Совет по опеке оон кратко

Обновлено: 04.07.2024

является одним из шести главных органов Организации Объединенных Наций (ООН): он отвечает за управление территориями , находящихся под опекой Организации Объединенных Наций. Его деятельность сейчас приостановлена, и он будет встречаться позже только в случае необходимости.

Резюме

Создание

Создание в 1945 году Совета по опеке является частью желания ООН положить конец колонизации . В колониальные империи , главным образом , Франция и Великобритания , были категорически против его создания. Но под давлением Франклина Делано Рузвельта он был включен в Устав ООН .

Совет был создан для наблюдения за управлением другими государствами территорий, которые еще не обрели независимость . Когда он был создан, одиннадцать территорий находились в ведении семи государств-членов .

Роль и функционирование Совета по Опеке закреплены в главе 13 Устава Организации Объединенных Наций (статьи 86-91):

  • рассматривает отчеты, представленные управляющими органами, на основе анкеты, составленной Советом;
  • получать петиции и рассматривать их по согласованию с указанным органом;
  • организовывать периодические посещения управляемых территорий.

Состав

Его члены избирались (за исключением постоянных членов Совета Безопасности) простым большинством голосов Генеральной Ассамблеи .

Он был составлен до 1 - го января 1968 :

  • на постоянной основе постоянных членов Совета Безопасности и властей, управляющих подопечными территориями,
  • на непостоянной основе - столько неуправляющих держав, сколько необходимо для установления паритета между ними и администраторами.

В 1968 году Новая Зеландия вышла, и срок полномочий Либерии истек; Совет решает сохранить только оставшихся членов до истечения срока действия последнего соглашения об опеке или до возможного внесения поправок в Устав, несмотря на возникший дисбаланс.

С 1994 года, когда истек срок действия последнего соглашения, Совет по Опеке состоял только из пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Сегодня

С тех пор, как последняя подопечная территория, Палау , получила независимость в декабре 1994 года , Совет Безопасности Организации Объединенных Наций решил прекратить ежегодные заседания Совета и проводить их только в случае особой необходимости. Он изменил свои правила процедуры, чтобы иметь возможность проводить заседания (по просьбе Председателя Совета или большинства его членов, Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности), когда того требуют обстоятельства.

Реформа

Сове́т по опе́ке — один из главных органов ООН, который контролирует осуществление международной опеки.

Структура и состав Совета по опеке

Согласно Уставу ООН, Совет по опеке состоит из:
а) государств – членов ООН, которые управляют территориями под опекой;
б) постоянных членов Совета Безопасности ООН, которые не управляют территориями под опекой;
в) такого числа других членов ООН, избранных Генеральной Ассамблеей ООН на трехгодичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета распределялось поровну между членами ООН, управляющими и не управляющими территориями под опекой.
В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который фактически в его работе не участвует.

Функции Совета

Совет под руководством Генеральной Ассамблеи уполномочен рассматривать отчеты, представляемые властью, управляющей соответствующей территорией; принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью; устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а также его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты.

Подопечные территории

Под опекой Совета находилось 11 территорий: под управлением Франции — часть территории Камеруна и часть территории Того; под управлением Великобритании — часть территории Камеруна и часть территории Того, Танганьика; под управлением Бельгии — Руанда-Урунди; под управлением Италии — Сомали; под управлением Австралии — Новая Гвинея; под управлением США — Западное Самоа, острова Микронезии (Каролинские острова, Марианские острова, Маршалловы острова); под управлением Великобритании, Австралии, Новой Зеландии — Науру.

Завершение работы Совета

В результате национально-освободительной борьбы все 11 подопечных территорий обрели независимость. Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Справочная информация

При создании международной системы опеки Уставом был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

Функции и полномочия

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

В начале каждой сессии Совет по Опеке избирает Председателя и заместителя Председателя из числа представителей членов Совета. Председатель и заместитель Председателя занимают свои должности до избрания их соответствующих преемников на срок не более пяти лет. На своей семьдесят второй сессии в 2019 году Совет по Опеке избрал Анну Оуэн (Франция) своим Председателем, а Джонатана Ги Аллена (Соединенное Королевство) — заместителем Председателя. Совет по Опеке соберется на очередную сессию в ноябре 2021 года.

Материалы и документация

Ежегодный библиографический справочник по работе и документации Совета по опеке ООН готовится Библиотекой имени Дага Хаммаршельда.

Посетите наши веб-сайты, посвященные вопросам деколонизации и деятельности ООН в этой области.

Был учрежден для контроля за системой опеки. Международная система опеки была создана для управления зависимыми территориями, которые ранее являлись подмандатными (система мандатов Лиги Нации).

Основные функции и полномочия Совета по Опеке, действующего под руководством Генеральной Ассамблеи, сводятся к рассмотрению вопросов, отчетов, представляемых управляющей властью, принятию петиций и их рассмотрению, консультируясь с управляющей властью, посещению соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки, предпринимает действия в соответствии с условиями соглашения об опеке (ст.87 Устава ООН).

Совет по Опеке принимает собственные правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. Совет по Опеке проводит свои ежегодные сессии, кроме этого могут созываться возобновленные и специальные сессии. Заседания Совета по опеке созываются по мере необходимости, обычно это происходит в мае. Основная задача Совета по опеке состоит в том, чтобы содействовать целям ООН согласно статьям 1 и 76 Устава ООН.

В первоначальном варианте в состав данного органа было включено 11 территорий. Сейчас, после того, как 22 декабря 1990 года Совет Безопасности проголосовал за прекращение действий Соглашения по опеке над тремя из четырех образований, составляющих Тихоокеанские острова (Микронезия), которые управлялись США с 1947 года, осталась одна. Единственной подопечной территорией на сегодня остается Палау, находящаяся под опекой США.

Таким образом, Совет по опеке сыграл положительную роль в развитии и становлении подопечных территорий.

Важно положение статьи 9 Статута Международного Суда о том, что состав Суда должен обеспечивать представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Место пребывания Суда – Гаага. При исполнении служебных обязанностей судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Основная задача Международного Суда состоит в разрешении на основании международного права дел, переданных ему сторонами. Международный Суд уполномочен давать консультативные заключения в ответ на запрос Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Другие органы ООН, международные организации и органы запрашивают консультативные заключения только с разрешения Генеральной Ассамблеи.

Важнейшими особенностями юрисдикции Международного Суда являются:

· Международный Суд рассматривает споры только между государствами.

· Такие споры рассматриваются в Международном Суде только с согласия спорящих сторон.

· Участники Статута Суда могут делать заявления о признании юрисдикции Суда обязательной по всем правовым спорам, касающихся толкования договора, любого вопроса международного права, характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Заявление о признании юрисдикции Суда обязательной могут быть безусловными или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

В соответствии с Уставом ООН, каждый член Организации Объединенных Наций обязан выполнять решения Суда потому делу, в котором он является стороной. Вынесенные Судом решения окончательны и обжалованию не подлежат.

В функции Международного Суда не входит создание норм международного права.

Задачи Суда ограничены разрешением предаваемых ему споров на основании действующего международного права.

Решения в Международном Суде принимаются большинством голосов присутствующих судей, при этом кворум составляет голоса девяти членов Суда. В случае разделения голосов поровну, председатель Суда имеет право решающего голоса. Международный Суд обязан решать передаваемые ему споры на основании международного права, руководствуясь при этом международными конвенциями, международными обычаями, признанными в качестве правовой нормы; общими принципами права, признанными цивилизованными народами.

В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм используются судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Международный Суд может решать дела, исходя из начал справедливости, если с этим согласятся спорящие стороны.

Состав судей Международного Суда называется камерой. По мере необходимости Международный Суд создает одну или несколько камер в составе трех и более судей.

С 1946 года Международный Суд вынес 23 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены ООН, возмещения за ущерб, понесенный на службе ООН, территориального статуса Юго-Западной Африки и Западной Сахары. Кроме того, консультативные заключения касались решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции ООН и применимости Соглашения о Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. В июле 1996 года были вынесены консультативные заключения в ответ на запрос Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте, а также запрос Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения.

В настоящее время в Международном Суде рассматриваются следующие споры:

· Делимитация морской границы и территориальные вопросы между Катаром и Бахрейном.

· Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби – Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Королевства.

· Вопросы толкования и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби – Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки.

· Нефтяные платформы (Исламская Республика Иран против Соединенных Штатов Америки).

· Применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (Босния и Герцеговина против Югославии).

· Вопросы разграничения сухопутной и морской границ между Камеруном и Нигерией.

· Вопросы юрисдикции в отношении рыболовства (Испания против Канады).

· Споры в отношении острова Касикили/Седуду (Ботсвана/Намибия).

· Применение норм Венской конвенции о консульских сношениях в споре между Парагваем и Соединенными Штатами Америки.

Секретариат в соответствии с возложенными на него полномочиями должен обеспечивать обслуживание органов системы Организации Объединенных Наций, выполнять выработанные ее программы и проводить установленные ООН политику.

В частности, Секретариат ООН:

· информирует и консультирует Генерального Секретаря по различным вопросам, которые входят в компетенцию ООН;

· принимает, переводит, печатает и распространяет документы, доклады и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, ее комитетов, органов;

· обеспечивает устный перевод произносимых на заседаниях выступлений;

· составляет, печатает, рассылает отчеты о заседаниях сессии;

· хранит документы в архивах, рассылает документы Генеральной Ассамблеи государствам-членам ООН;

· регистрирует и изучает международные договоры, заключенные членами ООН.

Правовое положение персонала регулируется положением о персонале от 2 февраля 1952 года, утвержденным резолюцией Генеральной Ассамблеи согласно статьи 101 Устава ООН.

Персонал секретариата делится на

· сотрудников полевой службы,

· сотрудников общего обслуживания и хозяйственно-технический персонал.

К специалистам относятся должностные лица,

состав технического персонала включает в себя

Прием на работу в Секретариат осуществляется по двум видам найма:

· на основе постоянных (до достижении пенсионного возраста)

· и временных контрактов (этот вид найма составляет 30% работников Секретариата).

На первоначальном этапе становления и развития ООН персонал Секретариата в основном составляли представители США, Великобритании, Франции.

В современных условиях, при подборе и расстановке кадров учитывается принцип справедливого географического представительства, а также личные качества, такие как:

Возглавляет работу Секретариата Генеральный Секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет. Срок полномочий может быть продлен на тот же период. Рекомендацию о назначении Генерального Секретаря рассматривают на закрытом заседании и проводят тайное голосование. Личность Генерального Секретаря ООН имеет важное значение в деятельности универсальной организации.

При разработке проекта Устава ООН предлагались различные варианты названия главного должностного лица Секретариата:

Выполняемые Генеральным секретарем функции можно условно разделить

на политические и административные.

К политическим функциям главного должностного лица относятся усилия по урегулированию конфликтов между государствами. Генеральный секретарь имеет права доводить до Совета Безопасности сведения о любых спорах, которые по его мнению, угрожают международному миру и безопасности.

Административные функции Генерального секретаря сводятся к следующему:

· дача общих директивных указаний департаментам, управлениям и другим подразделениям Секретариата;

· координация всей деятельности системы Организации Объединенных Наций;

· руководство работой всего персонала Секретариата по обслуживанию главных органов ООН;

· представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе ООН;

· представляет Организацию Объединенных Наций в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН.

Важное значение имеет при вступлении в должность принесение присяги, которая произносится на Генеральной Ассамблее и имеет следующее содержание:

Концепция опеки задумывалась основателями ООН в первую очередь для предотвращения послевоенных столкновений в связи с аннексией бывших подмандатных территорий, а также бывших колоний держав Оси. Эти территории должны были перейти под управление международных контрольных органов до окончательной деколонизации. Сначала Совет по опеке состоял из представителей 14 держав, причем общее число его членов должно было распределяться поровну между странами, управляющими и не управляющими подопечными территориями. После 1980 в Совет по опеке входит только пять постоянных членов, из которых США остаются единственным государством, имеющим колонии.

В Устав ООН включена Декларация о колониях, названных несамоуправляющимися территориями. В соответствии с положениями Декларации, колониальные власти обязывались передавать Совету по опеке информацию об экономических и социальных условиях, а также о состоянии образования на подлежащих их управлению территориях. Тем самым, в отличие от подмандатной системы Лиги наций, новая система опеки могла вводить минимум международного контроля над всеми общепризнанными колониями. Совет по опеке не имеет полномочий контролировать все формы колониальных отношений. Британский контроль над Гонконгом вообще не подлежал компетенции ООН, а проблема контроля США над Пуэрто-Рико постоянно блокировалась Вашингтоном.

По соглашению между управляющими государствами и ООН в систему опеки сначала были включены 11 подопечных территорий, но в большинстве случаев колониальные державы сами могли определять характер соглашений. Так, США настояли на том, чтобы острова в Тихом океане стали стратегическими подопечными территориями, подконтрольными Совету Безопасности. Отныне США могли наложить вето на любые изменения в системе управления островами. Условия такого рода соглашений были одобрены Генеральной Ассамблеей. Мощное представительство колониальных держав в Совете по опеке сказывалось на характере его рекомендаций (в первую очередь по поводу самоуправления на подопечных территориях), что время от времени вызывало критику в Генеральной Ассамблее. Надзор за несамоуправляющимися территориями осуществлял не столько сам Совет по опеке, сколько его отдельный орган – Комитет по информации о несамоуправляющихся территориях. Членство в нем строилось по образцу Совета.

Совет по опеке – преемник подмандатной системы в рамках Лиги наций. В 1945 ООН сразу же предоставила большинству подмандатных территорий статус подопечных территорий. Исключения были сделаны для подмандатных территорий Ближнего Востока: Сирии, Ливана, Иордании и Палестины, которые, как предполагалось, вскоре должны были получить независимость. Кроме того, Южная Африка не разрешила превратить Юго-Западную Африку из подмандатной территории в подопечную. США взяли под свою опеку бывшие владения Японии в Тихом океане. В 1950 Сомалиленд, на который не распространялся статус подмандатной территории Лиги наций, стал подопечной территорией Италии. Великобритания продолжала управлять территориями Тоголенда и Камеруна (Восточного и Западного). Остальные части Тоголенда и обоих Камерунов находились под контролем Франции. Руанда-Урунди как подопечная территория осталась под управлением Бельгии. Науру и Новая Гвинея были вверены Австралии, а Новая Зеландия согласилась принять управление над Западным Самоа. В целом Совет по опеке установил контроль над 11 подопечными территориями, 7 из которых находились в Африке; их население составило 15 млн. человек. Таким образом, система опеки ООН сохранила многие черты преемственности с политикой Лиги наций.

Читайте также: