Союз 11 катастрофа кратко

Обновлено: 06.07.2024

Череда неудач

Начало 1960-х годов было настоящим триумфом советской космонавтики. Вдохновленные полетом за пределы нашей планеты первого жителя Земли Юрия Гагарина, советские власти развернули программу подготовки по высадке человека на луне. Американцы в этой борьбе сдаваться не собирались и активно проводили испытания, пытаясь хоть здесь одержать первенство. Это у них получилось. 20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг впервые ступил на поверхность луны.

Во второй половине 60-х годов отечественная космонавтика потеряла сразу несколько выдающихся личностей. В 1966 году умер великий инженер, обеспечивший СССР на долгое время ведущую позицию в космосе, Сергей Королев. 24.04.1967 трагически погиб Герой Советского Союза Владимир Комаров, а в марте 1968 ушел из жизни Юрий Гагарин. Все это оставило отпечаток на развитии космоса и науки страны в целом.
Чтобы как-то реабилитироваться после неудачи на луне, Советский Союз развернул новую программу – создание первой в мире уникальной обитаемой орбитальной станции. Все силы отечественной космонавтики были перекинуты к этому проекту.

Счастливая случайность или злой рок

Немного биографии

Виктор Пацаев был рожден 19.06.1933 на территории нынешнего Казахстана. Окончил Пензинский индустриальный институт, затем работал в Центральной аэрологической лаборатории Гидрометслужбы СССР. С 1968 году числится в отряде космонавтов. Свой первый полет совершил к станции Салют-1 в должности инженера-исследователя.

Ход экспедиции

Дальнейший полет проходил нормально. Космонавты поддерживали ТВ-связь с Землей, им удалось выполнить все поставленные перед ними задачи. На 11-ый день возникла внештатная ситуация – начался пожар. Встал вопрос о том, чтобы срочно покинуть станцию и вернуться на Землю. Но команде удалось самостоятельно совладать с огнем и продолжить работы.

Возвращение на Землю

Без признаков жизни

Медики не сразу поняли, насколько все серьезно. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца делались до тех пор, пока всем не стало понятно, что космонавтов уже не вернуть к жизни. Усилия врачей оказались безуспешными, и в Центр управления полетами сообщили, что весь личный состав погиб.

Почтовая марка СССР. 1971. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Почтовая марка СССР. 1971. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Причины трагедии

Что послужило причиной преждевременного открытия люка, так и не удалось достоверно установить. По официальной версии, разгерметизацию спровоцировал подрыв пиропатронов при разделении отсеков спускаемого аппарата. Однако во время попытки воссоздать ситуацию на Земле воспроизвести этот вариант развития событий не получилось.

Космонавты Волков, Пацаев, Добровольский умерли от острого кислородного голодания и декомпрессионной болезни. Шансов выжить в создавшихся условиях у них не было.

Что происходило на борту в те роковые минуты

Когда космонавты поняли, в чем дело, времени у них уже не оставалось. Самочувствие их резко ухудшалось с каждым мигом. Из-за острой декомпрессионной болезни члены экипажа ощущали дикую боль во всех частях своего тела. Резкий перепад давления привел к разрыву барабанных перепонок, и космонавты перестали слышать. Сознание их начало угасать уже через двадцать секунд после случившейся разгерметизации.

Последствия и выводы

Помимо этого, было тщательно пересмотрено расположение органов управления корабля. Ее разместили таким образом, чтобы любое действие можно было выполнить, не вставая с места. Количество членов экипажа сократили до двух человек, на месте третьего же была размещена установка автономного жизнеобеспечения.




Экипаж Леонова очень болезненно воспринял отстранение от полёта. Борис Черток позднее вспоминал слова конструктора Мишина: «Ох, какой же тяжёлый был у меня разговор с Леоновым и Колодиным! — сказал он нам. — Леонов обвинил меня в том, что я якобы сознательно не пожелал заменить Кубасова Волыновым, чтобы ещё раз протащить в космос Волкова. Колодин сказал, что он так и чувствовал до последнего дня, что его в космос не пустят под любым предлогом. Колодин говорит: „Я у них — белая ворона. Они все лётчики, а я ракетчик“.
Никто из разгневанных космонавтов и представить не мог, что ошибочный рентгеновский снимок (никакого туберкулёза у Кубасова не оказалось и позднее он успешно летал в космос) спас им жизнь. Но тогда обстановка накалилась до предела.
Черток лично наблюдал эту картину: „На Госкомиссии я оказался рядом с Колодиным. Он сидел с низко опущенной головой, нервно сжимал в кулаки и разжимал пальцы, на лице играли желваки. Нервничал не только он. Оба экипажа чувствовали себя неважно. Первый был потрясён отстранением от полёта, второй — внезапным изменением судьбы.
После полёта второму экипажу предстояло подниматься по мраморной лестнице Кремлёвского дворца под фанфары, музыку Глинки, получать звёзды героев. Но радости на их лицах не было“.



Полёт
Корабль „Союз-11“ стартовал с Байконура 6 июня 1971 года. Космонавты волновались не только потому, что двое из них прежде не были в космосе, но и из-за пышных проводов: за день до отлёта провожающие устроили настоящий митинг, на котором выступали с речами.
Тем не менее запуск корабля прошёл в штатном режиме и без каких-либо сбоев. Космонавты успешно и без проблем состыковались с орбитальной станцией. Это был волнительный момент, ведь им предстояло стать первыми землянами на борту космической станции.
Космонавты благополучно разместились на орбитальной станции, которая хотя и была небольшой, казалась им огромной после невероятно тесного „Союза“. Первую неделю они привыкали к новой обстановке. Помимо прочего, космонавты на „Салюте“ имели телевизионную связь с Землёй.



16 июня на станции произошло ЧП. Космонавты почувствовали сильный запах гари. Волков связался с Землёй и сообщил о пожаре. Решался вопрос о срочной эвакуации со станции, но Добровольский принял решение не торопиться и отключить некоторые приборы, после чего запах гари прошёл.
Всего космонавты провели на орбите 23 суток. У них была достаточно насыщенная программа исследований и экспериментов. Кроме того, им предстояло законсервировать станцию для следующих экипажей.
Вечером 29 июня экипаж произвёл успешную расстыковку с „Салютом“ и отправился домой.



Катастрофа
В целом полёт проходил нормально — никто не ждал никаких ЧП. Экипаж вышел на связь и провёл ориентацию. Как оказалось, это был последний сеанс связи с экипажем.
Как и ожидалось, в 1:35 включилась тормозная двигательная установка. В 1:47 произошло разделение спускаемого аппарата с приборным и бытовым отсеками. В 1:49 экипаж должен был выйти на связь и сообщить об успешном отделении спускаемого аппарата.
Спускаемый аппарат не имел телеметрической системы и на Земле никто не знал, что происходит с космонавтами. Планировалось, что сразу после разделения Добровольский выйдет на связь. Молчание в радиоэфире очень удивило специалистов, ведь экипаж отличался большой словоохотливостью и порой говорил с Землёй куда больше, чем того требовала ситуация.
Возвращение на Землю происходило в плановом режиме, без эксцессов, поэтому поначалу не было оснований считать, что с экипажем что-то случилось. Наиболее вероятной версией была неисправность радиооборудования.
В 1:54 системы ПВО засекли спускаемый аппарат. На высоте 7 тысяч метров раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, который был оборудован антенной. Космонавты обязаны были связаться либо по КВ- либо по УКВ-каналам и доложить об обстановке. Но они молчали, не отвечая на запросы с Земли. Это уже настораживало, ни один из благополучно вернувшихся „Союзов“ не имел проблем со связью на этой стадии.



Около 2:05 встречающие спускаемый аппарат вертолёты обнаружили его и доложили в Центр управления полётами. Через десять минут аппарат благополучно приземлился. Внешне аппарат не имел никаких повреждений, но экипаж по-прежнему не выходил на связь и не подавал признаков жизни. Уже было ясно, что произошло какое-то ЧП, но ещё была надежда, что космонавты, может быть, потеряли сознание, но всё-таки живы.
Сразу же после посадки рядом с аппаратом приземлился встречающий вертолёт, а через две минуты спасатели уже открывали люк аппарата. Черток вспоминал: „Спускаемый аппарат лежал на боку. Внешне не было никаких повреждений.
Постучали по стенке — никто не откликнулся. Быстро открыли люк. Все трое сидят в креслах в спокойных позах. На лицах синие пятна. Потёки крови из носа и ушей. Вытащили их из СА. Добровольский был ещё тёплым. Врачи продолжают искусственное дыхание“.
Попытки врачей реанимировать экипаж путём искусственного дыхания и массажа сердца не увенчались успехом. Вскрытие показало, что экипаж погиб от декомпрессионной болезни, вызванной резким падением давления в спускаемом аппарате.



Расследование
Обстоятельства гибели однозначно указывали на разгерметизацию корабля. Уже на следующий день начались исследования спускаемого аппарата, однако все попытки обнаружить утечку провалились.
Каманин вспоминал: „Закрыли люк и все другие штатные отверстия в корпусе корабля, создали в кабине давление, превышающее атмосферное на 100 миллиметров, и… не обнаружили ни малейших признаков негерметичности. Повысили избыточное давление до 150, а затем до 200 миллиметров. Выдержав корабль под таким давлением в течение полутора часов, окончательно убедились в полной герметизации кабины“.
Но, если аппарат был полностью герметичен, тогда как могла произойти разгерметизация? Оставался только один вариант. Утечка могла произойти через один из вентиляционных клапанов. Но этот клапан открывался только после раскрытия парашюта для выравнивания давления, как он мог открыться при отделении спускаемого аппарата?
Единственный теоретический вариант: ударная волна и подрывы пиропатронов при отделении спускаемого аппарата заставили преждевременно сработать пиропатрон открытия клапана. Но на „Союзе“ ни разу не было таких проблем (да и вообще не было ни одного случая разгерметизации как на пилотируемых, так и на беспилотных кораблях).
Более того, после катастрофы многократно проводились эксперименты, моделирующие эту ситуацию, но ни разу не произошло нештатного раскрытия клапана из-за ударной волны или подрыва пиропатронов. Ни один эксперимент так и не воспроизвёл эту ситуацию.
Но, поскольку других объяснений не было, в качестве официальной была принята именно эта версия. Оговаривалось, что это событие относится к разряду крайне маловероятных, поскольку в экспериментальных условиях его так и не смогли воспроизвести.



Комиссии удалось приблизительно восстановить события, происходившие внутри спускаемого аппарата. После штатного отделения аппарата космонавты обнаружили разгерметизацию, поскольку давление быстро падало.
На то, чтобы найти и устранить её, у них было менее минуты. Командир экипажа Добровольский проверяет люк, но он герметичен. Пытаясь обнаружить утечку по звуку, космонавты отключают радиопередатчики и аппаратуру. Вероятнее всего, им удалось обнаружить утечку, но уже не хватило сил, чтобы закрыть вентиль.
Падение давления было слишком сильным, и уже через минуту космонавты потеряли сознание, а примерно через две минуты они были мертвы. Всё было бы по-другому, будь у экипажа скафандры. Но советские космонавты возвращались в спускаемом аппарате без них. Против этого выступали и Королев, и Мишин.
Скафандры были очень громоздкими, как и необходимая для них аппаратура жизнеобеспечения, а корабли и без того были слишком тесными. Поэтому пришлось выбирать: либо дополнительный член экипажа, либо скафандры, либо коренное переустройство корабля и спускаемого аппарата.
Итоги



Погибшие космонавты были похоронены в Кремлёвской стене. На тот момент это была самая крупная катастрофа в космосе по числу жертв. Впервые погиб целый экипаж. Трагедия „Союза-11“ привела к тому, что полёты по данной программе были заморожены более чем на два года.
За это время коренным образом была пересмотрена сама программа. С тех пор космонавты в обязательном порядке возвращаются назад в защитных скафандрах. Чтобы получить больше места в спускаемом аппарате, было решено отказаться от третьего члена экипажа. Была изменена компоновка органов управления, чтобы космонавт, не вставая с места, мог дотянуться до всех важнейших кнопок и рычагов.
После внесения доработок программа „Союз“ зарекомендовала себя в качестве одной из самых надёжных и с успехом действует до сих пор.

Советская пилотируемая космическая программа, начинавшаяся с триумфов, во второй половине 1960-х начала давать сбои. Уязвленные неудачами американцы бросили на соперничество с русскими огромные ресурсы и стали опережать Советский Союз.

Сергей Королёв.

Участники несостоявшегося покорения Луны были переведены на другой проект – полет на первую мире обитаемую орбитальную станцию. Пилотируемая лаборатория на орбите должна была позволить Советскому Союзу хотя бы частично компенсировать поражение на Луне.

Георгий Шонин грубо нарушил режим, и главный куратор отряда советских космонавтов генерал Николай Каманин отстранил его от дальнейшей подготовки. На место Шонина перевели Владимира Шаталова, его самого сменил Георгий Добровольский, а в четвертый экипаж ввели Алексея Губарева.

Вынужденная замена

На проводах на Байконур тарелка, которую на счастье бросил на землю Леонов, не разбилась. Неловкость замяли, но нехорошие предчувствия остались.

По традиции, на космодром летели два экипажа – основной и дублирующий. Дублерами были Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

Это была формальность, поскольку до того момента замен в последний момент никто не проводил.

Государственная комиссия решала: что делать? Командир основного экипажа Алексей Леонов настаивал – если не может лететь Кубасов, то нужно заменить его на бортинженера дублера Владислава Волкова.

Советские космонавты (слева направо) Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев на космодроме Байконур.

Виталий Севастьянов.

Бортинженер Владислав Волков, имевший за плечами опыт космического полета, часто пытался брать инициативу на себя, что не слишком нравилось специалистам на Земле, да и коллегам по экипажу.

Во время прохождения плотных слоев атмосферы связи с экипажем нет, она должна появиться вновь после раскрытия парашюта спускаемого аппарата, за счет антенны на стропе парашюта.

Врач Анатолий Лебедев, входивший в поисковую группу, вспоминал, что его смутило молчание экипажа в радиоэфире. Вертолетчики вели активный радиообмен в тот момент, пока спускаемый аппарат садился, а космонавты не выходили в эфир. Но это списали на отказ антенны.


Когда экипаж достали из спускаемого аппарата, врачи не могли понять, что произошло. Казалось, что космонавты просто потеряли сознание. Но при беглом осмотре стало ясно, что все гораздо серьезнее. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Врачи продолжали реанимационные мероприятия до появления абсолютных признаков смерти. Но их отчаянные усилия ничего не могли изменить.

Разгерметизация

Судебно-медицинская экспертиза показала у членов экипажа следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждения барабанных перепонок и выделение азота из крови.

Экипаж боролся до конца, но шансов на спасение не имел


Причиной нештатного открывания клапана сочли брак при изготовлении данной системы. К делу подключилось даже КГБ, усмотрев возможную диверсию. Но никаких диверсантов не нашли, и к тому же на Земле не удалось опытным путем повторить ситуацию нештатного открывания клапана. В итоге эту версию оставили окончательной ввиду отсутствия более достоверной.


Неудачи конца 1960-х – начала 1970-х для советской космической программы все-таки не стали фатальными. К 1980-м годам программа исследования космоса при помощи орбитальных станций снова вывела Советский Союз в мировые лидеры. Во время полетов случались нештатные ситуации и серьезные аварии, но люди и техника оказывались на высоте. С 30 июня 1971 года катастроф с человеческими жертвами в отечественной космонавтике не было.


Несмотря на то, что мне тогда было восемь лет, я прекрасно помню тот солнечный день летних каникул, когда на всех граждан СССР как внезапный гром среди ясного неба обрушилось официальное известие о гибели целого экипажа советских космонавтов. Мы все: и взрослые и дети воспринимали эту смерть как общее горе и потерю близких людей. А то, что эта смерть была внезапной и необъяснимой вызывало настоящий шок и растерянность: ведь все мы были уверены в том, что уж советская космическая техника — точно лучшая в мире.

Затемнение

Сегодня уже известно, что во время возвращения на Землю на высоте около 100 км из-за конструктивного недостатка — самопроизвольного открытия автоматического клапана — произошла разгерметизация космического корабля, почти мгновенно убившая экипаж.

Но тогда, 3 июня, врачи предположили у Кубасова начальную стадию туберкулеза, и категорически запретили космонавту полет, чтобы он не заразил остальных.

4 июня на заседании Госкомиссии было объявлено, что летят Добровольский, Волков и Пацаев. Это было тяжёлое решение — ещё никогда до этого экипаж не меняли целиком.

Экипаж

Уроженец Одессы, Георгий Добровольский во время войны подростком рыл окопы, а после падения города перешёл в подпольщики. В 15-летнем возрасте был схвачен румынской полицией и за хранение пистолета приговорен к 25 годам каторги. Только чудом его удалось вызволить знакомым, которые подкупили стражу и помогли мальчишке бежать

Потом было Чугуевское военное авиационное училище, служба в боевой части, заочная учеба в Военно-воздушной академии и приглашение перспективного летчика в отряд космонавтов.

К тому же считалось, что советские космические корабли настолько надёжны в плане герметичности, что в них можно летать хоть в одних трусах.

В 00 часов 16 минут З0 июня состоялся еще один сеанс связи с кораблем. Организатор и руководитель подготовки космонавтов генерал Николай Каманин напомнил о необходимости при спуске вести постоянный репортаж на коротких и ультракоротких волнах. А после посадки действовать строго по инструкции: резко не двигаться, люк не открывать и ждать группу поиска.

Клапан

Спасатели, подбежавшие к приземлившемуся аппарату, который лежал на боку, постучали по стенке, внутри никто не откликнулся. Когда открыли люк, предстала страшная картина: трое космонавтов неподвижно сидели в креслах, на лицах потеки крови из носа и ушей, синие пятна. Когда их вытаскивали для оказания экстренной медицинской помощи и клали на носилки, тела были еще теплыми. Врачи на месте констатировали смерть из-за разгерметизации.

Расследование установило: после того, как давление в кабине стало быстро падать, космонавты поняли, что случилось. Волков и Пацаев отстегнули плечевые ремни, чтобы выключить радиоаппаратуру и по звуку определить утечку. Добровольский вместе с инженером-исследователем попытались закрыть вентиль. Но сознание быстро гасло, и через 20 секунд они, обессиленные, упали в кресла.

В ходе экспериментов было установлено, что они не могли устранить неисправность: даже физически здоровому человеку, который не страдает от удушья, на закрытие вентиля клапана требуется не менее 55 секунд. У экипажа злополучного корабля на это времени просто не было. Без скафандров они были обречены.

Больше человеческих жертв в отечественной космонавтике, к счастью, не было. А в международной, увы, были: при катастрофах кораблей Challenger в 1986-м и Columbia в 2003-м погибли тринадцать американских астронавтов и один израильский. Космос не прощает даже мельчайших ошибок.

Читайте также: