Психофизика и психометрия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психофизика — наука, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными мысленными переживаниями. Основы психофизики заложили немецкие исследователи XIX в.

Фехнер ввёл различие между внешней и внутренней психофизикой. В то время как внешняя психофизика измеряет взаимосвязь между раздражениями и органами чувств, внутренняя психофизика занимается связями между нейронными процессами и переживаниями.

Происходящее в органах чувств преобразование физических сигналов в нейронные импульсы не исчерпывает характеристик связанного с воздействием физической среды психического переживания.

Одной из важнейших проблем психофизики является изучение величин абсолютного порога физиологического ощущения. Первые исследования в этом направлении были осуществлены в 1834 году Эрнстом Вебером. Исследования Вебера при помощи разработанного им эстезиометра (циркуль Вебера) позволили сделать вывод, что рецепторы органов чувств имеют ограниченную чувствительность и определенный абсолютный порог чувствительности. Измерение порога чувствительности дает возможность количественно определить величину сенсорного дефицита для различных органов чувств.

Психометри?я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистикиВ первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению. Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR.

В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Психометрист Луис Тёрстоун, основатель и первый президент Психометрического общества, в 1936 году разработал теоретический подход к измерению, который известен как закон сравнительных суждений. Этот подход тесно связан с психофизическими теориями Эрнста Вебера и Густава Фехнера. Также, Спирмен и Тёрстоун внесли большой вклад в развитие факторного анализа.

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания - психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что измерить ощущение можно, измерив интенсивность физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.

Для проведения психофизических измерений Фехнер разработал три метода: едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику.

Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.

Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением астрономами специального аппарата для измерения времени реакции - хроноскопа.

Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.

Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.

В настоящее время работа Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики. В 1969 г. она была переиздана.


История репрессий в науке — это часть истории нашей культуры, вносящая дополнительные штрихи в осмысление судьбы Отечества и позволяющая лучше понять дух и атмосферу того жестокого подавления инакомыслия, в тисках которого оказались лучшие умы и жертвой которого стали многие из них.


В XVIII в. в Германии намечается тенденция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях выступил философ, известный педагог и психолог Иоганн Фридрих Гербарт, который явился основоположником немецкой эмпирической психологии.

Если ты увлекаешься психологией, и тебя интересуют более углубленные знания — эта статья как раз то, что тебе нужно! Из неё ты узнаешь, что из себя представляет психометрия в психологии. Познакомишься с этапами её развития. Откроешь для себя новые имена в психологии, и центральные понятия, связанные с психометрией.

Появление понятия и его развитие

Началом воплощения задумки измерения психических явлений принято считать труды Джеймса Маккина Кеттела — американского психолога, считающегося одним из первых специалистов в области экспериментальной психологии в США и основоположником методов тестирования.

А также с работ Чальза Спирмена — английского психолога, разработавшего ряд методик математической статистики и создавшего двухфакторную теорию интеллекта и факторного анализа.

Психометрия в психологии

Психометрия в психологии

Становление же отечественной психометрии делят условно на два этапа:

I — c 1910 по 1936 гг.

Он связан с такими именами как: А.Н. Бернштейн, Ц.П. Балталон. Ими, в 1910 году было организовано сообщество экспериментальной психологии и разработаны первые тесты, такие как:

  • экспериментально-психологические схемы;
  • психологические профили.

II — с 1969г. по настоящее время.

Данный этап связывают с именами: А.А. Смирнов, А.Р. Лурия, и А. Н. Леонтьев. В одном из советских журналов ими высказывается положительное мнение относительно психологического тестирования.

Первые конференции по психодиагностике проводятся в Таллине, в 70х годах прошлого века. В 80х годах прошлого века адаптируются западные тесты и создаются отечественные.

Задачи психометрии

Психометрия входит в область психодиагностики. Первостепенной задачей психометрии является создание и валидизация механизмов измерения, таких как:

  • опросники;
  • тесты;
  • методики оценки личности.

Перед психометрией ставятся две центральные задачи:

  • разработка инструментов и формирование процедур измерения;
  • развитие и улучшение теоретических подходов, связанных с измерением.

Большая степень разработок психометрии, на сегодняшний день, задействована в таких разделах психологии как:

  • дифференциальная психология;
  • психофизика.

На основании этого — психометрия делится на:

Задачей общей, является определение выраженных в числах соотношений каких-либо признаков стимула. Как пример, интенсивность света/звука, и пропорциональное ощущение конкретной силы. Например, яркость/громкость.


  • репрезентативность;
  • надежность;
  • валидность.

Надежность является характеристикой методики, которая включает в себя:

  • психодиагностическую точность измерений;
  • предполагает стабильность результатов к действию посторонних факторов;
  • воспроизводство результатов на одних и тех же респондентах при повторных исследованиях.

Валидность призвана измерять актуальный уровень психического свойства либо же качества. Она показывает в какой мере тест измеряет качество, для установления оценки которого он был предназначен. Высокая валидность свидетельствует о том, что тест измеряет именно то, что он него требуется. Те тесты, которые не обладают валидность, не пригодны для практического применения.

Репрезентативность устанавливает, насколько можно обобщить результаты исследования с подключением конкретной выборкой на всю центральную совокупность, из которой она собиралась.


Можно считать, что в психометрию заложен весь тот круг вопросов, которые связаны с измерением в психологии.

Популярным считается мнение относительно того, что психометрия не что иное, как математическая статистика, включающая в себя специфику психологии.

Зачем психометрия нужна психологу

  • У любой методики существуют свои границы. Они сводятся к той совокупности, на которой происходила работа над тестом. Если тест будет перенесен с одной совокупности на другую без проверки, это приведет к ошибкам в диагностике.
  • Психометрия дает психологу нужную критичность в понимании узкости методик.
  • Корректное применение теста в новых целях требует от психолога проведение экспериментов, которые направлены на проверку теста с учетом новых условий. Перенос тестов, которые были разработаны зарубежном, предполагает строгое следование требованиям психометрии.

Понятие психометрического теста

В общем понимании — это диагностическая методика, которая включает в себя статистические обоснования.


Психометрические тесты делятся на три вида.

  • Первый применяется для измерения интеллектуальных способностей человека.
  • Второй используется для оценки способностей индивида.
  • Третий вид считается самым ёмким. Путем данного вида теста изучается не сама сущность человека, а то, как он воспринимает мир.

Как ты могла убедиться, психометрия является важной составляющей психодиагностики. Задействована в построении измерительной шкалы. Если резюмировать вышенаписанное, — психометрия является дисциплиной в психологии, ключевая роль которой отводится изучению теоретических и методологических проблем в части психологических измерений.

Данная дисциплина является достаточно специфической и не подходит для использования неспециалистом.

Таковы главные направления в развитии учений по физиологии мозга в XIX в. Локализационистский и антилокализационистский подходы сосуществовали, потому что каждый из них опирался на какие-то факты, которые, однако, понимались односторонне, а сложность пробле­мы локализации психических функций в мозгу не позво­ляла принять тот или другой подход как единственный.


Возникновение психофизики и психометрики

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы . Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания – психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.

Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода : метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии . Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику.

Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.

Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением тоже астрономами специального аппарата для измерения времени реакции – хроноскопа.

Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.

Дондерс (1818 — 1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.

Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики. Сама постановка вопроса о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов.


Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологов

1. Теории эволюции Ч. Дарвина.

2. Сравнительно-психологические исследования, развернув­шиеся после Ч. Дарвина.

1. Теории эволюции Ч. Дарвина

Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и, в особенности, по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.

2. Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина

Развитие биологии и углубление экспериментального анализа инстинкта, попытки понять биологическое значение изучаемых форм поведения привели в 30-х гг. к созданию этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях ( К. Лоренц, Н. Тинберген – в 1973 г. им была присуждена Нобелевская премия, К. Фриш ).

Сравнительно-психологические исследования, развернувшиеся после Ч. Дарвина , помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека. Здесь впервые сложились объективные методы исследования психики.

До настоящего времени можно говорить о распространенности теории двойной детерминации психического развития.

Вывод о неизменности мышления на всех этапах исторического развития человеческого опыта, основной тезис теории первобытного анимизма, оспаривался французской социологической школой, которая в начале XX в. выдвинула положение о качественном отличии первобытного мышления от мышления современного человека.

Литература к разделу 4

Дарвин Ч. Воспоминание о развитии моего ума у характера (Автобиография) // Дарвин. Ч. Соч. Т. 9. – М., 1959.

Дарвин Ч. О выражении душевных движений у животных и человека. – М., 1896.

Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. – М., 1990.

Лурия А.Р. Психоморфологические представления и их кризис // Лурия А.Р. Высшие корковые функции. – М., 1962. – Ч.1. – С. 5 – 20.

Якунин В.А. История психологии. – СПб., 1998. – Раздел IV. – Гл. 7, 8. – С. 258 – 320.

Читайте также: