Специфика экономической науки кратко

Обновлено: 02.07.2024

Экономика, пожалуй, является единственной точной наукой, где понятия, показатели и результаты имеют относительные значения. Верные решения имеют конкретные сроки действия, по окончании которых они становятся бесполезными или неэффективными.

В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое экономика и экономическая наука, предмет экономической науки, её функции.

История появления

Экономика - это система взаимоотношений между людьми и обществом в процессе создания, а также потребления жизненных благ.

Предмет и история экономической науки неразрывно связаны между собой. Учёные считают, что всё началось с осознания того, что можно систематизировать отношения между людьми, рационально использовать ресурсы и время, правильно планировать доходы и расходы на будущее.

Первым письменным упоминанием считаются “Законы Ману”, датируемые 4-3-м веками до нашей эры. Их авторами являются древнеиндийские мыслители. Активное развитие происходило в Древней Греции благодаря таким философам, как Платон, Аристотель, Ксенофонт и др.

предмет экономической науки

Его исследования назвали классической экономической теорией, которой придерживались учёные на протяжении многих лет. В 19-м веке из этих учений появился марксизм, который развивал Карл Маркс. Затем возникли неоклассическая экономическая теория, кенсианство, монетаризм, инстуционализм и т. д.

Экономические мысли, которые формируются у нынешних учёных, принято считать течением под названием мейнстрим. Однако серьёзных вызовов или опровержений мыслей предыдущих мыслителей ещё совершенно не было.

Предмет экономической науки

Любая наука имеет свой предмет изучения, из которого вытекают функции, а также методы исследования. Так обстоят дела и в этом случае.

Предметом экономической науки является проблема поиска наилучшего применения ограниченного количества ресурсов при неограниченном числе потребностей общества.

Все мы понимает, что бесконечных ресурсов нет и быть не может. Что касается потребностей человека, чем больше у нас есть, тем большего мы начинаем хотеть. Это и становится причиной того, что общество вынуждено правильно и рационально распоряжаться своим наследием.

Какие есть функции?

Безусловно, предмет и функции экономической науки взаимосвязаны, и одно вытекает из другого. Без этого, скорее всего, не могло бы это учение выделиться в отдельную науку от философии.

Основными функциями являются:

  1. Теоретическая.
  2. Мировоззренческая.
  3. Критическая.
  4. Методологическая.
  5. Прогностическая.

Каждая из них создаёт свой вклад в развитие и понимание ценности, которую несёт наука. Рассмотрим более подробнее каждую из них.

предметом экономической науки является

Теоретическая функция

Экономика пытается объяснить процессы, а также явления, которые происходят в жизни каждого человека и общества в целом. Выведение закономерностей и взаимосвязей помогает анализировать события.

Мировоззренческая функция

Любая наука должна формировать системный подход к изучению каких-либо вопросов. Вторая функция заключается именно в том, чтобы создать систему единых понятий, на которые можно будет опираться в процессе формирования научного мировоззрения.

Благодаря этому общество вооружается знаниями механизмов и рычагов влияния либо изменения действующих экономических систем.

экономика экономическая наука предмет экономической науки

Критическая функция

Эта функция основывается на предыдущих двух. Благодаря полученным знаниям и опыту, а также механизмам воздействия на ситуацию, учение способно устанавливать те грани, которых нужно придерживаться в процессе построения идеальной модели экономического поведения.

Также критическая функция заключается в создании структуры и элементов, способных активно влиять на субъектов экономических отношений и указывать на целесообразность осуществлённых действий.

Методологическая функция

Благодаря сбору информации из различных областей жизни общества, экономика способна выступать методологической основой для выявления закономерностей и правил для других учений.

Это является основной причиной, по которой из экономики выросло огромное количество других наук, к примеру, микро- и макроэкономика, финансы и т. д.

предмет и история экономической науки

Прогностическая функция

Предмет экономической науки заставляет не только искать принципы идеального применения ресурсов для удовлетворения максимального количества потребностей, но и вынуждает осуществлять прогнозы на будущие периоды.

Это функция характеризует основные задачи, которые ставятся перед экономистами любого уровня. Ведь теоретически предположить, что же повлияло на кризисную ситуацию, намного легче, чем создать правильную модель поведения и осуществить прогноз экономических, а также финансовых показателей на несколько периодов вперёд.

В завершение

Из статьи вы узнали о том, что такое предмет экономической науки, мы рассмотрели историю и функции учения. Но стоит отметить, что экономика не стоит на месте и постоянно развивается, чего не скажешь о многих других точных науках.

предмет и функции экономической науки

К примеру, в математике все законы выведены давно, и они работаю сейчас так же, как и тысячелетия назад. В экономической науке же всё совсем наоборот, нет единого правильного решения. С каждым столетием учёные пересматривают и опровергают те или иные теории, выдвинутые их предшественниками. Наверное, это и привлекает всё новые и новые поколения заниматься экономикой, ведь всегда можно совершить своё открытие.

Хозяйственная деятельность человека во все времена служила базисом для формирования совокупности отношений в производстве и в обществе. Поэтому развитие хозяйства определяет дальнейшее формирование социальной структуры общества. А главное, экономика явилась основой для формирования экономической системы.

Экономикой называют систему отношений, возникающих между людьми и субъектами хозяйственной деятельности в ходе производственной деятельности по вопросам производства, хранения, распределения, реализации и потребления продукции.

Экономикой называют общественную науку, которая изучает закономерности экономического развития и действия хозяйственных механизмов, законы производства и распределения экономических благ и дает целостное представление о хозяйственной деятельности в виде системы понятий, категорий и законов.

В данном контексте экономику, как науку, называют экономической теорией. Адам Смит назвал экономику наукой, которая изучает образование богатства. А источником богатства он называл трудовую деятельность.

Оформившись как самостоятельная отрасль человеческого познания, экономика обрела все атрибуты научного исследования:

Готовые работы на аналогичную тему

  • методологию;
  • методы;
  • инструментарий.

Главными стимулами ее развития стало решение нескольких важных проблем. Основной проблемой экономики является необходимость удовлетворения растущих (безграничных) потребностей человечества путем использования ограниченных ресурсов (возможностей). Единственным разумным решением данной проблемы является рациональное использование имеющихся ресурсов. Для этого производитель должен решить что производить, для кого и как. Но для действительно эффективного использования ресурсов и своих возможностей производитель должен хорошо ориентироваться в закономерностях развития производства и рыночных механизмах хозяйственной деятельности. Именно такие знания и может дать экономическая наука.

Роль и общие функции экономической теории

Роль и место каждой науки в жизни человека и человеческого общества определяется теми функциями, которые она будет выполнять. Функции экономической теории определяются степенью соответствия положения науки реалиям современности. Для более глубокого изучения (познания) экономических процессов и их закономерностей экономика исследует тенденции и закономерности хозяйственного развития. Для этого применяется разнообразный набор методов научного познания.

У различных ученых можно встретить разное количество функций экономики как науки. Но большинство сходится во мнении, что основными функциями экономической теории являются:

  • познавательная (научно-познавательная);
  • критическая;
  • прогностическая;
  • практическая;
  • методологическая.

Эти функции называют базовыми. Но некоторые исследователи выделяют еще три функции экономики - мировоззренческую, идеологическую и теоретическую. Другие же считают это одной функцией, которая формирует мировоззрение и общественное сознание.

Познавательная функция

Познавательная (или научно-познавательная) функция экономической теории состоит в накоплении определенной суммы знаний в области развития хозяйства. Благодаря ей человек узнает о связях и отношениях, которые могут возникать в процессе производственной деятельности. Человек, благодаря данной функции, осознает, что основным движителем (стимулом) является стремление человека удовлетворить свои потребности.

С другой стороны познавательная функция экономики заключается в отражении производственной деятельности, как части среды обитания человека. В качестве описательной науки экономика отражает реалии окружающего мира. Этим она удовлетворяет потребность человека в познании окружающего его мира.

Критическая функция

Критическая функция, как и следует из ее названия, заключается в критическом восприятии действительности. Благодаря методам статистики и анализа, сравнения и абстракции исследователь может непредвзято оценить все положительные и отрицательные стороны экономических процессов и явлений. Особенно это важно при принятии важных управленческих решений.

По своей психологической организации человек может поддаваться различным эмоциям. Но критическая функция именно в том и состоит, что дает возможность тщательно рассмотреть преимущества и недостатки, рациональность и целесообразность того или иного действия на рынке, в производстве или при формировании экономической политики.

Прогностическая функция

Данная функция очень тесно связана с двумя предыдущими. На основе полученных знаний о том или ином объекте или процессе и при критическом восприятии реальности, а также хорошо ориентируясь в основных закономерностях, можно предвидеть возможные последствия тех или иных операций. Можно также прогнозировать ход и тенденции развития того или иного экономического явления.

Особенно важна эта функция в связи со стихийными процессами развития рынка. Помимо этого необходимо предвидеть возможные влияния развития экономических процессов на общественно-политическую ситуацию в стране, регионе, мире.

Практическая функция

Данная функция еще носит название прагматической. Она выражается в формировании заинтересованности в деятельности субъектов экономики. Экономическая наука формирует принципы, нормы и правила хозяйствования.

На основе научного анализа формулируются выводы. Данные выводы могут и должны быть положены в основу руководящей деятельности управленцев (начиная от руководства предприятием и заканчиваю государственными деятелями на международной арене). Политика является продолжением экономики и служит ее целям .

Методологическая функция

Данная функция заключается в формировании комплекса наук, изучающих все стороны общественно-экономических отношений и экономических систем. На основе экономической теории развиваются отраслевые и функциональные науки прикладного характера. Благодаря методологической функции разрабатывается система способов и методов изучения комплекса хозяйственной деятельности и общественно-экономических связей.

Вместе с тем многие экономисты ныне находятся в сильном заблуждении относительно того, где искать необходимую методологию и какими пользоваться методами в своих научных исследованиях.

В учебнике под редакцией известного российского экономиста А.Г. Худокормова по этому поводу П. А. Отмаховым написано:

История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1998.

Сама ориентация на научность методологии в среде профессиональных экономистов не может не заслуживать похвалы. Однако большинство экономистов плохо понимают, откуда берется эта научная методология – из экономики ли, философии, и не видят связи между собственными теоретическими исследованиями и различными уровнями методологического знания.

«Между тем методологией, то есть изучением и обоснованием метода, работающие ученые, по крайней мере экономисты, занимаются, как правило, без энтузиазма. Метод большинство из них воспринимают как нечто заданное извне философами либо представителями точных наук, чаще всего физиками. Свою задачу работающих теоретиков они видят прежде всего в том, чтобы скрупулезно следовать уже готовым правилам и по возможности учитывать специфику предмета исследования. Если же кто-либо из их коллег не следует общепринятым нормам исследования, то тем самым он добровольно ставит себя вне рамок научного сообщества, которое смотрит на него как на дилетанта и не считает нужным тратить время на серьезную полемику с ним.

Такое пренебрежительное отношение к методологии заслуживает самого серьезного критического отношения. Наше учебное пособие призвано компенсировать пробел в области изучения методов экономического исследования и постараться привлечь внимание экономистов к методологическим основаниям экономической науки.

Назовем некоторые из них: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001; Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М, 1995; Ковальзон И.Д. Методы исторических исследований. М., 1987; Волков Б.С., Волков Н.В. Методы исследования в психологии. М., 2002; Загвязинский В.С. Методология и методы психологического исследования. М., 2001; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972 (пер. с фр.).

Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 1974.

Правда, проблемы экономической методологии иногда затрагиваются в некоторых курсах, посвященных истории экономических учений или экономической теории, но, как правило, это либо небольшие главы, либо параграфы, которые теряются среди общего историко-экономического материала[5]5

См., например: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1995. Гл. 17; История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашовой. М., 2001. Гл. 41; История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1998. Гл. 16.

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования экономической теории и практики. Существующие учебные пособия не всегда адекватно отражают новые экономические реальности и остроту методологических дискуссий, ведущихся вокруг системы экономического знания и методов экономической науки. Настоящий курс призван правильно расставить методологические акценты и способствовать более глубокому постижению предмета и метода экономической науки, аккумулируя и совершенствуя уже приобретенные знания студентов в области отдельных экономических дисциплин (математики, статистики, экономической истории и т. п.).

Курс по методам экономических исследований во многих западных государствах стал одной из составных частей университетского образования. Вклад в развитие этой дисциплины вносят и другие научные направления из области математики, статистики, философии, социологии, психологии и т. д. С нашей точки зрения, российские университеты не должны отставать от процесса включения данного курса в структуру образования магистров и в систему постуниверситетской подготовки специалистов кандидатского и докторского уровня. Особая актуальность этого курса обусловлена также тем, что кандидатский экзамен по философии для аспирантов уже заменен кандидатским экзаменом по истории и философии экономической науки; следовательно, данный курс будет востребован и аспирантами.

Новизна настоящего курса обусловлена эволюцией современного понимания экономической методологии, в которой заостряется проблема дискурса субъекта экономического познания в отношении его объекта, проводится анализ эпистемологических и когнитивных фильтров, а также дается представление об изменяющейся в направлении постиндустриальной эпохи экономической реальности.

Формируя структуру курса и его содержание, мы руководствовались следующими методологическими и методическими принципами:

Читайте также: