Сравнение конституции россии и японии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Введение………………………………………………………………….….……3
Глава 1. Понятие конституции и классификация конституций…………..6
§ 1.1. Понятие и сущность конституции как основного закона государства……………………………………………………………………….6
§ 1.2. Виды конституций…………………………………. ……………………….…………8
Глава 2. Характеристика законодательной власти в системе разделения ветвей власти и формирование органов законодательной власти…………………………………………………………………………….12
§ 2.1. Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и их краткая характеристика………………………………………..………………………..12
§ 2.2. Значение законодательной ветви власти и ее формирование в Российской Федерации, Турции, Италии, Соединенных Штатов Америки и Японии……………………………………………. ……………………………14
Глава 3. Анализ конституций Российской Федерации, Турции, Италии, Соединенных Штатов Америки и Японии…………………………………………………..……………………….22
§ 3.1. Анализ конституции Российской Федерации……..…………………22
§ 3.2. Анализ конституции Турции…………………………………………..23
§ 3.3. Анализ конституции Италии…………………………….…………….25
§ 3.4. Анализ конституции Соединенных Штатов Америки………….….26
§ 3.5. Анализ конституции Японии…………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………..….30
Список использованной литературы и источников………………………. 32

§ 3.4. Анализ конституции Соединенных Штатов Америки

§ 3.5. Анализ конституции Японии

Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую, что и было показано в заключительной главе курсовой работы при анализе конституций Российской Федерации, Турции, Италии, Соединенных Штатов Америки и Японии.
Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. В этих условиях конституция — юридическая база развития законодательства, правоприменительной практики, правосознания и правовой культуры.
В переводе с латинского слово "constitutio" означает "устанавливаю", "учреждаю". В юридическом значении конституция—это документ учредительного характера.
Первые писаные конституции в современном понимании были приняты в США в 1787 г. и во Франции и Польше в 1791 г.
В соответствии с концепциями конституционализма, теориями разделения властей и естественных прав человека цель принятия конституции заключалась в том, чтобы установить пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности.
В отличие от других нормативных актов конституция является основным законом государства и общества. Такое ее положение связано, прежде всего, с тем, что конституционные нормы регламентируют наиболее важные общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В них определяются: правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, система государственных органов и порядок их формирования, их взаимоотношения между собой.
Формирование органов государственной власти согласно конституциям рассмотренных стран базируется на известном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, взаимодействие между которыми осуществляется на основе системы сдержек и противовесов, раскрытых в настоящей работе.
Конституция обладает высшей юридической силой, а потому все органы власти на всех существующих уровнях формируются, базируясь на указанных принципах.
В работе особое внимание было выделено именно законодательной ветви власти ввиду того, что последняя фактически через органы власти формирует всю правовую систему общества посредством издания законов, постановлений, указов, распоряжений и т.д.
При этом все положения и требования законов должны соответствовать конституции как основному закону государства. Ввиду такой значимости конституции, поправки в нее, то есть изменения и дополнения вносятся крайне редко при строгом соблюдении порядка их внесения, на что также указывается в конституции.
В работе были рассмотрены порядок внесения поправок в каждую из конституций, а также рассмотрены виды конституций, сущность этого документа и его значение, а также закрепление в конституции принципов законодательной власти, порядка формирования высших законодательных органов государств и их компетенции.

Список использованной литературы и источников

Конституция Российской Федерации // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

Список использованной литературы и источников

Сравнительный анализ конституций России и США

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:

1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.

2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.

3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России, этот пост запрещено.

4. Конституция России предусматривает прямые выборы Президента, референдумы по Конституции и других Конституции США провозглашает всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.

5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.

6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.

7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России разрешает принятие Федеральных Конституционных Законов в силу, наравне с Конституцией, и порядок их принятия гораздо легче.

8. изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (первоначально 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.

Федеральное собрание, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы.

Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин в возрасте от 21 года.

Конституционные характеристики России и Японии: сравнение

Юриспруденция, право, государство

Другие контрольные работы по предмету

В японской Конституции нашли свое отражение три группы прав, свобод и обязанностей граждан: личные (гражданские), политические и экономические, социальные и культурные.

Право на свободу мысли и совести (ст.19) отражает личные права в духовной сфере и предполагает свободу от идеологического контроля. Япония является светским государством.

Конституция Японии в достаточно широком объеме устанавливает уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод.

Конституционные обязанности находятся в тесной связи с конституционными правами и свободами.

Конституция Японии содержит и гарантии соблюдения основных прав и свобод. Основой юридической гарантии являются контроль за конституционностью нормативных актов и ответственность за нарушение конституционных прав и свобод, осуществляемые судебной властью.

Императорская династия Японии считается самой древней из всех сохранившихся наследственных монархий в мире. Как утверждают исторические хроники, первый Император - 125-й в этом непрерывном ряду. Царствование каждого императора провозглашается особой эрой, которая начинается с даты вступления на трон нового Императора.

Конституция определяет статус Императора следующим образом: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

Император совершает действия внешне-политического характера. В этой сфере на него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст.7). Согласно ст.73 Конституции руководство внешней политикой относится к компетенции Кабинета министров, и, следовательно, Император не является главой государства, представляющим Японию в отношениях с иностранных государствами, но посещение Императорам других стран вносит гораздо больший вклад в укрепление дружеских отношений, нежели деятельность сотрудников дипломатических служб.

Императорская семья в Японии имеет очень высокий авторитет в обществе, и около 80 % взрослого населения страны поддерживают монархическую форму правления.

Согласно ст.41 Конституции Парламент является в Японии высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны.

Порядок работы Парламента регулируется Конституцией Японии, Законом о Парламенте 1947 г., а также Регламентом Палаты представителей 1947 г. и Регламентом Палаты советников в 1949 г.

Японский Парламент состоит из 2 палат - Палаты советников и Палаты представителей. Палата советников включает 525 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины состава советников каждые три года. Палата представителей избирается на 4 года в количестве 500 депутатов.

В деятельности Парламента важную роль играют постоянные парламентские комиссии. Согласно Закону о Парламенте Палата представителей имеет 20 таких комиссий.

Согласно Конституции Японии Кабинет министров осуществляет исполнительную власть (ст.65). В него входят премьер-министр и другие государственные министры. Конституцией определен принцип гражданского кабинета (ст.66).

В соответствии с Законом о Кабинете министров 1947 г. премьер-министр назначает не более 20 государственных министров, при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов парламента. Все члены Кабинета утверждаются указом Императора.

Иерархия судебных органов в Японии имеет четырехзвенную структуру: Верховный суд, восемь высших апелляционных судов, 50 местных судов, 50 семейных судов и около 450 первичных судов (местные и семейные суды имеют одинаковый статус). Создание специальных судов Конституцией запрещено. Правовой основой судоустройства в Японии служат Конституция и Закон о судах 1947 г.

Верховный суд, высшие, местные и первичные суды рассматривают гражданские и уголовные дела, при этом, чем выше исковая сумма, тяжелее преступление, тем на более высоком уровне судебной системы рассматривается дело.

Высшим судебным органом является Верховный суд.

Япония является унитарным государством, в то же время в ней получили широкое развитие муниципальные институты.

Наряду с префектурами и муниципалитетами, которые представляют собой обычные органы местного самоуправления, в Японии могут создаваться особые органы местного самоуправления - такие, как особые столичные районы, корпорации регионального развития, ассоциации органов местного самоуправления, финансово-промышленные округа, создаваемые специально для решения конкретных задач.

Принцип местной автономии заложен в Конституции (гл.8) и Законе о местной автономии 1947 г. Наряду с этими источниками действуют несколько десятков иных нормативных актов - законов и подзаконных актов.

Японское правоведение различает принцип местной автономии, автономию местной общины и автономию жителей. Принцип местной автономии означает автономию административно-территориальной единицы от государства. Автономия местной общины связана с внутренней организацией и формами деятельности административно-территориальных единиц и предполагает управление общины самими гражданами, проживающими на ее территории.

Местным законодательным органом в муниципии является муниципальное собрание, возглавляемое председателем.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели конституционные характеристики Российского государства и основы конституционного права Японии.

Сравним две системы права. Если Россия является республикой, то Япония остается монархией, хотя права императора сильно ограничены, и он является скорее чисто символом нации. Особа его не считается священной как было ранее. Также отличается и система избрания Парламента и сроки нахождения депутатов в нем (об этом подробно было раскрыто с основной части). Судебная система Японии также отличается от Российской (чем тяжелее преступление, тем выше

Сегодня, 3 мая, Япония отмечает День Конституции, принятой в 1947 году.

Хотя новый основной закон страны и унаследовал некоторые положения прежней Конституции Мэйдзи, но в целом носил принципиально иной характер.

Потерпев поражение во Второй мировой войне, оккупированная американскими войсками Япония была вынуждена принять требования союзников по демократизации политической системы. Основными положениями Конституции стали признание суверенитета народа, прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления.

Конституция 1947 года провозгласила отказ от войны как суверенного права нации при разрешении международных споров, что в корне отличает ее от законов других государств.

Чем японская Конституция отличается от других

Хотя новый основной закон страны и унаследовал некоторые положения прежней Конституции Мэйдзи, но в целом носил принципиально иной характер.

Потерпев поражение во Второй мировой войне, оккупированная американскими войсками Япония была вынуждена принять требования союзников по демократизации политической системы. Основными положениями Конституции стали признание суверенитета народа, прав человека, принципов разделения власти и местного самоуправления.

Конституция 1947 года провозгласила отказ от войны как суверенного права нации при разрешении международных споров, что в корне отличает ее от законов других государств.

Интересное за неделю


В рубрике "Деловая экспертиза" могут публиковаться материалы на правах рекламы

Читайте также: