Создание советского государственного аппарата кратко

Обновлено: 02.07.2024

Первая задача любой революционной власти — предотвратить ее ликвидацию военным путем, пока она не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период — первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе. Сразу же после 25 октября 1917 года Советской власти пришлось отражать наступление на Петроград войск Керенского — Краснова, а в самом Петрограде ликвидировать выступление юнкеров. Эти контрреволюционные выступления не были успешными, в них был виден упадок сил и духа всего проекта Временного правительства, исчерпавшего свой потенциал.

Но со всей остротой встала перед новым государством проблема выхода из мировой империалистической войны. Еще летом 1917 г. стало очевидно, что после разрушения государственности царской России продолжать войну было нельзя. Взяв власть под лозунгом "мира без аннексий и контрибуций", Советы начали переговоры о мире, и 3 марта 1918 г. был подписан грабительский Брестский мирный договор с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией (с аннексиями и контрибуциями).

На фоне непрерывного возникновения и решения критических, угрожающих полным крахом срочных проблем началось становление нового государства.

Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти. Проявившееся в эпоху становления советского строя "чувство государственности" (иногда даже говорят об "инстинкте"), причем на всех, даже низовых уровнях власти, а также сложившаяся во многом стихийно, из обыденного здравого смысла, доктрина государственности — особая глава истории русской культуры.

Для самого первого периода (между Октябрем и гражданской войной) отметим следующие характерные моменты:

— Невероятный по обычным (особенно по нынешним) меркам объем проведенной теоретической, аналитической и практической работы по конструированию и созданию форм и процедур государства и права.

— Высокая динамичность концептуальной мысли, быстрота принятия решений и проведения их в жизнь, эффективные и быстродействующие обратные связи с социальной практикой.

— Системное видение задач государственного строительства, верное различение фундаментальных и временных (а также чрезвычайных) структур, эффективное сочетание волевых решений с самоорганизацией, умелое использование неформальных структур власти и авторитета.

Учитывая материальные и кадровые возможности Советского государства в первый период, историки оценивают проделанную им работу как не имеющую прецедентов. В качестве аналога для сравнения берется обычно государственное строительство во время Великой Французской революции, однако условия несравнимы. Во Франции буржуазия, финансовая олигархия и интеллектуальная элита поддержали революцию, обеспечив ее деньгами и кадрами, а в России после Октября были ее противниками. Во Франции революция произошла при достаточно благополучном состоянии экономики, так что новая власть поначалу не стояла перед угрозой краха всей системы жизнеобеспечения страны; в России Советы приняли власть в условиях крайней разрухи, с необходимостью остановить катастрофу.

Взвешенное и достаточно полное описание источников той силы, которая двигала государственное строительство в тот период, выходит за рамки данного учебника. Кратко лишь назовем главные факторы:

— Россия не испытала раскрестьянивания, а рабочий класс не прошел полный курс пролетаризации ("утраты корней"). В ходе Октябрьской революции и после нее трудящиеся проявили себя как народ, обладающий целостной культурой и исторической памятью, включающей богатейший опыт государственного строительства и самоуправления (как общинного, так и городского). Советское государство устраивал народ, которому была близка сама идея Советов как типа соборной власти.

— За полвека до Октября русская культура создала уникальную гамму крупных социально-философских учений, в которых были продуманы ("испытаны") целые цивилизационные проекты: народничество, анархизм, русский либерализм, монархический традиционализм, социал-демократизм и русский коммунизм, православный социализм (в западной общественной мысли конкурировали два крупных социально-философских учения — либерализм и марксизм — родственные по своим мировоззренческим корням). При всей несхожести этих течений, все они участвовали в создании образов идеального, желаемого и возможного государства России. Русская культура провела огромный и длительный "мысленный эксперимент". Литература донесла вопросы и ответы этого эксперимента до широких народных масс в художественных образах — лучше, чем это могла бы сделать научная философия. Лев Толстой был не только "зеркалом русской революции", но и ее учителем.

— Наука, выросшая на русской культурной почве, была свободна от ряда важных идеологических догм Запада (прежде всего, механицизма научной картины мира и человека, социал-дарвинизма в видении общества). Наука России, восприимчивая к возникающей новой картине мира, дала основания для идеологии новых (постиндустриальных, нерыночных) отношений в обществе и между обществом и природой. Труд ученого-народника С.Подолинского, ученого-кадета В.Вернадского, экономиста-аграрника А.Чаянова и создателя первой теории систем (тектологии) большевика А.Богданова неявно, но мощно повлияли на становление Советского государства.

Обильная и резкая критика советского строительства до ХХ съезда, предъявленная после 1985 г., касается исключительно эксцессов и дефектов. Трудно найти свободную от идеологических штампов работу, в которой бы утверждалась принципиальная ошибочность главных политических решений. Даже в отношении коллективизации, повлекшей за собой тяжелую социальную катастрофу (голод крестьян), никто не заявил, что принципиальное решение о коллективизиции было неверным, и альтернатива создания в 30-е годы крупных кулацких ферм была предпочтительнее.

Крах СССР в конце 80-х годов произошел во многом потому, что по ряду причин все указанные выше факторы сильно ослабли или перестали действовать — строй становился все менее советским.

Создание новой структуры государственного управления

Социалистическая революция 1917 г. привела к изменению государственного устройства и, как следствие, изменению всех государственных органов и структур в России. Начал формироваться государственный аппарат Советского государства. Пришедшие к власти большевики считали, что с крахом старого государственного строя страна избавится от коррупции и от косности прежней бюрократической системы.

В своих выступлениях В.И. Ленин говорил, что старый государственный аппарат будет коренным образом разрушен и будет сформирована новая структура управления в виде советских организаций. Также В.И. Ленин признавал необходимость административного управления.

Согласно принятым декретам и резолюциям, Всероссийский съезд Советов был наделен функциями высшего органа власти. В промежутке между съездами функции этого органа выполнял Центральный Всероссийский исполнительный комитет (ВЦИК). В первые годы работы ВЦИК был многопартийным, в него входили:

  • большевики,
  • меньшевики-интернационалисты,
  • левые эсеры.

В состав ВЦИК входили президиум, комиссии и отделы.

Основные отделы ВЦИК:

  • военно-революционный комитет,
  • агитационный отдел,
  • казачий отдел,
  • отдел по национальному вопросу.

В.И. Ленин был избран главой правительства.

Меньшевики-интернационалисты и левые эсеры отказались войти в состав правительства, стремясь создать широкую социалистическую правительственную коалицию.

Органы исполнительной власти

Исполнительной властью руководил Совет Народных Комиссаров. Помимо функций исполнительной власти, СНК принадлежало право законодательной инициативы. СНК подчинялся Съезду Советов и его исполнительному комитету.

Готовые работы на аналогичную тему

СНК состоял из 13 комиссариатов:

7 декабря 1917 г. при правительстве была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. В 1918 году были приняты еще два судебных постановления, которые расширили юрисдикцию местных судов. Согласно новой судебной системе разрешалось вмешательство исполнительной власти в лице местных Советов в судебные процессы по политическим мотивам. Также были созданы специальные органы управления под эгидой Совета Народных Комиссаров:

  • Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем под руководством Ф.Е. Дзержинского;
  • Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) для руководства экономической жизнью страны.

Основная задача ВСНХ состояла в организации рабочего управления на социалистических предприятиях и создании на этих предприятиях промышленного производства. ВСНХ координировал деятельность народных комиссариатов народного хозяйства.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов (4-10 июля 1918 г.) принял Конституцию, в котором законодательно закрепилась государственная структура, утвержденная на III Всероссийском съезде Советов. Высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов, состоящему из представителей городских и губернских советов. Всероссийский съезд Советов избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), который осуществлял всю полноту полномочий съезда в периоды между его съездами. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет назначил Совет Народных Комиссаров (Совнарком), в функции которого входило общее руководство делами РСФСР, а также издание указов, приказов, инструкций. Конституция также установила функции государственных органов, как центральных, так и местных.

Слом старого, буржуазного, и создание нового, советского, государственного аппарата начались с первых дней Октябрьской революции. В ходе вооруженного восстания было упразднено Временное правительство, а вскоре Советское государство приступило к ликвидации старых правительственных учреждений в центре и на местах.

Этот процесс был ускорен массовым саботажем буржуазного чиновничества, руководимым партией кадетов и др. Саботаж чиновничества проявлялся в различных формах: в неподчинении советской власти, неявке на работу, уничтожении и умышленном запутывании дел и документов, хищении и др. Буржуазия, явно переоценивая роль бюрократии в обществе, тем самым рассчитывала вызвать недовольство населения и дезорганизовать жизнь в стране.

Советское государство приняло решительные меры по борьбе с контрреволюционным саботажем и немедленному созданию новых, советских органов управления — путем выдвижения коммунистов и наиболее сознательных рабочих, крестьян и солдат в государственные органы. Высшим органом власти в стране являлся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (после окончательного объединения их на III съезде Советов). Еще на 1 съезде (в начале июня 1917 г.) было принято решение проводить съезды каждые три месяца.

ВЦИК. В период между Всероссийскими съездами Советов высшим органом государственной власти в стране являлся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В конце 1917 — первой половине 1918 г. ВЦИК по своему составу был органом многопартийным. Так, II съезд Советов избрал в состав ВЦИК 108 человек, в том числе 62 большевика, 29 левых эсеров и т.д.

ВЦИК 3-го созыва, избранный на III Всероссийском съезде Советов, состоял из 305 членов и 17 кандидатов в члены ВЦИК.

Компетенция ВЦИК определялась в процессе его работы и позднее была закреплена в Конституции РСФСР 1918 г. В период между Всероссийскими съездами Советов ВЦИК практически решат все вопросы общегосударственного значения, отнесенные к компетенции высших органов власти РСФСР.

В этот период ВЦИК был постоянно действующим органом власти, его структура и порядок работы были утверждены на заседании ВЦИК 2 ноября 1917 г. Заседания ВЦИК могли проводиться как в расширенном (с участием не менее половины всех членов ВЦИК), так и в узком (при наличии не менее 1/4 членов ВЦИК) составе.

Рабочими органами ВЦИК были: Президиум ВЦИК, отделы и комиссии.

Президиум ВЦИК создавался из представителей партий, входящих во ВЦИК. Его персональный состав утверждался на заседаниях ВЦИК. Заседания Президиума созывались два-три раза в неделю. На Президиум возлагались следующие функции: подготовка материалов для заседаний ВЦИК; составление проектов декретов; проведение в жизнь постановлений ВЦИК; руководство работой отделов и комиссий ВЦИК.

Отделы ВЦИК: агитационный; экономический (ликвидирован после образования ВСНХ); казачий; военно-революционный комитет; иногородний (слит с НКВД); отдел по местному самоуправлению (слит с НКВД); отдел по национальному вопросу (слит с Наркоматом по делам национальностей); юридический (слит с Наркоматом юстиции).

ВЦИК и СНК. Во ВЦИК развернулась острая борьба по вопросу о его взаимоотношениях с СНК. Подавляющее большинство проектов декретов СНК вносилось на обсуждение и утверждение ВЦИК. Представители мелкобуржуазных партий, входившие во ВЦИК, настаивали на том, чтобы лишить СНК права издавать декреты и вообще осуществлять какие бы то ни было практические мероприятия без предварительного обсуждения их во ВЦИК. Подобное предложение в тех исторических условиях было направлено на снижение роли советского правительства в управлении страной, на ослабление диктатуры пролетариата.

ВЦИК отверг эти требования. В принятом 4 ноября 1917 г. постановлении он подтвердил решения II Всероссийского съезда Советов об ответственности СНК перед ВЦИК и о подконтрольности СНК ВЦИК и о праве ВЦИК сменять правительство или отдельных его членов. Вместе с тем в этом постановлении подчеркивалось коренная противоположность ВЦИК буржуазному парламенту. Учитывая сложность исторической обстановки и трудность задач, стоящих перед советским правительством, ВЦИК предоставил СНК право издания в неотложных случаях необходимых декретов (то есть СНК были предоставлены законодательные полномочия). Эти положения позднее были закреплены в Конституции 1918 г.

Все законодательные акты, а также распоряжения, имеющие крупное общеполитическое значение, СНК был обязан передавать на рассмотрение и утверждение ВЦИК.

Вместе с тем СНК предоставлялось, как мы уже отмечали, право в случаях, не терпящих отлагательства, издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. а также осуществлять другие необходимые мероприятия в рамках общей программы II Всероссийского съезда Советов.

Заседания СНК проводились почти ежедневно, а иногда два раза в день. О насыщенной деятельности СНК говорят и следующие цифры: за период со дня победы Октябрьской революции и до принятия Конституции РСФСР 1918 г. на заседаниях ВЦИК и его Президиума было принято 109 декретов, постановлений и других актов; за тот же период СНК было принято около 600 декретов, постановлений, обращений к населению и иных правительственных актов (не считая постановлений о назначениях и большинства постановлений о финансовых ассигнованиях).

В целях разгрузки СНК от мелких вопросов начиная с декабря 1917 г. сложилась практика созыва совещания заместителей наркомов. Это совещание, получившее позднее название Малого Совнаркома , постановлением СНК от 23 января 1918 г. было превращено в постоянно действующую комиссию СНК. На заседаниях Малого Совнаркома было рассмотрено значительное количество вопросов (главным образом, о конфискации частнокапиталистических предприятий и финансовых ассигнованиях), решения по которым утверждались СНК без их повторного обсуждения на заседаниях СНК.

За период с октября 1917 по июль 1918 г. произошло некоторое увеличение числа наркоматов. Так, были образованы наркоматы государственного контроля, промышленности и торговли 1 декабря 1917 г. был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) (в июне 1920 г. преобразован в Наркомвнешторг).

По предложению левых эсеров в декабре 1917 г. были созданы два новых наркомата — Наркомат по местному самоуправлению и Наркомат государственных имуществ Российской Республики.

Органы местного самоуправления. Принцип полновластия и единовластия Советов. К моменту Октябрьской революции на местах, кроме Советов, существовало множество других органов (например, комиссары Временного правительства, городские и земские комитеты общественных организаций, органы городского и земского самоуправления).

Декретом ВЦИК и СНК от 18 декабря 1917 г. на органы местного самоуправления возлагалось ведение актов гражданского состояния. В тот же день СНК принял декреты об учреждении Наркомата по местному самоуправлению и об открытии кредита в 200 млн. руб. и образовании междуведомственного совещания для выдачи ссуд городам и земствам. Юридические права самоуправлений признавались и январскими декретами (1918), например, в положении СНК о биржах труда, организуемых при местных самоуправлениях.

Саботаж чиновников, ухудшение положения Советской республики в связи с началом немецкого наступления весной 1918 г., необходимость концентрации всех сил и средств на отпор врагу ускорили ликвидацию самоуправлений и передачу их функций соответствующим отделам Советов. Этому же, по-видимому, способствовали тяжелое финансовое положение земств и городов, а также то, что они в силу своего состава занимали не всегда просоветскую позицию и что в ряде этих органов главные позиции занимали представители небольшевистских партий и т.п.

Советское государство, последовательно проводя в жизнь принцип полновластия и единовластия Советов в центре, осуществляло ту же политику и на местах.

Местные Советы проводили в жизнь декреты советской власти, вели борьбу с контрреволюцией, производили налоговое обложение имущих классов, проводили национализацию и конфискацию некоторых предприятий, осуществляли охрану революционного порядка, создавали судебные учреждения и т.д. Структуру и функции исполнительных органов каждый Совет определял по-своему.

Непосредственное руководство местными Советами осуществлял НКВД (нарком Г.И. Петровский). Обобщив первый опыт советского строительства на местах, НКВД в конце декабря 1917 г. принял два документа:

Эти документы еще раз подтверждали незыблемость принципа всевластия и единовластия Советов на местах и выдвигали основной организационный принцип построения Советов — принцип демократического централизма.

В ноябре 1917 — январе 1918 г. по всей стране проходил процесс объединения Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединенные Советы распускали низовые земства или подчиняли их себе и сосредоточивали в своих руках всю полноту власти на местах.

Был принят также декрет об организации Красного флота, который создавался на тех же основах, что и Красная армия.

В целях создания по-настоящему регулярной армии советское правительство предприняло ряд решительных шагов.

1. По предложению Л.Д. Троцкого для руководства всеми военными операциями постановлением от 4 марта 1918 г. СНК учредил Высший военный совет в составе военного руководителя и двух политических комиссаров. Этим постановлением были упразднены должность главковерха, распускался Комитет революционной обороны Петрограда, расформировывались Всероссийская коллегия по организации и управлению РККА, Революционный полевой штаб при Ставке Верховного главнокомандующего. В марте 1918 г. функции и права Высшего военного совета были значительно расширены: он должен был определять военным и морским ведомствам основные задачи по обороне государства и организации вооруженных сил, объединять деятельность армии и флота в решении общих вопросов, наблюдать за выполнением военным и морским ведомствами возложенных на них задач.

2. В целях укрепления дисциплины в армии была введена торжественная присяга для военнослужащих при вступлении в Красную армию.

4. Был создан институт военных комиссаров . 8 апреля 1918 г. при Наркомате по военным делам было образовано Всероссийское бюро военных комиссаров.

С началом военной интервенции (весна — лето 1918 г.) перед Советским государством встала задача комплектования армии на основе обязательной военной службы трудящихся. Для выполнения этой задачи весной 1918 г. было введено обязательное обучение трудящихся военному делу и созданы на местах военные комиссариаты, на которые возлагалось обучение трудящихся и формирование отрядов Красной армии.

29 мая 1918 г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской обязательной повинности (на этот момент в Красной армии насчитывалось чуть более 300 тыс. добровольцев).

Процессы слома буржуазного государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти.

В отличие от первого Советского правительства последующие составы СНК формировались на заседаниях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) соответствующего созыва, избранного в свою очередь съездом Советов. Такие особен­ности полномочий и порядка создания СНК были обусловлены необхо­димостью обеспечить оперативное руководство жизнью молодой рес­публики, принимать оперативные меры по борьбе с ее многочисленными врагами.

Руководство отдельными отраслями государственной жизни пору­чалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК. На­родные комиссариаты, как указывалось в декрете, обязывались в тес­ном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов.

Наркоматы наследовали функции прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложныедекреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Во главе каждого наркомата стоял народный комиссар (нарком), который имел заместителей. Совещательным органом при наркоме была коллегия. Наркомы по должности являлись членами Совнаркома (СНК), который с 26.10(8.11)1917г. по 10.3.1918г. размещался в Смольном. Большинство Наркоматов до середины ноября 1917г. находились там же, затем - в зданиях бывших министерств.

Состав и структура Наркоматов в основном сложилась к январю 1918г:

Наркомат внутренних дел (НКВД), создан 26.10(8.11).1917г., аппарат сформировался к январю 1918г.; наркомы А. И. Рыков (1917), Г. И. Петровский (1917-19);

Наркомат государственного призрения (НКГП), создан 29.10(11.11).1917; нарком А. М. Коллонтай;

Наркомат гос. имуществ (НКГИ), создан 9(22).12.1917; нарком В. А Карелин;

Наркомат земледелия (НКЗ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы В. П. Милютин (1917), А. Г. Шлихтер (1917), А. Л. Колегаев (1917-18);

Наркомат местного самоуправления (НКМС), создан 9.12.1917(1.1.1918); нарком В. Е. Трутовский;

Наркомат по военным делам (Наркомвоен), сформирован в ноябре 1917; нарком Н. И. Подвойский (ноябрь 1917 - февраль 1918);

Наркомат по морским делам (НКМД), сформирован в январе-феврале 1918; нарком П. Е. Дыбенко;

Наркомат по делам национальностей (Наркомнац), создан 6.10(8.11).1917; нарком И. В. Сталин;

Наркомат почт и телеграфов (НКПТ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы Н. П. Авилов (Глебов) (1917), П. П. Прошьян (1917-18);

Наркомат просвещения (Наркомпрос), создан 26.10(8.11).1917; нарком А. В. Луначарский (1917-29);

Наркомат торговли и промышленности (НКТП), создан 26.10(8.11).1917; наркомы В. П. Ногин (1917), А. Г. Шляпников (врио наркома 1917-18), В. М. Смирнов (1918);

Наркомат финансов (НКФ), создан 26.10(8.11).1917; наркомы И. И. Скворцов-Степанов (1917, к работе не приступал; фактически руководил В. Р. Менжинский), Менжинский (1918);

Наркомат юстиции (НКЮ), создан 26.10(8.11). 1917; наркомы А. Ломов (Г. И. Оппоков) (1917, к работе не приступал; фактически руководил П. И. Стучка), И. З. Штейнберг (1917-18).

10-11.3.1918г СНК и все Наркоматы переехали из Петербурга в Москву.

До принятия Конституции РСФСР 1918 г. центральные органы государственной власти и государственного управления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенные проблемы становления и развития социалистической государственности.

Как орган управления хозяйством ВСНХ был наделен широкими полномочиями. Его основной задачей была организация народного хозяйства и государственных финансов. В соответствии с этим ВСНХ вырабатывал общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, объединял деятельность центральных и местных орга­нов управления отдельными отраслями хозяйства, Всероссийского со­вета рабочего контроля, а также деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса. ВСНХ было предо­ставлено право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности, торговли и проведения иных мероприятий в области производства, распределения и государственных финансов.

Местными органами ВСНХ являлись областные советы народного хозяйства. В Петрограде был организован СНХ Северного района. Создавались СНХ и в других местах — Центрально-промышленной области, Иваново-Вознесенске, Самаре и др. К маю 1918 г. сеть СНХ составила: областных — 7, губернских — 38, уездных — 69. Эта система органов государственного управления стала основным рычагом в деле развития экономики республики.

Власть Советов с невиданной ранее быстротой распространялась по стране. Центральные органы Советского государства — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Совет Народных Комиссаров и Народный комиссариат внутренних дел руководили всеми сторонами деятельности органов власти на местах, стремились обеспечить, прежде всего, их необходимое организационное единообразие в построении и деятельности.

Чрезвычайно важную роль в деле законодательного оформления первых результатов советского строительства сыграл III съезд Советов, собравшийся в январе 1918 г.

Решения III Всероссийского съезда Советов стали основой даль­нейшего укрепления советского государственного аппарата, установления пра­вильных взаимоотношений между центром и местами. Коммунистиче­ская партия учитывала, что стремление местных органов к полноте власти, вполне естественное и необходимое в условиях ломки старого государственного аппарата, приводило подчас к ошибкам и извраще­ниям ленинской линии в вопросах советского строительства.

Было чрезвычайно важно в этих условиях, как отмечал Я. М. Сверд­лов, провести четкое разграничение сфер деятельности органов государ­ственной власти в центре и на местах. Эту проблему общегосударствен­ного значения нельзя было решить текущим декретом. Она должна была получить свое выражение в особом документе — Основном Законе государства. Эту главнейшую организационную задачу разрешила пер­вая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов.

При народ­ных комиссариатах существовали коллегии, члены которых утверждались Советом Народных Комиссаров. Народные комиссары и члены коллегий наркоматов были ответственны перед Советом Народных Комиссаров и ВЦИК.


В настоящем пособии рассматривается становление и развитие отечественной политической и правовой системы в советский период (октябрь 1917 декабрь 1991 гг.). Большое внимание уделяется сравнительному анализу правового регулирования общественных отношений на различных этапах существования советского государства. При этом государственно-правовые явления исследуются с точки зрения перспектив их применения в современной юридической практике и государственном строительстве.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 – 1920 гг.)

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История отечественного государства и права (советский период) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 1. Отечественное государство и право в первые годы советской власти (октябрь 1917 — 1920 гг.)

§ 1. Создание Советского государства

Советская власть в России была установлена в результате большевистского восстания 24–25 октября 1917 г. В ходе этого переворота было свергнуто образованное в конце февраля 1917 г. Временное правительство. Переход всей полноты власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов был официально подтвержден решением II Всероссийского съезда Советов 26 октября 1917 г. С установлением советской власти было связано и образование Советского государства — Республики Советов (РСФСР).

Переход власти к Советам по стране осуществлялся постепенно, причем в одних регионах мирным, а в других — насильственным путем. За период с 25 октября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. советская власть была установлена в 90 губернских и других крупных городах. При этом прежний государственный аппарат (министерства, судебные органы, городские думы, земства и др.) упразднялся. Основная масса дореволюционных органов была ликвидирована к началу 1918 г., а полностью они были упразднены в середине 1918 г.

Наиболее значимым актом, отразившим важнейшие социально-экономические и политические преобразования первых месяцев советской власти, стала Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Она была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов и вступила в силу с 19 июля 1918 г. — с момента официального опубликования. Конституция состояла из 90 статей, 17 глав и 6 разделов. Она стала первым в истории отечественного государства Основным законом. Впервые вопрос о необходимости разработки Конституции обсуждался на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г., однако активная работа по ее подготовке проводилась с апреля 1918 г. после образования специальной комиссии под руководством председателя ВЦИК Я. М. Свердлова.

1. Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Он являлся высшим органом власти, принимавшим решения по наиболее важным вопросам (например, V Съездом была утверждена сама Конституция 1918 г.), при этом съезд был уполномочен принимать на свое рассмотрение любые вопросы. Съезд формировался из представителей нижестоящих советов — городских советов и губернских съездов советов. По Конституции съезд должен был созываться ВЦИКом не реже двух раз в год, однако допускалась возможность созыва чрезвычайных съездов.

5. На региональном уровне действовали областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, а также городские и сельские советы. Региональные советы обладали самостоятельностью в решении местных вопросов (хозяйственных, административных, финансовых и др.), но при этом должны были действовать в соответствии с актами вышестоящих органов. Они избирали свои исполнительные комитеты (исполкомы), которые занимались проведением в жизнь решений советов и всей текущей работой.

По Конституции РСФСР 1918 г. выборы были тайными, но при этом не являлись всеобщими, равными и прямыми. Исключение составляли лишь прямые выборы в низовые (сельские и городские) советы. Депутаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов. Следует отметить, что начиная с первых лет советской власти определяющее влияние на управление государством оказывали высшие партийные органы большевиков: ЦК РКП (б), Политбюро ЦК РКП (б), Съезд партии, хотя формально Конституция 1918 г. не содержала сведений об этом. Также в первой отечественной Конституции, в отличие от последующих основных законов, отсутствовали сведения об организации судебной власти.

Отличительной особенностью депутатского статуса в Советском государстве был так называемый императивный мандат, который предполагает тесную связь депутата и его избирателей. Такой мандат (в отличие от характерного для современной России свободного мандата) предусматривает обязанность депутата выполнять свои предвыборные обещания, периодически отчитываться перед избирателями, которые при этом вправе отозвать депутата за ненадлежащее выполнение им своих обязанностей (в настоящее время отзыв депутата допускается только на муниципальном уровне).

1) местные народные суды, которым было подсудно большинство гражданских и уголовных дел;

2) рабочие и крестьянские революционные трибуналы, которые создавались для борьбы с контрреволюционными преступлениями.

Новые суды формировались на основе выборов. Местные судьи избирались населением определенной местности. При этом судьями местных судов могли быть избраны и бывшие мировые судьи. Революционные трибуналы избирались губернскими или городскими советами. В работе новых судебных органов, согласно положениям Декрета, должны были принимать участие граждане в качестве народных заседателей. Соответствующими советами составлялись списки очередных заседателей и определялась очередность явки заседателей на судебные заседания. В состав местного суда входил судья и два очередных заседателя, в состав революционного трибунала — председатель и шесть очередных заседателей. Для рассмотрения жалоб на решения местных судов создавались уездные съезды местных судей.

Декрет содержал ссылку на возможность применения дореволюционных законов. Местные суды могли обращаться к старым законам лишь в случае, если они не были отменены революцией, не противоречили декретам советской власти, революционной совести и революционному правосознанию. На практике ссылки на дореволюционные законы чаще имели место не в местных, а в окружных судах, где среди судей оставалось больше представителей дореволюционной судебной системы 4 .

7 марта 1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о суде № 2, который учредил окружные народные суды для рассмотрения дел, превышавших подсудность местного народного суда. Состав окружного суда формировался советами соответствующего уровня. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения.

Таким образом, в первые месяцы после образования Советского государства была сформирована система общих судов и система революционных трибуналов. Кроме того, в данный период в РСФСР стали создаваться внесудебные органы с судебными функциями. Так, 7 декабря 1917 г. по декрету СНК при этом органе была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК занималась предварительным расследованием указанной категории дел, выносила по ним приговоры, а также приводила приговоры в исполнение. Наличие внесудебных органов являлось серьезным недостатком советской судебной системы. Оно противоречило демократическим принципам судоустройства и судопроизводства, шло в разрез с положением о необходимости осуществления правосудия только судом.

После выхода Положения о народном суде РСФСР (утверждено Декретом ВЦИК 30 ноября 1918 г.) судебная система была реформирована 5 . Ранее закрепленная система народные суды — революционные трибуналы была сохранена. При этом народные судьи стали избираться местными советами, а заседателей утверждали исполкомы советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип — ими могли быть только трудящиеся. Судом второй инстанции для народных судов стал Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа.

Дознание по уголовным делам возлагалось на милицию, а следствие — на следственные комиссии. В неотложных случаях следствие могло возлагаться и непосредственно на постоянных судей. По Положению 1920 г. следственные комиссии были упразднены, их функции стали осуществляться народными следователями, работавшими при местных отделах юстиции и при наркомате юстиции. Обвинение и защиту (представительство) сторон на процессе осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных советах. Советы избирали членов коллегии, которые приравнивались к должностным лицам и получали за работу зарплату (а не гонорар от клиентов). Данный порядок был изменен Положением 1920 г., согласно которому коллегии были упразднены. Защитниками приглашались граждане по спискам, составляемым исполкомами местных советов, способные выполнять такие обязанности. Ими могли быть и консультанты, состоявшие при отделах юстиции. Обвинение поручалось обвинителям, назначаемым губернскими исполкомами. В процессе могли участвовать и общественные обвинители.

К 1920 г. образовалось несколько групп революционных трибуналов, осуществлявших правосудие по наиболее важным уголовным делам, прежде всего по делам о контрреволюционных преступлениях. К ним относились: общие (территориальные), военно–революционные и военно–железнодорожные трибуналы. Так, правовой статус территориальных трибуналов определялся Положениями 1919 и 1920 гг. Они действовали в губернских и других крупных городах, как и народные суды, являлись выборными (члены трибуналов избирались местными советами), состояли из председателя и двух членов. Участие заседателей здесь не предусматривалось. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. При ВЦИК также действовал Верховный трибунал, который рассматривал дела особой важности, передававшиеся ему Президиумом ВЦИК. Управление судебной системой в данный период осуществлял наркомат юстиции.

§ 2. Формирование советского права

Однако все же нельзя говорить о полном забвении советским государством прежнего правового опыта. Отдельные положения и конструкции, выработанные в процессе дореволюционной правотворческой практики, выдержали испытание временем и идеологией и впоследствии вошли в тексты советских нормативно-правовых актов. Например, советским трудовым законодательством был заимствован ряд положений фабричного законодательства об охране и об оплате труда, советское семейное законодательство первоначально восприняло нормы 10 тома Свода законов Российской империи о брачном возрасте и раздельности имущества супругов, советское гражданское законодательство 1920-х гг. XX в. в вопросе о юридических лицах заимствовало отдельные положения законодательства второй половины XIX в.

Особенностью правотворческой практики первых лет советской власти стало широкое местное нормотворчество, которое нередко противоречило актам центральных органов власти. Население страны в данный исторический период активно вовлекалось в общественную жизнь (через сеть местных советов), не имея при этом опыта государственной деятельности. Зачастую необходимость в принятии местных актов была вызвана и тем, что акты из центра с большим опозданием поступали (или вообще не поступали) на места.

Читайте также: