Советская республика это кратко

Обновлено: 02.07.2024

С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:

2) советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

Казалось бы, совершенно очевидно, что советы, которые состоят в своей массе из рядовых тружеников (на практике, впрочем, доля бюрократии в них постепенно стала преобладающей: депутатский мандат превратился в необходимое приложение к руководящей должности, даже зачастую хозяйственной), в силу этого не в состоянии выполнять задачи исполнительной власти, требующие, как правило, специальной подготовки. Но на деле это ничего не значит, ибо государственный режим не имеет с этой моделью ничего общего.

Реальная власть принадлежит на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Все решения советов и других государственных органов, включая суды (подчас даже сценарии их заседаний), инициируются или предварительно одобряются коммунистическими партийными комитетами или их бюро и первыми секретарями. Такой государственный режим получил название партократического.

Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы. Формально советская республика характеризуется следующими признаками:

Республика такого рода впервые возникла в России в 1917 году и затем была создана ещё в ряде социалистических государств. Во многом институты советской республики служили прикрытием диктатуры коммунистической партии. В результате краха коммунистических режимов наблюдался отказ от советской формы правления в пользу классических форм республиканской власти [1] [2] .

Содержание

Характеристика

Советская республика характеризуется полновластием Советов — представительных органов государственной власти.

Советская республика обладает общепринятыми демократическими институтами:

Единственную систему органов государственной власти составляют особые представительные органы — Советы разных уровней, объединённые иерархией и соподчинённостью. По основному Закону Советам принадлежит вся полнота власти, они представляют политическую основу советского государства, все иные органы подотчётны и подконтрольны Советам.

Советская республика строится по принципу демократического централизма, отрицая принцип разделения властей. Свою деятельность Советы проводят на сессиях, а в промежутках между ними постоянно-действующими органами являются президиумы и исполнительные комитеты (исполкомы), в зависимости от уровня Советов. Депутаты, если они не входят в руководство исполнительного комитета или президиума, не освобождаются от гражданской работы.

Для данного типа правления основополагающими являются следующие черты:

Виды советских республик

Советские республики можно подразделить на 3 группы:

  1. Советские республики, в которых высший орган власти — Съезд Советов. В промежутках, между съездами действуют Центральный исполнительный комитет (по сути — Верховный Совет) и Совет народных комиссаров, который формируется ЦИКом. Депутаты Центрального исполнительного комитета избираются из числа делегатов Съезда Советов. Народные комиссары назначаются из числа депутатов ЦИКа. Таким образом, система Советов формировалась путём многостепенных выборов. Примеры таких республик: СССР (до 1936 года), БНСР, ЛБССР (Литбел), Республика Исколата (Советская Латвия) [6] и т. д.
  2. Советские республики, в которых высший орган власти — Верховный Совет. Он и Советы всех уровней избираются напрямую народом. Совет Народных Комиссаров/Совет Министров формируется Верховным Советом. Народные комиссары/министры назначаются из числа депутатовВерховного Совета. Примеры таких советских республик: СССР (1936—1989) и Тувинская Народная Республика.
  3. Советские республики, в которых единственным высшим органом власти являлись Советы. Главой государства является его председатель (или председатель его президиума), а правительством — исполнительный комитет. Такое устройство обусловлено малым территориальным размером. Примеры таких советских республик: Республика Найссаара, Тарнобжегская республика, Лабинская республика, Советский Лимерик и т. д.

Критика реализации советской республики в СССР

Избирательное законодательство СССР предполагало состязательный характер выборов в Советы: ограничения числа выдвигаемых кандидатов в одном округе не существовало, был определён порядок проведения перебаллотировки двух кандидатов, набравших наибольшее, но не абсолютное большинство голосов, для участия в повторном голосовании. [7] Однако до 1989 года выборы были, как правило, безальтернативными. Существует мнение, что Советы не обладали реальной властью [8] и что монополия на власть в стране фактически принадлежала партийной бюрократии [9] . Вместе с тем, в условиях однопартийной системы в СССР, избираться в Советы имели право ВЛКСМ, профсоюзы, а также любые общественные организации [10] . А до середины 1920-х годов существовала многопартийная система.

Существовала также тенденция увеличения числа беспартийных депутатов. Так например на I Съезде Советов СССР беспартийных было всего 5,7 %, а уже на III Съезде Советов СССР беспартийных было 20,4 % [11] ; в Верховном Совете СССР I созыва беспартийных было меньше 1/5, а в Верховном Совете СССР VIII созыва — уже 54 % беспартийных.

Национальные наименования Советов

В некоторых советских республиках Советы и Съезды Советов имели свои национальные названия:

  • В Тувинской НР местные Советы назывались Хуралами, Съезды Советов — Великим Хуралом, а ЦИК — Малым Хуралом
  • В Бухарской НСРСъезды Советов именовался Курултаями Советов
  • В некоторых славянских странах Советы именовались Вече.

Республики, являвшиеся советскими

    (7 ноября 1917 — 31 января 1918, далее — как РСФСР); (1918—1922, далее — в составе СССР);
      (12 февраля — май 1918 — в составе РСФСР); (31 января — 13 марта 1918 — в составе РСФСР); (17 марта — конец апреля 1918 — в составе РСФСР);

    Примечания

    См. также

    Близкие системы

    Ссылки

    Полужирным шрифтом выделены государственные образования, оказавшиеся стабильными и пережившие указанный период. В случаях отсутствия установленного наименования территорий даются названия контролировавших их органов власти.

    • Советские республики
    • Формы государства

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Советская республика" в других словарях:

    СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, вид республиканской формы правления (см. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ), при которой советы составляют единую систему органов власти. Советы являются представительными органами власти, действующими на непрофессиональной основе. В… … Энциклопедический словарь

    СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — особая разновидность республиканской формы правления (см. Республика). Формально характеризуется следующими признаками: единую систему органов власти составляют советы, действующие на непрофессиональной основе; отсутствует различие между органами … Юридический словарь

    СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — особая разновидность республиканской формы правления (РЕСПУБЛИКА), формально характеризующаяся следующими признаками. Единую систему органов государственной власти составляют особые представительные органы советы (СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ),… … Юридическая энциклопедия

    СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — особая разновидность республиканской формы правления (см. РЕСПУБЛИКА), формально характеризующаяся следующими признаками. Единую систему органов государственной власти составляют особые представительные органы советы (см. СОВЕТ НАРОДНЫХ… … Энциклопедический словарь экономики и права

    СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — особая разновидность республиканской формы правления (см. Республика), формально характеризующаяся следующими признаками. Единую систему органов государственной власти составляют особые представительные органы советы, действующие на… … Энциклопедия юриста

    Советская Республика — особая разновидность республиканской формы правления (см. республика). Формально характеризуется следующими признаками: единую систему органов власти составляют советы, действующие на непрофессиональной основе; отсутствует различие между органами … Большой юридический словарь

    Советская республика матросов и строителей — декабрь 1917 26 февраля … Википедия

    Советская республика характеризуется полновластием органов государственной власти .

    Советская республика обладает общепринятыми демократическими институтами:

    Для данного типа правления основополагающими являются следующие черты:

    Виды советских республик

    Советские республики можно подразделить на 3 группы:

    1. Советские республики, в которых высший орган власти — Верховный Совет) и Совет народных комиссаров, который формируется ЦИКом. Депутаты Центрального исполнительного комитета избираются из числа делегатов Съезда Советов. СССР (до 1936 года), [6] и т. д.
    2. Советские республики, в которых высший орган власти — Совет Народных Комиссаров / Совет Министров формируется министры назначаются из числа депутатов СССР (1936—1989) и Тувинская Народная Республика .
    3. Советские республики, в которых единственным высшим органом власти являлись Критика реализации советской республики в СССР

    Национальные наименования Советов

    • Российская Советская Республика (7 ноября 1917 — 31 января 1918, далее — как РСФСР);
    • СССР);
      • РСФСР);
      • Одесская Советская Республика (31 января — 13 марта 1918 — в составе РСФСР);
      • Украинская Советская Республика (17 марта — конец апреля 1918 — в составе РСФСР);

      См. также

      Народный консультативный конгресс (Индонезия)
      Совет народных представителей (Индонезия)

      Ссылки

      Несоветские: · · · Республика Северная Ингрия · · Республика Финляндия · · Герцогство Курляндское и Семигальское · Северо-Западное правительство · Латвийская республика · Королевство Литва · Литовская республика · · Белорусская народная республика · · · Эстонская Республика

      Несоветские: · Особый Закавказский Комитет · · · Республика Горная Армения · · · Азербайджанская демократическая республика · · · · Грузинская демократическая республика

      Несоветские: · · Закаспийское временное правительство · Хивинское ханство · · Временное Ферганское правительство

      Несоветские: · · · · · Внешняя Монголия (диктатура Унгерна) · Администрация Западной Армении · · Чехословацкая Республика

      Советские: · · · Тувинская народная республика · Венгерская советская республика · Словацкая советская республика · Советские государственные образования за пределами бывшей Российской империи

      Полужирным шрифтом выделены государственные образования, оказавшиеся стабильными и пережившие указанный период. В случаях отсутствия установленного наименования территорий даются названия контролировавших их органов власти.

      С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:

      2) советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

      Казалось бы, совершенно очевидно, что советы, которые состоят в своей массе из рядовых тружеников (на практике, впрочем, доля бюрократии в них постепенно стала преобладающей: депутатский мандат превратился в необходимое приложение к руководящей должности, даже зачастую хозяйственной), в силу этого не в состоянии выполнять задачи исполнительной власти, требующие, как правило, специальной подготовки. Но на деле это ничего не значит, ибо государственный режим не имеет с этой моделью ничего общего. Реальная власть принадлежит на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Все решения советов и других государственных органов, включая суды (подчас даже сценарии их заседаний), инициируются или предварительно одобряются коммунистическими партийными комитетами или их бюро и первыми секретарями. Такой государственный режим получил название партократического.




      Контрольные вопросы и задания

      1. Что такое форма правления? Можно ли, определив форму правления, получить целостное представление об организации публичной власти в стране?

      2. Чем различаются монархия и республика? В чем отличие выборной монархии от республики с пожизненным президентом?

      3. Какие государственные режимы вы знаете? Как онисоотносятсясформами правления?

      4. В чем различие между парламентарными и дуалистическими формами правления, между парламентаризмом и дуализмом, парламентаризмом и министериализмом как государственными режимами?

      5. Охарактеризуйте форму правления и государственный режим в России и других странах СНГ. Есть ли здесь какие-либо отличия от соответствующих конституционно-правовых явлений в странах Запада, и если есть, то какие и чем обусловлены?

      6. Чем отличается советская республика от парламентарной? В чем суть партократического государственного режима?

      7. Проанализируйте текст любой конституции зарубежного государства и определите форму правления. Подтвердите ваше суждение положениями этой конституции.

      8. Можно ли на основе текста конституции определить государственный режим соответствующей страны? Попытайтесь это сделать.

      Литература

      Альварес Табио Ф. Комментарий к социалистической Конституции Республики Куба. М.: Прогресс, 1986.

      Американские президенты. Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997.

      Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Бенсон: Чалидзе пабликейшенс, 1990.

      Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1996.

      Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1988.

      Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (политологические аспекты). Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1990.

      Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М.: ЮЛ, 1985.

      Зубов А. Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М.: Наука, 1990.

      Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М.: Наука, 1984.

      Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: ЮЛ, 1985.

      Монархи Европы. Судьбы династий. М.: Терра, 1997.

      Разделенная демократия: сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом. М.: Прогресс-Универс, 1994.

      Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: ЮЛ, 1994.

      Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Облиздат – Алир, 1998.

      Уилсон Дж. Американское правительство. М.: Прогресс-Универс, 1990.

      Урьяс Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ. М.: Наука, 1988.

      Федоров В.А. Эволюция авторитарных режимов на Востоке. М.: Наука, 1992.

      Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: ЮЛ, 1995.

      С точки зрения юридической модели признаки советской республики следующие:

      2) советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения;

      Казалось бы, совершенно очевидно, что советы, которые состоят в своей массе из рядовых тружеников (на практике, впрочем, доля бюрократии в них постепенно стала преобладающей: депутатский мандат превратился в необходимое приложение к руководящей должности, даже зачастую хозяйственной), в силу этого не в состоянии выполнять задачи исполнительной власти, требующие, как правило, специальной подготовки. Но на деле это ничего не значит, ибо государственный режим не имеет с этой моделью ничего общего. Реальная власть принадлежит на каждом уровне верхушке аппарата коммунистической партии и часто единолично первому секретарю соответствующего партийного комитета. Все решения советов и других государственных органов, включая суды (подчас даже сценарии их заседаний), инициируются или предварительно одобряются коммунистическими партийными комитетами или их бюро и первыми секретарями. Такой государственный режим получил название партократического.

      Контрольные вопросы и задания

      1. Что такое форма правления? Можно ли, определив форму правления, получить целостное представление об организации публичной власти в стране?

      2. Чем различаются монархия и республика? В чем отличие выборной монархии от республики с пожизненным президентом?

      3. Какие государственные режимы вы знаете? Как онисоотносятсясформами правления?

      4. В чем различие между парламентарными и дуалистическими формами правления, между парламентаризмом и дуализмом, парламентаризмом и министериализмом как государственными режимами?

      5. Охарактеризуйте форму правления и государственный режим в России и других странах СНГ. Есть ли здесь какие-либо отличия от соответствующих конституционно-правовых явлений в странах Запада, и если есть, то какие и чем обусловлены?

      6. Чем отличается советская республика от парламентарной? В чем суть партократического государственного режима?

      7. Проанализируйте текст любой конституции зарубежного государства и определите форму правления. Подтвердите ваше суждение положениями этой конституции.

      8. Можно ли на основе текста конституции определить государственный режим соответствующей страны? Попытайтесь это сделать.

      Литература

      Альварес Табио Ф. Комментарий к социалистической Конституции Республики Куба. М.: Прогресс, 1986.

      Американские президенты. Ростов-на-Дону: Феникс; М.: Зевс, 1997.

      Американские федералисты: Гамильтон, Мэдисон, Джей. Бенсон: Чалидзе пабликейшенс, 1990.

      Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1996.

      Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1988.

      Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (политологические аспекты). Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1990.

      Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М.: ЮЛ, 1985.

      Зубов А. Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М.: Наука, 1990.

      Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М.: Наука, 1984.

      Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: ЮЛ, 1985.

      Монархи Европы. Судьбы династий. М.: Терра, 1997.

      Разделенная демократия: сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом. М.: Прогресс-Универс, 1994.

      Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: ЮЛ, 1994.

      Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Облиздат – Алир, 1998.

      Уилсон Дж. Американское правительство. М.: Прогресс-Универс, 1990.

      Урьяс Ю.П. Механизм государственной власти ФРГ. М.: Наука, 1988.

      Федоров В.А. Эволюция авторитарных режимов на Востоке. М.: Наука, 1992.

      Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М.: ЮЛ, 1995.

      особая разновидность республиканской формы правления (см. РЕСПУБЛИКА), формально характеризующаяся следующими признаками. Единую систему органов государственной власти составляют особые представительные органы - советы (см. СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ), действующие на непрофессиональной основе. Отсутствует различие между государственными органами и органами местного самоуправления (как, впрочем, и само понятие "местное самоуправление"). Не признается принцип разделения властей: советы осуществляют как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы - исполнительные комитеты, советы министров). Все государственные органы подконтрольны и подотчетны соответствующим советам. Как правило, отсутствуют единоличный глава государства и органы конституционного надзора. Депутаты советов формально ответственны перед своими избирателями, связаны их наказами и могут быть отозваны в случае "потери доверия избирателей". С.р. впервые возникла в России в 1917г. и была впоследствии утверждена еще в ряде государств.

      особая разновидность республиканской формы правления (см. Республика). Формально характеризуется следующими признаками: единую систему органов власти составляют советы, действующие на непрофессиональной основе; отсутствует различие между органами государственной власти и органами местного самоуправления (как и само понятие "местное самоуправление"); не признается принцип разделения властей: советы осуществляют как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы - исполнительные комитеты, советы министров); все государственные органы подконтрольны и подотчетны соответствующим советам; как правило, отсутствуют единоличный глава государства и органы конституционного надзора; депутаты советов ответственны перед своими избирателями, связаны их наказами и могут быть отозваны в случае "потери доверия избирателей". С. р. впервые возникла в России в 1917 г. и была впоследствии утверждена еще в ряде "социалистических" государств. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. во всех восточноевропейских и некоторых азиатских странах наблюдался отказ от С. р. в пользу других форм республиканской власти. В РФ также произошел постепенный демонтаж С. р. в ходе конституционной реформы 1990-1993 гг.

      разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся неприятием принципов парламентаризма и полновластием Советов - представительных органов государственной власти. Характерные черты С.р. - общепринятые демократические институты: избирательная система, права и свободы и др. - носили чисто формальный характер, вследствие чего С.р. относят к типичным тоталитарным империям. Единственную систему органов государственной власти составляли особые представительные органы - советы разных уровней, объединенные строгой иерархией и соподчиненностью и работавшие на непрофессиональной основе. Советам принадлежала вся полнота власти, они представляли политическую основу Советского государства, все иные органы были подотчетны и подконтрольны Советам. По этой причине принцип разделения властей не признавался; практически ненужным признавался институт парламентаризма; отсутствовал институт президентства (некоторые его функции выполняли коллегиальные президенты - президиумы советов союзного и республиканского уровней); действовал императивный депутатский мандат; депутаты формально были подотчетны населению и могли быть им отозваны в случае неоправдания доверия; не было различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике понятие "местное самоуправление" не употреблялось); существовали разительные расхождения между теорией и практикой советского строительства. Советы являлись ширмой, прикрытием партийной диктатуры, которой принадлежала вся полнота власти.
      (В.Ч.)

      Читайте также: