Специфические и серединные культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024


  • результаты деятельности человечества

  • степень совершенства способов деятельности

  • степень духовной развитости личности.

  • систему образования

  • науку

  • искусство

  • литературу

  • мифологию, нравственность

  • политику

  • право

  • религию.

  • статика и динамика культуры

  • материальная и духовная культура

  • мировая и национальная культура

  • передача накопленного опыта

  • репродуктивная функция

  • социализация личности

  • познавательная функция

  • ценностная функция

  • нормативная функция

  • коммуникативная функция.

  • творческая функция

  • интеграционной или дезинтеграционной

  • восходящей или нисходящей

  • эволюционной или революционной.

  • крупномасштабные (период до 1000 лет)

  • микромасштабные (до 100 лет)

  • быстропроходящие (несколько лет).

  • инновации (открытие нового)

  • обращение к культурному наследию (переоценка и использование культурного опыта)

  • культурные заимствования (целенаправленное подражание)

  • культурная диффузия (стихийное распространение).

Национальная культура имеет соционормативную структуру, которая обеспечивает координацию поведения и деятельности людей, объединенных в рамках данной общности; предохраняет от распада и способствует адаптации членов общества к внешним и внутренним условиям. Понятие национальной культуры невозможно определить вне существования в этой культуре государственных структур. Таким образом, нации могут быть моноэтничными и полиэтничными. Следует отличать понятия "нация" и "народ". Нация - территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющее социальную структуру и политическую организацию. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А так как нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших социальных групп. Этнические культуры входят в состав национальной культуры.

ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ — культуры, связанные с определенным ареалом, возникшие в результате серии природных вызовов (“вызов моря” — Минойская культура, “вызов засушливой земли” — Египет) в аллювиальных долинах Тигра и Евфрата (Аккад, Шумер, Вавилон, Ашшур), Инда (Индия), Хуанхэ (Китай), Нила (Египет). Атрибутивные признаки: письменность, город, государство, монументальная архитектура. Локальные культуры — закрытые общества с вертикальной стратификацией (варно-кастовый строй в Индии). Человек локальных культур — сословный индивид Доминанта локальных культур — религия этнического и ритуалистического типа.

Специфическая культура

2) с. к. может выступать как субкультура – особая форма организации жизни людей, стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное относительно автономное культурное существование;

3) с. к. может выступать как контркультура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в ядро срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими – часто противоположными.

Срединная культура связана с культурой повседневности и обыденной культурой.

2. Философия культуры Шпенглера.

3 . Культура и бессознательное начало в человеке. Концепция Зигмунда Фрейда.

4. Культура и коллективная бессознательность: концепция К.-Г. Юнга.

Юнг открыл культурные истоки бессознательного, которые хотя и не имели природного характера, но передавались по наследству биологическим путем. Это бессознательное родилось на заре человеческой истории, в коллективном психическом опыте, следовательно, коллективное бессознание. Первооснова его – архитип – это некое фундаментальное переживание, лишенное предметности, первосмысла (архитип стадности, огня, тени и т.д.). С развитием сознания пропасть между ним и бессознательным углубляется, если сознание не принимает опыта архитипа, то архитипы вторгаются в культуру в самых жестких и примитивных формах: массовые беспорядки, войны, психические эпидемии (фашизм, коммунизм).

6. Ценность как основополагающий принцип культуры (П.А. Сорокин).

П.А. Сорокин (русский социолог и культуролог), проживший большую часть жизни в эмиграции в США, исходил из наличия прогресса в общественном развитии, полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний и т.д.


  1. Когда появилась материальная и духовная культура и чем они отличаются друг от друга? Особенности первобытной культуры.

Материальная культура создается в процессе материального производства, духовная включает процесс творчества и созданные при этом духовные ценности. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

К материальной культуре относят: средства производства, орудия труда, технический уровень производства, Все эти явления связаны с содержанием производительных сил и производственных отношений.

К духовной культуре относят достижения науки, художественное творчество, язык, религиозные воззрения. Духовная культура содержит наряду с духовными элементами и материальную основу своего существования. Деление культуры на материальную и духовную культуру, безусловно, относительно. Они взаимодополняют друг друга.


  1. Опишите ранние формы верований: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.

  1. Основные положения конфуцианства и даосизм. Их роль в духовной культуре Китая.

Основное содержание учения Конфуция - это учение о правилах поведения и его нормах. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как о правильном порядке в семейном быту. При этом оно целиком ориентируется на сохранение и закрепление традиционных, сложившихся в Китае с древности семейно-родовых обрядов и культа предков.

Конфуций не учил ничему новому; он сам настойчиво повторял, что не излагает никакого нового учения, а требует только строгого соблюдения древних законов и установлений. Важнейшим из них было сохранение культа предков, который наряду с обожествлением императора и его власти стал основным содержанием конфуцианского религиозного культа.


  1. Великие научные открытия Древнего Китая. Медицина, алхимия, геомантия (фен-шуй), астрология

К этому же периоду китайцы овладели отливкой бронзы и производством художественно выполненной бронзовой утвари, строили пышные дворцы и гробницы

Потребности повседневной жизни, развитие земледелия и ремесел побуждали древних китайцев изучать явления природы. Большое внимание среди прочих наук в древнекитайском обществе уделяли астрономии.

С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения. (башня-обсерватория в Гаочэнчжэне), разделили небесный свод на созвездия, выделив 28 созвездий. В 4 в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звездные каталог, где приводятся названия 118 созвездий (783 звезды). Большое внимание уделялось наблюдениям за планетами. В I в. до н.э. древние китайцы знали, что период обращения "Древесной звезды" (Юпитера) составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений.

Китайцам принадлежит первое фиксированное упоминание о солнечном затмении, относящееся к 720 году до нашей эры. С давних пор китайцы использовали солнечные часы, а в 28 году до н.э. они впервые в истории человечества описали пятна на солнце. Во 2 веке н.э. астроном Чжан Хэн создал впервые в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.

Благодаря продолжительным астрономическим наблюдениям китайцы еще в глубокой древности создали календарную систему.

Уже во 2 тысячелетии до н.э. китайцы знали, что продолжительность года составляет 365,25 дня. Принятый в 104 г. до н.э. календарь делил год на 12 месяцев, дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года.

Значительных успехов добилась и медицина. В первом веке н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии (рисунок из китайской медицинской книги - один из традиционных методов лечения). Часть методов лечения древнекитайских медиков не потеряла своей актуальности и в наше время - например иглоукалывание, или акупунктура, применяемая еще в 4-3 вв. до н.э. Чрезвычайно интересны рукописи медицинских сочинений начала 2 в до н.э. Они включают трактат по диетологии, руководство по лечебной гимнастике, пособие по лечению методом прижиганий и, наконец, сборник различных рецептов. Последний содержит 280 предписаний, предназначенных для лечения 52 болезней.

Древним китайцам принадлежат многие важнейшие открытия в науке и технике, опередившие открытия в других странах:

1. КОМПАС - В китайских летописях (3 в. до н.э.) имеются записи о применении компаса. Стрелкой для компаса служил природный магнитный железняк, отшлифованный в виде ложки, которая только выпуклой частью касалась отшлифованной поверхности медной пластинки.

2. СЕЙСМОГРАФ - чувствительный прибор для записи и измерений колебаний земной коры. Этот прибор изобрел в 132 г. выдающийся китайский ученый-астроном Чжан Хэн.

3. БУМАГА - производство бумаги. Впервые бумагу из тряпья и древесной коры изготовил в 105 г. Цай Лунь.

4. КНИГОПЕЧАТАНИЕ (в 4-3 вв. до н.э.) Текст книги высекался на камне и затем перепечатывался на бумагу.

В древнем китайском обществе с самых ранних периодов его существования имелась необходимость производить астрономические вычисления, измерять площади полей, объемы зерна, емкости сосудов и проч. Это вызывало интенсивное развитие математики, которая носила в значительной степени практический характер.


  1. Религии Древней Индии: ведический и брахманский периоды; буддизм и джайнизм; индуизм.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм ( ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

Молодежная субкультура во многом наполнена искусственными заменителями культурных ценностей. Подражание популярным артистам, экранным героям (доминирование сильных личностей), спортсменам (фанаты), пристрастие к дискотекам, вместо собственного духовного совершенствования.

Сегодня для большей части западной молодежи отдых и проведение досуга — ведущие формы жизнедеятельности, вытеснившие труд как главную потребность. От удовлетворенности формами досуга зависит и удовлетворение молодежи жизнью в целом.

Ключевые понятия:Типология культуры, доминантная культура, серединная культура, субкультура, контркультура, элитарная культура, массовая культура, этнос, этническая культура, национальная культура, мировая культура, китч, поп-культура.

ТЕМА 4. 3. ЦИВИЛИЗАЦИЯ




Л. Моисеева выделяет: циклический тип развития – Восточная цивилизация, прогрессивный тип развития - Западная цивилизация, непрогрессивный тип развития – аборигены, ведущие традиционный образ жизни в Австралии, Африке, Америке, некоторые коренные народы Северной Европы и Сибири.

Концепции существования относительно замкнутых социокультурных систем органического типа создали Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин и др. Основные принципы выделения ими специфических исторически существовавших цивилизаций (культур): географический, историко-хронологический, этнический.

Ключевые понятия:цивилизация, дикость, варварство, цивилизационный подход, циклический, прогрессивный, традиционный тип культуры.

Во-первых, в качестве специфической может выступать т. н. “маргинальная культура”, которую иногда называют периферийной, пограничной, отличной от доминирующей в обществе культуры, образа жизни большинства людей.

Такая культура возникает, как правило, при отказе людей по каким-то причинам от традиционной (срединной) культуры; в частности, в связи с резким изменением образа, условий жизни, (в связи с переездом из деревни в город, в другую страну, иную культурную сферу).

Во-вторых, К. с. может выступать как субкультура — особая форма организации жизни людей (социальных групп), стремящихся обустроить внутри господствующей, срединной культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование.

В-третьих, К. с. выступает как контркулътура, если субкультурные ценности стремятся проникнуть в “ядро” срединной, доминирующей культуры, заменить ее фундаментальные ценности своими, претендуют на “срединный” характер.

КУЛЬТУРА СРЕДИННАЯ

понятие, обозначающее устойчивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни.

Такое “ядро культуры” не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на “субкультуры”, возникновения “контр-культуры”.

К. с. формирует систему общепринятых идеалов и ценностей, выражающих интересы и потребности большинства населения и обеспечивающих передачу необходимого для выживания и развития данной культуры социального опыта.

К. с. воплощает доминирующий в данном обществе и в данное время тип культуры, обеспечивает стабильность и своеобразие культурной жизни.

Разрушение К. с. несет огромную опасность для сохранения и развития данного культурного организма, поэтому любое нормальное общество (государство) и укрепляет свою К. с. — основу жизни и самоидентификации данного социального организма.

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры: 1.Западный; 2.Восточный; 3.западно-восточный, евразийский;

Отличия Западной и Восточной культуры: они различаются динамикой развития.

Зап. кул-ра развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии.

Вост. кул-ра развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной.

Только в 19-20 вв. в вост. странах начались процессы модернизации.

В вост. и зап. кул-рах по-разному решались мировоззренческие вопросы: различным было отношение к миру.

В зап. кул-ре подчеркивалось активное отношение чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира.

Зап. стратегия - это изменение среды обитания чел-ка.

Вост. же кул-ра более ориентирована на самостоятельность чел-ка, его дух. совершенствование, изучение возможности регуляции чел-го организма. В вост. кул-ре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

Различным было отношение к природе. На Зап. сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе.

На Вост. отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым.

Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней.

Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства.

На Вост. впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана.

Различным было понимание чел-ка, его отношение к обществу, гос-ву.

На Зап. чел-к рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во.

На Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, гос-ва; воспитывалось преклонение перед гос. властью.

Для Вост. были характерны коллективистские традиции и значительная роль гос-ва в общественной жизни.

Различное отношение к возможностям человеческого разума.

На Зап. сформировалась сильная рационалистич. традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры.

Рационализм - учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению.

Восток более тяготен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию.

Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу.

Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном.

Различным было соотношение разных видов кул-ры.

Важная черта вост. кул-ры - это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей.

На Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост.

На Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

В рамках Вост. культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа: 1.индо-буддийский, 2.китайско-конфуцианский, 3.арабо-мусульманский, 4.японский. В рамках Зап. кул-ры выделяются: европейская, американская, австралийская

20. Историческая типология культур: глобальные и локальные. В современной культурологии сложились два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития и многообразия. Первый называют линейно-прогрессистским. Он тесно связан с философскими концепциями истории, а также с наличием исторического и эмпирического материала. Существенной проблемой для всякого исторически масштабного исследования является установление неких дискретных временных отрезков - периодов. Периодизация - база дальнейших типологических исследований культуры, необходимый инструмент в работе с непрерывно текущим реальным временем. Членение времени, представление его линейно направленным от прошлого через настоящее в будущее. (Геродот, И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс). "Линейная" схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине 19 века в исторической науке, этнографии и археологии. Древний мир - Средние века - Новое время (Новейшее). Археологи выделяют Каменный век (палеолит - мезолит - неолит) и века металлов (медный век - бронзовый век - железный век). Другой подход связан с выделением локальных культур. Формирование этой типологии связано с одной стороны, укоренившиеся в науке представления о культурной самобытности разных народов, а с другой - явное влияние со стороны биологических наук, обусловили идею представлять в культурологии и в истории социальные процессы по типу биологических. Предполагалось, что общество можно мыслить как организм с процессами рождения - развития - смерти. (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Ф Ницше, А.Тойнби, П.А. Сорокин)

Существуют разные типы срединных культур, специфичные для той или иной цивилизации, а позднее для национальных общностей. В классических цивилизациях Востока срединная культура формируется в рамках религиозной системы, дающей место самым широким слоям верующих. В индустриальном обществе такая культура создается на основе единства хозяйственной системы и рынка, которые и порождают средний класс.

Весьма актуально стоит проблема формирования срединной культуры в российском обществе. Соединение противоречивых социальных и культурных компонентов, слабости объединяющего духовного начала, которым обычно выступала религия, способствовало сохранению антиномичных ценностей и смыслов, что приводит к постоянным и острым расколам в обществе. Постоянно ощущаемая необходимость вызревания срединной культуры прерывается столкновением противостоящих принципов и начал.

Срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Конечно, повседневная жизнь не лишена и ценностных ориентации, но прежде всего это витальные ценности — физического благосостояния и комфорта, умеренная приверженность таким социальным ценностям, как стабильность и порядок.

Любая культура обладает своими особенностями, которые сохраняются и в типологически однородном обществе. Эта специфичность означает особенность данной культуры, ее отличие от всех иных, и проявляется по-разному.

Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая маргинальная культура. Это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур, отличная от доминирующей в 4 6 обществе (срединной) культуры. Такая культура возникает в связи с резким изменением образа, условий жизни. Причинами возникновения маргинальной культуры являются:1) крупные социальные потрясения; 2) урбанизация; 3) эмансипация этнических меньшинств; 4) изменяющийся способ производства; 5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.

Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура. Они оказываются между, например, традиционной и современной культурами, между различными исповеданиями и т.д.*

вслед за появлением понятия о культуре вообще появилось, во-первых, понятие об отдельных культурах, во-вторых, понятие о человеческой культуре в целом как совокупности всех этих отдельных культур. Значительно позднее эти отдельные конкретные культуры получили название локальных культур.

Читайте также: