Способы преодоления ролевого конфликта кратко

Обновлено: 02.07.2024

4. Причины ролевых конфликтов и способы их устранения.

Обобщая сказанное относительно источников ролевых конфликтов можно выделить основные группы причин, порождающих проблемы выполнения роли.

Первую группу составляют причины конфликтов, связанные с противоречиями, изначально заложенными в содержание роли.

Во вторую группу могут быть отнесены все те причины, которые связаны с противоречиями между человеком и определённой ему ролью в организации.

Третья группа состоит из причин, вызванных противоречиями между ролью и её восприятием организационным окружением.

Четвёртую группу составляют причины конфликтных ситуаций, порождаемые противоречием между данной ролью и некоторыми другими ролями.

Возникающие при исполнении ролей конфликты и противоречия могут быть устранены различными способами. В зависимости от того, какая сторона конфликта подвергается изменению, это могут быть: изменение работы, изменение(развитие) людей, исполняющих роль, и перестановка.

При изменении работы происходит выяснение причин и факторов, заключённых в роли, которые приводят к конфликтам и противоречиям, и осуществляется корректировка роли. Если роль внутренне противоречива, то необходимо исключить из нее одну из альтернативных сторон. Работа может быть слишком напряженной и интенсивной. Поэтому её следует облегчить или разгрузить. В зависимости от характера работы может существовать потребность в более чётком описании работы и в более жесткой регламентации её границ. Может быть и обратная ситуация, при которой необходимо сделать описание работы менее детализированным, предоставив тем самым исполнителю работы возможность для творческого и самостоятельного труда.

Второй подход состоит в том, что осуществляется изменение, развитие человека, с тем, чтобы он мог выполнять закреплённую за ним роль и справляться с возникающими конфликтами. Развитие работника происходит по трём направлениям.

Первое – это более глубокое ознакомление с ролью. Часто именно незнание работником своей роли является причиной ролевых конфликтов.

Второе – это повышение квалификации и совершенствование исполнительской техники работника. Улучшенные исполнительские возможности существенно ослабляют напряжение, которое испытывает работник при исполнении своей роли.

Третье – развитие у исполнителя способностей справляться с противоречивыми ситуациями, приноравливаться к работе в конфликтных условиях, уметь распознавать и адекватно реагировать на возникающие проблемы, правильно общаться с людьми в конфликтных ситуациях.

Третьим подходом предотвращению ролевых конфликтов является перестановка работников с одной роли на другую в зависимости от их способностей справляться с конфликтными ситуациями.

И, наконец, если посмотреть на проблему взаимодействия человека и организационного окружения шире, чем только через призму выполняемой им роли, то окажется, что значение личностных характеристик человека не только очень велико, но зачастую может быть определяющим в предотвращении конфликтных ситуаций в организации.

Ролевой конфликт – достаточно распространённое явление во многих организациях, но не всегда негативное. Они зачастую несут в себе импульсы, инспирирующие обновление, совершенствование и развитие как организации, так и индивидов.

В организации с жёстким регламентированием ролей, формальными структурами и авторитарной властью обычно любой ролевой конфликт расценивается как отрицательный фактор, так как он чаще всего состоит в не адекватном формальному описанию исполнении роли.

В гибких организациях, там, где распространены неформальные структуры, где нет чёткого описания работ, конфликты по поводу исполнения роли в принципе не считаются чем-то ненормальным, чего следует избегать.

Более того, считается, что наличие конфликтов благоприятно для организации. Важно не то, имеются или отсутствуют конфликты, а то, как они разрешаются и к чему приводят.

Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

В результате ролевых конфликтов в организации начинают формироваться неверные представления сотрудников друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к тому, что у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации.

Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение.

Актуальная социально-экономическая ситуация в России такова, что профессиональная деятельность женщины часто вызвана необходимостью обеспечить средний прожиточный минимум существования своей семьи. Совмещение работы и семьи, как основная причина ролевого напряжения, - реальность, которую нельзя игнорировать или решить социально-экономическим способом. Таким образом, нужны исследования направленные на поиск эффективных психологических способов снижения ролевого конфликта, испытываемого работающей женщиной, что даст возможность женщине при решении своих проблем опираться на собственные ресурсы, а не зависеть от других, быть активным субъектом в своей деятельности.

Одно из главных задач социального развития организации - это создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих слаженной и дружной работе, раскрытию интеллектуального и нравственного потенциала каждой личности, удовлетворенности совместным трудом.

В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта.

Ролевой конфликт тесно связан с социальной ролью, которая в свою очередь подразумевает наличие определенных требований и обязательств. В процессе жизнедеятельности люди участвуют в процессе социализации, что подразумевает наличие социальной роли. Человек может иметь несколько социальных ролей, которые зачастую противоречат друг другу. Конфликт формируется в результате того, что человек, наделенный социальной ролью, не может выполнять ее, не оправдывает ожидания общества или только начал процесс освоения новой роли. Так что же такое ролевой конфликт, можно ли его решить или избежать полностью?

Что такое ролевой конфликт?

Ролевой конфликт формируется в результате того, что человек в силу каких-либо причин не может соблюдать требования своей социальной роли или ролей. Причиной возникновения ролевого конфликта является взаимодействие людей или оценивания собственного результата.

ролевой конфликт

Согласно мнению ведущих психологов, ролевой конфликт проявляется в результате переживания негативных эмоций, которые оказывают влияние на процесс жизнедеятельности. Чаще всего он возникает при наличии проблем с социализацией и взаимодействием человека с окружающими. Понимание сущности ролевого конфликта позволяет оказывать противодействие негативным проявлениям. Одним из проявлений является выполнение социальной роли, которая противоречит интересам конкретного человека. Установление сущности поможет достичь жизненных ценностей быстрее, а Система Дизайн Человека обеспечит информацией о том, какие ценности являются вашими на глубинном уровне. Система Дизайн Человека не только выявит ваши истинные ценности, но и укажет на то, какие качества помогут достичь желаемого результата.

Ролевой конфликт провоцирует, как положительные, так и негативные изменения. К положительным изменениям относят то, что в процессе конфликта у человека формируется стремление к совершенству. Что в таком случае является причиной стремления? Причиной может выступать социальная роль, которую человек возложил на себя самостоятельно или социальная роль, которую на человека возложило общество. К отрицательным изменениям относят негативные эмоции, которые возникают в результате конфликта. При этом у участника конфликта может сформироваться нежелание выполнять обязанности и нежелание делать усилия на пути к желанию.

Ролевой конфликт формируется в результате того, что одна личность не может справляться со всеми своими ролями. При этом каждый человек имеет несколько ролей, которые так или иначе определяют его место в обществе. Важно отметить, что конфликт возникает только тогда, когда выполнение одного из требований приводит к невозможности выполнения другого. Сущность конфликта заключается в том, что необходимо преодолеть несовместимые и противоречивые требования, которые возникают в процессе жизнедеятельности. Независимо от места в обществе, человек приобретает социальную роль, которой присущи определенные обязательства. Если участники ролевого конфликта входят в положение других участников и идут на уступки, то эффективность взаимодействия существенно увеличивается. Каждая из социальных ролей имеет свою функцию, какими они бывают?

Виды ролевого конфликта

Разделяя виды ролевых конфликтов отмечают три категории:

  • Внутриролевой конфликт формируется в результате того, что социальная роль предполагает наличие множества сложных и противоречащих друг другу ожиданий в обществе.
  • Межролевой конфликт возникает при условии существования нескольких социальных ролей, которые имеют несовместимые требования.
  • Личностно-ролевой конфликт появляется в ситуациях, когда человек стремится к ложным ценностям. Они могут быть навязаны родственниками, друзьями, коллегами, а также, могут возникать в процессе поиска себя и своего предназначения.
  • Отдельным видом является ситуационный конфликт. До сих пор психологи не сходятся во мнении подходит ли этот вид к другим или его следует обозначить отдельно. Ситуационный конфликт формируется в результате того, что человек берет на себя обязательства, которые в силу тех или иных причин не может выполнить. Чаще всего невозможность выполнения обязательств новой социальной роли, обусловлена длительным процессом отвыкания от старой роли.

виды ролевых конфликтов

Существует отдельная классификация ролевых конфликтов, которая раскрывает конфликты с другой позиции:

  • Статусно-ролевой. Конфликт формируется на основании межличностных отношений, которые определяют статусность при общении. Наиболее ярким примером подобного конфликта являются взаимоотношения в паре, когда партнеры пытаются установить свою социальную роль в ней.
  • Я — концепция. Ролевой конфликт развивается за счет ожиданий, здесь играют роль личные ожидания и ожидания общества от конкретного человека. Конфликт происходит после того, как человек начинает осознавать собственную беспомощность в конкретной ситуации.
  • Неоднозначные условия. Появляется в результате того, что у социальной роли нет строго установленных требований и обязанностей. Когда в процессе следования социальной роли человек не может верно ранжировать свои обязанности, в результате чего приходит в тупиковую ситуацию.
  • На основе недостаточности ресурсов. Возникает в результате того, что человек не имеет возможности проявить себя и развиваться. Обусловлена тем, что социальная роль может отнимать много времени или противоречить личным ценностям. В таком случае человек вынужден выбирать что-то одно.

Каждый вид ролевого конфликта основывается на существовании противоречий и ожиданий. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют выбирать социальную роль на основании личных предрасположенностей. Рейв-карта обеспечит вас информацией о том, какие предрасположенности у вас есть на генетическом уровне. Это позволит правильно оценить собственные силы в том или ином направлении, выявить свои таланты.

Также карта показывает качества, которые способствуют или наоборот мешают вам двигаться в верном направлении. Личный бодиограф поможет сконцентрироваться на главной цели и определиться со своей ролью в обществе.

Как избежать ролевого конфликта?

Избежать ролевого конфликта бывает не просто, а порой и вовсе не возможно. Однако, психологи выделяют всего 7 принципов, которые помогут избежать конфликта:

Кроме того, рекомендуется проведение профилактических мер по борьбе с эмоциональными переживаниями и волнением. Снижение волнений и страха позволит быть спокойнее, рассудительнее и сдержаннее. Если конфликт развивается, рекомендуется обращение к специалисту, который подскажет план действий. Самым главным является то, что человек не должен отпускать назревающий конфликт, наиболее благоприятной является ситуация, когда человек боится обратиться за помощью близких.

Как решить ролевой конфликт?

Ролевые конфликты не оставляют в стороне никого им подвержены, как взрослые, так и дети. Разрешить ролевой конфликт можно только в том случае, если приложить немалые усилия.

Рассмотрим примеры ролевых конфликтов и методы их решения:

    Карьеристы. Люди, имеющие успех в профессиональной деятельности, зачастую не справляются с родительскими или домашними обязанностями. Таким людям эмоционально тяжело выполнять дополнительные требования, которые не входят в круг их прямых обязанностей. Для решения проблемы можно прибегнуть к разделению обязанностей по дому и воспитанию ребенка с партнером. В случае, если такой возможности не имеется обратитесь за помощью к близкому родственнику или пожертвуйте средства на наем обслуживающего персонала. Кроме того, препятствовать выполнению ролей может низкий уровень заинтересованности, поэтому необходимо рассмотреть социальную роль с положительной стороны.

cbce209c8c1237e4a4a9866c3e2b8ea6

Ролевой конфликт в социологии рассматривается как столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду. Психология считает его негативным переживанием, затрагивающим внутренний мир. Чаще всего это показатель имеющихся у личности проблем взаимодействия с окружающими. Плохо это или хорошо, можно судить по тому, что дает ролевой конфликт человеку.

С одной стороны, благодаря ему, личность стремится к совершенству. К этому подталкивает роль, которую берет на себя человек, или какую предлагает общество. Например, молодой руководитель отдела старается соответствовать ожиданиям, которые возлагает на него высшее руководство. Это заставляет повышать квалификацию, изучать профессиональную литературу, то есть развиваться.

В то же время, как и любой конфликт, он вызывает отрицательные эмоции, заставляя делать определенные усилия против желания. Например, чтобы овладеть новыми технологиями, рабочего отправляют учиться на курсы. В душе он протестует против решения, но понимает, что без новых знаний не сможет выполнять работу.

Определение ролевого конфликта

В обществознании трактуется, что ролевой конфликт – это процесс, обусловленный противоречиями между различными ролями, которые вынуждена выполнять личность. В довершение принято рассматривать такой конфликт как разновидность ролевого стресса, возникающего из-за перегрузки обязанностями.

К сведению. Краткий контекст ролевому конфликту – это ситуация, в которой человек сталкивается с двумя или более разными требованиями, и выполнение одних делает невозможным следование другим. От этого появляется внутреннее напряжение, как итог – конфликтная ситуация.

Ролевой конфликт: причины, способы разрешения и разновидности. Примеры ролевых конфликтов

Сталкиваясь с требованиями нескольких ролей одновременно и не умея их совместить, человек может испытывать ролевой стресс

Причины возникновения и смысл

Причинами возникновения данных конфликтов являются:

  • противоречия, изначально вложенные в роль;
  • противоречия, которые возникают между ролью и ее восприятием в обществе;
  • противоречия, которые рождаются из-за наличия сразу нескольких ролей, а они не могут сосуществовать вместе.

Как правило, сформированные устои в обществе, правила оказывают давление на человека. Если роль требует выполнения сложных действий и человек с ними не справляется, возникает не только внутренний конфликт — переживания, но и внешний, когда появляется осуждение обществом.

Действия индивида оцениваются окружающими и порой очень осуждаются, что только усиливает ролевой конфликт.

Ролевые конфликты появляются из-за противоречий между ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Однако ролевые конфликты порой необходимы индивиду, чтобы разобраться в себе и понять, соответствует выбранная роль или нужно ее изменить.

О социальных ролях человека в этом ролике:

Как избежать конфликта в классе? Читайте об этом здесь.

Сущность социальных конфликтов

Социальный конфликт — что это такое, виды

Кратко говоря, основная сущность ролевого социального конфликта заключается в преодолении противоречивых или несовместимых требований к личности со стороны общества. Занимая какое-либо место в группе, индивид приобретает определенное положение, от него ожидают соответствующих действий.

К сведению. Психологически отмечено, что, если участники группы вникают в роли друг друга, осознают адекватные требования к их исполнению, ситуациям соответствует их ролевое поведение, то эффективность взаимодействия гарантирована. При отсутствии этих характеристик возникают конфликты.

Конфликт ролей так же, как и любой другой, имеет позитивные и негативные функции. К позитивным относится стимулирование личности. Негативные функции вызывают возможные отклонения в поведении индивида.

Конфликт и его виды

Конфликт — это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.

Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта.

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п. ).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.

Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.

Выделяют различные виды и типы конфликтов. Главные среди них внутриличностные и межличностные.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновения внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может израсходовать много сил и времени, а значит, стремительно возрастает эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может быть неконтролируемым.

Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение

подчиненного возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.

Разновидности ролевых конфликтов с примерами

Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия

Понять смысл столкновения социальных ролей помогут разновидности ролевых конфликтов с примерами:

Статусно-ролевой

Классифицируя виды ролевых конфликтов, в первую очередь, называют статусно-ролевой. Его также считают межличностным, потому что объектом являются или межгрупповые позиции, или статусность в межличностных отношениях.

Ролевой конфликт: причины, способы разрешения и разновидности. Примеры ролевых конфликтов

Статусно-ролевой конфликт нередко возникает в семейных отношениях и становится причиной разлада между супругами

Пример такого типа столкновения характерен для соперничества в семье, когда супруги борются за главенство. Психологи говорят, что наиболее приемлемым разрешением этой конфликтной ситуации будет приспособление, когда одна сторона пойдет на уступки другой. Полезно использование компромисса, когда стороны договариваются между собой, мирно распределяя обязанности.

Я-концепция

Неоднозначные условия

Этот тип внутриличностного противоречия готов возникнуть, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования. Например, на предприятии отсутствуют разработки рабочего процесса. В то же время осуществить работу можно только при помощи определенных правил. Такая неоднозначная ситуация вызывает у работника ролевой стресс из-за различности требований, так как условия неоднозначны.

К сведению. Следовать социальной роли – значит, иметь некоторую степень несвободы. Приходится действовать не так, как требует индивидуальность, а так, как предписано нормами. Например, работник конвейера настолько регламентирован, что ограничено почти каждое его действие. Такое исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности и отчуждение.

Ролевой конфликт: причины, способы разрешения и разновидности. Примеры ролевых конфликтов

Социальная роль требует от человека регламентированного поведения, которое может вызывать чувство психологического напряжения

На основе недостаточности ресурсов

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная позиция не позволяет раскрыть и проявить свои способности, реализовать жизненные устремления из-за недостаточности ресурсов, например, нет мотивации, не хватает образования, мало времени для реализации цели.

Оптимально будет такое соотношение между личностью и ролью, при котором к человеку предъявляются посильные требования, предлагаются разрешимые для него задачи, а у него самого есть для этого необходимые ресурсы.

К сведению. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько позиция соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения – ролевым требованиям.

Примеры и способы разрешения

Известно немало ролевых конфликтов, которые затрагивают не только взрослых, но и подростков. Разрешить такие ситуации возможно, если приложить определенные усилия.

Карьеристка

Примером такого конфликта служит успешная в профессиональной деятельности женщина.

Она добилась высот в карьере, но когда она приходит домой, совершенно не справляется с ролью жены или матери.

Ей тяжело общаться с детьми, готовить пищу, убираться в квартире. Она либо не имеет достаточно времени для этого, либо просто теряется при реализации роли матери или жены.

Чтобы решить эту ситуацию, необходимо распределить некоторые обязанности по дому между мужем и детьми, если женщина одна не справляется, либо самой женщине необходимо увидеть в роли жены и матери больше преимуществ.

Вероятно, эти роли ей не очень нравятся, надо показать их ей в положительном свете: устроить семейные праздники, пикники, сделать подарок своими руками, показать заботу.

Тогда эта роль понравится ей больше, она захочет проявлять себя больше в кругу семьи.

Особенно помогут ей маленькие победы в роли жены или матери, а именно вкусно приготовленный обед, значительная помощь детям при выполнении домашнего задания, рукоделие. Это обязательно оценят родные, что непременно обрадует женщину.

Подросток

Еще один пример такого конфликта — взрослеющий молодой человек.

Он привык себя вести как подросток, допускает вольности, веселится, не думает о серьезных жизненных вопросах, но проходит немного времени и общество требует от него определенной серьезности.

Окружение может оказывать давление, касающееся выбора профессии, области деятельности, создания семьи. Индивид может внутренне не созреть для таких вопросов, но его заставляют.

Получается, что он не выполняет роль, которую накладывает на него возраст, происходит расхождение между внутренними ощущениями и устоявшимися с обществе понятиями.

Чтобы решить этот конфликт, необходимо перестать оказывать давление на человека, дать возможность определенной свободы. Придет время, человек сам неосознанно будет выполнять роль, соответствующую возрасту.

Он сам решит определенные вопросы, избежит внутреннего кризиса и стрессовых ситуаций. Иногда молодым людям требуется время, чтобы найти себя и примерить определенную роль.

Порой она становится совсем неожиданной даже в кругу семьи. Тем не менее, выбор должен осуществить индивид только сам, без оказываемого на него давления.

Смена профессии

Не менее интересным примером служит ситуация, когда индивид меняет область профессиональной деятельности.

Одна специальность предполагала определенные обязанности, но со сменой профессии изменились и они, индивиду необходимо привыкнуть к новой роли.

Очень часто человек бывает не готов к таким изменениям: он помнит старую роль и не придерживается новой. Это может рождать определенные недопонимания со стороны общества.

Чтобы решить проблему, человеку дают время, так он привыкает к новому, адаптируется в новых условиях. Если он не до конца понимает, что он него требуется, следует ему мягко об этом сказать, избегая стрессовых ситуаций.

Постепенно новая роль будет изучена и принята индивидом. Он не захочет с ней расстаться и сам будет удивляться тревожащим его в прошлом страхам.

Формирование ролевого конфликта

Межличностный конфликт — что это в психологии

Для современного общества стало характерным, что человеку приходится выполнять множество социальных ролей, зачастую с противоречивыми требованиями и ожиданиями. Однако не всегда характер и способности личности являются соответствующими выбранной роли.

Полезно выбирать роли по своему темпераменту, способностям, характеру, или, наоборот, адаптироваться самому к ним. Например, выбирать профессию, группу общения под стать себе – музыкантом без музыкальных способностей стать сложно.

Или каждому хотя бы раз приходилось адаптироваться к новой позиции, например, идти в армию, становиться студентом, молодым мужем, начинать деятельность. Некоторые процессы идут одновременно, но с разной скоростью и интенсивностью, что может порождать конфликт.

Почему и когда может возникнуть

Специалисты выделяют основные причины, почему возникает ролевой конфликт. Главным поводом считают ситуацию, при которой не происходит намеченное статусно-ролевое развитие личности. Характерный пример – человек готов к защите диссертации, но ему не дают это сделать, считая, что еще рано. Кроме того, ролевой конфликт может быть обусловлен такими причинами:

  • Противоречивость ролей и потребностей;
  • Несоответствие способностей и роли;
  • Неадекватное выполнение роли.

Ролевой конфликт: причины, способы разрешения и разновидности. Примеры ролевых конфликтов

Причиной конфликта может стать несоответствие способностей и роли

Социология конфликта

Замечено, что больше всего конфликтов происходит в сфере профессиональной деятельности. Всему виной – нарушения норм и правил, которые являются неотъемлемой частью любого взаимодействия, например, норм этикета и правил внутреннего распорядка.

В социологии чаще всего рекомендуются такие способы выхода из ролевого конфликта:

Личности принадлежит в обществе множество социальных ролей. Если правильно их выполнять в соответствии со способностями и требованиями, порядок и комфорт в жизни будут обеспечены.

Понятие

Ролевым конфликтом называют ситуацию, когда человек выполняет определенную социальную роль, но она не отвечает его интересам или внутренним установкам, либо индивид просто не справляется с возложенными на него обязанностями, которые предполагает та или иная роль.

Психологи называют ролью реализацию себя в обществе согласно своим сильным сторонам, характеру, личностным качествам.

Если роль все больше не нравится человеку, внутри копятся негативные эмоции, появляются определенные установки. Индивид испытывает стресс, который перерастает в кризис. В итоге человек может отойти от роли.

К примеру: человек не хочет быть учителем, но обстоятельства заставляют его работать по этой профессии. Он занимается нелюбимым делом, выполняет роль, которая ему не нравится.

В результате он или смирится со своим положением, либо найдет другую работу, перестанет исполнять роль учителя.

Аксенова Галина Александровна — врач терапевт, стаж 11 лет.

Занимается диагностикой и лечением заболеваний сердечнососудистой системы, дыхательной системы, инфекционных заболеваний, в том числе бронхита, ветрянки, простуды, ОРЗ и ОРВИ, краснухи, пищевого отравления и др.

Аксенова Елена Петровна — терапевт, со стажем 24 года. Принимает в клиниках: Поликлиника №4, Поликлиника №3 и Поликлиника №7.

Это внутренний дискомфорт, который сопровождает выполнение соц роли.

Причины ролевого конфликта:

некачественная ролевая подготовка

противоречивость ролевых ожиданий

изменение ролевых ожиданий в условиях социокультурной трансформации

Сделать ролевую подготовку более адекватной.

Разделение ролей (дифференциация), то есть их распределение по соц институтам или группам. (необязательно быть генералом по отношению к детям)

Регулирование ролей, то есть пересмотр обществом ролевых ожиданий по мере необходимости.

Общество может брать на себя ответственность за ситуацию ролевого конфликта. (генеральные статусы: человек и гражданин)

Статусно-ролевое принуждение.

Выполняя социальные роли, человек становится тем, кого он играет.

С.Милгрен. Эксперимент с учителями.

1)Общество через ролевые ожидания формирует типичное поведение личности

2)Имеются определенные социокультурные различия в ролевых ожиданиях

3)Чем в большее количество соц институтов и групп включается индивид, тем больше ролевое давление
4)Общество, как система взаимодействий возможна только благодаря соответствию поведения личности ролевым ожиданиям.

Механизмы ролевого принуждения.

Механизм отбора.

А) общество отбирает тех индивидов, которые по своим качествам способны выполнять те или иные роли.

Б) систематическое выполнение соц роли углубляет и совершенствует соответствующие качества личности.

Механизм предписывания.

Общество через ролевые ожидания предписывает личности определенный набор качеств.

3) Механизм контроля.

Общество нетолько отбирает и формирует в них отдельные качества,но и через санкции контролирует соответствия ролевым ожиданиям.

Общество через ролевые ожидания определяет важнейшие, социально-типические качества личности.

Социальная стратификация:
критерии: власть,привелегии
- классовые(эконом.критерий; мобильность) исп. Идеи Вебера – классовые опред жизненные ожидания (какие шансы что-то добиться, где будешь жить,что будешь ест и т.д.) человек будет подстраиваться под опр общество.
-рассовые (врожденные) Регидность – жесткость (трудно изменить)

Социальные институты
Общество – тюрьма, стены нашего заточения, мы никуда не денемся.

Бергер о значении соц. ролей в формировании личности.

Итак, роль можно определить как типичную реакцию на

типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем dramatis personal . Следовательно, актерам нужно только войти в

роли, расписанные им до поднятия занавеса. Пока роли играются по тексту, социальное действо идет, как запланировано.

Роль задает образец, показывающий, как действовать индивиду в конкретной ситуации. Разные роли в обществе, как и в театре, не в равной степени жестко требуют от актера точного следования прилагаемым инструкциям. Среди профессиональных ролей минимально регламентируется роль мусорщика, тогда как врачам, священникам и офицерам приходится приобретать особые манеры, речевые и моторные навыки: военную выправку, елейный голос, доброе лицо у постели больного. Тем не менее, если рассматривать роль только как регуляторную модель видимых со стороны действий, то можно упустить один существенный аспект роли. Мы чувствуем себя более пылкими, когда целуем; более смиренными, когда стоим на коленях; более свирепыми, когда потрясаем кулаками, т.е., скажем, поцелуй не только выражает пыл, но и его. Регламентированные действия привносят в роль соответствующие эмоции и социальные установки. Профессор, изображающий ум, сам начинает чувствовать себя умным. Проповедник вдруг замечает, что сам начинает верить в свои проповеди. Солдат слышит в своей душе зов Марса, надев военную форму. У каждого из них соответствующая эмоция или социальная установка могла присутствовать и до начала игры, но роль неминуемо усиливает ее. Однако во многих случаях есть все основания полагать, что в сознании актеров не было абсолютно ничего, что могло бы предвосхитить выполнение ими их ролей. Другими словами, умными становятся с на значением на преподавательскую должность, верующими — выполняя обряды, готовыми к бою - маршируя в строю.

За каждой социальной ролью закреплена определенная идентичность . Иными словами, идентичность не есть нечто , идентичностью награждают в актах социального признания. Какими мы становимся, так к нам обращаются

Читайте также: