Споры вокруг романа и его главного героя преступление и наказание кратко

Обновлено: 05.07.2024

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

На сдвоенном уроке целесообразно организовать семинарское занятие, на котором будут рассмотрены следующие проблемы:

4. Полифонизм романа.

Для подготовки к семинару
учащимся в качестве опережающего домашнего задания предлагаются блоки вопросов.

Выводы.

Выводы.

Определение жанра

— Как можно определить жанр романа, исходя из цитаты В. В. Розанова?
— Можно ли назвать роман детективом, хотя там нет тайны преступления?
— Какую роль играют три беседы Раскольникова с Порфирием Петровичем? Допрос ли это или что-то другое?
— Докажите, что роман можно назвать психологическим, анализируя беседы преступника с сыщиком.
— Можем ли мы считать роман социальным? Докажите свою точку зрения.
— Какие события относят роман к философско-религиозному жанру?

Особенности композиции

— Как название романа связано с композицией? Как построение романа подчиняется названию?
— Докажите, что название имеет конкретное воплощение в тексте романа и обобщенное звучание.
— Кто является преступником в нравственном плане? Только ли Раскольников? Можем ли мы утверждать, что почти все герои совершают нравственные преступления? В каждом ли случае за преступлением следует наказание?
— Докажите, что в романе Достоевский проводит мысль о преступности мира, а не одного человека. Своеобразие места и времени действия — Где происходит действие романа? Какую роль играет тот факт, что конкретное действие разворачивается в двух крайних точках: в Петербурге и в Сибири?
— Как расширяет место и время действия обращение к Евангелию, ко времени раннего христианства?
— Как связаны со временем и местом сны Раскольникова о детстве и о моровой язве, охватившей весь мир?
— Определите временные рамки действия. Проследите конкретное время, в течение которого происходит убийство и признание (примерно две недели). Почему автор так точно определяет временные рамки конкретного действия?
— О каком времени упоминается еще? (Статья написана за полгода до преступления, месяц Раскольников готовится к действию, чтение Евангелия, упоминание Страшного суда Мармеладовым.) Есть ли границы времени в романе?
— Докажите, что в романе представлено прошлое, настоящее и будущее не только самого Раскольникова, но и всего человечества.

Художественная деталь,
портрет, пейзаж, интерьер

Выводы.

Мастерство Достоевского выражается в глубоком проникновении в психологию человека, в умении показать его в крайних состояниях. Все подчинено раскрытию внутреннего мира героя. Автор отбирает детали, пейзажные зарисовки, интерьер, способствующие проникновению во внутренний мир человека.

Особенно интересен портрет, где отдельные детали говорят больше, чем все описание. В композиции и сюжете роман поднимается до всечеловеческого обобщения, утверждая преступность мира, где люди, совершая нравственные преступления, не считают себя преступниками.

4. Полифонизм романа.

Вывод.

Итог уроков.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. См.: Розанов В. В. О Достоевском // Наше наследие. 1991. № 6. (вернуться)


Задачи:

¾ сравнить разные точки зрения критиков с авторской позицией.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Н. Н. Страхов уделяет большое внимание образу главного героя Родиона Раскольникова. Страхов видит в Раскольникове человека с задатками ума и сердца. По мнению критика, Раскольников - это человек, который страшно запутался, поддался юношескому малодушию, поверил в жуткую теорию и в результате совершил ужасное преступление:

По мнению Страхова, Достоевский сострадает Раскольникову, не смеется над ним и не обвиняет в молодой глупости, а скорее оплакивает ошибку Раскольникова:

Критик Страхов отмечает, что в лице Раскольникова Достоевский изобразил нигилиста, но нигилиста несчастного и страдающего. А сам нигилизм показан в романе как трагическое явление, которое становится причиной катастроф в жизни людей:

Страхов также выделяет замечательную особенность романа: объективность Достоевского по отношению к своим героям: писатель не оценивает и не обсуждает героев с читателями. Герои романа действуют, мыслят, чувствуют и таким образом сами раскрывают свой характер и интеллект перед читателями, а автор просто передает все это в деталях. Достоевский ведет себя особенно нейтрально по отношению к Раскольникову. В адрес главного героя автор не допускает лишних комментариев и оценок:

По словам Страхова, Достоевский мастерски описывает момент преступления. Писатель удивительно точно передает действия и мысли Раскольникова, его состояние и неспособность трезво мыслить:


Критик Д. И. Писарев видит суть и значение теории Раскольникова в следующем:

По мнению Писарева, Раскольников мало верит в свою теорию и относится к ней с недоверием:

Писарев считает, что Раскольников после преступления прежде всего боится уголовного наказания и осуждения со стороны близких:

По мнению Писарева, после совершения преступления Раскольников сам глубоко страдает:

В начале романа главный герой убивает двух женщин: старуху процентщицу и бедную Лизавету. Совершая преступления он хочет проверить свою теорию, согласно которой все люди разделены на группы и некоторые из них могут совершать злодеяния, во имя достижения своих целей, и не нести за это ответственности.

В своём произведении Достоевский раскрывает тему человека, одержимого определенной идеей. Автор противостоит главному герою в споре о правильности теории, и побеждает, а Родион Раскольников осознает свои преступления и впоследствии раскаивается.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Родион Романович Раскольников является простым студентом, приехавшим из глубинки в столицу Санкт-Петербург. Отец его скончался, остались лишь мать и сестра, продолжающие жить в родном городе.

После учебы и неудачной работы, которую герой бросил, Роде начали приходить в голову разные мысли о заработке, так как он был на грани бедности. У парня совсем не было средств к существованию и знакомых, которые могли бы помочь с работой. Раскольников после долгих терзаний решился на убийство престарелой процентщицы, состояние которой могло спасти от нищеты. Его преступление получилось двойным, так как случайно свидетелем стала сестра старухи, которая в тот же момент была убита. Это события, происходящие в самом начале книги. Далее Родион проходит через массу испытаний, включая угрызения совести. События происходят очень быстро и часто, что делает дальнейшее чтение захватывающим.

Герои романа

Роман преступление и наказание в оценке критики

Не теория Раскольникова, а социальные мотивы преступления привлекли внимание Писарева. Какие же причины преступления героя видит критик?

б) Сложные объективные противоречия русской жизни.

в) История нравственного падения Мармеладова.

Сила статьи

Писарева в том, что критик сосредоточился на анализе нравственных проблем. Он раскрыл духовные взаимосвязи между опустившимся Мармеладовым и Раскольниковым, попавшим в исключительное положение.

Критик рассматривает образ Раскольникова как жертву, социальной несправедливости, приглушив при этом его чувство индивидуального протеста. Подчеркивая в герое человека-жертву, критик обнажает слабость и беспомощность Раскольникова, его неспособность мстить за общественную несправедливость.

Писарев во многом определил принципы подхода к роману, его мысль о Достоевском, как гуманном изобразителе страданий, вошла в обиход русской критики и звучала как высшая похвала писателю.

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского Преступление и наказание

Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа — Родион Раскольников.

Родион Романович зарабатывал гроши, переводя различные статьи. Давящая обстановка грязного, душного Петербурга, убожество жилья, постоянное отсутствие денег — все это давило на бедного студента, вызывало ненависть ко всему окружающему.

Он решается не на убийство, а на акт самопознания. Но на самом деле свершилась страшная трагедия самообмана.

Он совершает два преступления. Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем презрение, озлобленность к людям, но, с другой стороны, — чуткость и сострадание. Совершив преступление, он должен идти вперед, к власти.

Что же происходит с Родионом? Ум героя полностью подчинен его идее, а душа восстает, в душе пробуждаются новые чувства — назревает душевный бунт.

После убийства в Родионе начинают просыпаться чувства не сверхчеловека, а человека страдающего. Избранник превратился в изгоя.

Автор показывает, что Раскольников очень похож на них своими методами достижения цели.

Родион, переступив через законы морали, кровь, совершил преступление перед Богом и людьми, опускается на одну ступень с низкими циниками — Лужиным и Свидригайловым.

Свою теорию Раскольников создал в полном одиночестве, ему никто не был нужен в тот момент. Понять же истину случившегося самостоятельно было невозможно; он начинает искать живую душу, которая сможет его спасти от безумия. В появлении Сони заключается одна из важнейших идей Достоевского: преступление Раскольников совершает один, но один вернуться к людям он не может.

Противопоставляя бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдающей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести: преступление его приводит к наказанию, которое к нему приходит с осознанием греха.

В христианском смирении Сони он видит путь к спасению и искуплению своей вины.

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством. Некоторые из критиков осуждали новинку, отстальные — восхищались ею. В любом случае никто не остался равнодушен.

Читайте также: