Спорт в высшем учебном заведении кратко

Обновлено: 01.06.2024

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1.Физическая культура и спорт как социальные феномены. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры……………………………..….4
2.Физическая культура в структуре профессионального образования…….….8
3. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта………12
4.Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении……………. 15
Вывод……………………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………………24

Работа состоит из 1 файл

ФК в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.doc

1.Физическая культура и спорт как социальные феномены. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры……………………………..….4

2.Физическая культура в структуре профессионального образования…….….8

3. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта………12

4.Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении……………. 15

Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

1.Физическая культура и спорт как социальные феномены. Физическая культура — часть общечеловеческой культуры

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурино-спортивной деятельности, и др. И развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно - показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима груда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные возрастные периоды: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов. 1

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре создаются предпосылки для успешного овладения той или иной профессией и эффективного выполнения работы. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена — распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Тема, касающаяся физической культуры и спорта в системе высшего образования, является одной из главных в современном обществе. Мнения на счет необходимости данного вида занятий на этом этапе обучения существенно расходятся. В статье рассмотрены причины и задачи, которые выполняет физическая культура и спорт в ВУЗах.

Ключевые слова

Текст научной работы

Студенчество — это социально демографическая группа, которая характеризуется определенной численностью, половозрастной структурой, образом жизни, и которые проходят особую фазу, стадию социализации личности.

Занятия физической культурой влияют не только на физические способности личности, но и на сам процесс интеграции личности в социальную систему, что способствует дальнейшему росту гармоничной личности. Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная часть. Она отображает способы физической активности, условия необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психологическими способностями человека, укрепления его здоровья, повышения работоспособности. [1].

Актуальность проблемы физического воспитания молодежи значительно усиливается. Это связано с тем, что состояние здоровья молодежи не отвечает установленным нормам современного общества.

В связи с этим появились определенные нововведения в области образования и качества преподавания физической культуры в высших учебных заведениях. Перед преподавателями ВУЗов стоит важная проблема: воспитание здорового специалиста отвечающего требованиям современного мира. Высшее учебное заведение — это учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную и практическую деятельность. Физическая культура играет большую роль учебной и практической деятельности студента.

В настоящее время актуальной стала проблема физической культуры и спорта в системе высшего образования. Усовершенствование высшего образования Российской Федерации обуславливает необходимость его построения на основе современных подходов, в том числе и затрагивающие физическую культуру, воспитание, развитие и оздоровления студенческой молодежи. В связи с этим преподавание физического воспитания построено особым образом.

Основы организации физического воспитания в ВУЗе регламентируются учебной программой для вузов, и включает в себя курс практический, теоретических и контрольных учебных материалов.

Проблемой изучения физической культуры и спорта в условиях высшего образования занимались такие исследователи, как В.А. Масляков, В.С. Матяжов, Ю.А. Ямпольская, Н.П.Абаскалова, Н.А. Агаджанян, А.М. Гендин, О.П. Добромыслова, Г.А. Кураев, В.П. Лавренко, Л.А. Петровская, Д.И. Рыжаков и др, а в области изучения уровня знаний студентов о здоровом образе жизни работают А.В. Белоконь, Г. Василевская, Ю.М. Политова, Ю.И. Ротанева, А.С. Свердлина, Г.С. Совенко, Л.Г. Шаталина.

В обыденном понимании физическая культура и спорт представляют собой составную часть общей культуры, которая представляет собой ценности, практические знания, которые необходимы для умственного и физического развития личности. Выполнение физических упражнений способствует совершенствованию анатомического строения, физиологических возможностей человека, его двигательной активности и социальной адаптации.

Содержание занятий физической культурой и спортом со студентами основано на знаниях и умениях применения средств физической культуры. Оно основывается на проведении профессиональной, физической и спортивной подготовки в целях приобретения положительного опыта физкультурно-спортивной деятельности. Физическое воспитание способствует умственному, нравственному, моральному воспитанию студентов, формирования у них здорового образа жизни.

Для студентов физические занятия и спорт снимают стресс, повышают работоспособность, снижают уровень агрессивности, способствуют нормальному развитию их тела и умственного развития. Физическая культура является исключительным средством потенциала здоровью молодежи. Основными задачами преподавания физической культуры в вузах являются:

  1. Формирование навыка организации режима студентов;
  2. Развитие ведущих двигательных качеств;
  3. Обучение студентов специальным физическим умениям и навыкам;
  4. Формирование у студентов здорового образа жизни и физического совершенства. [2].

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, стрессоустойчивость, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие

Таким образом, физическая культура и спорт, изучаемые в вузе, призваны сохранять и укреплять здоровье студентов. Современный уровень общественного развития требует постоянного повышения физической и спортивной подготовленности студентов. Именно поэтому расширение физической и спортивной работы среди студентов будет способствовать увеличению массовости физической культуры и спорта.

Список литературы

Цитировать

Одной из основ обеспечения здорового образа жизни студентов выступает увеличение роли и эффективности занятий физкультурой в высших учебных заведениях. Это очень важно, так как в последнее время наблюдаются быстро меняющиеся условия нашей жизни: психологические, физические, экологические и прочие.

Студенческий спорт - основа здорового образа жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) выступает главным условием, которое оказывает влияние на крепления здоровья. К категории ЗОЖ принято относить: достаточное количество часов сна, поддержание на одном и том же уровне массы тела, полный отказ от вредных привычек, регулярные занятии спортом, правильные завтраки, поддержание разработанного режима питания. Здесь необходимо исключить переедание, перекусы нездоровой пищей.

Стоит отметить, что в понятии ЗОЖ находится важнейший фактор – физическая активность. И это объяснимо. Дело в том, что такая активность человека является залогом поддержания на должном уровне двигательной активности, которая обеспечивает нормальное функционирование всех органов человека. Также она влияет на скорость адаптации человека к постоянно меняющимся негативным факторам внешней среды, которые воздействуют на человека.

На практике четко можно проследить за тесной связью здорового образа жизни и тем, насколько человек удовлетворен состоянием своего здоровья. Кроме этого, можно проследить за сложившимся социальным статусом молодежи среди студентов. Помогло это рассмотреть то, что произошло деление студентов на две категории: тех, кто активно занимается спортом, и тех, кто относится к специальной медицинской группе. Также прослеживается тот факт, что далеко не все студенты из специальной медицинской группы занимаются физической культурой за пределами университета.

ЗОЖ

Таким образом, степень удовлетворенности состоянием своего здоровья среди активных студентов-спортсменов намного выше, что способствует повышению самооценки и социального статуса. Это очень важно для молодых людей. Можно отметить, что в данном случае молодость выступает некоторым фундаментом, который способствует определению основ формирования взрослого человека в будущем.

Следовательно, физическая культура приносит пользу, если ею занимаются студенты, находясь на обучении в образовательном учреждении. Это приводит к тому, что они с легкостью достигают некоторого уровня своего физического развития, укрепляют общее здоровье. Это оказывает влияние на общий уровень подготовки студента.

Физическая культура

Важно отметить, что физическая культура способствует изучению личносто-ценностной ориентации. Когда студент четко знает о личностных идеалах, то это помогает ему обеспечить процесс профессионального саморазвития и личностного совершенствования.

Когда происходит объединение молодежи в организации, клубы, коллективы и союзы, то в этот момент осуществляется формирование интегративно-организационной функции. Именно она дает возможность познать и в дальнейшем развить уже имеющиеся навыки сотрудничества и работы в команде. Такая командная работа дает возможность выявить у каждого человека имеющийся личный, творческий потенциал. Он является основой всестороннего развития личности. Кроме того, коллективная работа помогает развивать коммуникативно-регулятивную функцию, суть которой заключается в отражении процесса общения, взаимодействия и поведения участников в физкультурно-спортивной деятельности.

В общем, физкультура является главной составной составляющей процесса организации досуга студентов. Она действует таким образом, что не только удовлетворяет их естественные личностные потребности, но и оказывает помощь в снятии психологического и эмоционального напряжения. Для того, чтобы снизить заболеваемость среди студентов и одновременно укрепить их здоровье, необходимо, в первую очередь, расширить пропаганду здорового образа жизни. Сюда входит улучшение спортивной и оздоровительной работы, и организация активного отдыха. В данной работе первое место принадлежит в физкультуре и спорту.

Физическая культура

Ценности студенческого спорта

Меньше чем 25% студентов занимаются регулярно спортивной и физкультурной деятельностью на своем досуге. В связи с этим, можно наблюдать недостаточный уровень эффективности проводимой пропаганды здорового образа жизни преподавателями данной дисциплины и медиками. Студентами определены факторы риска для здоровья. Больше всего они считают вредным употребление алкогольных напитков. Это составляет 75,6%. Затем употребление табачных изделий — 73,5. Эти данные позволяют выявить один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаточный уровень двигательной активности имеет 39,9% оценок студентов, загрязнение окружающей среды — 29,3% оценок респондентов, конфликты с окружающими – 2,1%, перезагруженность профессиональными, учебными и домашними обязанностями 7,9 %.

К самым важным направлениям профилактики проявления негативных социальных явлений, в частности пропаганды здорового образа жизни, относятся физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, развитие нравственного экологического, физического и духовного аспектов, а также создание образовательного пространства, укрепление здоровья и развитие физических способностей. Именно данные аспекты помогают принести положительный эффект. Но это возможно только в случае их системности, периодического повторения и методической обеспеченности.

Ценности студенческого спорта

СГУ им. Питирима Сорокина

На основе выполняемой функции физической культурой в высшем учебном заведении можно сделать вывод о ее пользе для студентов. На этих занятиях они могут достичь определенного уровня физического развития, а также укрепить собственное здоровье. В комплексе это все оказывает влияние на общую подготовку студента.

По итогу физическая культура выступает одной из главных составляющих процесса организации студенческого досуга. Она позволяет удовлетворить не только естественные личностные потребности, но и снять, как психологическое, так и эмоциональное напряжение.

Ведение здорового образа жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении выступает важным социальным фактором, который проходит все существующие уровни современного социума, оказывая влияние на основные сферы жизнедеятельности общества. Стоит отметить, что на сегодняшний день это является главным социальным фактором, ограждающим от негативных последствий в процессе перехода от молодости к взрослой жизни.

Вывод

Подводя итог, можно отметить, что физическая культура для студента является одним из важных компонентов его обычной жизни. Именно в таком направлении должно происходит формирование отношения студентов к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни. Физкультура — это не только один из основополагающих компонентов в студенческой жизни, но и является основой формирования всестороннего развития и совершенствования личности. Занятия физкультурой и спортом в процессе обучения в высшем учебном заведении помогает студенту в правильном направлении оценить собственные способности и в дальнейшем их развить, тем самым укрепляя собственное здоровье. Вообще существует большое количество проблем, которые связаны с отношением студентов к физкультуре. К таким относятся период оценки собственных возможностей либо отсутствие мотивации к занятиям спортом. Именно с целью решения этих и других проблем происходит преподавание физической культуры в учебном заведении.

Одной из основ обеспечения здорового образа жизни студентов выступает увеличение роли и эффективности занятий физкультурой в высших учебных заведениях. Это очень важно, так как в последнее время наблюдаются быстро меняющиеся условия нашей жизни: психологические, физические, экологические и прочие.

Студенческий спорт - основа здорового образа жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) выступает главным условием, которое оказывает влияние на крепления здоровья. К категории ЗОЖ принято относить: достаточное количество часов сна, поддержание на одном и том же уровне массы тела, полный отказ от вредных привычек, регулярные занятии спортом, правильные завтраки, поддержание разработанного режима питания. Здесь необходимо исключить переедание, перекусы нездоровой пищей.

Стоит отметить, что в понятии ЗОЖ находится важнейший фактор – физическая активность. И это объяснимо. Дело в том, что такая активность человека является залогом поддержания на должном уровне двигательной активности, которая обеспечивает нормальное функционирование всех органов человека. Также она влияет на скорость адаптации человека к постоянно меняющимся негативным факторам внешней среды, которые воздействуют на человека.

На практике четко можно проследить за тесной связью здорового образа жизни и тем, насколько человек удовлетворен состоянием своего здоровья. Кроме этого, можно проследить за сложившимся социальным статусом молодежи среди студентов. Помогло это рассмотреть то, что произошло деление студентов на две категории: тех, кто активно занимается спортом, и тех, кто относится к специальной медицинской группе. Также прослеживается тот факт, что далеко не все студенты из специальной медицинской группы занимаются физической культурой за пределами университета.

ЗОЖ

Таким образом, степень удовлетворенности состоянием своего здоровья среди активных студентов-спортсменов намного выше, что способствует повышению самооценки и социального статуса. Это очень важно для молодых людей. Можно отметить, что в данном случае молодость выступает некоторым фундаментом, который способствует определению основ формирования взрослого человека в будущем.

Следовательно, физическая культура приносит пользу, если ею занимаются студенты, находясь на обучении в образовательном учреждении. Это приводит к тому, что они с легкостью достигают некоторого уровня своего физического развития, укрепляют общее здоровье. Это оказывает влияние на общий уровень подготовки студента.

Физическая культура

Важно отметить, что физическая культура способствует изучению личносто-ценностной ориентации. Когда студент четко знает о личностных идеалах, то это помогает ему обеспечить процесс профессионального саморазвития и личностного совершенствования.

Когда происходит объединение молодежи в организации, клубы, коллективы и союзы, то в этот момент осуществляется формирование интегративно-организационной функции. Именно она дает возможность познать и в дальнейшем развить уже имеющиеся навыки сотрудничества и работы в команде. Такая командная работа дает возможность выявить у каждого человека имеющийся личный, творческий потенциал. Он является основой всестороннего развития личности. Кроме того, коллективная работа помогает развивать коммуникативно-регулятивную функцию, суть которой заключается в отражении процесса общения, взаимодействия и поведения участников в физкультурно-спортивной деятельности.

В общем, физкультура является главной составной составляющей процесса организации досуга студентов. Она действует таким образом, что не только удовлетворяет их естественные личностные потребности, но и оказывает помощь в снятии психологического и эмоционального напряжения. Для того, чтобы снизить заболеваемость среди студентов и одновременно укрепить их здоровье, необходимо, в первую очередь, расширить пропаганду здорового образа жизни. Сюда входит улучшение спортивной и оздоровительной работы, и организация активного отдыха. В данной работе первое место принадлежит в физкультуре и спорту.

Физическая культура

Ценности студенческого спорта

Меньше чем 25% студентов занимаются регулярно спортивной и физкультурной деятельностью на своем досуге. В связи с этим, можно наблюдать недостаточный уровень эффективности проводимой пропаганды здорового образа жизни преподавателями данной дисциплины и медиками. Студентами определены факторы риска для здоровья. Больше всего они считают вредным употребление алкогольных напитков. Это составляет 75,6%. Затем употребление табачных изделий — 73,5. Эти данные позволяют выявить один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаточный уровень двигательной активности имеет 39,9% оценок студентов, загрязнение окружающей среды — 29,3% оценок респондентов, конфликты с окружающими – 2,1%, перезагруженность профессиональными, учебными и домашними обязанностями 7,9 %.

К самым важным направлениям профилактики проявления негативных социальных явлений, в частности пропаганды здорового образа жизни, относятся физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, развитие нравственного экологического, физического и духовного аспектов, а также создание образовательного пространства, укрепление здоровья и развитие физических способностей. Именно данные аспекты помогают принести положительный эффект. Но это возможно только в случае их системности, периодического повторения и методической обеспеченности.

Ценности студенческого спорта

СГУ им. Питирима Сорокина

На основе выполняемой функции физической культурой в высшем учебном заведении можно сделать вывод о ее пользе для студентов. На этих занятиях они могут достичь определенного уровня физического развития, а также укрепить собственное здоровье. В комплексе это все оказывает влияние на общую подготовку студента.

По итогу физическая культура выступает одной из главных составляющих процесса организации студенческого досуга. Она позволяет удовлетворить не только естественные личностные потребности, но и снять, как психологическое, так и эмоциональное напряжение.

Ведение здорового образа жизни в процессе обучения в высшем учебном заведении выступает важным социальным фактором, который проходит все существующие уровни современного социума, оказывая влияние на основные сферы жизнедеятельности общества. Стоит отметить, что на сегодняшний день это является главным социальным фактором, ограждающим от негативных последствий в процессе перехода от молодости к взрослой жизни.

Вывод

Подводя итог, можно отметить, что физическая культура для студента является одним из важных компонентов его обычной жизни. Именно в таком направлении должно происходит формирование отношения студентов к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни. Физкультура — это не только один из основополагающих компонентов в студенческой жизни, но и является основой формирования всестороннего развития и совершенствования личности. Занятия физкультурой и спортом в процессе обучения в высшем учебном заведении помогает студенту в правильном направлении оценить собственные способности и в дальнейшем их развить, тем самым укрепляя собственное здоровье. Вообще существует большое количество проблем, которые связаны с отношением студентов к физкультуре. К таким относятся период оценки собственных возможностей либо отсутствие мотивации к занятиям спортом. Именно с целью решения этих и других проблем происходит преподавание физической культуры в учебном заведении.

Читайте также: