Способности в структуре личности кратко

Обновлено: 06.07.2024

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребовалось очень много времени, чтобы овладеть этими знаниями и умениями. Способности практически всегда оцениваются в сравнительном плане: если двое людей выполняют достаточно сложную деятельность, имея одинаковые подготовку, условия работы, но один при этом продвигается быстрее, значит, он обладает более высокими способностями. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения навыков, умений и знаний. А будут или не будут они приобретены, зависит от множества условий. В их число входит, например, заинтересованность окружающих в том, чтобы человек овладел этими знаниями, умениями и навыками; как его будут обучать; как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Всякая способность развивается в соответствующей деятельности.

Деятельность, в которой выявляются и развиваются способности, должна быть посильной, но в то же время она требует от человека преодоления трудностей, интенсивных упражнений. Таким образом, для самореализации личности необходима деятельность по способностям (развивающая), а это означает высокую требовательность к профориентации и выбору конкретной профессии.

Структура совокупности психических качеств, выступающих как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретней деятельности.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, одни играют ведущую роль, другие – вспомогательную, образуя единство, обеспечивающее успешность данной деятельности.

По содержанию и степени сложности принято выделять:

– элементарные (основные)способности – совокупность отдельных свойств личности как обобщение психических процессов, свойственных всем людям примерно в равной степени;

– сложные общие способности – к труду, общению, речи, обучению, воспитанию и т. д. Они свойственны всем людям, но в различной степени;

– сложные частные (специальные) способности – совокупность отдельных свойств личности, обеспечивающих достижение человеком выдающихся результатов в какой-либо специальной области деятельности.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности; творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

Одна способность, сколь бы развита она ни была (например, феноменальная память), еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для этого необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности (прежде всего творческой), называется одаренностью.

Высокую степень одаренности называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Как и все индивидуальные психологические особенности личности, способности не есть нечто данное от природы, врожденное, получаемое в готовом виде, – они формируются в процессе жизни и деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Исследования обыденных представлений о способностях

1.1. Общее понятие

1.1. Общее понятие Кино – это искусство, образ, фотография, дизайн, эмоция, педагогика, фантазия, шизофрения, сновидение. Фильм – это рентгеновский снимок. Его внимательное прочтение обнажает различные жизненные ситуации одного или многих индивидов. Для психолога крайне

75. Понятие о способностях

75. Понятие о способностях Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.При прочих равных условиях

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

II. Убеждения о способностях

II. Убеждения о способностях Убеждения и опыт пережитых неудач Приступая к работе с убеждениями, я хотел бы начать прежде всего с убеждений, относящихся к способностям и неудачам. Убежденность в том, что вы потерпите неудачу, образует самореализующееся пророчество. Так,

1. Уверенность в себе, в своих способностях и в успехе работы.

1. Уверенность в себе, в своих способностях и в успехе работы. Смысл этого пункта можно выразить девизом: “Сомневаешься, – не делай! Делаешь, – верь!”. Действительно, если вы чувствуете неуверенность и сомневаетесь в успехе, то, чтоб ты не делал : будь то сосредоточение,

ВЫВОДЫ О НАШИХ СВЕРХЧУВСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

ВЫВОДЫ О НАШИХ СВЕРХЧУВСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ Мы скоро дойдем до конца книги. Прежде чем мягко перейти вместе с новыми возможностями и точками зрения к обыденной жизни, я хотел бы еще раз сделать резюме содержания книги. Я разжигаю маленький факел, освещаю вам, что вы

Глава 3. Истина о способностях и достижениях

Глава 3. Истина о способностях и достижениях Попробуйте как можно нагляднее представить себе Томаса Эдисона[22]. Подумайте о том, где он, возможно, находится, чем занимается. Он один? Когда я задавала эти вопросы людям, они всегда отвечали мне что-нибудь в духе:«Эдисон в своей

Снова о способностях и гениальности

Снова о способностях и гениальности После работы со взрослыми мы решили попробовать обследовать бессознательные предпочтения школьников 10–12 лет. Получилось. Более того, удалось выявить конкретные алгоритмы запоминания, развития внимательности и другие

О врождённых качествах. О способностях и школьном обучении

О врождённых качествах. О способностях и школьном обучении Несмотря на то, что сейчас многое известно о наследственности, в быту люди часто затрудняются определить, какие человеческие качества являются врождёнными, а какие — приобретаются в течение жизни. Ведь ребёнка,

3. О способностях творческих и интеллектуальных

3. О способностях творческих и интеллектуальных Вот вам задание: придумать какой-нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Обычный кружок.Ну, что вам приходит в голову? Человечек? Еще! Помидор — чуть лучше, а еще? Луна, солнце, вишня…Жаль, если именно такие ответы. Это

МИФЫ О СЕКСУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ МУЖЧИН

МИФЫ О СЕКСУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ МУЖЧИН Общая участь всех хвастунов: рано ли, поздно ли, а все-таки непременно попадешь впросак. У. Шекспир Многим представителям сильного пола свойственно преувеличивать собственные сексуальные способности и бахвалиться “достижениями”

Способности – индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

От способностей зависит быстрота и легкость приобретения знаний, умений, навыков. Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития.

Классификация видов способностей: 1) Природные (естественные) способности. Данные способности связаны с врожденными задатками, являются общими для человека и животных (т.е. натуральные функции: память, восприятие, способности к элементарной коммуникации).

2) Специфически человеческие способности (они в свою очередь делятся на: общиеспециальные; теоретическиепрактические; учебныетворческие).

А) общие (а. определяют успехи человека в самых различных видах деятельности – мыслительные способности память, речь + б. взаимодействие с людьми, общение (они социально обусловлены));

Б) специальные высшие интеллектуальные способности (определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие – музыкальные, математические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные);

теоретические (предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям);

практические (конкретные практические действия); учебные (определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений, навыков);

творческие (определяют возможность открытий и изобретений, создание новых предметов материальной и духовной культуры).

Основанием для развития способностей являются задатки (природные предпосылки, возможно это свойства нервной системы – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур, возможно это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению). Развитие задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. В зависимости от того, существуют ли, отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Любые задатки должны пройти большой путь развития прежде чем превратится в способности..

Выделяются несколько необходимых взаимосвязанных условий:

1) созревание необходимых органических структур и их функциональная дифференциация.

2) в развитии способностей можно выделить несколько этапов (повышенная чувствительность к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности – сензитивные периоды). Эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если функция не получила благоприятного развития, то в последствии ее развитие оказывается затруднено, а то и невозможно;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

3) особенности семейного воспитания (много факторов + создание родителями зоны оптимальной трудности).

4) яркие эмоциональные переживания

Одаренность: это сочетание различных высокоразвитых способностей, которые обеспечивают человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности (именно возможность, потому что от человек требуется еще и овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками).

Талант: это высокий уровень развития специальных способностей(музыкальных, литературных). Талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека характеризуется новизной, оригинальностью подхода (творчество). Пробуждение таланта, как и способности общественно обусловлено. Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом (необходимы и гибкость ума, богатая фантазия, сильная воля, чтобы добиться результата).

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Индивидуальность

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

Талант

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Способности играют ведущую роль в системе свойств личности. При равных внешних условиях разные люди приобретают знания, навыки и умения с неодинаковой степенью эффективности. Все это позволяет говорить о наличии способностей. Иначе говоря, способности – свойство личности, определяющее качество ее деятельности.

Проблема способностей теоретически осмысливалась в работах В.Н. Дружинина, Е.П. Ильина, Е.А. Климова, Л.В. Марищук, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, и др. По мнению Б.М. Теплова, при определении способностей следует помнить, что:

– во-первых, способности – сумма индивидуально-психологических особенностей, отличающих одного человека от другого;

– во-вторых, речь идет не о всяких вообще индивидуально-психологических особенностях (раздражительности, конфликтности и т. п.), а лишь о тех, которые имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности или многих деятельностей;

– в-третьих, психологические особенности, лежащие в основе способности, несводимы к знаниям, навыкам и умениям, которые уже имеются у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Они не только формируются, но и обнаруживаются в деятельности, в динамике воспитания, обучения, приобретения знаний, навыков, умений.

Способности – не врожденные свойства личности. Врожденными являются задатки, как анатомо-физиологические особенности анализаторов и различных отделов центральной нервной системы, типологические особенности нервной деятельности, составляющие природную основу развития способностей.

Способности развиваются в деятельности на основе задатков, которые получают развитие в процессе учения, профессиональной, спортивной или какой-либо иной деятельности, но могут остаться в начальном потенциале или угаснуть при отсутствии развивающих воздействий.

Задатки полифункциональны: на базе одних и тех же задатков могут сформироваться различные способности, что зависит от условий воспитания и обучения, требований конкретной деятельности.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности.

Задатки проявляются, прежде всего, в склонностяхк определенной деятельности (проявление специальных способностей) или повышенной любознательности (проявление общих способностей).

Структура способностей

Согласно К.К. Платонову, все многообразие способностей личности можно уложить в следующую схему: элементарные (общие и частные), сложные (общиеичастные).

Элементарными общими являются способности, присущие всем индивидам, хотя и в разной степени выраженности – отдельные (элементарные) формы отражения как психической деятельности. Например, глубинный глазомер, способность суждения, воображения, эмоциональной памяти и т. д.

Элементарными частными (или основными, как их называл Б.М. Теплов) способностями являются отдельные свойства (черты) личности, сформировавшиеся на основе индивидуально-своеобразного обобщения соответствующих психических процессов, тоже элементарных, но уже не всем присущих психических видов деятельности. Примерами могут служить выраженная сообразительность, смелость, эмоционально-моторная устойчивость и т. д.

Сложными общими являются способности к труду, к общению и речи, к обучению, к воспитанию, организаторские, нравственные и правовые способности, свойственные, хотя и не в равной мере, всем людям.

Сложными частными (специальными) являются профессиональные и аналогичные им способности. Именно их структура определяется, прежде всего, требованиями искомой деятельности.

Если элементарные частные и сложные общие способности различаются не слишком отчетливо и могут быть названы простообщими, то элементарные общие и сложные частные резко отличаются друг от друга, как и все специальные способности.

Общие способности открывают перспективы к освоению широкого спектра различных видов учебной и профессиональной, в том числе и спортивной, деятельности, хотя не во всех случаях уровень достижений людей, обладающих общими способностями, оказывается самым высоким. Он обычно выше среднего, но не определяет достижения выдающихся результатов. Общие способности обычно характеризуются успешностью обучения – быстрой обучаемостью.

Специальные способности определяются успешным освоением определенных видов деятельности: музыкальной, литературной, спортивной, математической, технической и др. Для развития специальных способностей особенно важным является наличие соответствующих полифункциональных задатков, анатомо-физиологических компонентов, анализаторов в структуре нервной ткани и последующем их психофизиологическом, психологическом выражении в психических процессах, психических свойствах.

Учитывая тот факт, что выявить уровень развития задатков на современном этапе развития науки не представляется возможным и судить о них следует по косвенным признакам: проявлению склонностей и ранней одаренности выделяют способностипотенциальные иактуальные.

Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении условий деятельности или освоении новой, требующей другого комплекса знаний, навыков и умений, т. е. другого соотношения психических процессов, определяющих их формирование и развивающихся в процессе этого формирования.

Актуальные способности, как свойства личности, частично развившиеся из задатков, в процессе освоения деятельности, – те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде осваиваемой либо успешно выполняемой деятельности.

Читайте также: