Справедливое сообщество кольберга кратко
Обновлено: 05.07.2024
В последнее десятилетие вопросам теории и практики воспитательных систем посвящено много статей, сборников, монографий и диссертационных исследований. При тщательном анализе заметно, что ключевым понятием в них является гуманистическая воспитательная система, то есть система, ориентированная на личность, на личностный подход в воспитании. Это понятие вошло в педагогику не сразу, а в итоге освоения теоретиками и практиками идей системного подхода в воспитании.
Понятие же "воспитательная система" как наиболее общее появилось после попыток А. Левина, И. Радзевича и других педагогов разработать концепцию воспитательной системы школы, а также охарактеризовать государственную воспитательную систему на опыте Болгарии. Эти попытки, хотя и не были интегрированы в единую педагогическую концепцию, дали толчок к дальнейшим исследованиям, связанным с разработкой общей теории воспитательных систем. Воспитательная система выступает здесь как результат анализа реального опыта системообразования в виде общей ее концепции, ее функциях и закономерностях развития.
Сегодня к теории воспитательных систем обращаются все, кто стремится воплотить ее в опыте. Вольно или невольно они пытаются "примерить на себя" ранее сложившийся опыт, а, следовательно, включаются в процесс моделирования. Этот стихийно возникающий процесс требует осмысления.
В процессе изучения различных воспитательных систем установлено, что далеко не всегда в качестве системообразующей выступает деятельность познавательная. В ряде случаев ею оказывается труд, нередко клубная деятельность, а порой и игра. И хотя в педагогике каждый вид такой деятельности достаточно полно охарактеризован, возникает задача выявить те условия, при которых эта деятельность превращается в системообразующую и когда именно она целесообразна.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Особенности отечественных воспитательных систем.
1. Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно это идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга.
В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обучения и воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, "Робинзонада", КВН и т. д.
2. Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов. Школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе - это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т. д., это и суть самой мысли.
3. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.
В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.
4. Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс - относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений СТ. Шацкого, А. С. Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А. А. Захаренко, В. А. Караковскогои многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях. Главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.
В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника, оказывается значимой и для школы.
Особенности воспитательных систем в зарубежной школе.
1. Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел - физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.
Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душу) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность.
В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.
В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания- видеть результаты своего труда.
2. Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р. Хенви и М. Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга.
По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений:
• формирование непредвзятого взгляда на мир,
• осознание состояния планеты,
• осознание динамики мировых процессов,
• осознание возможностей выбора.
Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.
3. Воспитательная система "справедливое сообщество". Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков.
"Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранным демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. [Текст] / Под ред. М. К. Кабардова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М. - Нальчик, 1996. - Серия "Библиотека психолого-педагогической литературы". -96 с.
3. Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с
Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.
Использование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.
Оформление и благоустройство территории детского учреждения Мы живем на планете Земля. Природа Земли это интересный, сложный и удивительный мир. 2017 год объявлен годом экологии и наш детский сад.
Лит.: Цырлина Т. В., Встречное движение, М., 1991; с ё ж е, Штрихи к портрету Л. Кольберга, ПЖ, 1992, т. 13, № 3; Пауэр Ф. К., Справедливые сообщества в нравств. воспитании школьников, в кн.: Воспитательная система уч. заведения, под ред. Л. И. Новикова, М., 1992; Пауэр Ф. К., X и г-гинс Э., Кольберг Л., Подход Лоуренса Кольберга к нравств. воспитанию школьников, ПЖ, 1992, т. 13, № 3; К о h 1-b с г. g L., Education for justice, в кн.: Moral education, ed. by N. and Th. Sizer, Camb., 1970; его же, Essaysonmoraldevelopment,v. l—2, S. F., 1981—84; его же, A just community approach to moral education in theory and practi-ce, в кн.: Moral education, ed. M. Berkowitz and F. Oser, Hilsdale (№. J.) - L., 1985; Power C., H i g g i n s A., Lawrence Kohlbergs approach to moral education, N. Y., 1989; Kuh-merker L., The Kohlberg legacy for the hel-ping professions, Birmingham, 1991.
Первый слайд презентации: Справедливые сообщества Л.Кольберга
Подготовили: Анисина Нина, Бабкина Надежда, Чевардова Ксения.
Слайд 2
Кольберг Лоренс ( англ. Lawrence Kohlberg, 1927 — 1987 ) — американский психолог, специалист в области психологии развития. Один из основателей теории когнитивизма, в том числе теории развития нравственности.
Слайд 3: Воспитательная система "справедливое сообщество"
Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.
Слайд 4: Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее:
нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков. Кроме того, здесь нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в процессе целостного формирования личности.
Слайд 5: Принципы:
Гуманизма, Демократии, Справедливости, Заботы друг о друге, Самоуправления, Нравственных ценностей.
Слайд 6: Справедливые сообщества"
- небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.
Слайд 7: 3 уровня нравственного развития:
1 уровень( предсоциальный ): - ориентация на покорность и наказание, - мораль достижения наслаждения. 2 уровень(социальный): - мораль сохранение добрых взаимоотношений, - мораль поддержания авторитета. 3уровень( постсоциальный ): - мораль ориентации на общественный договор, - мораль индивидуальных принципов совести.
Слайд 8: Применение "справедливых сообществ" :
В американских школах, В университетах, В разного рода исправительных учреждениях.
– это добровольные объединения администрации, учащихся и учителей, имеющие прочные связи с родителями. Все члены сообщества обладают правом. Школа голоса в решении основных проблемживет по разработанному собственному кодексу поведения, управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем.
Слайд 10
Одним из методов нравственного воспитания является решение дилемм. (Еще в школьные годы Кольберг задумался о проблемах справедливости и бесчестья. Именно тогда и начались его нравственные искания. Моральная дилемма — оправдание нарушения закона во имя блага реальных людей — впоследствии стала предметом почти всех его психологических исследований.)
Слайд 11
Для чего вводится ряд демократических процедур: прежде всего равноправное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания, общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают собственные традиции и ритуалы.
Последний слайд презентации: Справедливые сообщества Л.Кольберга
Результатом умственного и нравственного воспитания детей является сформированность у них таких гуманных качеств, как вежливость, предупредительность, приветливость, высокий уровень ответственности, гордость за свою школу, свобода личности, чувство собственного достоинства, творчество.
Речь пойдет об интересном проекте создания "справедливых сообществ" - небольших (часто до 100 человек) объединений педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, где свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", где учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.
Идея и алгоритм создания "справедливых сообществ", а также первая их практическая реализация принадлежат американскому психологу и педагогу Лоуренсу Кольбергу. Именно благодаря ему эти идеи нашли отражение в практике американских школ и университетов, а также разного рода исправительных учреждений. Поначалу "чистый" психолог, ученый в 70-е годы занялся практической работой по формированию чувства справедливости у детей, то есть, по Кольбергу, формированием их нравственности в целом, и натолкнулся на вопросы, которые традиционно волнуют педагогов: как обучать нравственным ценностям, можно ли передавать детям собственные моральные ценности или учитель должен сохранять "ценностный нейтралитет".
Поскольку для Кольберга основной моральной ценностью была справедливость, то, естественно, он задался главным для него вопросом: как и что нужно сделать, чтобы чувство справедливости вошло в кровь и плоть
каждого ребенка. Ответы он искал и в литературе и в жизни.
Изучение опыта школы Саммерхилл Александра Нейлла, деятельности израильских кибуцев, анализ взглядов философов и педагогов прошлого - Платона, И. Канта, Дж. Дьюи - привели Кольберга к выводу о необходимости организации всей школьной жизни, на основе принципов демократии и справедливости. А потому уже первые созданные им "справедливые сообщества" были нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводился ряд демократических процедур, прежде всего равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становились неотъемлемой частью жизни школы, возникали собственные традиции и ритуалы. Прилагалось много усилий для превращения школы из учебного учреждения в учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но еще и радостно проводить свободное время. Л.Кольберг призывал воспитателей к полной реконструкции всего педагогического процесса с целью достижения в нем социальной справедливости. "Справедливое сообщество" позволяет, по мнению Кольберга и его последователей, сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале "справедливое сообщество" дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения. Но важно не переступить черту, за которой находится индоктринация, то есть прямое давление учителя на ценностные установки учащихся.
В ходе работы возник вопрос: "А могут ли дети вести себя в соответствии с принципами демократии, могут ли они не играть в демократию, а действительно организовать демократическую жизнь в школе?" Соратник и коллега Кольберга профессор Ральф Мошер отвечает однозначно: "Да, могут". Он убежден в том, что дети могут быть честными в соблюдении установленных ими правил, могут и хотят работать на благо своей школы и 111
окружающих их людей. В убежденность Мошера можно верить - ведь он сам много лет работал в ряде "справедливых сообществ", созданных на базе средних школ.
В начале 80-х годов сам Кольберг провел сравнительное исследование нравственного развития детей в нескольких школах Нью-Йорка, одни из которых занимались нравственным просвещением, организацией дискуссий на моральные темы, другие работали по программе создания "справедливых сообществ", а третьи - традиционно. В итоге оказалось, что участие в решении моральных дилемм действительно несколько повысило уровень нравственного развития учащихся. Но значительно больших результатов педагоги достигли в атмосфере "справедливого сообщества". Именно здесь нравственное развитие детей ускорялось и принимало нужную направленность. Суждения, высказываемые школьниками в условиях "справедливого сообщества", демонстрировали их большую моральную зрелость по сравнению с ребятами из контрольных классов. Оценивались также и учебные успехи - в области математики, чтения и письма. И здесь учащиеся из "справедливого сообщества" оказались на высоте.
Действительно, как объяснить ребенку, что такое демократия, честность, порядочность и как они проявляются во взаимоотношениях людей? Очевидно, это невозможно сделать только на словах и с помощью личного примера, хотя и первое, и второе чрезвычайно важно. Но еще важнее, наверное, третье: ежедневно ставить детей в ситуации, в которых они должны проявлять свои лучшие человеческие качества.
Словом, у каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих высоконравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно.
Одним из наиболее удачных и долго существующих "справедливых сообществ" является Скарсдейльская альтернативная школа, к анализу деятельности которой мы и переходим.
Вам предстоит познакомиться с деятельностью одного из самых эффективных и до сих пор активно функционирующих "справедливых сообществ", созданных при средней школе в пригороде Нью-Йорка Скарсдейле. Население последнего в подавляющем большинстве составляют хорошо обеспеченные государственные чиновники, дипломаты, врачи и другие представители высших слоев среднего класса. Школа, которую кончали многие из них и которую традиционно посещают их дети, хотя и считается государственной, но по уровню материальной оснащенности и формам обучения больше напоминает частные учебные заведения США. Как бы то ни было, сюда приходят дети, в основном настроенные на учение, готовящие себя к государственной или политической карьере, к достижению профессиональных высот.
Надо сказать, идея "справедливого сообщества" в Скарсдейле попала на благодатную, подготовленную к восприятию альтернативных решений почву. Дело в том, что еще за пять лет до начала работы по концепции Кольберга здесь внедрялась другая альтернативная программа, суть которой сводилась к проведению общих собраний педагогов и учащихся, обсуждению на этих собраниях основных волнующих всех вопросов. Именно тогда сложилось ученическо-учительское объединение, получившее и до сих пор сохранившее название "Скарсдейльская альтернативная школа". Как и любое интересное начинание, дети восприняли ту первую программу с большим воодушевлением - с удовольствием посещали общие собрания, пламенно дискутировали и горячо отстаивали свою точку зрения.
Через несколько лет эта первая программа была подвергнута тщательной проверке, проведенной двумя независимыми и, несомненно, авторитетными экспертами -Франком Смитом из Колумбийского университета и Аланом Гробердом из Массачусетского технологического института. В подготовленном ими отчете, в частности, говорилось: "Скарсдейльская альтернативная школа - это чрезвычайно эффективное учебное заведение, совмещающее в себе и "школу", и "альтернативную школу". Школа действительно производит очень сильное впечатление. Оно связано прежде всего со сформированностью 113
у учащихся комплексного "чувства сообщества", честностью и открытостью во взаимоотношениях между собой и с педагогами, глубокой преданностью и приверженностью учеников и учителей самой идее подобной школы".
Однако шло время, пыл постепенно угасал, собрания становились все более скучными, все меньшее количество учащихся удостоивало их своим вниманием. Задумываясь впоследствии над причинами неудовлетворенности подростков, педагоги пришли к такому выводу. Главная причина состояла в том, что принятые решения чаще всего оставались на бумаге, никак не влияя на жизнь школы.
Словом, несмотря' на кажущееся благополучие (блестящие учебные успехи, интерес к знаниям, отсутствие дисциплинарных нарушений) возникла настоятельная потребность изменить сложившуюся ситуацию. И счастливый случай не замедлил представиться. Как раз в этот период, летом 1977 года, трое скарсдейльских педагогов получили возможность прослушать в Гарварде курс по нравственному воспитанию и "справедливым сообществам". Поскольку лекции увлеченно и заинтересованно читал сам Л.Кольберг, а педагоги были настроены на восприятие нового, они искренне загорелись идеей внедрения "справедливого сообщества" в своей школе, быстро осознав, что последнее позволит им одновременно решить несколько взаимосвязанных задач: во-первых, не отступать от общего стратегического направления учебно-воспитательного процесса, нацеленного на когнитивное и моральное развитие своих учащихся, на формирование у них чувства общности и принадлежности своей школе; во-вторых, объединить идею общих собраний с демократическим процессом принятия решений и, наконец, в-третьих, оздоровить всю атмосферу школы в целом.
Кольберг разделял энтузиазм педагогов Скарсдейла и всячески помогал им в становлении "справедливого сообщества", особенно на первых этапах: посещал вместе со всеми общие собрания, а затем организовывал их коллективное обсуждение; подбирал повестку дня следующих собраний. Позднее именно он предложил дополнить об-114
щие еженедельные собрания школы регулярными встречами небольших групп, состоявших из двух педагогов и 10—12 учащихся и получивших впоследствии название "сущностных групп". Как правило, встречи членов каждой группы носили домашний, раскованный характер, побуждали каждого высказывать свою точку зрения, позволяя даже самым робким проявить себя.
Кроме всего прочего, в Скарсдейле начал эффективно функционировать "комитет справедливости", позволявший проводить в жизнь, то есть соблюдать те законы и правила, которые принимались на общих собраниях. Включая в свой состав педагогов и 10 учащихся, этот комитет служил своеобразным арбитром в решении всех спорных вопросов. В организации его работы Кольберг принял самое активное участие. В целом присутствие Кольберга и постоянно проявляемое им уважение к мнению учащихся явно способствовали пробуждению у последних самоуважения и уважения к происходящему.
Достаточно ясно позиции ученического большинства альтернативной школы выражены одним из подростков в опубликованной в школьном журнале статье. Называя в качестве ключевой темы большинства дискуссий проблему совмещения ответственности перед сообществом и права личности на полное самоопределение, учащийся задается вопросом: "Какие обязательства несет ученик перед школой в связи с удовлетворением его собственных индивидуальных потребностей?" По его мнению, в Скарсдейле этот вопрос решается очень нетрадиционно прежде всего в силу предъявления к учащимся значительно большего количества требований, нежели в обычной школе. Но при этом и рабочее время педагогов значительно превышает обозначенные в расписании часы: 8.30—15.00. "Наша школа,- продолжает подросток, - не ограничивается названным временем и не прекращает свою деятельность после него: в течение всего дня, даже вечером, а иногда по выходным проводятся уроки и собрания, не говоря уже о дополнительных по индивидуальным проектам. Кроме обязательного посещения определенных собраний и мероприятий и ответственности за возможные пропуски, существуют вопросы, которые мы постоянно, намеренно рассматриваем в рамках индивиду- 115
альной ответственности. Мне кажется, такой тип обсуждения, значительно превышающий просто вопросы планирования или структуры школы, постоянно включающий в обсуждение проблемы межличностных отношений и индивидуальных свобод, отражает особенности нашей школы по сравнению с традиционной средней школой. В целом, я думаю, нам присуще значительно более сильное чувство погруженности в школьную жизнь и ответственности за нее, нежели учащимся обычной средней школы". Трудно что-либо добавить к сказанному, отметим лишь развитую у подростков способность к анализу и явно проглядывающее в каждой строчке чувство гордости за свою школу. Кстати, наше посещение несколько лет назад общего собрания в Скарсдейле, беседа с учениками и интервьюирование некоторых из них свидетельствовали о том же: дети явно гордились своей школой и ощущали ответственность за все происходящее в ее стенах.
В качестве иллюстрации сказанного опишем, как проходило в Скарсдейле одно из типичных общих собраний. Итак, 75 подростков, юношей и девушек в возрасте от 14 до 17 лет и вместе с ними около десяти учителей и директор Антонио Эринелла расположились на полу и на маленьких круглых диванчиках большой круглой комнаты. Двое подростков вполне уверенно и очень серьезно играли роль ведущих, а за их спиной можно было прочитать написанный на доске весьма любопытный текст:
Читайте также: