Создание буржуазного государства 1917 кратко

Обновлено: 30.06.2024

В целом при осуществлении реформы не удалось достичь намеченных целей. Частичное разрушение крестьянской общины хотя и произошло, но достаточно широкого размаха оно не получило. Вместе с тем реформа способствовала процессу расслоения крестьянства, что привело в конечном счете к обострению классовой борьбы в деревне.

29. Государственное устройство России в период Первой мировой войны

Во время войны царское правительство издало ряд правовых актов, направленных на приспособление деятельности отдельных органов к военным условиям.

В 1915 г. были образованы межведомственные особые совещания. Первым было учреждено Особое совещание по снабжению армии, которое несколько позднее было преобразовано в 4 особых совещания: по обороне, топливу, продовольственному делу, по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Далее было создано Особое совещание по устройству беженцев. Наиболее важную роль играло Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обороне, относящееся к числу высших государственных учреждений. Комиссии особых совещаний были созданы в губернских городах, в обычных городах действовали уполномоченные.

Военная обстановка вызвала расширение компетенции генерал-губернаторов и военных властей в местностях, находящихся на военном положении. Широкие полномочия приобретали губернаторы: передавать на рассмотрение военного суда дела о всяких преступлениях для осуждения виновных по законам военного времени; требовать закрытого рассмотрения дел; окончательно утверждать приговоры военных судов по определенным категориям дел. Дела, переданные в военные суды генерал-губернатором, рассматривались по правилам, установленным военно-судебным уставом.

В начале войны были созданы Всероссийский союз земств и Российский союз городов, объединившихся затем в единый Всероссийский союз земств и городов. Этот орган первоначально занимался организацией госпиталей, производством медикаментов, заботой о раненых, а позднее был допущен к участию в снабжении фронта продовольствием и снаряжением. Местными органами Земгора были областные и местные комитеты. Правительство предоставило Земгору права полувоенной организации, его чиновники носили форму и освобождались от военной службы.

В мае 1915 г. было начато создание военно-промышленных комитетов. Положением о военно-промышленных комитетах, утвержденным 27 августа 1915 г., они создавались для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота снаряжением и довольствием. Были созданы Центральный, областные и местные военно-промышленные комитеты. Комитеты имели право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в договоры с частными и государственными учреждениями и общественными организациями, принимать на себя обязательства, организовывать приемку и сдачу предметов для нужд армии и флота.

Законом от 20 июля 1914 г. в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежала полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или кассационному присутствию. Учреждались военно-полевые суды из числа офицеров, которые приступали к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения.

30. Февральская революция 1917 г. Создание буржуазного государства

В феврале 1917 г. в России началась вторая буржуазно-демократическая революция, итогом которой стало отречение Николая II от престола. Официально республика в России была провозглашена только 1 сентября 1917 г. Временным правительством, но окончательно решить этот вопрос предстояло Учредительному собранию.

Высшим органом государственного управления впредь до созыва Учредительного собрания стало Временное правительство. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись, фактически оно выполняло функции высшего органа государственной власти, в том числе законодательные.

Временное правительство считало себя преемником старой власти, хотя было создано соглашением между временным комитетом Государственной думы и Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 г. Возглавил Временное правительство князь Львов, назначенный на эту должность царем задним числом одновременно с подписанием акта об отречении.

Положение Временного правительства на протяжении всего периода отличалось крайней неустойчивостью из-за частного изменения его состава.

Временное правительство, несмотря на стремление сохранить старую государственную машину, вынуждено было пойти на изменения государственного аппарата. Последовало упразднение Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, охранных отделений, Особого присутствия Правительствующего сената, ликвидирована система политического сыска. Взамен Департамента полиции было создано Главное управление общественной полиции, ставшее затем Главным управлением по делам милиции. Были упразднены должности генерал-губернаторов, градоначальников, становых приставов, земских начальников, вместо них органами государственного управления стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства.

Государственная дума и Государственный совет длительное время бездействовали, но были официально упразднены только 6 октября 1917 г.

Были учреждены Министерство труда, Министерство продовольствия и Министерство призрения. Учредились Экономический совет, Главный экономический комитет. В августе 1917 г. были упразднены Святейший Синод и должность обер-прокурора Синода, взамен возникло Министерство вероисповеданий.

Временное правительство не успело провести Учредительное собрание. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее избирательный закон, и назначен срок выборов на ноябрь. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание, которое избрало постоянно действующий орган – Временный Совет Республики (Предпарламент) для осуществления контроля над деятельностью Временного правительства, однако реально этот орган не имел никакого значения.

На местах были созданы волостные земские собрания и управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. Если население города превышало 150 тыс. человек, то учреждались районные думы и управы, руководили ими советы дум этих городов.

31. Возникновение и развитие Советов в 1917—1918 гг.

После Февральской революции одновременно с системой буржуазных органов сложились другие, принципиально отличные от нее органы власти – Советы рабочих, солдатских, крестьянских и иных депутатов.

В конце февраля 1917 г. после всеобщей стачки рабочих в Петрограде на заводах начали избирать депутатов в Петроградский Совет. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти, вслед за ним по всей стране создавались Советы рабочих, солдатских, крестьянских и различных других депутатов. Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы, которая скоро стала упорядочиваться.

Советы создавали свои исполнительные органы – уездные, губернские и иные исполнительные комитеты Советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами. В июне 1917 г. Исполком Советов крестьянских депутатов принял решение о необходимости объединения с ЦИК рабоче-солдатских Советов, хотя практически это объединение произошло после Октября.

Все советские органы были выборными. Первые Советы рабочих депутатов избирались на собраниях трудовых коллективов, солдатские комитеты – по воинским подразделениям и частям, крестьянские Советы – на сельских сходах. В этих выборах не участвовала буржуазия, трудящиеся же обладали всеобщим избирательным правом.

Советы сразу стали органами власти, возникла ситуация двоевластия, когда Временному правительству принадлежала номинальная власть, а Советам – фактическая.

Буржуазная государственность возникла на основе царской. Наиболее ненавистные органы старого аппарата были разрушены (смещены губернаторы, разогнана полиция, изменены органы самоуправления), создан ряд новыхорганов (комиссары Временного правительства, комитеты общественных организаций, земельные комитеты, Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов). Новая власть попыталась также приспособить царский аппарат к новым условиям (продолжали работать особые совещания, военно-промышленные комитеты).

Важнейшее место в системе органов государственной власти занимало Временное правительство. Оно возникло не по инициативе народных масс. Если на Западе в результате буржуазных революций создавались парламенты и ответственные перед ними правительства, то у нас все было по-другому. Главной движущей силой революции у нас была не буржуазия, а рабочий класс, который вместе с крестьянством начал процесс демократизации снизу (в результате этого появились Советы в центре и на местах).

Временное правительство формировалось из представителей партий. Созданное 2 марта 1917 г. оно было по своей классовой сущности буржуазным. В него вошли 11 представителей капиталистов и помещиков и 1 социалист - Керенский.

Однако политический кризис обострялся, страна уходила из-под контроля правительства. Временное правительство не смогло решить ни аграрный вопрос, ни вопрос о мире, ни национальный вопрос. Крестьянам советовали терпеливо ждать разрешения аграрного вопроса на Учредительном Собрании, созыв которого неоднократно откладывался. А крестьянское движение в стране резко усилилось (за сентябрь-октябрь отмечалось 105 случаев подавления крестьянских выступлений с помощью войск).

Временное правительство оказалось неспособным управлять страной ни в период господства в нем кадетов, ни при меньшевиках и эсерах. Причина этого – контрреволюционный курс правительства в условиях углублявшейся революции. За 8 месяцев существования Временное правительство так и не смогло создать новый парламент, вместо распущенной царем Госдумы. Выборы в Учредительное собрание были назначены на 17 сентября, затем перенесены на 12 ноября.




Как известно, корниловский мятеж был сорван большевиками при активной поддержке масс.

Временное правительство стремилось сохранить в неприкосновенности старый государственный аппарат, оставшийся от царизма. В систему центральных органов не было внесено существенных изменений. Продолжали функционировать Сенат (высший судебный орган), Госсовет (один из центров реакции). Хотя формально ІV Госдума была распущена царем, но Думский комитет продолжал действовать. Временное правительство согласовывало все свои важные мероприятия с Думским комитетом (не зря же Временное правительство вышло из недр Думы!). Перемены в составе правительства во время всех его кризисов были проведены с согласия думского комитета. На частных совещаниях членов Госдумы заслушивались доклады министров Временного правительства, обсуждались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики и неизменно принимались выгодные для помещиков и буржуазии решения. Временное правительство распустилоДуму и Госсовет лишь 6 октября 1917 г. Этот шаг был сделан для ослабления революционного натиска.

В созданных новых министерствах (продовольствия, труда, почт и телеграфа, общественного призрения) были установлены старые бюрократические порядки и методы работы. О демократизации центрального аппарата управления не могло быть и речи. Назначение руководителями некоторых министерств меньшевиков и эсеров не отразилось на их работе: по-прежнему работавшие в них царские чиновники продолжали проводить реакционную политику.

Чтобы создать видимость демократических преобразований, было ликвидировано охранное отделение и корпус жандармов. Но взамен в главном управлении милиции был создан новый аппарат, занимавшийся слежкой и доносами.

Полиция была переименована в милицию. Городская и земская народная милиция подчинялась теперь местным органам самоуправления и губернским комиссарам (представителям власти Временного правительства на местах). Местные органы самоуправления содержали, управляли милицией и выбирали начальников милиции.

Временное правительство сохранило созданные царизмом органы регулирования военной экономики: особые совещания, военно-промышленные комитеты.

Кроме того, были учреждены при Временном правительстве Экономический совет и Главный экономический комитет. В них наряду с промышленниками входили и представители профсоюзов, но 75% мест было за буржуазией, которая принимала решения для защиты своих интересов.

Государство усиливало свое вмешательство в дела частной экономики, была установлена монополия государства над особо важными отраслями производства.

Временное правительство для успокоения крестьян создало целую сеть земельных комитетов: главный, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Однако в эти комитеты вошли помещики, которые всячески срывали их работу.

В марте 1917 г. было учреждено Юридическое совещание. Этот орган оказывал огромное влияние на политику Временного правительства. В него входило 7 видных юристов- все кадеты. Все законопроекты разрабатывались Юридическим совещанием, безусловно, в интересах буржуазного развития страны. Однако следует отметить, что Юридическое совещание вынуждено было считаться и с революционной обстановкой в стране. Оно рекомендовало демократические выборы, в которых участвовали бы и военнослужащие. Оно рекомендовало также предоставить женщинам право занимать государственные должности. В национальном вопросе Совещание стояло на непримиримой позиции сохранения унитарного государства. Вопросы автономии вызывали резко негативную реакцию. Попытки создать национальные самоуправления для бурят, киргизов и т.д. были отвергнуты.

В октябре при Юридическом совещании была создана особая комиссия, которая занялась проектом конституции. По этому проекту Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом. Исключительно широкие полномочия президента по своей структуре напоминали компетенцию царя, а 2 палаты парламента – старые Госсовет и Госдуму. Закончить работу комиссия не успела, и Конституцию Российского государства дописывали уже в 1919г. в Париже.

Юридическое совещание уделило много внимания вопросам местного управления и самоуправления. Оно рассмотрело акты о городских выборах на демократической основе, о введении земств в не земских губерниях. Эти меры способствовали демократизации управления в России, передавая вместе с тем управление на местах местной буржуазии.

Местный аппарат управления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило 2 процесса: децентрализация(ослабление госаппарата) и демократизация (под сильным давлением снизу).

Были ликвидированы посты губернаторов, градоначальников, вместо них назначены комиссары Временного правительства. Буржуазия создавала на местах комитеты общественных организаций. Они создавались не путем выборов населением (на это Временное правительство пойти боялось), а путем представительства в них различных органов (дум, земств, политических партий и т. д.).

Кроме того, на местах создавались комитеты общественной безопасности, гражданские комитеты. В них входили мелкие буржуа, рабочие, т.е. буржуазия пыталась поставить под свой контроль рабочие организации.

Заметных успехов добилось Временное правительство в реорганизации местного самоуправления. Были введены земства в неземских губерниях Севера, Сибири, Ср. Азии.

Значительно расширились полномочия земских и городских органов управления. Были чреждены волостные земские собрания (прежние волостные учреждения: сход, правление упразднялись).

Если до февраля земства избирались на основе высокого имущественного ценза, то теперь волостные и уездные земские учреждения стали избираться на всеобщих, равных и прямых выборах.

В городах с населением свыше 150 тысяч были учреждены районные думы как органы самоуправления.

Ну и, конечно же, на местах повсеместно создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В отдельных районах, на окраинах страны образовывались местные казачьи, националистические правительства, т.е. российский унитаризм эволюционировал в сторону федерализма (буржуазные национальные движения набирали силу).

Необходимо отметить, что если в центре мы говорим о двоевластии, то на окраинах России, в казачьих районах было, как минимум, 3 власти (дополнительно это были казачий Круг, национальные Советы).

Вывод по вопросу:

Буржуазия, придя к власти, стремится сохранить унаследованные от царизма структуры и кадры государственного аппарата. Буржуазия не сумела завершить строительство своего государства: не было парламента и традиционного разделения власти, не было сильного механизма исполнительной власти. На поверхности политической жизни буржуазии удалось удержаться, так как на ее стороне были верхи армии и чиновничества, готовые органы управления в центре и на местах. В развитии буржуазной государственности в России можно выделить 2 основные тенденции: 1) децентрализация бюрократически централизованной России; 2) демократизация местного управления;

Демократизация местного управления способствовала углублению революции.

Буржуазная государственность возникла на основе царской. Наиболее ненавистные органы старого аппарата были разрушены (смещены губернаторы, разогнана полиция, изменены органы самоуправления), создан ряд новыхорганов (комиссары Временного правительства, комитеты общественных организаций, земельные комитеты, Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов). Новая власть попыталась также приспособить царский аппарат к новым условиям (продолжали работать особые совещания, военно-промышленные комитеты).

Важнейшее место в системе органов государственной власти занимало Временное правительство. Оно возникло не по инициативе народных масс. Если на Западе в результате буржуазных революций создавались парламенты и ответственные перед ними правительства, то у нас все было по-другому. Главной движущей силой революции у нас была не буржуазия, а рабочий класс, который вместе с крестьянством начал процесс демократизации снизу (в результате этого появились Советы в центре и на местах).

Временное правительство формировалось из представителей партий. Созданное 2 марта 1917 г. оно было по своей классовой сущности буржуазным. В него вошли 11 представителей капиталистов и помещиков и 1 социалист - Керенский.

Однако политический кризис обострялся, страна уходила из-под контроля правительства. Временное правительство не смогло решить ни аграрный вопрос, ни вопрос о мире, ни национальный вопрос. Крестьянам советовали терпеливо ждать разрешения аграрного вопроса на Учредительном Собрании, созыв которого неоднократно откладывался. А крестьянское движение в стране резко усилилось (за сентябрь-октябрь отмечалось 105 случаев подавления крестьянских выступлений с помощью войск).

Временное правительство оказалось неспособным управлять страной ни в период господства в нем кадетов, ни при меньшевиках и эсерах. Причина этого – контрреволюционный курс правительства в условиях углублявшейся революции. За 8 месяцев существования Временное правительство так и не смогло создать новый парламент, вместо распущенной царем Госдумы. Выборы в Учредительное собрание были назначены на 17 сентября, затем перенесены на 12 ноября.

Как известно, корниловский мятеж был сорван большевиками при активной поддержке масс.

Временное правительство стремилось сохранить в неприкосновенности старый государственный аппарат, оставшийся от царизма. В систему центральных органов не было внесено существенных изменений. Продолжали функционировать Сенат (высший судебный орган), Госсовет (один из центров реакции). Хотя формально ІV Госдума была распущена царем, но Думский комитет продолжал действовать. Временное правительство согласовывало все свои важные мероприятия с Думским комитетом (не зря же Временное правительство вышло из недр Думы!). Перемены в составе правительства во время всех его кризисов были проведены с согласия думского комитета. На частных совещаниях членов Госдумы заслушивались доклады министров Временного правительства, обсуждались важнейшие вопросы внешней и внутренней политики и неизменно принимались выгодные для помещиков и буржуазии решения. Временное правительство распустилоДуму и Госсовет лишь 6 октября 1917 г. Этот шаг был сделан для ослабления революционного натиска.

В созданных новых министерствах (продовольствия, труда, почт и телеграфа, общественного призрения) были установлены старые бюрократические порядки и методы работы. О демократизации центрального аппарата управления не могло быть и речи. Назначение руководителями некоторых министерств меньшевиков и эсеров не отразилось на их работе: по-прежнему работавшие в них царские чиновники продолжали проводить реакционную политику.

Чтобы создать видимость демократических преобразований, было ликвидировано охранное отделение и корпус жандармов. Но взамен в главном управлении милиции был создан новый аппарат, занимавшийся слежкой и доносами.

Полиция была переименована в милицию. Городская и земская народная милиция подчинялась теперь местным органам самоуправления и губернским комиссарам (представителям власти Временного правительства на местах). Местные органы самоуправления содержали, управляли милицией и выбирали начальников милиции.

Временное правительство сохранило созданные царизмом органы регулирования военной экономики: особые совещания, военно-промышленные комитеты.

Кроме того, были учреждены при Временном правительстве Экономический совет и Главный экономический комитет. В них наряду с промышленниками входили и представители профсоюзов, но 75% мест было за буржуазией, которая принимала решения для защиты своих интересов.

Государство усиливало свое вмешательство в дела частной экономики, была установлена монополия государства над особо важными отраслями производства.

Временное правительство для успокоения крестьян создало целую сеть земельных комитетов: главный, губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Однако в эти комитеты вошли помещики, которые всячески срывали их работу.

В марте 1917 г. было учреждено Юридическое совещание. Этот орган оказывал огромное влияние на политику Временного правительства. В него входило 7 видных юристов- все кадеты. Все законопроекты разрабатывались Юридическим совещанием, безусловно, в интересах буржуазного развития страны. Однако следует отметить, что Юридическое совещание вынуждено было считаться и с революционной обстановкой в стране. Оно рекомендовало демократические выборы, в которых участвовали бы и военнослужащие. Оно рекомендовало также предоставить женщинам право занимать государственные должности. В национальном вопросе Совещание стояло на непримиримой позиции сохранения унитарного государства. Вопросы автономии вызывали резко негативную реакцию. Попытки создать национальные самоуправления для бурят, киргизов и т.д. были отвергнуты.

В октябре при Юридическом совещании была создана особая комиссия, которая занялась проектом конституции. По этому проекту Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом. Исключительно широкие полномочия президента по своей структуре напоминали компетенцию царя, а 2 палаты парламента – старые Госсовет и Госдуму. Закончить работу комиссия не успела, и Конституцию Российского государства дописывали уже в 1919г. в Париже.

Юридическое совещание уделило много внимания вопросам местного управления и самоуправления. Оно рассмотрело акты о городских выборах на демократической основе, о введении земств в не земских губерниях. Эти меры способствовали демократизации управления в России, передавая вместе с тем управление на местах местной буржуазии.

Местный аппарат управления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило 2 процесса: децентрализация(ослабление госаппарата) и демократизация (под сильным давлением снизу).

Были ликвидированы посты губернаторов, градоначальников, вместо них назначены комиссары Временного правительства. Буржуазия создавала на местах комитеты общественных организаций. Они создавались не путем выборов населением (на это Временное правительство пойти боялось), а путем представительства в них различных органов (дум, земств, политических партий и т. д.).

Кроме того, на местах создавались комитеты общественной безопасности, гражданские комитеты. В них входили мелкие буржуа, рабочие, т.е. буржуазия пыталась поставить под свой контроль рабочие организации.

Заметных успехов добилось Временное правительство в реорганизации местного самоуправления. Были введены земства в неземских губерниях Севера, Сибири, Ср. Азии.

Значительно расширились полномочия земских и городских органов управления. Были чреждены волостные земские собрания (прежние волостные учреждения: сход, правление упразднялись).

Если до февраля земства избирались на основе высокого имущественного ценза, то теперь волостные и уездные земские учреждения стали избираться на всеобщих, равных и прямых выборах.

В городах с населением свыше 150 тысяч были учреждены районные думы как органы самоуправления.

Ну и, конечно же, на местах повсеместно создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В отдельных районах, на окраинах страны образовывались местные казачьи, националистические правительства, т.е. российский унитаризм эволюционировал в сторону федерализма (буржуазные национальные движения набирали силу).

Необходимо отметить, что если в центре мы говорим о двоевластии, то на окраинах России, в казачьих районах было, как минимум, 3 власти (дополнительно это были казачий Круг, национальные Советы).

Вывод по вопросу:

Буржуазия, придя к власти, стремится сохранить унаследованные от царизма структуры и кадры государственного аппарата. Буржуазия не сумела завершить строительство своего государства: не было парламента и традиционного разделения власти, не было сильного механизма исполнительной власти. На поверхности политической жизни буржуазии удалось удержаться, так как на ее стороне были верхи армии и чиновничества, готовые органы управления в центре и на местах. В развитии буржуазной государственности в России можно выделить 2 основные тенденции: 1) децентрализация бюрократически централизованной России; 2) демократизация местного управления;

Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)

В результате Февральской революции произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего, изменилась форма правления: на смену монархии пришла буржуазная республика (в этом отношении Россия догнала передовые капиталистические страны). Однако, характеризуя государственный строй России в этот период (март-октябрь 1917 г.), необходимо учитывать следующие моменты.

1. Официально республика была провозглашена только 1 сентября 1917 г., но окончательно решить этот вопрос должно было Учредительное собрание (учитывая опыт английской и французской буржуазных революций, сохранялась возможность реставрации монархической формы правления — в виде конституционной монархии).

2. Особую роль, в этот период играли (до июльских событий 1917 г.) Советы. Первый Совет — Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов — был образован 27 февраля 1917 г., Московский совет — 1 марта 1917 г. В марте 1917 г. возникло около 600 различных Советов (рабочих депутатов, солдатских депутатов, рабочих и солдатских депутатов, крестьянских депутатов). В дальнейшем их количество неуклонно росло. Они самостоятельно начали объединяться. Уже в марте-апреле 1917 г. было проведено Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов, в работе которого приняли участие представители 185 Советов, включая солдатские комитеты.

В мае 1917 г. был созван I Всероссийский съезд крестьянских депутатов (большинство принадлежало эсерам), а в июне 1917 г. — I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов (находился под влиянием меньшевиков и эсеров).

Все советские органы были выборными; право избирать и быть избранными в них принадлежало в основном только трудящимся; буржуазия в выборах не участвовала (за исключением сельских Советов). Советы создавали свои исполнительные органы — уездные, губернские и иные исполнительные комитеты, во главе которых стояли ЦИК (Центральный исполнительный комитет) крестьянских депутатов и ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) Советов рабочих и солдатских депутатов.

Таким образом, в марте-октябре 1917 г. сформировались две системы Советов — крестьянских депутатов и рабочих и солдатских депутатов — со своими высшими руководящими и исполнительными органами. В первые месяцы революции Советы стали реальными хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Однако со временем власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного правительства, что происходило с согласия руководства Советов (меньшевиков и эсеров).

До июля 1917 г. в России царило двоевластие, номинальная власть принадлежала самосформированному Временному правительству, а фактическая власть — Советам, опирающимся на поддержку подавляющей части населения России (трудящихся).

В этот момент Советы могли провозгласить переход власти в их руки, а у Временного комитета Государственной думы или только сформированного Временного правительства не было бы возможностей и сил им в этом воспрепятствовать.

3. Временное правительство в системе государственных органов на протяжении всего периода своего существования пребывало в крайне неустойчивом состоянии, что в немалой степени было обусловлено продолжающимся революционным движением трудящегося населения. это правительство, не будучи ответственным перед каким-либо представительным органом, но, получая постоянный вотум недоверия народа, переживало время от времени кризисы, что заставляло его лидеров искать новые формы осуществления своих функций и сохранения власти в своих руках. Так, одной из таких форм было образование так называемых трех коалиционных правительств, когда в их состав входили министры-социалисты.

Так, при отречении Николая II от престола были нарушены Основные государственные законы Российской империи: он не имел права отрекаться от имени своего сына. Согласно Основным законам, при вступлении на престол император брал на себя обязательство свято соблюдать законы о престолонаследии. Россия принадлежала к типу наследственных монархий, где было наследование установлено по закону, а не по завещанию (со времен Павла I).

Временное правительство. Высшим органом государственного управления являлось Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные функции вплоть до созыва Учредительного собрания. Функции и полномочия Временного правительства никем не определялись. Фактически оно выполняло и функции высшего органа государственной власти (в том числе законодательные).

Временное правительство первого (однородного) состава считало себя преемником старой власти — 7 марта 1917 г. на заседании Сената правительство приняло присягу и глава первого состава Временного правительства князь Львов был назначен на должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта об отречении. Выражалось это также в преемственности внешней политики.

На роль временного главы государства претендовал Временный комитет Государственной думы (вплоть до мая 1917 г. Временное правительство проводило совместные заседания с Временным комитетом). Однако Временное правительство высшим органом государственной власти считало Сенат, которому предоставило право утверждения каждого нового министра (правда, это было чистой формальностью; реальное влияние на формирование правительства оказывали Петроградский совет, а затем и ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов). Но Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в неприкосновенности старую государственную машину, вынуждено было пойти на определенные уступки стремительно революционизирующемуся народу. Были упразднены Департамент полиции (вместо него в тот же день — 10 марта 1917 г. — в системе МВД было создано Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан; к июлю в нем работало 2/5 старых чиновников), отдельный корпус жандармов, охранные отделения, Главное управление по делам печати (цензура); ликвидированы Министерство императорского двора и Канцелярия царя. Упразднялся Синод и должность обер-прокурора Синода. 6 октября 1917 г. были упразднены Государственный совет, Государственная дума и Временный комитет Государственной думы. Отменялась цензура (создана информационная Книжная палата). Был санкционирован арест царя вместе с семьей, членов царского Совета министров и наиболее реакционных администраторов на местах.

Временное правительство создало и некоторые новые звенья центрального государственного аппарата: Министерство труда. Министерство продовольствия, Министерство призрения (ведало благотворительными учреждениями), Министерство почт и телеграфов; Министерство вероисповеданий;

Местное управление. Определенные изменения произошли и в местном управлении. Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов, градоначальников, земских начальников (1 октября 1917 г.), становых приставов. Временно обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ и городских голов. 5 марта 197 г. Временное правительство приняло постановление о повсеместной замене губернаторов губернскими комиссарами Временного правительства. Позднее органами местной государственной власти стали губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Формально губернские комиссары наделялись примерно теми же нравами, что и губернаторы. На деле их положение было крайне неустойчивым, так как им приходилось преодолевать сопротивления органов местного самоуправления (вместо ликвидированных волостных сходов и судов создавались волостные земские собрания и управы, в городах — районные думы и управы), Советов и других революционных организаций.

Судебная система. Милиция. Некоторые изменения произошли и в судебной системе. Были упразднены особые суды: суды с сословными представителями. Верховный уголовный суд. Упразднялись и волостные суды. Суд присяжных вводился и гам, где раньше отсутствовал (создавались даже военные суды с участием присяжных).

Приказом Министерства юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде были учреждены временные суды, которые действовали в составе мирового судьи и двух представителей от армии и рабочих (все члены этих судов имели равные права, решения выносили большинством голосов; судебное разбирательство было устным и гласным; приговоры вступали в законную силу немедленно и обжалованию не подлежали; только министр юстиции мог в порядке надзора отменить любой приговор временного суда); но эти суды в июле 1917 г. были упразднены.

Постановлением Временного правительства мировые суды были созданы еще в 33 губерниях (в дополнение к тем 20 губерниям, в которых они были восстановлены в 1912 г.).

Законом от 30 мая 1917 г. в уездах стали действовать административные суды, в губерниях — административные отделения окружных судов. На I департамент Сената были возложены административно-судебные функции. Административные суды рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. 7 сентября 1917 г. ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты.

Кроме того, функцию охраны общественного порядка на местах выполняли отряды Красной гвардии, которые стали особенно активно формироваться после Корниловского мятежа и находились в подчинении Советов и их исполкомов.

Уголовный розыск. В течение нескольких дней февраля-марта 1917 г. сыскная полиция перестала функционировать практически повсеместно, специалисты в области уголовного сыска были разогнаны, многие уголовные дела уничтожены, преступники выпущены на волю. Отделения уголовного розыска сохранились лишь в нескольких городах (например, в Москве).

Однако единообразной системы уголовного розыска в масштабе всей страны в этот период создано не было.

Одним из первых шагов по стабилизации ситуации стало объявление Временным правительством в марте 1917 г. амнистии заключенных, на основании которой из мест лишения свободы были освобождены 88 097 заключенных (в том числе 5737 политических).

В апреле 1917 г. Главное тюремное управление было переименовано в Главное управление местами заключения. На местах тюремные инспекции были заменены комиссиями губернских исполнительных комитетов. К этому времени в России функционировало 712 мест лишения свободы.

Временное правительство несколько смягчило режим отбывания наказания в местах заключения: были отменены наказания розгами, одевание наручников и кандалов, применение смирительных рубашек.

После Февральской революции в России установилось двоевластие- своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховных органов власти выявились две линии. Первая -линия буржуазии, стремившейся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть. Другая линия - это линия трудящихся масс, хотевших закрепить демократические завоевания революции и развить их путем созыва Учредительного собрания.

В первые часы революции на роль правительственной власти претендовал буржуазный Временный комитет Государственной Думы, который три дня выполнял правительственные функции. Но революция лишила пласта этот орган, занявший своеобразное положение в политической системе буржуазной России.

По соглашению между буржуазными лидерами Временного комитета с эсеро-меньшевистским руководством Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов было образовано Временное правительство. Формально оно ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 г. оно проводило заседания.

Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Областные, губернские городские, уездные, волостные Советы составили систему органов, претендовавших на исполнительную власть. Двоевластие порождало политические кризисы: революцию осуществили рабочие и солдаты, сформировавшие Советы, а в правительстве были буржуазные противники революции. В марте демократический этап революции завершился, и она стала перерастать в социалистическую.

На I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г. меньшевики и эсеры согласились с тем, что министры-социалисты, т.е. эсеры-меньшевики, народные социалисты, должны нести ответственность перед рабочим съездом Советов. Но большевики потребовали образования правительства из среды съезда, следовательно, передачи власти Советам. Это исключало бы участие в правительстве кадетов. Эсеро-меныиевистское большинство съезда отклонило предложение большевиков, хотя в тот период его можно было реализовать и обеспечить мирный переход власти к Советам. Решение, принятое 5 июля на совместном оседании бюро ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов об ответственности перед Советами всего правительства в целом, стало одной из причин выхода из правительства кадетов и правительственного кризиса.

Т.о., в конце марта и начале апреля большевики предлагали, чтобы Всероссийское совещание Советов образовало верховный орган власти, а в июне в свете решений Апрельской конференции большевиков ставился вопрос о придании самому съезду Советов полномочий высшего органа власти. Помешали этому эсеро-меныневистские лидеры, хотя многим рядовым членам этих партий импонировало такое предложение.

Буржуазная линия в организации власти связана с упрочением Временного правительства. ЦК партии кадетов 3 марта принял решение о том, чтобы Временное правительство, в котором в то время преобладав ли кадеты, имело полномочия законодательного и исполнительного органа. Кроме того, оно стало выполнять функции главы государства. Это усиливало правительство как орган буржуазной диктатуры. Важнейшие вопросы - мира, земельный, государственного устройства, обеспечения политических свобод, борьбы с разрухой - правительство решало в интересах верхов капитала.

3 марта Временное правительство объявило о стремлении продолжать войну.Оно не решило аграрный вопрос, но потребовало от крестьян воздержаться от самовольного раздела земли, разрешило посылать войска на подавление крестьянских волнений Не рассматривался национальный вопрос, хотя в ряде мест настаивали на создании национально-территориальных автономий. Лишь из пяти губерний Украины была образована административная автономия.

Создание буржуазного государства

Буржуазная государственность возникла на основе царской. Создание буржуазного государства означало: а) приспособление царского аппарата к новым условиям; б) создание буржуазией новых органов; в) разрушение революционными массами наиболее ненавистных органов' старого аппарата (смещение губернаторов, разгон полиции, изменение состава органов самоуправления).

Высшие и центральные органы.Важнейшее место в системе органов государственной власти занимало Временное правительство; буржуазные революции на Западе приводили к демократизации высших звеньев власти - созданию парламентов и ответственных перед ним правительств. Низовой же аппарат постепенно приспосабливался к новым условиям.

Эсеро-меньшевистское правительство постепенно освобождалось от опеки Временного комитета Государственной Думы и усиливало натиск на Советы. Временное правительство оказалось неспособным управлять страной ни в период господства в нем кадетов, ни при меньшевиках и эсерах. При правительстве действовали различные вспомогательные и отраслевые органы, в которых определялся политический курс в той или иной области или разрабатывались законопроекты. Часть таких органов сохранилась от старой власти, другие были созданы после Февральской революции. Продолжал функционировать Правительствующий Сенат - высший судебный орган страны.

С учетом общих интересов класса капиталистов правительство усиливало государственное вмешательство в частную экономику. Аппаратом государственного регулирования экономики стали государственные органы, действовавшие совместно с буржуазными общественными организациями или аппаратом русских монополий. Это была форма сближения буржуазного государства с монополиями и буржуазными организациями.

Чтобы успокоить крестьян, которые нередко явочным порядком решали аграрную проблему, правительство создало Главный, губернские, уездные и волостные земельные комитетыдля подготовки аграрного законодательства.

Для подготовки законопроектов, составления заключений по юридическим вопросам в марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание при правительстве. Статус Совещания был определен им самим 22 марта. Юридическое совещание исходило из того, что Россия - страна буржуазная. Резко негативную реакцию в Юридическом совещании вызывали вопросы автономии, особенно национальной.

В качестве своих высших представительных органов буржуазия пыталась использовать выросшие из недр распущенной царем Государственной Думы Временный комитет и частные совещания ее членов. Несмотря на прекращение двоевластия, престиж правительства продолжал падать.

Вопреки решению Демократического совещания лидеры меньшевиков и эсеров пригласили в предпарламент кадетов - самую контрреволюционную буржуазную партию.

Т.о., буржуазия не сумела завершить строительство своего государства: не было парламента и традиционного разделения властей, не было сильного механизма исполнительной власти. Буржуазию подавляло революционное движение. Буржуазия была заинтересована в некоторой реконструкции государственного аппарата, но в условиях революции она боялась, что это ослабит государство как машину классового подавления. Поэтому буржуазия стремилась сохранить унаследованные от царизма систему, структуры и кадры государственного аппарата.

Местный аппарат.Заметных успехов Временное правительство добилось в реорганизации местного самоуправления. До Февральской революции земства и городские думы избирались на основе высокого имущественного ценза. Реорганизация местных органов проходила под давлением революционных масс при сдерживающем влиянии правящей верхушки. Прави-тельство 21 мая приняло закон о волостном земстве. Основу правительственного аппарата на местах составляли кадры чиновников, унаследованные от царизма. Для контроля за деятельностью государственных органов и органов самоуправления правительство ввело с 5 марта в уездах и губерниях должность комиссаров с правами бывших губернаторов. Местное самоуправление строилось следующим образом. Правительственный аппарат занимался общегосударственными вопросами: финансы, продовольственное дело, а органы самоуправления - всем остальным.

Органы суда и охраны порядка. Судебными органами в России были: Сенат, судебные палаты по уголовным и гражданским делам, окружные суды, мировая юстиция. Изменился состав военных судов: в них вводились заседатели от офицеров и солдат, но ускоренный порядок судопроизводства сближал их с военно-полевыми судами. Административный суд был особым органом, созданным для рассмотрения конфликтов между органами самоуправления и комиссарами Временного правительства. После Февральской революции полиция была реорганизована в земскую и городскую милицию.

Читайте также: