Советское искусство 30 х годов кратко

Обновлено: 19.05.2024

Прекрасные образцы портретного искусства показал художник М. Нестеров в серии портретов деятелей советской культуры, из которых особым мастерством отличается портрет великого физиолога И. П. Павлова.

Советское изобразительное искусство проявило себя в тот период в различных жанрах. В декорационном искусстве театра больших успехов достигли художники разнообразных направлений: Н. Акимов, В. Дмитриев, В. Рындин, Ф. Федоровский. В графике, книжной и газетной иллюстрации наибольших успехов достигли Д. Шмаринов, Н. Жуков, Е. Кибрик, В. Пахомов, Г. Верейский, Б. Пророков и др. Прекрасные произведения книжной графики создал В. Фаворский.

С помощью русских мастеров формировалась художественная интеллигенция, воспитывались самобытные таланты и в других национальных республиках. Так, П. Романов, в прошлом батрак, боец частей особого назначения, ученик Д. Моора, в 1934 г. закончил Московский институт изобразительных искусств и стал первым ху-дожником-графиком Якутии. Работая землекопом на строительстве Турксиба, казах А. Кастеев на гладкой поверхности скалы нарисовал портрет В. И. Ленина. На первом казахском слете деятелей народного искусства А. Кастеев был премирован и по решению Президиума Казахского ЦИК в 1934 г. направлен па учебу.

Социалистическая реконструкция Москвы и других городов, проектирование новых домов, клубов, дворцов культуры, строительство и оформление Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, канала Москва — Волга, создание наружных и подземных интерьеров Московского метрополитена и строительство советского павильона на Международной выставке в Париже — все эти почетные и ответственные задачи были с честью решены советскими скульпторами и архитекторами. Замечательную Лениниану создал скульптор В. А. Андреев. Монументы В. И. Ленина на канале Москва — Волга, для Дворца Советов, для Еревана, Ульяновска, Петрозаводска стали темой творчества крупнейших скульпторов С. Д. Меркурова, М. А. Манизера.

Важным этапом развития Советского Союза являются 1930-е годы. В этот период происходит культурная революция, подготовившая государство к тяжелому военному времени. Многие зарубежные историки считают, что Великую Отечественную войну выиграл именно советский учитель, подготовивший лучшие военные кадры. Перёд руководством стояло несколько целей культурной революции:

· Повышение уровня грамотности населения, приобщение к культурным ценностям;

· Распространить и утвердить марксистско-ленинское учение в народных массах.


Уже в 1934 год в школах были введены в качестве обязательных предметов для изучения: гражданская история и география. Стоит отметить, что история изучалась в полном курсе, власть считала необходимым ознакомление нового поколения с прошлым Российской империи, ее державным укладом. Уже в 1932 году школы вернулись к уроку в качестве основной формы проведения учебных занятий. В 1937 году руководством СССР подписан приказ об обязательном семиклассном образовании для всего населения. А уже за период 1933-1937 было открыто и оборудовано более 200 тысяч новых школ. К 1939 году 87,4% населения СССР оказались грамотными. Совершенствовалась система получения высшего образования. К концу 30-х годов на территории СССР находилось 23 ВУЗа. Университеты открывались в национальных республиках.

Особое внимание уделялось точным и естественным наукам. Во вторая половине 1930-х годов в СССР впервые в мире поставлено производство искусственного каучука. Кроме того, уже в 1933 запущена ракета на жидком топливе. Но в научных рядах проводились чистки. Власть не признавала те науки, которые не могут помочь развитию государства. Репрессиям подвергся Вавилов. Во взглядах руководства бесполезной оказалась генетика, как буржуазная наука.

Общественные науки подверглись воздействию советской идеологии. Все ученые, разделявшие немарксистские взгляды, покинули Россию. Историки были вынуждены согласовывать с руководством союза все научные работы и взгляды. В 1938 году Сталин взял под личный контроль написание единственного учебника по истории партии большевиков “Краткий курс истории ВКП(б)”, который официально закрепил единственную верную концепцию развития.

Всесоюзный съезд писателей прошел в 1934 году, председателем которого был выбран Максим Горький. В уставе объединения закреплялся социалистический реализм. Это означало, что теперь контроль над изображением действительности брала партия. Создавались произведения исторической направленности, производственные романы. Во многих из них прославлялась коллективизация и индустриализация. Именно в 1930-х построены известные массовые библиотеки. Талантливые писатели уделял особое внимание детскому направлению. Но с ростом репрессий после 1935 года некоторые советские писатели были строго отлучены от своего творчества.

Кино и театр освещали военные сюжеты. В театре ставили произведения Булгакова, Лавренева и пьесы других советских драматургов. За всеми постановками следила строгая партийная цензура. В 1931 году появился первый звуковой фильм “Путевка в жизнь”, а уже в 1936 распространялся цветной кинематограф и музыкальные комедии. Исторические и документальные фильмы знакомили с известными личностями: “Петр 1” В. М. Петрова и “Александр Невский” С. М. Эйзенштейна. Стоит отметить, что кинематограф считался самым доступным видом искусства, поэтому являлся инструментом идеологической пропаганды.

Как и в литературе, в изобразительном искусстве для объединения художников были созданы региональные союзы под руководством А. М. Герасимова. В 30-е годы многие художники работали над портретами вождей и других значительных представителей руководства страны. В изобразительном искусстве придерживались социалистического реализма.

Архитектура 1930-х годов отличалась строгой монументальностью и неоклассическими элементами. Уже в середине 30-х появился совершенно новый стиль классицизма-сталинский классицизм, выделившийся своей торжественностью и строгостью постройки. Кроме того, с 1935 года руководство страны разрабатывало обширный план реконструкции Москвы, в ходе которого были организованы площади с развлекательной инфраструктурой, парки активного отдыха и досуга.

Таким образом, культура 1930-х годов следовала консервативным тенденциям развития, но была довольно противоречива. С одной стороны, искусство было ограничено партийной цензурой и не имело право выходить за рамки. Но с другой стороны, были достигнуты отличные показатели грамотности и образованности населения всего СССР. Это позволило создать техническую базу для военного времени.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Советская культура 1930-х гг.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Советская культура 1930-х гг.

Советская культура 1930-х гг.

Культурная революция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской Росси.

Культурная революция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР в период с 1917 г. до конца 1930 годов, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества.

Значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образо.

Развитие образования1930/31 уч. год обязательное начальное обучение в объем.

Развитие образования
1930/31 уч. год
обязательное начальное
обучение в объеме 4 классов
В 1937 г. обязательным
стало семилетнее обучение
В течение 1933-1937 гг.
в СССР открылось более
20 тыс. новых школ
Быстрыми темпами развивалась система высшего образования
К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.

Развитие наукиАкадемик С.В. Лебедев Массовое производство синтетического кау.

Развитие науки
Академик
С.В. Лебедев Массовое производство синтетического каучука
Труды
А.Ф. Иоффе
заложили основы
современной физики полупроводников.
И.Д. Папанин,
Э.Т. Кренкель,
Е.А. Федоров
и П.П. Ширшов
1937 год
Высадка в Арктике

Развитие наукиС.И. Вавилов научной школы физической оптики и основоположник н.

Развитие наукиСталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: ге.

Развитие науки
Сталин выбирал из русского
прошлого то, что
ему было
нужно: героев, черты
характера, врагов и друзей
государства -
Иван Грозный, Петр I, Александр Невский

Самое пристальное внимание Сталин уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа

Советское искусствоСоциалистический реализм, соцреализм — основной художест.

Советское искусство
Социалистический реализм, соцреализм
— основной художественный метод, использовавшийся в искусстве СССР
начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и
пропагандой
Официально одобрен
с 1932 года партийными
органами в литературе
и искусстве.
Мастера искусства обязаны
были отображать советскую
жизнь не такой, какой она
была в действительности, а
такой, какой она должна быть
в обещанном социализме

Советский кинематографОсобой популярностью у людей всех возрастов пользовалис.

Советский кинематограф
Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались
музыкальные кинокомедии Г.В. Александрова, И.А. Пырьева

Советский кинематографВ этот же период закладываются традиции советского дет.

Советский кинематографЛюбимым жанром стали исторический картины. Они лучше, н.

Советский кинематограф
Любимым жанром стали исторический картины. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные
вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического
состояния общества.

Советский кинематографЯркие образы в фильмах 30-х гг. создали П. Алейников.

Советский кинематограф
Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали
П. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Ладынина, Н. Крючков, М. Жаров и др.

Музыкальное искусствоМузыкальная жизнь страны связаны с именами С.С Прокофьев.

Музыкальное искусство
Музыкальная жизнь страны связаны с именами С.С Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова, Д.Б. Кабалевского

Музыкальное искусствоБыли созданы коллективы, впоследствии прославившие совет.

Музыкальное искусство
Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру:
Квартет им. Бетховена;
Большой государственный симфонический оркестр;
Оркестр Государственной филармонии

Музыкальное искусствоНабольшего расцвета достигло песенное искусство. Здесь т.

Музыкальное искусство
Набольшего расцвета достигло песенное искусство. Здесь творили талантливые композиторы И.О. Дунаевский, Б. А. Мокроусов, М.И. Блантер, братья Покрасс и др.
Их произведения оказывали огромное влияние на современников

Изобразительное искусствоВерность социалистическому реализму должны были дем.

АрхитектураАрхитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монумент.

Архитектура
Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма
Дом Совета Министров СССР
А.Я. Лангман 1934-1936 гг.
Мавзолей В.И. Ленина
Академик В.А. Щусев 1930 г.
Жилой дом
на ул. Моховой
И.В. Жолтовский1934 г.

СкульптураВ 30-е гг. значительное внимание уделялось развитию всех видов мону.

ЛитератураНесмотря на партийный диктат, советская литература была представлен.

ЛитератураСуществовала прекрасная детская литература – книги К.И. Чуковского.

Литература
Существовала прекрасная детская литература – книги К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Л.А. Кассиля и др.

ТеатрС конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы советских д.

Советская культура 1930-х гг.Развитие советской культуры в 30-е гг. имело пр.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 861 материал в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.12.2021 991
  • PPTX 1 мбайт
  • 96 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шерстюк Наталия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Советская культура 1930-х, несмотря на тоталитарный контроль со стороны государства, не отставала от мировых тенденций того времени.

Предвоенное десятилетие принято рассматривать в рамках двух диаметрально противоположных, но в то же время удачно дополняющих друг друга образов. Первый, созданный в советские времена, — это эмоционально насыщенный образ счастливой страны, проводившей спортивные праздники, снимавшей великолепное кино и внезапно подвергшейся нападению фашисткой Германии. Второй, закрепившийся в общественном сознании в более поздний период, — это мрачное видение СССР в годы ГУЛАГа, массовых репрессий, жуткого страха, доносительства. Стоит ли говорить, что подобная специфика 1930-х затронула все сферы жизни советского общества.

Ликбез — самая успешная операция советской власти

К началу 1930-х в Советском Союзе была выстроена единая система образования, которая включала в себя 3 уровня: начальный, средний и высший. Более того, именно в предвоенное десятилетие для решения кадровой проблемы на местах советская образовательная машина применила совершенно феноменальный способ: практически в каждом регионе страны в обязательном порядке было создано как минимум 4 ключевых высших учебных заведения: медицинское, педагогическое, сельскохозяйственное и инженерно-техническое. Данная модель была выбрана неслучайно. Учитывая многонациональный характер страны, подготовка трудовых ресурсов на местах, знающих особенности коренного населения, говорящих с местными жителями на одном языке, позволила достаточно быстро насытить рынок квалифицированными кадрами и решить серьёзные задачи в области промышленности и сельского хозяйства.

Не осталась в стороне и наука. В середине 1920-х Российская академия наук торжественно отметила своё 200-летие. Юбилей повлёк за собой ряд преобразований. Во-первых, переименование. В 1925-м Российская академия наук стала именоваться Академией наук СССР. Спустя 2 года был утверждён новый устав учреждения, расширен его состав. Впервые в число членов-корреспондентов и действительных академиков стали входить представители большевистской партии. Первым руководителем АН СССР стал известный геолог и палеонтолог Александр Петрович Карпинский.

В 1930-е определённый перекос был в сторону точных и естественных наук. Большое внимание уделялось физике и математике. В этих областях значительных успехов добились Абрам Фёдорович Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов, Сергей Иванович Вавилов, Павел Алексеевич Черенков.

1.jpg

Союз писателей СССР: между властью и литературой

Кроме того, в 1930-е была создана совершенно уникальная по своему функциональному назначению детская литература. Это и Самуил Маршак, и Аркадий Гайдар, и Корней Чуковский. В этот же период работали такие поэты, как Эдуард Багрицкий, Николай Асеев, Александр Твардовский.

Активное развитие кино стало толчком к проведению в 1935-м в Москве первого в стране международного кинофестиваля, а посещение кинотеатров превратилось в одну из ключевых форм досуга советских граждан.

Ещё одним видом досуговой деятельности в Советском Союзе в 1930-е стало цирковое искусство. Расцет цирка можно объяснить тем, что, во-первых, он воспевал возможности человека (большое внимание уделялось акробатике, дрессировке животных), а во-вторых, значительная часть репертуара была далека от политики.

Культ спорта

2.jpg

Советская архитектура: от конструктивизма — к неоклассике

Интересные процессы происходили и в архитектуре. Предвоенный период отметился бурным градостроительством. Первоочередной задачей советских архитекторов, в частности Алексея Щусева, Константина Мельникова, братьев Весниных, стало строительство городов с просторными улицами, функциональными зданиями и удобными интерьерами. Кроме сооружения домов и жилых кварталов, зодчие стремились запечатлеть красоту промышленного мира. Новые заводы, дома культуры, парки и кинотеатры были призваны показать, что СССР идёт в светлое будущее.

В середине 1930-х в монументальном и декоративном советском искусстве лидирующее положение занял сталинский ампир. Сменив конструктивизм, он отметился мощными декорированными постройками, барельефами и мозаиками, изображавшими главных героев того времени — рабочих, колхозников и военных.


30-е годы — одна из интереснейших стра­ниц в истории Советского государства. Это по­ра завоеваний Арктики, штурма стратосферы, пора первых пятилеток и неслыханных побед в труде, пора гигантского строительства, раз­вернувшегося по всей стране. Тогда строили много, прочно и красиво. Очертаниям зданий передавалось деловое и мужественное настрое­ние их строителей. На карте Союза возникали новостройки, центры старых городов окай­млялись новыми районами. Строились заводы и рабочие поселки, многочисленные реки пе­рекрывались плотинами гидростанций. В пар­ках городов вырастали чаши стадионов. Среди старых домишек на пустырях вставали здания, призванные волей времени и талантом зодчих изменить традиции прошлого быта. Один из ярких примеров всей этой огромной стройки — Москва.

Совершим путешествие по Москве 30-х го­дов и посмотрим, как много изменений произо­шло в ней за несколько лет. На всей городской территории оделись в гранит воды Москвы-реки и Яузы. Совершенно изменил свой облик центр города: площади расширились, осво­бодились от старых, ветхих домов. В самом цент­ре столицы, на углу бывшего Охотного ряда и улицы Горького, по проекту архитектора А. Лангмана был построен дом Совета Министров СССР. Строгие пропорции здания, напоминающего стройный параллеле­пипед, четкое и ритмичное соотношение между оконными проемами и плоскостями стен при­дают зданию деловой и спокойный вид. Широ­кие вертикальные полосы белокаменной обли­цовки на дымчатом фасаде создают впечатле­ние торжественности, подчеркивая государст­венное значение здания.

Строги и выразительны по убранству пер­вые станции Московского метро. Над одними

перронами высокие потолки спокойно лежат на четырехгранных колоннах, над другими пере­кинулись яркие своды. Ровный электрический свет омывает полированную каменную обли­цовку. Стекло, керамика, металл, дерево сво­ими формами придают архитектуре подземных вестибюлей метро воздушность, упругость, теп­лоту. Станции все разные, хотя и близки по стилю.

У каждого архитектурного сооружения есть свое место в ансамбле города. Далеко виден, скрывая или подчеркивая облик окружающих зданий, ажурный силуэт Крымского моста над Москвой-рекой архитектора А. Вла­сова. Этот красавец мост связывает воедино гладь реки, массив Центрального парка куль­туры и панораму города. Тело его подвешено на двух гирляндах стальных пластин, энергич­но и свободно режущих воздух, и от этого ка­жется, будто мост невесом, будто он сплетен из тонких блестящих нитей.

Строительство в Москве велось тогда по еди­ному плану реконструкции столицы, приня­тому в 1935 г. Для других городов страны — Ленинграда, Новосибирска, Свердловска, Харь­кова, Баку, Тбилиси, Еревана, Душанбе и т. д. — также были разра­ботаны свои генеральные планы реконструкции.

Среди произведений мо­нументальной живописи 30-х годов выделяются росписи Московского музея охраны материнства и младенчества, сделан­ные В. А. Фаворским и Л. А. Бруни. В них художники воплотили гармонию нового человека, земную красоту его чувств. Созвуч­ны росписям были и помещенные в музее скульптуры В. И. Мухиной.


Развитие монументального искусства и идеи синтеза всех видов искусства оказали влияние и на станковые формы живописи, скульптуры и графики. Даже в небольших станковых про­изведениях художники стремились выразить большое содержание, создать обобщенный ху­дожественный образ.

Самобытные талантливые живописцы рабо­тали в 30-е годы в союзных республиках: Е. Ахвледиани в Тбилиси, III. Мангасаров в Баку, Б. Нурали в Ашхабаде.

Портреты В. Мухиной, напротив, всегда монументальны: они устойчивы в своей компо­зиции, массивны, энергичны.

Большой глубины понимания человеческой личности достиг в своем автопортрете скульптор А. Матвеев. Это целая автобиогра­фия, воплощенная в образе: в нем слились муд­рость, воля, сила мысли и большая челове­ческая чистота.

Великолепные портреты создает в эти годы и мастер публицистических композиций И. Шадр. Полон динамики, гнева к мещанству и порыва к свободе, к борьбе портрет молодого Горького (Третьяковская галерея, Москва), Женские образы Шадра очень лиричны.

Тема прошлого и настоящего, так ярко пред­ставшая в скульптуре и живописи, отразилась и в графике. Большинство художников в эти годы посвящают свои рисунки и гравюры сю­жетам строительства, труда. Возникает гале­рея портретов выдающихся современников: дея­телей науки, техники, рабочих, крестьян.

С непринужденным юмором, увлекательно и с большой серьезностью оформляют детские книги В. В. Лебедев (1891 — 1967) и В. М. Конашевич (1888 —1966). Созданные ими образы то добродушны, то ироничны, но никогда не на­зидательны.

30-е годы — сложный период в жизни стра­ны. Они имели свои исторические трудности. Надвигалась война. Эти трудности отразились и в искусстве. Но основное, чем определяется искусство предвоенного десятилетия, это то, что в нем окончательно сложился метод соци­алистического реализма. Искусство утвердило свои боевые традиции, оно готово было к серь­езным и суровым испытаниям.

Читайте также: