Способы принятия конституции кратко

Обновлено: 07.07.2024

Порядок принятия конституций имеет четыре разновидности: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие парламентом, принятие путем всенародного голосования (референдума).

Октроированные – это дарованные, пожалованные властью монарха конституции. Октроирование конституций было характерно в прошлом в основном для абсолютных монархий. При этом в самих конституциях прямо указывалось на их октроированный характер. Октроированными считаются также конституции, разработанные и дарованные метрополиями своим колониям при освобождении от колониального господства. Такие конституции были дарованы, например, Великобританией некоторым странам Африки. В России такая попытка была сделана Николаем II 17 октября 1905 г. путем издания Манифеста о даровании свобод.

В практике современного конституционализма уже почти не встречается октроирование конституций.

Чаще всего для разработки и принятия новой конституции, а иногда и для внесения в нее существенных изменений, созывается Учредительное собрание. Порядок его избрания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом.

Впервые Учредительное собрание было созвано в США в 1878 г. в Филадельфии. Филадельфийский конвент состоял из назначенных в него 74 делегатов и заседал четыре месяца. Во Франции Учредительное собрание было созвано в 1791 г. В дальнейшем созыв учредительных собраний получил достаточно широкое распространение.

В России после свержения монархии Временное правительство уже в декларации от 2 марта 1917 г. провозгласило созыв Учредительного собрания, а 25 марта было создано Особое совещание для подготовки проекта положения о его выборах. Учредительное собрание было избрано в ноябре 1917 г. по партийным спискам на основе пропорциональной избирательной системы в составе 707 депутатов. Абсолютное большинство голосов было отдано эсерам. Большевики получили на выборах менее 25 процентов голосов, несмотря на то, что выборы проводились уже после захвата ими власти в стране. Учредительное собрание не смогло принять решений, которые бы определили форму правления и конституционный строй России, так как оно было насильственно распущено большевиками в ночь на 20 января 1918 г., т. е. путем прямого захвата власти вооруженным путем.

Широкое распространение созыв учредительных собраний получил после Второй мировой войны. В одних странах учредительные собрания избирались на основе всеобщих и прямых выборов; в других – создавались путем делегирования государственными органами, политическим партиями и общественными организациями, социальными и профессиональными группами своих представителей; в третьих – ранее избранный парламент был преобразован в учредительное собрание. Основной функцией учредительных собраний была только разработка или разработка и принятие новой конституции, после чего они распускались. В некоторых странах учредительные собрания после осуществления этой функции продолжали выполнять полномочия парламента.

Однако на референдум может выноситься проект конституции, подготовленный захватившей власть военной хунтой или руководящей верхушкой единственной правящей партии. В условиях массовых репрессий и давления со стороны властных структур, когда свобода выбора отсутствует или сильно ограничена, избиратели одобряют и реакционные конституции.

Форма принятия конституций парламентом характерна в основном для бывших социалистических стран. Принимается она квалифицированным большинством. Такой способ принятия конституций был и в некоторых демократических государствах (например, в Греции).

Внесение в конституцию поправок – явление нередкое. Конституция – не застывшая глыба догматических положений, а живой организм, пребывающий в конституционном развитии. Большинство конституций мира претерпели изменения. Со времени принятия Конституции США было внесено 27 поправок (предложений о пересмотре Конституции в Конгрессе США рассматривалось более десяти тысяч).

Другие страны (даже более часто, чем США) также вносили поправки в свои конституции.

В то же время конституции некоторых стран ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизменными со времени их принятия (например, Конституция Японии). Не существует проблем изменения конституции, если речь идет о пересмотре гибкой конституции. Это осуществляется путем принятия обычного закона. Без всяких сложностей вносились любые поправки в советские конституции и в конституции других стран, хотя и предусматривалось требование квалифицированного большинства в палатах Верховного Совета СССР или в высших представительных органах других социалистических стран. Но Верховный Совет не был парламентом, а конституция, хотя и считалась Основным законом, таковым по существу не была, так как страной руководила по своим партийным правилам огосударствленная КПСС, как бы это ни маскировалось.

Значительно сложнее пересмотреть жесткие конституции. Для их изменения предусматривается требование квалифицированного большинства в парламенте, а кроме того, в ряде стран предусмотрено утверждение поправок на референдуме или большинством субъектов федерации, если речь идет о федеративных государствах. Известны и другие способы обеспечения жесткости конституции. Это повторное голосование в парламенте через определенный промежуток времени. Пересмотр Конституции Бельгии, например, осуществляется по инициативе законодательной власти, после чего обе палаты парламента распускаются. Вновь избранные палаты утверждают в согласии с королем положения, подлежащие пересмотру. Некоторые статьи конституций вообще нельзя менять: ни всегда, ни в течении какого-то периода времени, что также придает жесткость конструкции.

Правом законодательной инициативы для случаев внесения поправок в конституцию пользуются те же субъекты, что и в законодательном процессе.

Конституция Российской Федерации может быть принята в соответствии с процедурой, установленной статьей 5 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России, всенародным голосованием (референдумом), назначенным по решению Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Итоги референдума, назначенного в связи с принятием Конституции Российской Федерации, подводятся отдельно по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям автономной области, автономным округам, городам федерального значения. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, и если указанное большинство голосов получено в не менее чем в двух третях от общего числа субъектов Российской Федерации, указанных в статье 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России.

Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняли участие менее половины от числа граждан Российской Федерации, либо менее двух третей от общего числа субъектов Российской Федерации, указанных в статье 71 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Порядок принятия и изменения конституции РФ (Российской Федерации) и других стран может по процедуре издания конституции классифицироваться на: октроированный (дарованный); принятый представительным органом (учредительное собрание, парламент); одобренный на референдуме (referendum).

Октроированные конституции представлены основополагающими документами, которые дарованы единоличной властью. Ее осуществляет монарх и в ней не участвуют представительные органы. Подобная ситуация характерна для Катара и Кувейта, Малайзии и др. Этот способ наименее демократичен в деле принятия основного закона или внесения изменений в него. Подобные конституции чаще всего принимались в период перехода от абсолютизма к конституционным монархиям. В 20 веке также можно увидеть случаи конституционного октроирования, которое осуществлялось не только монархами, но и государственными главами республик.

В 1962 году в Пакистане новую конституцию октроировал ее президент, в 1990 году в Фиджи это осуществило правительство страны. Первую японскую Конституцию 1889 года можно также вносить в эту группу.

Органы, принимающие конституции

Конституции могут приниматься представительными органами, включая Учредительное собрание (Конституционный конвент или собрание, Учредительный конгресс), парламент, сформированный на основе предыдущих легитимных актов. Сегодня подобный метод принятия конституции широко распространен (Италия в 1947 году, Индия в 1950 году, Греция в 1975 году).

Учредительное собрание представляет собой специально созданный высший орган государства, предназначенный для выработки (принятия) конституции. Его избирает народ, а свою работу он прекращает после того, как принят новый основной закон.

Одну из первых конституций во Франции принимали специально сформированным для этой цели Учредительным собранием. В последние годы Учредительные собрания разрабатывают и принимают Конституции (Колумбия, Болгария, Бразилия и др.). Подобный способ в юридической литературе называется конституанта.

Порядок принятия и изменения конституции рассматривается и с позиции работы основного законодательного органа в виде парламента государства. Это осуществляется посредством особого усложненного порядка, как правило, с использованием квалифицированного большинства депутатских голосов. Большая часть конституций социалистических стран, включая все Конституции России советского периода, были приняты специальными заседаниями национального парламента.

В большей части мировых государств одобрение проекта правового закона посредством представительных органов не всегда представляет собой заключительный этап, поскольку после этого проект текста Конституции выносят на референдум (например, французская конституция 1946 года).

Тем не менее, общенациональное голосование иногда используется и через отсутствующие демократические силы. Так, конституционный референдум использовали после захвата власти военными в Греции (1968 г.), Терции (1961 г.).

Способы принятия, изменения конституций

В соответствии со способом принятия Конституции, принимаемые посредством созыва референдума, по праву считают демократическими. Подобные референдумы были распространены в послевоенное время. Проекты Конституций разрабатывались с помощью специально созданных для этой цели Учредительных собраний или правительства. После этого она выносилась на референдум. Подобный способ использовали такие страны, как Испания, Ирландия, Дания.

При условии демократического правления часто одновременно сочетают 2 способа: одобрение документа представительным органом и итоговое утверждение на референдуме.

В соответствии со способом изменений (пересмотра) конституции классифицируются на гибкие и жесткие. Первые из них можно изменить в том же порядке, что и обычные законодательные акты. Это, в первую очередь, неписаные конституции, конституции стран монархической формы правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Особый усложненный порядок для внесения изменений предусмотрен для жестких конституций. Жесткость конституций обеспечивается различными способами, включая потребность в голосовании квалифицированным большинством голосов в парламенте (характерно для Японии, Италии), принятие поправок посредством референдума (Франция); повторное принятие поправок с помощью парламента следующего созыва (Финляндия); утверждение поправок субъектами федерации (Соединенные Штаты, Германия).

Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Упразднила Съезд народных депутатов России и заменила его Федеральным Собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной Думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина [1] .

Содержание

История конституции

В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Разработка проекта

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ. [2]

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого конфликта стали события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. После значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

Принятие (1993)

12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Конституция Российской Федерации 1993 года

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:



  • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)
  • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)
  • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)
  • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)
  • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
  • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
  • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Ликвидировано закрепление земли и недр в качестве достояния народов, проживающих на соответствующей территории (ст.11 Конституции 1978 г.);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России [8] . В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов различалась (см. главы 8, 9, 9 1 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и её частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические (ФКЗ, принимаются двумя третями голосов депутатов ГД и одобряются тремя четвертями голосов членов СФ) и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
    • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
    • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие её нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов России (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).

    Конституционные поправки и пересмотр Конституции



    Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

      ; ; ; ;
    • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
    • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

    Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

    1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
    2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
    3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
    4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

    Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

    Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

    Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

    В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    Нормативный акт До изменений После
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Ингушская Республика Республика Ингушетия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия — Алания
    Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия — Хальмг Тангч Республика Калмыкия
    Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика — Чаваш Республики Чувашская Республика — Чувашия
    Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

    Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

    В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

    Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

    Федеральный конституционный закон Дата внесения изменений Исключено из статьи 65 Включено в статьи 65
    от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря 2005 Пермская область; Коми-Пермяцкий АО Пермский край
    от 14 октября 2005 года № 6 1 января 2007 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО; Эвенкийский АО Красноярский край
    от 12 июля 2006 года № 2 1 июля 2007 Камчатская область; Корякский АО Камчатский край
    от 30 декабря 2006 года № 6 1 января 2008 Усть-Ордынский Бурятский АО Иркутская область
    от 21 июля 2007 года № 5 1 марта 2008 Читинская область; Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край

    Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

    Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации"

    Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

    Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

    В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

    Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

    Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

    • подтверждает неизменность Конституции;
    • разрабатывает проект новой Конституции, который:
      • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
      • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

      Отличие Конституции от законов

      • закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
      • обладает высшей юридической силой;
      • обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
      • отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
      • является базой для текущего законодательства.

      Конституция и ограничение прав и свобод человека

      К сожалению, в вашем браузере отключён JavaScript, или не имеется требуемого проигрывателя.
      Вы можете загрузить ролик или загрузить проигрыватель для воспроизведения ролика в браузере.


      Несмотря на то, что в соответствии с конституцией России права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция России допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55 конституции России, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

      В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

      Некоторые из оснований ограничения прав граждан, в частности защита нравственности, являются весьма растяжимыми с нормативной точки зрения. Обращая внимание на критерии оправданности применения ограничений Конституционный Суд России указал: "Публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату ".

      Издание Конституции

      См. также

      Примечания

      Ссылки

      Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

      Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

      Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

      • Конституции
      • Конституции России
      • 1993 год в России
      • 1993 год в праве

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Конституция Российской Федерации" в других словарях:

      Конституция Российской Федерации — Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой в правовой системе страны и определяющий правовые , организации государственной власти и местного самоуправления, отношения гражданина и государства. Конституция Российской Федерации… … Российское избирательное право: словарь-справочник

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (Constitution of the Russian Federation) основной закон Российской Федерации. Принята всенародный голосованием 12 декабря 1993 г. К РФ имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

      Конституция Российской Федерации — Констит уция Росс ийской Федер ации … Русский орфографический словарь

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г — КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и… … Юридическая энциклопедия

      Конституция Российской Федерации 1993 года — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

      КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г. — основной закон Российской Федерации, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. К. РФ содержит… … Энциклопедический словарь экономики и права

      Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

      Читайте также: