Спасо преображенская церковь в полоцке кратко

Обновлено: 05.07.2024

В перестроенном, новом облике до наших дней дошла Спасо-преображенская церковь в Полоцке, которая является частью Спасо-Евфросиниевского монастыря. Она была построена еще в 1161 году благодаря преподобной Евфросинии Полоцкой.

Легенда гласит, что известный мастер Иоанн сам пришел к покровительнице Полоцка, наставленный святым духом, с просьбой принять участие в строительстве этой церкви. Ходят поверья, что даже кирпичи, которых катастрофически не хватало на строительство, появлялись волшебным образом благодаря молитвам иегуменьи. В храме было обустроено и две небольшие кельи, где жила сама Евфросиния.

Храм имеет форму прямоугольника. Он был построен на 6 опорных столбах. Также у церкви есть одна выступающая апсида. Первоначально архитектура храма была нестандартна. Наружный объем был значительно больше, чем внутренний. Первоначально церковь была очень похожа на классические примеры деревянного зодчества. После строительства этого храма, многие церкви повторяли его архитектуру. Особенно многоярусные декоративные кокошники напоминают по стилю Спасо-преображенскую церковь в Полоцке.

Комплекс Спасо-Евфросиниевского монастыря действительно неповторим. Это единственный комплекс в Беларуси, где уцелели фрески 12 века. Ими были украшены стены не только монастыря, но и самой церкви. Фрески были размещены по рядам. Сегодня было найдено 8 фрагментов фресок. 3 из них находятся в алтарной зоне. Частично росписи сохранились и на стенах. Фигуры святых отличается высоким уровнем живописи. До сих пор поражает качество фрески, на которой изображена святая Евфросиния. Фрески выполнены в достаточно спокойной цветовой гамме. Основные тона росписей: приглушенно-красные, темно-синие и коричневые. Фрески в полоцком монастыре чем-то отдаленно напоминают византийские изображения.

В 19 веке храм перестроили. И теперь на главном входе изображена Ефросинья Полоцкая, которая держит Спасо-Преображенский храм. Именно так выглядел когда-то храм.

спасо преображенская церковь полоцк

История возникновения Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.

На территории современного Полоцка расположилась довольно древняя постройка середины XII века, которая называется Спасо-Преображенская церковь. Церковь возводили в 1152-61 годах по желанию Евфросинии Полоцкой, которая в то время была настоятельницей Спасо-Преображенского монастыря. Храм, который строился 30 недель, стал настоящим произведением архитектурного искусства благодаря трудам зодчего Иоанна. Он хотел, чтобы здание церкви было единственным в своем роде и уникальным. Он смог реализовать свой замысел.

Архитектор А. Порт создал новый проект для храма, и в 1833 году его частично перестроили. Это преображение внесло в него небольшие нотки классицизма. Были обновлены стены церкви, изменена форма купола со шлемовидного на луковичный.

За весь длительный период существования храма он успел побыть не только церковью, но и костелом. Пару раз были опустошены стены святыни, и даже в советский период хотели из него сделать музей. Но, несмотря на закрытие монастыря в 1960 году, церковь продолжала исправно работать. И некоторый непродолжительный период храм был единственным из действующих церквей Полоцких земель.

О писание одной из главных достопримечательностей Полоцка.

Удивительная Спасо-Преображенская церковь строилась под воздействием разных архитектурных течений. Она представлена в виде трехнефного храма с одним куполом. Внутри церковь перекрыта широкими арками и красивыми сводами. На втором этаже храма разместились балконы, к которым подходит небольшая узкая лестница. По обеим сторонам балконов находятся две кельи, в одной из которых проживала Ефросиния Полоцкая, а вторую занимала ее близкая родственника.

Отличительной чертой Преображенской церкви можно назвать ее акцент на вертикальные детали, что зрительно вытягивает здание. Создается впечатление стремящегося вверх храма. Бытует такое мнение, что изначально церковь возводили как усыпальницу, которая предназначалась для служительниц монастыря. Этот факт логично объясняет такой небольшой объем церкви.

Визуально храм был существенно изменен многочисленными перестройками, но самые древние кладки, к счастью, затронуты не были. По итогам, на сегодняшний день церковь является единственной из дошедших до нас построек XII века на всей Полоцкой земле.

Самым значительным и весомым достоянием церкви можно назвать старинные фрески XII века, которые имеют художественно-историческую ценность. Очень долгое время эти фрески скрывались за слоями побелки и штукатурки. Только в середине XIX столетия их стали понемногу открывать. Всего было раскрыто 12 частей фресок. Активно велась их реставрация и восстановление. Однако работа была осложнена найденной росписью еще более позднего времени, которая также не менее ценна.

Экскурсии с посещением Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.

Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом. Если обратиться к плану Спасо-Преображенской церкви, то в первую очередь обращает на себя внимание вытянутость пропорций по оси восток-запад. Эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII века, что позволяет говорить о формировании в тот период в Полоцке своей архитектурной традиции. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви является вертикализм ее композиции, акцентированная устремленность храма ввысь. Церковь чрезвычайно мала по своим размерам: ее длина – 14, 4 м, ширина – около 10 м, а высота – 22 м. Размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы – вдвое уже и в объеме подкупольного креста практически не читаются.

Внешний вид Спасской церкви дошел до нас сильно искаженным позднейшими перестройками, которые, впрочем, почти нигде не коснулись древней кладки. Многочисленные исследования историков архитектуры (П. А. Раппопорта, Г. М. Штендера, В. В. Ракицкого и других) дали возможность представить первоначальный облик храма с предельной точностью. Особый интерес представляет реконструкция исследователя и реставратора Спасского храма В. В. Ракицкого, поскольку в ней точно воссоздан один из главных элементов, формирующих неповторимый облик церкви XII века. Это двойной ряд килевидных трехлопастных кокошников, которые обрамляют граненый барабан храма, увенчанный шлемовидным куполом.

Бесспорно, что строители XII века обладали высоким уровнем технических знаний. Это подтверждается прекрасным техническим выполнением Спасской церкви, качеством плинфы (кирпича) и известкового раствора, чистотой кладки.

По мнению российского искусствоведа художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, изначально Спасская церковь мыслилась как храм-усыпальница, предназначенная для настоятельниц обители и, в первую очередь, для самой преподобной Евфросинии. Именно этим замыслом объясняется малый объем церкви. О погребальном предназначении храма говорят и выявленные остатки двух аркосолиев по центру южной и северной стен. Аркосолии размещены вплотную к боковым алтарным аркам и даже чуть заходят в пространство жертвенника и диаконника, что свидетельствует об их предназначении для погребения духовных лиц. Помимо них в пространстве под хорами расположено еще несколько аркосолиев меньшего размера, два из которых (в настоящее время частично раскрытые) сохранили росписи XII века.

Вплоть до XVI века при Спасской церкви продолжал существовать женский монастырь. В 1579 году после взятия Полоцка войсками короля Речи Посполитой Стефана Батория для обители начался долгий период упадка. Вероятно, во время военных действий 1579 года Спасо-Преображенский храм был опустошен, а верхняя часть его объема, сначала перекрытая закомарами, частично разрушена.

Скорее всего, в XVII веке обновленная иезуитами Спасская церковь не использовалась для богослужений. Об этом свидетельствуют граффити, оставленные на стенах храма тогдашними полоцкими школярами – факт невероятный в использовавшемся костеле. (Вообще, граффити Спасской церкви, написанные в период от середины XII века до 1832 года включительно, имеют важное историческое значение. Они выполнены на древнерусском, латинском и польском языках и по своему содержанию и назначению относятся к поминальным, благопожелательным, автографическим, летописным, бытовым.)

В 1654 году, когда русские войска заняли Полоцк, на некоторое время здесь была восстановлена православная кафедра. В июле 1656 года состоялось переосвящение древнейшего Спасо-Преображенского храма, на котором присутствовал сам Государь Алексей Михайлович. Однако уже через одиннадцать лет, в 1667 году, по Андрусовскому договору белорусские земли вновь отошли к Речи Посполитой, и православная кафедра в Полоцке была упразднена. Вскоре вместе с польскими властями в город вернулись и иезуиты. В 1667 году Спасо-Евфросиниевский монастырь и его земельные угодья вновь перешли во владение католического ордена иезуитов. Они обосновались на территории обители, построили в ней загородный дом или, иными словами, летнюю резиденцию для отдыха своих генералов и руководителей Полоцкого иезуитского коллегиума (впоследствии академии). Это произошло не ранее второй половины XVII века, так как упоминание о существовании этого дома имеется в документах за 1693 и 1716 годы. Иезуиты господствовали в Полоцке почти два с половиной века (с небольшим перерывом на войну 1656–1667 годов) до ликвидации ордена в 1820 году. За это время на землях бывшего православного монастыря образовался одноименный фольварк Спас. В 1785 году иезуиты имели в Спасе 663 волоки земли и 1505 душ, тогда как в 1583 году фольварку принадлежали 21 деревня и 181 дым (крестьянский двор, на который приходилось приблизительно шесть человек).

В XVIII веке (между 1728 и 1734 годами) иезуиты неоднократно обновляли обращенный в костел Спасо-Преображенский храм. В 1786 году он был отремонтирован по инициативе ректора Полоцкого коллегиума Франциска Каро (Керау). В 1800–1803 годах костел частично реконструировал профессор архитектуры иезуит Войцех Обрампальский.

Кроме того, в начале XIX века на отдыхе в Спасе иезуиты использовали для богослужений домовую каплицу, которая находилась при резиденции. В костеле же (Преображенском храме) свои службы иезуиты совершали всего несколько раз в год, а в начале XIX века – только по воскресным и праздничным дням.

Нужно сказать, что иезуитская хроника, хранящаяся в Краковском архиве ордена, содержит описание различных стычек с французами во время войны 1812 года. Большое сражение произошло именно возле так называемого фольварка Спас. Во время битвы в Спасе сгорели почти все иезуитские постройки, уцелели только костел (Спасо-Преображенский храм), стены которого были повреждены, и дом садовника. Однако иезуиты вскоре обновили церковь.

Известно, что изначально купол храма был шлемовидным, но в результате ремонта 1833–1835 годов он стал луковичным. В 1834–1835 годах стены церкви, сохранившие древнее письмо, расписали масляными красками. Впоследствии эти росписи неоднократно поновляли, а стены храма штукатурили. В 1836 году последовал указ Святейшего Синода о реставрации храма, на которую выделили крупную сумму денег (30 359 руб.). В 1835 году Спасская церковь была приписана к архиерейскому дому как храм загородной архиерейской дачи, а в 1841 году, с возрождением Спасо-Евфросиниевского монастыря, опять поступила в ведение обители. В 1843–1846 годах в монастыре провели новые строительные работы, в результате которых была исправлена штукатурка на Спасо-Преображенской церкви. Ремонтные работы проводились и в 1914 году.

В 1909 году в преддверии великого Торжества перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк сестры обители с усердием готовили Спасский храм к принятию великой святыни. Стены церкви были вымыты, живопись иконостаса покрыта лаком, исправлена и заново покрашена масляной краской настенная штукатурка. В 1910 году храм снаружи побелили известью. 23 мая (5 июня н. ст.) 1910 года святые мощи преподобной Евфросинии были торжественно внесены в родную обитель и положены в Спасо-Преображенском храме в серебряную раку.

Новый период в истории Спасо-Евфросиниевского монастыря начался в Великую Отечественную войну. По разрешению оккупационных властей в 1943 году обитель стала восстанавливаться (после своего закрытия в 1925 году). Благодаря усиленным ходатайствам полоцких монахинь мощи преподобной Евфросинии были возвращены из Витебской Свято-Покровской церкви в монастырь. Раку с мощами угодницы Божией установили в Спасо-Преображенском храме слева от алтаря.

В 1946–1947 годах под руководством Е. Ащепкова был сделан обмер храма, не внесший серьезных изменений в реконструкцию, предложенную исследователями ранее. Однако обследование сохранившихся под современной крышей частей древней кладки позволило бы изучить храм гораздо более детально. Поэтому в 1976 году были вновь проведены исследование и обмер верхних частей здания, а также заложен шурф у его северо-восточного угла. Полученные данные помогли по-новому понять значение архитектурных форм Спасской церкви и приблизиться к документальной реконструкции ее первоначального облика.

После закрытия монастыря в 1960 году Спасо-Преображенский храм был единственным действующим в Полоцке и находился в распоряжении приходской общины. Святые мощи небесной покровительницы земли Полоцкой, к великому утешению верующих, и после закрытия обители на протяжении всех последующих лет оставались в Спасском храме. По воспоминаниям местных жителей, в дни особо чтимых праздников – на Пасху, Рождество, Крещение – в древний храм Спаса приходило столько людей, что многим из них приходилось молиться на паперти, а также близ церкви на соборной площади.

Прихожане общины сохранили несколько небольших колоколов, в которые звонили сестры еще до закрытия монастыря. Поскольку в годы лихолетья власти запретили совершать колокольный звон, один из колоколов был установлен на хорах Спасского храма, и звон стал совершаться внутри церкви. Когда начала восстанавливаться обитель, сохранившиеся колокола повесили в одной из башен Кресто-Воздвиженского собора, а в 1992 году колокола переместили во вновь построенную колокольню, находящуюся над святыми вратами.

В середине 1980-х годов местные власти стремились отнять у православных древний храм и устроить в нем музей. Только благодаря многочисленным ходатайствам прихожан в государственные инстанции эти планы не были осуществлены.

По милости Божией в 1989 году на Синоде Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении Спасо-Евфросиниевского монастыря. С 1990 по 1992 год службы в Спасо-Преображенском храме совершались ежедневно (за исключением воскресных и праздничных дней, когда богослужения проходили в Кресто-Воздвиженском соборе). До 1991 года в Спасском храме по средам Литургию и молебен с акафистом преподобной совершали прихожане общины Спасо-Преображенской церкви (в августе 1991 года община была переведена в Полоцкий Богоявленский собор, который был возвращен тогда Православной Церкви). В 1992 году основные богослужения стали совершаться в соборе. В Спасо-Преображенском храме до 2007 года ежедневно служили полунощницы, молебны у святых мощей преподобной Евфросинии с акафистом. Кроме того, по средам совершалась и Божественная Литургия.

Помимо этого, с 1991 по 2007 год в Спасском храме совершались монашеские постриги. Особым утешением для пострижениц было пребывание в течение трех дней в древней церкви рядом с мощами основательницы монастыря. На хорах храма, где находятся две крестообразные келии (преподобной Евфросинии и одной из ее родственниц), постриженицы ночевали.

Самым замечательным достоянием Спасо-Преображенской церкви является древняя фресковая роспись, сплошь покрывающая стены храма. В начале 1990-х годов началась планомерная реставрация стенописи, которую возглавил минский художник-реставратор и исследователь В. В. Ракицкий. В 2007 году в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора В. Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В настоящее время раскрыта существенная площадь росписей, дающая представление о стиле и системе внутреннего убранства церкви.

27 декабря 2006 года в связи с работами по раскрытию фресковой росписи святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из древнего храма в Кресто-Воздвиженский собор, где они находятся и поныне. Поскольку в Спасской церкви до сих пор продолжаются реставрационные работы, богослужения в ней не совершаются. Необходимо отметить, что 3 июня 2007 года заботами и стараниями архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия Спасский храм был увенчан позолоченным куполом. Тогда же интерьер церкви был украшен резным иконостасом.

Спасо-Преображенская церковь в Полоцке

Спасо-Преображенскую церковь в Полоцке построил в Спасо-Евфросиниевском монастыре, основанном прп. Евфросинией Полоцкой, некто мастер Иван. Произошло это в середине 1150-х годов. Столь древних памятников в Полоцке больше не сохранилось, если не считать до неузнаваемости перестроенный Софийский собор.

Одноглавый шестистолпный Преображенский храм явился провозвестником столпообразных (или башнеобразных) храмов Древней Руси — и, в частности, Михайло-Архангельского. Несмотря на позднейшие видоизменения, Преображенская церковь сохранила свою устремленность ввысь. Она похожа на ракету, нацеленную в небо.

Преображенская церковь подвергалась перестройкам, но эти изменения коснулись лишь деталей и кровли. Под ними — древний объем храма, возведенный зодчим Иваном за тридцать недель. А внутри сохранились Спасо-Преображенской церкви - фрески XII века.

0 (700x525, 303Kb)

2 (700x466, 243Kb)

2-1 (466x700, 410Kb)

Спасо-Преображенская церковь в Полоцке была построена между 1152 и 1161 годами по распоряжению настоятельницы Спасо-Преображенского монастыря Ефросинии Полоцкой. Храм является творением полоцкого зодчего Иоанна и был возведен всего за 30 недель. По замыслу зодчего церковь должна была быть уникальной, единственной в своём роде. И это ему удалось.

Спасо-Преображенская церковь построена под влиянием различных архитектурных школ и представляет собой шестистолпный трёхнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими арками. На втором этаже расположены хоры, к которым ведет узкая лестница. По обе стороны хор расположены две небольшие крестообразные келии. В одной из них жила Ефросиния Полоцкая, в другой – одна из её родственниц, также постриженная в монашество. Особенностью Спасской церкви является вертикальность её композиции, акцентированная устремленность храма ввысь. Существует мнение, что первоначально Спасо-Преображенская церковь строилась как храм-усыпальница, предназначенная для настоятельниц монастыря. Именно этим можно объяснить малый объём церкви.

2-2 (525x700, 362Kb)

3 (700x525, 348Kb)

4 (700x525, 330Kb)

Внешний вид Спасо-Преображенской церкви в Полоцке был сильно изменен последующими перестройками, однако они не затронули древней кладки. В итоге сегодня храм является единственным в полном объёме дошедшим до нас памятником истории и культуры Полоцкой земли 12 века.

В 1833 году Спасо-Преображенская церковь в Полоцке была частично перестроена по проекту архитектора А.Порта. В результате храм приобрел черты классицизма. Первоначальный шлемовидный купол храма был заменен на луковичный, значительно были обновлены стены храма. За свою долгую жизнь Спасо-Преображенский храм был и церковью, и костелом, несколько раз опустошался, в советское время даже планировалось устроить в нём музей. Но даже после закрытия в 1960 году Спасо-Ефросиниевского монастыря Спасо-Преображенский храм продолжал работать. Некоторое время он являлся единственной действующей церковью Полоцка.

11 (610x400, 330Kb)

Самым замечательным достоянием храма являются фресковая роспись 12 века, имеющая исключительную историко-художественную значимость. Фрески – уникальное произведение древнерусского монументального искусства мировой значимости. Долгие столетия фрески были скрыты под более поздними слоями штукатурки, побелки и масляной краски. Впервые они были открыты в 1835 году. Затем пробное раскрытие фресок производилось в 1929, 1937-38, 1940, 1950, 1972 годах. Сегодня к процессу раскрытия фресок присоединились московские специалисты. Уже раскрыто 12 фрагментов фресок, к 2015 году реставрацию фресковой живописи планируется завершить. Работы осложняются тем, что более поздняя роспись храма (в основном, это граффити) также представляет огромную ценность. Граффити выполнены на латинском, древнерусском, польском языках и интересны для изучения как историками, так и филологами.


Спасо-Преображенская церковь в Полоцке сегодня номинирована на включение в Список Всемирного наследия Юнеско. В ней находятся мощи святой Ефросинии Полоцкой, копия креста Ефросинии Полоцкой (оригинальный крест пропал во время Великой Отечественной войны) и множество других особо чтимых православных святынь. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ежедневно храм посещает множество верующих и паломников.

15 (700x504, 414Kb)

70 (466x700, 482Kb)

18915f4b502ea9592ea4d57472ff5e6d (698x700, 635Kb)

88533-2-f (700x468, 377Kb)

1314993265_q1 (455x700, 508Kb)

03_ (640x544, 386Kb)

freski_polock_16 (700x466, 371Kb)

freski_polock_22 (700x466, 342Kb)

mmkv01-158 (407x578, 479Kb)

Topic3NotesImage26 (400x564, 187Kb)

Topic3NotesImage33 (400x566, 174Kb)

Превью 1-fliuysxsaieaujrksu mvnymdfktzncwt oeonwmfwujxotoymik hvjuzoesos (300x400, 170Kb)
Превью 4 (404x575, 165Kb)
Превью 9 (300x400, 141Kb)
Превью evfros_church2078_d183 (337x450, 164Kb)
Превью evfros_church2084_d183 (337x450, 149Kb)
Превью 1 (450x337, 129Kb)
Превью 2 (450x337, 152Kb)
Превью 7 (400x300, 166Kb)
Превью 8 (400x300, 134Kb)
Превью evfros_church2079_d183 (450x337, 142Kb)
Превью evfros_church2021_d183 (450x337, 135Kb)
Превью 3 (450x337, 154Kb)
Превью 5 (649x511, 304Kb)


Читайте также: