Союз для средиземноморья кратко

Обновлено: 05.07.2024

созвать в январе 2009 г. в Каире следующую аналогичную конференцию при активном участии ЕИБ, где планировалась окончательная выработка механизма финансирования проектов в сфере промышленности.

9-10 ноября 2008 г. в Марракеше состоялась министерская конференция по трудоустройству и работе, в которой участвовало около 30 министров - представителей стран-членов Союза для Средиземноморья. Стороны признали, что в условиях развернувшегося экономического кризиса требовалось создать значительное число рабочих мест для уменьшения безработицы среди трудоспособного населения Южного Средиземноморья, а также оказать поддержку мелкому и среднему бизнесу. По итогам конференции был принят план действий, результаты которого предполагалось подвергнуть тщательному анализу на следующей

конференции в 2010 г.

17 ноября в Каире прошла встреча министров здравоохранения, решивших создать общую платформу для обмена информацией и передачи

сигнала тревоги, например, в случае пандемии .

2009-2010 гг. планировалась начальная стадия проекта, а на 2011- 2020 гг. - основная. Как заключил в своей речи министр экологии Франции Ж.-Л. Борло, «этот проект совмещает в себе потенциальный план передачи энергии,

энергии из восполняемых источников [570] .

Заметным событием стал евро-средиземноморский форум в Танжере

заявил министр экологии Франции Ж.-Л. Борло .

14 ноября 2008 г. был также создан еще один новый орган - Межведомственное представительство Союза для Средиземноморья, [573] [574]

секретариатом по делам Европы , Межведомственное представительство Союза для Средиземноморья берет на себя полномочия руководства и координации действий, реализуемых как государством, так и частными лицами, в рамках инициативы "Барселонский процесс: Союз для

по средиземноморскому вопросу [575] [576] [577] [578] .

развития (АФД) [579] [580] [581] предоставило займ в 200 млн евро на строительство линии

метро в Каире . Вопреки мировому экономическому кризису Франция решила остаться первым иностранным инвестором в Египте (в 2008 г. она

стороне, и в Елисейском дворце инцидент посчитали исчерпанным . Кроме того, именно Франция оставалась у руля СдС вплоть до марта 2012 г., когда управление перешло в ведомство ЕС.

Франция немедленно выступила в роли миротворца: 5-6 января 2009 г. Саркози отправился в турне по Ближнему Востоку с целью прекращения огня между Израилем и ХАМАСом. Первым пунктом назначения стал Египет, где французский президент обсудил последние события с египетским коллегой. В сложившейся ситуации Египет оказался в непростом положении: если обычно он играл посредническую роль в переговорах между Израилем и сектором Газа, то в этот раз отсутствие точек соприкосновения с палестинскими исламистами поставили его вне игры [588] .

Далее у Саркози были запланированы переговоры с представителями Палестинской Автономии и Израиля, а также поездка в Сирию и Ливан. По мнению французского президента, встреча с сирийским лидером Б. Асадом была необходима, так как он мог оказать влияние на ХАМАС и непосредственно на главу его Политического бюро Х. Мехала, который в тот момент находился в Сирии [589] .

С эскалацией конфликта арабо-израильское противостояние охватило всё Средиземноморье. В Магрибе прошли широкие манифестации в поддержку палестинцев. В Алжире, по сведению одного из членов

Координационного центра палестинского сопротивления, президенту Бутефлике передали письмо под заголовком «Израилю не место в СдС. Его

Из-за конфликта в Газе 14 запланированных на 2009 г. конференций СдС были отменены. Однако именно мировой финансовый кризис мотивировал страны Севера продолжать инвестировать значительные суммы в Южное Средиземноморье и искать пути выхода из политического коллапса, в котором оказался Союз для Средиземноморья. По крайней мере в начале кризиса Средиземноморский регион, ввиду своей относительно слабо развитой банковской системы, не испытал тех потрясений, через которые прошла Европа. По мнению ученых из Института экономических перспектив для средиземноморского мира (Ипемед), при всех существующих рисках инвестирования в этот регион он считался главным источником роста доходов от вложений в ближайшем будущем [599] . К тому же, недостатка в объектах для инвестиций не было: по данным ЕИБ, странам юга в длительной перспективе требовалось 250 млрд долларов инвестиций, из которых 100 млрд для развития электроэнергетики, 110 млрд для городских служб (водообеспечение, образование, здравоохранение и др.) и 20 млрд на развитие государственного и межгосударственного транспорта [600] .

Таким образом, Франция, имея самые обширные инвестиционные интересы (как частные, так и государственные) и будучи одним из главных мировых инвесторов в этом регионе, была крайне заинтересована в скорейшем урегулировании политических конфликтов и налаживании нормальных отношений между средиземноморскими партнерами. Вместе с Египтом она выступила главным инициатором встречи в Брюсселе 43 стран- членов Союза для Средиземноморья, запланированной на 7 и 8 апреля 2009 г. Однако представители арабских стран категорически заявили европейскому комиссару по внешним связям Б. Ферреро-Вальднер о своем отказе встречаться с израильтянами.

В это же время Фийон прибыл в Тунис, чтобы предоставить ему кредит в 40 млн евро на развитие мелкого и среднего бизнеса, а также обсудить сложившуюся ситуацию с президентом страны. Несмотря на то что Франция была главным экономический партнером Туниса, её доля на рынке уменьшилась в 2007-2008 гг. с 21,4 до 18,6% [604] , а новые политические сложности грозили еще большим снижением показателей. Чтобы не допустить такого положения, французские правящие круги не жалели денег для вложений в Тунис даже в условиях тяжелого экономического кризиса.

Таким образом, Франция действовала на два фронта: пыталась разблокировать политический процесс на уровне союза и в то же время единолично выделяла щедрые суммы для нужд отдельных участников объединения.

В качестве ответа на итальянскую инициативу французские правящие круги заявили, что если финансовый секретариат уйдет в Милан, в Марселе будет организована региональная платформа для финансирования молодых компаний - стартапов [618] .

С 1 января 2010 г. у руля Европейского Союза стала средиземноморская страна - Испания, в связи с чем у Франции и её партнеров по СдС появилась надежда, что евро-средиземноморским отношениям будет уделено больше внимания.

Между тем, в самой Франции по поводу стоимости её председательства в ЕС разгорелся скандал. По информации Счетной палаты, V Республикой было потрачено 170 млн евро, из которых 16 млн пошли на организацию саммита Союза для Средиземноморья, где обед для высокопоставленных гостей Саркози обошелся казне более чем в миллион евро.

На назначении Секретаря присутствовал представитель КЕС по интеграции и Европейской политике соседства С. Фюле, который выразил полную поддержку СдС. Комиссия Евросоюза предоставила в ведение секретариата 3 млн евро, хотя оставалось неясно, на какой срок предназначалась выделенная сумма (возможно, на 3 года, пока действует мандат Генерального секретаря). Стоит напомнить, что Секретариат, по замыслу создателей, должен выдвигать проектные инициативы совместно с представителями гражданского общества, частного сектора и национальных или региональных властей. Как только проект одобрен на высшем уровне (саммите глав государств и правительств), Секретариат обязан обеспечить ведение проекта и поиск партнеров для его реализации [626] .

Европейские страны попытались совместно воздействовать на министра иностранных дел Израиля А. Либремана. Мадрид напрямую

29 мая был запущен один из самых крупных проектов СдС - проект Трансгрин, подразумевающий активное использование солнечной энергии на территории южного Средиземноморья и строительство сети электрических линий под Средиземным морем, которые доставляли бы часть энергии в европейские страны. Учитывая, что, по подсчетам экспертов, на каждый квадратный километр в Северной Африке приходится от 100 до 250 гигаватт (ГВт) солнечной энергии в год, потенциал проекта был велик. На тот момент уже существовали линии энергопередач между Европой и Африкой (в частности, между Испанией и Марокко), но довольно слабые - мощностью 1,4 ГВт. В рамках Трансгрин планировалось провести подводные кабели на 1ГВт каждый между Италией и Тунисом, Италией и Ливией, Испанией и Алжиром и, возможно, между Грецией и Египтом. И хотя в ходе конференции удалось утвердить финансирование для реализации проектов энергоемкостью всего лишь 0,6 ГВт, в целом стороны надеялись, что в итоге мощность Трансгрин достигнет 10 ГВт. Со второго семестра 2010 г. КЕС обязалась выделить на программу 5 млрд евро на 3 года [643] .

В проект Трансгрин вошли 13 компаний, из них 9 были французскими (среди которых АФД, Электриситэ де Франс (ЕДФ) - крупнейший производитель электроэнергии во Франции и в мире [644] ) и по одной из Испании (Абенгоа), Италии (Призмиан), Германии (Сименс), а также египетский филиал Така Арабиа - контролируемой государством энергетической компании из ОАЭ [645] .

Дезертек дополняют друг друга", - пояснил в очень дипломатичной манере П. Лелуш [647] .

Ж. Местралле, глава компании ЖДФ-Сюэз, главного конкурента ЕДФ, также очень скептично оценил Трансгрин, усомнившись в возможности выполнения столь масштабного проекта. Он выступил за реализацию более скромных начинаний в сфере электроэнергетики, например, строительства ветровых ферм на берегу моря в Ливии или Тунисе [649] .

После того как эта информация дошла до Парижа, реакция не заставила себя ждать. 27 сентября 2010 г. во время пресс-конференции с главой

Чтобы максимально уладить все противоречия и собрать все стороны за одним столом на ноябрьском саммите, глава V Республики решил провести предварительное совещание в Париже 21 октября. Приглашение на встречу получили премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, глава Палестинской Автономии М. Аббас и президент Египта Х. Мубарак [664] . Нетаньяху 28 сентября подтвердил свою готовность приехать [665] , однако именно в его офисе, а не в Елисейском дворце, 16 октября было объявлено, что планируемая встреча отложена на неопределенное время [666] .

Испания также проводила активную дипломатическую работу. Глава МИД М. Моратинос нанес визиты в Тунис и Алжир, чтобы склонить их принять участие в Барселонской конференции. В итоге глава Туниса Бен Али публично выразил свою поддержку саммита СдС [669] .

На следующий день сопрезиденты СдС Франция и Египет совместно с Испанией выступили с официальным заявлением. Констатируя, что «нынешний тупик в мирном процессе на Ближнем Востоке сделал невозможным нормальное проведение саммита, запланированного на 21

ситуация сложится подобным образом, «мы подозревали с самого начала, не

В документе стороны призвали разработать глобальную и региональную стратегию развития в Средиземноморье, чтобы укрепить политические и экономические связи в регионе и обеспечить ему процветание путем социально-экономического сотрудничества и увеличения инвестиций частного сектора.

Меморандум основывался на шести конкретных областях совместной деятельности: обмен информацией между секретариатом и ЕИБ; помощь банка в поиске источников финансирования проектов; улучшение осведомленности заинтересованных сторон по приоритетным проектам СдС посредством конференций и семинаров; более полное освещение событий в средствах массовой информации. ЕИБ обязался содействовать упрощению отношений между Секретариатом СдС и частным сектором, в том числе с торгово-промышленными палатами, профессиональными ассоциациями, банковскими организациями, соответствующими аналитическими центрами и неправительственными организациями. Меморандум также

предусматривал при необходимости прикомандирование экспертов из ЕИБ к

проектам, реализуемым в рамках Секретариата СдС .

Таким образом, на протяжении почти трех лет действия СдС запустил немало проектов в социально значимых областях, развитие организации продолжалось, несмотря на политическую блокаду процесса из-за обострения арабо-израильского конфликта и тяжелого экономического кризиса в Европе. Хотя не все проекты удалось реализовать на сто процентов в заявленный срок, многие из них, например, Трансгрин, ИнфраМед, вполне успешно функционируют сегодня. [681]

Союз для Средиземноморья
: Union for the Mediterranean
: الاتحاد من أجل المتوسط‎
: Union pour la Méditerranée

Основные члены

Отношения

Друзья

Враги

Нравится

Не нравится

Союз для Средиземноморья — это союз, созданием занялась Франция, в него вступают все страны, у которых есть выход к Средиземному морю. В её состав входит весь ЕС и Лига арабских государств. Наблюдает — Ливия

Содержание

    ИГИЛ — отстань ты уже от обычных людей, ТЕРРОРИСТ!! Россия — когда ты уже оставишь в покое меня и моих друзей?

Cookie-файлы помогают нам предоставлять наши услуги. Используя наши сервисы, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Союз для Средиземноморья как модель отношений Украины с ЕС


09.01.2009

В МАЕ 2008 ГОДА в Европарламенте было предложено создать Черноморский Союз (Союз для Черного моря), в который, помимо ЕС, должны войти Украина, Турция, Россия, Молдова и Грузия. Не исключается включение в ЧС также Азербайджана, Албании и Армении. С учетом стратегических целей Украины этот проект может стать значительным шагом к усилению взаимодействия между Украиной и ЕС. Поскольку данный проект предполагается реализовывать по аналогии с Союзом для Средиземноморья, возникает необходимость в анализе евро-средиземноморского партнерства как модели развития отношений между ЕС и Причерноморьем.

Средиземноморский регион имеет большое значение для ЕС в силу географических, исторических, экономических, ресурсных и политических факторов. Кроме того он включает в себя семь стран Евросоюза (Греция, Италия, Испания, Мальта, Словения и Франция).


В настоящий момент среднегодовой рост внешней торговли ЕС и стран Средиземноморья (Алжир, Египет, Сектор Газа и Западный берег Иордана, Израиль, Иордания, Ливан, Марокко, Сирия, Тунис, Турция) составляет 11%, экспорт ЕС в эти страны в 2007 году достиг 119,6 млрд. евро, импорт — 107,2 млрд. евро. И хотя удельный вес средиземноморских стран во внешней торговле ЕС остается довольно низким (8,5% внешнеторгового оборота), для них ЕС выступает главным торговым партнером (43,7% внешнеторгового оборота).

Союз для Средиземноморья был создан 13 июля 2008 года на саммите в Париже. В его состав вошли 43 государства, в том числе 27 членов ЕС, а также Алжир, Египет, Иордания, Израиль, Ливан, Мавритания, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис, Турция, Албания, Босния и Герцеговина, Монако, Хорватия и Черногория. Поскольку Ливия отказалась участвовать в саммите, ее обозначили в качестве страны-наблюдателя.

Было определено, что управление Союзом осуществляется на основе механизма сопредседательства: один председатель выступает от ЕС, другой избирается от средиземноморских стран-партнеров. Позднее было принято решение о необходимости участия Арабской лиги во всех встречах на всех уровнях.

Союз для Средиземноморья сохранит ключевые элементы и достигнутые договоренности Барселонского процесса, в том числе и создание зоны свободной торговли к 2010 году.

И все же более глубокое рассмотрение причин позволяет сделать выводы о том, что за активным продвижением Европой демократии и политики защиты прав человека стоит прагматичное желание стать определенной нормативной внешнеполитической силой, распространяющей свои ценности на соседние страны, ослабить влияние США в регионе и повысить уровень собственной безопасности. В сфере экономики ЕС заинтересован в расширении существующих соглашений о свободной торговле с учетом именно европейских норм и требований, а также доступе к энергетическому рынку Северной Африки. Сотрудничество в сфере безопасности, в первую очередь, направлено на борьбу с радикальным исламским терроризмом, поскольку в ЕС обеспокоены ростом мусульманской диаспоры и непрекращающимся арабо-израильским конфликтом.

В случае успешной реализации всех планов, новообразованный Союз будет самым мощным объединением как в экономическом плане, создавая 39,2% мирового ВВП (к примеру, НАФТА производит 35,9%), так и в политическом, учитывая количество участников с общим числом населения в 780 млн. человек. Принимая во внимание возможность присоединения всех арабских стран (по аналогии с членством всех стран ЕС), можно предположить, что организация будет уникальным образованием, которое связывает европейские и мусульманские страны и способствует утверждению мира в регионе. Определенные шаги в этом направлении уже делаются, что подтверждается принятием решения об активном участии Арабской Лиги в деятельности Союза для Средиземноморья.

Тем не менее, Союз для Средиземноморья, вероятнее всего, не сможет стать полноценной интеграционной группировкой, несмотря на значительную заинтересованность его членов. Это обуславливается коренным различием в интересах как отдельных стран, так и их групп, растущим противоречием между европейской и мусульманской цивилизациями и колоссальной разницей в уровнях экономического развития (например, ВВП на душу населения по паритету покупательной способности Люксембурга выше аналогичного показателя Марокко в 19 раз, в среднем же этот показатель для европейских стран в 5-7 раз выше, чем для североафриканских). Это подтверждает и опыт Барселонского процесса.

Рассмотрим, насколько данная модель может быть применима для сотрудничества ЕС и стран Черноморского бассейна (прежде всего, Украины).

Причерноморский регион является одним из приоритетных для ЕС: на Россию, Украину, Турцию, Грузию, Молдову, Азербайджан и Армению приходится 13,4% его экспорта и 14,8% импорта, причем только Россия, Украина и Турция обеспечивают 30% импорта энергоресурсов ЕС. Для Украины этот регион в совокупности со странами ЕС представляет собой основного внешнеторгового партнера, формируя 66% украинского экспорта и 66,5% импорта. Кроме того, через эти страны осуществляется около 80% прямых иностранных инвестиций в Украину, и почти 99% украинских инвестиций направляются в них. Важно также отметить, что по культуре, религии и менталитету данный регион значительно ближе к ЕС, чем юг Средиземноморья.

Оптимальным вариантом развития евро-черноморского партнерства представляется создание Черноморского Союза (Союза для Черного моря), благодаря которому отношения Европейского Союза и стран Причерноморья приняли бы более организованную форму.

Украине сотрудничество в рамках ЕС-Причерноморье выгодно также по нескольким причинам: проблема недостатка собственных ресурсов для решения производственных, социальных и экологических проблем может решиться за счет различных совместных проектов, а поддержка такого влиятельного игрока, как ЕС, позволит достичь желаемых договоренностей в отношениях с Россией, в том числе и в энергетической сфере. Немало преимуществ, учитывая тесные внешнеторговые отношения, могло бы принести создание зоны свободной торговли по типу той, что формируется в Средиземноморском регионе. Таким образом, Черноморский Союз стал бы важным этапом реализации стратегии Украины по евро-атлантической интеграции.

Сотрудничество в рамках такой организации может принести немало преимуществ, особенно в случае возможного слияния Союза для Средиземноморья и Черноморского союза. Экономические, политические и социально-культурные отношения Украины с арабскими странами находятся на низкой стадии развития, поэтому в условиях дефицита собственных энергетических и финансовых ресурсов расширение двустороннего и многостороннего сотрудничества становится крайне важным.


4 февраля на компьютерной выставке CeBIT в Ганновере президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель договорились по вопросу о создании Средиземноморского союза, или, согласно новой формулировке, Союза для Средиземноморья. Достигнутое соглашение положило конец весьма напряженному дипломатическому спору между двумя ведущими европейскими государствами, который грозил серьезным расколом внутри ЕС. Главное, о чем договорились Меркель и Саркози, что в создании Союза для Средиземноморья будут принимать участие все 27 стран ЕС полюс страны Ближнего востока и Магриба, имеющие выход к Средиземному морю.

Чтобы понять, насколько важным стало достижение франко-германского дипломатического компромисса, произошедшее почему-то на открытии компьютерной выставки, необходимо вернуться немного назад. Впервые идею создания Средиземноморского союза выдвинул Николя Саркози. Он заявил об этом еще в феврале 2007 года в ходе своей предвыборной кампании на пост президента Франции. Затем, победив на выборах, он озвучил свое предложение в развернутом интервью авторитетному французскому журналу Politique Internationale, представляя читателям основные направления своей внешней политики.

По мнению Саркози, средиземноморские страны должны создать союз, который работал бы в тесном контакте с ЕС и со временем даже смог бы иметь с Евросоюзом общие институты. Необходимость подобного объединения, как отметил французский президент, объяснялась тем, что предыдущее соглашение 1995 года - "Барселонский процесс" -призванное укрепить связи между странами Cредиземноморья и ЕС, оказалось мертворожденным и фактически не работает.

Главными задачами союза должны были стать выработка согласованной иммиграционной политики, развитие экономики и торговли, продвижение основополагающих ценностей правового государства, защита окружающей среды.

Николя Саркози предложил, чтобы организационные вопросы и выработка основных направлений деятельности обсуждались на уровне глав государств и правительств по примеру саммитов "Большой восьмерки". Координация совместного экономического развития стран союза, должна была осуществляться через создание Средиземноморского инвестиционного банка, по примеру того, как это происходит в Европе, где этим целям служит Европейский инвестиционный банк. Саркози особо подчеркнул, что одной из ведущих стран в новом межгосударственном объединении должна стать Турция.

В целом предложение Саркози вызвало достаточно сдержанную реакцию в ЕС, однако нельзя сказать, что она была негативной. Прежде всего, в идее Средиземноморского союза увидели стремление Франции через промежуточную структуру приблизить к Европе Турцию, формально не принимая ее в ЕС. Саркози ранее давал четко понять, что Турция по своему географическому положению не Европа, и что Франция не даст своего согласия на ее вхождение в Евросоюз. Однако, когда Николя Саркози в своей привычной энергичной манере стал в одностороннем порядке действовать для осуществления задуманного, напряжение понемногу стало нарастать.

В ходе официальных визитов в страны Магриба - Алжир и Марокко - французский президент открыто обсуждал с их руководством шаги по созданию Средиземноморского союза, при этом даже не считая необходимым привлечь для консультаций других партнеров по ЕС, в частности, Германию. Наконец, когда в конце ноября 2007 года в Алжире Саркози заявил, что Франция и Алжир сформируют ось Средиземноморского союза, терпение партнеров по ЕС лопнуло.

В начале декабря, за несколько дней до подписания базового конституционного соглашения ЕС в Лиссабоне, канцлер Германии Ангела Меркель в непривычной для себя резкой манере подвергла критике действия Николя Саркози, заявив, что создание Средиземноморского союза ставит под удар европейское единство и, прежде всего, франко-германское сотрудничество, которое является мотором общеевропейского развития. По мнению Меркель, планы Саркози могут в итоге привести к тому, что Германия окажется по одну сторону вместе с центральноевропейскими и восточноевропейскими странами, в то время как по другую сторону будут Франция и средиземноморские государства.

Ангела Меркель дала четко понять, что для Германии, которая не имеет выхода к Средиземному морю, этот регион так же важен, как и для Франции. Она отметила, что к созданию Средиземноморского союза необходимо привлечь все страны ЕС. "500 миллионов человек, живущих в Евросоюзе, - заявила Меркель, - должны вместе формулировать свои интересы". Более того, по мнению канцлера, ситуация когда ряд стран ЕС пытаются создать собственное объединение, используя для этого финансовые средства всего Евросоюза, является неприемлемой.

Реакция немецкой прессы была не менее жесткой. Франции поставили в упрек, что она пытается разыграть из себя преемницу Римской империи. Как отметил обозреватель Suddeutsche Zeitung Рудольф Чимелли (Rudolph Chimelli), зарезервировав за собой ключевую роль в Средиземноморском союзе, Париж тем самым планирует усилить свое влияние внутри ЕС. Это должно стать своеобразным ответом Германии. "Среди французов широко распространено убеждение, нигде открыто не афишируемое, что богатая процветающая Германия создает из государств восточной и юго-восточной Европы политически зависимых клиентов", - писал Чимелли.

Вслед за Германией, Франция подверглась критике со стороны других европейских государств. Даже Массимо Д'Алема (Massimo d'Alema), министр иностранных дел Италии, - страны более других заинтересованной в развитии средиземноморского региона - заявил, что хотя ЕС больше внимания должен уделять югу, тем не менее создавать для этих целей новую международную организацию не нужно. Сближение средиземноморских государств, по мнению Д'Алема, должно происходить согласно уже существующим договоренностям, а иммено "Барселонскому процессу".

О своих сомнениях относительно создания Средиземноморского союза заявили Испания и Португалия, а также Еврокомиссия. Среди средиземноморских стран тоже выявились существенные противоречия. В частности, Марокко насторожено отнеслась к идее первенства Алжира в Средиземноморском союзе. Между двумя странами давно идет скрытое соперничество за влияние в Северной Африке. Отклик Турции на предложение о вступлении в Средиземноморский союз вместо ЕС был сдержанно-негативным. Стамбульская газета SABAH расценила весь проект как "пустой и бессодержательный".

На самом деле Франция была не так уж не права. Как отметил в своей статье бывший министр иностранных дел Франции Эрве де Шарет (Hervе de Charette), начиная с 2000 года, ЕС намного больше внимания уделяло востоку, процессу расширения, а отношения со странами средиземноморского бассейна отошли на задний план. На восток было направлено 50 миллиардов евро из общеевропейского бюджета, в то время как юг всего 5 миллиардов. Тем не менее, де Шарет признал, что идея Николя Саркози о сближении со средиземноморским югом должна осуществляться несколько в иных формах с привлечением всех заинтересованных партнеров.

Он предложил отказаться от названия Средиземноморский союз и заменить его на Средиземноморский совет, который должен быть организован наподобие давно и успешно существующего Совета государств Балтийского моря (СГБМ), куда входят 11 прибрежных стран, в том числе Россия, а Великобритания и Франция, не имеющие выхода к Балтийскому морю, имеют статус наблюдателей. При этом, по мнению де Шарета, отказываться от "Барселонского процесса" совсем не обязательно, напротив, нужно вдохнуть в него новую жизнь.

Выдвинутая Шаретом идея оказалась, судя по всему, и верной и плодотворной. Столкнувшись с критикой, Франция несколько изменила подход. Прежде всего было изменено название будущего объединения: вместо Средиземноморского союза оно стало именоваться Союзом для Средиземноморья. Франции удалось заручиться поддержкой Италии и Испании. 20 декабря Николя Саркози, Романо Проди и Хосе Луис Родригес Сапатеро подписали так называемое Римское воззвание, в котором призывали страны Африки и Европы "к объединению вокруг союза средиземноморских стран".

В Союз для Средиземноморья должны были войти 25 стран - 22 страны, которые имеют выход к Средиземному морю, плюс Иордания, Португалия и Мавритания, играющие важную роль в регионе. При этом отмечалось, что отношения между ЕС и средиземноморскими партнерами будут стоиться на принципах, закрепленных в "Барселонском процессе", иными словами Союз для Средиземноморья не будет претендовать на то, чтобы оттянуть на себя часть функций ЕС. На 14 июля в Париже наметили проведение саммита представителей стран Средиземноморья и государств ЕС, а днем ранее, 13 июля, должна пройти предварительная встреча с участием только представителей средиземноморских государств.

Предложенная схема, несмотря на очевидную попытку найти компромиссное решение, оказалась достаточно запутанной. Прежде всего за счет сохранения весьма неудобного дуализма: некоторые страны ЕС объявлялись средиземноморскими и могли входить в новую структуру: Союз для Средиземноморья, другие же - нет и должны были строить свои отношения с средиземноморскими неевропейскими государствами на принципах "Барселонского процесса". Создается впечатление простого наложения старой системы на новую. Очевидно, это мало отвечало интересам Германии.

Ангела Меркель своей позиции не изменила и даже предприняла ряд демонстративных шагов. Так, намеченная на 3 марта встреча между Николя Саркози и Ангелой Меркель в баварском Штаубинге (Straubing) была перенесена на 9 июня. 22 февраля немецкая Die Welt сообщила, что встреча была перенесена из-за невозможности Франции и Германии прийти к соглашению по средиземноморскому межгосударственному объединению. Государственный секретарь ФРГ по европейским делам Гюнтер Глозер (Guenter Gloser) якобы повторил, что сотрудничество средиземноморских государств "должно проходить в рамках уже существующих государственных институтов".

Очевидно, что Франция вновь была вынуждена пойти на уступки. Поэтому встреча все же состоялась в ранее намеченные сроки, однако в несколько необычной обстановке - на компьютерной выставке. Меркель смогла навязать свою точку зрения. В итоговом заявлении глав двух государств отмечается, что теперь членом Союза для Средиземноморье может стать любая из 27 стран ЕС. "Это общий проект 27 государств", - заявила Меркель. "Никто не будет исключен из этого проекта", - добавил Саркози.

Как отмечает в этой связи Der Spiegel, Союз для Средиземноморья станет новой ступенью в развитии "Барселонского процесса" и не будет ни дублировать его, ни заменять. По данным Le Monde, не исключено, что расписание июльского саммита в том виде, в котором оно представлено в Римском воззвании, будет изменено, поскольку теперь ЕС будет играть уже центральную, а не вспомогательную роль. Впрочем, детали достигнутого между Германией и Францией компромисса не известны. Как ожидается, они будут обнародованы 13 или 14 марта в Брюсселе.

Имеющиеся сведения противоречат одно другому. Так, премьер-министр Франции Франсуа Фийон заявил в эфире радиостанции Europe 1, что Союз для Средиземноморья будет организован по принципу уже упомянутого Совета государств Балтийского моря, только роль наблюдателя будет играть уже не Франция, а Германия. Между тем Le Monde пишет, что от "балтийской" схемы было решено отказаться. Остается ждать намеченного на июль саммита. Он должен выявить конкретные направления средиземноморского сотрудничества и, весьма вероятно, новые сложности.

Читайте также: