просвещения и назначался на 4 года. При этом права ученого совета свелись к минимуму. В соответствии с уставом 1884 года выбор деканов осуществлялся попечителями округа, а не собранием факультетов.

Вводились изменения, касающиеся выпускных экзаменов. Теперь число комиссий для принятия выпускных экзаменов, председатели и экзаменаторы определялись министром просвещения.

В новом уставе появились нормы, которые почерпнуты в европейских документах:

  • Разработка факультетами нескольких учебных планов, которые предлагались студенту на выбор;
  • Конкурсная система отбора лекторов.
  • Студенты получили право выбирать преподавателей и занятия.
  • Ввод практики зачета полугодий для установления контроля за исполнением учебных обязанностей студентами.

Итоги

Устав 1884 года существенно изменил автономное положение университетов. Теперь их деятельность контролировалась попечителем, обладающим широкими полномочиями. Новым уставом устанавливался и более строгий надзор за студентами. Эти перемены соответствовали политике Александра III, ограничивающей свободу общества.

Некоторые изменения все же имели положительный характер. Студенты получили возможность выбирать учебный план и лекторов. А введение зачетов и экзаменов заставляло молодых людей более ответственно относиться к учебе.

Устав 1884 года был противоречивым и непопулярным среди профессуры и студенчества. Ужесточение режима не привело к ожидаемому результату правительства. Количество радикально настроенной молодежи среди студентов росло, беспорядки продолжались и усиливались.

Этот нормативный документ формально действовал до 1917 года. Однако его ключевые положения были пересмотрены Временными правилами 1905 года и законом 1916 года.

Университетский устав 1884 г.

После убийства Александра II в 1881 г. на престол вступает император Александр III. Новый правитель решает посвятить свое правление наведению порядка в стране. Одной из его реформ стала университетская реформа, составляющей которой и является Университетский устав 1884 г.
Предшествует Университетскому уставу назначение на должность министра народного просвещения И. Д. Делянова 16 марта 1882 г. К тому времени Делянов уже имел представление о том, в каких изменениях нуждается высшая школа России и имел определенный план по ее реформированию. Этим планом предусматривалось принятие Университетского устава. Уже 30 марта 1882 г. устав был отдан на рассмотрение в Государственный совет. Помощником Делянова в разработке проекта устава стал министр внутренних дел Д. А. Толстой. Он полагал, что все выпускники университета обязаны сдать государственные экзамены, которые бы являлись показателем профессиональных навыков и качеств выпускника.
Разработка устава подразумевала под собой конкретную цель: улучшить университетское образование и сделать его максимально приближенным к потребностям государства.
В Государственном совете проект устава был подвержен острой критике. Большинство участников совета отрицательно отнеслись к принятию данного документа, однако, были и те, кто разделял взгляды разработчиков устава. Самые большие разногласия у членов совета вызвал предусмотренный по уставу новый порядок назначения на управляющие должности внутри университета. Император Александр III долго не мог решить, какую из сторон ему занять, но в итоге присоединился к меньшинству.
В августе 1884 г. император созвал совет в Ропше, на который были приглашены только те, кто поддерживал принятие устава. 23 августа 1884 г. Александр III подписал указ Сенату о принятии Общего устава российских университетов.

Центральные положения Университетского устава 1884 г.:
1) каждый университет должен находиться под контролем министра народного просвещения; в особых случаях управляет университетом ректор (особыми случаями считались собрания, советы);
2) уставом утверждались права и обязанности лиц, занимающих пост попечителя учебного округа; попечитель становится самым главным в университете; попечитель отныне имел право собирать совет, собрания и присутствовать на них; в обязанности попечителя также входило наведение порядка в вузе;
3) ректор университета должен избираться исключительно министром народного просвещения; срок действия полномочий выбранного ректора составлял 4 года; разрешалось повторное назначение одного ректора;
4) с принятием Университетского устава 1884 г. появилась новая должность – инспектор студентов, в обязанности которого входило исполнение требований ректора и надзор за соблюдением порядка студентами вуза;
5) всех провинившихся студентов, согласно новому уставу, следовало отправлять в карцер; студенты отправлялись туда за драки, пьянство, оскорбления преподавателей и прочие выходки;
6) как и ожидалось, в уставе очень много внимания было уделено контролю знаний студентов; были введены университетские испытания, к которым могли быть допущены лишь те студенты, которые успешно справились с установленными учебными планами полугодий; в случае успешного прохождения испытания студент получал диплом определенной степени с соответствующей специальностью;
7) уставом был разрешен переход обучающихся из одного вуза в другой.

В новом Университетском уставе появились нормы, характерные для Европы. Из этого следует, что университетская реформа Александра III приблизила отечественное образование к европейскому.


Указанные выше правители не игнорировали и образовательную сферу. Каждый император издавал новый университетский устав: Александр I — в 1804 г. [2], Николай I — в 1835 г. [3], Александр II — в 1863 г. [4]. Положения уставов соответствовали политике правителей, поэтому университетские уставы 1804 и 1863 гг. были либеральными, а университетский устав 1835 г. — консервативным. Можно заметить, что политика в области университетов менялась по принципу маятника: от либерального курса к консервативному и наоборот. Не нарушил данную тенденцию и Александр Третий.

В разработке данного нормативного правового акта приняли активное участие министр народного просвещения И. Д. Делянов и министр внутренних дел Д. А. Толстой. 30 марта 1882 г. проект нового университетского устава был представлен в Государственный совет на рассмотрение. Его члены подвергли устав серьезной критике. Их не устраивало, что этот документ предусматривал изменение порядка назначения на ключевые должности (например, на должность ректора). Однако Александр III в данной ситуации принял позицию тех, кто поддержал идеи И. Д. Делянова и Д. А. Толстого. Почему? Ответ прост — император разделял убеждения разработчиков университетского устава и считал, что для развития Российской империи и предотвращения распространения террористических идей требуется ужесточить требования к преподавателям и студентам.

18 августа 1884 г. Александр III подписал указ, который уполномочивал Сенат ввести в действие новый общий университетский устав. Данный нормативный правовой акт признавался основным документом, который будет регламентировать работу Московского, Санкт-Петербургского, Казанского, Харьковского и Новороссийского университетов, а также университета св. Владимира. Позже действие устава было распространено на Варшавский, Дерптский и Томский университеты.

Некоторые положения университетского устава 1884 г. имели преемственность с университетскими уставами, изданными ранее. Например, в уставе 1884 г. говорилось, что все университеты находятся под покровительством императора, как было на протяжении всего девятнадцатого столетия. Оставалась прежней структура университета — учебное заведение делилось на факультеты [5].

Однако университетский устав 1884 г. содержал много нововведении. По большей части они касались системы управления университетами. Теперь главную роль в работе данных учреждении играл попечитель учебного округа. Он заботился о благосостоянии университета, следил за качеством преподавания и исполнением положении устава. Также попечитель имел право привлекать к ответственности тех, кто не подчинялся правилам, и ходатайствовать о поощрении лиц, беспрекословно соблюдающих пункты университетского устава (& 406).

Однако ректор тоже обладал широкими полномочиями. Все должностные лица были обязаны исполнять его законные требования (& 412), к тому же он мог проводить проверки всех подразделении университета (& 415). В чрезвычайных ситуациях ректор имел право принимать такие меры для поддержания порядка, которые выходили за рамки его власти. О данных решениях и действиях он должен был докладывать попечителю учебного округа, Совету и Правлению университета.

Университетский устав 1884 г. вводил новую должность — инспектор университета. Он подчинялся ректору и исполнял его требования. Нужно отметить, что инспектор следил за поведением студентов не только в стенах университета, но и, по возможности, за пределами учебного заведения. Данное положение университетского устава 1884 г. говорит об ужесточении политического режима, которое повлияла и на сферу высшего образования.

В документе также были прописаны требования, предъявляемые к лицам, которые хотели работать в университете. Подчеркивалось, что профессор должен иметь степень доктора наук и опыт преподавательской деятельности. Если профессор проработал в университете 30 лет, министр народного просвещения мог назначить ему вознаграждение в размере 1200 рублей, которое выплачивались в течение 5 лет (срок мог быть продлен). Должность профессора давала определенные привилегии, которые делали профессию преподавателя привлекательной.

Серьезные изменения коснулись организации учебы. Согласно новому университетскому уставу студенты имели право выбора учебного плана. Учащиеся каждого факультета могли выбрать усложненный или облегченный вариант. Юноши, которые успешно изучили все курсы определенного учебного плана и получили подтверждающее данный факт выпускное свидетельство, допускались к испытаниям, которые раньше в учебных заведениях Российской империи не практиковались. Специальная комиссия, председателя и членов которой назначал попечитель учебного округа, должна была проверить знания испытуемого, и, если они удовлетворяли особым требованиям, выдать ему диплом I или II степени — в зависимости от учебного плана, по которому учился студент.

Данные нововведения были схожи с правилами европейских университетов. Александр III хотел приблизить учебные заведения Российской империи к западным в плане организации обучения, однако было между русской и заграничной практиками существенное отличие: в российских университетах была очень высокой степень контроля за студентами, что отсутствовало за рубежом.

Последние положения университетского устава были посвящены правам и привилегиям университетов, в чем обнаруживается преемственность с университетскими уставами 1835 г. и 1863 г. Университеты имели специальную печать с изображением герба и наименованием университета, могли создавать книжные лавки и типографии. В уставе также отмечалось, что работники университета пользуются преимуществами, обозначенными в Уставах о службе по определению от правительства и о пенсиях и единовременных пособиях. Отдельно в уставе обозначены привилегии иностранных преподавателей — по приезду в Россию им не нужно было платить пошлину за свой багаж.

Анализ положений университетского устава 1884 г. показывает, что данный документ ограничивал автономию университетов. Широкие полномочия получил попечитель учебного округа: он осуществлял контроль над университетом и формировал университетские комиссии, которые проводили испытания и принимали решение о выдаче студенту диплома. Также надзор за поведением учащихся осуществлял инспектор, который имел право следить за молодыми людьми даже когда они находились вне учебного заведения. Данные нововведения характеризуют политику Александра III, который хотел ужесточить внутриполитический режим.

Однако нельзя давать университетскому уставу 1884 г. отрицательную характеристику. Согласно этому нормативному правовому акту студенты получили право выбирать учебный план, по которому хотели бы учиться, что говорит о желании властей предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании учебного процесса. Государство стремилось приблизить обучение в российских университетах к учебе в европейских учебных заведениях, однако монархическая форма правления и жесткий контроль государства над жизнью общества придавали образовательной специфике Российской империи особые черты.

Таким образом, университетскому уставу 1884 г. нельзя дать однозначную оценку. С одной сторону, он резко ограничил автономию университетов, что отразилось на привлекательности университетского образования. С другой стороны, положения данного документа были направлены на улучшение качества обучения. Введение испытаний для выпускников заставляло студентов внимательнее относиться к учебе. Этому способствовало и деление учебного периода на полугодия. Кроме того, студентам разрешался переход из одного университета в другой, что говорило о готовности государства идти навстречу учащимся. Несмотря на то, что университетский устав 1884 г. ограничил самостоятельность университетов, его издание являлось успешным шагом на трудном пути создания эффективной системы образования. В конечном итоге за 13-летнее царствование Александра III в России не случилось ни войн, ни крупных народных волнении. Может, причиной этого послужили некоторые меры, которые ужесточили режим?

Основные термины (генерируются автоматически): III, университетский устав, Российская империя, устав, учебный округ, университет, учебный план, народное просвещение, нормативный правовой акт, учебное заведение.

Читайте также: