Сотворение мира индийская мифология кратко

Обновлено: 08.07.2024

В Индии было несколько мифов о сотворении мира. Одни из них были очень древними, другие возникли позже. Самый распространенный рассказ был таким.

Воды, огонь, Золотое яйцо, Брахма. Когда-то не было ничего: ни солнца, ни луны, ни звезд; не было смерти и не было бессмертия; тьма наполняла Вселенную, которая была как бы погружена в глубокий сон. И вот в этой тьме прежде всего остального возникли воды, они породили огонь, а затем под действием его тепла в водах было рождено Золотое яйцо, с чьим блеском мог бы сравниться лишь солнечный блеск, если бы Солнце тогда было.

Тогда еще никто не отсчитывал время, да и некому было это делать, но известно, что целый год плавало это Яйцо по беспредельным и бездонным водам. Когда же год прошел, из Золотого Зародыша внутри яйца возник Брахма – прародитель всего мира. Велико было могущество Прародителя: одной только силой своей мысли, не пошевелив ни рукой, ни ногой, разделил он Яйцо на две половины. Верхняя часть Яйца стала небом, нижняя – землей, а между ними Брахма расположил воздушное пространство.

Брахма творит потомство. Но Брахма был один в этом мире, и ему стало страшно, ведь нет для живого существа ничего страшнее полного одиночества. Тогда он решил сотворить себе потомство – других богов, которые будут ведать делами сотворенного им мира. И вот из души своей, из глаз своих, из ушей своих и ноздрей своих и из большого пальца правой ноги своей прародитель Брахма породил семерых сыновей, семерых Владык созданий. От них произошли боги и люди, животные и птицы, чудовища, великаны, мудрецы – словом, все живые существа, заселившие три мира – подземный, земной и небесный.

Гора Меру и небо Брахмы. Когда творение Вселенной было завершено, Брахма почувствовал, что этот труд утомил его и отправился отдыхать в место, именуемое Брахмалока. В самом центре мира находится великая золотая гора Меру. Вокруг ее вершины вращаются Солнце, Луна и планеты, а на вершине находится седьмое небо – самое высокое из небес, небо Брахмы. Здесь Творец Мира пребывает в полном покое и блаженстве в тени священного дерева шалмали (шелковицы).

Облик и символы Брахмы. Тысяче солнц подобен великий Брахма. Он сияющ, могуч, непобедим. У него четыре тела, восемь рук и четыре лица, которые обращены в разные стороны. Эти лица Брахма сотворил себе, чтобы, не отрываясь ни на мгновение, любоваться красотой своей жены – богини Савитари. В руках Брахма держит четыре священные книги – Веды, жезл, сосуд с водой из великой священной реки Ганги, цветок лотоса и лук.

В океане, у которого не было ни глубины, ни ширины, ни поверхности, ни дна, плавало чудесное золотое яйцо. Каких размеров оно было, сказать невозможно, потому что сравнить величину его было не с чем. В этом яйце спал и набирался сил Брахма. И наконец настало время его пробуждения.

Он есть форма всевышнего Господа, которая вне всего сотворённого, существующая в форме, как проявленного, так и не проявленного.

Чхандогья III. 12. 6

Самой первой проснулась мысль древнейшего из богов. Сила мысли Брахмы была так велика, что именно она, мысль, разделила космическое яйцо. Одна его половинка стала сушей, другая — небом, а между ними возник воздух.

На небе Брахма поместил звезды. А на земле появились горы и равнины, реки и моря.

В начале тьма была скрыта во тьме; и все это было водою без границ. Жизненная сила была покрыта пустотой, и Единый взволновал ее силою жара. И пришло к Единому желание; и это было первое семя разума.

Вначале не было ничего, кроме Великого Я, Брахмана.

Брахман огляделся по сторонам и никого не увидел.

Тогда Брахман принял форму Брахмы, Творца. Брахма не обрадовался: чему можно радоваться в одиночестве?

Когда Брахма медитировал, из его ума начали возникать существа. Он принял тело, созданное из тьмы — так родились демоны. Затем Брахма отверг это тело из тьмы, и отвергнутое тело стало ночью. (Тело, созданное из тьмы, ассоциируется с гигантской чёрной дырой или с Шивой).

Затем он принял новое тело, созданное по большей части из добра и света. Из его уст вышли сияющие боги — дэвы. Он отбросил и это тело, которое стало днем. (Тело, созданное из проявленного света, ассоциируется с видимым материальным миром, или с Вишну).

Затем Брахма отбросил и это тело и принял четвертое, состоявшее из энергии, которая изошла из его разума. Мысли этого тела сотворили людей, мыслящих существ. ( Тело, созданное из разума, ассоциируется с зарождением жизни, которая во всех её проявлениях является уже изначально разумной).

После этого Брахма принял пятое тело, состоявшее из энергии и тьмы , и породил ужасные создания, которые желали пожрать первобытный океан хаоса; это были великаны и чудовища. (Тело, состоящее из энергии и тьмы, ассоциируется с антиматерией и содержащейся в ней гигантской энергией, способной уничтожить океан мироздания).

Брахма много, много раз создавал мир вновь и вновь. Никто не знает, сколько миров существовало до нашего и сколько будет после него. Четыре эры, или юги, составляют вместе одну кальпу (эон). В конце каждой кальпы мир разрушается и возвращается в состояние водного хаоса.

Все качества, которыми сейчас наделены живые существа, происходят из мыслей Брахмы и пребывают неизменными, пока существует этот мир. Все живые существа, населяющие Землю, были созданы посредством деяния Брахмы, который дал им всем имена и разделил на мужской и женский пол. Брахма живет в каждом существе, ибо все они возникли из него.

Он — Древний. Он сотворил существа земли и неба в былые дни в божественном порядке.

Тирумантирам

Веди меня от нереальности к Реальности. Веди меня из тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию.

Нет более высокого приобретения, чем обретение Себя.

Сарваджняноттара-агама

Хотя в ведийских гимнах Вишну входит в число основных божеств, его место в них является довольно несущественным.

В брахманах его значимость несколько возрастает, однако фигурой первостепенного значения он становится только в эпосе и пуранах.

Начало индийской мифологии относят к доисторическим временам. А одна из ее составляющих - ведийская мифология - сложилась к середине 2-го тысячелетия до н. э. Исследователи связывают это с поселением в долине Ганга арийских племен. И вся более поздняя мифология Индии пошла от их ритуальных книг, которые называются ведами.

Согласно индийской мифологии, мир сотворили боги, покровительствующие стихиям. Самые главные из них Дьяус - бог неба и Притхиви - богиня земли. Вначале они представляли собой единое целое - Хаос. Однажды бог грозы и молнии Индра разделил их. Так из хаоса и возникли земля и небо. Бог солнца Сурья вначале представлял собой ровный шар с гладкой поверхностью. Но другие божества захотели, чтобы он имел облик человека, и стали делать из него человека, отсекая ненужные части. Из этих частей боги вырезали слонов. Затем Сурья создал людей, которые стали похожи на него.

Сома - бог луны - стал покровителем всего растительного мира. Этот бог был многоженцем. Его жены были богинями, правящими зодиакальными созвездиями. Самой любимой женой была Рохини, он окружал ее особым вниманием и заботой, что, конечно, очень не нравилось остальным женам. Однажды их терпение закончилось, и они рассказали об этой несправедливости богу Дакши, который был их отцом. Дакши, разгневанный этой вестью, проклял Сому. Под воздействием этого проклятия Сома зачах и испарился.

Это имело печальные последствия для Земли. Без покровительства Сомы стали гибнуть растения и животные. Это встревожило всех богов, и они уговорили Дакшу простить Сому и снять проклятие. Дакши внял мольбам богов и вернул Сому. И с тех пор Сому то худеет, то набирает вес - так происходит прибывание и убывание луны.

В индийской мифологии существует еще несколько версий сотворения людей. Рассмотрим два более известных предания. Изначально Сурья не был богом, поскольку не был бессмертен. Его супругой стала дочь бога Тваштара - Саранью. Как дочь божества Саранью была бессмертна и жить со смертным не хотела. Она пошла на хитрость и вместо себя оставила в доме Сурьи свою оживленную тень. Сама же попросилась обратно к отцу, и он ее принял. От тени Сараныо у Сурьи родился сын Ману, который стал прародителем всех людей.

У каждого религиозно-философского течения Индии есть свои легенды о сотворении мира. Не стал исключением и джайнизм. Как и в других мифах, здесь мир появился из хаоса. Только вот в джайнизме мир не один, то есть мироздание делится на две части - реальный, видимый мир, и мир невидимый и закрытый для людей. В невидимом мире есть внутреннее деление на более мелкие миры - высший, средний и низший. Все божества в джайнизме, живущие в невидимом мире, похожи на людей. Они подразделяются на разные классы и сословия. Среди них есть титулованные божества, которые имеют советников, воинов и слуг. Есть и низшие божества, которые не имеют ни денег, ни власти и влачат жалкое существование. Согласно своему положению, они живут в разных мирах (высшем, среднем или низшем). Жители и земного, и невидимого мира после смерти могут оказываться в любом из миров невидимого мира. Это зависит от того, какую жизнь они вели. Человека или божество судят в высшем мире. Если выяснялось, что он жил недостойно, то в следующей жизни он понижается в ранге или становится животным.

Строение каждого мира в учении имеет подробное описание. Низший мир содержит семь слоев. В них расположен ад, в котором находятся грешники, они подвержены вечным мучениям. Также там находятся уродливые черные существа, которые не разделяются по половому признаку и беспрерывно друг над другом глумятся.

В состав среднего мира входят острова и океаны. На островах возвышаются золотые и серебряные горы, растут экзотические деревья и растения невероятной красоты, стоят дворцы, украшенные золотом и драгоценными камнями. Эти острова являются владениями различных божеств. В центральной части среднего мира расположена огромная гора Мандара - гора мира.

Высший мир подразделяется на 10 слоев. Все его слои подразделены на подслои. В подслоях живут различные божества. Верхний слой - высшая точка Вселенной, там находятся освободившиеся от греха души. Конечно, джайнистский миф о мире - это уже поздний философский трактат, в котором просматриваются отголоски многих учений.

Миф о сотворении мира


Среди всех индийских мифов на эту тему наиболее популярным является вариант о Золотом яйце, которое появилось среди безбрежных вод. Яйцо раскололось, и из него появился бог-творец Брахман, который развел половинки яйца – так появились Небо и Земля. В одиночестве он не испытывал радости и силой мысли решил создать шестерых сыновей, которые и стали прародителями всего: богов, демонов, людей и животных. Потомки сыновей Брахмана создали луну и звезды, ночь и день; Вишну стал богом мирового пространства. Но появились и асуры – враги богов. Борьба между богами и асурами длилась тысячелетия.


Высших богов было 33 (в некоторых источниках – 333 или даже еще больше). По иерархии они делились на небесных, земных и промежуточных; по свои функциям – на вершителей судеб (жрецы), ответственных за войны и отвечающих за плодородие. Согласно мифам, боги выглядели как люди, но имели дополнительные руки и ноги.

Подвиги бога Индры


Индра, царь богов, бог-громовержец, был любимым сыном матери богов Адити. Обладая могущественной силой, он сражался с демонами и асурами, победил страшного рогатого змея Шушну, из яиц которого плодилось зло. Однажды Шушна поглотил небесную влагу, и только волшебное громовое оружие Индры помогло дождю пролиться над землей. Индра вернул священных коров, лучей зари, похищенных демоническим племенем, и заря и солнце вернулись на небосвод.

Сказание о Смерти


Первоначально смерти не было, и людей стало так много, что Земля попросила Брахму вмешаться: она не могла вселить такое количество людей. Брахма разозлился на людей и стал сжигать человечество, пока за людей не заступился бог Шива. Брахма успокоился, но из его разрушительных мыслей появилась женщина-Смерть, которая должна была уничтожать всех подряд. Смерть начала плакать и молить не поручать ей уничтожение правых и неправых, здоровых и больных. Из ее слез возникли болезни, страсти и пороки, убивающие людей.

Рождение Ганеши. Бог с головой слона


Ганеша – один из самых любимых образов индусов. Согласно легенде, бог Шива не хотел, чтобы у него и его жены Парвати был ребенок. После долгих уговоров и просьб Парвати, Шива в ребенка превратил одежду. Радости Парвати не было предела, она хотела, чтобы с ней радовался весь мир и все видели ее ребенка. Один из посетителей отказался смотреть на ребенка – его прокляла жена, и от его взгляда погибало все. Но Парвати настояла, и посетитель взглянул на ребенка. Голова ребенка упала на пол. Старания Шивы оживить ребенка не увенчались успехом. Боги подсказали, что к телу ребенка можно приставить другую голову – так мальчик оказался с головой слона. Брахма велел упоминать имя Ганеша среди других богов – он стал богом учености и покровителем торговли и предпринимательства.


Читайте также: