Сравните идеи русских публицистов 18 века с идеями передовых мыслителей западной европы и сша кратко

Обновлено: 07.07.2024

Политические и правовые учения идеологов Просвещения во Франции XVIII в. Политико-правовые воззрения Вольтера. Французские материалисты о роли закона в изменении общества. Учение Ш.-Л. Монтескье о факторах, определяющих дух законов. Ж.-Ж. Руссо об этапах общественного неравенства, общественном договоре, народном суверенитете и его гарантиях. Политико-правовые идеи в период революции 1789-1794 гг. Основные направления политико-правовой идеологии США в период борьбы за независимость. А. Гамильтон, Т. Джефферсон, Т. Пейн.

Становление гражданского общества в странах Западной Европы и США. Революции и реставрации. Консервативная политико-правовая идеология. Ж. де Местр, Э. Бёрк. Основные идеи либерализма. Б. Констан о политической и личной свободе, о задачах и устройстве государства. И. Бентам о праве и государстве. Возникновение юридического позитивизма. Дж. Остин. Проблемы государства и права в социологии О. Конта. Политические и правовые учения в немецкой философской классике. Учение И. Канта и Гегеля о праве и государстве. Ранний социализм и марксизм. Марксистское учение о государстве и праве. К. Маркс и Ф. Энгельс о классовом характере государства и права.

Проблемы государства и права в социологических концепциях. Г. Спенсер о типологии общества, государства и права. Либеральные учения о государстве и праве. Г. Еллинек. Юридический позитивизм и социологическое направление в юриспруденции. Р. Иеринг. Неокантианские теории права. Р. Штаммлер.

Семинар по теме:

(очная и заочная формы обучения)

I. Дискуссия по вопросам:

а) сущность и особенности учения Б.Спинозы;

б) политико-правовая мысль эпохи Великой Французской революции;

в) немецкая политико-правовая мысль, сущность марксизма;

г) сравнительный анализ доктрин Гоббса и Локка;

д) социологический позитивизм;

е) сравнительный анализ теорий происхождения государства и права.

Практическое занятие

2. Контрольный тестовый опрос по теме.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить рефераты по следующим темам: Проблема происхождения государства по Т. Гоббсу; Теория разделения властей Дж.Локка.

2. Подготовить блок-схему конспекта темы.

3. Дать определение, запомнить и быть готовым комментировать следующие политико-правовые понятия: естественные права и свободы, правовое государство, общественный договор, гражданское общество, гражданские права, политические права, абсолютная монархия, ограниченная монархия, разделение властей, этатизм, суверенитет, ограничение власти, источник нормативности права, право на восстание, права человека.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару

В ходе дискуссии на семинаре студенты должны сравнить позиции ведущих мыслителей и ученых, аргументировано выразить свое отношение к ним.

При подготовке к семинарскому занятию следует обратить внимание на источники, раскрывающие содержание политико-правовых взглядов этого периода, выделить отличительные черты европейской континетальной и англосаксонской правовых парадигм.

В конспекте систематизировать и структурировать основной материал по теме, выразить его наглядно в виде блок-схем. В нем должны быть обязательно раскрыты предпосылки и исторические условия возникновения социологии права, дано сравнение западной и российской социологических школ.

Контрольные вопросы по теме:

1. Дайте общую характеристику буржуазного юридического мировоззрения.

2.Раскройте содержание теории естественного права Г.Гроция.

3. Раскройте содержание и особенности учения Т.Гоббса и Дж. Локка о государстве и праве.

4. Дайте общую характеристику политико-правовых идей во Франции периода Революции и их значение.

5. Как Кант и Ф. Гегель рассматривает диалектику государства и права?

6. Дайте характеристику учения К.Маркса и Ф.Энгельса о государстве и праве.

7. Сравните взгляды на государство и право Т. Джефферсона и Т. Пейна.

Рекомендуемые источники и литература

8.1. Нормативно-правовые акты: 8.1.3.

8.2. Основная литература: 8.2.1-8.2.2.

8.3. Дополнительная литература: 8.3.2, 8.3.3.

8.4. Иные источники: 8.4.2, 8.4.3.

Тема 5. Особенности русской политико-правовой мысли XV-XIX вв.

Понятие науки гражданского права. Основные подходы и определение основных этапов развития науки гражданского права.

Исторический метод и его значение для российской цивилистики. История науки гражданского права в трудах отдельных ученых-юристов: Покровский И.А., Шершеневич Г.Ф., О.С.Иоффе, Суханов Е.А.

История советской науки гражданского права. Становление современной цивилистики. Наука гражданского права в Российской таможенной академии. Теоретические исследования гражданского законодательства 1994-2011гг.

Использование материалов по истории гражданского права при подготовке магистерских диссертаций.

Семинар по теме:

(очная и заочная формы обучения)

I. Дебаты по вопросам:

а) Становление политико-правовых идей в России XV–XVII вв.

в) Социально-политическая полемика нестяжателей (Нил Сорский, В. Патрикеев, М. Грек) и иосифлян или стяжателей (Иосиф Волоцкий).

г) И.С. Пересветов и его учение о царской власти и средствах ее укрепления.

д) Особенности русского либерализма. Либеральная философия государства и права Б.Н. Чичерина.

е) Русский консерватизм. Учение Н. Данилевского о культурно-исторических типах.

ж) Теократическая утопия В. Соловьева.

Практическое занятие по теме:

(очная и заочная формы обучения)

1. Защита рефератов по теме.

2. Решение интеллектуальных задач и разбор конкретных правовых ситуаций по теме.

3. Контрольный тестовый опрос по теме.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Подобно Гуго Гроцию и Томасу Гоббсу, Боссюэ считает, что государственная власть возникла в результате свободного общественного договора, который необходимо было заключить, так как только государственная власть способна сдерживать пагубные страсти людей. Но в отличие от Гоббса и Гроция, Боссюэ сочетает это рационалистическое объяснение возникно­вения государства со старой теорией его божественного про­исхождения. Признавая общественную природу человека и его естественное стремление к общей выгоде, Боссюэ тут же сво­рачивает на промысел божий и предписания религии, которые он считает более важными и основополагающими причинами исторических событий, чем природу людей и их стремление к собственной пользе.

Чтобы как-то решить неразрешимые противоречия, вытекаю­щие из одновременного обращения к обветшалым средневековым теориям и передовым теориям XVII в., Боссюэ подразделяет причины исторических событий на первичные и вторичные. Естественная природа и качества людей и целых народов являют­ся лишь вторичными причинами исторических событий. Перво­причиной этих событий является воля бога. Непосредственно она проявляется лишь в виде исключения и выражается в чу­десах, обычно же незаметна. Но в действительности роль бога является первичной и определяющей, так как быт наделяет людей и народы теми свойствами, качествами и характером, которые выступают в качестве вторичных причин. Делая историю, люди только осуществляют замысел провидения, а думают, что действуют самостоятельно.




Конформизм Пуфендорфа особенно четко проявляется в том, что он оправдывал самые крайние формы социального неравен­ства, даже рабство. Старался примирить теорию естественного права с германской действительностью и Христиан Вольф. Исходя из известного представления о том, что в догосударственном состоянии люди использовали свободу себе во вред, Вольф по­лагал, что для преодоления зловредной свободы они заключали частные. договора об отказе от личной свободы и переходе в рабское состояние. Так, антифеодальные и антитеологические концепции передовых мыслителей XVII в. (применительно к кре­постнической, лежавшей к востоку от Эльбы зоне) приспосабли­вались для оправдания феодальных привилегий и религиозной идеологии.

С этой мыслью связана и теория полицейского государства, которую в Германии развивал Хр. Вольф, а в России сам Петр Великий. Суть этой теории заключалась в том, что первейшим признаком заботы государства об общем благе является постоян­ная и неусыпная правительственная регламентация всей жизни подданных, опека над всеми их поступками. Производственная и вообще хозяйственная деятельность, имущественные отношения, брачная связь и воспитание детей, религия, наука, поэзия, му­зыка, театр — все это должно направляться и управляться го­сударством и прежде всего органами полицейской власти под руководством просвещенного абсолютного монарха.

В понимании английских и голландских теоретиков общего блага этот принцип не противоречил буржуазным методам классовой эксплуатации, а в представлении немецких и рус­ских теоретиков он превосходно уживался с сохранением кре­постничества. И все же принцип общего блага означал полное утверждение нового, чисто человеческого критерия оценки по­литики и политических деятелей, вместо критериев теологически-религиозных. Именно эти светские критерии оценки все шире применяются в исторической науке под прямым воздействием идей общего блага.

Если теоретики естественного права говорили об одной неизменной природе человека, то Вико различал три последо­вательно сменивших друг друга вида человеческой природы:

1) основанная на обманных фантазиях божественная природа,

Каждому из трех видов человеческой природы, каждому из трех периодов истории соответствует не только свой вид общест­венных отношений и правления, но и свой вид нравов и харак­теров, свой вид языка и искусства, свое самосознание. Так, длительный путь от нечленораздельных звуков первобытных гигантов до богатой и разнообразной речи современного человека проходил через божественный, героический и человеческий пе­риоды. В мифах, героическом эпосе, во всем литературном про­цессе отражается то же движение человечества через три периода развития.

Со вступлением в третий, человеческий, период закономерное движение не останавливается. В этот период развертывается характерная для демократии борьба между богатыми и бедными.

Вико выдвинул глубокую мысль о несовпадении индивидуаль­ных целей и общественных результатов деятельности людей. Результаты этой деятельности оказывались не только отличными, но иногда даже противоположными по отношению к целям выступающих на исторической арене личностей. Он видел важную задачу историков в том, чтобы показать, что черты эпохи, кото­рые обычно объясняются действиями отдельных исторических личностей (сдвигаются под собственные имена), в действитель­ности принадлежат целой эпохе.

Говоря об общественных учениях, способствовавших разви­тию историографии в XVII в., мы видели, что они разрабатыва­лись прежде всего философами и юристами, попутно занимав­шимися и историей. Что касается историков, то они мало зани­мались проблемами философии истории. Виднейшие историки-эрудиты, целиком погруженные в дело собирания, публикации и критики исторических источников и установления исторических фактов, были з XVII в. людьми тесно связанными с религией и церковью. От них не приходится ожидать усилий, направлен­ных на секуляризацию исторической мысли, а ведь именно на путях такой секуляризации стояли все открытия в области фи­лософии истории.

Эрудиты опубликовали многотомные коллекции исторических документов и прежде всего документов по истории монастырей. По словам Е. А. Косьминского, эти коллекции документов до конца не изучены и сейчас. Особо следует отметить труды библиотекаря Сен-Жерменского монастыря Мабильона (1632-1707 гг.), который справедливо почитается основоположником новой вспомогательной исторической дисциплины — дипломатики, специально изучающей акты и, в частности, дипломы, получен­ные церковью и монастырями на пожалованные земли и доходы. Мабильон и другие историки-эрудиты продвинули вперед раз­работку таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография и хронология. А овладение этими и другими вспо­могательными историческими дисциплинами позволило поднять на небывалую до того высоту формальную критику источников, определение их состава, подлинности и их датировку.

Как мы видели, развитие историографии в XVII — начале XVIII вв. шло двумя путями. Во-первых, это был путь фило­софского оплодотворения историографии идеями естественного права и общественного договора, во-вторых, путь собирания и издания огромной массы источников. Оба пути мало перекре­щивались. Представители обоих направлений неодобрительно относились друг к другу. Философы третировали эрудитов как крохоборов, а эрудиты — философов как фантазеров.

Подобно Гуго Гроцию и Томасу Гоббсу, Боссюэ считает, что государственная власть возникла в результате свободного общественного договора, который необходимо было заключить, так как только государственная власть способна сдерживать пагубные страсти людей. Но в отличие от Гоббса и Гроция, Боссюэ сочетает это рационалистическое объяснение возникно­вения государства со старой теорией его божественного про­исхождения. Признавая общественную природу человека и его естественное стремление к общей выгоде, Боссюэ тут же сво­рачивает на промысел божий и предписания религии, которые он считает более важными и основополагающими причинами исторических событий, чем природу людей и их стремление к собственной пользе.

Чтобы как-то решить неразрешимые противоречия, вытекаю­щие из одновременного обращения к обветшалым средневековым теориям и передовым теориям XVII в., Боссюэ подразделяет причины исторических событий на первичные и вторичные. Естественная природа и качества людей и целых народов являют­ся лишь вторичными причинами исторических событий. Перво­причиной этих событий является воля бога. Непосредственно она проявляется лишь в виде исключения и выражается в чу­десах, обычно же незаметна. Но в действительности роль бога является первичной и определяющей, так как быт наделяет людей и народы теми свойствами, качествами и характером, которые выступают в качестве вторичных причин. Делая историю, люди только осуществляют замысел провидения, а думают, что действуют самостоятельно.

Конформизм Пуфендорфа особенно четко проявляется в том, что он оправдывал самые крайние формы социального неравен­ства, даже рабство. Старался примирить теорию естественного права с германской действительностью и Христиан Вольф. Исходя из известного представления о том, что в догосударственном состоянии люди использовали свободу себе во вред, Вольф по­лагал, что для преодоления зловредной свободы они заключали частные. договора об отказе от личной свободы и переходе в рабское состояние. Так, антифеодальные и антитеологические концепции передовых мыслителей XVII в. (применительно к кре­постнической, лежавшей к востоку от Эльбы зоне) приспосабли­вались для оправдания феодальных привилегий и религиозной идеологии.

С этой мыслью связана и теория полицейского государства, которую в Германии развивал Хр. Вольф, а в России сам Петр Великий. Суть этой теории заключалась в том, что первейшим признаком заботы государства об общем благе является постоян­ная и неусыпная правительственная регламентация всей жизни подданных, опека над всеми их поступками. Производственная и вообще хозяйственная деятельность, имущественные отношения, брачная связь и воспитание детей, религия, наука, поэзия, му­зыка, театр — все это должно направляться и управляться го­сударством и прежде всего органами полицейской власти под руководством просвещенного абсолютного монарха.

В понимании английских и голландских теоретиков общего блага этот принцип не противоречил буржуазным методам классовой эксплуатации, а в представлении немецких и рус­ских теоретиков он превосходно уживался с сохранением кре­постничества. И все же принцип общего блага означал полное утверждение нового, чисто человеческого критерия оценки по­литики и политических деятелей, вместо критериев теологически-религиозных. Именно эти светские критерии оценки все шире применяются в исторической науке под прямым воздействием идей общего блага.

Если теоретики естественного права говорили об одной неизменной природе человека, то Вико различал три последо­вательно сменивших друг друга вида человеческой природы:

1) основанная на обманных фантазиях божественная природа,

Каждому из трех видов человеческой природы, каждому из трех периодов истории соответствует не только свой вид общест­венных отношений и правления, но и свой вид нравов и харак­теров, свой вид языка и искусства, свое самосознание. Так, длительный путь от нечленораздельных звуков первобытных гигантов до богатой и разнообразной речи современного человека проходил через божественный, героический и человеческий пе­риоды. В мифах, героическом эпосе, во всем литературном про­цессе отражается то же движение человечества через три периода развития.

Со вступлением в третий, человеческий, период закономерное движение не останавливается. В этот период развертывается характерная для демократии борьба между богатыми и бедными.

Вико выдвинул глубокую мысль о несовпадении индивидуаль­ных целей и общественных результатов деятельности людей. Результаты этой деятельности оказывались не только отличными, но иногда даже противоположными по отношению к целям выступающих на исторической арене личностей. Он видел важную задачу историков в том, чтобы показать, что черты эпохи, кото­рые обычно объясняются действиями отдельных исторических личностей (сдвигаются под собственные имена), в действитель­ности принадлежат целой эпохе.

Говоря об общественных учениях, способствовавших разви­тию историографии в XVII в., мы видели, что они разрабатыва­лись прежде всего философами и юристами, попутно занимав­шимися и историей. Что касается историков, то они мало зани­мались проблемами философии истории. Виднейшие историки-эрудиты, целиком погруженные в дело собирания, публикации и критики исторических источников и установления исторических фактов, были з XVII в. людьми тесно связанными с религией и церковью. От них не приходится ожидать усилий, направлен­ных на секуляризацию исторической мысли, а ведь именно на путях такой секуляризации стояли все открытия в области фи­лософии истории.

Эрудиты опубликовали многотомные коллекции исторических документов и прежде всего документов по истории монастырей. По словам Е. А. Косьминского, эти коллекции документов до конца не изучены и сейчас. Особо следует отметить труды библиотекаря Сен-Жерменского монастыря Мабильона (1632-1707 гг.), который справедливо почитается основоположником новой вспомогательной исторической дисциплины — дипломатики, специально изучающей акты и, в частности, дипломы, получен­ные церковью и монастырями на пожалованные земли и доходы. Мабильон и другие историки-эрудиты продвинули вперед раз­работку таких вспомогательных исторических дисциплин, как палеография и хронология. А овладение этими и другими вспо­могательными историческими дисциплинами позволило поднять на небывалую до того высоту формальную критику источников, определение их состава, подлинности и их датировку.

Как мы видели, развитие историографии в XVII — начале XVIII вв. шло двумя путями. Во-первых, это был путь фило­софского оплодотворения историографии идеями естественного права и общественного договора, во-вторых, путь собирания и издания огромной массы источников. Оба пути мало перекре­щивались. Представители обоих направлений неодобрительно относились друг к другу. Философы третировали эрудитов как крохоборов, а эрудиты — философов как фантазеров.

Эпоха Просвещения – это целый век разума, интеллектуального и духовного движения в Европе в XVIII в., рождение идеи о том, что улучшить общество можно только с помощью рациональных преобразований. Просвещение основано на гуманизме Возрождения, отказе от религиозного взгляда на мир. Последователи идей Просвещения считали, что единственным критерием познания окружающего мира и человека в нём является разум, а свободомыслие – необходимое условие для поиска истины.

История

Д. Локк и его последователи ввели основные понятия нового учения. Естественное право основывалось на правах человека, которые были названы главными: неприкосновенность личности и собственности, свобода, равенство. Государство должно было обеспечивать охрану этих прав. Началом естественной религии, по мнению просветителей, должен был стать деизм (учение, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее Его вмешательство в события).

Таким образом, идеи Просвещения, возникшие в Англии в конце XVII- начале XVIII вв., постепенно захватили всю Европу. Но в разных странах они приобретали национальный характер и иногда даже противоречили друг другу.

Французское Просвещение

Так мощное интеллектуальное движение просветительства изменило социальную и этическую жизнь Европы и Америки, подтолкнуло к борьбе против колониального гнета, способствовало отмене рабства, начало движение за права человека, снизило авторитет аристократии и религии.

Российское Просвещение

Идеология Просвещения в России наиболее проявила себя во второй половине XVIII в. Именно в это время в стране появились первые университеты, музеи, театры, открывались библиотеки, формировалась свободная пресса.

Известно, что самый большой вклад в российское Просвещение внесла Екатерина Великая, активно поддерживавшая и развивавшая науку, образование и искусство.

Но российское Просвещение имело свои особенности. Это касается, например, отношения к либеральным идеям – Россия их не только не приняла, но даже относилась к ним крайне враждебно: бо́льшая часть дворянства была против отмены крепостного права. Однако Пугачёвское восстание (1773-1775) и последовавшая за ним Великая французская революция (1789-1799) сильно повлияли на дальнейший ход событий и развитие российского общества. Началась внутренняя дискуссия между представителями интеллектуальной элиты, что привело к образованию западников и славянофилов.

Раннее русское Просвещение

Пётр I первым воспринял идеи Просвещения. Он создавал школы для лиц духовного звания, а дворян отправлял учиться за границу. В России также организовывал школы по западному образцу – таковой является, например, навигацкая школа в Москве, которая готовила кадры для русского флота.

Посещая Европу, Пётр I приглашал в Россию учёных, мастеров искусства и архитектуры, помогал и отечественным талантливым зодчим.

Эпоха Екатерины Великой

Но через некоторое время Екатерина II стала проводить политику контрпросвещения: Пугачёвское восстание и другие события показали, что идеи Просвещения оказывают сильное влияние на политическую жизнь страны. Заключались в тюрьмы за вольнодумство известные деятели культуры, А. Радищев был сослан на каторгу, его книги сожгли и запретили, как и труды Вольтера.

Екатерина Великая предпочитала не барокко, а другой главный стиль эпохи Просвещения – классицизм, в этом стиле и создавалась архитектура Петербурга, представленная работами Росси, Кваренги, Баженова, Казакова и др. выдающихся мастеров.

Расцвет искусств в эпоху Просвещения

Русское изобразительное искусство эпохи Просвещения достигло высокого уровня. Некоторые художники учились за границей (И. Никитин, А. Матвеев), другие, приглашенные из-за границы, создавали русскую школу живописи. Работы художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова являют собой расцвет искусства Просвещения.

Бурно начала развиваться и русская классическая музыка, известностью пользовался скрипач Иван Хандошкин. Екатерина II своих лучших композиторов отправляла учиться за границу (Березовского, Бортнянского).

Позднее русское Просвещение

В годы правления Павла I (1796-1801) расцвел талант баснописца Ивана Крылова.

Александр I уже видел, что в дворянской среде формируется либеральное крыло и опасался их противостояния с абсолютизмом, поэтому разработал программу политических реформ. Россия осталась единственной страной в Европе, где существовало крепостное право. Он создал Негласный комитет, который возглавил М. Сперанский. Программа этих реформ была проведена лишь при Александре II.

Значение идей Просвещения

Либерализм во многом берёт своё начало из эпохи Просвещения. Идеи Просвещения также являются основой политических свобод и демократии, толерантности, рыночных отношений, капитализма.

Но во второй половине XX в. идеи Просвещения стали несколько переоцениваться, в них нашли недостатки, нереалистическую оценку и романтизацию её деятелей. Но… время покажет и всё расставит по своим местам.


На этом уроке мы узнаем, какой была эпоха Просвещения, выясним, чем отличалось русское просвещение от европейского, разберёмся в ключевых особенностях русского классицизма, поймём, что привело к кризису классицизма.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Просвещение в Европе и в России"

Сегодня на уроке мы:

– Узнаем, какой была эпоха Просвещения.

– Выясним, чем отличалось русское просвещение от европейского.

– Разберёмся в ключевых особенностях русского классицизма.

– Поймём, что привело к кризису классицизма.

Любите ж разум вы, пусть он в стихах живет,

Один и цену им и красоту даёт, – написал поэт Никола Буало, один из основоположников французского классицизма. Эти строки можно назвать манифестом XVIII века, который называют эпохой Просвещения.

Когда мы говорим об эпохе Просвещения в Европе, чаще всего вспоминаем Францию. А именно французский классицизм XVIII века. Неудивительно, ведь быстрее всего приходят на память именно французские имена: Никола Буало, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро и Вольтер.


Но и Декарт, и Буало написали свои главные труды ещё в середине XVII века. А родоначальником идеологии эпохи Просвещения часто называют вовсе не француза. А их современника, английского философа Джона Локка.

Так что началом эпохи Просвещения будет правильно считать вторую половину XVII века.

Хотя часть историков думает иначе. Они ведут отсчёт от середины XVIII века, когда культ разума достиг своего апогея. Нет единого мнения и о том, что считать концом эпохи. Одни говорят, что Просвещение умерло вместе с Вольтером, а это 1778 год. Другие связывают закат эпохи с началом наполеоновских войн, а это уже XIX век. Поэтому XVIII столетие – это очень узкие, усреднённые рамки эпохи.

Характер Просвещения в разных странах тоже различался. Английское Просвещение принято считать умеренным, а его отличительной чертой называют религиозность. Это не противоречило культу разума. Считалось, что Бог создал человека, наделив его разумом и свободной волей, а человек с помощью разума может менять мир.

Во Франции просветители были озабочены социальными вопросами. Они бунтовали против власти церкви и спорили о том, каким должно быть идеальное государство. Вольтер, к примеру, отстаивал концепцию просвещённого абсолютизма, а Шарль Монтескьё предлагал разделить власть на законодательную, судебную и исполнительную.

Просветители Германии сосредоточились на философских вопросах человеческой души и мироустройства.

Если Просвещение везде такое разное, то какие идеи были общими для всех стран?

Во-первых, это главенство человеческого разума и вера в то, что человек может изменить мир силой разума. А для того, чтобы мир изменить, его нужно всесторонне изучать.

Вторая базовая идея – это равенство людей и естественное право на свободу и неприкосновенность.

Третья теория получила название теории общественного договора. Смысл её в том, что государство – это результат общественного договора, и создаётся оно, чтобы соблюдать естественные права человека. А вот парламент этим должен заниматься или просвещённый монарх, каждый философ решал для себя по-своему.

В России императрица Екатерина II поддерживала идею просвещённой монархии. Известно, что она была большой поклонницей трудов Монтескьё и активно переписывалась с Вольтером. При Екатерине были основаны знаменитый Эрмитаж, Императорская публичная библиотека, Московский государственный университет и Академия художеств. То есть, получается, что именно монарх был флагманом российского Просвещения. Тогда как в Европе философы и деятели искусства пытались изменить законы общества и государственный строй в соответствии со своими идеями.

Для европейского классицизма свойственно четкое деление жанров на высокие и низкие.

Главный род литературы классицизма в Европе – драма, основной конфликт – борьба долга и чувства, где чувства человека проигрывают общественному долгу. А главной темой был гражданский долг и служение государству.

Вспомним, что русская литература выросла из религиозной древнерусской литературы.

А корни европейской литературы лежат в светской античной. Не было в России и культа человека, который царил в европейской литературе эпохи Возрождения. В России XVI века совершился резкий скачок от духовной литературы к светской. Поэтому классицизм и идеи просветительства в России развивались иначе, чем в Европе.

Например, мы помним, что основной конфликт европейского классицизма – это конфликт личности и государства. Герой должен был пожертвовать личным благом ради исполнения своего общественного долга. Противоречия между чувствами и долгом виделись неразрешимыми, конфликт – предельно острым.

Как мы уже говорили, из-за резкого перехода от религиозной литературы к мирской в России не успел сформироваться культ человека-индивидуалиста. Поэтому конфликт чувства и долга на русской почве потерял свою остроту. В русском классицизме это противоречие не представлялось трагическим, и борьба частного и общественного вполне могла завершиться примирением.

Ещё одна особенность русского классицизма состоит в том, что литераторы не так часто обращались к античности, как их европейские коллеги. Русских просветителей больше интересовала современность. Это было связано с тем, что XVIII век для России стал эпохой перемен. Масштабные преобразования в политике, культуре, науке, промышленности и даже в быту начал Пётр I, который хотел видеть Россию сильным европейским государством. Его реформы продолжила Екатерина II, которая была увлечена трудами европейских мыслителей и понимала необходимость просвещения в России.

Говоря современным языком, науку и образование надо было рекламировать. Получается, что острого конфликта личности и общества у нас нет, зато есть государственный заказ. К тому же, в XVIII веке французский театр находится на пике развития, а вот русское театральное искусство только делает первые шаги. Основой репертуара русского театра как раз и стали трагедии и комедии Сумарокова, ставшего родоначальником русского классицизма.


И поэтому на первый план выходит не драма, как во Франции, а лирика. С помощью од, сатир и басен просвещать оказалось гораздо проще.

Родоначальником оды стал Василий Кириллович Тредиаковский.


Он написал первую русскую оду, дал жанровое определение оды, указал её отличительные признаки и разделил на два вида: хвалебные и нежные оды.

Михаил Васильевич Ломоносов довёл жанр оды до совершенства. Оды Ломоносова прославляют науку и просвещение.

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

Кроме того, Ломоносов разработал знаменитую теорию трёх штилей. Согласно этой теории оды нужно было писать только высоким штилем.

В восемнадцатом веке ода была королевой жанров, но сатиры, высмеивающие человеческие пороки, важны так же, как и оды. Отцом русской сатиры называют князя Антиоха Кантемира.

Добродетельный Филарет объясняет Евгению, что все люди равны. Заслуги предков и громкие титулы ничего не значат, если человек своим трудом не добыл себе славы.

Презрев покой, снес ли ты сам труды военны?

Разогнал ли пред собой враги устрашенны?

К безопаству общества расширил ли власти

Нашей рубеж? Суд судя, забыл ли ты страсти?

Облегчил ли тяжкие подати народу?

Приложил ли к царскому что ни есть доходу?

Мы видим, что в сатире показано, каким должен быть добродетельный дворянин. Высмеивая пороки, Кантемир предлагает образец для подражания.

Итак, мы видим, что страна развивается, просвещение идёт полным ходом, но тем не менее, к началу XIX века и классицизм, и идеи Просвещения в России себя исчерпывают. Почему? Есть несколько причин.

Мы уже упомянули, что классицизм как художественный метод перестал удовлетворять деятелей литературы.

Кроме того, были и политические причины. Вслед за европейскими русские классицисты говорили о равенстве людей. Это видно и в сатирах Кантемира, и в словах Сумарокова:
От баб рождённым и от дам

Без исключения всем праотец Адам.

Просвещение стало опасным. Русские монархи боялись повторить судьбу европейских. Но идеи просветительства не исчезли. Можно сказать, что Просвещение сформировало основные темы русской литературы.

Читайте также: