Кризис двоевластия 1992 1993 кратко

Обновлено: 17.06.2024

В 1992 г. в России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Б.Н. Ель- цина. Сначала возникло несколько организаций, базировавшихся на коммунистической идеологии: Российская коммунистическая рабочая партия, Союз коммунистов РФ, Российская партия коммунистов.

Сложившаяся к концу перестройки система власти противоречиво сочетала черты советской и парламентской демократии: всевластие Съезда народных депутатов при декларировании разделения властей. В стране продолжали работать органы власти, сформированные еще при СССР. Это прежде всего Советы народных депутатов во главе с Верховным Советом Российской Федерации. Они располагали законными возможностями тормозить движение России курсом, избранным командой Ельцина.

Президент имел право единолично назначать и освобождать от должности министров, но не мог распустить парламент или приостановить его деятельность; более того, Конституция специальной статьей запрещала роспуск каких-либо законно избранных органов власти. Таким образом, и у парламента, и у Президента имелись основания претендовать на контроль за правительством, однако механизма разрешения неизбежных в такой ситуации конфликтов Конституция не предусматривала. Именно поэтому борьба между Президентом и Верховным Советом заняла много месяцев, велась с необыкновенным упорством и энергией с обеих сторон и разрешилась только применением вооруженной силы в октябре 1993 г. Поводом же для борьбы послужила социально-экономическая политика Президента Ельцина и его команды. Стремительный рост цен и снижение уровня жизни подрывали популярность Президента и побуждали депутатов выступать с критикой курса правительства — отчасти искренне, отчасти в погоне за политическими очками. ю

Еще более возмутило депутатов выступление и.о. премьер-министра Е.Т. Гайдара, в котором главным основанием для оптимизма была названа обещанная Западом экономическая помощь: якобы только в 1992 г. будет выделено 24 млрд долларов. 11 апреля в ходе голосования поправок к постановлению об экономической реформе министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. 15 апреля этот демарш вынудил Съезд принять политическую декларацию, составленную так, что каждая из сторон конфликта могла найти в ней отражение своих стремлений.

Остальные заседания Съезда посвящались приведению Конституции России в соответствие с новыми реалиями, возникшими из-за распада СССР. При этом ни одно предложение, касающееся распределения власти (как со стороны Президента, так и со стороны оппози- ции), не набрало необходимого для принятия решения числа голосов.

Для назначения председателя правительства применялась процедура рейтингового голосования.

Б.Н. Ельцин вспоминал: «Депутатские фракции выдвинули два десятка фамилий. Среди них — Гайдар, Скоков, 378 Черномырдин, Каданников, Шумейко, Петров, Хижа, Травкин 378 и другие. Из этого списка я отобрал пять человек: Скокова, Черномырдина, Гайдара, Каданникова и Шумейко.

Президент внес кандидатуру В.С. Черномырдина, который и стал с 14 декабря 1992 г. премьер-министром, получив 721 голос.

Каждый офицер, принимавший участие в операции, знал заранее, с какого места и какого депутата он возьмет под руки и вынесет из зала. На улице их поджидали бы комфортабельные автобусы. Борис Николаевич утвердил план без колебаний.

28 марта началось голосование по импичменту. Каждые пять минут Барсуков докладывал о результатах подсчета голосов. Но Указ зачитывать не пришлось. Примерно за час до объявления результатов голосования мы уже знали их. Тогда Михаил Иванович позвонил Президенту и сообщил: —

Импичмента не будет.

Очередной раунд борьбы между Президентом и Верховным Советом сопровождался безуспешными попытками отрешения от власти Б.Н.

После провала голосования о смещении Президента Съезд все же назначил на 25 апреля референдум по четырем ключевым вопросам: 1.

Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину? 2.

Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?

380 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Конституционный суд установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носит конституционный характер и должно быть принято большинством от общего числа избирателей. Отсюда вытекает разная методика подсчета процентов по вопросам 1—2 и 3—4. Референдум состоялся, и участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от числа участвовавших в голосовании. За одобрение социально-экономической политики — 53%. Предложения о досрочном прекращении полномочий Президента и депутатов не прошли. Жители России требовали от власти продолжения работы и поиска компромисса.

Президент Ельцин расценил итоги референдума как свой политический выигрыш и подтверждение большей легитимности Президента, чем Съезда народных депутатов. Но в той ситуации он пытался решить продолжающийся конфликт не силовыми методами, а путем конституционной реформы. Сразу же после референдума процесс подготовки новой Конституции начал активно форсироваться Президентом и правительством.

Действующее к началу 1993 г. законодательство на прямых юридических основаниях ограничивало власть Президента полномочиями Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Конституционного суда. Президент Ельцин и его сторонники стремились к расширению 381 президентских властных полномочий, а Верховный Совет — к их ограничению. Принятие новой Конституции, закрепляющей рыночный и демократический пути развития России, было прерогативой Съезда народных депутатов. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов и его сторонники не видели смысла в изменении устройства власти.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом № 1400 объявил о роспуске Верховного Совета и выборах в новый парламент. В том же указе содержалась рекомендация Конституционному суду прекратить свою деятельность до выборов в новый парламент.

Конституционный суд признал указ № 1400 незаконным, поскольку законодательство подобных прав Президенту не давало. Верховный Совет также объявил действия Ельцина незаконными. В здании Верховного Совета, расположенном на Краснопресненской набережной (сейчас Дом Правительства Российской Федерации, Белый дом), собралась значительная группа депутатов, многие приехали туда уже после начала кризиса. Они заявили об отстранении Президента от власти. По решению парламентариев, вице-президент А.В. Руцкой принес президентскую присягу вечером 21 сентября 1993 г.

23 сентября начал работу X (чрезвычайный) Съезд народных депутатов. Он начал формировать новое правительство. В первую очередь депутаты назначили министров силовых ведомств.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз предпринимал попытки примирить противоборствующие стороны, не допустить кровопролития. Но напряжение в обществе было слишком велико. Политики с обеих сторон вели дело к открытому столкновению.

Политики, общественные деятели, представители культуры и искусства России разделились в оценке происходивших событий.

Многие одобрили действия Президента, но немало было и тех, кто оценил их как антиконституционный переворот. Граждане России воспринимали происходящее с тревогой, что отразилось на результате ближайших выборов.

Вскоре произошла ликвидация не только Верховного Совета, но и всей системы местных Советов. Ушел в прошлое старый герб РСФСР, и ему на смену явился двуглавый орел. 383

События сентября — октября 1993 г. были вызваны конфликтом между законностью и легитимностью. Действия Бориса Ельцина были незаконны (по букве закона Президент совершил уголовное преступление — государственный переворот), но легитимны — на его стороне была выраженная на референдуме поддержка большинства населения России. Действия Верховного Совета были законны, но нелегитимны.

В 1993 году в России произошел так называемый конституционный кризис. Существовало две стороны конфликта, с одной стороны - Ельцин, как президент, правительство и ряд региональных руководителей. С другой стороны был Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР.

Можно разделить и по другому принципу - одна сторона выступала за парламентскую республику, другая за президентскую республику.

Причины. Предыстория

Полномочия президента в соответствии с действующей на тот момент конституцией были не столь широки, основная власть принадлежала парламенту. В связи с этим, Ельцин заявляет о скором рассмотрении и дальнейшем принятии через референдум, новой конституции. Ельцин был намерен продолжать проводить либеральные экономические реформы, а новая конституция подразумевала сильное расширение полномочий президента, что могло бы помочь в проведении этих самых реформ.

Со временем Съезд народных депутатов просто перестал поддерживать законопроекты, которые вносил президент РСФРС Борис Ельцин. В ответ, Ельцин собирался расформировать как Съезд, так и Верховный Совет.

Первое решение по подготовке проекта новой конституции было принято еще до начала конституционного кризиса, на первом Съезде народных депутатов в 1990 году.

Съездом была созвана конституционная комиссия. Возглавил комиссию Ельцин, а его заместителем стал Хасбулатов, который в дальнейшем станет одним из главных соперников Ельцина.

Начало конфликта

VIII Съезд народных депутатов 10—13 марта 1993 принял решение привести все акты всех властей в соответствие с Конституцией, что означало сокращение полномочий президента и отменяло согласованный ранее референдум о доверии президенту и съезду.

20 марта 1993 года Ельцин выступает по телевидению и заявляет о том, что вся власть вплоть до референдума переходит к президенту и правительству. После выступления, в Москве начинаются митинги как сторонников Ельцина, так и сторонников Верховного Совета.

А конституционный суд заявляет о том, что ряд высказываний и предложений Ельцина являются антиконституционными, но процедуру импичмента не удалось начать, так как указ не поступил в официальные ведомства. Через 5 дней указ был опубликован, но из него были убраны антиконституционные положения.

26-29 марта 1993 года состоялся чрезвычайный IX Съезд народных депутатов, проходил он на фоне массовых протестов. На нем было принято решение о проведении референдума.

Референдум состоялся 25 апреля 1993 года, явка составила 64% избирателей. На референдуме было задано 4 вопроса. Итоги:

О доверии президенту заявили 58,67% избирателей

Одобрили социально-экономическую политику, проводимую президентом 53,05% избирателей

За проведение досрочных выборов президента и Съезда народных депутатов проголосовало 49,49% и 67,17% соответственно.

По третьему и четвертому вопросу количество голосов не хватило, в итоге государственные органы продолжали свою работу.

5 июня 1993 года был предоставлен очередной проект Конституции, но X Съезд выступил за уменьшение президентских полномочий.

Указ Ельцина. Штурм белого дома. Конституция

21 сентября 1993 года Ельциным был издан ключевой указ №1400, который подразумевал роспуск Съезда народных депутатов и его уничтожение как политического института. Также на 12 декабря 1993 года был назначен референдум по вопросу принятия новой конституции.

Референдум, усиление президентской власти, антиконституционные указы и действия. Что-то это напоминает. Не будем отвлекаться.

Верховный Совет отказался подчиняться указу президента, в связи с тем, что он противоречил действующей конституции и расценил действия Ельцина как государственный переворот. Верховный Совет заявил об отстранении от власти президента и назначению на этот пост вице-президента Руцкого. Конституционный суд подтвердил, что действия Ельцина являются антиконституционными.

3 октября начались массовые манифестации и митинги в поддержку Верховного Совета, все протестующие разгонялись внутренними войсками, с применением специальных средств.

Около 15:30 сторонниками Верховного Совета была захвачена мэрия, была попытка захватить БТР внутренних войск.

По воспоминаниям Хасбулатова в распоряжение Верховного Совета попали 4 БТР и 10-15 военных грузовиков и автобусов.

К в 18:00 к зданию телецентра пришло большое количество людей, здание было оцеплено большим количеством сотрудников милиции, ОМОНа, внутренних войск. Ближе к 19:00 произошел взрыв в телецентре, после которого военнослужащие и военная техника начали вести огонь по толпе. Погибли по меньшей мере 46 человек, из которых многие журналисты.

Вооруженные столкновения были прекращены к 20:00. Ближе к 21:00 у здания Верховного Совета был отключен свет.

Уже ночью 4 октября Ельциным было принято решение о штурме Дома Советов, был отдан приказ об использовании танков и бронетехники.

По официальным данным погибло от 124 до 187 человек. По неофициальным данным число погибших составляет до 5000 человек.

12 декабря 1993 состоялся референдум по принятию новой конституции. По итогам референдума новую конституцию поддержали 58,4% избирателей. Явка составила 54,8%.

Итоги

В связи с принятием в России новой конституции, окончательно были расформированы Верховный Совет и Съезд народных депутатов. Российская Федерация стала президентской республикой.

По новой конституции президент теперь имеет достаточно широкие полномочии. Именно в этот момент, как мне кажется, в России появилась почва для зарождения авторитарного режима. В руках одного человека теперь была сконцентрирована огромная власть. Если она перейдет в плохие руки, то и последствия для государства будут плачевными.

Еще более возмутило депутатов выступление и.о. премьер-министра Е. Т. Гайдара, в котором главным основанием для оптимизма была названа обещанная Западом экономическая помощь: якобы только в 1992 г. будет выделено 24 млрд долларов. 11 апреля в ходе голосования поправок к постановлению об экономической реформе министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. 15 апреля этот демарш вынудил Съезд принять политическую декларацию, составленную так, что каждая из сторон конфликта могла найти в ней отражение своих стремлений.

Остальные заседания Съезда посвящались приведению Конституции России в соответствие с новыми реалиями, возникшими из-за распада СССР. При этом ни одно предложение, касающееся распределения власти (как со стороны Президента, так и со стороны оппозиции), не набрало необходимого для принятия решения числа голосов. 21 апреля Съезд завершил работу.

Президент внес кандидатуру B. C. Черномырдина, который и стал с 14 декабря 1992 г. премьер-министром, получив 721 голос.

Президент Ельцин расценил итоги референдума как свой политический выигрыш и подтверждение большей легитимности Президента, чем Съезда народных депутатов. Но в той ситуации он пытался решить продолжающийся конфликт не силовыми методами, а путем конституционной реформы. Сразу же после референдума процесс подготовки новой Конституции начал активно форсироваться Президентом и правительством.
Действующее к началу 1993 г. законодательство на прямых юридических основаниях ограничивало власть Президента полномочиями Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Конституционного суда. Президент Ельцин и его сторонники стремились к расширению президентских властных полномочий, а Верховный Совет — к их ограничению. Принятие новой Конституции, закрепляющей рыночный и демократический пути развития России, было прерогативой Съезда народных депутатов. Председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и его сторонники не видели смысла в изменении устройства власти.

Конституционный суд признал указ № 1400 незаконным, поскольку законодательство подобных прав Президенту не давало. Верховный Совет также объявил действия Ельцина незаконными. В здании Верховного Совета, расположенном на Краснопресненской набережной (сейчас Дом Правительства Российской Федерации, Белый дом), собралась значительная группа депутатов, многие приехали туда уже после начала кризиса. Они заявили об отстранении Президента от власти. По решению парламентариев вице-президент А. В. Руцкой принес президентскую присягу вечером 21 сентября 1993 г.
23 сентября начал работу X (чрезвычайный) Съезд народных депутатов. Он начал формировать новое правительство. В первую очередь депутаты назначили министров силовых ведомств.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз предпринимал попытки примирить противоборствующие стороны, не допустить кровопролития. Но напряжение в обществе было слишком велико. Политики с обеих сторон вели дело к открытому столкновению.

Политики, общественные деятели, представители культуры и искусства России разделились в оценке происходивших событий.

Многие одобрили действия Президента, но немало было и тех, кто оценил их как антиконституционный переворот. Граждане России воспринимали происходящее с тревогой, что отразилось на результате ближайших выборов.

Вскоре произошла ликвидация не только Верховного Совета, но и всей системы местных Советов. Ушел в прошлое старый герб РСФСР, и ему на смену явился двуглавый орел.

Выборы 1993 г. и период перманентного кризиса власти

Силовое решение конфликта между Президентом и парламентом исчерпало кризис двоевластия. Эпоха 1991—1993 гг. была переходной: основной ее смысл заключался в устранении всех значительных сил и органов власти, которые могли бы способствовать реставрации СССР или сохранению советского строя в рамках России. К концу 1993 г. эта задача была новой властью решена.
Но прекращение двоевластия и устранение источников реставрации не сняли политической напряженности в стране. Истории известно множество случаев, когда главы исполнительной власти (чаще всего президенты) разгоняли парламенты. Обычным исходом в таких случаях становилась диктатура. Однако именно этот путь для России был закрыт. Не говоря уже о некоторых ограничениях, которые накладывали демократические лозунги, с которыми новое руководство пришло к власти, для такой диктатуры просто не было достаточных ресурсов. Военной диктатуры быть не могло хотя бы потому, что Ельцин не военный. Вдобавок во время кризиса армия хотя и сохранила лояльность Президенту, но держалась пассивно и в целом оставалась в стороне. Была исключена и партийная диктатура, подобная власти большевиков, — у Президента Б. Н. Ельцина не было партии, а поддерживавшее его демократическое движение противилось партийным формам. Был и еще один, и очень важный, фактор, препятствовавший становлению открытой диктатуры: российская власть оказалась в сильной зависимости от Запада, который не дал бы согласия на такое развитие событий.

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование и выборы в новый парламент. Такое совмещение несло в себе определенный риск: если за Конституцию проголосовали бы менее 50% избирателей, то выборы в парламент оказались бы незаконными. Тогда новый орган законодательной власти страны не мог бы начать работу. Это обстоятельство добавляло нервозности в обществе. Но все обошлось благополучно. В голосовании приняли участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции проголосовали 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день считается официальным днем вступления в силу Конституции Российской Федерации.

В Российской Федерации была учреждена новая политическая система. Основной закон позволил предотвратить гражданскую войну и распад России по сценарию СССР.
На проходивших одновременно выборах депутатов Государственной Думы неожиданного успеха добилась Либерально-демократическая партия, возглавляемая В. В. Жириновским. Это был результат одновременного снижения популярности Президента и ослабления веры в КПРФ как действенную оппозиционную силу после событий 3—4 октября 1993 г. Успех же партии Жириновского показал, насколько велик в обществе запрос на патриотизм.

После вступления в силу Конституции 1993 г. Россия стала президентско-парламентской республикой. Согласно новой структуре, законодательную власть в Российской Федерации осуществлял парламент Российской Федерации — Федеральное собрание, которое состояло из двух палат. В нижнюю палату — Государственную Думу — входили депутаты, избираемые напрямую гражданами Российской Федерации. В верхнюю палату — Совет Федерации — входили представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В регионах законодательную власть осуществляли избираемые народом законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ (законодательные собрания, думы и т. д.).

Федеральную исполнительную власть осуществляло Правительство РФ, возглавляемое председателем правительства. Исполнительными органами власти РФ являлись федеральные министерства, службы и агентства. На уровне субъектов РФ исполнительную власть осуществляли органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации), возглавляемые главами исполнительной власти субъектов РФ (губернаторами, главами администраций, президентами республик и т. д.).
Судебную власть осуществляли высшие федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд), федеральные суды (общего судопроизводства и арбитражные), а также суды субъектов Федерации (мировые, конституционные и уставные).

Ключевую роль в системе государственной власти отныне играл Президент Российской Федерации, который не входил ни в одну из ветвей власти. Президент являлся главой государства. Он выступал гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определял основные направления внутренней и внешней политики государства, издавал указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. С помощью специальных согласительных процедур Президент становился арбитром в разрешении разногласий между властями федерального и регионального уровней, а также между властями субъекта Федерации. Являясь Верховным главнокомандующим российскими Вооруженными силами, Президент становился руководителем всех силовых ведомств.

Надо было добиться лишь одного: избиратели на относительно свободных (и главное, воспринимаемых как свободные) выборах, при наличии формальной альтернативы, должны были проголосовать за Ельцина.
А для этого требовалось завоевывать поддержку элит. Или даже попросту создавать элиты, всецело обязанные правящей группе своим положением. Средством нового сплочения элиты вокруг власти стала приватизация. Естественно, что приватизация, проводимая властью, находящейся вне общественного контроля, порождала переплетение государственного аппарата с новым классом крупных собственников и своего рода круговую поруку власти и собственников, равно как и общая заинтересованность элиты в сохранении у власти Ельцина. Ведь приход к власти оппозиции привел бы к пересмотру результатов такой приватизации.

В тот же период в российском обществе усиливалась ностальгия по скромной, но безопасной жизни советской эпохи. Росла обида на то, что Россия потеряла свое место в мире. Эти настроения обеспечили укрепление позиций коммунистов, еще недавно изгнанных с политической сцены страны, и потерю электората либералами. Это означало, что Президент Ельцин и его правительство не могли опереться на поддержку парламента в проведении рыночных преобразований.

Продолжилось дальнейшее падение престижа Президента. Оно было вызвано результатами действий правительственных сил на Северном Кавказе и отсутствием плодов широко разрекламированных реформ, ростом коррупции, падением экономических показателей и общего уровня жизни. Ельцин практически утратил доверие избирателей. Его рейтинг в начале 1996 г. не превышал 4—5%. К тому же не было секретом, что Президент серьезно болен. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Все шансы выиграть их были у лидера коммунистов Г. А. Зюганова, который предлагал возврат к ценностям советского периода.

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Правительство России во главе с И.О. Председателя Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 в центре Москвы.

Содержание

Предпосылки противостояния

Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего — конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах. [1]

Мнения о причинах конституционного кризиса

Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону "всю полноту власти" имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утверждаемого съездом нардепов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу ни к городу вице-президент

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

    1992 года — в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара1992 года — Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства 1992 года — Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов 1992 года — по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова 1992 года — Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля1993 года референдум по основным положениям Конституции 1992 года — по итогам многоступенчатого голосования Председателем Совета Министров — Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

Следует отметить, что результаты референдума были весьма противоречивыми. Например, в списки для голосования было внесено 107 310 174 участника, а бюллетеней для голосования выдано почти вдвое меньше — 69 222 858 [7] . Конкретные результаты апрельского референдума 1993 г также не совсем понятны: голоса, отданные Б. Н. Ельцину, не добавили исполнительной власти полномочий или ясности целей в проведении экономической программы. Однако, противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем, несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

Читайте также: