Советско американские отношения 1985 1991 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Две главные черты характеризовали советско-американские отношения в начале годов:

— практически полное отсутствие доверия;

Вывести отношения из штопора, в который они попали на рубеже 70—80х годов, можно было только сломав логику порочного круга, в котором недоверие питало гонку вооружений, а гонка вооружений еще более усиливала недоверие. Поэтому именно вопросы ограничения и сокращения вооружений оказались на первом плане в советско-американских отношениях с самого начала перестройки и занимали в них центральное место на протяжении длительного периода.

Большое значение имело налаживание механизма разработки наших переговорных позиций. До Горбачева вопросы военной политики решались военным руководством и прежде всего министерством обороны вместе с министерством иностранных дел во главе с А.А. Громыко, который доминировал в проведении внешнеполитического курса и в приемах дипломатии. Государство практически не имело военной доктрины и высшее политическое руководство военной сферой имело во многом формальный характер. Министерство обороны диктовало и режим деятельности межведомственной комиссии по наблюдению за переговорами по разоружению.

Каковы самые главные этапы развития советско-американских отношений в период перестройки?

Неоднократные контакты (в первые месяцы 1990 года) по телефону с Бушем и на встречах в Москве с Джеймсом Бейкером в связи с объединением Германии. Споры, но уже не в конфронтационном стиле. Достижение компромисса по германскому вопросу во время визита Горбачева в Вашингтон (май-июнь 1990 года). Продвижение по проблемам СНВ и решающий сдвиг в переговорах об обычных вооружениях в Европе.

Советско-американские отношения – это отношения, которые сложились между США и СССР в политической и экономической сфере.

Установление советской власти прошло незаметно для США. В то время Америка играла несущественную роль в делах Российской империи. Большевики стремились заручиться поддержкой крупной державы. Со своей стороны они предложили ряд выгодных условий для американских бизнесменов на территории Союза. Но судя по всему, это предложение не было рассмотрено.

Благодаря усилиям Мартенса в качестве официального представителя РСФСР, в США было создано просоветское лобби. Этот шаг наконец привлек интерес американских предпринимателей. Более 100 фирм вошли в Американскую коммерческую организацию, которая способствовала установлению торговых отношений между странами.

Советская власть укрепляла свои позиции, поэтому Западная Европа начала постепенный процесс признания нового строя и нового государства. Американская элита долгое время не соглашалась с изменениями, требуя возврата долгов царской России. Для предпринимателей и американских рабочих коммуникация с Союзом была выгодной. Вопрос о признании Союза широко обсуждался в средствах массовой информации США.

Советско-американские отношения с 1985 по 1991 год

В марте 1985 года умер Черненко. Пост генерального секретаря ЦК КПСС занял Михаил Горбачев. Он стал относительно молодым руководителем, получившим поддержку ветеранов власти. Последние осознавали, что консервативный подход в существующих условиях уже не работает. Также стало понятно, что конфронтация с Западом не выгодна. Надо было сосредоточиться на внутренних проблемах, которые назрели к середине 80-х годов.

Готовые работы на аналогичную тему

Переговоры между СССР и США в то время затрагивали вопросы ядерного вооружения и использования мирного атома. В 1985 году СССР пошел на беспрецедентный шаг, подписав в рамках работы МАГАТЭ соглашение, по которому разрешил взять под контроль некоторые советские реакторы.

Москва с этого момента и почти до начала 2000-х годов демонстрировала желание сблизиться со странами Запада. Зашел разговор о проведении встречи между лидерами двух держав на нейтральной территории. Встреча состоялась в ноябре 1985 года. Далее последовала череда саммитов, которая затрагивала в основном вопрос контроля над вооружением. Обе стороны негласно согласились подчинить военно-технические вопросы политическим.

Горбачев подвергся давлению внутри правительства. Не все разделяли его точку зрения. Он стремился реализовать крупный внешнеполитический успех, чтобы укрепить свои позиции во власти. Несмотря на то, что первая встреча Горбачева и Рейгана не дала существенных результатов, она стала толчком к изменению в международно-политических тенденциях того времени.

Советско-американский саммит 1986 году в Рейкьявике привел к тому, что советская сторона согласилась вывести советские ракеты средней дальности из Европы, но при условии, что США сделают тоже самое. Предполагалось, что ракеты не будут уничтожены, а будут переведены на Урал. Относительно ракет дальнего радиуса действия было решено сократить их количество вдвое в течение последующих нескольких лет.

Москва пошла на уступки и по ядерной программе относительно положения Англии и Франции. США в свою очередь оказались не готовы принять предложение СССР. Правительство Америки предложило в течение 10 лет полностью уничтожить ракеты, но установить ПРО с целью защиты от таких ракет. Советские власти предложили полностью отказаться от ядерного оружия, на что Рейган ответил молчанием и покинул комнату переговоров.

В 1987 году наметились серьезные преобразования в структуре СССР, поэтому был предложен и новый курс переговоров по военным вопросам с США. Зимой этого же года в Вашингтоне состоялась встреча Горбачева и Рейгана, где они подписали Договор о ликвидации раке средней и меньшей дальности в течение 3 лет. Все это подкреплялось документом, утвердившим порядок контроля над выполнением договоренностей.

Сегодня отношения между странами вновь можно назвать напряженными. Россия рассматривается Штатами в качестве соперника или угрозы мировой стабильности, что негативным образом сказывается на имидже страны и на ее отношениях с США и другими развитыми странами Запада.

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР резко активизировало внешнюю политику с целью вывести Советский Союз из международной изоляции. Изначально ставившиеся руководством страны внешнеполитические задачи формулировались традиционно для СССР: всеобщая безопасность и разоружение, укрепление мировой социалистической системы и международного коммунистического движения, восстановление конструктивных отношений с капиталистическими странами. Эти задачи были одобрены XXVII съездом партии в 1986 г.

Первые шаги по разрядке напряженности. Советско-американские договоренности

Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял ряд шагов по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытание ядерного оружия. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Поэтому мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. (его действие было возобновлено в 1990 г.).

В 1985 г. возобновились советско-американские встречи на высшем уровне, ставшие ежегодными. Переговоры М.С. Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем-старшим способствовали взаимному уничтожению образа врага и налаживанию отношений между двумя государствами.

Между СССР и США были заключены важные договоры, способствовавшие взаимному разоружению. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности), который положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению путем ликвидации целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к уничтожению к 1990 г. более 2,5 тыс. ракет, что составило около 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), который также предусматривал ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана, завершившийся в 1989 г., стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР времен перестройки.

В 1989 г. началась нормализация советско-китайских отношений. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали улучшению отношений между двумя странами. Но оставалось третье: проблема Кампучии (Камбоджи). Руководство СССР смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии, что и было завершено осенью 1989 г. Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в мае-июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Распад социалистической системы. Прекращение существования СССР

Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание их экономической интеграции, перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось на всей системе экономической взаимопомощи. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД.

8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Белорусской ССР и Украинской ССР Б.Н. Ельцин, С.С. Шушкевич и Л.М. Кравчук приняли решение о ликвидации Союза ССР и создании СНГ. Крушение Советского Союза вывело Америку в разряд единственной сверхдержавы.

встречи на высшем уровне. В начале июля было объявлено о том, что она пройдет с 19 по 21 ноября в Женеве. Подготовка к первому за шесть лет (и всего лишь второму более чем за десятилетие) советско-американскому саммиту была в немалой степени осложнена отсутствием какого-либо продвижения на Женевских переговорах по ядерным и космическим вооружениям, разного рода инцидентами, связанными с действиями различных советских и американских структур против соответственно американских и советских военных и дипломатов, но в наибольшей степени отсутствием единой позиции как в Москве, так и в Вашингтоне по поводу того, какую линию следует проводить в отношении друг друга. Как бы подкрепляя свои позиции на будущей встрече, обе стороны провели совещания со своими союзниками в преддверии саммита: 22-23 октября 1985 г. прошла встреча руководителей ОВД в Софии, а 24 октября Р. Рейган провел в Вашингтоне консультации с лидерами Великобритании, ФРГ, Италии, Японии и Канады (президент Франции Ф. Миттеран не проявил интереса к участию в подобном совещании).

Стороны пришли к единому мнению, что "ядерная война не должна быть развязана, в ней не может быть победителей ". Они заявили: "Признавая, что любой конфликт между СССР и США мог бы иметь катастрофические последствия, стороны подчеркнули важность предотвращения войны между ними - ядерной или обычной". Была также достигнута договоренность о том, что ни одна из сторон не будет добиваться военного превосходства. Все эти положения приобретали кардинальное значение, поскольку с момента Женевской встречи они легли в основу новых взаимоотношений между СССР и США.

Лидеры поручили экспертам согласовать вопрос о создании в столицах двух государств центров по уменьшению ядерной опасности. Была также подтверждена приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия и готовность к всеобщему и полному запрещению химического оружия и уничтожения его существующих запасов.

Некоторые сдвиги произошли и в вопросах двусторонних отношений. Хотя большинство договоренностей, достигнутых в этой сфере на саммите, прорабатывались ранее и их реализация была приостановлена в результате американской реакции на ввод советских войск в Афганистан, введение военного положения в Польше и инцидент с южнокорейским самолетом (см. тему 19), сам факт того, что на этом направлении начались заметные подвижки, несомненно, явился позитивным результатом встречи.

Значение Женевской встречи выходит далеко за рамки реально достигнутых на ней результатов. По существу, это был огромный шаг вперед от того замороженного состояния отношений, которое на протяжении долгих лет существовало между двумя сверхдержавами.

8. Советско-американское отношения: договор РСМД

Советское руководство, стремясь развить динамику и вдохнуть какую-то реальную жизнь в процесс советско-американских переговоров по сокращению ядерных вооружений, выступило с идеей разбить свой рейкьявикский пакет предложений по ядерным и космическим вооружениям и предложило в качестве первого шага договориться об уничтожении всех советских и американских средств средней дальности в Европе

В апреле 1987 г. во время переговоров с госсекретарем США Дж. Шульцем в Москве советской стороной была выдвинута идея об устранении не только всех советских и американских средств средней дальности в Европе, но и ликвидации тех ракет меньшей дальности (ОТР-22 и ОТР-23, по западной классификации соответственно SS-12 и SS-23), которые были размещены в Чехословакии и ГДР в ответ на размещение американских "Першингов-2" и крылатых ракет, - так называемый "двойной ноль".

В июне на встрече "большой семерки" в Венеции и затем на совещании министров иностранных дел государств НАТО идея "двойного ноля" получила одобрение赞成 американских союзников. В дальнейшем на переговорах в Женеве советская сторона добивалась, чтобы в процессе ликвидации оружия средней дальности в Европе были сняты американские ядерные боеголовки с 72 западногерманских ракет "Першинг-1А", на что в конце августа 1986 г. было получено согласие федерального канцлера ФРГ Г. Коля.

Предполагалось, что США разместят свои ракеты средней дальности на Аляске, в результате чего в радиусе их досягаемости окажутся дальневосточные районы Советского Союза, в то время как размещенные в азиатской части страны советские ракеты не достигали территории США.

Советско-американская встреча на высшем уровне в Вашингтоне, проходившая с 7 по 10 декабря 1987 г., принесла первый существенный результат нового советского подхода к двусторонним отношениям и проблемам ограничения гонки вооружений. Им явилось подписание Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД). Он предусматривал ликвидацию и уничтожение целого класса ракетного оружия, способного нести ядерные боеголовки, дальностью от 500 до 5000 км. Ракеты этих классов и их пусковые установки должны были быть сняты с боевого дежурства, вывезены со своих позиций и уничтожены. Кроме того, Договор запрещал производство новых ракет этих классов. В отличие от прежних договоров по ограничению вооружений Договор РСМД предусматривал строгие меры взаимного контроля за его выполнением, которые осуществлялись путем направления групп инспекторов как на места прежней дислокации ракет, так и в пункты их уничтожения. Также предусматривался контроль за предприятиями, производившими подобные ракеты, с тем, чтобы удостовериться, что взамен уничтожаемых не производятся новые вооружения. Каждая из сторон брала на себя обязательство обеспечить беспрепятственный доступ инспекторов 检查员другой стороны как на свою территорию, так и на территорию своих стран-союзников, где эти ракеты были размещены.

Договор имел поистине историческое значение. Впервые в истории гонки вооружений СССР и США договаривались не просто о сокращении того или иного вида оружия - уничтожался целый класс опаснейших смертоносных вооружений. И хотя скептики указывали, что сокращается всего лишь около 5 % ядерных арсеналов двух сверхдержав, необходимо иметь в виду, что уничтожению подлежали наиболее новые системы, сравнительно недавно поставленные сторонами на вооружение.




9. Советско-американское отношения: договор СНВ-1.

Подписанный 31 июля 1991 г. в Москве Договор СНВ-I ознаменовал собой завершение почти десятилетнего процесса переговоров и впервые обозначил реальную готовность СССР и США к глубоким сокращениям стратегических наступательных вооружений (12) . Договор впервые в истории советско-американских переговоров по ограничению и сокращению вооружений принимал в качестве основы расчета не стратегические носители, а боезаряды, что позволяло обеспечить более выверенный баланс между двумя ракетно-ядерными сверхдержавами. Стороны договорились, что в течение семи лет каждая из них сократит свои ядерные арсеналы почти вдвое, доведя количество ядерных боезарядов до уровня в 6000 единиц. Как и в Договоре ОСВ-II, устанавливались согласованные подуровни на различные типы носителей. Так, специально оговаривалось, что на тяжелых МБР может быть размещено не более 1540 боезарядов, а всего на ракетных носителях могло размещаться не более 4900 боезарядов, в том числе на мобильных МБР - не более 1500 боезарядов. Был также установлен потолок на общее количество средств доставки в количестве 1600 единиц. Договор предусматривал широкие возможности для контроля за его выполнением, включая проверки на местах. Вместе с тем в число стратегических наступательных вооружений не вошли крылатые ракеты морского базирования, так как Соединенные Штаты категорически отказывались допускать инспекторов на свои военные корабли и стороны договорились осуществлять ежегодный обмен данными о количестве этих средств (при согласованном максимуме - не более 880 единиц). При подписании Договора советская сторона сделала заявление о его увязке с Договором по ПРО в том виде, как он интерпретировался в 1972 г., подчеркнув тем самым неизменность своего понимания проблемы поддержания стратегической стабильности.

Однако наиболее существенными стали меры, предпринятые в одностороннем порядке руководством двух держав в сентябре - октябре, по дальнейшему уменьшению ядерной опасности. 27 сентября Дж. Буш объявил о снятии с боевого дежурства всего американского тактического ядерного оружия: в сухопутных войсках и ВМС, прекращении состояния постоянной боевой готовности для всех американских стратегических бомбардировщиков, а также о прекращении программ создания мобильных МБР. Одновременно он призвал Советский Союз последовать примеру США, хотя эти решения никак не были связаны с реакцией СССР. Тем не менее уже 5 октября М.С. Горбачев объявил о решении советского руководства об уничтожении всех наземных тактических ядерных средств и снятии с вооружения тактического ядерного оружия ВМФ и береговой авиации, а также предложил ряд дальнейших шагов по ликвидации всего тактического ядерного оружия, включая нестратегические ядерные средства ВВС. Кроме того СССР в одностороннем порядке объявил о сокращении стратегических ядерных боезарядов с 6000 до 5000 и предложил уменьшить на 50 % стратегические наступательные вооружения по сравнению с уровнем, предусмотренным Договором СНВ-I.

10. Советская концепция "общеевропейского дома": замысел и проблемы ее реализации 1985-1990 гг.

В подготовленном МИД СССР в 1989 г. обзоре внешнеполитической и дипломатической деятельности СССР за апрель 1985 г. - октябрь 1989 г. этот проект определяется так: "Сущность выдвинутой Советским Союзом концепции общеевропейского дома состоит в том, чтобы установить в Европе межгосударственные отношения нового типа, основанные на всестороннем сотрудничестве". Речь шла о проекции базовых положений советской концепции "нового политического мышления" на европейские реалии второй половины 80-х - начала 90-х гг..

Прежде всего следует отметить, что из всего многообразия терминов, употреблявшихся в тот период для обозначения европейского направления внешней политики СССР (2), наиболее удачным представляется именно проект "общеевропейского дома". Речь действительно шла о проекте, представлявшем собой определенный набор, во-первых, концептуальных положений и, во-вторых, конкретных внешнеполитических инициатив СССР по проблемам международных отношений в Европе, адресованных как западным партнерам, так и восточноевропейским союзникам СССР. Разработка этого проекта растянулась на весь период перестройки в Советском Союзе и проходила в самой непосредственной увязке с ходом внутренних преобразований в СССР.

С известной долей условности можно выделить два этапа в разработке советского проекта "общеевропейского дома". Первый этап - 1985-1989 гг. - это, преимущественно, время формулирования принципов обновления европейской политики СССР и выдвижения конкретных инициатив. Второй этап - 1989-1991 гг. - это реализация заявленных ранее принципов и инициатив, согласованных к этому времени с другими акторами международных отношений в Европе.

Водоразделом между двумя этапами разработки проекта "общеевропейского дома" является начало внутренней политической реформы в Советском Союзе, санкционированной ХIХ конференцией КПСС летом 1988 г.

Истощение экономических ресурсов СССР во второй половине 80-х гг. диктовало потребность быстрой интеграции страны в мировую экономику. Европа в этом отношении была наиболее предпочтительным каналом. И наконец, экономические соображения заставляли советское руководство форсировать процесс сокращения вооружений.

В 1985 г., во время визита во Францию, были обнародованы новые подходы СССР к проблемам европейской безопасности. Суть изменений - четкое осознание и признание того, что безопасность в Европе не может быть обеспечена военными средствами. Отсюда - приглашение Запада к политическому диалогу. И, плюс к тому, - задолго до того как сам термин "деидеологизация" был узаконен в советском политическом словаре - принципиальное замечание о том, что идеологические расхождения между государствами двух систем не следует переносить на уровень их межгосударственных отношений. В апреле 1987 г. во время визита в Чехословакию М. С. Горбачев впервые в наиболее целостном виде изложил концептуальные основы советского проекта "общеевропейского дома". В систематизированном виде их можно свести к следующему:

1- Признана определенная цивилизационная целостность Европы "от Атлантики до Урала"

2 - Намечены пути преодоления конфронтации в Европе в условиях

сосуществования государств, принадлежащих к разным общественно-политическим системам: преодоление военного противостояния двух военных блоков в Европе путем понижения уровня их военного противостояния; поиски точек соприкосновения в ходе интеграционных экономических процессов в капиталистической и социалистической частях Европы; поиски точек соприкосновения в наиболее сложной для взаимоотношений государств двух систем сфере - гуманитарной.

3 - Обоснована необходимость реформирования отношений между социалистическими государствами "на основе равноправия и взаимной ответственности"

Реакция Запада на советский проект "общеевропейского дома" на первых порах была настороженной. Для Запада наибольший интерес представляла не столько концептуальная основа советского проекта, сколько его практическое содержание. На Западе широкое распространение получил тезис о том, что главное условие уменьшения "угрозы с Востока" - это внутренняя либерализация в социалистических странах

Позитивные изменения в реакции Запада на советский проект "общеевропейского дома" наметился к 1989 г. Свидетельством соблюдения СССР верности заявленным в рамках этого проекта принципам стало отношение советского руководства к двум поворотным событиям в послевоенной истории международных отношений в Европе. Во-первых, к смене политических режимов в социалистических государствах Центральной и Восточной Европе (далее ЦВЕ) в 1989-1990 гг. Во-вторых, к комплексу внутренних и внешних аспектов процесса объединения Германии в этот же период

В целом советский проект "общеевропейского дома" - в его концептуальной и практической части - во второй половине 80-х гг., безусловно, способствовал преодолению холодной войны в Европе. И в этом его позитивная роль. Однако до сих пор дискутируется вопрос о мере учета национальных интересов самого Советского Союза в ходе преодоления холодной войны в целом и в Европе - в частности. Иными словами, дискутируется вопрос о том, насколько советская внешняя политика времен перестройки была выгодна самому Советскому Союзу. Ряд оппонентов М. С. Горбачева утверждают, что во внешней политике в тот период советское руководство пошло на неоправданные односторонние уступки Западу.

11. Проблема "евроракет" в международных отношениях в Европе на рубеже 70-х и 80-х годов: советский и западный подходы.

Вводный блок: после 2МВ в мире 2 лагеря, ориентированные на 2 сверхдержавы. Соответственно, провозглашение определенных принципов приводило к мощным военным, экономическим вливаниям одной или другой супердержавы, с той разницей, что прагматичные США действовали исходя из национальных интересов, а СССР больше ориентировался на идеологию.

Биполярная система развивалась в несколько этапов. Периоды конфронтации сменяли оттепели, наиболее продолжительная из которых наблюдалась в т.н. период разрядки, которая началась в конце 60-х, достигла наибольшего расцвета в середине 70-х и исчерпала себя к начал 80-х.

К началу 80-х с приходом к власти Рейгана начинается возврат к противостоянию и начинается борьба между США и СССР в третьем мире. В Европе ситуация также ухудшается. Западная Европа всегда относилась к разрядке двойственно. С одной стороны - торговля с СССР (газ, сырье), с другой - синдром Ялты (сговор с США за счет ЗЕ).

СССР представляет опасность для Европы. А когда возникает напряженность, то дисциплина внутри блока очень строга. ЗЕ, особенно ФРГ, опасалась, что разрядка может привести к договору между СССР и США за счет Европы - разрядка - это замечательно, но в ней должна участвовать и Европа.

Европейские государства в частности Франция продолжали сохранять отношения с СССР, довольно тесные в тех. и др. областях даже после 1976 г., более того, Ф. отказалась бойкотировать Олимпийские игры в Москве. Но в 80-е ситуация изменилась с приходом к власти социал-демократа Миттерана, к-рый должен был демонстрировать солидарность с США.

К тому же возникла проблема "евроракет" . Начало этого кризиса в экспертной литературе , как правило, связывают с принятым в 1976г решением СССР заменить свои технически устаревшие ракеты средней дальности СС-4 и СС-5 на более современные ракеты этого класса-СС-20. На европейском направлении все ракеты средней дальности могли долететь только до Западной Европы, но не США. К осуществлению этого решения Советский Союз приступил в 1977г. без специальных публичных разъяснений. Скрыть такого рода крупномасштабные работы при тогдашнем уровне технических средств слежения было невозможно. Да и скрывать сам факт развертывания работ надобности не было. Советский Союз производил замену ракет на своей территории, не нарушая никаких международных обязательств.

Второй компонентдекабрьского решения НАТО 1979—параллельно с подготовкой размещения новых американских ракет провести переговоры по ядерным средствам средней дальности с СССР.

К концу 83 г. СССР установил 350 СС-20 и планировал поставить еще 1200 - напряжение на Западе, воспринимается как желание СССР сломить прежние договоренности. Многие деятели ЗЕ предлагали СССР ограничить размещение этих ракет, даже Миттеран убеждал Черненко в необходимости прекратить это.

В ответ на советские действия было принято "двойное решение НАТО": добиться отказа СССР размещать ракеты; в случае отказа прекратить размещение ракет США будет размещать ракеты в Европе: 100+ ракет "Першинг 2" (моноблочные дальностью 1800 км) и 464 крылатых "Тамогавка"(2500 км, дозвуковая скорость). Возможно, СССР решил разместить ракеты с целью ослабления евро-атлантической солидарности. Начались переговоры между СССР и США, закончившиеся ничем. Ф. имела 5 подлодок, т. е. франко-английский ядерный потенциал составлял примерно 5% всего, а США-СССР- 90%. После начала размещения ам. ракет в 83 г. СССР прервал сов.-фр. и сов.-ам. двусторонние переговоры.

Читайте также: