Создание и эволюция судов после октября 1917 года кратко

Обновлено: 04.07.2024

Формирование новой судебной системы началось с Декретом о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные, правительствующий Сенат, военные, морские и коммерческие суды.

На их месте создавалась новая судебная система. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами. Предварительное следствие осуществляли единолично судьи, тем самым нарушался принцип отделения следствия от суда. Обвинителями, защитниками и поверенными в суде могли быть любые лица, пользующиеся гражданскими правами. В качестве кассационных инстанций, рассматривавших не вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих местных судов, выступали уездные и столичные съезды местных судей.

Местные суды решали дела именем Российской Республики, в своей деятельности они должны были руководствоваться декретами ВЦИК, СНК, положениями политических программ партий большевиков и левых эсеров, а также законами свергнутых правительств, если те не противоречат установленным нормам и принципам. В ноябре 1918 г. декретом СНК ссылки на старые законы были запрещены.

15 февраля 1918 г. был принят Декрет о суде № 2. Главные положения этого документа сводились к расширению подсудности местных судов и образованию новой судебной инстанции – окружных судов. Окружные суды выносили решения по гражданским делам в составе трех постоянных членов и четырех народных заседателей под председательством постоянного члена суда. Заседатели принимали решение как о факте преступления, так и о мере наказания. Предварительное следствие проводили состоявшие при окружных судах следственные комиссии из трех человек, избираемые местными Советами.

Создавались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту в суде. В суде допускалось судоговорение на местных языках. Предполагалось создание областных судов, однако эти органы не были сформированы в силу политических обстоятельств. По тем же причинам осенью 1918 г. окружные суды были ликвидированы. Отменялся апелляционный порядок обжалования, по декрету допускался только кассационный порядок.

13 июля 1918 г. СНК был принят Декрет о суде № 3. Этим актом значительно расширялась компетенция местных судов. Следственные комиссии передавались в подчинение местным Советам. Кассационные жалобы на решения и приговоры местных народных судов рассматривали Советы местных народных судей, сформированные из постоянных судей нижестоящих судов. Жалобы на решения и приговоры окружных судов рассматривались в кассационном суде в Москве.

В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда – народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.

Защита и обвинение были возложены на коллегии при Уездных и губернских исполкомах, избираемые Советами. Предварительное следствие осуществляли следственные комиссии, милиция или сами судьи.

Декретом о суде № 1 наряду с местными судами учреждались революционные трибуналы. Процесс образования революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Поэтому на первых порах им пришлось рассматривать все уголовные и даже гражданские дела. Революционные трибуналы состояли из председателя и шести заседателей, избираемых Советами. Предварительное следствие осуществляли особые следственные комиссии.

Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней

Слом судебной системы, сложившейся в ходе реформы 1864 г., обычно связывают с тем, что произошло после октября 1917 г. С утверждениями подобного рода можно соглашаться лишь частично.

Процесс этот начался несколько раньше — после февральских событий того же года. Его инициатором стало Временное правительство. Тогдашний министр юстиции А. Ф. Керенский издал 22 марта 1917 г. Инструкцию для временных судов, в соответствии с которой основным звеном судебной системы становились временные суды.

В их состав должны были входить уже избранные к тому времени мировые судьи (где они имелись) или городские судьи, и эти судьи должны были рассматривать дела "с участием представителей народа" (один из них — от рабочих, а другой — от солдат, поскольку в большинстве своем солдаты были крестьянами).

Им были подсудны дела о "деяниях, направленных против личной и имущественной безопасности граждан, а также против общественного порядка и спокойствия, в том числе и посягательства против нового порядка". Другими словами, Инструкция положила начало формированию судов, призванных в определенной мере заменить окружные (в том числе заседавшие с участием присяжных заседателей или сословных представителей) и мировые суды.

В тот же период стали появляться и иные органы правосудия. Еще до октября 1917 г. начался по инициативе Временного правительства и процесс создания военно-революционных судов.

Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде.

Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.)

Основные положения:

1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение – народные суды);

2) революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;

3) устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию;

4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.

Принципы судопроизводства:

1) сменяемость судей (выборность судей – цель);

2) гласность и публичность судебного разбирательства;

3) коллегиальность судопроизводства.

Система судов по Декрету 1

1. Местные (общие) суды. Они рассматривали гражданские дела, по которым цена иска не превышала 3 тыс. руб., и уголовные дела, срок лишения свободы по которым был не более 2 лет, в пределах уезда; суды осуществляли следствие; защита в местных судах могла осуществляться любыми гражданами, обладающими непорочной репутацией; их решения и приговоры считались окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке:

1) местные суды (разрешали дела по первой инстанции);

2) уездные суды (кассационная инстанция).

2. Революционные трибуналы. Рассматривали большинство уголовных дел, главным образом связанных с борьбой против контрреволюционных сил: о мародерстве, саботаже; предварительное следствие и подготовка этих дел к рассмотрению осуществлялась особыми следственными комиссиями при Советах.

Состав местных судов:

1) профессиональный судья;

2) 2 народных заседателя.

Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) учредил окружные и областные суды. Это значительно менее классовый декрет, он создан под нажимом партии левых эсеров.

В этих судах разбирательство должно было вестись на языке, который преобладает у населения данного региона.

Суды реально стали выборными. Избрание судей и народных заседателей производили Советы.

Окружные суды рассматривали гражданские и уголовные дела, находящиеся вне пределов компетенции местного суда. В них гражданское судопроизводство осуществлялось в составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовное – в составе 1 профессионального и 12 народных заседателей (2 запасных заседателя). Вынесение приговора по уголовным делам осуществлялось совместно народными заседателями и председательствующим судьей. В окружных судах формировались коллегии правозащитников.

Областные суды должны были рассматривать гражданские и уголовные дела в кассационной инстанции.

Кассационный пересмотр осуществлялся теперь не только по формальным основаниям (недостатки решения или приговора суда), но и по фактическим (необоснованность решения или приговора суда).

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию местных судов. Теперь они разрешали гражданские дела, цена иска по которым не превышала 10 тыс. руб., и уголовные, по которым наказание не предусматривало срок лишения свободы не более 5 лет.

Был сформирован Кассационный суд в Москве. Он рассматривал дела в кассационном порядке для окружных судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел IV Эволюция предпринимательства после октября 1917 г. (1917–1991 гг.)

Раздел IV Эволюция предпринимательства после октября 1917 г. (1917–1991 гг.) Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (1921 г., марта 21) 1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти В основу построения и деятельности советского государственного аппарата положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — ВЦИК. В

75. Судебная система РФ

75. Судебная система РФ Согласно Конституции правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. В Российской Федерации действует принцип единства судебной системы

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в

60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг

60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг В период двоевластия 10 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принял резолюцию о вооруженном восстании. 12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК),

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в

67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг

67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг Причины создания Вооруженных сил:1) Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. объявил о необходимости вывода русских войск; Декрет о мире повлек заключение Брестского мирного договора (по нему Прибалтика, Белоруссия,

70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг

70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг Основной принцип общественного строя РСФСР в период установления советской власти: семья – ячейка общества.Нововведения в семейно-брачное право 1917–1918 гг.:1) отменено обязательное согласие родителей или работодателей на

Судебная система

Судебная система Основы судебной системы были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие

Судебная система

Судебная система В основном законе ФРГ имеет специальный девятый раздел, регулирующий организацию и деятельность судов и других органов юстиции. В акте не дается исчерпывающего описания судебной системы, лишь устанавливается, что судебная власть вверяется судьям и что

Судебная система

Судебная система В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля

71. Судебная система в РФ

71. Судебная система в РФ Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и

3.4. Судебная система РФ

3.4. Судебная система РФ Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью. Судебная власть в России принадлежит только судебным органам, выполняющим правоохранительные функции,

Слом судебной системы, сложившейся в ходе реформы 1864 г., обычно связывают с тем, что произошло после октября 1917 г. Это верно отчасти. Министр юстиции Керенский издал в1917 г. Инструкцию для временных судов, в соответствии с которой основным звеном судебной системы становились временные суды.

1917 г. Декрет о суде №1, который упразднил старую судебную систему и положил начало формированию чего-то взамен её. К концу периода в судебной системе сформировались три подсистемы (ветви) - общие (общегражданские) суды, революционные трибуналы и революционные военные трибуналы. Каждая из подсистем имела свою структуру и свой округ полномочий.

Опыт, накопленный в те годы, стал основой для судебно-правовой реформы 1922-1924 гг. Необходимо было отказаться от чрезвычайщины и создать суды, способные функционировать в нормальных условиях. Эта ориентация была заложена в первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1922 г. Положение о судоустройстве РСФСР (1922 г.) упразднило революционные трибуналы и установило единую систему общегражданских судов, включавшую суды трех звеньев - народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР.

Шло воссоздание чрезвычайных органов внесудебной репрессии. В марте 1924 г. было создано Особое совещание, рассматривавшее дела в отношении лиц, занимавшихся контрреволюционной деятельностью, шпионажем, контрабандой, спекуляцией.

Для 1930е-1953 характерны три тенденции:

●Продолжение начавшейся в 20-ых годах централизации. Прокуратура СССР, Народный комиссариат внутренних дел СССР, Наркомюст СССР подчинили себе и судебные органы в союзных республиках.

Принятая в декабре 1936 г. Конституция СССР лишила союзные республики права издавать свои законодательство по ряду вопросов, в т. ч. по вопросам судоустройства и судопроизводства. Верховный Суд ССР наделялся правом проверять законность и обоснованность приговоров и решений всех судов страны, вмешиваться в их деятельность напрямую.

В 1953 – 1980 было принято решения об упразднение внесудебных органов репрессии и наделение Верховного Суда СССР правом пересматривать по протестам Генпрокурора СССР их по- становления, вынесенные в 30-40-х годах и в начале 50-х годов. => реабилитация жертв репрессий стала одним из основных направлений деятельности судов.

Судебная реформа, начавшаяся после принятия в 1957 г. закона, изменившего Конституцию СССР и восстановившего права союзных республик, в том числе их право издавать законодательство о судоустройстве.

1958 г. Верховный Совет ССР принял Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, которые послужили базой для выработки и принятия соответствующих законов во всех союзных республиках. Это стало фундаментом демократического обновления судебной системы в те годы. Был провозглашен принцип отправления правосудия только судом, широкое привлечение общественности к деятельности всех правоохранительных органов, расширение права обвиняемого на защиту, повышение роли адвокатуры в охране прав граждан.

Принятие в 1977 г. новой конституции СССР, а в 1978 г. - новой Конституции РСФСР повлекло за собой пересмотр многих законодательных актов. В их числе оказались и законы, регулирующие организацию и деятельность судов. В 1981 г. принят Закон о судоустройстве РСФСР.

Читайте также: