Составление графика движения поездов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Заданием предусмотрено: вычерчивание графиков движения поездов на период 8 часов.

На железнодорожном транспорте движение поездов осуществ­ляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работа железных дорог и является основой ор­ганизации перевозок. График движения поездов должен обеспечивать: выполнение плана перевозок пассажиров и грузов; безопасность движения поездов; эффективное использование пропускной и провозной спо­собности участков и перерабатывающей способности станций; вы­сокопроизводительное использование подвижного состава.

График движения представляет собой графическое изображение следования поездов по участкам и направлениям в координатных осях времени (ось абсцисс) и расстояние (ось ординат). Нечетные поезда наносятся сверху вниз, а четные - снизу вверх. В точках пересечения линий движения поездов с осями раздельных пунктов (в тупых углах) ставится последняя цифра времени прибытия, отправление или проследование поездов, указывающие число минут сверх целого десятка (рис.8).


Рис.8. График движения поездов

На основе графика составляется расписание движения поез­дов, в котором указывается время прибытия, отправления и просле­дования поездов по каждому раздельному пункту.

Графики движения поездов классифицируют следующим образом:

1. В зависимости от скорости движения поездов они могут быть параллельные и непараллельные (нормальные). В параллельных графиках (рис. 9,а) поезда каждого направления следуют с оди­наковой скоростью, поэтому линии хода их параллельны между со­бой. В обычных условиях эксплуатации движение происходит по непараллельным графикам (рис. 9,б).




Рис.9 Однопутный график:

а - параллельный; б – нормальный

2. К числу главных путей на перегонах графики подразделя­ются на однопутные (рис. 9) и двухпутные (рис. 10).

3. По соотношению числа поездов в четном и нечетном направлениях различают графики парные, когда это число одинаковое, и непарные, когда оно различное.


4. В зависимости от расположения поездов попутного следования графики могут быть пачечные, пакетные и частично-пакетные. При пачечном графике (рис. 11) поезда двигаются друг за другом сразграничением межстанционным перегоном. При пакетных графи­ках (рис.12,а) поезда следуют пакетами с разграничением в них поездов временем или блок-участками при автоблокировке. При частично-пакетных графиках (рис.12,б) часть поездов двига­ется одиночно, а часть - пакетами.

Рис.10. Двухпутный график


Рис.11. Пачечный график


Рис.12. График на однопутном участке:

а) пакетный; б) частично-пакетный

Для составления графика должны быть определены его основ­ные элементы: время хода поездов различных категорий по перего­нам; продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения технических, грузовых, пассажирских операций; станционные интервалы; интервалы между поездами в пакете; время нахожде­ния локомотивов на станциях локомотивного депо и в пунктах обо­рота.

Важным элементом графика являются станционные интервалы, т.е. минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций на раздельных пунктах по приему, отправлению и пропус­ку поездов.

Интервал скрещения τск - минимальный промежуток вре­мени между прибытием с однопутного перегона на раздельный пункт одного поезда до отправления на тот же перегон встречного поез­да (рис. 13).



Рис.13. Элемент графика

Интервал неодновременного прибытия τнп - минимальный промежуток времени от момента прибытия на станцию с однопутного перегона поезда одного направления до момента прибытия или про­следования через эту станцию поезда встречного направления (рис. 14.).


Рис.14. Элемент графика

Интервал попутного следования τnc - минимальный проме­жуток времени между прибытием на раздельный пункт одного поезда и отправлением с предыдущего раздельного пункта следующего по­езда того же направления (рис.15).


Рис.15. Элемент графика

Для составления графика, кроме основных его элементов, должны быть известны размеры движения пассажирских и грузовых поездов. При составлении графика прежде всего прокладывают линии хода пассажирских поездов, затем ускоренных грузовых, от­правительских и ступенчатых маршрутов постоянного обращения и, наконец, всех остальных поездов.

Грузовые поезда стремятся распределить на графике равномерно в течение суток, т.к. при этом создаются условия для различной работы станций и сокращается время нахождения локомотивов в пунктах оборота.

На основе графика издают расписание движения поездов для служебного и общего пользования. Прокладку линий хода грузовых поездов на графиках однопутных участков начинают с ограничивающего перегона. Ограничивающим называется перегон, время - занятия которого парой поездов или поездом, является максимальным. Ограничивающим чаще всего бывает перегон, имеющий наиболь­шую длину и тяжелый профиль. На рис. 16 видно, что это время, называемое периодом графика Т, для рассматриваемого случая составит:

где t` и t`` -- время хода нечетного и четного поездов по ограничивающему перегону, с учетом их раз­гона после отправления;

τск -интервал скрещения.


Рис. 16. Период графика

При заполнении ограничивающего перегона должна быть использована та схема пропуска поездов, которая обеспечивает прокладку наибольшего числа их при заданных условиях (схема пропуска поездов сходу с ограничивающего перегона, сходу на ограничивающий перегон и другие).

В данной работе необходимо выполнить график в следующем масштабе: 1 мм - 1 км, 5 мм - 10 мин.

График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы. Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией работы и точным выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений, связанных с движением поездов. График движения поездов — это отображение процесса движения поезда в декартовой системе координат, где ось X — это ось времени, а ось Y — ось расстояния. Движение поезда между раздельными пунктами выражается функцией вида Y=kX+b, поезд принят за материальную точку.

Согласно п.13.1 Правил Технической Эксплуатации железных дорог Российской Федерации (инстр. ЦРБ-756), график движения поездов — непреложный закон для работников железнодорожного транспорта, выполнение которого является одним из важнейших показателей работы железных дорог. Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов. Нарушение графика движения поездов не допускается.

График движения поездов должен обеспечивать:

  • Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов
  • Безопасность движения поездов
  • Эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций
  • Рациональное использование подвижного состава
  • Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад
  • Возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения



Составляют график движения на специальной масштабной сетке. Расстояния между раздельными пунктами откладываются по вертикали, а время — по горизонтали. Горизонтальными линиями обозначают раздельные пункты (их оси), а вертикальными время (жирными — часовые периоды, штриховыми — получасовые, тонкими — десятиминутные интервалы) Время указывается московское, поясное от 00.00 до 24.00 часов, или от 18.00 до 18.00. Движение поездов на графике изображают прямыми наклонными линиями, условно принимая, что в пределах перегона скорость их равномерна (используется перегонное время хода, специально высчитываемое в зависимости от профиля пути, типа поезда, направления хода, опыта работы ведущих машинистов и т. д. — по данным тяговых расчётов). Время проследования (прибытия или отправления) поездом каждого раздельного пункта определяется пересечением линии хода поезда с осью соответствующего раздельного пункта и отмечается цифрой сверх целого десятка в тупом углу, образованном линией хода поезда и осью раздельного пункта. На перегонах, прилегающих к станциям, ограничивающих диспетчерский круг, над линией хода поезда ставят его номер. Поезда нумеруют в зависимости от направления движения и категории перевозок. Линии хода нечетных поездов наносят сверху вниз, четных — снизу вверх. На основе графика движения поездов составляются расписание движения поездов, где указывается время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.

Содержание

Отображение основных эксплуатационных событий на графике (см.пример)

Классификация графиков

Графики движения поездов бывают:

  1. В зависимости от скорости движения — параллельные, где все поезда движутся с одинаковой скоростью, поэтому линии их хода параллельны между собой (применяется в метрополитенах) и непараллельные (нормальные), так как пассажирские и грузовые поезда движутся с разными скоростями.
  2. По числу главных путей на перегоне — однопутные и двухпутные. В первом случае главный путь перегона используется для движения в обоих направлениях и скрещение (разъезд поездов встречных направлений) может производиться только на разъездах или станциях. В случае, когда на перегоне три и более путей, составляется несколько графиков, на каждом из готорых отображается график движения по одному или двум путям перегона. Например, в случае трёхпутного перегона для путей 1 и 2 составляется один график, а для пути 3 - другой.
  3. В зависимости от расположения поездов попутного направления графики могут быть пачечные, когда поезда одного направления следуют друг за другом с разграничением межстанционным перегоном и пакетные когда поезда следуют с разграничением временем или блок-участками при автоматической блокировке (в этом случае на перегоне между станциями может быть одновременно несколько поездов — на рисунке поезда № 26, № 158 и № 8 следуют в пакете)

Исходные данные для разработки графика движения поездов

Исходные данные для разработки графика движения поездов: времена хода поездов по перегонам, нормы времени на разгон и замедление, нормативы продолжительности стоянок поездов на промежуточных станциях для выполнения технических и коммерческих операций, нормативы оборота локомотивов в депо для выполнения технического обслуживания и расчетные минимальные интервалы между поездами при приеме, отправлении и проследовании их через станции (станционные интервалы), а также интервалы между поездами, следующими в пакете (межпоездные интервалы)

Единый график движения поездов по всей сети железных дорог СССР был введен летом 1935 года. График стал составляться ежегодно на летний период, с корректировкой на зиму.

В эксплуатационной работе железных дорог различают следующие виды графиков движения поездов:

  • нормативный график
  • вариантный график
  • график исполненного движения

Нормативный график движения поездов

Нормативный график движения поездов (НГДП) разрабатывается и составляется ежегодно технологами отдела разработки графиков движения поездов службы перевозок железных дорог. Новый НГДП вводится в последнее воскресенье мая до начала кампании летних пассажирских перевозок. На участках с разными объемами пассажирских перевозок в летий и зимний периоды по окончании летних пассажирских перевозок вводится НГДП с корректировкой на зиму. На основе НГДП составляются книги расписаний поездов.

Вариантный график движения поездов

График исполненного движения

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. статью.
  • Организация движения поездов
  • Визуализация данных

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "График движения поездов" в других словарях:

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ — основная обобщающая техн. норма, устанавливающая порядок всей работы ж. д. железный закон работы транспорта (Л. М. Каганович). Графиком движения поездов определяется не только движение поездов, но и работа локомотивов, вагонов, станций, депо,… … Технический железнодорожный словарь

График движения поездов — чертеж, употребляемый в железнодорожной службе для наглядного изображения хода поездов, для уяснения взаимного расположения движущихся поездов между двумя конечными пунктами и для решения вопросов касательно пропускной способности линии, встречи… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

График движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов — (далее график движения поездов) является основным нормативно технологическим документом, регламентирующим работу всех подразделений федерального железнодорожного транспорта по организации ритмичности и безопасности движения поездов. Он объединяет … Официальная терминология

график движения железнодорожных поездов — 7 график движения железнодорожных поездов: Организационная основа управления движением железнодорожных поездов, объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для каждой железнодорожной станции и перегона в графической… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГРАФИК — (греч.). 1) чертеж для схематического изображения движение железно дор. поездов. 2) вообще изображение особым чертежом каких либо изменяющихся величин. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАФИК 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

ГРАФИК — 1) расписание, определяющее последовательность выполнения действий, протекания событий во времени. Например, график движения поездов, график дежурств, график работы; 2) графическое изображение математической зависимости; математическая… … Экономический словарь

ГРАФИК — ГРАФИК, графика, муж. (от греч. graphikos письменный) (спец.). Диаграмма, чертеж, изображающий посредством кривых количественные зависимости различных процессов. График движения поездов. График изменения температуры воздуха. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

ГРАФИК НАСЫЩЕННЫЙ — график движения поездов однопутного участка, на к ром все поезда имеют скрещения на всех раздельных пунктах. Г. н. имеет по сравнению с ненасыщенным более низкую участковую скорость, вследствие чего при построении стремятся к получению… … Технический железнодорожный словарь

График движения поездов 1899 года Готардской железной дороги

График движения поездов — это графическое отображение движения поездов на масштабной сетке, где на горизонтальной оси отображено время в минутах, на вертикальной расстояние в километрах, горизонтальными линиями самой сетки отображаются раздельные пункты. На графике также отображается дополнительная информация по поездам (номер поезда, серия локомотива, масса и длина поезда, перегонные времена хода поездов, станционные интервалы и т.д.) [1] .

Является планировочно-исполнительным технологическим документом. Разработан в России, применён впервые в 1854 году на Петербург-Московской железной дороге [1] .

График движения поездов является особой разновидностью графика движения на транспорте и используется во многих странах [2] .

При составлении графика прокладывают линии хода пассажирских поездов, стремясь максимально сохранить действующее расписание поездов постоянного обращения. Затем прокладывают линии хода ускоренных грузовых, отправительских и ступенчатых маршрутов постоянного обращения и, наконец, всех остальных поездов.

Линии хода поездов, предназначенных для выполнения местной работы на участке, в том числе сборных, прокладывают по заранее составленной схеме с таким расчетом, чтобы простой местных вагонов на промежуточных станциях был наименьшим. Грузовые поезда стремятся распределить на графике равномерно в течение суток, так как при этом создаются условия для ритмичной работы станций и сокращается время нахождения локомотивов в пунктах оборота, а на электрифицированных линиях улучшается использование мощности локомотива и обеспечивается равномерная нагрузка на тяговые подстанции. С этой же целью на графике чередуют линии хода грузовых и пассажирских поездов, особенно в периоды сгущенного движения, предусматривают следование одного поезда на подъем в то время, когда другой идет под уклон.

Прокладку линий хода грузовых поездов на графиках однопутных участков в большинстве случаев начинают с ограничивающего перегона. Ограничивающим называется перегон, время занятия которого парой поездов или поездом является максимальным. Ограничивающим чаще всего бывает перегон, имеющий наибольшую длину и тяжелый профиль.

При заполнении ограничивающего перегона должна быть использована та схема пропуска поездов, которая обеспечивает прокладку наибольшего их числа при заданных условиях. После заполнения ограничивающего перегона прокладываются линии хода грузовых поездов на остальных перегонах.

Прокладку линий хода поездов на графиках двухпутных участков начинают с перегона, примыкающего к узловой станции или станции оборота локомотивов, с тем чтобы прежде всего согласовать оборот локомотивов на этих станциях.

График движения поездов составляют одновременно для всей сети железных дорог сроком на один год и вводят в действие обычно в мае. На зимний период его корректируют в связи с сезонными изменениями размеров перевозок. Форма графика едина для всех дорог страны.

Одновременно с графиком движения и на его основе составляют график оборота локомотивов.

График движения характеризуется количественными и качественным показателями. К количественным показателям относятся число грузовых и пассажирских поездов, нанесенных на график, размеры погрузки и выгрузки, которые могут быть освоены при действии данного графика, и др.

Основными качественными показателями графика являются техническая, участковая и маршрутная скорости (отдельно для грузовых и пассажирских поездов), коэффициент скорости, среднесуточный пробег локомотивов, средние простои транзитных поездов и локомотивов на участковых станциях и средняя масса поезда.

Технической скоростью оТ называется средняя скорость движения поездов по участку, км/ч, с учетом дополнительного времени на разгон и замедление:

ут = Хл^/Е^яз, где ]ГЖ, — сумма поездокилометров (пробег всех поездов, предусмотренных в графике); XНТ — сумма поездочасов (время нахождения всех поездов в движении с учетом разгона и замедления); N — число поездов; Ь — длина участка, км; Т — время движения поезда, ч.

Участковая скорость гу, км/ч, отличается от технической тем, что ,при ее определении учитываются стоянки на промежуточных станциях:

где Хлтст — общее время стоянки поездов на промежуточных станциях, ч; Т„ — время стоянки поезда, ч.

Средняя участковая скорость движения грузовых поездов по сети в 2003 г. составила 39,0 км/ч, а техническая — 46,8 км/ч.

Коэффициент скорости р представляет собой отношение участковой скорости к технической:

Маршрутной называется средняя скорость, км/сут, движения поездов на направлении от начального до конечного пункта их следования с учетом всех стоянок на раздельных пунктах. Она рассчитывается отдельно для дальних пассажирских, ускоренных грузовых и отправительских маршрутов, а в некоторых случаях и для сквозных поездов.

Среднесуточный пробег локомотивов, км:

где X МЛЬ — общий линейный пробег локомотивов, локомотиво-км; Мл — число локомотивов; Мэ — численность эксплуатируемого парка локомотивов.

Среднесуточный пробег локомотивов в грузовом движении по сети в 2003 г. составил 538,1 км.

Средние простои транзитных поездов и локомотивов определяют непосредственно по графику делением суммарной продолжитель ности простоев на число соответственно транзитных поездов и локомотивов.

Средняя масса поезда брутто, т, определяется как частное от деления выполненной перевозочной работы, т км брутто, на пробег, км, поездов за этот же период.

Средняя масса грузового поезда брутто по сети в 2003 г. составила 3608 т.

Рассмотренные показатели рассчитывают для участка, отделения, дороги и сети в целом.

Общий курс железных дорог

Электродинамический тормоз электровозов ЧС2 Т и ЧС200

Читайте также: