Совет экономической взаимопомощи нато кратко

Обновлено: 05.07.2024

СОВЕ́Т ЭКОНОМИ́ ЧЕСКОЙ ВЗАИМО­П О́ МО­ЩИ (СЭВ), меж­пра­ви­тель­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция, ко­ор­ди­ни­ро­вав­шая эко­но­мич. и на­уч­но-тех­нич. со­труд­ни­че­ст­во со­циа­ли­стич. стран. Об­ра­зо­ван в янв. 1949 по ини­циа­ти­ве СССР в ка­че­ст­ве эко­но­мич. аль­тер­на­ти­вы Мар­шал­ла пла­ну с це­лью фор­ми­ро­ва­ния ми­ро­вой со­циа­ли­стич. сис­те­мы. Штаб-квар­ти­ра СЭВ – в Мо­ск­ве. Уч­ре­ди­те­ли: СССР, Нар. Рес­пуб­ли­ка Бол­га­рия, Венг. Рес­пуб­ли­ка, Польск. Рес­пуб­ли­ка, Ру­мын­ская Нар. Рес­пуб­лика, Че­хосл. Рес­пуб­ли­ка. Чле­на­ми СЭВ являлись так­же: Нар. Рес­пуб­ли­ка Ал­ба­ния (февр. 1949 – 1961), ГДР (1950–90), Монг. Нар. Рес­пуб­ли­ка (с 1962), Рес­пуб­ли­ка Ку­ба (с 1972), Со­циа­ли­стич. Рес­пуб­ли­ка Вьет­нам (с 1978). Со­циа­ли­стич. Фе­де­ра­тив­ная Рес­пуб­ли­ка Юго­сла­вия уча­ст­во­ва­ла в ра­бо­те не­ко­то­рых ор­га­нов СЭВ (с 1964). Ста­тус на­блю­да­те­лей СЭВ име­ли КНР (до 1966), Нар. Рес­пуб­ли­ка Ан­го­ла, Ла­ос­ская На­род­но-Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ка, КНДР, Нар. Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ка Эфио­пия и ряд др. стран. Дея­тель­ность ре­гу­ли­ро­ва­лась Ус­та­вом СЭВ (при­нят в 1959, из­ме­не­ния вне­се­ны в 1962, 1974, 1979), Кон­вен­ци­ей о пра­во­спо­соб­но­сти, при­ви­ле­ги­ях и им­му­ни­те­тах СЭВ (1959, из­ме­не­ния вне­сены в 1974). Ре­ше­ния СЭВ не име­ли для стран-чле­нов обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра (за ис­клю­че­ни­ем ре­ше­ний по ор­гани­зац. и про­це­дур­ным во­про­сам), но­си­ли ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер, при­об­ре­та­ли юри­дич. си­лу по­сле одоб­ре­ния ру­ко­во­дством стран – чле­нов СЭВ и за­клю­че­ния ме­ж­ду­нар. до­го­во­ров. Осн. ор­га­ны Со­ве­та: сес­сия СЭВ (выс­ший ор­ган, со­зы­ва­лась не ре­же од­но­го раза в год по­оче­рёд­но в сто­ли­цах стран-чле­нов, де­ле­га­ции обыч­но воз­глав­ля­лись гла­вами пра­ви­тельств), сек­ре­та­ри­ат Со­ве­та во гла­ве с сек­ре­та­рём (глав­ное долж­но­ст­ное ли­цо СЭВ) – эко­но­мич. и ис­пол­нит.-адм. ор­ган СЭВ; Ис­пол­ни­тель­ный к-т (с 1962, вхо­ди­ли за­мес­ти­те­ли глав пра­ви­тельств, ко­то­рые по­оче­рёд­но вы­пол­ня­ли функ­ции пред. Ис­пол­ко­ма); по­сто­ян­ные ко­мис­сии и ко­ми­те­ты, ко­то­рые ор­га­ни­зо­вы­ва­ли и ко­ор­ди­ни­ро­ва­ли со­труд­ни­че­ст­во в отд. об­лас­тях нар. хо­зяй­ст­ва. В струк­ту­ре СЭВ дей­ст­во­ва­ли Ин-т по стан­дар­ти­за­ции (с 1962), Ме­ж­ду­нар. ин-т эко­но­мич. про­блем ми­ро­вой со­циа­ли­стич. сис­те­мы (с 1970).

После капитуляции фашистской Германии территория Европы оказалась разделена на сферы влияния СССР и союзных войск. В странах Восточной Европы к власти пришли правительства, подконтрольные Советскому Союзу.

На Потсдамской конференции летом 1945 года среди прочих вопросов решалась судьба Польши. В продолжение соглашений, принятых на Ялтинской конференции, и согласно представленному советской стороной проекту была определена граница на западе Польши и выбрано правительство народного единства. Польское правительство в Лондоне, поддерживаемое Великобританией, было распущено.

В числе вопросов, вызвавших острую дискуссию, было предложение о свободном проходе через черноморские проливы и территориальные претензии СССР к Турции.

Все эти факторы стали причиной растущего страха перед возможной агрессией СССР и начала холодной войны между бывшими союзниками.

Предыстория образования НАТО

В Фултонской речи бывший уже в отставке У.Черчилль заявил о важности создания военного союза англоязычных стран и необходимости борьбы с коммунизмом. Примечательно, что, давая согласие на чтение лекции в Вестминстерском колледже, он потребовал присутствия президента США Трумэна на ней.

Североатлантический альянс: создание и его развитие

В результате представители, прибывшие в Вашингтон из 12 государств, 4апреля1949 года подписали Североатлантическое соглашение (Бельгия, Англия, Исландия, Дания, Канада, Италия, Люксембург, США, Нидерланды, Франция, Португалия, Норвегия).

Главной миссией, обозначенной в договоре, является формирование общей безопасности и поддержание стабильного, свободного от терроризма и внешней агрессии мира.

В конце лета 1949 года после утверждения соглашения конгресс США выделил 4млрд. долларов на формирование и развитие политического и военного партнерства. В течение 3 лет шло строительство военно-политической системы. Под началом военной администрации оказались объединенные войска, общие полигоны для проведения учений. Вооружение привели к одному стандарту.

К 1952 году сформировалась военно-политическое объединение с четким механизмом вертикальной власти. Первым на вновь утвержденный пост Генерального секретаря НАТО был утвержден британский генерал Гастингс Лайонел Исмей. В данный момент эту должность занимает норвежец Йенс Столтенберг.

За всю историю в члены НАТО было принято еще 17 стран, было проведено так называемые семь расширений. СССР подавал заявку на членство в НАТО в 1954 году, но заявление не было удовлетворено.

Структуры Североатлантического альянса

Основная структура НАТО – это Совет НАТО. Он состоит из постоянных уполномоченных, назначенных странами-союзниками, или высших правительственных чиновников (министры обороны, руководители правительств). Заседания Совета под руководством Генерального Секретаря проходят дважды в неделю: во вторник и в среду.

Для выполнения целей договора и решения возникающих проблем Совет НАТО учредил дополнительные комитеты. Среди них основными можно назвать Комитет военной обороны и планирования, Военный Комитет, Группу Ядерного планирования.

Для решения вопросов безопасности на законодательном уровне существует Парламентская ассамблея Североатлантического договора, основанная в 1955 году. 30 человек с председателем парламентской структуры непрерывно работают в секретариате парламентской структуры, находящемся в Брюсселе. Делегаты от европейских парламентов собираются 2 раза в год. Предложения, принятые после обсуждения, направляются в руководящие органы государств, Генеральному Секретарю.

В вооруженных силах НАТО находятся объединенные боевые силы и национальные армии. Армия НАТО в Европе делится на 2 региональные части: военные группировки Северной и Южной Европы.

В 2003 году были созданы силы быстрого реагирования, отлично вооруженные и находящиеся в состоянии повышенной боеготовности. Состоят из сухопутных, военно-морских родов войск, бригад авиации и противовоздушной обороны.

Истоки создания Варшавского договора

В конце октября1954 года в Париже были подписаны договоры о строительстве на основе Брюссельского пакта Западноевропейского союза, блока с военно-политическими целями. Соглашения, подписанные в Париже, обозначили конец оккупации Западной Германии, признали ее единственным представителем немецкого народа и открыли ей дверь в структуру НАТО. ФРГ подписала договор о присоединении к Североатлантическому Союзу 5мая1955 года. А 9маяЗападная Германия вступила в НАТО.

Второе расширение НАТО за счет присоединения ФРГ и Италии вызвало сильную обеспокоенность в социалистическом лагере. Уже 14мая в Варшаве СССР, ГДР, Чехословакия, Румыния, Албания, Венгрия, Болгария и Польша подписывают соглашение о содружестве, взаимодействии и помощи. Варшавский договор, оформивший кооперацию народных республик в военно-политической сфере, обрел силу закона 5июня1955 года. В 1985 году действие соглашения было пролонгировано до 2005.

Структура ОВД

Для решения проблем, связанных с исполнением соглашения, и выработки единого мнения и рекомендаций существовал ПКК, политический консультативный комитет. В его штат входили генеральные секретари партий, председатели правительств участвующих стран. В 1956 году для постоянной работы по выработке общих рекомендаций основана Постоянная комиссия. В 1969 году сформирован Комитет министров обороны, в 1976 году – Объединенный секретариат и Комитет министров иностранных дел.

ОКВС, объединенное командование вооруженными силами регулировало задачи военного сотрудничества. Первым главнокомандующим Объединенными военными силами ОВД был маршал СССР И.С. Конев. В 1969 году в помощь ОКВС организован Военный совет. Кроме него в структуре объединенного командования находились Технический комитет и Штаб Объединенных вооруженных сил. Национальные армии стран-участниц составляли основу военных сил ОВД.

Штаб-квартира главных органов ОВД располагалась в Москве. Заседания ПКК проходили поочередно в столицах союзных государств.

Конец Варшавского договора

В конце 80-х по Восточной Европе прошли бархатные революции, в результате которых прошла смена идеологии и государственности. Советский Союз в начале 90-х годов, находясь в экономическом и политическом тупике, также не сочло необходимым существование организации. С визированием в феврале 1991 года соглашения об упразднении ОКВС и денонсации Варшавского договора в июле того же года организация прекратила свое существование.

СЭВ – совет экономической взаимопомощи: формирование и цели организации

По предложению СССР и Румынии в Москве зимой 1949 года было проведено заседание по экономическим проблемам за закрытыми дверями. В его работе, длившейся 3 дня, принимали участие представители Чехословакии, Болгарии, Венгрии и Польши. В кулуарах принято постановление об организации альянса для укрепления межгосударственных экономических связей. Уже 18января был подписан договор о СЭВ.

Главными направлениями в работе Совета были признаны партнерство и взаимопомощь в сфере экономики и научно-технического прогресса. Развивалась торговля между странами - участницами СЭВ. В национальных экономиках проводились работы по приведению всех показателей к единому стандарту. Оказывалась помощь технологическим оборудованием, продуктами потребления, сырьем для нужд промышленности.

Структура СЭВ


Исполняющими органами СЭВ были Секретариат и Исполнительный комитет
, находившиеся в Москве. Руководителем организации был секретарь СЭВ. Но право за принятием важнейших решений принадлежало главам правительств или генеральным секретарям коммунистических партий стран. Такие рекомендации вырабатывались на совещаниях, проводимых каждый год поочередно в странах- участницах Совета.

В объединение входили 10 стран: СССР, Румыния, Польша, Венгрия, Болгария, Монголия, ГДР, Куба и Вьетнам. Югославия находилась в Совете в качестве ассоциированного члена. Албания, подписавшая договор в 1949 году, из-за идеологических разногласий вышла из состава в 1961. В разные годы в качестве наблюдателей к работе Совета присоединялись Финляндия, Ангола, Ирак, Афганистан, Мексика, Йемен, Никарагуа, Мозамбик, Эфиопия, Северная Корея. Китай до 1961 года также был наблюдателем в СЭВ.

За период с 1949 по 1975 годы промышленный потенциал стран, участвующих в Совете, вырос в несколько раз. Одна треть промышленного производства в мире приходилась на долю СЭВ.

Завершение работы СЭВ

Крушение социалистического лагеря в 80-90 годы привело к расторжению договора и упразднению организации. Если в январе 1991 года СЭВ был преобразован, то уже 28июня того же года было подписано соглашении о роспуске организации.

Несмотря на расформирование Совета, некоторые его структуры продолжают свою работу: Международный инвестиционный банк, Международный банк экономического сотрудничества и др.

Эпилог

ХХ век принес миру великие потрясения: две мировые войны, зарождение и крушение коммунистического мира. Все эти события сопровождались скрытым или явным соперничеством за политическое, военное и экономическое превосходство. Для достижения коллективной безопасности в условиях холодной войны между двумя идеологическими системами были созданы военно-политические союзы государств. Некоторые из них, сыграв свою роль, ушли со сцены мировой политики. Некоторые продолжают свою деятельность в новых условиях и с новыми целями.

Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатура — англ. Comecon ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

Содержание

Создание

Период успешного функционирования организации

С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчетов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.



В начале 1970-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития

Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.





В 1974 СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. д. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.

Кризисные 80-е и распад СЭВ

В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.

В 1991 году СЭВ общей волей своих членов прекратил существование, не оставив преемника. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Причины распада СЭВ и его последствия



Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 %

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Члены Совета экономической взаимопомощи


члены СЭВ члены СЭВ, фактически вышедшие из Совета (Албания) ассоциированный член (Югославия) наблюдатели

Совет Экономической Взаимопомощи и Совет Экономической Взаимопомощи ( КИ , также называемая английской аббревиатура СЭВ , Россия : СЭВ ) является организация по экономической взаимопомощи между различными странами коммунистическими . Созданный Сталин в 1949 году в ответ на план Маршалла , созданном в 1947 году, он растворяется с падением советского блока на 28 июня 1991 года , в конце холодной войны . Штаб-квартира находилась на Новом Арбате в Москве .

Резюме

Общий


XXXII - е заседание Совета по сессии экономической взаимопомощи, сидя в Бухаресте в период с июня 27 и 29, 1978 .

Читайте также: