Одержимость это кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Одержимость - это психопатологическое явление, проявляющееся навязчивыми, повторяющимися мыслями, импульсами или образами, возникающими против воли человека. Одержимость - это проблема, затрагивающая значительную часть населения.

Это может быть вызвано поведением, местом или человеком. Одержимость может стать опасной как для больного человека, так и для окружающих.

1. Что такое навязчивая идея?

На самом деле навязчивая идея - это один из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства. Это также называется навязчивыми мыслями. Оно возникает против воли человека, который знает, что эти мысли иррациональны и абсурдны.

Эти мысли преследуют больного и заставляют его неоднократно выполнять часто бессмысленные действия, называемые навязчивыми действиями. Например, проверять, закрыта ли дверь или выключен свет в доме, неоднократно убирать или мыть.

Одержимость сопровождается постоянным страхом, тревогой, излишней дотошностью, неуверенностью, многократной проверкой правильности выполняемых действий, перфекционизмом.

Человек может стать одержимым. Это может произойти в результате безответной любви или увлечения, а может быть в результате отказа. Затем больной навязчиво следит за всеми действиями другого человека - он постоянно просматривает все его социальные сети, иногда также следит за ним. Нередко он торчит под окнами жертвы или врывается в квартиру. Это редкие ситуации, но одержимость может принимать такую форму.

2. Причины одержимости

Одержимость может быть генетической, вызванной анатомическими изменениями лобной доли мозга, травматическими переживаниями, стрессом, разочарованием или воспитанием в патологической среде.

Трудно точно определить, что спровоцировало навязчивое поведение. На его создание могут влиять сразу несколько факторов. Неврологические изменения могут активироваться, когда пациента помещают в неподходящую среду, он более восприимчив к внушению и менее устойчив к психическому стрессу.

3. В чем может заключаться навязчивая идея?

Чаще всего навязчивые мысли касаются вопросов здоровья, гигиены, религии, агрессии по отношению к окружающим. Одержимость здоровьем и гигиеной проявляется в страхе перед инфекциями, бактериями и вирусами. Этот тип навязчивой идеи заставляет человека, терзаемого навязчивыми мыслями, часто мыть руки или все тело, бояться физического контакта с людьми и предметами, которые могут содержать бактерии, такими как дверные ручки или перила лестницы. Избегает или вызывает дискомфорт нахождение в общественных местах, таких как общественные туалеты, рестораны и медицинские учреждения.

Одержимость религиозным фоном проявляется в кощунственных мыслях, или в страхе совершения греха. Одержимость агрессией по отношению к другим проявляется в навязчивых мыслях о причинении вреда кому-то.

4. Лечение навязчивых мыслей.

Одержимость лечится с помощью психотерапии, фармакотерапии, психообразования и, в крайнем случае, психохирургией. Лечение навязчивых идей - очень трудоемкий и сложный процесс, который определяется в каждом конкретном случае.

Во время психотерапии пациент подвергается воздействию раздражителей, вызывающих навязчивые идеи, чтобы развить у пациента сопротивление этим факторам и способность воздерживаться от навязчивых мыслей.

5. Способы борьбы с навязчивыми мыслями

Если вам сложно избавиться от навязчивых мыслей, повторяйте это упражнение как можно чаще.

Некоторые специалисты рекомендуют ритуал, напоминающий нам о необходимости остановиться. Например, представить знак остановки или сделать что-нибудь еще, что предполагает, что мы должны вернуться к реальности.

Бывают случаи, когда ваши методы визуализации терпят неудачу, и вы возвращаетесь к навязчивым мыслям. Когда наступит этот момент, двигайтесь дальше. Если вы на работе, сходите в туалет, если дома можете прогуляться по окрестностям. Иногда изменение окружающей обстановки помогает избавиться от одержимости и изменить свое мышление.

Скрытые обиды и скрытые проблемы негативно сказываются на нашем психическом состоянии. Багаж такого типа не позволяет нам наслаждаться настоящим моментом, он заставляет нас по-прежнему жить прошлым. Конечно, мы не можем изменить прошлые события, но мы не можем постоянно на них останавливаться. Есть некоторые вещи, которые вам просто необходимо принять.

Спасибо, что прочитали. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал, будет ещё много полезных статей, ставьте лайк.

одержимость ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: одержимый (2*).

одержимость подъем, увлечение, идефикс, бесноватость, живинка, страсть, маньячество, вдохновение, безумность, горение, взлет, душевный подъем, подъем духа, помешанность, огонек, охваченность, увлеченность, энтузиазм, воодушевление, ненормальность Словарь русских синонимов. одержимость см. энтузиазм Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. одержимость сущ., кол-во синонимов: 27 • азартность (13) • безумность (26) • бесноватость (5) • вдохновение (29) • взлет (20) • воодушевление (36) • горение (24) • душевный подъем (17) • живинка (19) • зацикленность (3) • идефикс (3) • концентрация внимания на одном (2) • концентрация своих сил на одном (2) • маньячество (1) • ненормальность (54) • огонек (28) • охваченность (1) • подъем (61) • подъем духа (18) • помешанность (19) • рехнутость (23) • свихнутость (16) • страсть (106) • трахнутость (11) • увлечение (50) • увлеченность (29) • энтузиазм (23) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: безумность, бесноватость, вдохновение, взлет, воодушевление, горение, душевный подъем, живинка, зацикленность, идефикс, концентрация внимания на одном, концентрация своих сил на одном, маньячество, ненормальность, огонек, охваченность, подъем, подъем духа, помешанность, страсть, увлечение, увлеченность, энтузиазм

ОДЕРЖИМОСТЬ (мед.), группа особых психич. состояний, характеризующихся чувством подчинённости субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству и т. п.); может быть симптомом психозов (вид бреда) либо формой психич. реакции человека (группы людей) на определённые влияния социальной среды (важные факторы - высокая внушаемость и низкий культурный уровень). В последнем понимании различают неск. осн. форм О. Бесоодержимость была широко распространена, напр., в средневековье, особенно среди женщин, испытавших "греховные соблазны" и добровольно, а чаще под пытками инквизиции сознававшихся в преступных связях с сатаной. При околдованности (т. е. чпорче") через заклинание, символич. действия, добавление в пищу или питьё "приворотного зелья" у ч жертв" (при условии их высокой внушаемости) возникают такие формы О., как иссушающая любовь, изнуряющая болезнь и т. п.

В кон. 19 в. в нек-рых местностях Сибири, Якутии и Колымы у целых групп населения наблюдалась своеобразная форма О., проявлявшейся в насильственной (т. е. противоречащей воле и желанию самого одержимого) потребности прыгать, ругаться, передразнивать окружающих. Эта форма О., получившая назв. м е р е ч е н ь я (эмиречения), имеет общие черты с шаманством. В 20 в. аналогичные состояния описаны у островитян Зондского архипелага, южноамериканских индейцев и др. В зарубежной лит-ре эти состояния обозначают терминами "л а т а х" (latah), "иму"; наблюдаются преим. у женщин и выражаются чаще всего в циничных телодвижениях и выкриках. Амок - немотивированный приступ слепого агрессивного возбуждения, сходный с эпилептическим, согласно совр. исследованиям, имеет основу (чувство зависимости от враждебных социальных сил, обида, стыд, -"потеря лица" - с точки зрения местных понятий), близкую и др. формам О.

Лит.: Токарский А. А., Мерячение и болезнь судорожных подергиваний, 2 изд., М., 1893; Каннабих Ю., История психиатрии, М., 1929, гл. 5; Мицкевич С. И., Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае, Л., 1929; Р r e i f f е r W., Versenkungs und Trancezustande bei indonesischen Volksstammen, "Nervenarzt", Jg. 37, 1966, № 1: Westermeyer J., A comparison of amok and other homicide in Laos, "American Journal of Psychiatry", 1972, v. 129, № 6. А. М. Халецкий.

понятие народной и средневековой медицины, призванное объяснить причины заболеваний, прежде всего психических; подразумевает овладение злыми духами физическим телом человека. С позиций науки, кроме религиозных и идеологических предпосылок, в генезе этого понятия могли сыграть роль субъективные переживания больного, для коего болезнь представляется чем-то чуждым, лишающим его власти над собственным телом. Хотя любая болезнь могла объясняться действиями злых духов, прежде всего одержимыми характеризовались психические больные (эпилептики, истерики), что могло обусловливаться - наряду с другим-тем, что мероприятия по изгнанию духов иногда приводили к улучшению состояния больного. Сам процесс изгнания злых духов - экзорцизм - в средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение ряда условий: 1) экзорцист должен был верить в реальность злого духа; 2) дух-помощник экзорциста, от лица коего происходило все действие, должен был занимать в демонической иерархии место более высокое, чем изгоняемый дух; 3) перед изгнанием духов экзорцист должен был долгое время молиться и поститься. Важно, Что все его действия при экзорцизме направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в решимости освободиться от заболевания, но против мучающего его духа. Другой формой исцеления одержимого было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.) - с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть тело больного. Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового "жилища" для вселения (прежде всего, животных). Начиная с эпохи Просвещения понятие одержимости было вытеснено из официальной западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и традиционной медицине соответственные представления сохранились.

Словообразование. Происходит от лат. obsession - одержимость. Категория. Понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами. Специфика. Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как что-то чуждое и лишающее его власти над своим телом. Различали одержимость внешнюю (circumsessio) и внутреннюю (obsessio posessio). Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики) характеризовались как "одержимые", что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по "изгнанию" духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Начиная с эпохи Просвещения понятие "одержимости" было вытеснено из западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и в традиционной медицине соответствующие представления сохранились почти в полном виде. Терапия. Процесс изгнания злых духов (экзорцизм) с средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение экзорцистом ряда условий. Литература. Oesterreich T.K. Die Besessenheit. Langensalz, 1921; Ringger P. Das Problem der Besessenheit. Zurich, 1953; Dieckhofer K., Lungerhausen E., Vliegen J. Zur Problem der Besessenheit // Confin. Psychiatr. 14. 1971, S. 203-355; Zutt J. (Hrsg.) Ergriffenheit und Besessenheit. Bern - Munchen, 1972

Тим Тес Термос Теор Теодор Темь Стриж Стр Сторож Стимер Стероид Стерид Стер Стем Сотр Соте Сорт Сором Сормо Сорм Сорит Сор Сомит Сом Соед Содомит Содом Смотр Смит Сми Сметь Смерть Смерд Ситро Сито Сим Сидр Сидор Сжить Сжим Сеть Сет Серо Серж Сердито Семо Семит Сеид Седи Рот Рось Рост Ромео Ром Рожь Рожд Родос Род Ритм Рис Рио Рим Рет Рем Режим Реж Редис Рдеть Рдест Отродье Отжим Ось Ость Остро Острие Остер Ост Осот Осоед Осмотр Осетр Орь Орт Орс Орест Ореид Омет Ожить Одр Одометр Одеть Одержимость Одер Мтс Мсье Мотор Мот Мосье Мост Морс Морось Моросить Моро Морис Морж Мор Моос Моир Модест Мистер Мис Мирт Мироед Миро Мир Миот Мио Мид Метро Метр Метод Метис Месть Место Мести Мес Мерс Мерить Медь Медио Мед Мдж Итр Истод Исеть Ирод Ирмос Иметь Иже Идо Жостер Жор Жом Жмот Жить Жито Жисть Жиро Жир Жим Жидомор Жид Жесть Жест Жердь Есь Есть Ерь Дрс Дрот Дромос Дром Дрожь Дот Досье Досмотр Домрист Домер Дом Дожить Дож Доесть Дмитр Дит Дист Диметр Димер Тимор Тир Тире Дим Тирс Тис Тодес Джо Джитс Джим Деть Десть Тодор Дер Деист Тоо Тор Тори Тороид Торос Торс Торсид Тред Трио Триод Триодь Трос Том Тоже Демос Тож Дерть Дерьмо Джерси

Эта статья — о теологическом понятии. О диссоциативном расстройстве см. Состояния транса и одержимости.

Одержимость — полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию.

Согласно представлениям некоторых религий (в том числе христианства), одержимость — состояние, в котором человек подчинён одному или нескольким духам, богам, демонам, бесам или дьяволу. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии. Подобные представления появились как попытка объяснить различные заболевания человека.

Существуют также легенды и мифы о возможности вселения духов и т. п. в мертвецов (см. Зомби), в животных или в неодушевлённые предметы (см. Фетиш).

Содержание

Бесноватость

Бесноватость — в христианстве: одержимость человека бесами. В церковной практике избавление человека от бесноватости осуществляется через обряд экзорцизма, то есть изгнания бесов (в католичестве). В православии отчитка (обряд изгнания бесов) была запрещена ещё в III веке апостольскими постановлениями [1] и как форма магического восприятия культа осуждается иерархами. Тем не менее она практикуется некоторыми священниками. [2] [3]

Ватиканским университетом (Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum) организованы курсы экзорцизма, в 2008 г. по указанию Папы Бенедикта XVI созданы отряды экзорцистов, в епархиях планируется ввести приходы, специализирующиеся на борьбе с одержимостью. [4] [5]

Тема бесноватости весьма популярна в массовой культуре, служит источником сюжетов для книг и фильмов (см. ниже).

Признаки бесноватости

Согласно христианским представлениям, таковы:

    , ругательства и проклятия в адрес христианской церкви, святых и т. п. , эпилептические припадки.
  • Признаки психических болезней: странное поведение, галлюцинации и т. п.
  • Одержимые говорят от лица тех, кем они одержимы.
  • Беспокойство при чтении кем-то молитв, совершении религиозных обрядов и т. п.
  • Непереносимость воды, особенно святой.
  • Обнаружение способностей к левитации, телекинезу, телепортации и т. п.
  • Появление возможности разговаривать на неизвестных человеку языках (явление ксеноглоссии).
  • Навязчивые мысли о самоубийстве/убийстве.
  • Отсутствие чувства стыда[11]

Представления в исламе о признаках бесноватости (одержимости шайтанами, джиннами) существенно разнятся. Высказываются мнения, что симптомами беснования являются: неадекватное поведение, галлюцинации, психические патологии, одержимый может страдать потерями сознания, кошмарами, потерей болевой чувствительности или беспричинными болями. Если не принять меры (не изгнать джинна) — одержимый либо сойдет с ума, либо умрет. [12] [13] . По другим представлениям, человек, в которого вселились джинны, демонстрирует аморальное поведение, употребляет алкоголь, произносит богохульства и объявляет себя пророком.

Бесноватость в Библии

Примеры бесноватости в Средневековье

Монахиня Жанна Ферри в Монсе (Бельгия) утверждала, что в период между 1573 и 1585 годами была одержима восемью демонами. По её словам, в 14-летнем возрасте она имела половую связь с дьяволом, затем ей открывались видения преисподней. У неё наблюдались судороги. Одержимость возобновлялась после обрядов экзорцизма.

16-летняя монахиня во Вьенне (Франция) в 1583 году утверждала, что в неё вселилось 12606 бесов, находившихся до этого в стеклянном кувшине в виде комка из мух.

В XVII веке 27-летняя монахиня Элизабет Алье из Гренобля (Франция) утверждала, что одержима бесами . Видели, как она общалась с ними (они были невидимы для других людей). Когда доминиканец брат Франсуа изгонял их из неё, они сообщили через неё, что выходят.

В монастырях часто воспитывались девочки как из знатных, так и из простых семей. Как правило, в монастыре некоторые из них умирали от скуки и отчаяния. Их поражала жестокая монастырская болезнь, о которой еще в V веке писали ученые — тупая скука, уныние в часы после полудня, тихая грусть, переходившая в страшную слабость или бешеное неистовство. Последнее состояние и было определяющим во время бесовских эпидемий в женских монастырях.

Гофриди вошел в монастырь в качестве духовника Магдалины, но занялся другим делом. Урсулинки чувствовали его могущество, а поведение безумно влюбленной в него девочки заставило их заключить, что это — могущество дьявола. Всех их охватил страх, а многих и любовь. Воображение разыгралось вовсю, в результате пятеро или шестеро в истерике заявили, что ими овладел дьявол, что и предрешило судьбу священника. Кроме того, историками высказывалась версия, что весь процесс был подстроен политическими соперниками Гофриди.

В Лудене был совсем небольшой монастырь урсулинок из благородных и бедных девиц. Сам по себе монастырь был беден, при его основании ему было дано только помещение — старая гугенотская школа. Настоятельница, дама из очень знатной и родовитой семьи, горела желанием расширить и обогатить монастырь, сделать его известным. Весьма возможно, что она пригласила бы к себе Грандье, но в монастыре уже был в качестве руководителя священник, имевший прочные связи в краю, близкий родственник двух главных чиновников города — каноник Миньон. И вот оба они из признаний исповедующихся монахинь (настоятельница также исповедует своих монахинь) делают заключение, что молодые монахини только и мечтают, что о Грандье, только и говорят о нем.

Оправданный Грандье, вместо того чтобы покинуть Луден, решил воспользоваться победой и остается в городе. Кроме того, он угрожает своим врагам и требует удовлетворения. Не находя других средств, они используют помощь урсулинок.
Луденская история началась с того, что настоятельница и некая послушная ей монахиня начали биться в конвульсиях и бормотать на дьявольском наречии. Другие монахини принялись им подражать. Приступили к заклинанию духов, но во время заклинания спазмы и галлюцинации одержимых ещё более усилились: они ложились на пол, ползали на животе, высовывали язык, который делался совсем черным, испускали крики, мяукали, лаяли и бредили. В бреду каждая рассказывала о своем дьяволе, какой он имеет вид, что он делает с нею, при этом они произносили богохульственные речи. Некоторые из них впадали в каталептическое состояние и делались сомнамбулами.
О новой эпидемии говорили повсюду — даже в Париже при дворе. Все видели раны одной из монахинь и стигматы на руках настоятельницы — знаки, которыми отметил их дьявол.

Настоятельница монастыря растерялась: можно было установить, что её стигматы (раны) были нарисованы и подновлялись каждый день. Но она приходилась родственницей королевскому советнику Лобардемону, которому поручили суд над Грандье. Тот ставит в известность кардинала, что обвиняемый — приятель одного из многочисленных агентов враждебной Ришелье королевы Марии Медичи, что он сделался секретарем своей прихожанки и от её имени пишет подлые памфлеты.
Грандье, по приказу Ломбардемона, схватили и бросили в Анжерскую тюрьму. Потом взяли оттуда и посадили в комнату в доме одного из его врагов, который приказал заделать камнем все окна, чтобы он там скорее задохнулся. Поиски дьявольских знаков были произведено его же обвинителями. Те собственноручно втыкали в его тело иголки, подвергая его таким образом предварительному наказанию. Его тащат в церковь и ставят лицом к лицу с девицами, которым Лобардемон вернул дар речи.

Даже то немногое, что заставляли урсулинок зазубривать по-латыни, они коверкали вкривь и вкось. Публика находила, что дьяволы не могли бы выдержать экзамен за четыре класса приходской школы. Капуцины отвечали, что если эти дьяволы не сильны в латыни, зато превосходно говорят по-ирокезски и на других столь же известных языках.
Эти события с расстояния шестьдесят миль в Сен-Жермене, в Лувре, где был король и двор, казались чудом, страшным, наводящим ужас. Ришелье велел заплатить и монахиням, и экзорцистам.

Экзорцисты под предлогом, что монахини очень устали, отправляли их за город прогуляться и сами гуляли с ними. Одна из них забеременела. По крайней мере, налицо были все признаки. Но на пятом-шестом месяце все исчезло, и дьявол, обитавший в ней, заявил, что это он из мести к бедной монахине придал ей вид беременной. Дело зашло так далеко, что монахини почувствовали, что на продолжение спектакля у них нет сил. Они все же заявили в церкви, что это была только игра в дьявола и что Грандье невинен.

Среди населения распространились припадки сумасшествия. В особенности сильно луденские события подействовали на лиц, участвовавших в них. Отец Сурен и другие заклинатели луденских бесов лишились рассудка, вообразили, что в них поселились дьяволы, и кончили жизнь, как одержимые, в конвульсиях и судорогах.

Одержимость в Вуду

Одержимость в медиумизме

Некоторые медиумы утверждают, что во время спиритических сеансов они становятся одержимы духами или существами, с которыми они связываются, и вещают от их лица. В таком состоянии они могут либо говорить, либо писать слова (автоматическое письмо).

Объяснения

Научные объяснения

Лженаучные объяснения

Одержи́мость — частичное или полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию. В 1970-х годах Эрика Бургиньон провела масштабное межкультурное исследование 488 социальных обществ из разных уголков планеты, и в 360 (74 %) из них присутствовало верование в одержимость в той или иной форме [1] .

Согласно представлениям некоторых религий (в том числе христианства), одержимость — состояние, в котором человек подчинён одному или нескольким духам, богам, демонам, дьяволу. Подразумевается, что подобные сверхъестественные существа зачастую враждебны человеку и действуют обычно с целью причинения зла. Согласно верованиям, для одержимости необходимо вселение сверхъестественной сущности в человека, но иногда источник или источники одержимости могут управлять человеком на расстоянии.

Существуют также городские легенды о возможности вселения духов и т. п. в мертвецов (вампиры), в животных или в неодушевлённые предметы.

Читайте также: