Состав крови кратко и понятно 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

Данный мастер класс расчитан на 4 класс по теме кровь. Подгововительный этап предусматривает групповое изучение некоторых вопросов.

ВложениеРазмер
krov_svoystva_krovi_avtosokhranennyy.docx 39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

Тема. Кровь. Ссостав и свойства крови.

Тип крока. Урок изучения новых знаний.

Цель. Познакомить учащихся со свойствами и строением крови.

ЗАДАЧИ. Углубить и расширить знания о строении и свойствах крови.

Развивать умение отстаивать свою точку зрения, принимать участие в совместном решении проблем.

- Сегодня на уроке присутствует много гостей. Поприветствуем их.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам вас сегодня встречать.

Но начнём же урок не будем зря время терять.

- Спасибо! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием порадуются нашим успехам!

- Как называется раздел, который мы изучаем?

- Посмотрите, как разросся кластер. Прежде чем продолжить открывать знания в сложном организме человека, вспомним, что мы уже знаем.

- Покажите карточками, если утверждение верное +, если не верное -, если вопрос вызывает затруднение ?

1. Верно ли, что человек часть живой природы? +

2. Верно ли, что кожа защищает внутренние органы от повреждений? +

3.Верно ли, что скелет служит только опорой ? –

4. Верно ли, что нос нужен только для распознавания запахов? –

5. Верно ли, что язык является самой подвижной мышцей? +

6. Верно ли, что в лёгочных пузырьках происходит газообмен? +

7.Верно ли, что нервная система объединяет организм в единое целое? +

8. Верно ли, что в организме человека 8 литров крови.

- Какой вопрос вызвал у вас затруднение?

- О чём будем говорить на уроке?

- Какая система поможет ответить на заданный вопрос?

Тема. Кровь. Состав и свойства крови.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ.

1. Расширить знания о крови и её функциях.

2. Свойства дыхательной системы.

3. Исследовать состав крови.

4.Находить информацию по данной теме в источниках.

5. Познакомиться с коренными жителями зоны степей.

- Приходилось ли вам порезать или оцарапать палец?

- Что вы при этом чувствовали и наблюдали?

- Вам приходилось пробовать кровь на вкус?

- Почему? ( растворимы соли)

Физические свойства крови

- Почему кровь клейкая жидкость?

( Это связано с её составом, эритроциты, лейкоциты, жиры сочетание даёт жижу под названием кровь, это связано с тем что она густеет ( сворачивается) вот и становится липкой.)

- Существует ли кровь голубого цвета? Об этом нам расскажет…

_Что же такое кровь?

(Это особая ткань, которая поддерживает внутри организма условия благоприятные для жизни клеток. Ткань – группа клеток, выполняющих общую задачу в организме.)

- Из чего же состоит кровь? Рассмотрите под микроскопом каплю крови. Увеличение нашего микроскопа недостаточно большое, под электронным микроскопом мы можем увидеть более крупные элементы крови.

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержат гемоглобин, который разносит кислород ко всем органам.

Предположение. Мы видим прозрачную жидкость, много клеток. Кровь – неоднородная жидкость.

Тромбоциты – мелкие клеточки, опутывающие кровяные тельца. Образуют корочку. Участвуют в свёртывании крови.

Лейкоциты –белые кровяные тельца, борются с инфекциями, ядами, микробами, уничтожают бактерии , вырабатывают антитела ( иммунитет).

Плазма – прозрачная желтоватая солоноватая жидкость, которая состоит изводы и растворённых в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего в ней красных кровяных клеток.

Меня заинтересовал такой вопрос , зачем делают анализ крови. Моя бабушка работает врачом. Она мне рассказала, что по анализу крови видно здоров человек или болен. Ведь крови в организме не очень много. У взрослого человека 5 литров крови, а у ребёнка 3 литра. Количество крови в организме человека поддерживается постоянным. Вместо погибших клеток появляются новые. Этот процесс происходит всю жизнь без остановок. Любое заболевание вызывает изменение состава крови.

-Вывод. Мы посмотрели кровь под микроскопом к какому выводу пришли. (Каждая клетка крови выполняет свою работу. В организме взрослого человека 5 литров крови.)

- Вам дан текст, прочитайте его, Вставьте нужные слова в предложения. Что у вас получилось?

1. Кровь разносит (полезные вещества).

2. Поддерживает постоянную( температуру тела).

3. Снабжает организм (кислородом).

4. Выводит (вредные) вещества.

5.(Защищает) от вредных бактерий.

Кровь необходима для жизни во всех частях организма. В крови содержится очень много различных веществ и клеток. Здесь есть жидкость, которая называется плазмой. Кровяная плазма разносит питательные вещества от желудка и кишечника по клеткам. Кровь разносит полезные вещества. Поддерживает постоянную температуру тела. Красные клетки крови (эритроциты), которые придают крови ее цвет, содержат вещество, которое называется гемоглобином. Снабжает организм кислородом. Белые клетки крови (лейкоциты) также имеют очень большое значение для тела. Они уничтожают бактерии . Выводит вредные вещества. Есть еще один тип кровяных клеток — тромбоциты. Они способствуют сворачиванию крови, чтобы при ранах и порезах не потерять много крови. Защищает от вредных бактерий.

Транспортная – переносит кислород и питательные вещества которые всасываются в кишечнике, к печени и другим органам, участвуя таким образом в обмене веществ

Дыхательная – переносит кислород от лёгких к тканям и углекислый газ от тканей к лёгким, обеспечивая процесс дыхания

Регуляторная – регулирует темпера туру тела, происходит уравновешивает выделение и поглощение тепла различными органами.

Защитная – защищает организм от чужеродных веществ и микроорганизмов.

-Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

- Какие же задачи мы ставили перед собой на уроке?

- Выполнили мы поставленные задачи?

-Теперь выполним проверочную работу.

- Какую оценку вы себе поставили.

- Каково ваше впечатление от урока?

Мне было интересно на уроке, я узнал много нового, сам принимал активное участие в работе.

На уроке мне было скучно, я ничего не понял.

1. Расширить знания о крови и её функциях.

2. Свойства дыхательной системы.

3. Исследовать состав крови.

4.Находить информацию по данной теме в источниках.

5. Познакомиться с коренными жителями зоны степей.

Физические свойства крови

В организме взрослого человека __________________________ крови

1. Кровь разносит ____________________________________.

2. Поддерживает постоянную ___________________________________ .

3. Снабжает организм _____________________.

4. Выводит _____________________ вещества.

5.__________________ от вредных бактерий.

Кровь необходима для жизни во всех частях организма. В крови содержится очень много различных веществ и клеток. Здесь есть жидкость, которая называется плазмой. Кровяная плазма разносит питательные вещества от желудка и кишечника по клеткам. Кровь разносит полезные вещества. Поддерживает постоянную температуру тела. Красные клетки крови (эритроциты), которые придают крови ее цвет, содержат вещество, которое называется гемоглобином. Снабжает организм кислородом. Белые клетки крови (лейкоциты) также имеют очень большое значение для тела. Они уничтожают бактерии. Выводит вредные вещества. Есть еще один тип кровяных клеток — тромбоциты. Они способствуют сворачиванию крови, чтобы при ранах и порезах не потерять много крови. Защищает от вредных бактерий.

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержат гемоглобин, который разносит кислород ко всем органам. Эритроциты — самые многочисленные из элементов крови. Зрелые эритроциты не содержат ядра и имеют форму двояковогнутых дисков. В эритроцитах содержится железосодержащий белок — гемоглобин . Он обеспечивает главную функцию эритроцитов — транспорт газов, в первую очередь — кислорода .

Эритроци́ты в переводе с греческого красный и вместилище, клетка), — клетки крови позвоночных животных (включая человека) и гемолимфы некоторых беспозвоночных . Они насыщаются кислородом в лёгких или в жабрах и затем разносят его по телу животного.

Тромбоциты – мелкие клеточки, опутывающие кровяные тельца. Образуют корочку. Участвуют в свёртывании крови. Совместно с белками плазмы крови они обеспечивают свёртывание крови, вытекающей из повреждённого сосуда. Тромбоциты в переводе с греческого , "сгусток" и ,"клетка") – это небольшие безъядерные клеточные фрагменты, движущиеся в кровотоке, чутко реагирующие на повреждения сосуда .

Лейкоциты –белые кровяные тельца, борются с инфекциями, ядами, микробами, уничтожают бактерии , вырабатывают антитела ( иммунитет).

Лейкоци́ты (в переводе с греческого — белый и — вместилище, тело) — белые кровяные клетки; неоднородная группа различных по внешнему виду и функциям клеток крови человека или животных , выделенная по признакам наличия ядра и отсутствия самостоятельной окраски.

Главная сфера действия лейкоцитов — защита. Они играют главную роль в защите организма от внешних и внутренних воздействий.

Все виды лейкоцитов способны к активному движению и могут переходить через стенку капилляров и проникать в ткани , где они поглощают и переваривают чужеродные частицы.

Вещества, вызывающие реакцию воспаления, привлекают новые лейкоциты к месту внедрения чужеродных тел. Уничтожая чужеродные тела и поврежденные клетки, лейкоциты гибнут в больших количествах. Гной , который образуется в тканях при воспалении, — это скопление погибших лейкоцитов.

Транспортная – переносит кислород и питательные вещества которые всасываются в кишечнике, к печени и другим органам, участвуя таким образом в обмене веществ

Дыхательная – переносит кислород от лёгких к тканям и углекислый газ от тканей к лёгким, обеспечивая процесс дыхания

Регуляторная – регулирует темпера туру тела, происходит уравновешивает выделение и поглощение тепла различными органами.

Цель: формирование знаний учащихся о функциях и составе крови.

  • формировать умение работать с учебным текстом, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде схем и логических выводов;
  • познакомить с некоторыми понятиями, такими как лейкоциты, тромбоциты, эритроциты, плазма;
  • заинтересовать детей в познании самого себя и содействовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью;
  • подвести учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства организма человека и взаимосогласованности его органов.

I. Оргмомент

– Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов. Сегодня мы продолжаем постигать тайны главного чуда света – человека, изучать его организм.

II. Определение темы и постановка задач урока (слайд 2)

III. Открытие новых знаний

Кластер (слайд 4)

  • разносит питательные вещества;
  • приносит клеткам кислород;
  • удаляет из клеток углекислый газ;
  • регулирует температуру тела (если дети не смогут вспомнить, возможен наводящий вопрос: почему в жару кожа краснеет, а в холодную погоду бледнеет)

– Как одним словом можно назвать ту работу, которую выполняют клетки крови в первых трех случаях?
– Как назвать работу четвертого направления, выполняемую клетками крови?

– В какой степени важно для организма своевременное питание и очищение?
– С какой скоростью кровь выполняет транспортную функцию, т.е. приносит питательные вещества и кислород и уносит углекислый газ и отработанные вещества, имеет значение для живого организма?

  • Выжмите кровь из сосудов ногтевого ложа (сожмите кончик пальца с силой);
  • Освободи палец и определи, за сколько секунд ноготь покраснеет. Этот момент будет соответствовать заполнению капилляров кровью;
  • Определи длину ногтевой пластины;
  • Рассчитай скорость кровотока, используя формулу. (слайд 8)

V движения крови = s путь, который она прошла / t время

Сравни свой результат с движением крови в аорте, где она равна 0,5 м/с

– Работа, которую выполняет кровь, многообразна. Как вы думаете, кровь состоит из одинаковых клеток или из разнообразных. Почему вы так думаете? (Клетки одного вида могут выполнять только работу определенного вида. Для выполнения работы другого вида нужны и клетки другого вида)
– Наш вывод подтверждает и бланк для анализа крови, который выдают каждому пациенту поликлиники или больницы для сдачи анализа крови. (Слайд 9)
– Рассмотри бланк. Сколько составляющих вы увидели.

Практическая работа

– Попробуем убедиться на практике в нашем умозаключении. У каждой группы свой микроскоп. В него установлен препарат крови. Ваша задача выполнить действия, указанные на слайде: (слайд 10)

1. Рассмотри;
2. Запомни;
3. Попытайся схематично изобразить увиденное.

– Давайте попробуем на доске коллективно нарисовать рисунок. (Примерный образец коллективного рисунка слайд 11)
– Как расположены клетки крови (не плотно, каждая клетка отдельно)
– Мы увидели в микроскоп все составляющие, которые указаны на бланке анализа. Почему? (Маленького размера, трудно заметить; смогли рассмотреть только самые крупные)
– Мы получили подтверждение своему предположению о том, что для выполнения разнообразных функций кровь должна состоять из разных составляющих?
– Для того чтобы познакомиться с названием и действием клеток крови обратимся к тексту учебника на стр. 36-37 (каждая группа читает только определенный абзац)
– Что узнала о составляющих крови 1-я группа; 2-я группа и т.д.

– Каждая из этих клеток имеет свое строение и научное название. Познакомьтесь с этими названиями. (Слайд 13)


– Какую роль выполняют данные клетки? Дополнение информации (слайд 14)

– Какие клетки крови выполняют данные функции. (Эритроциты – транспортную и регулирующую)
– Что транспортируют и регулируют.
– Какую функцию крови мы с вами еще не обозначили – защитную (выполняются добавления в схеме) (слайд 17)

– Какие клетки крови защищают наш организм и от чего (лейкоциты от микробов и ядовитых веществ, тромбоциты от кровопотери)

IV. Минутка отдыха

– Как ведут себя эритроциты (передвигаются очень быстро)
– Как ведут себя тромбоциты (топчутся на месте, стараются закупорить дырочку-ранку)
– Как ведут себя лейкоциты (окружают инородное, чуждое тело)

V. Первичное закрепление

– Вспомним наш план урока. На какие вопросы мы не получили ответы. (Слайд 18)

– Несомненно, роль крови в жизнедеятельности организма человека велика. Ни один орган человеческого тела не может работать без клеток крови. Могут ли клетки крови быть здоровыми без взаимодействия с различными органами человеческого тела.
– Какие условия должен соблюдать каждый человек для того, чтобы клетки крови были здоровы. (заниматься спортом, оберегать и сохранять свое здоровье, правильно питаться, вовремя обращаться к докторам, вести здоровый образ жизни, укреплять иммунитет)

Кровь – внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью.

Состоит из плазмы и клеток (лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов). Циркулирует по системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела. В среднем, массовая доля крови к общей массе тела человека составляет 6,5-7 %.

Плазма крови – жидкая часть крови, которая содержит воду и взвешенные в ней вещества (белки и другие соединения). Основными белками плазмы являются альбумины, глобулины и фибриноген. Около 85 % плазмы составляет вода. Неорганические вещества составляют около 2-3 %; это катионы (Na+, K+, Mg2+, Ca2+) и анионы (HCO3-, Cl-, PO43-, SO42-). Органические вещества (около 9 %) в составе крови подразделяются на азотсодержащие (белки, аминокислоты, мочевина, креатинин, аммиак, продукты обмена пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов) и безазотистые (глюкоза, жирные кислоты, пируват, лактат, фосфолипиды, триацилглицеролы, холестерин). Также в плазме крови содержатся газы (кислород, углекислый газ) и биологически активные вещества (гормоны, витамины, ферменты, медиаторы).

Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Зрелые эритроциты не содержат ядра и имеют форму двояковогнутых дисков. Циркулируют 120 дней и разрушаются в печени и селезёнке. В эритроцитах содержится железосодержащий белок – гемоглобин. Он обеспечивает главную функцию эритроцитов – транспорт газов, в первую очередь – кислорода. Именно гемоглобин придаёт крови красную окраску. В лёгких гемоглобин связывает кислород, превращаясь в оксигемоглобин, который имеет светло-красный цвет. В тканях оксигемоглобин высвобождает кислород, снова образуя гемоглобин, и кровь темнеет. Кроме кислорода, гемоглобин в форме карбогемоглобина переносит из тканей в лёгкие углекислый газ.

Тромбоциты (кровяные пластинки) представляют собой ограниченные клеточной мембраной фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга (мегакариоцитов). Совместно с белками плазмы крови (например, фибриногеном) они обеспечивают свёртывание крови, вытекающей из повреждённого сосуда, приводя к остановке кровотечения и тем самым защищая организм от кровопотери.

Лейкоциты (белые клетки крови) являются частью иммунной системы организма. Они способны к выходу за пределы кровяного русла в ткани. Главная функция лейкоцитов — защита от чужеродных тел и соединений. Они участвуют в иммунных реакциях, выделяя при этом Т-клетки, распознающие вирусы и всевозможные вредные вещества; В-клетки, вырабатывающие антитела, макрофаги, которые уничтожают эти вещества. В норме лейкоцитов в крови намного меньше, чем других форменных элементов.

Кровь относится к быстро обновляющимся тканям. Физиологическая регенерация форменных элементов крови осуществляется за счёт разрушения старых клеток и образования новых органами кроветворения. Главным из них у человека и других млекопитающих является костный мозг. У человека красный, или кроветворный, костный мозг расположен в основном в тазовых костях и в длинных трубчатых костях.

Функции крови в организме

Кровь непрерывно циркулирует в замкнутой системе кровеносных сосудов и выполняет в организме различные функции, такие как:

  • Транспортная — передвижение крови; в ней выделяют ряд подфункций:
    • Дыхательная — перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа от тканей к лёгким;
    • Питательная — доставляет питательные вещества к клеткам тканей;
    • Экскреторная (выделительная) — транспорт ненужных продуктов обмена веществ к легким и почкам для их экскреции (выведения) из организма;
    • Терморегулирующая — регулирует температуру тела.
    • Регуляторная — связывает между собой различные органы и системы, перенося сигнальные вещества (гормоны), которые в них образуются.



    Соблюдение совместимости крови именно по этим группам имеет особое значение для безопасного переливания крови. Существуют и другие, менее значимые группы крови. Можно определить вероятность появления у ребёнка той или иной группы крови, зная группу крови его родителей.

    You are currently viewing Кровь: история изучения, функции и состав

    Разработчик сайтов, журналист, редактор, дизайнер, программист, копирайтер. Стаж работы — 25 лет. Область интересов: новейшие технологии в медицине, медицинский web-контент, профессиональное фото, видео, web-дизайн. Цели: максимально амбициозные.

    • Запись опубликована: 16.05.2019
    • Reading time: 2 минут чтения

    Огромная роль крови, отведенная в обеспечении жизни человека и животных может считаться “рекой жизни”.

    Эта река, текущая по сосудам нашего организма, снабжает все ткани, клетки и органы необходимыми питанием и кислородом и очищает его от “шлака” – продуктов, остающихся в результате обмена веществ и представляющих угрозу для организма своим накоплением.

    Почему кровь использовали в ритуалах

    Еще в древности люди предполагали, что эта красная жидкость жизненно важна. Охотники видели, что вытекающая кровь раненого животного, уносила с собой жизненные силы и приводила к смерти. В сражениях человек также видел, что при потере крови неизбежно приходит смерть.

    Жизнь и кровь тесно взаимосвязаны между собой — это правильное заключение вначале приводило к самым фантастическим предположениям о ее роли. Древние люди считали, что кровь несла с собой особую “жизненную силу”, которая проникала в организм с дыханием и оживляла его. С ней было связано множество мистических и религиозных обрядов и ритуалов.

    • Древние люди, чтобы отвести от себя злых духов, задабривали их, принося кровь им в жертву.
    • Ею окроплялась земля для получения богатого урожая, ею увлажняли зерно.
    • Для продления жизни или укрепления сил пили кровь животных или (как скифские воины) пораженных в бою врагов.
    • Питье красного вина считалось вкушением крови самого божества. Обряд вкушения вина при причастии у христиан и сейчас символ вкушения плоти и крови бога.
    • Договора, братание, торжественные клятвы многие древние народы скрепляли между собой смешиванием крови друг друга из надрезов на коже.

    История изучения крови, ее состава и функций

    Зарождение знаний у древних шумеров, вавилонян, египтян хотя и подтвердило жизненное значение крови, но представление о ней оставалось полным мистицизма и веры в сверхъестественные силы. Развитие медицины в Древнем Египте, Китае, Греции, Индии принесло сведения о сердце и кровеносных сосудах, о важном значении их содержимого в жизнедеятельности организма.

    В эпоху Возрождения получила развитие истинная наука, основанная на наблюдениях, а затем и на опытах. Важными этапами в развитии учения о крови были труды по исследованию кровеносной системы и кровообращения. Основатель анатомии Везалий (XVI век) дал описание человеческого сердца и расположения венозных сосудов.

    Но честь завершения всех этих исследований, заслуга открытия сосудистой системы и кровообращения в целом справедливо принадлежит английскому ученому Уильяму Гарвею. В его книге, напечатанной в 1628 г, деятельность сердца и циркуляция крови по артериям и венам большого и малого круга впервые получили правильное описание.

    В том же веке Мальпиги (1661 г.) с помощью микроскопа открыл капилляры — мельчайшие сосуды. В них артериальная кровь становится венозной, в них кислород и другие питательные вещества питают ткани органы тела

    После открытия капилляров Мальпиги обнаружил в составе крови и эритроциты — мельчайшие красные кровяные тельца. В последующие 300 лет была постепенно изучена жидкая часть крови — плазма и находящиеся в ней кровяные клетки.

    Прогресс науки шаг за шагом обогащал знания о крови, ее функциях и роли ее составных частей, обеспечивающих жизнедеятельность всех частей человеческого организма. Это привело к современному состоянию гематологии, изжившей идеалистические представления прошлых веков и использующей многочисленные факты, полученные в результате обширных и разносторонних научных исследований и наблюдений.

    Что такое кровь? Состав и функции

    Основная ее функция — поддержание обмена веществ и главное — снабжение кислородом всех клеток. Вместе с нервной системой она поддерживает взаимодействие между собой всех частей организма и таким образом участвует в формировании его целостности.

    Крови в теле человека содержится около 8% от веса тела. У взрослых людей весом 60—70 кг крови 5—5,5 литра.

    Кровь очень сложна по составу. Она содержит воду, белки, дыхательный пигмент, небелковые азотистые вещества, углеводы, жиры и продукты их превращения, а также газы: азот, кислород, углекислый газ.

    • В плазме 90% воды. В ней находятся растворенные минеральные соли и органические соединения — белки, сахар, жиры, а также продукты обмена веществ и гормоны. Именно плазмой переносятся питательные вещества по клеткам. Всасываясь из кишечника, они попадают сначала в печень, где подвергаются дальнейшей обработке, а затем доставляются с кровью всем тканям и органам тела.
    • Белки, помимо питательного значения, выполняют большую роль в поддержании водносолевого равновесия (альбумин) и в защитных реакциях (гаммаглобулины — носители антител).
    • Гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции, осуществляют связь между отдаленными частями организма и взаимодействие их между собой.

    К клеточным элементам крови, которые можно увидеть только под микроскопом, относятся эритроциты, называемые красными кровяными тельцами, лейкоциты, называемые белыми кровяными тельцами, и кровяные пластинки, или тромбоциты.

    В человеке около 5 литров крови, но через каждый участок тела кровеносными сосудами переносится до 200 000 литров крови и лимфы за сутки!

    В организме насчитывается 25 триллионов изолированных друг от друга эритроцитов (что в 10 тысяч раз больше населения нашей планеты), имеющих поверхность около 3 тыс.кв.м (что в 1,5 тысячи раз превышает поверхность нашего тела), около 1,5 триллиона, тромбоцитов, 35 миллиардов лейкоцитов, 3 секстиллиона белковых мицелл с поверхностью в 2 тыс. кв.м.

    И вся эта сложная система, включающая огромные количества кровяных клеток, белковых молекул и других элементов, отличается у здорового человека постоянством своего состава: как говорят медики, она обладает “гомеостазом”.

    Читайте также: