Создание иероглифического письма в древнем египте кратко 5 класс история впр

Обновлено: 04.07.2024

Права: Наследственное право владения населёнными землями, ,Свобода от несения государева тягла,Право заниматься торговлей

Обязанности: Являться "Конно, людно и оружно"

Права:Право заключать сделки предъявлять иски заниматься торговлей, промыслами владеть движимым и недвижимым имуществом вступать в брак без согласия помещика.в судах ввели институт присяжных заседателей и адвокатуры, процесс стал открытым и носил состязательных характер. крестьянин мог быть избран в присяжные заседатели и органы земского самоуправления мог поступить в средние и высшие учебные заведения.(все после 1861г)

Обязанности:Несли повинности,платили налоги,принадлежали феодалу.

Однако в целом реформа не дала ожидаемых результатов. Уже в конце 60-начале 70-х гг. позитивный потенциал хозяйственной реформы стал исчерпываться, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетичес-кого и военно-промышленного комплексов. Безуспешными оказались попытки внедрения в массовое производство наукоемких технологий (радиоэлектроники, информатики, вычислительной техники, биотехнологии и др.) . Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однобокий характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на непосредственные потребности людей. Причины функционирования механизма торможения: 1) невосприимчивость производства к НТП; 2) низкий спрос на инновации; 3) принудительный характер нововведений; 4) чрезмерная инвестиционная активность государства; 5) действие системы компенсаций; 6) игнорирование цикличности развития при планировании; 7) избыточная милитаризация экономики. Особое значение для сворачивания реформы имела внешнеполитическая обстановка, а именно условия "холодной войны".

Русское дворянство укрепило свои позиции и сравнялось с боярами.
Основополагающей причиной изменения социального положения дворянства как такового стало введение крепостного права на основании соборного уложения от 1649 года. Укрепление статуса и значимости данного титула произошло из-за слияния всего несвободного люда в крепостное крестьянство. С каждым годом различия между боярством и дворянством стирались, а со временем практически сошли на нет. Вся элита называлась государевыми людьми, а положение в обществе ценилось исключительно благодаря занимаемой должности.

Да.потомучто все страны были объеденены

Но для фа­ра­о­на или ца­ри­цы этого было недо­ста­точ­но. Спин­ка их кре­сел, а также под­ло­кот­ни­ки из­нут­ри и сна­ру­жи укра­ша­лись сце­на­ми клас­си­че­ско­го ре­пер­ту­а­ра, вы­пол­нен­ны­ми раз­ной тех­ни­кой (резь­ба по де­ре­ву, тис­не­ние кожи, че­кан­ка по зо­ло­ту, се­реб­ру или меди с ин­кру­ста­ци­я­ми из дра­го­цен­ных кам­ней (см. Крес­ло из кедра. Гроб­ни­ца Ту­тан­ха­мо­на. Ка­ир­ский музей).

Егип­тяне также де­ла­ли та­бу­ре­ты. Они имели либо вер­ти­каль­ные ножки, либо пе­ре­кре­щи­ва­ю­щи­е­ся в форме буквы X и окан­чи­ва­ю­щи­е­ся ути­ны­ми го­ло­ва­ми (см. Крес­ло из Лей­ден­ско­го музея, Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ство Древ­не­го Егип­та).

Пол усти­ла­ли ци­нов­ки, и по­всю­ду ле­жа­ло мно­же­ство по­ду­шек: их под­кла­ды­ва­ли под спину и под ноги тех, кто са­дил­ся в крес­ла. Когда в доме со­би­ра­лось много го­стей и кре­сел не хва­та­ло, то гости са­ди­лись на по­душ­ки или прямо на ци­нов­ки на полу.

На чем ле­жа­ли

Кро­ва­ти пред­став­ля­ли собой де­ре­вян­ную раму, ко­то­рая опи­ра­лась на че­ты­ре ножки в форме зве­ри­ных лап. Из­го­ло­вье укра­ша­ли го­ло­ва­ми жи­вот­ных. В гроб­ни­це Ту­тан­ха­мо­на со­хра­ни­лись три рос­кош­ных ложа, изоб­ра­жав­ших жи­вот­ных: ко­ро­ву, пан­те­ру и гип­по­по­та­ма (см. Древ­ние еги­пет­ские пи­ра­ми­ды, Зо­ло­че­ное по­гре­баль­ное ложе. Гроб­ни­ца Ту­тан­ха­мо­на. Ка­ир­ский музей, Де­ко­ра­тив­но-при­клад­ное ис­кус­ство Древ­не­го Егип­та).

В чем хра­ни­ли вещи

В ком­на­тах сто­я­ли де­ре­вян­ные с ин­кру­ста­ци­ей шкафы для белья и одеж­ды.

Туа­лет­ные при­над­леж­но­сти, зер­ка­ла, греб­ни, го­лов­ные за­кол­ки и па­ри­ки хра­ни­ли в сун­дуч­ках и лар­цах (см. Древ­ние еги­пет­ские пи­ра­ми­ды).

Одеж­да и обувь

Вель­мо­жи но­си­ли одеж­ду из тон­ких льня­ных тка­ней.

На­бед­рен­ная по­вяз­ка – ос­нов­ной вид одеж­ды древ­них егип­тян. Часто наряд даже знат­но­го егип­тя­ни­на со­сто­ял из такой по­вяз­ки и опре­де­лен­но­го ко­ли­че­ства укра­ше­ний. Он на­де­вал на за­пя­стья один брас­лет или мно­же­ство, на палец – коль­цо, а на шею – на­груд­ное оже­ре­лье из пя­ти-ше­сти рядов бус с двумя за­стеж­ка­ми в форме со­ко­ли­ных голов.

Счи­та­лось, что имен­но укра­ше­ния при­да­ют егип­тя­ни­ну ре­спек­та­бель­ность.

Овощи и фрук­ты

Вы­ра­щи­ва­ли лук, порей, чес­нок (ко­то­рый егип­тяне осо­бен­но це­ни­ли), огур­цы, ар­бу­зы, дыни, ви­но­град, фиги, фи­ни­ки, олив­ки.

Груши, пер­си­ки, вишни и мин­даль по­яви­лись у них толь­ко в рим­скую эпоху. Апель­си­нов и ли­мо­нов в Древ­нем Егип­те тоже не знали..

На­пит­ки

Боль­ше всего мы знаем не о жизни про­стых зем­ле­дель­цев и ре­мес­лен­ни­ков Древ­не­го Егип­та, а о жизни вель­мож. Дело в том, что у вель­мож, в от­ли­чие от про­стых егип­тян, были гроб­ни­цы, укра­шен­ные рос­пи­ся­ми, ко­то­рые поз­во­ля­ют нам спу­стя мно­гие годы су­дить не толь­ко об осо­бен­но­стях быта, но и том, что вель­мо­жи лю­би­ли и чего не лю­би­ли, чем гор­ди­лись и перед чем тре­пе­та­ли. Где жили вель­мо­жи, во что оде­ва­лись, как про­во­ди­ли досуг и, ко­неч­но, какие по­ру­че­ния фа­ра­о­на вы­пол­ня­ли? Об этом вы узна­е­те на нашем се­го­дняш­нем за­ня­тии.

Егип­тяне ве­ри­ли, что все на­ри­со­ван­ное на ка­мен­ных сте­нах гроб­ни­цы — семья, иму­ще­ство, слуги — будет с ними в за­гроб­ной жизни

Хо­зяй­ство вель­мож было боль­шим и об­шир­ным, вель­мо­жи вла­де­ли име­ни­я­ми в раз­ных ча­стях Егип­та. Для управ­ле­ния им тре­бо­ва­лось со­дер­жать огром­ный штат при­слу­ги, во главе ко­то­ро­го стоял управ­ля­ю­щий. Писцы вели учет до­хо­дов вель­мо­жи. В име­ни­ях жили мно­го­чис­лен­ные зем­ле­дель­цы. В хо­зяй­стве вель­мо­жи име­лись и круп­ные ре­мес­лен­ные ма­стер­ские, в ко­то­рых ра­бо­та­ли пред­ста­ви­те­ли раз­ных спе­ци­аль­но­стей: мед­ни­ки, юве­ли­ры, ка­ме­но­те­сы, ко­жев­ни­ки, плот­ни­ки

По­все­днев­ная жизнь вель­мо­жи со­про­вож­да­лась раз­лич­ны­ми це­ре­мо­ни­а­ла­ми. Утром — омо­ве­ния, об­ла­че­ния в одеж­ды, далее на­сту­пал черед па­рик­ма­хе­ра, ко­то­рый на­кла­ды­вал парик на го­ло­ву вель­мо­жи, тело вель­мо­жи на­ти­ра­лось бла­го­во­ни­я­ми. Глаза знат­ных егип­тян были об­ве­де­ны чер­ной или зе­ле­ной крас­кой, это де­ла­лось, чтобы убе­речь веки от па­ля­ще­го солн­ца или на­се­ко­мых. Одеж­да вель­мо­жи сде­ла­на из тон­ких льня­ных тка­ней. Обя­за­тель­ным эле­мен­том об­ла­че­ния были дра­го­цен­ные укра­ше­ния — брас­ле­ты и оже­ре­лья. На ноги бо­га­тые егип­тяне обу­ва­ли ко­жа­ные сан­да­лии Вель­мо­жи лю­би­ли устра­и­вать пиры. Столы на­кры­ва­лись раз­но­об­раз­ны­ми яст­ва­ми: все­воз­мож­ные виды хлеба, фрук­ты и сла­до­сти, мясо птиц, пиво и ви­но­град­ное вино. Пиры со­про­вож­да­лись му­зы­кой и тан­ца­ми.

Одной из наиболее древних письменностей являются египетские иероглифы. Всего их существует более 5 тысяч, однако в текстах использовалось только около 800 (самые распространенные — 27). Обычно иероглифы вырезались в камнях, но до современности дошли артефакты — саркофаги и папирусы, на которых они тоже присутствуют. Сейчас большинство их значений разгадано и упорядочено в алфавит.

Египетские иероглифы

История появления

У любой древней цивилизации была своя письменность. Египет не является исключением. В основе иероглифов или других знаков первоначально лежало мистическое или религиозное свойство. Язык считался не средством взаимоотношений, с его помощью пытались воздействовать на действительность — добиться расположения богов или поменять погоду.

Иероглифы были характерны для многих древних цивилизаций, например, для шумеров и китайцев. В целом наблюдается закономерность, однако везде присутствуют свои особенности, обусловленные культурой местности и восприятием населения.

Иероглифическое письмо в Древнем Египте

Если рассматривать первые следы иероглифического письма в Древнем Египте, то можно увидеть рисуночный способ их написания. К примеру, знак мужчины или женщины изображался характерным профилем. Со временем наблюдается постепенный переход к схемам или даже отдельным чертам. Также появляется необходимость в написании имен или наименований городов и других населенных пунктов. Тогда в письмо вводятся фонетические уточняющие символы, параллельно с этим формируется разговорная речь.

С началом использования папирусов в качестве источника сохранения информации появляется иератика. Она объединяет в себе иероглифы и буквы, похожие на современные. Делалось это для того, чтобы экономить древнюю бумагу и донести до потомков максимальный объем сведений.

Иероглифическая история заканчивается появлением демотической схемы. Египетская письменность была очень похожа на арабскую и особой уникальностью не отличалась. За короткий срок она полностью вытесняет рисунки и картинки, которые использовались для написания информации.

Значение символов

Значение символов в египте

Египетские иероглифы и их значения использовались при оформлении драгоценностей.

Очень часто изображения солнца или всевидящего ока встречались на амулетах и талисманах. Причем их носили как обычные люди, так и представители верховной власти, включая фараонов. У последних они наносились на золотые украшения, у первых — на деревянные или каменные плоские шайбы.

Розеттский камень

Говоря о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов, необходимо ознакомиться с историей розеттского камня. Он представляет собой плиту, на поверхности которой высечено три одинаковых по смыслу текста. Здесь использовались следующие типы письменности:

  • древнеегипетский язык;
  • иероглифы;
  • демотическое письмо.

Надпись было легче переводить, потому что демотическое письмо — это смесь древнегреческого и древнеегипетского. Первый язык уже был хорошо известен ученым. В переводе текст является благодарностью, адресованной некому Птолемею V Епифану.

Розеттский камень

Розеттский камень обнаружили в 1799 году. Долгое время над расшифровкой египетских иероглифов трудились исследователи и лингвисты с разных стран. Основная проблема заключалась в том, что раньше люди не понимали особенностей шрифта, поэтому даже редкие открытия не давали результатов. К примеру, Юнг сумел перевести 5 иероглифов и даже найти их звуковые обозначения. Однако продвинуться к разгадке это не помогло.

Найти решение удалось Шампольону. В 1810 году он выдвинул интересное предположение, что египтяне использовали в написании только согласные, а также полноценные слова, заключенные в одном значке. К 1813 г. он уже расшифровал все имена, используемые в надписях, определил принадлежность некоторых отдельных иероглифов.

Именно Шампольон изобрел систему расшифровки. Французскому ученому удалось разделить иероглифы на классы, выделить цифры и подробнее разобраться с символикой. Все современные способы чтения египетского письма основываются на его исследованиях и научных очерках.

Применение письменности в Древнем Египте

Когда египтяне научились писать, они не использовали иероглифы в привычном для современности формате. Первая клинопись не передавала информацию — она была священной, носила мистический характер. С помощью символов записывали молитвы, рассказывали про богов, просили их благословения. Некоторых людей за плохое поведение могли даже проклясть.

Со временем письменность начала использоваться активнее. Люди могли кратко описать быт или историю. Свитками из папируса передавали послания соседям или общались внутри большого государства. Важное значение также имела священная составляющая. Например, при захоронении на гробах или саркофагах писали послания богам или наставления для перехода души в лучший мир.

 Свитки из папируса

Уже после появления демотической письменности возникло образование, но позволить себе обучение имели возможность только богатые люди, дети царей или знатных особ. Отдельные философы могли брать себе учеников из бедных сословий, если видели в них большой потенциал.

Современное использование

Отдельные символы удалось расшифровать очень быстро, поскольку они легли в основу множества религий, включая современные, и изображений божеств. Именно поэтому египетские иероглифы являются самыми древними в мистическом плане. К ним относят:

Анх. Это крест с дугообразным верхом

Уджат или глаз Гора.

  1. Анх. Это крест с дугообразным верхом. В мифологии использовался в качестве символа для умерших людей, которые переходят в новый мир. Означает бессмертие, вечную жизнь в разных формах. Является благоприятным знаком.
  2. Ба. Это ястреб с человеческой головой. В мифологии означает душу. Дошедшее до современности изображение носит другое определение — бессмертие духовной оболочки.
  3. Шену. Изображение овала, окружность которого выполнена из веревки. Если верить древним мифам, то кольцо оберегает и защищает. Чтобы талисман заработал, в центр вписывают имя владельца. Сегодня в магазинах встречается много подобных амулетов, а некоторые даже выполняются на заказ.
  4. Перо Маат. Имеет характерное изображение. Символизирует мораль и справедливость. Согласно древним религиям, когда человек умирает, его душа отправляется на весы, а гирями являются его бесчестные и плохие поступки. Перо же кладется на вторую чащу, его масса — добродетель. В зависимости от того, в какую сторону осуществляется наклон, дух отправлялся в ад или рай.
  5. Уджат или глаз Гора. Защищает человека, оберегает его. Означает, что высшие божества присматривают за ним.
  6. Ра. Изображается двумя способами: круг с точкой или лучами. Передает владельцу доступ к духовным благам.

Каждый из перечисленных иероглифов использовался не только для написания послания или сохранения определенной информации. Его также задействовали при совершении ритуалов или обрядов. При этом он был изображением, но кованым или высеченным из камня. Таким способом египтяне пытались привлечь благодать богов, добиться их расположения.

Сегодня мы продолжаем готовиться к всероссийской проверочной работе по истории. Давайте рассмотрим тему "Древний Египет".

Задание 1. Работа с изобразительными историческими источниками.
До нас дошло значительное количество вещественных свидетельств о жизни древних египтян, в том числе их гигантские пирамиды, скульптуры, статуэтки, саркофаги, множество надписей и рисунков. Поэтому в ВПР могут встретиться самые разнообразные примеры изобразительных источников.


Сфинкс и пирамиды

Царица Нефертити

Золотой саркофаг фараона Тутанхамона

Египетские иероглифы

Суд Осириса

Сбор винограда

Текст №1.
У солнечного бога Ра была любимая дочь — богиня Тефнут. В разных обличьях представала Тефнут в природе и перед людьми. Ее почитали как Сохмет — грозную богиню войны, а в другом случае ее звали Хатор или Хатхор, и она представала богиней пляски и веселья. Много разных легенд рассказывали об этой богине, и часто говорилось о том, как она побеждает чудовищ — врагов отца-Солнца, либо наказывает людей за неповиновение божественному царю. В облике божественного Ока — Уджат — она следит за проявлением в мире добра и зла, за тем, чтобы все шло, подчиняясь божественному предначертанию и закону.
Счастливо жили люди во время золотого века. Бог воздуха Шу собирал дождевые тучи, богиня влаги Тефнут поливала пашни, щедрый Хапи — бог Нила удобрял поля, а великий Ра согревал землю своими лучами. Всем казалось, что жизнь всегда будет такой радостной и сытой. Откуда было людям знать, что уже в недалеком будущем на них обрушатся величайшие бедствия — засуха и мор. (Имена богов древних египтян подскажут ребятам, что речь идет о Египте).
Текст №2.
Рука об руку с ним шла его верная супруга Изида. Между дикими растениями поля она отыскала пшеницу и ячмень, научила людей хлебопашеству, а Осирис изобрёл хлебопечение.
Маленький город Тапе, т.е. Фивы, скоро расстроился, украсился храмами и дворцами, и со временем вырос в стовратую столицу страны. И вот, однажды, царь позвал к себе супругу свою Изиду, сына своего Гора и своего брата Сета и сказал:
— Вы видите, народ мой счастлив и уже не нуждается в моём личном присутствии; поэтому я хочу уйти и дать другим народам то, что делает добрыми и счастливыми. Ты, моя Изида, остаешься царицей страны и носи высшее достоинство в продолжение моего отсутствия; но на твои плечи, брат мой Сет, возлагаю я всю тяжесть правления заботы о моей жене и моём ребёнке. И так поступай, чтобы с честью предстать предо мною, когда я вернусь! (Текст об Осирисе - боге Древнего Египта).
Текст №3.
Сет дал самую великую и последнюю клятву:
— Я больше не буду драться и проливать кровь. Мы построим себе каменные ладьи и поплывём наперегонки. Тому, кто обгонит соперника, пусть будет отдана корона.
— Я согласен, — ответил Гор, — но вы все слышали — это состязание будет последним!
Он придумал великую хитрость. В потаённом месте сделал лодку из кедра, обмазал её гипсом и вывел к причалу. Сет поверил, что лодка Гора из камня. Он взобрался на высокую гору, отломал её вершину, вырубил из неё ладью и поставил её рядом с лодкой Гора. Едва начались состязания, каменная лодка пошла ко дну.
Лишь после этой добытой хитростью победы справедливость восторжествовала. Побеждённый Сет сказал:
— Пусть отдадут Гору сан его отца, Осириса.
Сыну Исиды возложили на голову белую корону. Исида, радостная, воскликнула:
— Ты — прекрасный царь! Сердце моё радуется, когда ты озаряешь землю своим сиянием.
Текст №4.

Нут была богиней неба. Она нередко перевоплощалась и больше всего ей нравился облик коровы. Однажды бог Ра поплыл по пути к вечеру. А Нут непочтительно махнула хвостом. Это очень задело бога солнца, он страшно разгневался и призвал бога мудрости Тота, который записывал указы Pa.
— Отныне Нут лишается счастья материнства! — воскликнул Pa.
Тот превратился в птицу ибис, взлетел к уху Нут и сообщил ей эту печальную новость. Из глаз Нут хлынули слёзы, ведь она мечтала быть матерью богов.
— Не печалься, Нут, я помогу тебе.
Бог Тот спустился к богине луны, которая днём очень скучала, и предложил ей сыграть в шашки. Богиня с радостью согласилась, но проиграла.
— Чем же я расплачусь с тобою?
— А ты отдай мне самую малость своего времени, такую, чтобы Ра даже не заметил.
Луна заплатила двадцатью минутами света, надеясь отыграться. Но разве можно обыграть бога мудрости! Долг луны рос. И когда они закончили 360-ю партию, выигрыш Тота составил целых пять суток! Он забрал свой выигрыш, превратился в ибиса и подлетел к уху Нут:
— Вот тебе пять дней. Теперь ты можешь создать богов.
И Нут создала двух братьев — Осириса и Сета, и двух сестёр — Исиду и Нефтиду, которые, конечно же, стали богами.

Бальзамирование - способ сохранения тела умершего человека.
Вельможи - царские советники, военачальники в Древнем Египте.
Иероглифическое письмо - древнеегипетское письмо, в котором использовались иероглифы - специальные знаки, обозначавшие предметы и явления.
Мумия - бальзамированное тело умершего человека или животного.
Пирамиды - гробницы фараонов в Древнем Египте, построенные из камня.
Сфинкс - у древних египтян существо с телом льва и головой человека, олицетворение царя или бога солнца.
Шадуф - приспособление для полива полей, садов и огородов в Древнем Египте. Состоял из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди - камень, на другом - кожаное ведро.

Разливы реки Нил - Нил (главная река Египта) берёт свое начало в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся с собой ил - частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Каждый год в июле начинался разлив Нила; прибывала вода, вода становилась мутно-зелёного, а затем красного цвета. Вода поднималась с каждым днем, заливая всю долину до самых горных обрывов. Нил оживлял землю, жаждущую влаги. Широкие волны влекли за собой рыб, над ними кружили стаи птиц. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега, и вода снова становилась голубой и прозрачной. После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Поэтому почва в долине Нила мягкая, жирная. Её легко обрабатывать даже простой деревянной мотыгой.
Завоевательные походы Тутмоса - самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос. При нём египтяне захватили Нубию. Успешными были и походы в Азию - граница Египетского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы смогли освободиться от власти фараонов.
Обожествление фараона - древние египтяне верили, что фараон - сын бога солнца Амон-Ра. Без фараона, как без солнца, невозможна жизнь на земле. Египтяне молили фараона сделать так, чтобы Нил разливался, земля давала хороший урожай, скот давал приплод. Всё должно подчиняться воле фараона, не только люди, но и природа.
"Царство мёртвых" - в Древнем Египте верили, что после смерти человек попадает в царство мёртвых, где распоряжается бог Анубис. Умерший клянётся перед Осирисом, что жил достойно. Бог Тот записывает показания. Правдивость клятвы проверяют, взвешивая сердце умершего на весах. Грешника сжирает чудовище, а праведника пропускают на чудесные поля мёртвых.
Писцы собирают налоги - древнеегипетские изображения. На коленях они держат листки для записей, в правой руке тростинка, а запасная - за ухом. Писцы сосчитают и запишут, какой налог каждый обязан заплатить. Писцы вместе со стражниками собирают налоги. Тех, у кого нет зерна для уплаты налогов, - высекут прутьями.
Борьба между Северным и Южным царствами - долина Нила была разделена на два больших царства: в дельте располагался Северный Египет, а выше по течению - Южный Египет. Царь Южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем. Корона царя Северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади. Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону: одна как бы вставлена в другую. Повелителей всего Египта называют фараонами. Столицей Египетского государства стал город Мемфис.
Служба вельмож фараону - в древнем Египте вельможи - царские советники, военачальники. Фараон давал вельможам различные поручения. Они распоряжались работами в каменоломнях, вершили суд и расправу, подсчитывали размер налогов, возглавляли походы. У них в подчинении были отряды воинов, стражники и писцы. Вельможи, будучи богатыми людьми знатного происхождения, как и другие, были слугами фараона.


Ищем Средиземное море, Северную Африку, реку Нил с дельтой и заштриховываем нужным нам четырехугольник.

Задание 6. Описание условий и образа жизни людей в древности. О природно-климатических условиях Древнего Египта и их влиянии на занятия египтян можно узнать из презентации ниже.

При подготовке этого поста использовались материалы сайта Решу ВПР и сборника Чернышевой О.А. "История. 5 класс. ВПР. 15 тренировочных вариантов: учебно-методическое пособие" (2018 г.).

Пример текста


Иероглифика птолемеевского периода
(храм города Омбоса).

Еги́петское иероглифи́ческое письмо́, Иероглифика — одна из систем (наряду с иератикой и демотикой) египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Является рисуночным письмом дополненным фонетическими знаками (лого-консонантный тип) — сочетает элементы идеографического, силлабического и фонетического писем.

Иероглифы обычно вырезались в камне, также существует ещё так называемая линейная иероглифика деревянных саркофагов и папирусов.

Содержание

История возникновения и развития



Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках в древнеегипетском городе Абджу (др.-греч. Абидос, совр. Умм-эль-Кааб) обнаружили в гробнице додинастического правителя триста глиняных табличек, покрытых протоиероглифами (датируются XXXIII в. до н. э.). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы фараона Сет-Перибсена в Абидосе.

Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо, которое, однако, не вытеснило иероглифическое. Иероглифами продолжали пользоваться как в период персидского, так и греко-римского правления в Египте. Однако, до IV в. осталось немного людей, способных читать и писать, используя эту сложную систему письма. Греки и римляне особо не интересовались ей, а с принятием христианства иероглифы вышли из употребления. В 391 г. византийский император Феодосий I Великий закрыл все языческие храмы. Последняя известная иероглифическая надпись датирована 394 г. (находки на о-ве Филы).

Классификация иероглифов

Параллельно с расширением перечня иероглифов на основе списка А. Х. Гардинера, у некоторых исследователей возникли мысли о неправильном разнесении по группам и в 80-е годы появился четырёхтомный каталог знаков эпохи Птолемеев, разделяемых по значениям, созданный в соавторстве нескольких исследователей [3] . По прошествию какого-то время стали переосмысливать и этот классификатор, следствием чего стало появление в 2007—2008 годах грамматики Д. Курта [4] , который скорректировал вышеуказанный четырёхтомник и список А. Х. Гардинера, а также ввёл новое разделение на группы. Хотя этот труд достаточно информативен и полезен для практики переводов с египетского языка, однако неизвестно, приживется ли в египтологии новая кодификация, которая также не является последней формой классификации иероглифов, так как имеет некоторые изъяны и ошибки, о чём было две рецензии (например рецензия М. В. Панова, 2008).

Направление письма

Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений принято написание слева направо.

Среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки (идеограммы).

Фонограммы — знаки, использующиеся для обозначения звуков. Бывают трёх видов [5] :

  • односогласные (одноконсонантные) знаки
  • двусогласные (двухконсонантные) знаки
  • трёхсогласные (трёхконсонантные) знаки

Идеограммы обозначают целое слово или понятие. Делятся на два типа:

Звуковые знаки

Односогласные или алфавитные знаки

Односогласные (алфавитные) знаки служат для обозначения одного согласного звука. Точные названия алфавитных знаков неизвестны, порядок следования выработан египтологами. Для транслитерации используется латинские буквы; в тех случаях когда в латинском алфавите отсутствуют буквы для имеющихся в египетском звуков, или для обозначения одного египетского звука требуется несколько букв, применяются диакритические знаки.

начинающихся с гласного, напр., der Adler.

Двусогласные знаки

Трёхсогласные знаки — иероглифические знаки, передающие сочетание трёх согласных. Также, как и двусогласные знаки, широко представлены в египетской письменности (до 60 знаков).

Особенно распространены следующие трёхсогласные знаки:

Двусогласные и трёхсогласные знаки обычно сопровождаются односогласными (алфавитными) знаками, которые полностью или частично отражают их звучание. Односогласные знаки, употребляемые таким образом, называются звуковыми дополнениями.

Идеограммы

Логограммы

HieroglyphicFragment2.jpg

Разъяснение


Верхняя строчка

Читайте также: