Современники о маяковском кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы имеем немало оснований представить, что путь Маяковского был драматически осложнен противоречиями социальной действительности, среды, в которой он жил, даже личными обстоятельствами. Это дает тем большие поводы говорить о силе характера, убеждений и верности идеалам великого поэта.

Гении не становятся триумфаторами при жизни, их жизненный и творческий подвиг – борьба, самоутверждение путем преодоления застоя, инерции, косности. Они могут оскорбить ваш вкус грубым вторжением в привычные представления о прекрасном.

на флейте водосточных труб?

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река – сладострастье, растекшееся в слюни.

Отбросив белье до последнего листика,

сады похабно развалились в июне.

Я вышел на площадь,

надел на голову, как рыжий парик.

Людям страшно – у меня изо рта

шевелит ногами непрожеванный крик.

Ему надо во что бы то ни стало обратить на себя внимание публики. Он вышел на площадь. Он нарочито антиэстетичен. Но, эпатируя привычные вкусы, грубя, выставляясь напоказ в желтой кофте с морковкой вместо галстука, он безоглядно искренен, распахнут, в нем прорывается нечто очень человеческое, щемящее, больное, незащищенное. И он недоуменно вопрошает:

Ведь, если звезды

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда?!

Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы.

Ощутить подобную необходимость в наше время, – необходимость, тоже связанную с изменением многих устоев и традиций, – уже в условиях НТР, труднее, здесь революционный процесс не затрагивает основ социального устройства, он касается образа жизни, быта, взаимосвязей человека со средой обитания. Тем не менее все это кладет отпечаток на духовную жизнь общества и каждого его члена и, стало быть, на искусство, на литературу.

В то время как цивилизация, НТР с неуклонной последовательностью приглушают, убаюкивают личностное начало в человеке, предлагая ему удобную люльку стандартизованного комфорта, смелый художественный поиск (а не только защита суверенности поэзии) может дать шансы сохранить, утвердить, развить личность, в какой-то мере даже гарантировать ее свободное проявление, преодолевая, таким образом, кризисные явления в искусстве.

Говоря это, Платонов словно смотрел вперед, в сегодняшний день, словно видел перед собой то неблагородство, с каким иные поэты и критики третируют Маяковского, отводя ему роль репортера и фельетониста. Это высокомерие по отношению к Маяковскому могло бы показаться комичным и вызвать одну из его убийственно-иронических реплик, вроде: от великого до смешного – один шаг, – если бы, хотя бы отчасти, не отражалось на современной поэзии. Заметим все же, что никто из крупных поэтов не позволил себе пренебрежительного жеста по отношению к Маяковскому, независимо от индивидуально-вкусового восприятия его поэзии.

Маяковский же, при всей его прочной привязанности к сиюминутной современности, никогда не был зависим от конъюнктуры, он жил тем, о чем писал, он не имитировал чувства – он чувствовал, его поэзия, его пафос – это страсть пережитого. Это также и пафос революции, пафос жизни общества, которое освобождалось от множества предрассудков прошлого и искало пути своего обновления.

Разумеется, пафос – это не всегда громкое слово, трибунный призыв, лозунг, то, что было характерно для поэзии 20-х и 30-х годов, позднее – 50-х и начала 60-х.

Лингвист и литературовед Роман Якобсон


Первый директор парка Горького Бетти Глан

Офицер царской армии Иван Баженов

«С Маяковским я встретился уже в нашем хозяйстве автомобильном в Петербурге. У нас все хозяйство расположено было около Царскосельского вокзала тогда. И вот в канцелярии ― в первом корпусе была такая канцелярия, где велся учет всего того имущества, которое мы получали из-за границы и направляли на фронт и для формирования рот. На этом учете сидела целая куча солдат у нас, среди них был как раз один ― Владимир Маяковский. Это был солдат высокого роста, с погонами унтер-офицера, у него было две лычки на погонах. Ну, с ним сидели еще другие, но он главным образом на учете того имущества сидел, которое выдавалось ― как более грамотный, конечно, человек ― выдавалось автомобильным ротам при их формировании.

Драматург Леонид Жуховицкий

Художница Евгения Ланг

Литератор Владимир Сосинский

Так, надо сказать, что мы любили Маяковского — того, а вот стихи, которые приходили к нам в те времена, стихи советского времени, нам казались неинтересными. Или мы были так настроены, или это объяснялось чем-то другим. И что случилось в том вечере, когда мы впервые услышали Маяковского в Париже? Ну, эмиграция была в полном составе, было очень много народу на этом вечере. Был Георгий Иванов, были многие, были крики, и записки ему писались — все делалось, но самое замечательное в том, что мы вдруг почувствовали, какой Маяковский большой поэт, именно новый поэт, совсем не тот, которого мы знали, то есть Маяковский на нас повлиял… в каком смысле? В том смысле, что он нам открыл себя самого, но советского периода, потому что мы его признавали только прежнего, раннего, так же, как и Ходасевич. Ходасевич тоже считал, что Маяковский писал стихи в юности, а потом ерундой занимался.

Владимир Маяковский.

19 июля 1893 года родился поэт Серебряного века Владимир Маяковский. При жизни у писателя было множество врагов, отрицавших его талант и значение для русской литературы. А сразу после смерти он был назван лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи.


Живописец и теоретик искусств Л. Ф. Жегин

Соколов Н. А. Портрет Владимира Маяковского. 1968 1970 гг

Писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик Ю. К. Олеша

Поэтесса, прозаик О. Ф. Берггольц

Писательница и переводчица Р. Я. Райт


Писательница Л. Н. Сейфуллина

Литературовед, мемуарист и сценарист В. А. Мануйлов

Поэт, сценарист, деятель русского футуризма Асеев Н. Н.


Художник-график, мастер политической карикатуры Б. Е. Ефимов

Литератор, муза Маяковского Л. Ю. Брик

М. Цветаева

Брак поэта с временем — насильственный брак. Брак, которого, как всякого претерпеваемого насилия, он стыдится и из которого рвется — прошлые поэты в прошлое, настоящие в будущее. Вся советская поэзия — ставка на будущее. Только один Маяковский, этот подвижник своей совести, этот каторжанин нынешнего дня, этот нынешний день возлюбил: то есть поэта в себе превозмог.

Владимир Маяковский, двенадцать лет подряд верой и правдой, душой и телом служивший – кончил сильнее, чем лирическим стихотворением – лирическим выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил.
Если есть в этой жизни самоубийство, оно не одно, их два, и оба не самоубийства, ибо первое — подвиг, второе — праздник. Превозможение природы и прославление природы. Прожил как человек и умер как поэт.

. Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать.

Ю. Тынянов

Р. Якобсон

Вершина цикла — стихи Сергею Есенину. Обдуманно парализовать действие предсмертных есенинских стихов — такова, по словам Маяковского, целевая установка этого стихотворения. Но когда читаешь его сейчас, оно звучит еще могильнее, чем последние строки Есенина. Эти строки ставят знак равенства между жизнью и смертью, а у Маяковского на сей день один довод за жизнь — она труднее смерти.

Г. Шенгели

Д. Шостакович

Я пытался писать музыку на стихи Маяковского, но это оказалось очень трудным, как-то не получалось. Должен сказать, что переложить стихи Маяковского на музыку очень трудно, мне особенно трудно это сделать, так как в моих ушах и сейчас звучит чтение Маяковского и мне бы хотелось, чтобы в музыке нашли себе место интонации Маяковского, читающего свои стихи.

Л. Брик

Маяковский все переживал с гиперболической силой — любовь, ревность, дружбу. Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, поэтому так нерастраченно вошли в них его переживания.

Н. Асеев

И до сей поры существуют, например, наивные утверждения, что Маяковский не соблюдал канонического размера, так как не умел писать классическими размерами, точно существовал когда-нибудь неизменный, раз навсегда заданный рецепт писания стихов! И до сих пор не переваривают некоторые люди сложность и богатство ритмов, связанных со сложностью и богатством оттенков человеческой речи, тем больше звучащей в стихе, чем выше и богаче его качество.

Ю. Олеша

Л. Тимофеев

Новым в стихе Маяковского было не разрушение силлабо-тонического строя — оно было и до него. И кроме того, он в ряде случаев и не отказывался от силлабо-тонического стиха. Новым было введение в строку паузы как элемента ритма, во-первых, и превращение слова в самостоятельную единицу, во-вторых. Это разрушало слоговую симметрию старого, в основном фразового стиха, позволяло строить стих лишь на чередовании ударных слогов, поддержанных паузами, разрушало силлабо-тоническую схему.

Г. Адамович

Евг. Евтушенко

Ю. Карабчиевский

В. Ковский

Нажмите, чтобы узнать подробности

О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто полярны.

2) Современники Маяковского Б.Пастернак и Н.Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка: нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.

Читайте также: