Состав слова употребление однокоренных слов кратко

Обновлено: 06.07.2024

3) слова всегда принадлежат к определённой части речи, у морфем нет лексико-грамматической соотнесённости.

Корень — это общая неделимая часть родственных слов, являющаяся носителем основного лексического значения.

В слове, которое разбивается на морфемы, помимо корня выделяются аффиксы: приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия), соединительные гласные о , е (интерфиксы) и постфикс –сь(–ся).

Формообразующие аффиксы используются для образования грамматических форм одного и того же слова. Эти аффиксы, следовательно, имеют только грамматическое значение.

Приставка (префикс) — значимая часть слова, которая находится перед корнем (или перед другой приставкой) и служит для образования новых слов или грамматических форм одного и того же слова.

Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня (или другого суффикса) и служит для образования новых слов или грамматических форм слова.

спать, идти, знал, где –ть, –ти, –л — формообразующие суффиксы (–ть, –ти — инфинитива; –л — прошедшего времени);

строитель, актёр, где –тель, –ёр — словообразующие суффиксы (выражают значение лица);

заячий, отцов, где –ий, –ов — словообразующие суффиксы
(служат для образования притяжательных прилагательных).

Соединительные гласные о , е (интерфиксы) — словообразующие аффиксы, которые выполняют в слове функцию соединительных элементов.

Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

окно, где –о — окончание существительного в форме среднего рода, единственного числа, именительного (винительного) падежа;

живут, где –ут — окончание глагола в форме \(I\) спряжения, \(3\)-го лица, множественного числа, настоящего (будущего) времени;

весёлый, где –ый — окончание прилагательного в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

Постфикс — аффиксальная морфема, которая находится после окончания и служит для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс).

писать книгу — книга пишется (–ся — формообразующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола);

Пример однокоренные слова

Русский язык

В русском языке встречается довольно много слов с единым корнем — однокоренных. В отличие от других морфем, которые относятся к второстепенным и в ряде случаев вообще не употребляются с основой, корень является необходимым элементом, поскольку выражает основное значение лексем. Употребление однокоренных слов подчиняется стилистическим нормам литературного языка.

Определение и способы образования

Однокоренными называются лексемы, имеющие одинаковый корень и объединенные общим смыслом. Если сопоставляемые элементы не отвечают хотя бы одному из этих условий, они не являются однокоренными.

К однокоренным (родственным) относятся:

  • слова, близкие по смыслу;
  • одинаковые части речи с дополнительными морфемами.

Не относятся:

Употребление однокоренных слов

  • грамматические формы одной единицы (поле, поля, полем);
  • омонимы, то есть одинаковые по звучанию единицы, которые имеют разное значение: коса, хлопок, ключ и другие.

Компоненты родственной группы образуются за счет присоединения к корню других морфем: приставки, суффикса или и того, и другого. Примеры однокоренных слов:

Лексемы с одинаковым корнем наделены схожим смыслом, который соотносит их с определенным явлением или его признаком. Такое множество иногда называют также родственными понятиями.

Слова, не имеющие родовых групп

В русском языке есть единицы, которые не предполагают создания родственных групп. Как правило, они имеют иностранное происхождение. К примеру: какаду, жабо, шампунь и другие.

К вариантам, от которых невозможно составление однокоренного множества, относятся:

Однокоренные слова примеры

  • несклоняемые существительные: пони, метро, кино;
  • неизменяемые прилагательные: реглан, беж;
  • предлоги и союзы: и, а, но, если;
  • наречия: везде, всюду, весьма, здесь;
  • междометия: ой, ого, эх.

Такие варианты не образуют родственных групп.

Отличия от схожих форм

Иногда бывает довольно сложно с одного взгляда отличить однокоренные лексемы от схожих с ними вариантов — словоформ и единиц с корнями-омонимами. Главным признаком, по которому их можно различить, является лексический смысл.

Особенности словоформ

Однокоренные слова иногда путают со словоформами одной единицы. Их различие состоит в следующем:

Примеры однокоренных слов

  1. Родственные лексемы обладают общим корнем, но различны, хотя и близки, по значению. Они также могут быть разными частями речи.
  2. Словоформы имеют одно значение и отличаются только грамматическими признаками (падеж, число — для существительных; падеж, число, род — для прилагательных и причастий; лицо, число, время — для глаголов).

Примеры словоформ: кислый, кислого, кислому, кислым, о кислом (при изменении по падежам); кислые (при изменении по числам).

Омонимичные корни

Примеры: носить — носик; вода — водитель; хлеб — хлебать.

Примеры однокоренных слов омонимы

Правила правописания корней

Знание правописания корня обеспечивает его грамотное использование во всех единицах данной группы. Проверка правописания проводится на основании следующих правил:

Однокоренные слова

  1. Правило 1. Безударную гласную в корне можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором эта гласная будет находиться под ударением. Пример: посолить — посол, соль.
  2. Правило 2. Определить написание согласной в конце корня, когда она звучит нечетко, нужно, представив слово в той форме или подобрав к нему такую однокоренную пару, чтобы после этой согласной оказался гласный звук. Пример: хлеб — хлебец; скобка — скоба.

Варианты, проверить которые невозможно, представлены в орфографическом словаре. Их следует запомнить.

С понятием корня и правилами проверки правописания звуков внутри него детей знакомят еще в младших классах и неоднократно возвращаются к ним впоследствии.

Использование родственных слов

Родственные лексемы выполняют несколько функций:

Пример однокоренные слова

  • при разборе по составу они служат для определения корневой морфемы;
  • при проверке орфограммы (безударного гласного, согласного в конце корня);
  • в предложениях — в предложениях для придания эмоциональной окраски.

Очень часто лексемы из одного ряда позволяют значительно облегчить конструкцию высказывания. Например, когда одним понятием можно заменить целую фразу: Предмет, с помощью которого можно зажечь огонь — зажигалка.

В быту часто по устоявшемуся образцу рождаются новые варианты: поливалка, стиралка. Они являются просторечными и противоречат нормам литературного языка.

Однокоренные слова в предложении

Считается, что повтор одинаковых корневых морфем в пределах одного предложения является стилистической ошибкой, недопустимой в грамотной речи. Однако это не совсем так. Существуют исключения, когда единицы из одного ряда используются с конкретной, вполне обоснованной целью.

Родственные лексемы в высказывании играют важную роль, когда требуется:

  • усиление определенного значения;
  • привлечение внимания слушателя или читателя к какому-то предмету или явлению;
  • придание эмоциональной окраски.

Немотивированные повторы однокоренных слов в предложении это

Чаще всего такой стилистический прием используется в фольклорных текстах или их имитациях: лить ливмя, горе горькое и другие. С той же целью единицы из однокорневого ряда также могут повторяться в рекламных слоганах, в политической риторике.

Иногда точно передать мысль можно только с использованием однокоренных лексем, например, в выражениях типа: петь песни, посадить сад и другие. К устойчивым формам относятся словосочетания: варить варенье, загадывать загадки.

Неизбежны подобные сочетания и при употребление составных терминов, как, например: словарь иностранных слов.

Тавтология (немотивированные повторы)

Неоправданное повторение однокоренных слов или одинаковых морфем — это тавтология. Это явление считается грубой речевой ошибкой и требует тщательного отслеживания и исправления. Оно лишает речь выразительности, обедняет ее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Румянцева Е.В.

Цель урока : закрепление у учащихся знаний о приставках, корнях, суффиксах и окончаниях.

Задачи урока:

Образовательная – закреплять знания учащихся о таких понятиях, как приставка, корень, суффикс, окончание, однокоренные слова, родственные слова; развивать умение выделять части слова.

Коррекционная – развивать у учащихся умение сравнивать, выделять из общего закономерности, развивать слуховую и зрительную память, внимание.

Виды учебной деятельности : выполнение упражнений, толкование значений слов, беседа, ответы на вопросы.

Организационный момент.

Работа по теме урока.

Слово учителя

Давайте вспомним, что обозначают эти части слова:

(приставка ) - часть слова, стоящая перед корнем, служит для образования новых слов.

( корень ) - основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффикса

˄ ( суффикс ) - часть слова, стоящая после корнем, служит для образования новых слов.

□ ( окончание ) - форма слова, часть слова стоящая в конце слова после корня или после суффикса.

Закрепление темы урока. Выполнение упражнений.

Прочитайте ряды слов. Найдите общую часть в каждом ряду слов. Выделите корень во всех словах.

1). Лес, лесник, лесной, лесок, лесовик, перелески.

2). Двор, дворник, дворовый, придворный, дворик, дворняжка.

3). Мост, мостик, мостовая, примостился, помост, мостик.

Как называется общая часть каждого ряда слов? (однокоренные/родственные слова.)

Заполните таблицу. Разберите слова по составу и распределите их в таблицу.

Перекрёстки, стаканчик, приморский, моряк, придворный, рыбак, избушка.

Лингвистическая разминка (составить прилагательные), (устно).

1). Всё, что под водой , какое? –

2). Всё, что за границей , какое?-

3). Всё, что на столе , какое?-

4). Всё, что под землёй , какое?-

5). Всё, что за городом , какое?-

6). Всё, что без радости , какое?-

7). Все, кто без дома , какие?-

1). Вода, водяной, водичка, водный, водитель.

2). Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.

3). Полёт, лётчик, лето, летать, летучий.

4). Горный, гора, горе, гористый, пригорок.

Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами повторили такие понятия, как приставка, корень, суффикс, окончание, однокоренные/родственные слова, применили эти знания на практике.

Приложение. Раздаточный материал.

1. Прочитайте ряды слов. Найдите общую часть в каждом ряду слов. Выделите корень во всех словах.

1). Лес, лесник, лесной, лесок, лесовик, перелески.

2). Двор, дворник, дворовый, придворный, дворик, дворняжка.

3). Мост, мостик, мостовая, примостился, помост, мостик.

1. Прочитайте ряды слов. Найдите общую часть в каждом ряду слов. Выделите корень во всех словах.

1). Лес, лесник, лесной, лесок, лесовик, перелески.

2). Двор, дворник, дворовый, придворный, дворик, дворняжка.

3). Мост, мостик, мостовая, примостился, помост, мостик.

1. Прочитайте ряды слов. Найдите общую часть в каждом ряду слов. Выделите корень во всех словах.

1). Лес, лесник, лесной, лесок, лесовик, перелески.

2). Двор, дворник, дворовый, придворный, дворик, дворняжка.

3). Мост, мостик, мостовая, примостился, помост, мостик.

1. Прочитайте ряды слов. Найдите общую часть в каждом ряду слов. Выделите корень во всех словах.

1). Лес, лесник, лесной, лесок, лесовик, перелески.

2). Двор, дворник, дворовый, придворный, дворик, дворняжка.

3). Мост, мостик, мостовая, примостился, помост, мостик.

Заполните таблицу. Разберите слова по составу и распределите их в таблицу.

Перекрёстки, стаканчик, приморский, моряк, придворный, рыбак, избушка.

Заполните таблицу. Разберите слова по составу и распределите их в таблицу.

Перекрёстки, стаканчик, приморский, моряк, придворный, рыбак, избушка.

1). Вода, водяной, водичка, водный, водитель.

2). Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.

3). Полёт, лётчик, лето, летать, летучий.

4). Горный, гора, горе, гористый, пригорок.

1). Вода, водяной, водичка, водный, водитель.

2). Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.

3). Полёт, лётчик, лето, летать, летучий.

4). Горный, гора, горе, гористый, пригорок.

1). Вода, водяной, водичка, водный, водитель.

2). Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.

3). Полёт, лётчик, лето, летать, летучий.

4). Горный, гора, горе, гористый, пригорок

1). Вода, водяной, водичка, водный, водитель.

2). Пятно, пять, пятнистый, пятнышко.

3). Полёт, лётчик, лето, летать, летучий.

4). Горный, гора, горе, гористый, пригорок.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 566 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.11.2015 1212
  • DOCX 26.2 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Савченко Екатерина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание — части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых — только основа. Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Примечания. 1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица — изменяются окончания. Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) — падеж и число; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений — падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени — лицо и число, а в прошедшем времени — род и число. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения. В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс.

Корень слова.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями: - де - — надеть, переодеть; - ня - — занять, нанять, отнять; - пт - — птенец, пташка, птица; - сяг - — присяга, досягать, посягать; - у - — разуть, обуть; - ул - — улица, переулок; - й - — войти, отойти, пройти, зайти.

Суффикс.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже — предложений, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно—суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую.

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятилетний.
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп);
  3. С помощью соединительных гласных о и е, соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Читайте также: