Спиноза о государстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новый, рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632—1677).

В естественном состоянии, согласно Спинозе, все (люди и другие природные существа, умные и глупые, сильные и слабые) равны в том смысле, что все они одинаково, по одному и тому же основанию имеют право на все по своему произволу и желанию, хотя реальное содержание и объем этих естественных прав разных людей (и других естественных существ) различны и зависят от размера их фактической мощи (умственной и физической).

Отл мнительный признак гражданского состояния — наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью (и верховным правом, поскольку право — это сила, мощь, власть) при этом, по существу, имеется в виду суверенитет государства.

Верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться. Только она имеет право решать, что есть добро и что зло, что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, что следует делать и от чего надо воздерживаться каждому в отдельности и всем вместе. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, вопросы правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т. д.

Осуществление же гражданином всех остальных (не дозволенных государством) естественных прав представляет собой преступление.

В этой связи Спиноза касается и задач правосудия, которое в соответствии с требованием общего права не вредить друг другу определяется им как твердость в воздаянии каждому того, что ему следует на основании политического права.

Обосновывая приказной характер отношения государства к подданным, Спиноза вместе с тем возражает против возможных обвинений его в том, что он превращает подданных в рабов: раб подчиняется приказаниям господина, имеющего в виду свою пользу, а подданный по приказанию верховной власти делает то, что полезно обществу, а следовательно, и ему.

Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.

При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.

При освещении монархии Спиноза отмечает, что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным, так что в действительности монархическая форма верховной власти оказывается аристократической, но не явной, а скрытой, а потому наихудшей. Придавая большое значение наличию в монархии много численного совета, избираемого из всех слоев и родов граждан на несколько лет самим государем, Спиноза подчеркивает, что первейшая обязанность этого совета — защита основных законов государства, подача рекомендаций о текущих делах, вытекающих из требований общего блага. Специально подчеркивается необходимость включения в этот совет знатоков права. Для отправления правосудия должен быть организован особый совет, причем его приговоры подлежат утверждению большого совета.

Аристократическая форма верховной власти, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц (патрициев), по оценке Спинозы, предпочтительнее монархии, поскольку она в большей мере обладает абсолютным правом государства и по этой причине более приспособлена к сохранению свободы. При этой форме государства необходимо, чтобы правящих (патрициев) было много. Число патрициев должно относиться к численности народа примерно как один к пятидесяти.

Свое предпочтение Спиноза отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами — членами федерации.

Правящие в демократии, таким образом, не выбираются (ни узким кругом правителей-выборщиков, как в аристократии, ни народом в целом), но признаются таковыми и призываются к управлению государством прямо основным законом этой формы правления, изначально установленным народом.

В историю политической и правовой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.

Бенедикт (Барух) Спиноза — нидерландский политический мыслитель, философ и пантеист — родился в 1632 г. в семье зажиточного купца еврейской общины. Учился в религиозном училище. Отличаясь, нестандартным мышлением и острым умом, Спиноза в юном возрасте проникся идеей демократии, вольнодумства и отверг веру и традиции еврейской общины.

27 июля 1656 г. Спиноза был прозван еретиком и отлучен от религиозной общины, поэтому мыслитель был вынужден покинуть Амстердам и переехать в деревню.

Политические идеи Спинозы

Рассуждая о политике, Спиноза во многом руководствовался собственными этическими учениями о свободе и необходимости, в которых раскрываются мотивы поведения человека в социуме и в системе политической власти. Согласно Спинозе граждане любого общества движимы своими частными эгоистическими интересами, которые, по сути, являются природным и естественным состоянием. Однако Спиноза не отрицал возможность гармоничного сочетания таких интересов с общественными.

Во всех исследованиях Спинозы можно выделить основную тему – свобода или демократия, которую автор считал упорядоченной свободой. В основе свободы лежит разум – источник личной автономии и правоспособности, своеправия. Именно благодаря разуму человек получает способность естественным образом (из природы) познавать вечные божественные законы и следовать им как основным постулатам добродетели.

Спиноза считал, что общество переходит от естественного права к гражданскому состоянию при наличии любой верховной власти как организации публичного правления (res publico). Государство при этом выступает в качестве совокупного тела этой верховной власти.

Цель государственного устройства, по мнению Спинозы, заключается в достижении и защите свободы, в первую очередь, политической и религиозной. Государство при этом имеет столько прав, сколько мощи.

"Своеправие отдельного гражданина обратно пропорционально степени могущества государства: каждый гражданин, когда действует по праву, по праву и обладает чем-либо и защищает это с общего решения государства. В противном случае все вернется в естественное состояние"
Б. Спиноза

Автор также отмечал, что общество не способно существовать без силы и власти, и, следовательно, без законов, которые призваны усмирять и сдерживать необузданные страсти и порывы людей. Объединяясь в общество, люди своеобразным образом заключают общественный договор, основанный на идеях естественного права.

Суть общественного договора: каждый, перенеся на общество всю мощь, какую он имеет, обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания, что и составляет стержень государственного права

Спиноза полагал, что в демократии объединены два начала, благодаря которым устанавливается правопорядок: принцип повиновения верховной власти в лице государства и свободу.

Основные признаки демократического устройства

Согласно Спинозе у демократии есть четыре основных признака:

Спиноза отмечал, что благодаря государственной власти подчинение всеобщему правопорядку становится для каждого необходимым и обязательным. Иными словами правомочность действий каждого гражданина основывается на определенной санкции (общем решении) государства. Так, Спиноза формулирует зависимость человека от государства: государство не является чем-то противоестественным, носящим характер тотального принуждения – на самом деле оно есть залог правопорядка, исключающий произвол отдельного лица.

Взгляды Спинозы на форму государственного правления

Разум свободного человека – это единственное средство истинного познания нужности всеобщих законов (определяемых богом), способное лучше всего прочего укрощать аффекты (страсти) людей и укреплять общественную жизнь.

Теория естественного права Б. Спинозы отличается от таковой у Т. Гоббса – она более натуралистична, как и его теория общественного договора, естественно примиряющая всех людей в государстве с людьми, которые обладают верховной властью. При этом форма правления не играет никакой роли

Политическое учение Б. Спинозы отрицает всякое суеверие, а также все то, что не имеет естественного, здравого смысла. Антиклерикализм его суждений нашел свое отражение в критике догматизма и суеверия церкви, но при этом Спиноза не отрицал религию, связывая ее с мудростью.

"Между религией и суеверием, — писал философ в одном из своих писем, — я признаю, главным образом, то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость"
Б. Спиноза

Рассуждая об отношениях между духовной и светской властью, Спиноза категорично отрицал необходимость наделения священнослужителей политической властью. Можно сказать, что Спиноза фактически одобряет принцип отделения церкви от государства, поэтому настаивает на том, чтобы только одна верховная власть была вправе решать, что законно или незаконно.

Таким образом, политические идеи Б. Спинозы оказали влияние на развитие свободомыслия в Западной Европе, особенно в Германии XVIII-XIX вв. и Франции XVII- XVIII вв. Его рассуждения оказали влияние на формирование политических идей многих других мыслителей, например, Шеллинга, Гегеля и пр.

Рациональное познание проблем общества, государства и права продолжил и углубил великий голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677гг.). Он решительно порывает с богословским подхо­дом не только к политическим проблемам, но и в трактовке все­го мироздания, настойчиво пытается объяснить мир из него самого, отвергая сверхприродное начало.

Но, определяя пределы мощи и права государства, Спино­за один из первых поставил проблему неотчуждаемых, т.е. ес­тественных и юридически закрепленных, прав личности. На такие права не может претендовать никто, даже самая могуще­ственная государственная власть; они не подвластны даже силе. Вне сферы права государства, т.е. вне государственного вме­шательства в жизнь и дела людей, находятся способность суж­дения, истинное познание Бога и любовь к нему, вопросы вза­имной любви и ненависти, право человека не свидетельство­вать против себя, не убивать своих родителей, право избежать смерти и т.п.

Спиноза обозначил и другие пределы мощи и права госу­дарства. В частности, он считал, что сила и право государства состоит не в том, чтобы творить произвол и насилие, а в осуще­ствлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей, т.е. пределы власти определяются разумно понятой не­обходимостью. Кроме того, предел права государства, считал он, обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние.

Рациональное познание проблем общества, государства и права продолжил и углубил великий голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677гг.). Он решительно порывает с богословским подхо­дом не только к политическим проблемам, но и в трактовке все­го мироздания, настойчиво пытается объяснить мир из него самого, отвергая сверхприродное начало.




Но, определяя пределы мощи и права государства, Спино­за один из первых поставил проблему неотчуждаемых, т.е. ес­тественных и юридически закрепленных, прав личности. На такие права не может претендовать никто, даже самая могуще­ственная государственная власть; они не подвластны даже силе. Вне сферы права государства, т.е. вне государственного вме­шательства в жизнь и дела людей, находятся способность суж­дения, истинное познание Бога и любовь к нему, вопросы вза­имной любви и ненависти, право человека не свидетельство­вать против себя, не убивать своих родителей, право избежать смерти и т.п.

Спиноза обозначил и другие пределы мощи и права госу­дарства. В частности, он считал, что сила и право государства состоит не в том, чтобы творить произвол и насилие, а в осуще­ствлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей, т.е. пределы власти определяются разумно понятой не­обходимостью. Кроме того, предел права государства, считал он, обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние.

Он решительно порывает с богословским подходом в трактовке всего мироздания, объясняя мир из него самого, отвергая сверхприродное начало.

Б. Спиноза разработал свою концепцию Бога с помощью геометрического метода – аксиома-теоремадоказательство. Все традиционные религии он считал бездоказательными.

По его мнению, те, кто использует свою веру в Высшее существо для оправдания своего успеха или как средство избавления от несчастий, легче всего становятся жертвами суеверия. Свобода мысли от религии позволяет найти истину.

Философ объяснял мир из единого начала. Его положение о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя, означает полный разрыв со всеми прежними представлениями, согласно которым мир создан богом. Философ говорит, что мир не есть продукт творения. Природа не создана богом, природа сама и есть бог. Бог и природа – это одно и то же.

Природа указывает людям путь выхода из этого положения: создание государства как результат их общественного договора. Отличительной чертой государства выступает наличие верховной власти. В ведении верховной власти находятся издание, толкование и отмена законов, отправление правосудия и прочие государственные дела, избрание должностных лиц, право войны и мира и т. д.

Но есть сферы, куда верховная власть не имеет доступа. Пределы государственной власти определяются следующим:

Аристократией мыслитель назвал такую форму верховной власти, при которой власть находится не у одного лица, а у нескольких, выбранных из народа (патрициев).

Б. Спиноза проводил различие между монархией и аристократией:

  • мощь одного человека незначительна по сравнению с мощью совета патрициев;
  • цари смертны, советы, напротив, вечны;
  • власть царя вследствие его малолетства, болезни, старческой дряхлости или по другим причинам часто бывает непрочной, наоборот, мощь такого совета всегда остается одной и той же;
  • воля одного человека весьма изменчива и непостоянна, в отличие от воли многочисленного совета.

Читайте также: