Спорт древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Греческий идеал человека предусматривал гармоничное сочетание совершенства душевных качеств и физической формы. Спортивные упражнения, способствующие здоровому телосложению, укреплению силы и ловкости, были привычной частью воспитания эллинов. Игры и состязания также являлись важнейшим выражением присущего всей греческой культуре агонального духа. Рисунки на вазах и скульптурные рельефы с изображениями атлетических упражнений и игр, статуи и бюсты победителей соревнований свидетельствуют о том, как много значили атлетические состязания и весь связанный с ними круг обычаев в жизни греков.

Происхождение игр

Первое описание спортивных игр мы встречаем в поэмах Гомера. Их устраивал Ахилл на следующий день после погребения Патрокла. Программа включала состязания в беге, борьбе, кулачном бою, метании диска, а также колесничные бега, бой на мечах и стрельбу из лука. Спортивные соревнования входили в программу религиозных фестивалей, проводившихся в наиболее важных святилищах: при храме Зевса в Олимпии, Немее и Додоне, Аполлона в Дельфах, Посейдона на Истме и т.д. Эти мероприятия очень рано приобрели общегреческий характер и масштаб, атлеты и зрители съезжались из самых отдалённых областей страны. Спортивные игры сопровождались состязаниями в музыке, пении и танцах, нередко здесь же художники и артисты представляли свои новые творения. Зрелища такого рода привлекали к себе огромные массы народа. Для безопасности участников на время проведения игр объявлялся Священный мир.

​Места проведения крупнейших спортивных фестивалей - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Места проведения крупнейших спортивных фестивалей

Наибольшей известностью у греков пользовались четыре основных фестиваля:

  • Олимпийские игры, начиная с 776 года до н.э., проводились один раз в четыре года в июле – августе в священной области Зевса в северо-западной части Пелопоннеса.
  • Пифийские игры, известные с 582 года до н.э., устраивались также раз в четыре года в августе в храме Аполлона в Дельфах.
  • Истмийские игры, учреждённые в 581 году до н.э. в храме Посейдона на Коринфском перешейке, проходили в апреле – мае с периодичностью раз в два года.
  • Немейские игры, устраивавшиеся начиная с 573 года до н.э. в августе – сентябре в святилище Зевса в пограничной местности между Арголидой, Аркадией и Коринфом, также организовывались раз в два года.


Очень велико было международное значение игр. Политические лидеры и государства, стремившиеся к гегемонии в Греции, старались заручиться расположением богов и подкрепить легитимность своих притязаний спортивными победами. Например, аргосцы, претендовавшие на главенство в северо-восточной части Пелопоннеса, пытались поставить под свой контроль Немейские игры. В 450 году до н.э. аргосцы вообще перенесли их к себе в город, где они проводились до 324 года до н.э. Возможно, особое значение Олимпийских игр не в последнюю очередь определялось тем, что Элида являлась государством, не игравшим особой роли в политической истории Греции, и, следовательно, оценки судей в меньшей степени определялись их партийными пристрастиями. Тем не менее статистика наводит на любопытные размышления: элийцами являлись 125 из известных нам 940 олимпиоников (12%) — самое большое число победителей, происходивших из одного города.

​Олимпия в конце II века н.э. В центре находится храм Зевса и священный участок Альтида, где установлены победные монументы. У подножия горы Кронос расположены храм Геры, нимфей и сокровищницы. В правом верхнем углу вход на стадион и портик Эхо. В левом нижнем углу Леонидеон, пританей, палестра и гимнасий. Музей древности, Амстердам - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Олимпия в конце II века н.э. В центре находится храм Зевса и священный участок Альтида, где установлены победные монументы. У подножия горы Кронос расположены храм Геры, нимфей и сокровищницы. В правом верхнем углу вход на стадион и портик Эхо. В левом нижнем углу Леонидеон, пританей, палестра и гимнасий. Музей древности, Амстердам

Олимпийские игры

Самыми почтенными и древними среди всех спортивных состязаний являлись Олимпийские игры. Они происходили в святилище Зевса Олимпийского, расположенного в западной части Пелопоннеса в местности под названием Элида, в 60 км от её одноименной столицы, раз в четыре года, в канун первого полнолуния после летнего солнцестояния. Происхождение игр уходит корнями в мифологическую эпоху: их учреждение приписывалось то самому Зевсу, то его сыну Гераклу. Первые достоверно известные состязания в Олимпии проводились в 776 году до н.э. Эту дату, названную Гиппием из Элиды, многие греческие историки использовали как отправную точку для начала летоисчисления.

Поначалу Олимпийские игры имели исключительно региональное значение и продолжались один день. С ростом их значения и увеличением числа участников в VI веке до н.э. продолжительность мероприятия выросла сначала до трёх дней, а начиная с 468 года до н.э. — до пяти дней. Спортивная программа также усложнилась. Самым ранним видом олимпийских состязаний был бег. В 708 году до н.э. к нему добавилось пятиборье, в 688 году до н.э. в программе появился кулачный бой, в 680 году до н.э. — колесничные бега, в 648 году до н.э. — скачки и панкратий (единоборство).

​Стадион Олимпии, современный вид - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Стадион Олимпии, современный вид

Принимать участие в Олимпийских играх и быть на них зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови. Ни иностранцев, ни женщин на состязания не допускали. Согласно правилам, атлеты должны были прибыть в Элиду за десять месяцев до начала игр и в течение этого срока упражняться вместе, чтобы познакомиться и оценить силы друг друга.

Накануне открытия игр устраивалось торжественное шествие из Элиды в Олимпию, в котором принимали участие жрецы, судьи-элланодики и атлеты. Все вместе они вступали на территорию святилища, приносили здесь жертвы и клялись соблюдать правила состязаний. Элланодики, наблюдавшие за ходом соревнований и присуждавшие награды победителям, назначались из местных жителей-элийцев при помощи жребия. Их было десять человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места.

Порядок участников состязания определялся жребием. При выходе на арену глашатай объявлял имя атлета и его происхождение. В последний день праздника вручались награды. Победителю-олимпионику преподносились увитый пурпурными лентами оливковый венок и пальмовая ветвь. Он получал право поставить свою статую в священной роще Зевса. Хотя памятник следовало ставить на собственные деньги, географ Павсаний, посетивший Олимпию около 175 года н.э., утверждал, что в это время там стояло примерно 200 статуй.

​Награждение победителей. Мозаика римского времени. Археологический музей, Патры - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Награждение победителей. Мозаика римского времени. Археологический музей, Патры

Виды состязаний

Наиболее древним видом из числа упоминаемых спортивных состязаний был бег. Этот вид спорта с самого начала входил в программу Олимпийских игр. Греки различали бег на короткую дистанцию (один стадий — 192,27 м), среднюю (два стадия — 384,54 м) и длинную (от семи до 24 стадий). При беге на средние и длинные дистанции участники бежали по дорожке до поворотного столба стадиона, затем разворачивались и бежали в обратном направлении. Кроме обычного бега существовал бег на два стадия в гоплитском вооружении, вначале включавшем щит, панцирь и шлем, а позже — только с одним щитом.

​Состязание в беге. Чернофигурная ваза. Около 530 года до н.э., Афины - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Состязание в беге. Чернофигурная ваза. Около 530 года до н.э., Афины

Борьба вошла в программу Олимпийских игр начиная с 708 года до н.э. Борцы различались лишь по возрастным группам, ограничений по весовым категориям не существовало. Поединок не имел фиксированной продолжительности. Борьба велась до победы одного из противников, каждый из которых старался обездвижить или сдавить другого участника руками. Победа засчитывалась за троекратный бросок противника на спину или на плечо. Основными приёмами были захваты и броски, болевые заломы не допускались. Для получения преимущества над противником борцы-профессионалы старались иметь значительный вес, соответственно, поединок тяжеловесов проходил в медленном темпе. В пятиборье, напротив, предпочтительнее оказывались скоротечные схватки с бросками и махами противника.

Самым знаменитым борцом был Милон Кротонский, который в первый раз одержал победу в Олимпии в 540 году до н.э., когда был ещё мальчиком. Затем пять или шесть раз он становился олимпийским чемпионом, уже будучи взрослым. К этим победам борец прибавил ещё семь на пифийских играх, десять — на истмийских и девять — на немейских. Милон славился не только своим огромным ростом и силой, но и обжорством. Он мог взвалить на плечи 3-летнего быка, обойти с ним стадион, потом зажарить и съесть целиком в течение одного дня.

Кулачный бой появился в программе Олимпийских игр в 688 году до н.э. Как и в борьбе, здесь не различались весовые категории. Поединок продолжался до победы одного из участников, которая могла быть одержана нокаутом или признанием поражения. Среди разрешённых приемов числились удары двумя руками одновременно, а также удары ребром ладони. Запрещены были захваты, укусы и пинки ногами. Большой вес давал кулачному бойцу преимущество над противником, но одновременно ограничивал его подвижность. Важное значение придавалось умению бойца уходить от ударов противника или уклоняться от них с помощью обманных движений. Кулачный бой греки считали самым опасным видом спорта. Художники и скульпторы изображали бойцов с лицами, изуродованными шрамами, с переломанными носами и порванными ушами. Известны описания боёв, закончившиеся смертью одного из участников.

​Кулачный боец. Эллинистическая статуя III–II веков до н.э. Национальный музей, Рим - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Кулачный боец. Эллинистическая статуя III–II веков до н.э. Национальный музей, Рим

Ещё одной разновидностью силового вида спорта был панкратий, в котором борьба соединилась с кулачным боем — как в стойке, так и на земле. В программу Олимпийских игр он вошёл в 648 году до н.э. Здесь разрешались удары кулаком, локтем, коленом или ногой, захваты, сжатия, заломы, выкручивания суставов. Существовал запрет кусаться и царапаться, который, правда, постоянно нарушался. В кулачном поединке противники стремились нокаутировать друг друга сильным ударом и в то же время, опасаясь пропустить такой удар, обычно вели медленный бой на дальней дистанции. Кисти бойцов были защищены бинтами из сыромятной кожи. В панкратии же бойцам не разрешалось бинтовать руки. Опасаясь разбить кулак о зубы или лоб противника, бойцы действовали на более близкой дистанции, при этом переходя от кулачного боя к борьбе. Задача состояла в том, чтобы измотать противника и нанести ему как можно больше мелких травм. Исход боя решался неспособностью одного из соперников его продолжать или же добровольной сдачей, символом которой был вытянутый указательный палец.

​Римская мраморная копия греческой статуи III века до н.э. Галерея Уффици, Флоренция - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Римская мраморная копия греческой статуи III века до н.э. Галерея Уффици, Флоренция

Пятиборье (пентатлон) появилось в программе Олимпийских игр в 708 году до н.э. Оно включало бросание диска, прыжки в длину, метание копья, бег на короткую дистанцию и борьбу — в такой последовательности они перечисляются в стихе Симонида. Соединение вместе различных видов спортивных состязаний требовало от победителя пятиборья разносторонних навыков и высокой результативности, как в лёгкой, так и в тяжёлой атлетике. Правила соревнований нам доподлинно неизвестны из-за пренебрежения греков описаниями процедуры. Скорее всего, состязания велись на выбывание участников предварительных этапов, так что в финале их оставалось только двое — им и предстояло бороться за окончательную победу. Этой стройной гипотезе противоречат надписи победителей, которые скорее являются бегунами, чем борцами, что, вероятно, предусматривает возможность победы по очкам.

​Награждение олимпионика. Краснофигурная амфора мастера Эпиктета, 520–510 годы до н.э. Лувр, Париж - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Награждение олимпионика. Краснофигурная амфора мастера Эпиктета, 520–510 годы до н.э. Лувр, Париж

Закат Олимпии

Высокое значение Олимпийских игр в известной степени сохранялось и в эпоху, когда Греция уже утратила свою независимость. В Олимпии возводились новые постройки и статуи, её посещали правители и художники. Упряжка, принадлежавшая будущему императору Тиберию, принесла ему лавровый венок победителя в 4 году до н.э. Император Нерон лично участвовал в играх в 67 году н.э., для чего, вопреки традиции, приказал провести их на два года раньше срока. Закономерно, что он получил много призов и венков за победы в состязаниях, но после его убийства игры были объявлены недействительными. В эпоху Римской империи Олимпийские игры получили в полном смысле международный характер. На состязания приезжали атлеты из Александрии, Эфеса, Сирии и Африки. Последний расцвет Олимпии приходится на эпоху правления императора Адриана, который был поклонником греческого искусства и культуры. К этому времени относится классическое описание Олимпийских игр, принадлежавшее перу греческого географа и путешественника Павсания.

​Остатки Олимпии были разрушены сильными землетрясениями 522 и 551 годов и поглощены наносами реки Алфей. Лишь в 1766 году место, где она находилась, было локализовано, а с 1875 года здесь начались полномасштабные раскопки - Большие игры Древней Греции | Warspot.ru

Остатки Олимпии были разрушены сильными землетрясениями 522 и 551 годов и поглощены наносами реки Алфей. Лишь в 1766 году место, где она находилась, было локализовано, а с 1875 года здесь начались полномасштабные раскопки

Напряжённый, изобиловавший катастрофами III век н.э. ознаменовался начавшимся в это время упадком Олимпии. Многие обветшавшие от времени здания были разрушены сильным землетрясением и уже не восстанавливались. Для защиты священного участка от вторжения варваров-герулов в 267 году н.э. его укрепили стенами, в строительстве которых были использованы блоки разобранных построек. Последние восстановительные работы относятся к правлению императора Диоклетиана в конце III века н.э. Несмотря на начавшийся упадок, спортивные игры — пусть и не такие пышные, как ранее, — продолжали проводиться. Последняя найденная археологами статуя победителя датируется 261 годом н.э. Правда, сами устроители игр были далеко не так внимательны к именам олимпиоников. Только благодаря случайности до нас дошло имя победившего на играх 369 года н.э. армянского принца Вараздата.

Окончательный удар играм нанесло распространявшееся христианское вероучение. В 394 году н.э. император Феодосий приказал закрыть языческие храмы и запретил проведение Олимпийских игр. Их возрождение произошло лишь в конце XIX столетия по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры

Древние греки буквально боготворили физическую мощь, ловкость, красоту движений. Гимнастика уже с 1612 года до новой эры была в Греции подопечной государства, и ей обучали всех юношей (а в Спарте наравне с ними — девушек). Занимались гимнастикой в крытых дворцах спорта — гимназиях. Древний историк Витрувий свидетельствует: это были большие помещения с палестрой (залом для борьбы), дромосом (помещением для бега), с комнатой для смазывания тела маслом и посыпания песком, с холодными, теплыми и горячими ваннами, даже с залом для разговоров философов. Были при гимназиях и открытые площадки — ксистосы.

Основой древнегреческого спорта был пенталон (пятиборье): бег, прыжки, борьба, метание дисков, копий и т. д., игры. Многое из пенталона совершенно утрачено, забыто, — может быть, напрасно.

Критерии, по которым тогда определяли победителей, на наш взгляд, весьма своеобразны. Например, в беге с факелами в беззвездную ночь часто победителем становился не самый быстрый, а самый осторожный — кто придет к финишу с непогашенным факелом. А бегали быстро большинство древних греков: некоторые из них без особого напряжения могли опередить коня и загнать зайца.

Очень разнообразны были прыжки: в длину, высоту, глубину, через обруч, канат, острия воткнутых в землю кольев. Прыгая в длину, спортсмен во время разбега держал в опущенных и чуть согнутых руках небольшие грузы. Перед толчком руки надо отвести назад, а при толчке резко выбросить их вперед. Если верить историкам, результаты были поразительными: 17 метров.

Олимпия

Еще один вид прыжка в древнегреческой гимнастике — асколиасм. Суть его такова: надо вспрыгнуть одной ногой на кожаный мешок, наполненный водой или воздухом, и удержаться на нем, сохранить равновесие. В современном спорте ничего аналогичного нет, поэтому результаты сравнить не с чем. Но, может быть, мешок с воздухом или водой пригодился бы для тренировки хоккеистов? Может быть, новый (простите, древний) снаряд поможет нашим горнолыжникам и фигуристам?

У древних метателей, к сожалению, заимствовать нечего. Дискоболы метали каменный или железный диск диаметром до 30 сантиметров с небольшого возвышения. Копья метали не вдаль, а в цель.

И все греки, от мала до велика, играли в мяч. Одни перебрасывали друг другу кожаный шар, надутый воздухом, другие толкали руками корикос — шаровидный мешок с песком, привязанный к потолку.

Надо отдать должное древним грекам: их гимнастика была цельной, законченной системой. Ее целью было воспитать в гражданах Греции не только силу и ловкость, но и храбрость, энергию, выдержку, веселость, любовь к отечеству — городу, честь которого они вскоре (с 776 года до нашей эры) начали защищать на Олимпийских играх в честь Зевса раз в четыре года.

P. S. Старинные летописи рассказывают: А вообще заниматься изучением истории спорта очень интересное занятие, помогающее открыть глаза на различные удивительные вещи. Например, ракетка для бадминтона была придумана в средние века изобретательными индийцами, а клюшки для гольфа появились благодаря одному воинственному шотландскому лорду. Ну и вообще каждый вид спорта имеет захватывающий и интересный исторический бекгроунд.

Античные статуи сохранили облик атлетов древности. В свое время их чтили за спортивные победы, а лучших считали потомками богов.

Город Олимпия: место главных состязаний

Первыми общегреческими спортивными играми были игры в Олимпии. У них есть официальная дата открытия — 776 год до н. э. Единственным состязанием в первые десятилетия был бег на стадий (192 м). На играх 724 года до н. э. к ним добавили бег на двойной стадий. В последующих играх были добавлены борьба, кулачный бой, панкратион (борьба без правил), гонки на колесницах. В конце VI века до н. э. появился гоплитодром — бег в шлеме, со щитом и, возможно, с поножами.

1.jpg

Одновременно с борьбой в программу включили пентатлон (пятиборье). Оно включало бег на стадий и борьбу, которые были и самостоятельными дисциплинами. В трех других дисциплинах соревновались только в ходе пентатлона — это метание диска, прыжки в длину и метание копья.

Пифийские игры и другие состязания

Олимпийские игры были самыми старыми и почетными спортивными состязаниями, но не единственными. С 586 года до н. э. в Дельфах раз в четыре года проводились регулярные Пифийские игры, включавшие олимпийскую спортивную программу. Кроме спортивных состязаний в Дельфах были конкурсы для музыкантов и певцов.

Организатором Истмийских игр был Коринф, который контролировал святилище Посейдона. Игры регулярно проводились с 580 года до н. э. В отличие от состязаний в Олимпии и Дельфах Истмийские игры проводились раз в 2 года. Их программа известна плохо, но, как и в Дельфах, большую роль в ней играли мусические состязания (им покровительствовали музы).

Немейские игры были посвящены Зевсу и включали только спортивные состязания. Они проводились раз в 2 года после летнего солнцестояния. В регулярный цикл общегреческих игр они вошли в 573 году до н. э. Организаторами игр были граждане маленького города Клеоны, который стал частью полиса Аргос. Так Немейские игры стали проводиться под патронажем Аргоса.

Денежные игры были менее почетными. Например, ради них не заключалось священное перемирие. Известны десятки таких игр. В полисе Эпидавр на севере Пелопоннеса проводились игры в честь Асклепия. Их организовывало святилище этого бога. Игры в честь Асклепия шли через 9 дней после Истмийских игр. Они включали бег на стадий, панкратион и пентатлон.

2.jpg

Главный праздник Афин Панафинейский фестиваль сопровождался спортивными состязаниями. Раз в четыре года проходили Великие Панафинеи, ежегодно — Малые Панафинеи. В Великих Панафинеях могли участвовать греки из других полисов. Победители получали денежные призы. Например, победитель в беге получал золотой венок и 500 серебряных драхм, а обладатели следующих четырех мест — по несколько сотен драхм.

Ежегодные Малые Панафинеи включали скачки верхом, гонки на колесницах, метание копья верхом, пирриху (боевой танец), бег с факелами (лампадедром). Во время лампадедрома бегуны образовывали несколько команд, члены которых передавали факел, как эстафету. Награды на Малых Панафинеях включали сосуды с оливковым маслом, быков и деньги.

После победы над кельтами в 278 году до н. э. этолийцы установили собственные игры Сотерии, включавшие музыкальные и спортивные состязания. Они отправили послов по всей Греции, приглашая на Сотерии и убеждая признать их равными Пифийским и Немейским играм. Через сто лет после Сотерий в Пергаме учредили новые межполисные игры — Никифорийские в честь царя Пергама Эвмена II.

В 10 году до н. э. царь Иудеи Ирод достроил свою столицу Кесарию. Царь отметил основание города спортивными и мусическими состязаниями, посвященными императору Августу. Новые игры также проводились раз в четыре года. Еще одни игры были учреждены Августом в Неаполе.

Палестра в Древней Греции

Атлеты тренировались в специальных зданиях, называвшихся палестрами и гимнасиями. Эти два типа иногда смешивали даже античные авторы. Но можно признать главное отличие — палестра была местом для физических и умственных упражнений, гимнасий — только для физических.

У палестры был внутренний двор под открытым небом, окруженный колоннами. Двор был заполнен ямами, где тренировались борцы, панкратисты и кулачные бойцы.

Под колоннами располагались отдельные помещения, где проходили занятия по философии, риторике и другим дисциплинам. В этом особенность палестры — это место, где тренируют и тело, и ум. При палестрах в Дельфах и Пергаме действовали библиотеки.

Описание идеальной палестры известно из архитектурного трактата Витрувия. Его описание сравнивают с устройством реальных палестр и находят общее. В северной части палестры Витрувий рекомендовал помещать эфебейон — помещение, где проводились занятия с юношами, готовящимися к вступлению в гражданский коллектив. Такие помещения со скамьями есть в палестрах Олимпии и Делоса. Отдельными комнатами в здании палестры были раздевалка, комната с боксерской грушей, комната для хранения оливкового масла, баня, горячие и холодные ванны. В VI-V веках до н. э. атлеты мылись в специальных фонтанах, на смену которым в IV веке до н. э. пришли ванны.

Устройство гимнасия было несколько иным. Он был окружен колоннами с трех сторон. Под открытым небом была дорожка для бега. Под колоннами была еще одна — для бега в плохую погоду. В Приене гимнасий примыкал к палестре и включал места для зрителей.

3.jpg

В палестрах и гимнасиях могло храниться снаряжение для более сложных состязаний — щиты и доспехи для пиррихи и гоплитодрома, факелы для лампадедрома. Кроме того, в палестре на Делосе нашли факелы с именами победителей. Палестра использовалось и как место хранения спортивных трофеев.

В зданиях палестр находили статуи богов, связанных с атлетикой — Геракла и Аполлона. Также там стояли гермы, изображения бога Гермеса, покровителя скорости, которого почитали бегуны и пятиборцы. Иногда на гермах изображали выдающихся атлетов и их учителей.

Надежная информация о персонале гимнасия относится только к Эллинистической эпохе. Главным в палестре и гимнасии был гимнасиарх, отвечавший за здание, программу обучения и людей. Его избирали ежегодно. Гимнасиархом должен был быть мужчина старше 40.

Помощниками гимнасиарха были педономы. Они принимали решения, какие ученики удовлетворительно освоили программу и могут переходить к следующему этапу обучения. Количество учителей и преподаваемых предметов в разных полисах отличалось.

На Теосе в III веке до н. э. в палестре работали три учителя грамматики, два учителя атлетики, учитель игры на кифаре. Также в палестру нанимали военного инструктора, учителя стрельбы из лука и метания копья. Эти дополнительные наставники проводили занятия с эфебами.

Кроме эфебов в палестрах тренировались атлеты, готовящиеся к одним из четырех Панэллинских игр. Перед играми в Олимпии атлеты месяц тренировались в палестре этого города под наблюдением организаторов игр.

Атлеты и их жизнь

Одним из самых знаменитых античных атлетов был Милон Кротонский. Шесть раз он побеждал на Олимпийских играх, семь раз — Пифийских, девять раз — Немейских.

Атлеты почитались как герои. Их статуям и могилам приписывали сверхъестественные свойства. Например, статуе жившего в V веке до н. э. атлета Полидамаса приписывали способность исцелять лихорадку.

Евтим из итальянских Локр после смерти был удостоен почестей героя. Сограждане назвали его сыном речного бога Кайкиноса. Победитель Евтима в кулачном бою Феаген почитался в родном Фасосе как герой. Его официальный отец Тимосфен служил в храме Геракла. Жители Фасоса рассказывали легенду, как дух Геракла принял облик Тимосфена и зачал с его женой Феагена. Его статуе спустя века приносили жертвы.

В Классическую эпоху атлетика не была профессиональным занятием. Но даже тогда наиболее успешные спортсмены могли зарабатывать ею на жизнь, участвуя в играх, где был денежный выигрыш. Атлетикой занимались многие аристократы греческого мира. Например, хорошим борцом был Фукидид, сын Мелесия, политический противник Перикла. Двум своим сыновьям, по свидетельству Платона, он дал наставников из числа лучших борцов своего времени.

После завоеваний Александра греческая культура атлетизма появилась и на востоке. В течение похода Александр 14 раз проводил спортивные и музыкальные состязания. Неясно, были ли участники воинами армии Александра или просто сопровождавшими армию атлетами.

В эпоху Александра появились первые профессиональные объединения атлетов. Они продолжали существовать в римское время. Союзы атлетов получали помещения от римских и местных властей. Например, Антонин Пий пожаловал одному из союзов помещение рядом с Банями Траяна.

В Эллинистическую эпоху впервые появился титул периодоника. Задним числом его стали приписывать атлетам Классической эпохи. Периодониками называли атлетов, хотя бы раз одержавших победу на каждом из старейших состязаний — Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских играх. Введение титула было, предположительно, попыткой повысить престиж старых соревнований перед лицом новых.

4.jpg

Атлеты, участвовавшие в играх в Италии, получали от государства помещение и содержание накануне игр. Некоторые игры получили от императоров статус иселастических — их победители получали из казны денежный приз, когда возвращались в родной город.

Наиболее удачливые атлеты после завершения карьеры могли стать главой союза атлетов или получить какую-нибудь должность, вроде руководителя Императорских бань, как это произошло с атлетом Асклепиадом в III веке н. э. Но это был успех избранных людей. Большинство вышедших на пенсию спортсменов жили небогато.

Врач Гален писал, что тела атлетов приходят в негодность вскоре после того, как те перестают участвовать в соревнованиях, и многие из них не доживают до старости. Он писал, что у атлетов много денег пока они соревнуются, но потом они быстро беднеют.

Поскольку атлетика становилась профессиональным занятием, ее не миновала такая беда, как взяточничество и постановочные бои. Элланодики, распорядители игр в Олимпии, боролись с этим злом. До наших дней дошло несколько примеров раскрытых мошенничеств. Скорее всего, были и другие, которые остались неизвестны.

На Олимпиаде 388 года до н. э. фессалийский кулачный боец Евпол подкупил трех своих соперников, среди которых был один олимпийский чемпион. Когда история вскрылась, элланодики оштрафовали всех, замешанных в истории. На полученные деньги они заказали 6 бронзовых статуй Зевса, стихи у оснований которых рассказывали о неспортивном поведении некоторых атлетов, а также напоминали, что бороться нужно честно.

Следующий пример раскрытой аферы относится к 332 году до н. э., когда афинский пятиборец Каллипп подкупил своих соперников. Он не смог выплатить штраф, который в результате этого был возложен на его родные Афины. Один из величайших ораторов Афин Гиперид попытался убедить организаторов игр отменить штраф, но не преуспел. В итоге афиняне заплатили штраф Каллиппа, и Олимпию украсили еще шесть статуй Зевса.

В Риме атлетика приживалась плохо. Хотя римляне приняли участие в Истмийских играх в 228 году до н. э., спортивные упражнения по греческому образцу были им в новинку. Император Домициан учредил Капитолийские игры, которые включали спортивные состязания. Но после его гибели эти соревнования перестали проводиться, а построенный стадион был затоплен водой для постановочных морских битв.

Рабство в Древней Греции

Правила Олимпийских игр запрещали участвовать в них рабам. Известны законы в Афинах и других полисах, по которым рабы не имели права посещать палестры.

Но в некоторых частях греческого мира рабы получали возможность приобщиться к атлетике. Сохранились свидетельства из нескольких городов. В лаконском городе Гитий в Эллинистическую эпоху рабы имели право тренироваться в палестре и получали оливковое масло для упражнений.

5.jpg

Хотя рабы получали возможность посещать палестры и гимнасии, а также участвовать в состязаниях, это не было массовым явлением. Примеров известных атлетов-рабов нет, хотя вольноотпущенники могли сделать карьеру спортсмена. Периодоник и трехкратный победитель Олимпийских игр Патробий предположительно был вольноотпущенником императора Нерона.

Во II веке н. э. в греческом полисе, расположенном в Писидии, проходили состязания, участниками которых были рабы. Победитель-раб должен был разделить часть своего выигрыша с соперниками.

Состязания женщин

О женщинах-атлетках известно меньше. Но очевидно, что женщины занимались спортом. В Спарте, согласно установлениям Ликурга, женщины должны были заниматься атлетикой не меньше, чем мужчины, чтобы рожать крепких детей. Знаменит танец спартанских девушек, бибасис, требовавший физической подготовки.

Поэт III века до н. э. Феокрит описывал спортивные упражнения спартанок — они бегали по тому же ипподрому, что и мужчины, и также смазывали себя оливковым маслом.

Существовало несколько спортивных игр для женщин — игры в честь Геры в Аргосе, игры в Додоне и самые знаменитые и масштабные — в честь Геры в Олимпии.

Гереи в Олимпии проходили раз в четыре года. Накануне 16 женщин ткали новый пеплос для статуи Геры. Эти же женщины были распорядителями игр.

Сами спортивные игры включали состязания в беге. В них по очереди участвовали три возрастные группы девушек. Девушки бежали с распущенными волосами, в хитоне чуть выше колен и открытым до груди правым плечом.

6.jpg

Для Герей выделяли Олимпийский стадион, но дистанция была на одну шестую меньше, чем во время Олимпийских игр. Победительницы получали венок из маслины и кусок принесенной в жертву коровы. Также победительницы имели право поставить в Олимпию свою статую.

Автор II века н. э. Павсаний относил учреждение Герей к мифическим временам — их, якобы, учредила Гипподамия, жена легендарного героя Пелопса. Они существовали, как минимум, в первой половине V века до н. э. Сохранилась копия статуи этого времени, изображающая участницу Герей именно в таком виде, какой их описывал Павсаний.

Есть упоминание, что афинянки участвовали в спортивных состязаниях на священном острове Делосе. В женском святилище Артемиды недалеко от Афин обнаружили здание палестры. Проходившие там посвящение девочки и девушки занимались атлетикой и борьбой.

Сохранились афинские керамические изделия, изображающие девушек, состязающихся в беге. Очевидно, в афинском святилище Артемиды проводился некий женский спортивный фестиваль.


Резюме

Исторические элементы

Спортивные игры ( агоны ) занимают для греков важное место. Они появляются в первых двух литературных текстах, в Илиаде и Одиссее : они являются погребальными играми (в) , организованной Ахиллой после смерти Патрокла и игры , организованные король Alcinoos в честь Одиссея . Эти спортивные соревнования, проводимые в честь мертвого человека, включали несколько мероприятий, в том числе гопломахию (вооруженный бой), которая лежала в основе гладиаторства.

В общегреческий игры также тесно связаны с религиозным культом: на Олимпийских играх в Олимпии и Немейских игры предназначены честь Зевса , в Пифийские игры в Дельфах отмечают Аполлон , в Истмийские игры в Коринф честь Посейдона . Несмотря на бедность письменных источников, эпиграфических и археологических традиция считает , что они появляются в VIII - го века до нашей эры. Н.э. , дата не определена, поскольку история этих Игр, а также история богов и героев греческой мифологии неразрывно связаны. Подобные священные игры существует с XV - го века до нашей эры. На Крите, как свидетельствуют археологические раскопки: борьба с быками, бокс ( панкрас ) и бег - спортивные игры, наиболее часто представленные в минойском искусстве (в) и микенском искусстве . Мифологические рассказы отвечают за установление преемственности между этими Играми на Крите и играми в Греции. Тем не менее, спортивные соревнования в панэллинских святынях играют важную роль в развитии древнегреческой религии . Спустя столетия спортивные сооружения ( стадион , гимназия , палестра и ипподром ) и соревнования отошли от этих святилищ, получив таким образом автономию. Это явление можно связать с определенной секуляризацией Панэллинских игр.

Дисциплины

Наиболее практикуемые дисциплины - это те, которые фигурируют в программе спортивных соревнований, в основном гимнастические виды спорта: бег, прыжки в длину, метание диска, метание копья, борьба, бокс и панкрейс. Конные виды спорта (запряженные и конные скачки, на равнине) появляются относительно рано в соревнованиях: конные скачки были введены на Олимпийских играх в 680 г. до н. AD и в Дельфах в 586 году до нашей эры. AD . Однако они являются прерогативой богатых, как правило, аристократов.


Грекам известны игры с мячом и мячом, происхождение которых Геродот приписывает лидийцам . В The Odyssey , Навсикая и ее последователи играют в мяч после стирки белья. Эти игры кажутся довольно популярными: человек по имени Тимократ и доктор Гален посвящают им трактат, а Теофраст цитирует σφαιριστήριον / sphairistêrion , комнату, отведенную для этих игр, как относительно обычный элемент богатого частного дома. В II - м веке нашей эры. До н.э. , Юлиус Поллукс перечисляет большое количество, но большую часть времени довольствуется тем, что дает имя без объяснения правил; Атенеум дает некоторые описания. Aporrhaxis по- видимому , включает в себя капать как можно дольше; οὐρανία / Урание играют с рукой на стену, как мяч на голую руку или пятерки Великобритании. В ἐπίσκυρο особенность игры заключается в том, что в нее играют команды; описание, которое оставляет Поллукс, неполное, но похоже, что это родоначальник регби . Мансардных барельеф в VI - м веке до нашей эры. AD также показывает то, что очень похоже на современный хоккей . Однако это спортивные игры, а не настоящие виды спорта, которые не достигают популярности футбола в наше время; их нет в программе спортивных соревнований. Единственный город, в котором они приобретают все большее значение, - это Спарта .


Греки знают только о гонках по ровной прямой трассе, а не о полосах препятствий и кросс-кантри .

Самый престижный формат - στάδιον / stádion, который, как следует из названия, представляет собой длину в один стадион. Олимпия составляет 192 метра, Немея и Дельфы - 178 метров; самый длинный - Пергамский - 210 метров. Это самая короткая гонка в греческом спорте, не знающем современных 100 метров . Это главное событие Олимпийских игр: победитель дает Олимпиаде свое имя . Иногда, по словам Павсания, участников бывает так много, что необходимо провести две гонки на выбывание. В δίαυλος / díaulos это два стадиона длинная гонка, а также на программе Олимпийских игр. Есть также более редкая гонка из четырех этапов ( ἵππιος / híppios ). В δολιχός / dolikhós , междугородные гонки, встречается во всех соревнованиях. В Олимпии это 24 стадиона в длину, или от 4200 до 4500 метров; в других местах есть стадионы 7, 12 или 20 форматов. Наконец, гонка вооружений ( ὁπλίτης δρόμος / hoplítês drómos ) стоит в программе почти каждой игры. Его длина такая же, как у диаулоса , то есть двухступенчатая. Спортсмены носят шлем, цинемиды и щит на левой руке; ношение кнемид исчезает после 450 г. до н.э. В Немее правила особенно строги и требуют ношения полной гоплитовой брони.

Бросок диска


Метание это один из пяти событий в пятиборье. Первоначально δίσκος / дискос означает, в очень общем виде, объект , который выбрасывается; Так, Улисс при дворе Альцинооса «схватил камень ( дискос ) больше, толще, тяжелее, чем тот, который фиаки использовали в играх, и, повернув его, бросил [te] энергичной рукой. Самодельный аксессуар быстро превращается в диск, специально вырезанный для спортивных соревнований, следы которого мы, вероятно, уже можем найти у Гомера .

Техника метания трудно определить с точностью: она должна быть найдена из представлений о вазе и скульптурная, в частности Дискобол от Мирона , зная , что воображение , которое переписчики часто показывают Усложняет ситуацию.

Одно можно сказать наверняка: древние тексты, такие как Гомера Одиссей , на Олимпийских играх в Пиндар , и изображения из Филострат , говорить о повороте и кругового движения , которая проходит над головой. Таким образом, движение будет идентично тому, что практикуется в настоящее время, но вращение диска будет выполняться вертикально и на месте , перемещая левую ногу для правшей вперед и назад, чтобы сохранить равновесие. Это объясняет тот факт, что пальцы Discobolus находятся сверху, а не снизу. Эта гипотеза, которая имеет критерии простоты исполнения, гибкости и красоты, которые полностью соответствуют тому, что кажется темпераментом греков того времени, была выдвинута Жоржем Эбертом и полностью описана в книге его естественный метод в отношении Lancer.

Длинный прыжок


Прыжки в длину (в древнегреческой ἄλμα / Уголки ) является единственным типом скачка , известного грекам. Это одно из пяти соревнований по пятиборью.

Прыжок выполняется с инерцией, но расстояние поворота короче, чем в наше время. С грузом в каждой руке прыгун начинает бегать; махи руками увеличивают гантели. Прибывший на βάτηρ / BATER , эквивалент современного пластилина борта, он прыгает при отправке веса перед ним. Когда он начинает спуск, он заставляет их пройти позади себя, прежде чем сбросить их, когда приземляется на скамму . Все требует хорошей координации, что объясняет присутствие флейтиста. Чтобы приземление считалось правильным, приземление должно быть выполнено стоя, ноги более или менее вместе, что исключает падения и скольжения.

Бросить копье


Спортсмен, держащий копье , аментум показан красным рядом с его правой рукой, London Painter's Cup E80, c. 470 г. до н.э. Нашей эры , Лувр

Копье ( ἄκων / ákôn ) - одно из испытаний пятиборья, но, прежде всего, для греков оно было обычным оружием, прежде чем стать спортивным аксессуаром: оно использовалось как для охоты, так и на войне. Роспись ваз - практически единственное свидетельство этого вида спорта, который, кажется, был наименее популярным из дисциплин пятиборья.

Спортивное метание копья довольно рано отошло от военного. Во-первых, цель состоит в том, чтобы сделать как можно более длинный бросок в заданном направлении, а не поразить конкретную цель. Само копье очень легкое, толщиной примерно с палец и разной длины, от длины тела до большего размера. Очень часто в этом нет смысла: он появляется как простая палка в нарисованных сценах гимназии, до такой степени, что долгое время считалось, что это шест для прыжков . На некоторых вазах у копья на одном конце есть своего рода колпачок, чтобы избежать несчастных случаев и позволить ему легче соскользнуть в землю. Бессмысленные копья, вероятно, тренировочные версии.

Во время фазы импульса спортсмен выполняет прямой разбег до балбиса , на котором он не должен кусаться; чаще всего копье кладут на бок, на уровне ушей. На вазе, однако, можно увидеть метателя, держащего копье вытянутой вниз рукой обеими руками, как прыгун с шестом, держащий свой шест. В отличие от современного джавелина, в пусковой установке используется подруливающее устройство рыскания ( ἀγκύλη / ankulê или amentum на латыни ). От 30 до 40 сантиметров шнурок наматывается около центра тяжести копья и пропускается через петлю на указательном пальце или на указательном и среднем пальцах спортсмена. Устройство позволяет, с одной стороны, увеличить дальность полета копья за счет увеличения эффекта рычага, с другой стороны, стабилизировать траекторию за счет гироскопического эффекта . Эксперименты, проведенные генералом Вершером де Реффье для Наполеона, показали, что легкое копье, брошенное вручную на 20 метров, может быть отправлено на 80 метров с помощью подруливающего устройства. Однако надежность этих наблюдений была поставлена ​​под сомнение, поскольку другие тесты показали гораздо меньший прирост производительности.

Драться


Борьба ( πάλη / pálê ) - очень популярный вид спорта, возможно, даже больше, чем бег. Он дает название Palaestra (комплекс спортивных сооружений, которыми оборудован каждый город) и обеспечивает повседневный язык спортивными метафорами. Эти движения используются художниками- вазами для иллюстрации мифологических тем, таких как битвы Геракла с Антеем , Ахелосом , Тритоном или даже Немейским львом . Его изобретение приписывают Палестре , дочери Гермеса ; его правила, как предполагается, были кодифицированы Тесеем , учеником Афины .

Бой происходит на скамме , зоне, очищенной киркой и засыпанной песком, которая также используется для прыжков в длину. Соперники подбираются путем жеребьевки: спортсмены, нарисовавшие знаки одной буквы алфавита, сражаются вместе; когда количество участников нечетное, урна для голосования содержит пустую отметку, которая позволяет спортсмену, который ее вытягивает, по умолчанию выиграть.

«И оба, вооружившись поясами, спустились в ограду и схватились своими сильными руками, как две балки, которые искусный плотник соединяет наверху дома, чтобы противостоять порыву ветра. Их чресла под их сильными руками заскрипели от силы, пот обильно лился, и толстые опухоли, красные от крови, поднялись по бокам и плечам. "

Матч состоит из трех сетов. Удержания под поясом запрещены, но разрешены крючки. Если дисциплина менее жестока, чем поджелудочная железа и кулак, она остается более жестокой, чем современные формы борьбы: например, мессенские Леонтиски прославились, сломав пальцы своим противникам.

Пугилат


Pancrace


Сцена с панкрасом: рефери наказывает хлыстом спортсмена, который пытается выбить глаз своему противнику, киликсу Художника-литейщика, c. 490 - 480 гг. До н. Э. До н.э. , Британский музей

Панкратион ( παγκράτιον / Панкратион ) очень жестокий вид спорта , который также ищет нокаут соперника без дальнейшего запрета как положить пальцы в глаза противника. Первая часть поединка проходит стоя: каждый боец ​​пытается сбросить своего противника на землю либо ногой, либо кулаком, либо ловлей, как в поединке. Быстро, бой происходит на земле, рукопашный бой. Это причина, по которой Платон исключает изучение панкрасы в своем идеальном городе: дисциплина не учит спортсменов стоять на ногах. Предварительно полив землю, бойцы оказываются в грязи.

Тексты и образные изображения, кажется, указывают на то, что ключи и удушители - это привилегированные средства для завершения боя. Чтобы избавиться от ключа или дросселя, уловка состоит в том, чтобы сломать противнику пальцы. Это фирменное блюдо Сосастроса Сикионского, победителя Олимпийских игр в 364 , 360 и 356 годах до нашей эры. А.Д. Точно так же Аррахион, названный победителем 252- й и 253- й Олимпиад, умер от удушения бедрами своего соперника, даже со сломанным пальцем ноги, теперь должен сдаться. Несмотря ни на что, старшие считают панкрейс менее опасным, чем кулачный бой: мальчики имеют право тренироваться в спортзале.

Удобный

Снаряжение

Греки обычно держат голову с непокрытой головой. Однако спортсмены иногда носят кепки с завязанными под подбородком ремнями ( κυνῆ / kunễ), чтобы защитить себя от солнца. Молодые боксеры могут использовать средства защиты органов слуха ( ἁμφωτίδες / amphôtides ), но их использование на соревнованиях запрещено.

Все спортсмены натирают масло - изобретение, снова приписываемое спартанцам. Скорее всего, перед усилием мышцы разогреются; Участники реконструкции Немейских игр в 1996 году , также свидетельствуют о том , что нефть ограничивает потерю воды во время мероприятия.

Спортивные сооружения

Место обучения греков называется гимназия ( γυμνάσιον / gumnásion ) или палестра ( παλαίστρα / palaístra ). Эти два термина не являются синонимами, но, начиная с эллинистического периода, трудно полностью понять разницу; Кажется, что под паестрой подразумевается тренировочная площадка и прилегающее к ней оборудование, а под спортзалом - как палестра, так и стадион. Раскопки выявили их большое количество по всему эллинистическому миру; римский архитектор Витрувий также оставил описание греческого спортивного комплекса, которое хорошо сочетается с Олимпийским.

Гимназия - общественное здание, принадлежащее городу. Есть также частные гимназии, построенные богатыми людьми, но они остаются исключительными.

Физическое воспитание и спорт

Читайте также: