Специальные технические средства для неслышащих кратко

Обновлено: 04.07.2024

Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими передачу информации на зрительной основе. Это разнообразные средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы. Все большее место в процессе коммуникации неслышащих занимают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным средством связи глухих стал телефакс. Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ. Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информацию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии. Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора. Разработаны и используются в практике коррекционно-педагогической работы с глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования навыков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

3.7 Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Вопросы и задания

2. Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?

З. Какие факторы учитывают при определении вида образовательного учреждения для ребенка с нарушенным слухом?

4. Каковы особенности речи слабослышащего ребенка? Что может сделать учитель общеобразовательной школы, если в его классе учится слабослышащий ребенок? Глухой ребенок?

5. Охарактеризуйте билингвистическую педагогическую систему обучения глухих.

6. Охарактеризуйте коммуникационную систему обучения глухих языку.

7. Каковы современные технические средства, используемые в образовании и повседневной жизни лиц с нарушенным слухом?

8. Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации?

Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими передачу информации на зрительной основе. Это разнообразные средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы. Все большее место в процессе коммуникации неслышащих занимают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой связью; повседневным средством связи глухих стал телефакс. Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, выступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ. Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции. Так, индивидуализированные компьютерные программы по различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информацию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой речи. Специальное построение компьютерных программ позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мышления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии. Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора. Разработаны и используются в практике коррекционно-педагогической работы с глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования навыков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

3.7 Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом

Вопросы и задания

2. Как влияет нарушение слуха на развитие речи в детском возрасте?

З. Какие факторы учитывают при определении вида образовательного учреждения для ребенка с нарушенным слухом?

4. Каковы особенности речи слабослышащего ребенка? Что может сделать учитель общеобразовательной школы, если в его классе учится слабослышащий ребенок? Глухой ребенок?

5. Охарактеризуйте билингвистическую педагогическую систему обучения глухих.

6. Охарактеризуйте коммуникационную систему обучения глухих языку.

7. Каковы современные технические средства, используемые в образовании и повседневной жизни лиц с нарушенным слухом?

8. Каковы возможности лиц с нарушениями слуха в получении профессионального образования, социальной адаптации?

Глава 4. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

4.1 Предмет и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) — наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Слепые (незрячие) — подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10 – 15) с остротой зрения до 0,08. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов. Слабовидящие — подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение). Тифлопедагогика является частью специальной педагогики. Как раздел специальной педагогики она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия развития детей и взрослых с нарушением зрения. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Большое внимание уделяется созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения и подготовки к труду в современном обществе; разработке системы гигиенических мероприятий по охране и развитию неполноценного зрения, нормативов освещенности, режима зрительной нагрузки и др.); проектированию специальных зданий для обучения, воспитания и трудовой подготовки.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 899509
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 0

Помимо постоянно совершенствующихся средств слухопротезирования и звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования процесс специального образования неслышащих оснащается разнообразными техническими средствами, обеспечивающими передачу информации на зрительной основе.

Это разнообразные средства статической и динамической проекции, видеотехни- ка, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы. ?

Все большее место в процессе коммуникации неслышащих зани-" мают сегодня телекоммуникационные средства. Все больше телепередач снабжается сегодня видеотекстом или сурдопереводом. Глухие широко пользуются видеотелефоном, пейджинговой СВЯ*' зью; повседневным средством связи глухих стал телефакс.

Особое место в жизни неслышащих занимает компьютер, вы- ' ступая как средство обучения, развития слуха, речи, навыков чтения с губ.

Для неслышащих компьютер в учебном процессе является не ' только и не столько средством оптимизации учебного процесса, как это имеет место в общеобразовательной массовой школе, сколько средством преодоления или уменьшения вторичных отклонений в развитии, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.

Так, индивидуализированные компьютерные программы по ' различным темам и по разным учебным предметам, предлагаемые обучающимся глухим, позволяют им получать учебную информа* цию в более доступном для них оптическом, а не акустическом варианте, получать при необходимости своевременную специализированную помощь, в том числе и с использованием жестовой' речи. Специальное построение компьютерных программ позволяет сурдопедагогу целенаправленно работать над развитием мыщ ления, речи, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, нуждающихся в коррекции и развитии. 1J

Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора.

Разработаны и используются в практике коррекционно-педаго-^ гической работы с глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования н; выков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

Технические средства для повседневной жизни слабослышащих людей

В то время как слуховые аппараты и кохлеарные импланты обеспечивают возможность слышать, аксессуары и средства социально-бытовой адаптации облегчают повседневную жизнь плохослышащих людей.

Современная реабилитационная техника информирует людей с нарушенным слухом обо всех важных бытовых сигналах в доме (поступающие сигналы дублируются с помощью вибрации и световых импульсов), создает акустический комфорт (соединение с различными аудиоустройствами).

Световой индикатор дверного звонка, домофона и телефона Огонек. Дублирует яркими периодическими световыми импульсами поступающий звуковой сигнал. Удобен в применении для широкого круга пользователей, например, в шумных помещениях или при громком прослушивании музыки, радио и телепередач.

Часы с вибросигналами и специальными световыми индикаторами. Используют разные типы сигнала – вибрация, звук, свет, что дает возможность установить оптимальный режим оповещения. Могут выполнять функции будильника, секундомера, календаря. Просты в использовании, имеют удобно расположенные кнопки управления.

Телефонные аппараты с усилителем сигнала и регулировкой громкости. Облегчают восприятие речи абонента людям с пониженным слухом, имеют современный дизайн, могут быть использованы в телефонной сети с недостаточным усилением сигнала.

Читайте также: