Способы изложения текста кратко

Обновлено: 07.07.2024

Редакторский анализ подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор.

46. Повествование, его виды и признаки. Редактирование повествования.

Повествование – это способ изложения, цель которого дать представление о событии в хронологической последовательности эпизодов, его составляющих. Каждый эпизод повествования представляется как относительно законченный, необходимо влекущий; последующие. Рассмотрим пример:
Перед вами типичный повествовательный текст. Курсивом выделены основные моменты, составляющие его смысловую основу, – узлы повествования. Каждый из них представляет относительно законченный смысловой и временной эпизод, а каждый такой эпизод обусловливает появление следующего. Мальчик получил взбучку – оскорбился – решил отомстить – наловил ужей – спрятал в мешке в кладовке – но твари уползли из мешка – состоялось рандеву хозяйки со змеюкой – дворник услышал испуганный крик и позвал свистком на помощь будочника. Не представляет труда закончить это перечисление. Расположены узлы повествования в соответствии с реальным ходом событий – в хронологической последовательности. Это композиционный принцип систематизации узлов повествования. Существенный элемент оформления повествовательного текста – его ритм (в данном случае краткость, динамизм), который создается и за счет отбора узлов повествования, называющих в каждом фрагменте основное для него действие, и за счет того, что опускаются подробности, которые читатель может восстановить, исходя из собственного жизненного опыта. Например, не оформляется как самостоятельный узел повествования подробность о том, что купчиха при встрече с ужом закричала, что горе-змеелова здорово наказали. Наконец, немаловажная особенность повествования – авторская интонация, в данном случае насмешливая, которая может меняться на протяжении текста.

Композиционно в этом рассказе можно выделить зачин (первая и вторая фразы, в которых в самом общем виде называется и характеризуется тема), концовку (последняя фраза, итог событий) и несколько подтем, связанных с появлением новых действующих лиц: в первом эпизоде это мальчик с ужами, во втором – испуганная купчиха и дворник, в третьем – будочник, в четвертом – участковый пристав. Переходы к подтемам графически оформлены абзацами.

Особенности редактирования повествования
Цельность, связность, логичность должны быть присущи любому
тексту. Но многие другие свойства зависят от того, к какому типу
относится тот или иной текст. Как известно, традиционно выделяют
три способа изложения, три типа речи – повествование, описание,
рассуждение, которые различаются и целью, и, соответственно, ком-
позицией, синтаксисом, морфологией. повествование – изображение
событий или явлений, следующих одно за другим. Главное средство
рассказа – глаголы прошедшего времени совершенного вида; кроме
обозначения самих действий, необходимы указания на место дейс-
твия, действующих лиц и, что особенно важно, указания на то, как
протекают действия во времени.

Риторические приемы вступления, образность научных текстов, речь по заранее написанному тексту. Способы его изложения с применением индуктивного, дедуктивного методов. Использование метода аналогии, концентрического, ступенчатого, исторического методов.

Рубрика Разное
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.12.2016
Размер файла 17,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Способы изложения речи

Введение

риторический текст изложение

Выявление таких единиц текста, как высказывание и межфразовое единство, дает представление о формально-грамматическом (синтаксическом) строении текста. Однако текст как единица прежде всего информативная и коммуникативная нуждается и в характеристиках своего строения в ином плане - функциональном, смысловом. Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации.

1. Способы изложения текста

риторический текст изложение

1. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему, к обобщениям и выводам.

2. Дедуктивный - изложение от общего положения к частным, объясняющим смысл общего конкретными примерами, фактами.

3. Метод аналогии - сопоставление (параллель) различных явлений, событий, фактов, обычно новое сопоставляют с уже известным.

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, автор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим.

6. Исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в чем-то с течением времени.

1.1Индуктивный метод

Изложение на основе проблемного принципа - разновидность индуктивного метода. Оно предполагает выстраивание определенной последовательности проблем, исследуя (рассматривая) которые, автор может прийти к теоретическим обобщениям, формулированию правил и закономерностей. В ходе лекции, доклада, в процессе написания монографии, статьи, дипломного проекта, диссертации автор формулирует ту или иную проблему и предлагает ряд возможных путей ее решения (исследования). Выбрав оптимальный путь, автор подробно анализирует проблему (вскрывает ее внутренние противоречия, приводит данные, подтверждающие высказанные предположения, аргументированно опровергает другие точки зрения, не состоятельные, по мнению автора).

Метод аналогии (умозаключение по аналогии) основывается на следующем посыле: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер. Этим можно объяснить их меньшую распространенность в жанрах собственно научного стиля речи.

При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в их структуре. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) и имплицитные (традуктивные) структуры.

В текстах, имеющих индуктивную структуру, обобщение расположено в конце, изложение информации идет от частного к общему. Тексты с дедуктивной структурой начинаются с обобщения. Далее в тексте конкретизируется, объясняется или доказывается ключевое положение. В текстах с рамочной структурой выделяют два фокуса: первый - обобщение, с которого начинается изложение (оно детализируется или развивается на материале частных положений), второй -обобщение информации в конце текста. В текстах со стержневой структурой изложение начинается с частных положений, за ними следует обобщение, которое затем уточняется и конкретизируется. В тексте, имеющем имплицитную структуру, обобщающий блок отсутствует (вербально он не выражен): предполагается, что читающий способен прийти к выводу, заключению или обобщению самостоятельно. Ведущими типами в научной речи считаются дедуктивный и дедуктивно-индуктивный.

1.2 Дедуктивный метод

Дедукция - это движение мысли от общего к частному. Дедуктивный метод изложения материала используется тогда, когда необходимо рассмотреть какое-то явление на основании уже известного положения или закона и сделать необходимые выводы. Дедуктивное рассуждение включает следующие этапы:

1) выдвижение тезиса (от греч. thesis - положение, истинность которого должна быть доказана) или гипотезы;

2) развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство истинности или опровержение, с использованием таких аргументов, как толкование тезиса, ссылки на мнения авторитетов, доказательство от противного, приведение фактов и примеров, сравнения;

3) формирование выводов и предложений.

Дедуктивный метод изложения широко используется в теоретических статьях, научных дискуссиях, при проведении учебных и научных семинаров.

1.3 Метод аналогии

Аналогический метод (метод аналогий) -сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Метод аналогии (умозаключение по аналогии) основывается на следующем посыле: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях. Умозаключения по аналогии имеют вероятностный, приблизительный характер. Этим можно объяснить их меньшую распространенность в жанрах собственно научного стиля речи.

При анализе логико-композиционной структуры текстов небольшого объема обращают внимание на место обобщающего смыслового блока в их структуре. В зависимости от позиции обобщающего блока выделяют пять типов текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) и имплицитные (традуктивные) структуры.

1.4 Концентрический метод

Концентрический метод - предполагает изложение учебного материала вокруг единого центра, которым является поставленная проблема, т.е. предмет обсуждения рассматривается со всех сторон. Суть основной идеи формулируется уже в начале, но не полностью, не во всей совокупности связей, а в общей форме. В ходе изложения говорящий все время возвращается к ней, обнаруживая с помощью примеров ее различные стороны и грани, обогащая их новыми характеристиками. Для конца такого текста характерно возвращение к формулировке основной идеи, что дает возможность осмыслить ее во всей совокупности выявленных связей.

1.5 Ступенчатый метод

Ступенчатый (стадиальный) метод -последовательное изложение одного вопроса за другим. Метод рассчитан на последовательное раскрытие проблемы, когда изложение осуществляется как бы ступенями от одной идеи к другой. При этом каждая из них, будучи обоснованной самостоятельно, служит исходным пунктом для разъяснения последующей, а в конечном счете изложение сводится к раскрытию той главной идеи, которая определила цель лекции. Рассмотрев какую либо проблему или тему, выступающий уже больше к ней не возвращается.

1.6 Исторический метод

Исторический (хронологический) метод -изложение материала в хронологической последовательности, рассмотрение процесса или явления в становлении, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени.

Исторический метод изложения позволяет расположить факты в их исторической последовательности, продемонстрировать динамику изменений, сделать выводы о рассматриваемом процессе.

2. Вступление

В ораторской речи вступление имеет важнейшее значение Общая цель вступления - это установление контакта с аудиторией. Если в первые минуты оратору это не удалось сделать, тогда вряд ли его выступление в целом будет успешным.

Наиболее распространенными являются три приема, которые используются во введении:

· О привлечение внимания аудитории;

Первый прием (привлечение внимания аудитории)

Предусматривает три случая в зависимости от того, какой компонент риторического треугольника предпочитается:

1) Оратор подчеркивает свое право говорить на определенную тему

Имеются в виду ситуации, когда аудитория в принципе готова слушать, надо только стимулировать его интерес к выступающему. Риторика в подобных случаях рекомендует тактику, которая ориентирована не на презентацию личности оратора, а на презентацию его отношения к происходящему.

2) Оратор подчеркивает важность темы для аудитории

Имеются в виду ситуации, когда слушатели не готовы к восприятию речи. Риторика в подобных случаях рекомендует выходить из "крайней необходимости", т.е. обратиться к тому аспекту происшествия, остававшемуся до сих пор без внимания присутствующих, однако соотносится с их потребностями и интересами.

3) Оратор подчеркивает значимость самого предмета речи

Имеются в виду ситуации благоприятного контакта между участниками общения. В основном такие ситуации являются конвенционными, когда заранее известно, кому принадлежит инициатива в общении и аудитория готова слушать. Риторика в подобных случаях рекомендует сразу представить тему. Вкачестве примера рассмотрим вступление в популярной лекции профессора М А Мензбира "История Средиземного моря, рассказанная его берет гаммы, волнами и их обитателями ":[М.А.Мензбир- русский и советский зоолог и зоогеограф, основатель русской орнитологии. ]

"Представьте себя путником, который впервые подходит к Средиземному морю, впервые видит синь его волн, окутанные дымкой далекие береговые скалы, пышные зеленые растения, и позвольте дать вам краткую характеристиику современного нам средиземноморского побережья, начав с его географического очеркарису".

Второй прием ("начало издалека")

Используется преимущественно в конфликтной аудитории. Задача оратора в таких условиях заключается в том, чтобы настроить аудиторию на позитивное восприятие речи.

Риторика в подобных случаях рекомендует создать, по возможности, "нейтральный" фон для дальнейшего общения, оттягивая момент "выяснения отношений". Для этого можно:

- указать на многомерность истины, невозможность односторонней оценки определенного явления и тем самым подтолкнуть слушателей до готовности выслушать другие взгляды на проблему;

- использовать "обходной маневр", т.е. выразить мнение аудитории как собственную и постепенно завести ее в "тупик" (показать, что последствия из этого положения неверных, неприемлемы, ложные)

Примером подобного начала публичного выступления может быть вступление к речи Б Ельцина на Генеральной Ассамблее ООН в октябре 1995 года:

"Уважаемый господин Председатель! Уважаемый господин Государственный Секретарь! Дамы и господа!"[Б.Н.Ельцин-российский государственный деятель, председатель Верховного Совета РСФСР, первый президент Российской Федерации. ]

Третий прием ("неожиданный вступление")

Предусматривает непосредственное обращение оратора к основной проблеме. Как правило, подобный прием используется в тех ситуациях, когда аудитория уже живо заинтересована в рассмотрении определенной темы. Тогда оратору нужно начать речь с сильной риторической фигуры, в основном такой фигурой выступает риторический вопрос.

Выбор оратором того или иного приема вступления диктуется особенностями конкретной речевой ситуации, прежде всего характером аудитории. Первые фразы должны быть достаточно тщательно подготовлены, ведь именно они имеют важное значение для установления контакта со слушателями.

В риторике выделены также универсальные приемы введения, которые можно использовать в ораторских речах на любую тему в любой аудитории:

- апелляция к общеизвестному источнику информации;

- изложение целей и задач выступления;

- демонстрация определенного предмета и др.

Кроме "положительных" способов введения, в риторике зафиксированы также и "негативные", неудачные приемы начале речи А именно: не стоит начинать выступление с извинений относительно того, что вы не успели подготовиться, что вы не заберете много времени и т.д. П.Сопер[Поль.Л.Сопер- работал в университете штата Теннеси.Создал самоокупающийся театр "Карусель. ] цитирует по этому поводу юмориста Джорджа Эдди:

"Это уже последнее дело - объявлять публично о своей несостоятельности Беда в том, что, может статься, это удастся и доказать"

3. Образность в научных текстах

Для научных текстов характерна слабо выраженная субъективная модальность, которая выражается часто не прямо, а путем употребления нейтральных слов, обозначающих эмоции или отношение: бесспорно, характерно, удивительно, несомненный интерес, не вызывает сомнения, к сожалению и т. п. Выражения такого типа, как правило, носят стандартный клишированный характер и широко используются во всех видах научных текстов. Экспрессивность научному тексту придает и использование лексических усилителей (ведь, же, только, абсолютно, резко, весьма и др.). Эмоциональный эффект имеют образные выражения научной речи, которые также можно считать стандартизированными (например, безоговорочное принятие, научная головоломка, ожесточенные споры, яркий пример). Среди форм субъективной модальности часто употребляются глаголы 1-го лица, множественного числа настоящего/будущего времени определенной семантики (проанализируем, рассмотрим, выделим и т. п.).

Заключение

Прежде всего текстообразование реагирует на виды содержательной информации. В зависимости от этого избирается и способ изложения. Описательный контекст обычно привязан к лицу, месту, обстановке, условиям, в которых протекает действие; повествовательный контекст развертывается во времени и пространстве. Авторские рассуждения сопровождают части текста, передающие концептуальную информацию, и выражаются в виде суждений, умозаключений, философских и психологических обобщений, в форме заключений и выводов.

Сменность видов контекста, их взаимосвязанность и взаимозависимость, ориентирующиеся на прагматические установки текста и автора, определяют общую композиционную структуру текста.

Список литературы

1. Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.3. Культура научной речи - 2009

2. Стилистика и литературное редактирование : учебник / под ред. проф. В.И. Максимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007. - 653 с.

3. Накорякова К.М. Литературное редактирование. М.: Издательство ИКАР, 2009. - 432с.

Подобные документы

Описание методов научных исследований. Структура и содержание дипломной работы. Исследование алгоритма создания диссертации. Написание литературного обзора: поиск и систематизация первоисточников. Правила оформления библиографических ссылок и источников.

презентация [53,2 K], добавлен 27.02.2015

Российская образовательная система начала ХХI. Положения об организации научных исследований. Организация Министерством образования России научных исследований по проблемам образования. Основные формы организации научных исследований и финансирование.

контрольная работа [34,5 K], добавлен 02.09.2008

Применение симпатических (невидимых) чернил. Подделка печатей, штампов, подписей. Способы подделать подпись. Шифрование текста. Восстановление документов. Искусство не оставлять следов. Защита от слежки. Средства подслушивания. Защита от нападения собаки.

книга [479,3 K], добавлен 13.03.2009

Требование к разделу о методологической основе, теоретических источниках и эмпирической базе диссертационного исследования. Эффективность теоретического метода научного познания. Обоснование в исследовательских работах научной и практической ценности.

реферат [20,9 K], добавлен 28.03.2015

Поняття до мови і стилю. Мова службових документів. Вимоги до тексту службового документа: текст; рівні стандартизації документів; правила підготовки тексту документа; оформлення таблиць; заголовок; додаток.

реферат [15,7 K], добавлен 27.05.2007

Технологический процесс создания различный стилей женских причесок с помощью метода холодной укладки, бигуди и щипцов для завивки. Виды локонов. Укладка волос феном при выполнении причёсок малого и увеличенного объёма, а также с эффектом торчащих волос.

реферат [223,5 K], добавлен 12.05.2009

Исторические направления создания причесок по профессии "Автослесарь". Тенденции моды 2015-2016 гг. Приемы стилизации образов. Инструкционно–технологическая карта "Мужская стрижка и укладка волос". Выполнение мужской и женской прически для этой профессии.

Одним из видов работ в русском языке является изложение. Оно необходимо для развития памяти ученика и способности воспроизводить на письме услышанную информацию. В этом уроке мы узнаем, как правильно слушать изложение, выделять информацию и сокращать текст до максимального сжатия

План урока:

Для начала необходимо познакомиться с тем, что такое изложение и для чего оно необходимо. Разберем теорию более подробно

Способы изложения

Изложение по русскому языку распространенное задание для учеников. Много не нужно думать над смыслом этого понятия, ведь итак можно ответить, что это повествование какой-то мысли. Но мы все-таки обратимся к известным толковым словарям и посмотрим, какое определение дают авторы. Ожегов характеризует это понятие следующим образом:

А Ушаков дает немного сокращенное определение:

Иными словами, изложением называется любое перенесение информации на бумагу в сжатом или полном виде после услышанного или прочитанного текста. Чаще всего встречается сжатое изложение, то есть такое, в котором необходимо передать только самую главную информацию, а второстепенную отбросить.

Разделяют следующие способы изложения материала:

  • описание: характеризует предметы и явления, определяет их с точки зрения авторской оценки, богат прилагательными;
  • рассуждение: обозначает конкретную авторскую позицию, содержит риторические вопросы и рассуждение о вечном, наделен философскими мыслями;
  • повествование: последовательный рассказ о сменяющихся событиях, история из жизни, богатая глаголами и чередующимися действиями.

Краткое изложение также может быть представлено одним из этих способов изложения информации.

Особенности изложения. Основные функции

Суть изложения заключается в передаче ключевой информации большого текста. Главное – уметь ее выделить и правильно преподнести. Все части изложения взаимосвязаны между собой и играют особую роль.

Данный вид работы выполняет несколько значимых функций:

  • вырабатывает умение выделять главную мысль из текста, составлять его план и проводить краткий анализ;
  • обогащает словарный запас и способствует освоению новой информации;
  • учит последовательно и связанно излагать свои мысли;
  • подготавливает к будущей практической жизни.

Также различают и основные виды изложений:

Особенности сжатого изложения заключаются в том, что исходный текст должен быть сокращен минимум в два раза. Он должен сохранять свою главную мысль и уникальность, но при этом необходимо избавиться от ненужной и второстепенной информации.

А особенности подробного изложения в том, что в нем мысль должна быть передана максимально полностью и точно. В таком тексте вся информация важна и нуждается в детальном анализе.

Главная и второстепенная информация в тексте

Эти два вида информации имеют свои характеристики и особенности, о которых необходимо знать перед тем, как приступить к изложению текста. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Главная информация. Особенности и роль в тексте

Этот вид материала передает основную мысль автора, то есть то, что он хотел донести до нас большим объемом информации. Чаще всего главная информация передана в тексте в нескольких предложениях, которые важно уметь видеть и находить.

Этот вид информации обладает следующими отличительными свойствами:

  • полнота;
  • достоверность;
  • понятность;
  • доступность;
  • ценность.

Именно главную информацию мы берем за основу написания сжатого изложения. Она обязательно должна быть в работе, ведь от нее исходит вся остальная структура.

Пример главной информации:

Второстепенная информация. Отличительная роль

Данный вид текстового материала отражает сведения, которые дополняют основное содержание текста. Такую информацию очень важно уметь отбрасывать при написании изложения, поскольку она сильно увеличивает текст, из-за чего данная единица речи может потерять свою уникальность и главную мысль.

Отличительные детали, которые помогут определить второстепенную информацию:

  • история создания произведения;
  • факты из биографии писателей;
  • примеры;
  • подробные характеристики второстепенных явлений;
  • комментарии;
  • объяснительные толкования;
  • аргументы;
  • обоснования.

Все эти детали необходимо отбросить при написании сжатого изложения. Именно они символизируют второстепенную информацию. Но нельзя говорить о том, что этот материал может помешать восприятию всего произведения в целом. Он дополняет и детализирует единицу речи, распространяет сухую информацию. Однако в изложении данные факты будут явно лишними.

Пример второстепенного материала:

Жирным выделено то, что нужно отбросить.

Как отличить главную информацию от второстепенной

Алгоритм выделения главной информации:

  • прочитайте внимательно текст;
  • выявите самостоятельно главную мысль, по возможности озаглавьте;
  • найдите предложение, которое отражает основную суть текста;
  • постарайтесь увидеть дополнительные факты и сведения, которые можно исключить;
  • проверьте себя и мысленно уберите эти детали из текста, прочитайте без них. Если основная мысль не изменилась и не потерялась – все выполнено верно.

Если руководствоваться этим планом, то можно написать отличное сжатое изложение.

Правила сокращения текста

Очень важно сокращать эту единицу информации правильно, не упуская ничего важного. Познакомимся с основными методами и способами сокращения текста.

Сокращение текста. Формулировка и особенности

Этот вид работы необходимо проделывать перед каждым изложением. Он нужен для избавления от лишней информации и передачи самой основной. Чтобы это сделать правильно, необходимо знать особенности сокращения текста.

Основы сжатия изложения:

  • отбрасывание второстепенной информации;
  • соединение нескольких предложений в одно;
  • использование различных средств связи для сокращения или замены предложений.

Исходя из этого, и происходит сжатие представленной в исходном тексте информации. После этого необходимо провести сокращение самого произведения и написать краткое изложение.

Способы сокращения текста. Основные приемы

Чтобы правильно убирать ненужную информацию требуются знания определенных правил и методов сокращения. Их всего несколько, но каждый из этих способов можно применять на практике во время написания сжатого изложения.

Эти приемы сокращения текста помогут сохранить в нем главную информацию и убрать второстепенную, тем самым хорошо передать главную смысл произведения. Текст без сокращений будет с трудом читаться и терять свою уникальность и индивидуальность. Ведь среди распространенных и сложных предложений будет сложно выявить основные мысли автора.

Различают и другие языковые методы сокращения текста:

  • замена ССП простым: Мы заметили, что он искусно играл на скрипке/Он искусно играл на скрипке;
  • смена однородных членов предложения на обобщающее слово: Погода сегодня была холодной, дождливой и ветреной/Погода сегодня была отвратительная;
  • исключение повторов: Она верила в любовь, верила в чудо, верила в спасение/Она верила в любовь, чудо и спасение;
  • замена фрагмента синонимом: И если бы только Анна знала, насколько искренне, трепетно и заботливо относится к ней Петр, она бы бросила все и примчалась к нему/ И если бы только Анна знала о чувствах Петра, она бы просила все и примчалась к нему;
  • исключение фрагмента из синтаксической единицы: И тогда он понял, что счастье не в деньгах и славе, а в окружении близких и понимающих людей/И тогда он понял, что счастье в окружении близких и понимающих людей;
  • смена фрагмента предложения на местоимение: В густом и тенистом лесу росли редкие растения/Там росли редкие растения;
  • соединение нескольких предложений в одно: Утром в поле пахнет росой. Она появляется на листьях и траве/Утром в поле пахнет росой, которая появляется на листьях и траве.

Все эти способы можно смело использовать при сокращении текста для краткого изложения. Они помогут избавиться от второстепенной информации и значительно уменьшить размер текста.

Правила сокращения текста. Алгоритм действий

Чтобы правильно сократить текст и корректно составить изложение, необходимо руководствоваться некоторым алгоритмом. Он поможет не допустить ошибок и верно преподнести главную информацию исходного источника.

Основы сокращение текста:

  • выделить основную мысль, тему текста и ключевые слова, разделить его на смысловые части;
  • составить план, исключить те пункты, которые будут не важны при написании;
  • сократить предложения, используя разные способы, перечисленные выше;
  • проверить, не изменился ли смысл полученного текста от исходного варианта.

Если все сделано правильно и ключевая мысль осталась прежней, то сжатое изложение было составлено абсолютно верно. Самопроверка – важная составляющая часть любой письменной работы.

Как написать изложение правильно

Обобщим все полученные знания об изложении материала на письме. Это часто встречаемое задание, поэтому его нужно уметь выполнять корректно и на высокие баллы. Рассмотрим, как грамотно писать текстовое изложение и аудирование.

Сжатое аудио-изложение

Данный вид работы включает в себя прослушивание текста несколько раз, а потом его воспроизведение на бумаге. Сложность заключается в том, что не всегда можно записать и запомнить все то, что говорит диктор. Поэтому нужно максимально сосредоточить свое внимание на речи и уже по ходу прочтения выявлять для себя основные аспекты фрагмента произведения.

Правила написания грамотного аудио-изложения

  • прослушайте текст первый раз и постарайтесь зафиксировать на черновике ключевые, по вашему мнению, нюансы;
  • после второго раза прослушивания фрагмента дополните свой черновик дополнительными моментами;
  • проанализируйте услышанное и составьте структуру текста, который будет содержать вступление, основную часть и заключение;
  • для каждой определите ключевое предложение, а второстепенную информацию отбросьте или сократите;
  • в конце написания посчитайте слова, они не должны превышать 90, и проверьте, сохранена ли основная мысль автора, проверьте свою грамотность.

Если все выполнено правильно, то изложение написано верно, и все правила были усвоены и применены на практике.

Текстовое сжатое изложение

Эту работу выполнять намного проще, поскольку исходный текст можно прочитать самостоятельно. Он уже поделен на смысловые части, достаточно просто запомнить основную информацию и выбросить второстепенную.

Алгоритм написания текстового сжатого изложения:

  • внимательно изучить текст и проанализировать его;
  • выделить ключевые моменты и предложения;
  • мысленно пересказать содержание;
  • закрыть текст и написать сжатое изложение, согласно всем правилам, проверить себя.

Пробное изложение

В задании 1 ОГЭ по русскому языку 2020 необходимо написать сжатое изложение по услышанному тексту. Для этого нужно обобщить все знания, которые были получены в этом уроке.

Успешному редактированию способствует детальное рассмотрение особенностей способа изложения. В зависимости от его характера различают описания, повествования, рассуждения и определения. По мнению авторов древних риторик, повествование занимается действием, описание – предметом рассуждения, рассуждение – отношением предметов и действий. Повествование обязано своим происхождением памяти, описание – внешним чувствам, рассуждение – уму и чувствам.

Описание, или описательный текст – это изложение, в котором предметы, явления, события изображаются путем перечисления признаков, свойств, сторон, характерных для них в определенный момент.

Цель описания – создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенный момент. Единовременность этих признаков – основная часть описания.

Описательный текст начинается, как правило, с общего представления описываемого предмета или явления, а затем следуют один за другим элементы описания, т.е. отрывки, в каждом из которых описывается отдельная часть или деталь рассматриваемого предмета или явления. Возможен и обратный порядок построения описания: сначала перечисляются детали, частности, затем дается общая картина. Но как бы ни было построено описание, важно, чтобы элементы его приводились в строгой последовательности, определяемой либо степенью значимости данных элементов в целом описании, либо таким расположением, при котором их можно наблюдать, стоя на одном месте и постепенно переводя взгляд или передвигаясь от одной детали (предмета, части) к другой. Описание строится обычно так, чтобы читатель все новые сведения присоединял к уже имеющимся и чтобы все части описания воспринимались как нечто единое, целое.

Различают элементы описания – отрывки, раскрывающие отдельные стороны изображаемого. Обычно элементы описания приводят по определенной системе: в порядке важности, последовательности расположения и т.д.

Редактируя описательные тексты, надо добиваться, чтобы признаки, сообщаемые в них, создавали представление о предмете в целом. Необходимо исключать вводные части, не связанные с основной темой, а также детали, загромождающие изложение.

Пример описания из произведений И. Эренбурга: Лондон всё вмещает: рядом с небоскрёбами маршируют часовые в опереточных мундирах, парик спикера колышется в такт дебатам о социализме, вокруг дворца, где помещаются банки и тресты, копошится миллион нищих, он всё вмещает, этот огромный город, и он ничего не совмещает, раздельной жизнью живут в нем несхожие века и враждующие классы… Если выйти рано утром из квартала доков, где верещат голодные китайцы, где рахитичные дети валяются на мостовой, как невыметенный сор, можно к вечеру добраться до Гольд-Грина, до одинаковых улиц с одинаковыми домами, где горничные в белых наколках, камины, чай: всё благообразие пуританского рая с Адамами в халатах и со змием, давно позабывшим о своих начальных обязанностях…

В некоторых случаях описание строится по определенной схеме. Например, в учебниках географии традиционна такая схема описания государства: площадь, географическое положение, очертания, поверхность, климат, растительный и животный мир, население и его хозяйственная деятельность и т.д.

Что касается публицистики, то описательный жанр широко применяется в таких газетных жанрах, как очерк, статья, репортаж, заметка, фельетон и др. В художественной и научной литературе описание занимает значительное место.

Для описания характерны глаголы несовершенного вида в прошедшем и настоящем времени, фиксирующие статику фактов и позволяющие достичь эффекта остановленного времени.

Повествование, или повествовательный текст, содержит рассказ о событиях, которые излагаются в хронологической последовательности.

Цель повествования – передать движение событий во времени. Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события.

В повествовании выделяются основные (узловые) события, показывается их взаимосвязь, например, как в биографическом произведении или рассказе о путешествии.

При редактировании повествовательного текста редактор должен прежде всего установить, удачно ли автор выделил основные (узловые) события, правильно ли их осветил, какова продолжительность каждого события, соблюдается ли последовательность в изложении событий, определить, как эти события связаны одно с другим. Все второстепенные факты, детали, которые отвлекают внимание читателей от основной темы, надо убрать.

При выделении главного и второстепенного следует исходить из того, что значение события не всегда определяется его продолжительностью. Пропорциональность частей повествования достигается тем, что больше внимания уделяется наиболее важным по значению или по своим последствиям событиям. На страницах газет повествовательные тексты присутствуют в информационных материалах – заметках, репортажах, отчетах и др.

Красивый адъютант, поздоровавшись, попросил Хаджи-Мурата сесть, пока он доложит князю. Но Хаджи-Мурат отказался сесть, и, заложив руку за кинжал и отставив ногу, продолжал стоять, презрительно оглядывая присутствующих…

Воронцов принял Хаджи-Мурата у края стола. Старое, белое лицо главнокомандующего было не такое улыбающееся, как вчера, а скорее строгое и торжественное.

Войдя в большую комнату с огромным столом и большими окнами с зелеными жалюзи, Хаджи-Мурат приложил свои небольшие загорелые руки к тому месту груди, где перекрещивалась белая черкеска, и неторопливо, внятно и почтительно, на кумыцком наречии, на котором он хорошо говорил, опустив глаза, сказал…

Повествование представляет собой на первый взгляд наиболее простой способ изложения. Не случайно, видимо, древнейшие образцы народного творчества – это в основном повествование, рассказы о событиях. Психологи установили, что дети, учась говорить, первую свою связную речь строят обычно как повествование. И педагогические методики учитывают это обстоятельство (Накорякова, с. 78, 80).

В чистом виде повествование и описание встречаются достаточно редко. Наиболее распространены смешанные описательно-повествовательные или повествовательно-описательные тексты. В художественной литературе описание всегда тяготеет к образным художественным средствам, хотя у крупных мастеров слова определенная образность есть и при повествовании. В научной и технической литературе описание, так же, как и повествование, строится с помощью логических средств, которые редактор непременно должен учитывать при работе над текстом.

Рассуждение – самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Рассуждением называется такой вид текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются определенные положения.

Цель рассуждения – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определенных положений.

Рассуждения встречаются как в описательных, так и в повествовательных текстах. В то же время в рассуждении можно найти повествование или описание, или то и другое одновременно. Рассуждение – это процесс выведения нового знания.

В рассуждении различают: тезис – положение, истинность которого доказывается; аргументы – суждения, обосновывающие правильность тезиса, и демонстрацию – способ доказательства, т.е. последовательность аргументов и связь между ними и тезисом.

Существуют два вида рассуждений: 1) дедуктивные, или аналитические; 2) индуктивные, или синтетические. В первом случае от общих положений идут к частным, от обобщений – к фактам, т.е. сначала делают вывод, утверждение, а затем – доказательства и факты. Во втором случае от частных положений обращаются к общим, от фактов к обобщению, т.е. сначала приводят наблюдения, общепризнанные положения, а затем делают общий вывод, в котором заключается доказываемая мысль.

Некоторые психологи считают, что индуктивный (синтетический) способ рассуждения более прост и доступен массовому читателю, которому легче на конкретных фактах сделать обобщение, прийти к общему выводу. Поэтому в научно-популярной и массово-политической литературе рекомендуется использовать синтетический способ рассуждений. Как бы ни было построено рассуждение, оно всегда должно доказывать правильность вывода, утверждения, а поэтому основные положения необходимо строго и четко аргументировать.

Авторам не всегда удается построить своё рассуждение так, чтобы оно воспринималось легко, не вызывая затруднений у читателей. Поэтому при редактировании рассуждения нужно добиваться, чтобы тезис был отделен от аргументов, исключать аргументы, не относящиеся к тезису, тщательно проверять истинность аргументации. При этом редактору следует всегда помнить, что рассуждение – действенное средство убеждения читателя, и добиваться четкости построения и лаконичности доказательства.

В отличие от рассуждений, в которых всегда закреплен процесс выведения нового знания, определение лишь фиксирует суждение о существенных признаках предмета. Определение, т.е. точное раскрытие содержания понятий, встречается в тексте любого вида, особенно часто в описательном: Физика – наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира.

Определение должно быть лаконичным, ясным, точным и устанавливать существенные черты предмета и отличия его от сходных с ним. Оно не может содержать повторения в определяемом и определяющем понятиях, например: православный христианин – человек, исповедующий взгляды православного христианства.

Определение как вид изложения особенно распространено в научной, научно-популярной, научно-справочной и учебной литературе, т.е. везде, где необходимо точно раскрыть содержание понятия, назвать его родовые и видовые признаки.

Определение должно быть построено четко, логично, последовательно. Оно состоит из четырех элементов, расположенных в следующем порядке: 1) определяемое понятие, т.е. то, что определяется; 2) предикат – то, что говорится об определяемом; 3) родовой признак, т.е. качество, которое присуще ряду родственных предметов или явлений; 4) видовое отличие – качество, характерное только для данного определяемого понятия. Например: Литература – произведения письменности, имеющие общественное значение (СЭС. М., 1987. С. 717). Здесь определяемое понятие – литература, предикат – есть (опущен в настоящем времени), родовой признак – произведения письменности, и наконец, видовое отличие, присущее только рассматриваемому виду литературного произведения – имеющие общественное значение.

Определения, которые употребляются в научно-популярной, массовой и учебной литературе, должны быть четкими и точными. В текст журналистского произведения определения включаются обычно в форме объяснений.

Ученые и популяризаторы науки часто сталкиваются с необходимостью объяснить смысл вводимого ими в научный обиход нового понятия или термина.

Определение как вид текста можно чаще всего найти в описаниях, реже в повествованиях и рассуждениях.

Таковы основные виды текстов, которые встречаются в практике редактирования.

Читайте также: