Достижения и противоречия советской культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

Также популярны были и другие писатели:

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Советская власть против литературы

В его защиту выступали многие поэты и писатели:

  • Чуковский;
  • Паустовский;
  • Маршак;
  • Ахматова;
  • Твардовский.

В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Также из-за вынужденной миграции пострадали:

Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.

Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:

  • Трифонов;
  • Распутин;
  • Белов;
  • Астафьев.

Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.

Театр и кино

Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:

Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:

Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:

  1. Музыкальный театр. Самые знаменитые оперные певцы – Образцова, Нестеренко, Вишневская.
  2. Балет – Плисецкая, Уланова, Лиепа.
  3. Эстрадная песня – Ротару, Кобзон, Магомаев, Пугачёва.

Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.

Живопись

В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.

Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.

Образование

Положения школьной реформы:

В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.

Архитектура и скульптура

Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.

Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был возведен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптор – Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискарёвском кладбище, скульпторы – Таурит и Исаева.

Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.

В развитии советского периода можно выделить три основных этапа:

1) 1917 - 1932 гг. В центре его находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходившей на фоне широкого культурного плюрализма. Гл события - гражданская война, НЭП, коллективизация. Борьба с церковью и религией. Национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и др. Ликвидация безграмотности. Массовая эмиграция русской интеллигенции.

2) 1932 - 1956 Процесс построения социалистической культуры, с культурной революцией в условиях тоталитаризма. Культ личности Сталина. Прогресс науки. Репресси против ученых

3) 1956 - 1991 Исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск путей к социализму с человеческим лицом, демократизации культуры и общественной жизни. Снимается железный занавес постепенно. Разоблачение культа личности Сталина. Оздоровление нравственного климата. Улучшается положение религии. Достижения в науке, художественной культуре. 1985 г - перестройка.

Основные достижения культуры России советского периода. Было создано много музеев, такие, как Музей игрушки, Музей мебели, быта 19 и других веков, морозовского фарфора и т. д. Всего только за пять лет 1918 - 1923 было создано 250 новых музеев.1925 - введно всеобщее начальное образование. Возникла сеть кружков ликбеза. В России 20-х годов существовало множество самых разных литературно-художественнх течений, школ и группировок. В одной только Москве насчитывалось более 30. Реализм в живописи представляли художники-передвижники.

30-е годы отмечены ликвидацией неграмотности. К концу 30-х годов насчитывалось около 1800 научно-исследовательских институтов. Многие советские ученые - Павлов, Жуковский, Чаплыгин, Лебедев, Иоффе получили мировую известность. Дарованы миру были роман Мастер и Маргарита Булгакова, Ювенильное море, Котлован, Чевенгур Платонова, Реквием Ахматовой, Шолохов Тихий дон. В годы войны литература пережила новый подъем (Ахматова, Берггольц, Твардовский, Сурков, Тихонов, Шолохова, Симонова, Исаковского, Полевого, Фадеева. Высокими достижениями отмечено развитие музыки - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Хренников, Свиридов, Ковалевский. Шостакович седьмую симфонию посвятил героическим защитникам Ленинграда. Широкую популярность имели песни композиторов Александрова, Соловьева-Седого, Блантера, Новикова, Дунаевского, Мокроусова, Фрадкина. Песня Лебедева-Кумача и Александрова стала настоящим гимном война - Священная война. Расцвет переживает детская литература - Маяковский, Маршак, Чуковский, Михалков, Гайдар, Барто, Кассиль, Олеша.

1964 - академики Басов и Прохоров награждаются за создание лазера. Наша страна первой начинает использовать атомную энергию в мирных целях. 1954 - начинает работать первая атомная электростанция, 1957 - пущен первый атомный ледокол Ленин.

1957 - запуск спутника Земли, открывший эру в освоении космоса. 1961 - космический полет Гагарина. К 60-м годам уже введена система всеобщего среднего образование.

Розов В поисках радости, Традиционный сбор. Солженицын Один день Ивана Денисовича. Рыбоков Дети Арбата.Дудинцев - Белые одежды. Фильм Покаяние Абуладзе.

Фильмы - Летят журавли Калатазов, Баллада о солдате Чухрая, Судьба человека Бондорчука. Тарковский Андрей Рублев, Зеркало, Жертвоприношение.

Поэзия - Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский. Удивитнельного успеха достигла деревенская проза. В этом жанре трудулись Абрамов, Астафьев, Можаев, Белов, Носов.

Авторская песня - Высоцкий, Окуджава, Галич.

Советский театр - Современник, Театр на Таганке, Театр на Малой Бронной. Своим успехом советский театр обязан прежде всего творчеству режиссеров Любимова, Ефремова, Эфроса.

Изобразительное искусство: Реализм - Платонов, Томский, Оссовский, Моисеенко, Коржев, Яблонская, Ромадин, Глазунов, Шилов. Линию русского авангарда продолжают в своем творчестве Сидур, Калинин.

Продолжают успешно работать ярко заявившие о себе в 60-е годы художники Попков, Салахов, Андронов, Жилинский, Стожаров, Волков. В 70-е годы получают широкую известность группа молодых художников - Назаренко, Нестеров, Булгаков, Ситников, Орлов.

В скульптуре творят Аникушин, Комов, Клыков. Социально-экономические проблемы и трудности, рост бездуховности, симптомы нравственной болезни находят выражение в творчестве Шукшина, Трифонова, Распутина, Вампилова, Розова, Володина, Битова, Айтманова.

Особенности советского периода развития культуры

Социологический реализм — это единственное художественное направление, по которому должно было следовать советское искусство. Политическим подтекстом этого направления является то, что нужно показывать не жизнь, как она есть на самом деле, а так, как при социализме (идеализированной).

30 – 50 годы стали культом личности Сталина. И соответственно официальное искусство того периода носило выраженный тоталитарный характер. В каждом учреждении висели портреты Сталина, стояли его бюсты.

После революции 1917 года Лениным закрываются частные театры, они становятся государственными. Сценическое искусство советского времени развивали: В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов и др. Сначала по всем странам СССР открываются театры разных народов для просвещения масс.

Культура советского периода, занявшего основную часть ХХ века, - это сложный и противоречивый феномен, требующий конкретно-исторического подхода, без конъюнктурщины и чрезмерной политизации.

В развитии культуры советского периода можно выделить отдельные этапы со своей спецификой.

В. И. Ленин считал важнейшей задачей построения социализма культурную революцию. Ее сущность состояла в формировании новой, пролетарской культуры на основе демократических, прогрессивных элементов мировой культуры, причем культурная революция представлялась труднейшей задачей для победы новой цивилизации, требующей значительного времени и усилий.

Однако эти идеи существенно искажались соратниками

Первые послереволюционные годы характеризуются вспышкой утопизма в различных сферах общественной жизни и культуры. Громко заявили о себе различные авангардистские течения, декларировавшие разрыв со старым миром и поэтому пользовавшиеся поддержкой власти, пытавшейся использовать в своих интересах поиски авангардистов, исходя из политических целей.

Ряды специалистов выросли, но качественный уровень их подготовки снизился. Особенно пострадала система гуманитарного и социально-экономического образования. Была ликвидирована автономия вузов. Школа и вуз стали приоритетными направлениями государственной культурной политики, они рассматривались как мощное средство для реализации программных задач Коммунистической партии.

Революция и гражданская война сопровождались массовым исходом из страны и гибелью интеллигенции, специалистов, по отношению к оставшимся начались репрессии, хотя и не столь масштабные, как в последующие годы. В тоже время в России продолжали творить видные представители российской культуры: В. В. Маяковский, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, С. А. Есенин, Ю. Н. Тынянов, К. Федин, Вс. В. Иванов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, М. М. Пришвин, В. П. Катаев, В. М. Инбер, А. А. Фадеев и другие писатели; художники: М. Б. Греков, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. Э. Грабарь и другие; деятели театра: К. С. Станиславский, Вс. Э. Мейерхольд, А.

Второй этап: конец 20-х - 50-е годы. В конце 20-х годов с ликвидацией нэпа происходят резкие изменения в культуре: негативные тенденции, проявившиеся в первые послереволюционные годы, приобрели чудовищные масштабы. Среди тяжелейших последствий, наложивших неизгладимый отпечаток на последующую историю, был

Значительные изменения, произошедшие в высшей школе, были направлены на резкое повышение качества специалистов: введены приемные экзамены, ослаб классовый подход, большее внимание уделялось способностям, восстановлено гуманитарное, в частности, историческое образование, существенно укрепилась материальная база высшей школы, резко возросли требования к преподавательскому составу, в том числе и при получении ученых степеней и званий.

В 1936 году образован Всесоюзный комитет по высшей школе при СНК СССР. Значительно и количественно, и качественно выросла советская интеллигенция, которая стала ядром специалистов, оттеснив дореволюционные кадры на второй план. К началу 40-х годов в СССР было 481 высшее учебное заведение. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. По итогам Всесоюзной переписи населения 1939 года, умственным трудом в стране занимались 13, 8 млн человек, тогда как в 1926 году - 2, 725 млн. В 1940 годы вузы выпустили 126, 1 тыс. новых специалистов.

Существенные достижения имелись в науке, резко увеличилось ее финансирование, причем средства выделялись исключительно государством, в СССР был создан ряд крупных научных центров. В то же время система науки жестко контролировалась государством. По стране прокатилась волна репрессий по отношению к ученым, достигшая пика в конце 40-х годов. Пострадали целые отрасли науки - генетика, кибернетика, социология. В целом, резко усилилось вмешательство государства в различные сферы культуры. Создан ряд государственных комитетов для руководства культурой, ликвидирована автономия Академии Наук (1933), создан единый Союз писателей СССР, первый съезд которого прошел в 1934 году.

Главным методом всей художественной культуры провозглашался социалистический реализм, исходивший из требования сочетания конкретности художественного изображения с задачей воспитания трудящихся в духе социализма. Социалистический реализм объявлялся наследником прогрессивной мировой культуры, поэтому допускался диалог с другими культурами и эпохами, стоящими на демократических, исторически прогрессивных позициях. Это было продемонстрировано в связи с 100-летием гибели А. С. Пушкина в 1937 году, проведенному с необычайным размахом, как дань национальному гению.

Заметное место в культуре занял кинематограф. В первые послеоктябрьские десятилетия создаются шедевры немого, а затем звукового кино. В это время работали братья С. Д. и Г. И. Васильевы, Г. В. Александров, М. И. Ромм, С. М. Эйзенштейн. И. В. Сталин лично контролировал кинопроцесс, будучи поклонником кино.

Архитектура всегда была в центре внимание власти и лично И. В. Сталина, ее задача - отразить в камне великие свершения. Сформировался эклектический стиль - сталинский ампир: сочетание некоторых национальных традиций и классицизма. Была проведена значительная работа по градостроительству, особенно после Великой Отечественной войны. Особое внимание уделялось сооружению метро.

Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов сопровождалась гигантскими людскими потерями, в том числе и среди интеллигенции, и нанесла огромный ущерб культуре. (Подробнее см. Гайсин У. Б. и др. Величайший подвиг народа. - Уфа: УГАТУ, 2005).

Н. С. Хрущев, вызвал шоковую реакцию. Это было потрясением для страны, для общественного сознания. Началась борьба со сталинизмом, прежде всего, как социально-психологическим явлением, демифологизация сознания. Однако эти годы были противоречивыми: с одной стороны, началась либерализация общества, с другой стороны, фундаментальные основы системы не были затронуты.

Достижения и противоречия в области
культуры советского периода.
10.4.2.1 определять новые направления и жанры в
области культуры Казахстана в советский период;
10.4.2.2 анализировать достижения и противоречия,
обобщая особенности развития культуры советского
периода;

Достижения Советской власти в среднем
образовании
• Была создана советская единая трудовая школа, состоявшая из двух
ступеней: первая ступень (5 классов) охватывала детей от 8 до 13 лет, вторая
от 14 до 17 лет.
• Было введено совместное обучение мальчиков и девочек, полное равенство
детей всех национальностей.
• Школа была полностью бесплатной; дети из бедных семей обеспечивались
учебниками, завтраками, одеждой и обувью.
• Школа называлась трудовой, потому что обеспечивала овладение
трудовыми навыками.
• В 1920/1921 учебном году в Казахстане насчитывалось уже 2410 советских
школ.
• В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование (всеобуч).
• В декабре 1931 г. было введено всеобщее обязательное обучение
трудящегося населения республики в возрасте от 15 до 50 лет.
• К 1937 г. 96% детей было охвачено начальным образованием (7,5 тысяч
школ).
• К концу 30-х годов грамотность населения в возрасте до 50 лет составила
уже 83,6%.


Достижения Советской власти в высшем
образовании
В 1928 г. в Алма-Ате открылся первый казахстанский вуз КазПИ (ныне КазНПУ им. Абая).
1929 г. Алма-Атинский ветеринарно-зоологический
институт
1930 г. Казахский сельхозяйственный институт
1931 г. Алма-Атинский медицинский институт
1931-1932 гг. Уральский, Кызыл-Ординский пединституты
1934 г. Казахский государственный университет им.
С.М.Кирова (ныне КазНУ им. аль-Фараби)
В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте,
Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты
учительские институты, реорганизованные позднее в
педагогические.
Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане
действовали 20 вузов, 118 средних специальных учебных
заведений, в которых обучались около 40 тыс. человек.

Достижения Советской власти в науке
• В 1920 г. было создано Общество изучения Казахского края,
открывались первые научно-исследовательские институты.
• Казахские ученые писали научные труды: А. Букейханов
писал труды по экономике, А. Байтурсынов - по
языкознанию, М. Тынышпаев по истории, Ж. Аймауытов по психологии и педагогике, X. Досмухамедов - по
медицине, зоологии, литературе
• В 1921 году вышли первые учебники на казахском языке, к
написанию которых были привлечены известные
представители казахской интеллигенции.
• Учебные пособия по родной речи, иллюстрированный
букварь написал основатель казахской лингвистики А.
Байтурсынов.
• Методику преподавания родного языка, ставившую
проблему двуязычия создал Ж. Аймауытов. Составителем
первого учебника алгебры для средней школы на казахском
языке стал К. Сатпаев, автором учебника по географии - А.
Букейханов.
• К 1928 году для казахских школ было издано более 30
наименований учебников.

Создание АН КССР
• В 1932 году в Казахстане была
создана база Академии наук
СССР. Первоначально она имела
в своем составе всего 2 сектора зоологический и ботанический.
• В 1935 году на основе
Казахстанской базы Академии
наук СССР были созданы
секторы геологии и истории.
• В июне 1946 года в республике
на базе Казахского филиала
Академии наук СССР была
создана Академия наук
Казахской ССР. Первым ее
президентом был избран
ученый, основатель казахской
советской науки К. И. Сатпаев.

Реформы казахского языка
• В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к
фонетике казахского языка арабскую графику.
• В 1929 году казахская письменность была
переведена с арабской графики на латинскую.
• В 1940 году казахская письменность была
переведена с латиницы на кириллицу.

Развитие казахской литературы в 20-30-е г.XX в.
Противники Советской власти
Сторонники
Советской власти

Развитие казахской литературы в 20-30-е г.XX в.
Противники Советской власти
Сторонники
Советской власти
Ш. Кудайбердиев отказался описывать
С. Сейфуллин, Б.
изменения при Советской власти.
Майлин, И.
Ж. Аймауытов, М. Жумабаев
Джансугуров
отказывались воспевать Советскую
романтически
власть, но сотрудничали с нею в
воспевали
области просвещения.
революцию и новый
быт

Социалистический реализм
• Социалистический реализм
(соцреализм) - художественный метод,
представляющий собой эстетическое
выражение мировоззрения строителя
социализма и коммунизма. Содержание
и форма произведений в стиле
соцреализма отображают жизненные
идеалы при социализме (включая
ведущую роль Коммунистической
партии и рабочего класса, культ
труда, ненависть к классовым
врагам, эстетику обновления и
энтузиазм).
• Требовалось исключительно
“социалистическое” содержание
произведений. Это были произведения
о “простых людях”, проходящих
“тернистый путь” и в конце концов
вливающихся в ряды “строителей
коммунизма”

Культура Казахстана в советский период (4080-е годы XX в.)
• М. Ауэзов автор “Путь Абая” - доносил до
читателя образ традиционной культуры.
• Во вт. половине 50-х - первая половина
60-х годов XX в. – популярным жанром
стал исторический роман. С. Муканов
написал трилогию “Промелькнувший
метеор” о Чокане Валиханове. А.
Нурпеисов создал трилогию “Кровь и
пот” о рыбаках Арала в начале XX в.
Мэтр соцреализма Г. Мусрепов издал
исторический роман “Улпан ее имя”. С.
Жунусов написал дилогию об акыне
Ахан-Серэ, И. Есенберлин “Кочевники”.
• Но книга О.Сулеменова “Аз и Я” была
под запретом.

Развитие искусства
Театр
Кино
В 1945 г. был открыт ТЮЗ.
Около
сорока
лет
художественным
руководителем театра был А.
Мамбетов,
чьи
спектакли
“Материнское
поле”
(по
повести Ч. Айтматова), “Кровь
и пот”, “Карагоз”, “Абай”,
“Восхождение на Фудзияму” и
другие подняли казахское
сценическое искусство на
новую высоту.
В сентябре 1941 г. была создана АлмаАтинская студия художественных фильмов (с
1960 г. — “Казахфильм”), на которой работали
многие прославленные кинематографисты,
эвакуированные в столицу Казахстана с
началом войны. Большая часть советских
фильмов, созданных во время войны, была
снята в Алма-Ате. Фильмы для детей А.
Карсакбаева “Меня зовут Кожа” и “Алпамыс
идет в школу”, комедии Ш. Айманова
“Девушка-джигит”, “Наш милый доктор” и
“Ангел в тюбетейке”, эпический фильм “КызЖибек”
В 1944 г. была открыта Алма-Атинская консерватория, которая стала готовить
как “классиков”, так и “народников”. Вершинами казахского оперного искусства
стали опера “Абай” А. Жубанова и Л. Хамиди (1944) и опера “Биржан и Сара”
М. Тулебаева (1946).

Негативные стороны
• атмосфера воинствующего
атеизма, препятствовавшая
каким-либо духовным поискам.
• единомыслие ограничивало
свободу творчества и загоняло
творцов в жесткие рамки
• советское государство не
поощряло авангард
• контроль деятельности через
Союза писателей, художников и
т.д.

Читайте также: