Духовная культура кочевников кратко
Обновлено: 05.07.2024
Кочевничество сложилось в конце II — начале I тысячелетия до н. э.
Местом обитания была необъятная степь — Великая степь. Степные пространства привлекали отважных и дерзких. Воины- всадники не только сражались на конях, но также часто принимали пищу и даже спали на них. Поэтому греческие авторы называли их кентаврами — полулюдьми, полулошадьми. Они как бы сливались с конём в одно целое.
Кочевники сами могли сторить города. но предпочитали жить в юртах.
Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец.
Прочен, свеж, удобен и красив.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя её твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло.
Известно наличие городов классических кочевников — первых тюркоязычных гуннов. Но они предпочтение отдали степи, жизни в удобных юртах. Как пишут китайские летописцы, кочевники считали, что жить в городах — значит находиться в каменном гробу?! Нахождение даже в золотом гробу уже означает смерть! Следовательно, кочевничество было лишь одной из форм цивилизации, приспособленной к природно-климатическим условиям места обитания, образу жизни кочевых скотоводов.
Так жили древние тюрки — потомки легендарных гуннов, население будущего Великого древнетюркского каганата.
Вначале они жили в географической изоляции, в соседстве с могущественным Китаем в районе Южной Сибири, Алтайских и Саянских гор, степях Прибайкалья.
Главным противником древних тюрков в Центральной Азии был древний и могущественный Китай. Мощный Китай с многочисленным населением был в силах завоевать всю Евразию. Однако кочевники, особенно гунны и древние тюрки, являлись как бы живой стеной, не давая возможности распространиться китайской агрессии. Но и Китай страдал от многочисленных набегов кочевников. Чтобы защититься от постоянных набегов, китайцы построили одно из семи чудес света — Великую китайскую стену (протяжённость 4 тыс. км.). но не только с целью защиты от кочевников. Стена была задумана и как препятствие массовому побегу китайских рабов в степь к кочевникам (жизнь рабов у кочевников была легче).
Древние тюрки открыли Сибирь для цивилизованного мира. Из Саянских, Алтайских гор кочевники добывали железную руду и из неё плавили качественное железо. Они, продавая железо окружающему миру, получили признание среди своих соседей и не только.
В начальный период древние тюрки были зависимы от Жужанского каганата с монголоязычным населением. в 552 г. н.э. - сбросили жужанское иго. Так появился Великий древнетюркский каганат.
Каганат объединил кочевые и полукочевые племена. По времени и частично по территории в истории известно существование двух тюркских каганатов: Первый (552-630 гг.) и Второй (682-745 гг.). Народы первого назывались тюркиты, второго - небесные тюрки. Население государства занималось кочевым скотоводством и охотой. Кроме того, важным занятием в его жизни было военное дело, в развитии которого сыграло важную роль освоение рудников на Саяне и массовая выплавка стали.
Кочевники много нового изобрели в оружейном деле. Главным оружием кочевника были копьё, слабо согнутая сабля с массивной рукоятью, сборные, часто сделанные из рогов горных козлов луки, свистящие стрелы.
Великий тюркский каганат был государством с общественным строем военно-административного типа.
В мировоззрении древних тюрков идея государства занимала важное место как обязательное условие существования тюркского народа. Разрушение государства было для них огромной бедой, трагедией. По мнению наших предков, тюркский народ мог выжить только благодаря наличию своего сильного государства. Разршение государства означало исчезновение тюркского народа. Таким образом, судьба народа тесно связывалась с безопасностью, сохранностю, единством государства. Почитание своего государства и обеспечение его сохранности составляли основу официальной идеологии тюрков. Таким образом, государсство считалось священнным.
В религиозных верованиях гуннов, древних тюрок важное место занимали и тотемические воззрения. Тотемизм — самая древняя форма религии. Первыми богами были определённые животные. Верхушка древнетюркского общества свое происхождение связывала с легендарными предками, рождёнными тотемным животным. Культ небесного волка занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом.
С распадом тюркского сообщества был низведён и тотем. Должно было исчезнуть как символ союза племён и изображение тотема. Отдельный его орган или определённая масть животного стали тотемом того или иного племени. Например: татары верили, что их тотемным животным, предком был Белый волк (Ак буре). О нём слагались легенды и сказки.
Священное государство тюрок считалось созданным по воле самого главного бога - Тенгре. Тюрки называли себя небесными.
По представлению кочевников существовал Верхний мир — мир Неба, Средний мир — наземный мир, который правился божеством Удук Иир-Суб (Святая Земля-Вода). Подземный мир — мир усопших. Им правил Эрклиг.
Правда, боги среднего и нижнего подземного слоя, тоже подчинялись Тенгре. Его считали создателем других богов. Тенгре — сам незримый дух Неба. Всё что есть на небе и близко от него, достойно поклонения. Особое почитание отдавалось стороне света, откуда восходило солнце — востоку. Все свои обряды древние тюрки и гунны совершали по движению солнца.
Таким образом, язычество древних тюрок было своеобразным, в своей основе было близко к единобожию, монотеизму.
Соседство с такими государствами, как Китай, Иран, Индостан, Византия привело к тому, что гунны и их потомки — древние тюрки находились под влиянием культуры этих стран.
Древние тюрки освоили согдийскую, манихейскую письменности и Брахми. Со временем среди тюрок получило распространение уйгурское письмо. Развитие получило и книгопечатание (способом ксилографии). Но самым древним письмом тюрок Центральной Азии считается руническая письменность. Древнетюркские руны с самого начала составлялись по приказу правителя для удовлетворения потребности в общении.
Принято считать, что рунический алфавит был составлен по приказу кагана Истеми. Рунический алфавит совершенно точно соответствовал нормам древнетюркского разговорного языка и с этой точки зрения руническое письмо считалось самым совершенным. алфавит, который был истинно общенародным. На чем только не писали тюрки. Мелкие надписи на разных материалах служили средством передачи информации в повседневной жизни населения. Умение читать и писать было характерно для всего населения.
В древнетюркском государстве была развита медицина. Известно существование у тюркского народа профессиональных врачевателей и книг по медицине, написанных буквами рунического и уйгурского алфавитов.
Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что культура древних тюрков Центральной Азии, их письменная культура, была для своего времени на достаточно высоком уровне.
Кроме того, широко бытовали мифы о происхождении тюрков. Об этом рассказывают, например, надписи каменного надгробного изваяния, обнаруженного в 1968 году в местности Бу гут в Монголии. Они были названы Бугутским письмом. На камне высечены изображения волка и лежащего под ним тела человека без рук и ног.
Бугутское письмо. Местность Архангай. Монголия
поэтому боялись его кары, но в то же время искренне верили в его справедливость. Кочевники посвящали Всевышнему Создателю храмы и святилища, где молились о жизни и здравии людей, их нравственной чистоте. Люди верили, что дым горящей арчи изгоняет злых духов и поэтому окуривали ею жилища, загоны для скота.
Вторым по значению божеством в верованиях кочевников была Умай-эне — защитница семьи, женщин, особенно маленьких детей. В понимании людей Умай-эне была женой Всевышнего Создателя, от них рождались потомки правителей.
Третьим по иерархии считалось божество земли и воды Ыдук (Ыйык). Ему приписывали силы, способные защищать и оберегать землю и окружающую природу. Поэтому ежегодно весной и осенью люди приносили жертвы хозяевам земли, воды и гор, веря, что это принесет им богатый приплод и урожай.
Четвертую ступень занимал хозяин подземного мира Эрклиг. Люди считали, что Эрклиг противостоит верхнему миру, разделяет людей друг от друга (умерщвляет, убивает). Церемонии проводов умерших в последний путь сопровождались религиозными обрядами. На месте захоронения каганов, аристократии и богатой знати возводились мавзолеи, устанавливались каменные изваяния, сооружались стеллы. Иногда рядом с мавзолеями размещали десятки каменных изваяний. Например, на аллее перед мавзолеем Мукан- кагана установлено 270 балбалов.
Письмо кочевых тюрков. Тюрки изначально пользовались согдийским письмом. Позднее оно было приспособлено к особенностям тюркского языка.
Письмена были расшифрованы в 1893 году датским профессором В. Томсоном. Впервые их прочитал русский тюрколог, академик В. Радлов. В Кыргызстане высеченные на камнях письмена древних кочевых тюрков были обнаружены в Таласе, Иссык-Куле, Кочкоре, Алае, Фергане, а также других регионах.
Объясните значения слов: Бугутское письмо, Ыдук, Умай эне, Эрклиг.
Проверьте себя:
- Расскажите об особенностях письменности древних тюрков.
- Где обнаружены высеченные на камнях письмена древних кочевников в Центральной Азии?
- Встречаются ли тюркские письменные памятники на территории Кыргызстана?
Рассказ по рисункам: пользуясь рисунками в учебнике, расскажите о письменных памятниках кочевников.
Подумайте и обсудите:
- Как развивалась духовная культура древних кочевников?
- Почему у кочевников была широко распространена мифология?
Почему миропонимание кочевников было тесно связано с окружающей природой?
Духовная культура включает в себя письменность, литературу, музыку, религию, обычаи и традиции.
У кочевников встречается много мифов о сотворение мира.
Древнетюркский алфавит состоял из 37 или 38 букв . Он был создан на основе родоплеменных тамга (знаков). Древнетюркская письменность называется рунической .
ТАМГА - это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности.
Этими знаками таврили животных, оружие, предметы обихода. По тюркским преданиям легендарный Огуз хан - отец всех тюрок - распределил между ними имена родов, тамги, ураны и прочие символы.
ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Стела Тоньюкока
Стела Культегина
Первые сведения о памятниках тюркской письменности были получены во времена Петра I. Начало научного изучения тюркской рунической эпиграфики было положено в конце XIX века. 25 ноября 1893 года письменность была дешифрована датским лингвистом Вильгельмом Томсеном . Первое распознанное слово было — Тенгри (Бог).
Слово Тенгри , написанное орхонским письмом
Первые опыты перевода орхонских и енисейских памятников опубликовал в 1894—95 годах известный востоковед Василий Васильевич Радлов.
Некоторые ученые
считают , что древнетюркская письменность возникла еще в сакский период . Доказательством этого является надпись из 26 знаков, нанесенных на серебряную чашу, найденной в кургане Иссык
Согдийское письмо (согдийский алфавит) — одна из древних письменностей, возникшая в Согдиане.
Согдийская письменность использовалась для записи религиозных (буддистских, манихейских, несторианских и зороастрийских), а также светских текстов — писем, законодательных актов, надписей на монетах и т. д.
На согдийском языке тексты писались справа налево.
Согдийской письменностью пользовались советники, послы, счетные работники тюркских каганов.
Известно около 200 памятников тюркской устной литературы.
НАДПИСЬ В ЧЕСТЬ БИЛЬГЕ-КАГАНА И КУЛЬТЕГИНА
Памятник-эпитафия сооружен в честь одного из правителей Второго тюркского каганата - Бильге-кагана.
В памятнике упоминается и младший брат кагана - принц Кюль-тегин, один из выдающихся военачальников своей эпохи, и эпитафия поставлена именно на его могиле. Поэтому, памятник иногда называют надписью в честь Кюль-тегина.
Эпитафия была обнаружена
Н.М. Ядринцевым в 1889 году на берегу реки Орхон в Монголии.
прародителе Огуз-кагане (Огуз-хане). Сохранились рукописи отдельных произведений, написанных в средние века.
Рукопись XV века хранится в Париже.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ кочевников
Тенгрианство — комплекс религиозных воззрений древних монголов и тюрков. Этимология слова восходит к Тенгри — обожествлению неба.
Тенгри- Небо. У тюрков не было представления об облике Тенгри, так как его считали неведомым, великим по размеру и характеру. Тенгри представляет судьбы людей, распределяет срок жизни, дарует верховную власть в обществе, воздействует на нее.
Умай-эне - защитница семьи, женщин, особенно маленьких детей, покровительница домашнего очага.
Эрлик - бог загробного мира. Тюрки видели мир этот пустым, холодным. Эрлика представляли треглазым быкоголовым существом. Один его глаз видел прошлое, второй - настоящее, третий - будущее. В его дворце томились души. Он посылал беды, ненастья, тьму вестников смерти .
- Кок- бори- Волк.Многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от волка. Изображения волка существовали на символике многих тюркских государств.
Высочайшая вершина
Тянь-Шаня - Пик Хан-Тенгри
Строение мира по тюркскому мировоззрению
Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени). Во время скачки, когда наездник держал штандарт на ветру, круглое отверстие впереди издавало громкий звук, похожий на волчий вой.
С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды кочевники изготавливали тумары (обереги) из шерсти, когтей, языка волка.
У тюрков существовал культ огня . Сохранились сведения, что перед приемом у тюркского кагана византийский посол прошел обряд очищения огнем.
Материальная культура. Если посмотреть на предметы материальной культуры людей, живших между VII в. до н. э. и IV в. н. э., то можно заметить, что по своим качествам они стали значительно удобнее, сложнее и совершеннее, чем предметы бронзового века. Если бронзовые ножи, топоры, серпы и другие инструменты и орудия труда были ломкими, громоздкими, то железные стали значительно прочнее 76 и легче их. Новые орудия способствовали увеличению производительности труда, количества выработанной продукции. Но поскольку продуктами труда пользовались в основном сильные и богатые, это привело к тому, что в обществе появилось социальное неравенство.
Материальная культура саков и сарматов, обитавших на огромной территории от Южной Сибири, Алтая и до Северного Причерноморья, имеет много общего, и только в искусстве этих племен имеются некоторые отличия.
Сходство материальной культуры этих племен доказывает их родство. Это сходство не очень изменилось и позже, когда появились племена усуней и канлы. Только в связи с дальнейшим развитием общества материальная культура племен стала совершенней и разнообразней.
Геродот писал, что саки жили в деревянных домах. Зимой их укрывали плотным белым войлоком. Видимо, это были юрты. По данным Гиппократа, кочевники во время перемещения ставили на четырехколесные или шестиколесные телеги жилища-юрты. Тот факт, что юрты, которые казахи используют в настоящее время, по форме не отличаются от древних юрт, не должен вызывать никаких сомнений.
Если же говорить о постоянных стоянках, то усуни возводили строения из каменных кирпичей, тогда как канлы жилища строили из сырцового кирпича.
В одежде у саков и сарматов также было много общего. У саков головные уборы были остроконечными, а обувь без каблуков. Кафтаны короткие, до колен, поясных ремней не использовали. Штаны носили длинные, узкие, справа — кинжал, слева — сабля или лук. Например, одежда воина из захоронения в Иссыкском кургане была парадной, богато украшенной золотыми бляхами и пластинами. Головной убор был расшит золотыми пластинами с изображением коней, барсов, архаров, горных козлов, птиц и т.д. Искусно выполненный силуэт оленя на бляхе пояса придавал наряду Золотого человека особую красоту и привлекательность. Здесь же найдены ритуальные сосуды — деревянные и глиняные кувшины, серебряные чаша и ложки, деревянный черпак, бронзовая чаша. Все предметы являются уникальными произведениями искусства. С большим мастерством и художественным вкусом сделаны древним мастером лошадиная сбруя и предметы для верховой езды, найденные в Большом Берельском кургане на Алтае. Вместе с вождем племени были захоронены 13 лошадей. Хорошо сохранилась конская упряжь, остатки седел и кожаные уздечки с железными удилами и деревянными бляшками, покрытыми листовым золотом.
Духовная культура. Судя по материалам погребений в племенах саков, усуней, канлы, можно предположить, что эти кочевники верили в загробную жизнь, у них бытовали культы мертвых и духов предков, и они оставляли вместе с умершим те предметы, которые в первую очередь им могли понадобиться. В большинстве случаев захоронения происходили на родовом кладбище, которое находилось недалеко от зимовок. Поэтому где бы ни умер человек, его тело предавали земле именно на этом кладбище. Вот почему, когда в народе возникал спор о земле, человек мог привести такой неопровержимый довод: "Здесь лежат кости моих предков и родителей, поэтому это моя земля”. И это выражение дошло до наших дней.
Античные, древнеиранские и древнекитайские источники указывают на то, что главным богом, в которого верили древние кочевники, было Солнце. В его честь устраивали жертвоприношения и резали животных. В сакских погребениях были найдены останки коней, предметы конского убора — сбруя и седла. Их клали в могилу вместе с усопшим. Иногда оставляли в захоронениях и отдельные части жертвенного животного. Суть жертвоприношения лошади заключалась в том, что Солнце освещает весь мир и ему нужно приносить в жертву самую быстроногую лошадь. Видимо, культ огня как священной все- очищающей стихии ведет свое происхождение от культа Солнца. В народе до сих пор сохраняются культы, связанные с почитанием огня.
Например, когда впервые входят в дом невесты, в огонь брызгают масло. Искусство "звериного стиля” саков по содержанию является мифологическим, а по форме — реалистическим: используются образы зверей и птиц. Этими фигурками обычно украшали оружие знатных людей, посуду, ювелирные украшения. Так, лобную часть головного убора Золотого человека из Иссыкского кургана украшают изображения двух крылатых коней с рогами архара и с высоко поднятыми передними ногами. Все это напоминает картину борьбы двух жеребцов. Изображение снежного барса, злобно оскалившего пасть, украшавшее застежку камзола, выполнено особенно искусно, с большим вкусом и мастерством.
Изобразительное искусство получило свое развитие и в эпоху усуней и канлы. Обнаруженные в Каргалинском ущелье золотые изделия инкрустированы бирюзой. Диадема — уникальное по своему исполнению украшение. На ней с особым мастерством воссозданы образы животных. По предположению ученых, это украшение носил на головном уборе шаман.
Религия кочевников. У всех народов мира бережно сохраняются обычаи и традиции, появившиеся во времена первых религиозных культов и верований. Так, в урочище Тамгалы, в 180 км северо-западнее Алматы, на скалах изображены солярные божества — над головами танцующих имеются изображения Солнца. Ученые считают, что это связано с культом Солнца. Такая вера сохранена и у тюрков, и у казахов, считающихся их потомками в наше время. И в древнем памятнике тюрков — Кюльтегине, в большом и малом рунических письмах говорится о том, что основой религии древних тюрков было поклонение небу — Тенгри, Земле-воде и Умай — покровительнице домашнего очага и детей. В надписи есть слова, что именно они придают силу народу и покровительствуют всем делам. Тюрки также поклонялись священным местам и духам предков. Согласно древним рукописям арабов и персов, тюрки называли шаманов "кам”. Тюрки поклонялись огню и совершали обряд очищения огнем. Посол Византии Земарх писал, что тюркский каган Дизабул принял его только после того, как посла провели между двумя горящими факелами. У казахов также сохранилась традиция поклонения огню.
Существуют два научных предположения о происхождении "звериного стиля”. Сторонники первой гипотезы считают, что скифо-саки переняли это искусство из Передней Азии. Это мнение аргументируется тем, что время его возникновения совпало с вторжением в этот регион скифов. Начиная с VI в. до н.э., они стали активно распространять изобразительное искусство, и во времена Ахеменидов оно достигло особого расцвета. Именно в это время в изобразительном искусстве саков появился орнамент с изображением львов, птиц-грифов. Однако некоторые ученые относят появление искусства "звериного стиля” к бронзовому веку, к периоду карасукской культуры, и связывают его с культом тотемов.
В Сибирской коллекции Петра I имелось немало золотых украшений саков с изображением сцен из легенд и мифов. Например, сцены оживления богатыря, возвращение богатырей из военного похода, эпизоды охотничьих подвигов. Таким образом, в изобразительном искусстве саков и сарматов нашел отражение духовный мир людей той эпохи, можно отметить и его влияние на казахский эпос.
В связи с тем, что на территории Казахстана проходили маршруты Великого Шелкового пути, сюда стали проникать и другие религии. Наряду с собственным верованием среди тюрков в Семиречье и Южном Казахстане начал распространяться буддизм. Это доказывается археологическими раскопками. Так, неподалеку от развалин средне- 80 пекового города Сайрам (Испиджаб) при раскопках был найден подземный буддийский монастырь. На указанной территории получили распространение религии и религиозные учения, созданные другими цивилизациями: манихейство, христианство, несторианство, зороастризм. Это доказывается как письменной литературой, так и археологическими находками. При раскопках в Таразе найдены остатки христианской церкви, а на городище Акбешим (Суяб) — памятники буддизма.
В УШ—IX вв. на юге Казахстана и в Семиречье начинает распространяться ислам. В Таразе христианские церкви были превращены в мусульманские мечети. Местное население к этим преобразованиям отнеслось равнодушно. Таким образом, начиная с X в. ислам стал широко распространяться по всей территории Казахстана. Однако и унаследованные от предков верования и обряды тюркоязычных народов — поклонение культу Неба, Солнца, Огня — удивительным образом сочета лись с религиозно-мифологическими системами.
Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде всего ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру называют духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур?
Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры — неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства. Поскольку под материальной культурой понимается деятельность человека как влияющий фактор на развитие человечества. Это развитие и имеет большое значение для материальной культуры, а вместе с ним и те творческие способности и возможности человека, которые он с этим развитием получил.
Материальная культура имеет сложную структуру, в которую входят следующие составляющие.
1. Материальное производство.
2. Культура труда.
3. Культура топоса (города, деревни, села, дома).
4. Культура собственного тела, отношения к нему.
5. Физическая культура.
Духовная культура относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике. Значит, духовной культурой является совокупность тех областей деятельности, знаний, мышления и т. д., которые относятся к формированию духовных ценностей.
Важной особенностью культурной статики является то, что все ее элементы подразделяются по временным и пространственным характеристикам. Культура исторична, часть материальных и духовных ценностей, созданных одним поколением, передается следующим поколениям, если эти ценности прошли испытание временем. В этом и состоит сущность такого явления, как культурное наследие. Культурное наследие играет огромную роль в формировании единого общества, поскольку именно оно является решающим фактором при оценке сплоченности нации.
Что, как не культурное наследие, может так объединить и укрепить общество в тяжелые для него времена.
Изучением таких универсалий культурологи занимаются уже много лет. Например, американские антропологи различают около семидесяти таких универсалий. К ним относятся привычные для нас понятия. Например, приготовление пищи, наличие календаря, возрастная градация, числа, личные имена, семья, танцы, религиозные ритуалы и др.
Антропологи обычно выделяют четыре основных элемента культуры.
1. Концепты, т. е. понятия, которые регулируют и упорядочивают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.
2. Ценности — те убеждения, к которым должен стремиться человек. Они снованы на нравственности, общепринятых нормах и т. д.
3. Правила — нормы, способствующие регулированию поведения человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между цен-
ностями и правилами, поскольку именно и устанав-ливают определенные правила, законы и нормы.
4. Отношения — средства связи между теми или иными понятиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.
Важную роль во всех этих элементах культуры играет язык. Являясь системой коммуникации, он имеет собственную сложную структуру. С помощью языка происходит социализация людей, благодаря ему люди получают опыт, накапливают его, передают из поколения в поколение. Язык может как сплотить общество, так и привести к его разобщению, когда люди говорят на разных языках, а живут на одной территории.
Читайте также: