Специфика урока музыки в начальной школе кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цель: ознакомление с особенностями уроков музыки, их типами и структурой.

«Урок – важнейшая сфера жизни, в которой

План

1. Особенности уроков музыки.

2. Типы и структура уроков музыки.

I. Особенности уроков музыки

Сущность любого школьного урока составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, поэтому в уроке должны быть представлены все основные компоненты учебно-воспитательного процесса (цель, задачи, содержание, методы обучения).

Каждый урок должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязью частей, единой логикой развития в деятельности учителя и учащихся. В общей педагогике особо подчеркивается положение о том, что тема должны объединить урок. Всё это характерно и для уроков музыки.

Отличительной особенностью урока музыки является то, что урок музыки – это урок искусства, а в музыкальном искусстве существует и особая форма отражения действительности, где главную роль играют чувства и эмоции. Познание в процессе обучения музыке специфично, так как оно объединяет воедино эмоции и разум, сознание и чувства.

Ещё одной особенностью уроков музыки является коллективная форма работы, поскольку все одновременно слушают музыку или исполняют музыкальное произведение (поют, выполняют музыкально-ритмические движения, играют на детских музыкальных инструментах).

Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что урок музыки, имея черты, сближающие его с другими школьными уроками, не должен копировать их, а должен сохранять своеобразие и неповторимость, т. к. результаты музыкальной работы обусловлены:

• Содержанием учебного материала;

• Уровнем развития познавательных способностей детей, их общим и специальным (музыкальным) развитием;

• Эффективностью применяемых методов обучения;

• Используемыми техническими средствами;

Поскольку все названные факторы не могут быть установлены раз и навсегда (т.к. нет одинаковых детей, одинаковых классов, одинаковых учителей и т.п.), то не может быть принятой также раз и навсегда структуры урока. В построении урока необходимы гибкость, творческий подход к выбору путей, средства, методов при постоянной опоре на общие и специфические дидактические принципы.

В программе Д. Кабалевского (в отличие от ранее существующих) в связи с усвоением ключевых знаний, находящихся в темах четвертей, осуществляется целостная организация урока. Урок – часть темы четверти. Функция урока обусловлена местом, которое он занимает в той или иной теме.

II. Типы и структура уроков музыки

В соответствии с тематическим построением программы выделяются отдельные типы урока музыки:

- урок введения в тему;

- урок углубления темы;

- урок обобщения темы.

Специальное место занимают обобщающие уроки года и заключительные уроки-концерты.

УРОКИ ВВЕДЕНИЯ В ТЕМУ

(В четверти их, как правило, один, реже – 2 урока)

Главный признак – наличие в содержание урока первоначальной обобщённойхарактеристики ключевого знания.

Процесс введения в тему:

1. Активизация накопленного опыта учащихся (жизненного и музыкального) под углом зрения нового ключевого знания.

2. Само введение в тему при создании поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся с помощью учителя приходят к решению поставленной задачи.

3. Закрепление первоначального обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

Пример. Урок 2.1.1. (2 класс, 1 четверть, 1 урок ).

Примерами уроков введения в тему могут явиться следующие: 2.2.2; 3.3.1. Они строятся аналогично уроку 2.1.1., но могут иметь свои варианты построения.

УРОКИ УГЛУБЛЕНИЯ ТЕМЫ

(Таких уроков в четверти большинство)

Главный признак – наличие в содержание урока новой характеристики ключево­го знания.

Процесс углубления темы:

1. Активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (знание, которое усваивается в данной четверти, а также слуховой опыт, необходимый для углубления темы).

2. Само углубление темы - познание новых граней изучаемой темы через разнообразные средства и приемы обучения, создание поисковых ситуаций на основе живого восприятия музыки и активного участия школьников.

3. Закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений в разнообразных формах и видах деятельности.

3этап – закрепление нового качества понимания темы на новом материале, включая музыкально-ритмические движения.

Ситуация трудная. Её придется решать с помощью наводящих вопросов учителя:

- Так для кого же этот марш, кому удобно маршировать под эту музы­ку? (Для нас).

- Что ж, попробуйте помаршировать. (Неудобно, темп этого марша на­много быстрее обычного). Путем проб и рассуждений приходят к вы­воду, что этот марш для игрушечных солдатиков.

Решение проблемы на уроках углубления темы будет зависеть от разнообразных средств, приемов работы, выбранных учителем, его творческого мастерства.

УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ ТЕМЫ

Главный признак – наличие в содержании урока целостной, обогащенной характеристики ключевого знания, которое изучается в данной четверти

Внимание учителя должно быть сосредоточено прежде всего на тех положениях, которые изложены в программе на уроках обобщения темы.

Обобщающие уроки могут быть построены в нетрадиционной, игровой форме. Это различные конкурсы, викторины, путешествия, соревнования, ярмарки, музыкальные гостиные и другие; могут использоваться групповые и индивидуальные задания, содержащие методы контроля или их элементы (напр., во 2 классе).

В этих уроках могут иметь место:

- концентрация внимания учителя на тех моментах, которые недостаточно усвоены учащимися;

- слушание и исполнение музыки по усмотрению учителя и по желанию учащихся;

- знакомство с новыми произведениями, в которых учащиеся сами смогли бы обна­ружить главные аспекты, составляющие основу данной четверти;

- установление связей как с предыдущими, так и с последующими темами.

Такова в общих чертах характеристика уроков обобщения темы.

В чём же своеобразие уроков, которые посвящены итоговому обобщению тем всего учебного года?

В программе указывается, что обобщение тем учебного года может проводиться вслед за уроками обобщения темы четверти и даже охватывающие 2 занятия.

ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБОБЩАЮЩИХ УРОКОВ ГОДА

1. Проверка степени усвоения тем всего учебного года.

2. Подготовка класса к заключительному уроку-концерту.

3. Концентрация внимания учителя на тех темах, которые усвоены учащимися с наименьшим успехом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК-КОНЦЕРТ ГОДА

Цель – наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. На этом уроке необходимо показать:

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной сущности искусства;

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, возросло осознан­ное отношение к музыке, умение размышлять о ней на основе живого восприятия произведений;

- каков исполнительский уровень учащихся, насколько разнообразен, сложен ре­пертуар, которым овладели ребята в течение учебного года, как успешно формируется у них деятельно-практическое отношение к музыке;

- в чём и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной
музыкальной деятельности.

Урок-концерт необходимо провести в торжественной обстановке, в актовом зале школы; при этом возможно объединение нескольких классов одной параллели. В урок желательно внести какие-то новые элементы. Новыми должны быть и музыкальные произведения, и вопросы к прослушанной музыке, и исполнительская интерпретация произведения. Желательно, чтобы во время урока-концерта учитель выступил в качестве солиста (певца, инструменталиста), ярко исполнив то или иное произведение.

Урок-концерт можно построить следующим образом:

2. Учитель приглашает в зал учащихся. Они входят под музыку.

4. Важна эмоциональная драматургия урока-концерта. Как правило, он строится на основе контрастных по характеру произведений, форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников. Во вторую половину урока целесообразно включать произведения, исполняемые ребятами уверенно и с наибольшим удовольствием.

Проектируя урок любого типа, каждый учитель должен:

- определить смысловую значимость;

- рассмотреть урок сквозь призму всей программы, и, прежде всего, тему учеб­ной деятельности;

- не допускать диспропорции между музыкой, звучащей на уроке, и разговорами о ней (не в пользу музыки);

- в построении урока соблюдать принцип целостности.

1. Знать особенности, типы и структуру уроков музыки.

Литература:Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. – С. 37-39.

Практическая работа № 12

Тема: Анализ конспектов различных типов уроков в зависимости от цели и места урока в теме

Цель: проанализировать конспекты с целью выявления типов уроков музыки в соответствии с их содержанием и структурой.

Оборудование: конспекты уроков музыки в начальных классах (А, Б, В, Г)

1. Внимательно прочтите конспект урока музыки.

2. Вдумайтесь в содержание определите недостающие компоненты урока:

Класс, четверть, место (№) урока. Например: 1.2.3., где 1 – класс, 2 – четверть, 3 – номер урока в четверти (в теме четверти);

- Задачи урока: - воспитательная …;

3. Определите тип урока по его содержанию и структуре. Оформите выводы в таблице по предложенной схеме:

Шифр конспекта (А, Б, В, Г) Тип урока Главный признак Структурные компоненты урока (примеры с урока)

Критерии оценок

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека зависит от его эмоциональной подготовленности, от его восприятия. Из всех видов искусств музыка - особенный, можно сказать наиболее чувственный.

В педагогике музыка имеет отличительные черты - она раскрывает таланты детей, успокаивает, повышает творческий потенциал.

В начальной школе особенно важно не зацикливаться на одном виде деятельности.

В начале урока, на мой взгляд, нужно общаться с детьми, подводя к теме урока. Начинать урок с пения не желательно, дети устают от 45-минутного пения. В качестве психологической разгрузки включаю детям классическую музыку. Они не готовы слушать её, ведь она им кажется не современной, но если предложить им порисовать под определенное классическое произведение, дети с радостью согласятся. Каждый ребёнок рисует совершенно разные картины под определенные произведения. Один видит весну, другой девушку, третий - лес: и все это под произведение Л. В. Бетховена "Лунная соната".

Можно предлагать детям поиграть и пропеть ноты на интерактивной клавиатуре. Им интересно это. Можно рисовать нотный стан и скрипичный ключ. Можно угадывать ноты.

Детям должно быть интересно, они должны знать, что урок музыки - это не только петь песню весь урок, а это целый мир.

Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС слайд 2 «К школьнику относиться надо не как к сосуду, который предстоит.

Проектные задачи в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе Проектная задача - система заданий, целенаправленно стимулирующая действия детей на получение ещё никогда не существовавшего в практике.

Работа с родителями в начальной школе Сотрудничество классного руководителя с родителями в начальной школе (из опыта работы) "Учитель, сколько надо любви и огня, чтобы. ".

Развивающее обучение в начальной школе В условиях реализации требований ФГОС ООО актуальной становится технология развивающего обучения. Цель технологии: формирование у детей.

Воспитание на уроках в начальной школе «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их, но если ты сам не любишь.

Сценарий выпускного в начальной школе Учитель: - Дорогие ребята! Дорогие родители! Мы все немного волнуемся. Ведь сегодня у нас необычный день – прощание с начальной школой.

Выпускной в начальной школе Выпускной — это всегда волнительное мероприятие, позволяющее ученикам перейти на новый этап своей жизни. Выпускаясь из младшей школы, ученики.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Урок музыки явно имеет черты, характерные для урока в общей педагогике:

- цель – воспитание гармонично развитой личности;

- психолого-педагогические, коммуникативные и социальные закономерности педагогического процесса;

- основные принципы дидактики;

- целостность урока (подчинение различных видов музыкальной деятельности детей конкретной цели урока музыки);

- основные методы обучения.

Абдуллин в изучении музыкальных произведений выделяет 3 стадии:

1) знакомство с музыкальным произведением, его эмоционально-образное восприятие, осмысление изучаемой темы;

2) более детальный анализ, формирование музыкально слуховых представлений, используемых навыков;

3) целостное, более полное восприятие произведения.

Эти стадии близки к 3 основным типам уроков музыки:

- урок введения в тему (наличие в содержании урока обобщенной характеристики нового ключевого знания);

- урок углубления темы (наличие в уроке новой характеристики ключевого знания);

- урок обобщения темы (наличие в уроке целостной, по уже обогащенной, по сравнению с уроками введения в тему, характеристики ключевого занния).

Особым типом урока можно считать заключительный урок-концерт четверти или учебного года. Репертуар предварительно оговаривается с учащимися. В него могут войти песни и произведения из материала для слушания, наиболее полюбившиеся детям. Но помимо хорошего известного детям репертуара урок-концерт должен включать в себя и новый материал.

Условиями, способствующими эффективности проведения уроков музыки в нач. школе, считаем:

- соответствие уч. материала и его изложение основным дидактическим принципам обучения мл. школьников;

- установление связей изучаемых произведений искусства явлениями и образами окружающей действительности;

- адекватность организации эстетического восприятия музыки специфике эстетической сущности искусства;

- содействия на создание атмосферы комфорта для проявления духовной свободы личности посредством эмоц. открытости педагога и детей;

- инициатива учителя, его культура, мастерство;

- высокое качество и достаточное количество музыкального инструментария (хороший строй, эстетический вид, разнообразие)

- высокое качество и современность технических средств обучения (аудио- и видеоаппаратуры);

- эстетическое оформление кабинета музыки;

- гигиенические условия проведения урока (светлое, уютное, просторное хорошо проветренное помещение, удобная мебель).

3.Структура урока музыки. Примерная форма поурочного плана.

Каждый урок музыки является опр-ным и конкретным звеном цельной системы муз. воспитания мл. шк-ков. Обязат-ным усл-ем планирования является соблюдение пр-па преемственности: учитель музыки должен четко осозна­вать, какими ключевыми (опорными) ЗУН уже владеют уч-еся и что на этой основе д/б развито на конкретном этапе. Это естественно подразумевает чет­кое представление стратегии муз-го разв-я мл. шк-ков от года к году, от четверти к четверти, от урока к уроку.

Учитель должен:

— определить цель урока;

— отобрать необходимый и достаточный репертуар с учетом принципа целостности урока;

— структурировать последовательность различных видов дея­тельности детей с учетом принципа контраста;

— определить дозировку времени для каждого раздела так, чтобы не допустить переутомления учащихся;

— сформулировать комплекс задач (образовательных, воспи­тательных, развивающих), решение которых предполагается в каж­дом разделе урока;

— подобрать адекватные целям и задачам методы работы и ос­новные дидактические принципы;

продумать методику работы, прогнозируя возможные отве­ты детей в проблемных ситуациях, технические сложности в пе­сенном репертуаре и т.д.

План-конспект может быть развернутым и кратким.

Урок включает в себя различные виды музыкальной деятельности учащихся:пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Для разучивания песни, танца или слушания муз. произ-ния требуется неск-ко уроков, поэтому на одном и том же занятии происходит знакомство с новыми муз. произ-ями, продолжение разучивания частично усвоенных ранее, повторение пройденных. Получается, что каждый последующий урок, решая часть задач, продолжает предыдущий.

Для уроков музыки хар-на особаяэмоц-ная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка - “язык чувств”. Она волнует, вызывает у ребят определённые настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием учителя, который передаёт свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Концентрируя внимание учащихся на звучании музыки и развивая их воображение, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность. Несмотря на общие черты, каждый урок отличает своеобразие и неповторимость, которые заложены уже в его замысле. В нём всё должно быть продумано - цель и задачи, содержание и структура, средства и методы. Для успешного решения задач муз. воспитания требуется глубокое изучение произведений, их отбор в соответствии с возрастными особ-тями учащихся, их музыкальной подготовкой.

В содержание урока входят произведения, различные по характеру, настроению, поэтому для достижения его целостности важно определить его структуру: последовательность различных видов муз. деят-ти. Продумывая эмоц-ный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремится поддержать необходимый эмоц-ный настрой, найти приёмы переключения внимания учащихся. При построении урока важно учитывать также степень физической, умственной и эмоциональной нагрузки ребят, особенности каждого класса. Надо учитывать и место урока в расписании, идёт ли он первым, третьим или шестым. На последних уроках заметна усталость ребят, поэтому требуется обратить внимание на чередование различных видов работы, применять методы, стимулирующие интерес.

Т. о. учителю необходимо стремиться к тому, чтобы структура урока была гибкой, ведь от одного урока до другого проходит целая неделя, наполненная другими уроками, но надо стремиться, чтобы у ребят осталось целостное впечатление и интерес к ним.

В принципе урок должен проходить по заранее продуманному плану, но совместная деятельность учителя и учащихся - это всегда живой процесс, который невозможно предусмотреть во всех деталях.Иногда из-за непредвиденных обстоятельств урок требуется перестроить на ходу. В результате цель урока достигается благодаря вариативности намеченной структуры.

Необх-мо добиваться, чтобы различные элементы урока были тесно связаны между собой. Исп-зуя различ. методы (сравнение произ-ний, их фрагментов, проблемно-поисковые, игровые ситуации), уч-ль активизирует ребят, что позволяет достичь желаемых рез-тов.

Примерный план урока:

2)актуализация опорных знаний учащихся о стиле в про­цессе беседы об уже знакомых музыкальных произве­дениях, с показом звучащих примеров - 10 мин;

3)работа с фонохрестоматией, показ образцов различных стилевых примеров музыки - 3 мин;

4)рассказ учителя и беседа на тему урока, демонстрация на фортепьяно и в звукозаписи отрывков из музыкаль­ных произведений, пение произведений различных сти­лей - 15 мин;

5)закрепление пройденного - 5 мин;

В начальной школе у учащихся закладываются основы музыкального образования и культуры.

Под начальным музыкальным образованием понимают процесс знакомства детей с музыкальным искусством, усвоение опорных знаний по музыке.

Основная цель музыкального воспитания в начальной школе – формирование у учащихся музыкальной культуры, как части духовной культуры человека.

Компонентами музыкального воспитания в начальной школе являются:

  • эмоциональное и целостно сформированное отношение к искусству;
  • формирование правильного музыкального восприятия;
  • воспитание адекватного нравственно-эстетического отношения к музыкальному искусству;
  • формирование опыта творческой деятельности.

В начальной школе занятия музыкой направлены на развитие фантазии и воображения у детей, понимания ими соотношения искусства и природы, умения ощущать их общность.

В начальных классах выделяют следующие виды деятельности на уроках по музыке:

  1. Прослушивание и последующий анализ различных музыкальных произведений. Цель: формирование способности слышать, понимать и переживать музыкальное содержание произведений.
  2. Формирование и развитие у учащихся вокально-хоровых навыков. Цель: научить управлять собственным голосом, умения держать правильно корпус, контролировать дыхание, дикцию и артикуляцию.
  3. Обучение игре на различных детских музыкальных инструментах (свистульки, ложки, бубен, ксилофон и т.д.).
  4. Развитие чувства ритма. Цель: обучение движениям под музыку, хореографии.
  5. Выполнение различных музыкальных творческих заданий.
  6. Воспитание у детей музыкальной грамоты.

Готовые работы на аналогичную тему

Жанры, изучаемые в начальной школе:

  • 1 класс – песня, танец, марш; знакомство с музыкальными инструментами; ознакомление с народным фольклором.
  • 2 класс – продолжение знакомства с теми же самыми жанрами, посредством прослушивания таких произведений как сюиты, кантаты, фрагменты из балета.
  • 3 класс – углубление знаний путем прослушивания фрагментов опер, балетов, концертов для фортепиано, арий.
  • 4 класс – прослушивание симфоний, опер, кантат, сонат и т.д.

Таким образом, музыкальное воспитание учащихся начальной школы имеет большое значение в формировании духовной и нравственной стороны личности каждого ребенка.

Методы музыкального воспитания младших школьников

Основными методами музыкального воспитания в начальной школе являются:

Метод наблюдения за музыкой, а не обучение музыке. Данный метод основан на том, что во время урока музыки учащимся не навязывают музыку, а стараются ее радовать и увлекать.

  • активизация имеющегося музыкального опыта учащихся, с целью его расширения и углубления;
  • освоение новых музыкальных знаний;
  • закрепление музыкальных знаний посредством различных видов учебной деятельности.

Многие педагоги, занимающиеся музыкальным воспитанием и обучением детей, считают, что данный метод является одним из основных и наиболее эффективных, так как он направлен на развитие художественного мышления учащихся.

Методы контрастных сопоставлений – представляет собой систему специально подобранных заданий, которые включают в себя контрастные произведение одного жанра, интонации или настроения. Задача учащихся сравнить и проанализировать звучание и содержание данных произведений, выявить схожее и различное.

Метод уподобления характеру звучащего музыкального произведения – предполагает активные творческие действия, направленные на осознание того музыкального образа, который передает музыкальное произведение. В качестве творческих действий могут быть различные движения под музыку, вокальное или мимическое сопровождение, цветовое или художественное и т.д. Важно научить ребенка выражать те эмоции и переживания, которые он испытывает в процессе прослушивания музыкального произведения. Важно помнить, что в процессе музыкального воспитания необходимо достичь такого уровня понимания музыки, при котором ребенок может выразить свои чувства от прослушивания любыми способами и средствами.

Метод эмоциональной драматургии – направлен на активизацию эмоционального отношения учащихся к музыке, формированию увлеченности и интересом к музыкальному искусству. Метод драматургии предусматривает такое построение учебного занятия, при котором наиболее интересной и захватывающей частью является кульминация. В рамках данного метода урок музыки построен на эмоциональных контрастах и постепенном эмоциональном насыщении.

Каждый из методов музыкального воспитания детей начальных классов включает в себя комплекс приемов. Это необходимо для того, чтобы урок был не только познавателен, но и интересен учащимся. Достижение поставленной педагогом цели и задач урока следует решать сообща. Только обоюдное решение позволит достичь поставленной цели и получить ожидаемый воспитательный эффект от урока. Важным является каждое учебное занятие заканчивать формулировкой выводов и подведением итогов.

На уроке музыки, как правило, различные методы применяются в совокупности с учетом источника приобретения знания, видов художественной деятельности детей, типов урока, а также задач развития художественно-творческих способностей человека.

Читайте также: