Советский театр в годы великой отечественной войны кратко

Обновлено: 07.07.2024

В Вахтанговском училище 21 июня 1941 года был выпускной спектакль. Но мечты, надежды, планы молодых актеров были нарушены уже на следующее утро… Многие участники выпускного спектакля Вахатанговского училища ушли во фронтовой театр Юрия Завадского. А первокурсник Владимир Этуш ушел на фронт, в училище вернулся через два года , комиссованный по тяжелому ранению. И - догнал свой прежний курс.

В июне 1941-го года Малый театр выехал на гастроли на Украину, разделившись там на две большие группы. Одна часть труппы начала гастрольную поездку в Днепропетровске, другая - на Западной Украине. 21 июня 1941 года очередная военно-шефская бригада Малого театра давала концерт в красноармейских лагерях, расположенных на Западной Украине, под Ковелем, недалеко от польской границы. Завершить концерт не удалось, поскольку командование получило известие о надвигающейся опасности. Зрители прерванного концерта - бойцы и командиры армии включились в военные действия.

Только в 1941 году и только силами знаменитого Центрального Дома работников искусств было дано 32 400 концертов. Большой театр за время войны дал 5000 концертов, фронтовой филиал Малого - 2 000, Театр Станиславского и Немировича-Данченко - 1 000. На передовой действовало 25 специально созданных фронтовых театральных трупп, а также 3800 фронтовых бригад ; на фронт выезжали 42 000 артистов . В общей сложности, за годы войны силами театральных, танцевальных, эстрадных коллективов было дано полтора миллиона концертных выступлений.

Руслан Червяков

Руслан Червяков,
специалист по истории советской повседневности

Семьдесят четвертая годовщина Победы в Великой Отечественной войне напоминает нам о самоотверженном подвиге советских людей, которым удалось не только отстоять свою Родину, но и сохранить для нас многовековое духовное наследие. К разряду таких ценностей относится и театр, который не просто вынес все тяготы войны, но и значительно обогатился за счет новых постановок и возникновения новых тем.

Когда враг приходит на твою землю, необходимо мобилизовать все свои ресурсы, чтобы изгнать его. С первых дней войны драматурги начали работать над созданием новых пьес, которые уже в скором времени появились на сцене.
Характерным явлением в театральной жизни периода войны стали фронтовые театры и агитбригады, которые выезжали на фронт и показывали спектакли прямо на передовой. В рамках данной статьи мы попытаемся очертить наиболее яркие и характерные события в театральной жизни 1941—1945 годов, которые стали, по мнению исследователей, одним из факторов Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

Леонид Леонов — один из самых непростых советских писателей, поэтому его пьесы всегда полны вторых планов и полутонов, сложнейших психологических коллизий, которые не подвластны обычному зрителю. Независимо от этого Леонову удалось создать эпическое полотно, в котором силы добра неизбежно одерживали победу над иноземными захватчиками.

Конечно, помимо этих пьес, были написаны и другие, однако в рамках небольшого очерка невозможно рассмотреть все произведения советских драматургов, важно показать, что их всех объединяло. Это не просто темы патриотической борьбы, но и идея сопротивления добра злу. То, что добро должно быть с кулаками, известно давно, однако в годы войны было необходимо вновь об этом напомнить. В этом и заключалась главная заслуга советских драматургов.

Фронтовые театры

Драматические события войны внесли серьезные изменения в повседневную жизнь людей, и в этих условиях было особенно важно поддерживать силы для дальнейшей борьбы. Театр не может существовать без зрителя, поэтому, когда зритель ушел на фронт, то театр пошел вслед за ним. Уже в первые дни войны под эгидой Всероссийского театрального общества (ВТО), крупнейшего объединения театральных деятелей в СССР, началась организация фронтовых театров и агитбригад. Статистика впечатляет: за годы войны непосредственно в условиях боевой обстановки состоялось более полумиллиона спектаклей и концертов.

На фронтах Великой Отечественной войны побывало около 4 тысяч артистических бригад, в которых участвовало 42 тысячи творческих работников. Среди них — крупнейшие мастера советского театра, такие как Н. К. Черкасов, сыгравший Александра Невского в одноименном фильме С. Эйзенштейна, М. И. Царев, И. В. Ильинский, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Помимо маститых драматических актеров, перед солдатами выступали певцы Нина Русланова и Леонид Утесов, а также такие артисты разговорного жанра, как Аркадий Райкин и Николай Смирнов-Сокольский. Количество зрителей фронтовых спектаклей исчислялось многими миллионами. Трудно оценить уровень моральной поддержки, которую оказывали фронту актеры, но отметим, что он был по-настоящему высок.

Конечно, ни о каких особых условиях для актеров говорить не приходилось. Выступали там, где могли: на грузовиках, в окопах, землянках и даже на палубах кораблей. Ходили в госпитали, где не только выступали перед ранеными солдатами, но работали в качестве санитаров. Особого разнообразия грима и костюмов не было, поэтому частенько приходилось придумывать и мастерить костюмы из подручных материалов. Актерам приходилось исполнять двойную, а то и тройную работу — одновременно руководить работой труппы, стричь актеров и выступать на сцене. Особенно важным была мобильность группы, поскольку было затруднительно перевозить более трех десятков человек.

Таким образом, фронтовые бригады сыграли особую роль в годы Великой Отечественной войны. Они обеспечивали высокий моральный дух воюющих на передовой и даже в какой-то мере пытались напомнить о мирной жизни, в которой театр являлся неотъемлемой частью повседневной жизни. Подвиг советских актеров был оценен по достоинству: свыше трех тысяч работников искусства были награждены боевыми орденами и медалями.

Советский театр в годы Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на все невзгоды, искусство продолжает сеять в человеческих душах разумное, доброе, вечное. Пьесы драматургов затрагивали важнейшие проблемы человеческого бытия, пробуждали гордость за свою страну и свою культуру. Мобильные театры и агитбригады позволили в эти непростые годы прикоснуться к прекрасному миллионам советских людей. Поэтому не стоит сомневаться, что советский театр и шире — советская культура — стали одним из факторов Победы в Великой Отечественной войне.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Роль театра в годы Великой Отечественной войны


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно указу президента РФ, 2019 год объявлен годом театра, основной целью которого является сохранение и популяризация лучших отечественных театральных традиций, достижений, усовершенствование организации театрального дела, привлечение внимания к театральному искусству.

Вообще, стоит отметить, что театр-это один из наиболее древних жанров искусства. Возник он еще во времена античности. Своими корнями театральное искусство уходит в Древнюю Грецию. Более двух тысячелетий назад древнейшее искусство зародилось в качестве развлечения публики, представляя собой праздничные сценки ряженых актеров.

В Россию же театральное искусство пришло сравнительно недавно- настоящие театры стали появляться лишь в 17 веке. Это были придворный и школьный театры. С того момента прошло достаточно много времени, изменились многие театральные традиции и каноны, но театральное искусство по-прежнему играет огромную роль в социальной и духовной сферах жизни общества.

С моей точки зрения, особенно важным и нужным для нашего народа, театр стал в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война до сих пор живет в сердце нашего народа, который не забыл всех ужасов и того времени. Но важно помнить, что даже в чудовищных военных условиях, люди, чья жизнь кардинально изменилась в июне 41-го года, все же оставались людьми. В них не умерла тяга к жизни, тяга к прекрасному.

Именно поэтому, немалую роль в защите нашей родины сыграли фронтовые театры . Их нередко называли фронтовыми бригадами. Они помогали советским солдатам не падать духом в тяжелое военное время. В действующей армии в годы войны выступали 3685 фронтовых театральных бригад и фронтовых передвижных театров, в работе которых приняли участие больше 42 000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше

700 бригад, артисты Ленинграда — 500 бригад. Сначала у них не было специального снаряжения, но позже, такие бригады имели грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит. Их программа была огромна, но часто урезалась, чтобы не занимать более 1,5 часов времени. Роль фронтовых театров была настолько велика, что в 1943 году в Москве состоялся творческий смотр их работы.

Очень часто фронтовыми театрами становились театры тех городов, в которые пришла война. Так, например, труппа Одесского театра неоднократно выезжала в армию, где дала более 150 концертов. Когда немецко-румынские войска оказались в опасной близости от Одессы, командование Одесским оборонительным районом назначило специальную зенитную часть, которая получила задание: защищать здание театра от бомбежек. В 1941 году Одесский оперный театр возобновил работу. Несмотря на то, что город был оккупирован, залы на премьерах были забиты до отказа. Практически на протяжении всего периода румынской оккупации театр продолжал функционировать бесперебойно, сменив лишь репертуар и язык на афишах.

Очень трудно переоценить вклад, внесенный фронтовыми театрами в победу. В военной агонии, среди разрывающихся снарядов и свистящих пуль, театр способствовал единению народа и укреплению его морального духа.

На самом деле, первые военные театры были созданы еще при В.И.Ленине в период гражданской войны. Однако на тот момент, они назывались "передвижными театрами". Именно эти театры были мобилизованы с первых дней Великой Отечественной войны. Военные театры в то время не имели четкого репертуара, но тем не менее, сцены никогда не пустовали, а копилка возможных постановок систематически пополнялась произведениями, посвященными войне и победе в ней.

Особенно важно отметить тот факт, что драматические произведения не были ключевыми в военные годы. Да, они являлись неотъемлемой частью

репертуаров большинства военных театров, но наряду с ними были популярны постановки отечественных и зарубежных драматургов.

Одним из примеров театральной деятельности в годы Великой Отечественной войны может служить фронтовая бригада №1 под руководством режиссера Иосифа Раевского. Эта бригада выступала перед воинскими частями, защищавшими Москву и поддерживала раненых бойцов в госпиталях.

Я считаю, что театр сыграл огромную роль в победе нашей страны. Именно он зажигал в солдатах ту живительную искру, которая зачастую гасла, не выдерживая тягот военных лет. Люди искусства ковали победу вместе со всей страной, укрепляя силу духа и волю к победе. Актеры военных театров, знакомя солдат с произведениями отечественных и зарубежных авторов, сохраняли самобытность русского народа и культуры, которые укрепляли в солдатах патриотический дух. Именно отважным актерам военных театров мы во многом обязаны победой, одержанной нашей страной в непростой и кровавой пятилетней схватке за жизнь, победу в которой подарил нам солнечный май 1945 года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Театральная жизнь военного времени.

«Искусство заговорило… Создали новый фронт–

В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики одной из своих важнейших стратегических целей выдвигали задачу разрушения духовного пространства СССР , уничтожения важнейших культурных центров. В этих условиях эвакуация художественной интеллигенции наряду с перемещением на Восток промышленных и сельскохозяйственных предприятий рассматривалась в качестве главных ведущих социально-политических задач военного времени.

Делу спасения Отечества целиком и полностью посвятило себя советское искусство. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова "Священная война". Большой популярностью пользовались песни композиторов

А.Александрова, В.Соловьева-Седого, М.Блантера, А.Новикова, Б.Мокроусова, М.Фрадкина, Т.Хренникова и др. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" - эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики.
В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений XX в. - 7-я симфония Д. Шостаковича, посвященная героическим защитникам Ленинграда.

Советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. В начальный период войны были опубликованы быстро ставшие популярными пьесы Л.Леонова "Нашествие", К.Симонова "Русские люди", А.Корнейчука "Фронт".
Появились и такие известные и любимые многими и сегодня произведения отечественной литературы, как главы романа М.Шолохова "Они сражались за Родину", "Наука ненависти", повесть В.Василевской "Радуга". Сталинградской битве посвящены повести К.Симонова "Дни и ночи" и В.Гроссмана "Направление главного удара".

О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С.Шагинян и Ф.В.Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А.Фадеева "Молодая гвардия". Публицистика тех лет представлена статьями К.Симонова, И.Эренбурга.
В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М.Исаковского, С.Щипачева, А.Твардовского, А.Ахматовой, Н.Тихонова, О.Берггольц, Б.Пастернака, М.Светлова, К.Симонова. Огромной популярностью пользовались поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин", поэма М.И.Алигер "Зоя".
Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза: Муса Джалиль, П.П.Вершигора, А.Гайдар, А.Сурков, Е.Петров, А.Бек, К.Симонов, М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов.

На базе эвакуированных киностудий "Ленфильм" и "Мосфильм" в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). В эти годы на киностудии работали кинорежиссеры С.Эйзенштейн, В.Пудовкин, братья Васильевы, Ф.Эрмлер, И.Пырьев, Г.Рошаль. Около 80% всех отечественных художественных фильмов в годы войны было поставлено на этой киностудии. Всего за годы войны были созданы 34 полнометражные картины и почти 500 киножурналов.

На передовой линии фронта и в партизанских отрядах находилось более 150 кинооператоров.

Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры.

За годы войны в составе таких бригад на фронтах побывали более 40 тысяч работников искусства.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е.Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А.Александрова, русского народного хора им. М.Пятницкого, солистов К.Шульженко, Л.Руслановой, А.Райкина, Л.Утесова, И.Козловского, С.Лемешева и др.
Скульптурным символом военных лет и памятью павшим войнам стала 13-метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом, водруженная после войны в Берлине в Трептов-парке(скульптор-Е.В.Вучетич).
Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А.А.Дейнеки "Оборона Севастополя", С.В.Герасимова "Мать партизана", картине А.А.Пластова "Фашист пролетел" и др.

Глава 1. Советский театр в годы Великой Отечественной войны.

Вся художественная сеть Советского союза в 1941–1945 годах должна была помогать партии и правительству формировать в сознании трудящихся чувство патриотизма.

Театр должен был воплощать образ героя, на примере которого воспитывались бы советские люди. Средствами сценического искусства он должен был показывать новые общественные взаимоотношения и живых носителей новой морали. Оставаясь храмом искусства, в 1940-х годах театр был ещё и идеологической организацией, выполнявшей серьезные воспитательные функции

Огромное значение в годы войны имело увеличение количества спектаклей и новых постановок советской и военной тематики. Нельзя сказать, что война застала наше искусство врасплох. Накануне войны героико-патриотический репертуар все решительнее выдвигался на передний план. Но в короткие сроки было очень сложно подготовить полностью новый репертуар, качество которого не уступало бы довоенному уровню. Первые пьесы о войне военного времени были откровенно слабы. Да и режиссеры только нащупывали пути отражения военных событий. Формирование всестороннего, качественного и нового репертуара театров всех жанров было одной из главных проблем периода начала войны.

Появившиеся пьесы нужно было в кратчайшие сроки внедрить в театральную сеть, поставить и продемонстрировать зрителю. Это уже была задача театров. Одним из методов достижения этой цели было широкое развёртывание социалистического соревнования в театрах.

С первых дней войны – по существу стихийно – стали возникать театральные фронтовые бригады. Их деятельностью позднее стал руководить особый штаб, созданный в Москве при Центральном Доме РАБИС. Для более четкой организации военно-шефской работы на местах Комитет по делам искусств при СНК СССР и ЦК союза РАБИС.

Для более четкой работы по художественному обслуживанию частей Красной Армии и подшефных организаций на местах создавались штабы при областных отделах искусств.

Видоизменение идеологического содержания шефской работы происходила в контексте изменения репертуарной политики театров в годы войны, но её проявления были более четкими и рельефными. Это происходило из-за необходимости использовать в работе в основном малые театральные формы (одноактовые пьесы, отрывки спектаклей и т. д.) и концерты. Но главной причиной почти полного преобладания оборонного и советского репертуара в военно-шефской работе было то, что аудиторию по большей части составляли военнослужащие, работники госпиталей, мобилизационных пунктов и предприятий оборонной промышленности. Они составляли тот контингент людей, на который нужно было оказывать идеологическое влияние в первую очередь, так как от них напрямую зависела победа в войне. С другой стороны, именно на военнослужащих и тружениках тыла лежала основная нагрузка в тот период и им крайне была необходима разрядка и культурный отдых. Выполнение этих задач как раз и возлагалось на театры.

Шефская работа имела четкое планирование, а выполнение планов жестко контролировалось. Качество шефских концертов и выступлений иногда было недостаточным, но эти недочеты были преодолены. Преобладание тех или иных форм работы шефов зависело от особенностей области (преобладание промышленности или сельского хозяйства, количество эвакуированных и т. д.) и жанровой специфики самого театра.

В целом военно-шефская деятельность проводилась совместно с Главным политическим управлением Красной Армии и при постоянном идеологическом контроле, функции которого на местах выполняли военные отделы областных, городских партийных комитетов, отделы пропаганды и агитации, а также отделы по делам искусств при исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся.

Широкий размах шефская работа в тылу приобрела после опубликования в марте 1942 года директивного письма Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Комитета по делам искусств при СНК СССР, в котором предлагалось обязать все творческие коллективы включиться в политико-массовую работу. Инициатива, проявленная работниками искусства, приобрела характер обязательной, строго контролируемой, планируемой и фиксируемой работы.

В стационарных театрах в этот период репертуар наполнился актуальными новыми пьесами отечественных драматургов, посвященных войне и победе над фашизмом. Также популярны были классические русские и зарубежные комедии. Поначалу в драматургии и, соответственно, в театральном репертуаре преобладали настроения легкой победы. А.Сурков говорил: "До войны мы часто дезориентировали читателя насчет подлинного характера будущих испытаний. Мы слишком облегченно изображали войну". Но постепенно, к 1942 году, писатели и артисты стали осваивать более сложный репертуар.

Именно в 1942 году родились пьесы, которые во многих источниках упоминаются, как наиболее значимые пьесы времен Великой Отечественной войны: "Русские люди" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука и "Нашествие" Л.Леонова. Они ставились в большинстве театров страны, в том числе и в основных московских.

Добровольная не оплачиваемая деятельность работников театров показывает общий уровень патриотического подъёма стране в годы военных испытаний.

Огромное место в театральной жизни СССР в годы Великой Отечественной войны занимали фронтовые бригады и фронтовые театры.

В действующей армии в годы войны выступали 3685 фронтовых театральных бригад и фронтовых передвижных театров, в работе которых приняли участие больше 42 000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше 700 бригад, артисты Ленинграда — 500 бригад. В помощь военной художественной самодеятельности действующих частей Красной Армии и Флота было послано 435 режиссёрско-инструкторских бригад. В конце 1941 — в 1942 году начали активно создаваться фронтовые филиалы известных театров: МХАТа, Малого театра, Вахтанговского театра и других, которые прошли с армией всю войну.

Роль фронтовых театров была настолько велика, что в 1943 году в Москве состоялся творческий смотр их работы. Первое место в этом смотре занял филиал Театра им. Е. Вахтангова. Более трёх тысяч работников искусства награждены боевыми орденами и медалями Советского Союза. Кроме фронтовых передвижных театров в частях действующей Советской Армии на фронте работало одиннадцать профессиональных театров Советской Армии и Флота во главе с Центральным театром Советской Армии.

На выставке в Голубом зале экспонируются материалы основного фонда хранения РГБ и отдела изоизданий. В экспозицию вошли мемуарная литература, коллективные сборники, монографии. Интересны юбилейные альбомы театров, в которых, кроме рассказа о событиях, помещены редкие фотографии выступлений артистов МХАТа, Малого театра, Центрального театра Красной Армии и других, начиная от прифронтовых частей под Москвой и вплоть до концерта у стен Рейхстага в Берлине.



Партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Выставка в Голубом зале напоминает, что победа в Великой Отечественной войне добывалась не только оружием.



Репертуарные сборники. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Читайте также: