Сотворение мира в буддизме кратко

Обновлено: 14.05.2024

Буддизм - это одна из мировых религий. Она представляет собой уникальное верование. Главная идея, составляющая его основу - стремление к самосовершенствованию. Поскольку в современном мире значительное количество людей стремится изменить не мир, а самих себя, интерес к этой религии не ослабевает, а количество новообращенцев увеличивается.

  • Из истории возникновения
  • Основные положения буддизма
  • Карма, реинкарнация, медитация
  • Особенности буддизма
  • Буддизм в России
  • Буддизм в современном мире

Из истории возникновения

Буддизм - это самая молодая из мировых религий. Родиной является Индия VI в. до н.э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым.

Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. Индия И решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия. Странствия продолжались шесть лет.

Основные положения буддизма

По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас - это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное. Цель жизни человека - продвижение к особому состоянию - нирване. Это слово означает - “отсутствие волнения”. Очень важное условие для счастливой жизни.

Важно! Источником этой религии является священная книга Типитака. Она состоит из трех частей. В книге изложены основные заповеди основателя философии буддизма, описание его жизненного пути и учения, правила жизни служителей буддийского культа - монахов.

  • хинаяна - “узкий путь спасения” для избранных;
  • махаяна - “широкий путь спасения” для всех верующих.

Карма, реинкарнация, медитация

  • Карма - закон человеческого существования. Краткое изложение сводится к следующему: какой посыл каждый из нас посылает в мир, тем же ему и оплачивает судьба. Добрые дела способствуют очищению жизненного пространства, а злые - “засоряют” его.

Особенности буддизма

  • Эту религию считают религией без бога. В ней нет учение о Боге-творце.
  • Нет понятия “греха” и “душа”.
  • Нет официальной церковной организации и понятия “ересь”.
  • Признает науку.

Буддизм в России

В России зарождение буддизма связывают с появлением в VIII веке в районах Приамурья и Приморья государства Бохай. Постепенно религия распространяется на соседние территории. Официально ее признала Екатерина II в XVIII веке.

Важно! В советские времена, как и другие, религия подверглась гонениям. В настоящее время распространена в республиках Калмыкия, Тува, Бурятия.


Цель работы: сравнение философско-религиозных концепций сотворения мира.

Методы: анализ источников, герменевтический метод

Сотворение мира — группа космогонических преданий в религиях , особенностью которых является наличие демиурга или Бога-Творца, действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.

Буддизм о происхождении мира

В буддийской религии, подобно мифологии Древнего Китая, нет высшего материального или нематериального творца. Нет здесь и такого понятия как сотворение мира, в принципе. Более того буддизм не дает ответа на вопрос о начале мира, вернее этот вопрос относится к неопределенным, по поводу которых великий Будда хранил молчание.

Согласно буддизму, происходит постоянное повторение циклов возникновения и уничтожения Вселенной, которые обусловлены воздействием общей кармы всех живых существ предыдущего цикла. Конец цикла и соответственно конец Вселенной настает тогда, когда накапливается дурная (плохая, отрицательная) карма живых существ.

Один цикл существования Вселенной называется махакальпа, состоит он из 4 периодов (каждый из них в свою очередь состоит из 20 периодов возрастания и угасания):

1) Пустоты - от конца одной Вселенной до начала следующей.

3) Пребывание - стабильное состояние космоса.

Интересно, что верховное божество в буддизме - бог Брахма, который является самым первым существом, появляющимся в новом мире, не является творцом. Он подчинен причинно-следственному закону кармы и не является неизменным и постоянным также, как и все живые существа во Вселенной. человек сталкивался главным образом со злом как проявлением сил природы, он относил его исключительно за счет сверхъестественных, неприродных сил. Но когда носителями зла все чаще становились сами люди, инородцы и даже соплеменники, это заставляло усомниться в привычных представлениях. Человеческое страдание в различных его проявлениях было стимулом к раздумьям, поиску глубинных смыслов. Символична в этом отношении легенда о Будде. Сын царя индийского племени Шакья по имени Гаутама жил в полном благополучии до тех пор, пока однажды, выехав за ворота дворца, не увидел калеку, старца, похоронную процессию и наконец аскета. Эти четыре встречи потрясли Гаутаму, ранее не знавшего, что в мире есть горе, и побудили его покинуть дворец, начать жизнь аскета. Прозрение наступило после шести лет сомнений и поисков. Гаутама стал просветленным — Буддой, поняв, что жизнь есть страдание, страдание имеет причины и существует путь к избавлению от него.

Ислам о происхождении мира

В исламе и в христианстве основной концепцией является креационизм.

Креационизм (от лат. creare создавать)-религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; в патристике и схоластике - точка зрения, согласно которой в результате зачатия возникает только тело, душа же создается Богом из ничего и соединяется с телом

Согласно Корану, мир был сотворен Аллахом за шесть дней. Были созданы небеса (их считается семь), небесные светила и земля, разложенная ковром, на которой для прочности были установлены горные твердыни. Земля соединяется с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, как и земных тварей, тоже создал Аллах в один из дней творения.

В последний, шестой, день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день – это день отдыха; им в исламе считается не христианское воскресенье (воскресения Христа мусульмане не признают, считая Иисуса пророком, но обычным человеком), и не иудейская суббота, а пятница.

Животные, по Корану, были сотворены из воды, человек – из глины, из праха (или из воды и сгустков крови – в разных местах Корана есть различные версии). Отражены в Коране и идея первородного греха, и многие другие сказания библейских легенд о сотворении мира и человека, причем некоторые из них дополнены специфическими деталями.

Мир ангелов во главе с четырьмя важнейшими из них (это все те же иудео-христианские архангелы Гавриил-Джебраил, Михаил-Микаил, Серафим-Исрафил и Азраил), воплощая идею добра и божественной воли, противостоит в исламе миру демонов и джиннов во главе с Иблисом. Все эти небесные силы бесплотны и бесполы, что не мешает им творить добро или зло.

Среди ангелов, как и среди демонов, существует определенное разделение обязанностей. В исламе есть ангелы-хранители (у каждого человека их двое, причем они несут как бы круглосуточную вахту, сменяя друг друга на утренней и вечерней заре), ангелы, охраняющие могилы, ангелы – посланцы Аллаха и своеобразные администраторы, возглавляющие рай и ад.

ал-Кинди (ок. 800-ок. 870), ал-Фараби (870-950), Ибн Сина (980-1037), Ибн Рушд (1126-1198) — разрабатывают проблему Начала, опираясь на опыт античных философов. Ал-Кинди, открывающий плеяду восточных перипатетиков, наряду с чисто философскими терминами использует для обозначения Начала теологическое Бог. Он называет его Первым принципом, Вечным, иногда истинным Единым. Это Единое (или Одно) не может иметь причины иной, чем в себе самом. Оно неизменно, нерушимо, находится в состоянии постоянного совершенства. Оно выше всего существующего, не имеет себе аналогов. Оно свободно от множественности и корреляции с чем-либо иным. Оно не имеет формы или материи.

Христианство о происхождении мира

Нельзя сказать, что идея творения из ничего в Священном Писании представлена со всей очевидностью.

Непосредственно о творении из ничего говорится на страницах Библии только один раз и притом во второканонической книге: Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего. В смысле творения из ничего могут быть поняты и слова ап. Павла, говорящего, что Бог называет несуществующее как существующее

Вывод: в христианстве и исламе сотворение мира описывается мифологично и рассказывая поэтапно процесс сотворения. буддизм же напротив предпочитает не рассказывать о этом оставляя возможность выбора на свое усмотрение предпочитаемой концепции

Согласно концепции даосизма, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов. В начале была пустота - У-цзи, неизвестное. Из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: Инь и Ян. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют ци - энергию (или колебания) и в конечном счёте всё, что существует.

Христианство

Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира. Согласно ей, вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания. Мир, по представлениям джайнов делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств. Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других - омерзительные существа черного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.
Средний мир состоит из океанов, континетов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решетки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара. Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населенные многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке вселенной), пребывают сиддхи - освободившиеся души.
В джайнизме имеется огромное число божеств, кторые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в свое прошлое состояние.

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было признака дня или ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону

Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.

Оплодотворители были. Силы растяжения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет -

Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,

Только он знает. А может быть, и он не знает?

В ортодоксальном буддизме отрицается вечное существование богов, сотворение мира, существование души.

Ортодоксальный буддизм как раз таки говорит о том что душа есть (иначе что реинкарнируется?), это раз и сотворение мира в буддизме тоже существует, только не спонтанное, а почти по Дарвину - эволюционное. Предтечей творению мира был Будда Возжигающий Светильник, ну а потом долгая и упорная работа Богов и Духов всяких там, полубогов. Типа стройка века.

Причиной для создания реальности послужило желание Творца доставить удовольствие своим Творениям.

Именно в Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае. Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала - Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь - землей.
Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность - вэнь (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие вэнь приобрело значение - слово. Первыми появились книги конфуцианского канона: Книга перемен - Ицзин, Книга истории - Шу цзин, Книга песен - Ши цзин XI - VII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: Книга ритуала - Ли цзи, Записи о музыке - Юэ цзи; летописи царства Лу: Весна и Осень - Чунь цю, Беседы и суждения - Лунь юй. Список этих и многих других книг был составлен Бань Гу (32-92 гг. н. э.).
В книгу История династии Хань он записал всю литературу прошлого и своего времени. В I - II вв. н. э. один из ярких сборников был Изборник - Девятнадцать древних стихотворений. Стихи эти подчинены одной главной мысли - быстротечности краткого мига жизни. В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси - хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Пань-гу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце).

Зороастризм

Мифы Междуречья

Мифы Древней Греции

Зевс, один из главных богов древнегреческого пантеона.
Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея Земля, Эрос Любовь, Тартар Бездна, Эреб Мраки, Никта Ночь. Боги, появившиеся от Геи — Уран Небо и Понт Море. Первые Боги породили Титанов.

Мифы Древнего Египта

Нун Хаос родил Ра Солнце (отождествляли с Амоном и Птахом).
Ра произвёл из себя богов Шу Воздух и Тефнут Вода, от которых родилась новая пара, Геб Земля и Нут Небо ставшие родителями Осириса Рождение, Исиды Возрождение, Сета Пустыня и Нептиды, Хор и Хатхор.
Источник - Википедия.


Доброе время суток!
Я понимаю, что вопрос вероятно "пионерский", но тем не менее. Есть ли сколько-нибудь вразумительный ответ на "главный вопрос мироздания"? Заодно хотелось бы коснуться и темы креационизма в буддизме - Будда упоминает Браму, однако буддизм считается атеистической религией. Т.е. главенства того же Брамы там нет. Не могли бы пояснить?

Его наги натащили. Причем это перекликается с индейским мифом, о том, что его натащила какая-то утка.


Доброе время суток!
Я понимаю, что вопрос вероятно "пионерский", но тем не менее. Есть ли сколько-нибудь вразумительный ответ на "главный вопрос мироздания"? Заодно хотелось бы коснуться и темы креационизма в буддизме - Будда упоминает Браму, однако буддизм считается атеистической религией. Т.е. главенства того же Брамы там нет. Не могли бы пояснить?

В суттах Будда говорит что это вопрос которого можно свихнутся и лучше не размышлять о нем.


Насчёт нагов - можно ссылку шваркнуть на источник? Если честно, впервые слышу.


Доброе время суток!
Я понимаю, что вопрос вероятно "пионерский", но тем не менее. Есть ли сколько-нибудь вразумительный ответ на "главный вопрос мироздания"? Заодно хотелось бы коснуться и темы креационизма в буддизме - Будда упоминает Браму, однако буддизм считается атеистической религией. Т.е. главенства того же Брамы там нет. Не могли бы пояснить?


Насчёт нагов - можно ссылку шваркнуть на источник? Если честно, впервые слышу.

Ну, вообще-то, это был грозный стеб, но, если мне память не изменяет, в Мирриадах миров чего-то такое было.

Сорь, у Weskie там стоит "варджаяна". : )

Но varja -- тоже хорошее слово:

Строим логическую цепь. Есть одна вселенная через миллиарды и миллиарды лет (махакальпа) она разрушается. Остаётся лишь акаша. В ней после некоего "времени" начинают завывать ветра кармы, которые всё крепнут и крепнут.
Если говорить мифологически, то появляется Брахма, потом ещё несколько десятков богов, которые думают, что он вечный (ан не тут то было). Потом образуется гора Меру и т.д. и вконце образуются ады.
Этот миф является основополагающим для многих народов. Это ведическая концепция, которая находит отражение в славянской космогонии, да и вообще во всех европейских. В азиатских, в индейских и т.д. Проще сказать, где её нет (я правда не знаю, где её нет в той или иной форме).
Если говорить с точки зрения науки, то всё это уж больно напоминает теорию большого взрыва. Вот в некоем пространстве (акаша) вжруг в одной точке происходит взрыв (освобождающий вот эти ветры кармы, которые явились причиной этого взрыва) и так собственно образуется вселенная, потом она угасает и всё начинается с начала.
Ну прям картина Бхавачакры маслом!


Верагода Сарада Маха Тхеро в комментариях к Дхаммападе пишет, что первая строфа "Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены" означает, что разум - творец. И в Рохитасса сутте Ангуттара Никаи Будда заявляет, что мир, его начало, его конец и путь ведущий к его концу - всё находится в этом теле с его восприятием и пониманием.

Читайте также: