Сравните черты гражданского общества в индустриальную и постиндустриальную эпохи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

Главными чертами его развития в 1890—1960-е гг. были политизация и крайняя идеологизация общественной и частной жизни граждан и их объединений, а также особая роль конфликта между трудом и капиталом в обществе.

Социальные проблемы: конфликт между трудом и капиталом, отсутствие гражданских прав и свобод для некоторых категорий населения, в частности женщин; страх начала новой воны. Профсоюзы были поделены между партиями.

2. Какое значение имели события 1968 г. и о каких тенденциях в развитии общества они свидетельствовали?

1968 год обозначил новую роль граждан, уставших от засилья бюрократии, государственного вмешательства, от партий и других организаций.

Начался подъем гражданской активности.

3. Сравните черты гражданского общества в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Определите главные отличия.

Главными чертами развития гражданского общества в 1890—1960-е гг. были политизация и крайняя идеологизация общественной и частной жизни граждан и их объединений, а также особая роль конфликта между трудом и капиталом в обществе. Профсоюзы были поделены между равными партиями, которые стремились превратить их в инструмент своей политической борьбы. Консерваторы контролировали христианские профсоюзы. Анархисты (анархо-синдикалисты) руководили крупными профсоюзами во Франции, Италии, Испании, США. Под влиянием социалистов и коммунистов находились крупнейшие профсоюзные объединения рабочих. Фашисты пытались опереться на общества бывших фронтовиков Первой мировой войны, либералы и социалисты использовали женское движение и т. д. Каждая газета или журнал имели свою политическую направленность. Так идеологическое противостояние пронизывало общественную и частную жизнь граждан.

Изменение роли и характера гражданского общества как совокупности независимых от политического государства добровольных ассоциаций граждан ярко прояви¬лось с 1960-х гг. С этого времени начинается падение популярности политических организаций и государственных органов, парламентов, правительств, уменьшение численности партий, профсоюзов, бойскаутских и других организаций. Люди стали реже участвовать в выборах. Эти явления были характерны для всех развитых стран Запада. Сначала это воспринималось как кризис демократии и распад социальных связей, пока не стало понятно, что граждане ищут иных форм взаимодействия. Оказалось, что люди стали чаще находить себя в рамках небольших групп по интересам, реже ходить на выборы, но отдавать больше времени разного рода добровольным ассоциациям.

4. В чем выражается новая роль гражданских организаций в современном мире?

Главным конфликтом в обществе уже является не противоречие между трудом и капиталом, а конфликт между теми, кто обладает экономической и политической властью, и остальными гражданами.

5. Какие из организаций гражданского общества вам представляются наиболее важными?

Общества взаимопомощи, в защиту прав потребителя, общества в защиту экологии.

6. В каких организациях гражданского общества вы хотели бы принять участие и почему?

В обществе по защите экологии. Хотелось бы оставить будущим поколениям Землю в пригодном для проживания состоянии.

7. Почему возникли обновленческие движения в церкви?

Это обновления были навеяны временем. Развитие гражданского общества свидетельствовало о том, что люди готовы и могут взять на себя ответственность за свою жизнь. Церковь со средневековыми правилами уже не удовлетворяла потребности современного человека. А поддержка фашистских режимов церковью отворачивала от нее людей.

Проведён анализ оснований современного ренессанса профессионального исследовательского интереса к понятию и проблемам гражданского общества. Уточнены и обоснованы границы и смысловой контекст применения понятия гражданского общества в историко-культурной трансформации общественного сознания в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Исследовано влияние трансформаций постиндустриального общества, связанное с атрибутивными характеристиками общества потребления, на формирование механизмов и разрешение противоречий гражданского общества. Аргументировано сохранение оппозиционного характера гражданского общества по отношению к институту государства, несмотря на расширение функций постиндустриального социального государства и сближение их с функциями гражданского общества; показано, как противоречия между государством и гражданским обществом воспроизводятся в условиях новой информационной среды. Выявлена укоренённость гражданского общества в определённых социокультурных и политических обстоятельствах национального государства, что исключает в современных условиях перехода к постиндустриальному обществу возникновение глобального гражданского общества. Постиндустриальные изменения не являются тотальными для всех сфер общественной жизни, а международные отношения далеки от обязательной для гражданского общества опоры на фундаментальные принципы права – равенства и справедливости без которых немыслимо глобальное гражданское общество.


1. Богданов В.В., Ковалёв И.А. Диалектическая природа правового сознания // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11. (Часть 2). – С. 362–368.

2. Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна, 2001. – С. 166.

3. Воробьев С.А. Трансформация гражданского общества в эпоху современного технологического переворота // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2007. – № 3 (8). – С. 168–173.

6. Кочеткова Л.Н. Теория и практика социального государства: социально-философский анализ: автореф. дис. док. филос.наук: 09.00.11. – М., 2010. – 34 с.

Возникновение и эволюция гражданского общества в его основной смысловой оппозиции к государству вполне оправдано в индустриальной экономике и сословной культуре нового времени. Там гражданское общество является главным оппонентом государства, сдерживающим его монополизм на насилие и интерпретацию права. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что возродившийся в третьей четверти XX века интерес к идее гражданского общества в условиях развитых демократий, где государственные аппетиты сдерживаются отработанными механизмами сдержек и противовесов, разделения властей, защищаемыми на надгосударственном уровне правами человека и гражданина, требует своего оправдания в более глубоких основаниях, коренящихся в социокультурных, экономических, политических и ментальных основаниях общества потребления, глобализирующейся, информационной постиндустриальной эпохи.

Ситуация осложнилась ещё и тем, что в обществе с расширяющимися глобальными связями стала сокращаться материальная база для реализации гарантий социальной справедливости. Глобальный характер экономических отношений и национальный характер социальной ответственности государства поставили под вопрос стабильность материальной, налоговой базы национального государства. Неоконсервативная критика автора концепции постиндустриального общества Д. Белла в конце 20 столетия констатировала явное посягательство на ограничение рыночных отношений в связи с социальными обязательствами государства. Государство таким образом оказалось открыто для критики как со стороны гражданского общества, так и со стороны ТНК. В качестве противоречия постиндустриального общества и социальных обязательств государства была выражена дилемма между социальной защитой и свободой граждан: дальнейшее расширение одного момента влекло подавление другого. Решение этого противоречия неминуемо влекло конфликт и размежевание не только представителей власти, но и самих членов гражданского общества. Вину за отсутствие конвенций и компромисса между стратегиями рыночной стихии и государственным ограничением все стороны возложили на государство. Однако выход из этого противоречия без ущерба потребительским ожиданиям общества и свободе их же предпринимательской деятельности государство найти не смогло ни в одной из развитых национальных систем. Государство, стремившееся сгладить социальные противоречия, вводя социальные гарантии, столкнулось с противодействием гражданского общества в связи с его ограничением в сфере экономической мобильности и свободы. При этом большинство функций постиндустриального социального государства и гражданского общества совпало. Выходом из этого теоретического и практического тупика могло бы стать только совпадение формы и содержания, когда в условиях глобального общества возникало бы столь же глобальное наднациональное управленческое образование под контролем столь же глобального гражданского общества. При всем прогрессе в существующих процессах наднациональной интеграции ответственность за выполнение обязательств перед гражданским обществом берёт на себя национальное государство, и соответственно управленческие решения в рамках этих объединений по-прежнему принимаются на национальном уровне.

В развитом гражданском обществе, в том числе благодаря новым информационным технологиям, усиливается социальная дифференциация, атомаризация, неоднородность, что, по мнению ряда исследователей [2, с. 166], не соответствует тенденциям глобализации и прямо противоречит целям социальной консолидации. Однако гетерогенность общества является лишь очевидным следствием разнообразия человеческих интересов и ценностей. Объединение людей в множество социальных образований, преследующих частные цели, тем не менее не лишено единого для этих групп фундамента, без которого в принципе не существует не только гражданское, но и общество как таковое. Такой общей основой гражданского общества, при всём разнообразии частных интересов, выступает активная деятельность самоорганизующихся коллективов для защиты и реализации прав и свобод на основе актуализации принципов права: равенства, справедливости и общеобязательности.

Очевидным признается несоответствие вызовов информационно-технологической модернизации, усложнения и увеличения количества социальных связей уровню институциональной социальной организации [3, с. 168]. Гражданское общество ориентировано на мажоритарный, непрофессиональный контроль обществом государства, так же, как суд присяжных является непрофессиональной инстанцией в разрешении вопроса о виновности подсудимого.

Идея гражданского общества не зависит ни от режима, ни от формы правления, ни от наличия или отсутствия ориентира на социальное государство. Вновь становящаяся популярной теория интеграции гражданского общества с государством является теоретическим возвратом к теориям поздней античности и средневековья. Но если в те эпохи синкретизм гражданского общества и государства был связан с отсутствием всеобщей правовой свободы и равенства граждан, то теперь такое тождество предполагается на почве государственной политики построения социального государства [7, с. 56]. Подобная идея представляется разновидностью утопизма, считающего возможным изменить традиционную стратегию самоусиления бюрократической власти и не учитывает отсутствия социального института кроме гражданского общества, который бы ограничивал корпоративный интерес и неограниченные возможности изменения законодательства в свою пользу государственной машиной.

Таким образом, несмотря на то, что в постиндустриальном обществе роль современного национального государства значительно сокращается, ответственность перераспределяется, а в разряд базовых функций государства включаются обязательства, связанные с конституционно закрепляемым принципом социального государства, несмотря на сближение социальных функций государства и гражданского общества, отношения между этими институтами не становятся партнёрскими, не приводят к конвергенции или замещению одного института другим. Противоречия между государством и гражданским обществом воспроизводятся в условиях новой информационной среды, время для адекватной реакции у государства на требования гражданского общества сокращается.

Рецензенты:

Музыка О.А., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой философии и социологии права Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Таганрог;


В современном обществознании по уровню исторического прогресса выделяется традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Они отличаются экономическим развитием, социальной структурой, политическим устройством, духовными ценностями. В современном мире преобладает постиндустриальное общество. Рассмотрим особенности каждого типа.

Традиционное общество

Традиционный тип иначе называют аграрным или доиндустриальным. Он отличается от постиндустриального и индустриального общества особым укладом, основывающимся на опыте предшествующих поколений. Узнаем, каковы основные признаки аграрного общества.

  • Господство натурального хозяйства.
  • Фактором производства является земля.
  • Ручной труд.
  • Использование примитивных орудий труда.
  • Большая часть населения занята сельским хозяйством.
  • Отсутствие социальной мобильности (перейти из одного сословия в другое практически невозможно).

Примерами аграрного общества могут быть такие государства, как Древний Египет, Западная Римская империя, государства Европы в период феодализма.

Древние земледельцы

Рис. 1. Древние земледельцы.

Индустриальное общество

В результате промышленной революции в странах Западной Европы начинается процесс индустриализации. Кратко рассмотрим характерные черты индустриального общества.

  • Фактором производства становится капитал.
  • Ручной труд сменяется механизированным. На фабрики и заводы внедряется более совершенное оборудование.
  • Развивается массовое производство.
  • Большая часть населения занята в промышленности.
  • Частная собственность.
  • Сословное деление общества сменяется классовым; появляются буржуазия (владельцы предприятий) и пролетариат (наёмные рабочие).

Характеристикой индустриального общества становятся понятия меркантилизм, прагматизм, секуляризация сознания. Познакомимся с определениями этих понятий.

  • Меркантилизм — это ориентация экономики на поощрение национального производства, вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
  • Прагматизм — планирование деятельности с учётом её практической значимости.
  • Секуляризация сознания — снижение роли религии в жизни человека.

Постиндустриальное (информационное) общество

В конце прошлого столетия многие развитые государства перешли на стадию постиндустриального общества. Оно появилось в результате научно-технической революции второй половины XX века. Рассмотрим основные черты этого типа общества.

  • Фактором производства становится информация.
  • Активно развивается сфера услуг.
  • Роботизация и компьютеризация производства.
  • Наличие разных видов собственности.
  • Очень высокий уровень социальной мобильности.
  • Стирание классовых различий.
  • Распространение демократии.
  • Сильное гражданское общество.
  • Существенное возрастание роли науки.
  • Культ непрерывного образования.
  • Индивидуализация личности.

Одной из проблем информационного общества стала безработица. Внедрение искусственного интеллекта во многие области производства упростило технические процессы, что привело к уменьшению роли человека.

Что мы узнали?

Выделяется три типа общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждый из них имеет свои отличительные признаки в области экономики, политики, социальной структуры, духовной жизни.

Читайте также: