Специфика фольклора пропп кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Название работы: Специфика фольклора

Предметная область: Литература и библиотековедение

Описание: широких народных масс = коллективное творчество устное художественное творчество может рассматриваться: с точки зрения этнографии все проявления отдельно словесное творчество с точки зрения этнологии все проявления вместе Фольклор обладает свойствами качествами которых больше нигде нет которые в совокупности дают специфику фольклора: 1 Устность. Аргументы: исторические потому что раньше письменности социальные крестьяне неграмотные коммуникационная ситуативное внутренней стороны устности: устность может.

Дата добавления: 2013-10-17

Размер файла: 34.5 KB

Работу скачали: 70 чел.

Фольклор – устное художественное творчество широких народных масс.

широких народных масс = коллективное творчество

устное художественное творчество может рассматриваться:

- с точки зрения этнографии (все проявления отдельно)

- с точки зрения этнологии (все проявления вместе)

Фольклор обладает свойствами, качествами, которых больше нигде нет, которые в совокупности дают специфику фольклора :

1) Устность. Устное творчество, может рассматриваться с:

- внешней стороны устности. Аргументы:

  • исторические, потому что раньше письменности
  • социальные (крестьяне неграмотные)
  • коммуникационная (ситуативное)

- внутренней стороны устности:

Устность определяет поэтику, строй произведения, а не условия его бытования.

2) Вариативность – существуют разные варианты одного и того же текста, например, сказка о Снегурочке. => фольклорное произведение – совокупность, взаимодействие всех вариантов (инвариант – то, что не меняется).

Например: долгая сказка (в Карелии и на Севере).

Сказка напоминает аккордеон.

см. Снегурочку: одна - волшебный текст, другая – бытовая сказка.

- По степени сохранности (иногда остается лишь маленький фрагмент)

«Дождик, дождик пуще,

- По времени возникновения .

- Испорченные – начинает разрушаться сам художественный смысл. Вариант песни об Авдотье Рязаночке.

3) Коллективность – народ – автор любого фольклорного текста => не было никого, кто первым придумал этот сюжет.

Фольклор – коллективный сон народа.

Признак некоего коллектива – наличие фольклора.

4 ) Традиционность (консервативность) – фольклор обращен в прошлое, в отличие от литературы.

В борьбе традиционности и вариативности проходит живая жизнь фольклора.

5) Непрофессиональный характер творчества.

Фольклор – часть повседневной жизни крестьянина => искренность крестьянина (нет цензуры)

Профессионализм – признак скорой смерти данного вида фольклора.

6) Синкретизм – взаимодействие (взаимопроникновение) звука, смысла, жеста; неразрывная слитность.

Половина смысла в устной речи зависит от паравербальных элементов.

В профессиональном искусстве синкретизм нужно создавать.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила: Костюченко Екатерина

Владимир Яковлевич Пропп известен, прежде всего, как русский историк – фольклорист, этнолог. Большую часть своей жизни Пропп посвятил исследованию русских сказок и религиозных праздников.

Разбирая до мельчайших деталей каждый эпизод сказки, можно заметить, как менялись мифологические представления народа. С помощью анализа отдельных сюжетов, можно представить, какие эпизоды сказки можно отнести к ранним, а какие к более поздним представлениям.

Исследуя и анализируя структуру сказок, Пропп делает выводы о том, что все сказки имеют тесное родство между собой. Ни один сюжет сказки не может изучаться в отрыве от другого, все элементы и часть сюжетов оказываются тесно связанными и переплетены между собой.

Следует отметить, что Пропп выделяет волшебную сказку как отдельный жанр, которая коренным образом отличается от авторской сказки или сказки о животных. Волшебная сказка была изучена не как художественное произведение, а как знаковая и символическая система с единой структурой и особой ментальностью.

Пропп показал, что все сказки строятся по определенной модели. Автор замечает, что природа сказки очень близка к обрядовости и является составной частью ритуала. Основная линия, на которой строится подавляющая часть сюжетов, является переход в загробный мир и обряд инициации. Разница между этими двумя элементами очень мала. Обряд инициации подразумевает символическую смерть героя и воскрешение, в результате которого он получает сакральные знания и умения, недоступные непосвященному герою. Смерть реальная или переход в загробный мир имеет свои индивидуальные особенности, но его внутреннее строение почти ничем не отличается от профанного мироустройства.

Пропп очень тщательно подошел к описанию и систематизации героев, он описывает их функции, положение в сказке, а также дает объяснение их происхождению и виду деятельности. Каждый персонаж наделен несколькими признаками, каждый из которых соотносим как с системой действий, так и с его статусом. В волшебной сказке действия могут совершаться как людьми, так и животными и предметами. Все персонажи сказок делятся у Проппа на антогонистов, дарителей и помощников.

В области гуманитарного знания в начале XX века, выводы В. Я. Проппа имели серьезное значение и оценивались положительно с точки зрения структуралистского подхода. На основе эмпирического исследования была создана методологическая система, независимая от других научных подходов. Книга В. Я. Проппа открывает целое направление в изучении фольклора, схему которого применяют на практике различные как отечественные, так и зарубежные исследователи. Данная работа актуальна и в настоящее время, тем более, когда общество стремится к поиску истоков и национальной идентичности.

Среднее образование В. Я. Пропп получил в Анненском училище, а затем в 1913 г. поступил в Петербургский университет, где занялся изучением немецкой литературы.

Историко-филологический факультет Петроградского университета В. Я. Пропп закончил в 1918 г. Несколько лет он преподавал русский и иностранные языки в гимназиях и средних школах Петербурга-Ленинграда, а с 1926 г. начал работать преподавателем немецкого языка в Политехническом институте, затем заведующим кафедрой иностранных языков в Плановом, кафедрой германской филологии во Втором педагогическом Институте иностранных языков. Одновременно в эти года В. Я. Пропп сотрудничает в Институте истории искусств, Институте этнографии АН, Географическом обществе, затем в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.

И еще малоизвестный факт из биографии В. Я. Проппа.

2 апреля 1921 г. В. Я. Пропп подает прошение о зачислении на первый курс Петроградского богословского института, который был открыт в апреле 1920 г. Институт просуществовал всего три года и сделал один выпуск [Бовкало 173–175]. Он был призван не только готовить убежденных церковных деятелей и пастырей, но и выполнять широкие просветительские задачи: устраивать общедоступные богословские лекции, руководить религиозными кружками и курсами, разрабатывать богословские и церковно-практические вопросы. В институте преподавали не только известные богословы, но и многие видные ученые; в него принимали мужчин и женщин, без ограничения возраста. Занятия проходили по вечерам, чтобы лекции могли посещать и те, кто днем был занят на работе.

Владимир Яковлевич в это время преподавал русский язык и историю русской и зарубежной литературы в XI трудовой школе II-й ступени.

В 1937 г. его приняли на работу в ЛИФЛИ (впоследствии филологический факультет ЛГУ), и с этого времени до 1969 г. он преподаватель университета – сначала кафедры романо-германской филологии, затем кафедры фольклора, позднее – кафедры русской литературы. В 1938 г. он получил звание профессора, в 1939 г. защитил докторскую диссертацию.

В 1944 г. Университет вернулся в Ленинград. Но В.Я. Проппу был запрещен въезд в родной город как немцу, хотя и обрусевшему. У него был отобран паспорт, пишет И. П. Лупанова, и лишь ходатайство ректора А.А. Вознесенского спасло его от ареста [Лупанова: 398].

В. Я. Пропп продолжил работу в ЛГУ, одновременно работая по совместительству в ИРЛИ. В конце 1940-х годах его увольняют из Академии наук.

Запомнилось, что атмосфера юбилея ученого весной 1955 была радостной, приподнятой, праздничной, море цветов и подарков. Остались в памяти слова Г. П. Макогоненко о том, что, начав читать книгу, он не мог оторваться от нее, пока не дочитал до конца, и что она увлекательнее всех романов.

В монографии о русском эпосе В. Я. Пропп прежде всего определил жанр былин, отграничив их от духовных стихов, баллад, сказок, исторических песен.

Во введении к монографии, определяя цель и методику работы, автор пишет, что ошибка предшествовавших исследований календаря состояла в том, что праздники изучались в отрыве один от другого: материалы одних празднеств не сопоставлялись с материалами других, в то время как каждый праздник может быть правильно понят тогда, когда будет изучен весь их годовой цикл. Изучая годовой цикл, сравнивая праздники между собой, В. Я. Пропп пришел к выводу, что частично они состоят из одинаковых элементов, иногда различно оформленных, а иногда тождественных.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание, – это авторский опыт систематизации смеха, опыт, к сожалению незавершенный. В книге много интересных и спорных положений о специфике комического, эстетике комического и др., которые ждут изучения.

Эти слова вполне могут быть отнесены к самому Владимиру Яковлевичу. Они вмещают в себя очень многое, и прежде всего, высокую требовательность к себе, чистоту души, богатейший внутренний мир, потребность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Хороший пианист и тонкий ценитель серьезной музыки, прекрасный фотограф, глубокий знаток древнерусского искусства, русской живописи и литературы, Пропп щедро делился с учениками, близкими ему людьми своими личными открытиями, впечатлениями в разных областях искусства.

Обаяние личности Проппа испытывали на себе все, кто его знал. Особенное внимание проявлял он к своим ученикам. И письма к нему его студентов и аспирантов, всех, кто признавал его своим учителем, – свидетельство уважения и любви к Учителю. Это письма К. Е. Кореповой, Н. А. Криничной, А. Н. Мартыновой, М. П. Чередниковой, И. И. Земцовского, Л. М. Ивлевой, Ю. Пантелеевой, А. И. Нутрихина, О. Н. Гречиной, И. П. Лупановой, М. С. и Н.А. Бутиновых и др.

Литература

Бовкало 1995: Бовкало А. А. В. Я. Пропп и Петроградский богословский институт // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 8–9. СПб., 1995.

Грякалов 1997: Грякалов А. А. Константы чудесного и образ мира (к эстетическому смыслу концепции В. Я. Проппа) // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 8. СПб., 1997.

Дневник старости: Пропп В. Я. Дневник старости. // Неизвестный В. Я. Пропп. СПб., 2002.

Лупанова: Лупанова И. П. Учитель и друг // Неизвестный В. Я. Пропп.

Мартынова А. Н. Предисловие к изданию трудов В. Я. Проппа // Владимир Пропп. Поэтика фольклора.

Пропп 1946: Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.

Пропп 1955: Пропп В. Я. Русский героический эпос Л., 1955.

Пропп 1976: Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

Пропп 1995: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1995.

Пропп 1998: Пропп В. Поэтика фольклора / Сост., предисл., коммент. А. Н. Мартыновой. М., 1998.

Пропп 2002: Неизвестный В. Я. Пропп / Сост., вступ. ст. А. Н. Мартыновой. Подгот. текста, комм. А. Н. Мартыновой, Н. А. Прозоровой. СПб., 2002.

Путилов: Путилов В. Н. Читая и перечитывая Проппа // Неизвестный В. Я. Пропп. СПб., 2002.

Чистов: Чистов К. В. В. Я. Пропп – исследователь сказки // Пропп В. Я. Русская сказка. Л., 1984.

2. Специфика фольклора как вида искусства (коллективность, традиционность, устность, народность, вариативность, синкретизм).

3. Система жанров русского фольклора. Взаимосвязи фольклорных жанров.

4. Историческое развитие русского фольклора.

Один из важнейших признаков фольклора – его коллективность. Коллективная, совместная работа становится возможной только благодаря передаче произведений. Таким образом, массовое, народное становится традицией, устойчиво сохраняемым элементом содержания и формы устного произведения. Отсюда вытекает второй специфический признак фольклора – его традиционность. Фольклору именно как традиционному творчеству народной массы присуще такое качество, как устность. Фольклор обладает целой системой специфических традиционных изобразительно-выразительных приемов и средств до самых мелких стилевых форм, которые сложились в результате устного исполнения и восприятия фольклора на слух. Выработаны приемы сохранения того общего, чем более всего ценны произведения, повсюду бытующие, известные множеству лиц.

Если обобщить все выше названные признаки фольклора, то можно сказать, что фольклор – это традиционное коллективное устное художественное творчество народа.

Из природы фольклора следует его народность. Народность – категория конкретно-историческая. Народ жил по-разному даже в одну эпоху. Изменения в положении народа всегда отражались в фольклоре. То есть фольклор воспроизводил реальность с конкретных жизненных позиций тех, кто его творил.

Показатель принадлежности того или иного произведения к фольклору – это его распространение в соединении с вариативностью. Одна запись фольклорного произведения, почти каждая, чем-то отличается от другой. В фольклоре произведения бытуют среди народа в бесчисленном количестве вариантов.

Синкретическое состояние фольклора - это также состояние слитности, нерасчлененности: художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь.

Историю фольклора можно рассматривать как историю смены его разных традиционных состояний. Единицей изучения этих состояний является жанр, то есть отдельные произведения объединяются в жанры. Чтобы дать определение фольклорного жанра, необходимо понять признаки, которые присущи произведениям одного и того же жанра. Это: 1) содержание 2) форма 3) функция.

Н.П.Колпакова дает следующее определение фольклорного жанра: Жанр есть исторически сложившийся тип художественной формы, обусловленный определенной общественной функцией данного вида искусства и соответствующим характером содержания.

Жанры возникали постепенно, и на каждом лежит печать времени. Жанры в фольклоре обладают особой устойчивостью, и смена фольклорных жанров не наступает без веских оснований.




Система жанров русского фольклора может быть рассмотрена и в соответствии с их родовой принадлежностью.

(Жанры смотри в тетради. )


Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. – М.,1986.-С.5-13.

  2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983.- С.7-20, 23-31, 289-298.

  3. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987.-С.3-82.

  4. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

  5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002.-С.5-14.

  6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Богатырев П.Г. Традиции и импрвизации в народном творчестве. Гусев В.Е. Художественный метод фольклора. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров.


Дополнительная литература


  1. Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182.

  2. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Учебное пособие. – Челябинск, 1998. – С.5-22, 45-86.


Тема: Общая характеристика мифологического мышления. Отражение его в речи, быте и фольклоре


    1. Понятие о мифе и мифологии как универсальной идеологии первобытного общества.

    2. Проявление анимизма, тотемизма, антропоморфизма, магии в фольклоре.

    3. Славянские мифологические представления. Высшая и низшая мифология.

    Однако, с точки зрения ученых, мифология – прежде всего выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на ранних стадиях развития.

    Особенности мышления древнего человека:


    • анимизм – одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым явлением природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет – живой;

    • антропоморфизм - перенесение на животных, растения, явления природы человеческих качеств и свойств, в силу чего они приобретают способность говорить, чувствовать, мыслить и действовать, как человек.


    Отсюда возникают магические представления – вера в силу слова и действий, при помощи которых можно влиять на природу.


    Основные черты мифологического сознания: синкретизм, символизм, генетизм, этиологизм.

    Миф включал в себя зачатки религии, различных форм искусства, рациональных знаний и передавался из поколения в поколение как знание-технология. Уже на ранних стадиях развития человечества мифы тесно связывались с религиозными верованиями и ритуалами

    Мифологическое время резко отличается и далеко отстоит от времени повествования, настоящего времени. Но все то, что произошло в мифологическом времени, является образцом для повторения в реальном времени. Мифологическое время носит сакральный, священный характер.

    ^ Мифологические представления о животных и растениях. У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях. Волк наделен мифологическим даром всеведения. Волчьи стаи напоминали людям коллектив. В сказках волк – самый частый персонаж. Козел связан с идеей плодовитости, урожайности. В русских деревнях он считался бесопрогонителем.

    Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Из деревьев больше всего почитали дуб и березу. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. В языческой мифологии славян дуб – дерево Перуна, бога грозы. Почитание славянами берез связано с культом плодородия, с весенними праздниками воскресения яровых сил природы.

    Культ растений и животных был самым древним культом славян.

    Традиционно мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией понимают обычно мифы о богах и героях, под низшей – мифологические представления и различных духах, не имеющих статус божественности. Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве.

    Персонажи высшей славянской языческой мифологии:


    • Лада – почиталась в качестве покровительницы браков, семьи, девушек и женщин.

    • Лель (Леля) – дочь Лады, олицетворение весны, весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее – и молодости вообще.

    • Макошь – покровительница женщин и женского рукоделия. Она прядет по ночам в избе, поэтому поверья запрещают оставлять кудель.

    • Семаргл – божество растительности, связанное с почвой. Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Имел внешность собако-птицы. Оставался в тени на фоне других божеств.

    • Купало – божество плодородия.

    • Кострома – мать колосьев, её топили в Петров день.

    • Мара – божество смерти, которое уничтожают во время весенних праздников.


    Основная литература

    1. Афанасьев Б.В. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1992- 1994. – Т. 1; Т. 2.

    2. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М., 1986.

    3. Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии. - М., 1995.

    Дополнительная литература

    4. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.

    5. Костомаров Н.И. Славянская мифология. - М., 1995.


    1. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский.- М.,1990. – 672 с.

    2. Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. –М., 1999.

    3. Белякова Г.С. Славянская мифология.- М.,1995

    4. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. – М.,1996

    План

    1. Определение фольклора и его значение.

    2. Специфика фольклора как вида искусства (коллективность, традиционность, устность, народность, вариативность, синкретизм).

    3. Система жанров русского фольклора. Взаимосвязи фольклорных жанров.

    4. Историческое развитие русского фольклора.

    Один из важнейших признаков фольклора – его коллективность. Коллективная, совместная работа становится возможной только благодаря передаче произведений. Таким образом, массовое, народное становится традицией, устойчиво сохраняемым элементом содержания и формы устного произведения. Отсюда вытекает второй специфический признак фольклора – его традиционность. Фольклору именно как традиционному творчеству народной массы присуще такое качество, как устность. Фольклор обладает целой системой специфических традиционных изобразительно-выразительных приемов и средств до самых мелких стилевых форм, которые сложились в результате устного исполнения и восприятия фольклора на слух. Выработаны приемы сохранения того общего, чем более всего ценны произведения, повсюду бытующие, известные множеству лиц.

    Если обобщить все выше названные признаки фольклора, то можно сказать, что фольклор – это традиционное коллективное устное художественное творчество народа.

    Из природы фольклора следует его народность. Народность – категория конкретно-историческая. Народ жил по-разному даже в одну эпоху. Изменения в положении народа всегда отражались в фольклоре. То есть фольклор воспроизводил реальность с конкретных жизненных позиций тех, кто его творил.

    Показатель принадлежности того или иного произведения к фольклору – это его распространение в соединении с вариативностью. Одна запись фольклорного произведения, почти каждая, чем-то отличается от другой. В фольклоре произведения бытуют среди народа в бесчисленном количестве вариантов.

    Синкретическое состояние фольклора - это также состояние слитности, нерасчлененности: художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь.

    Историю фольклора можно рассматривать как историю смены его разных традиционных состояний. Единицей изучения этих состояний является жанр, то есть отдельные произведения объединяются в жанры. Чтобы дать определение фольклорного жанра, необходимо понять признаки, которые присущи произведениям одного и того же жанра. Это: 1) содержание 2) форма 3) функция.

    Н.П.Колпакова дает следующее определение фольклорного жанра: Жанр есть исторически сложившийся тип художественной формы, обусловленный определенной общественной функцией данного вида искусства и соответствующим характером содержания.

    Жанры возникали постепенно, и на каждом лежит печать времени. Жанры в фольклоре обладают особой устойчивостью, и смена фольклорных жанров не наступает без веских оснований.

    Система жанров русского фольклора может быть рассмотрена и в соответствии с их родовой принадлежностью.

    (Жанры смотри в тетради. )


    Основная литература


    1. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. – М.,1986.-С.5-13.

    2. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983.- С.7-20, 23-31, 289-298.

    3. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987.-С.3-82.

    4. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001.

    5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002.-С.5-14.

    6. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Богатырев П.Г. Традиции и импрвизации в народном творчестве. Гусев В.Е. Художественный метод фольклора. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров.


    Дополнительная литература


    1. Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182.

    2. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Учебное пособие. – Челябинск, 1998. – С.5-22, 45-86.


    Тема: Общая характеристика мифологического мышления. Отражение его в речи, быте и фольклоре


      1. Понятие о мифе и мифологии как универсальной идеологии первобытного общества.

      2. Проявление анимизма, тотемизма, антропоморфизма, магии в фольклоре.

      3. Славянские мифологические представления. Высшая и низшая мифология.

      Однако, с точки зрения ученых, мифология – прежде всего выражение особой формы общественного сознания, способ осмысления окружающего мира, присущий людям на ранних стадиях развития.

      Особенности мышления древнего человека:


      • анимизм – одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым явлением природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет – живой;

      • антропоморфизм - перенесение на животных, растения, явления природы человеческих качеств и свойств, в силу чего они приобретают способность говорить, чувствовать, мыслить и действовать, как человек.


      Отсюда возникают магические представления – вера в силу слова и действий, при помощи которых можно влиять на природу.


      Основные черты мифологического сознания: синкретизм, символизм, генетизм, этиологизм.

      Миф включал в себя зачатки религии, различных форм искусства, рациональных знаний и передавался из поколения в поколение как знание-технология. Уже на ранних стадиях развития человечества мифы тесно связывались с религиозными верованиями и ритуалами

      Мифологическое время резко отличается и далеко отстоит от времени повествования, настоящего времени. Но все то, что произошло в мифологическом времени, является образцом для повторения в реальном времени. Мифологическое время носит сакральный, священный характер.

      ^ Мифологические представления о животных и растениях. У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях. Волк наделен мифологическим даром всеведения. Волчьи стаи напоминали людям коллектив. В сказках волк – самый частый персонаж. Козел связан с идеей плодовитости, урожайности. В русских деревнях он считался бесопрогонителем.

      Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Из деревьев больше всего почитали дуб и березу. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. В языческой мифологии славян дуб – дерево Перуна, бога грозы. Почитание славянами берез связано с культом плодородия, с весенними праздниками воскресения яровых сил природы.

      Культ растений и животных был самым древним культом славян.

      Традиционно мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией понимают обычно мифы о богах и героях, под низшей – мифологические представления и различных духах, не имеющих статус божественности. Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве.

      Персонажи высшей славянской языческой мифологии:


      • Лада – почиталась в качестве покровительницы браков, семьи, девушек и женщин.

      • Лель (Леля) – дочь Лады, олицетворение весны, весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее – и молодости вообще.

      • Макошь – покровительница женщин и женского рукоделия. Она прядет по ночам в избе, поэтому поверья запрещают оставлять кудель.

      • Семаргл – божество растительности, связанное с почвой. Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Имел внешность собако-птицы. Оставался в тени на фоне других божеств.

      • Купало – божество плодородия.

      • Кострома – мать колосьев, её топили в Петров день.

      • Мара – божество смерти, которое уничтожают во время весенних праздников.


      Основная литература

      1. Афанасьев Б.В. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1992- 1994. – Т. 1; Т. 2.

      2. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М., 1986.

      3. Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии. - М., 1995.

      Дополнительная литература

      4. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993.

      Читайте также: