Сословие это в обществознании кратко

Обновлено: 04.07.2024

социальная группа в докапиталистическом обществе, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В России со второй половине XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации государства, обычно включающей несколько С., характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В России со 2-й половины 18 в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

социальная группа, обладавшая закреплёнными в законе или обычае передаваемыми по наследству правами и обязанностями. В России сословное деление утвердилось во второй половине XVIII в. Сословиями были дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Сословный строй начал разрушаться по мере утверждения капиталистических отношений. В России сословия законодательно были отменены в 1917 г.

социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству. В период Средневековья общество состояло из нескольких сословий. Напр., во Франции XIV—XV вв. оно делилось на привилегированные высшие сословия — духовенство и дворянство и низшее, третье, с. — крестьян, ремесленников, купцов. Для сословной организации характерны иерархия и неравенство.

социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько С, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец: Франция, где с XIV— XV вв. общество делилось на высшие С. — дворянство и духовенство, и непривилегированное третье С. — ремесленники, купцы, крестьяне. С развитием капитализма происходит разрушение С, однако сословные пережитки сохраняются долго.

социальная группа общества, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной организации характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. В феодальной Франции XIV-XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2 пол. XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Сословные пережитки сохраняются на Западе до настоящего времени.

категория людей, социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Для общества с сословной организацией характерна иерархия сословий привилегированные (господствующие), полупривилегированные, податные. Внутри сословий могут иметься сословные группы с их особыми правами и обязанностями. Например, в России второй половины XVIII в. были господствующее сословие — дворянство (шляхта); полу привилегированные сословия (духовенство, купечество, разночинцы, казаки и т. д.), податное (крестьянство, которое делилось на группы — помещичьи (частновладельческие), государственные, дворцовые, посессионные и т. д., мещане, мастеровые и рабочие люди и др. Сословное деление сохранялось в России до 1917 г.

(лат. Ordo), социальная группа классового общества, отличающаяся от других благодаря определ. привилегиям. В античности (в противоположность феодализму) не существовало сословных государств. С. и класс неоднозначные понятия. Разделение на классы может быть внутри С. Так, С. рим. плебеев первоначально включало в себя всю совокупность незнатных граждан Рима независимо от того, были ли они богаты или бедны, являлись или нет собственниками средств производства. Среди рабов понятие С. и класса также не совпадали. Рабы в совокупности представляли собой С, характерными признаками которого было отсутствие политич. и юридич. прав и свобод. Однако только те рабы, которые являлись производительной силой в сельском хозяйстве и ремесле, составляли собственно класс рабов; были и такие рабы, которые сами владели средствами производства. В эпоху поздней Римской республики внутри правящего класса выделились С. сенаторов и всадников. В Римской империи сословные привилегии постепенно сглаживались, пока разница между сенаторами и всадниками не свелась лишь к имуществ. различию. В поздней античности возникли новые С, которым были свойственны черты будущей феодальной структуры.

Кастой называют такую социальную группу (страту) , членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия.

Классы это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

Сословие — это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные.

Социальная группа докапиталистических обществ, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации характерна иерархия нескольких С., выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Сословное деление общества находится в связи с его классовым составом (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 476; т. 6, с. 311). Но число С., как правило, превышало число классов, что в значительной мере определялось разнообразием форм и методов внеэкономического принуждения (См. Внеэкономическое принуждение). Сословная собственность ещё носила на себе печать естественно заданных форм политического объединения эксплуататоров (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 22—24). Формирование С. — длительный процесс, протекавший по-разному в различных обществах и связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определённых социальных функций (военных, религиозных, профессиональных и др.).

Оформление С. в России началось с середины 16 в. параллельно с объединением русских земель в единое государство, ослаблением удельной феодальной аристократии, ростом влияния дворянства и посадской верхушки. Именно в это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярско-дворянским С. и высшим духовенством участвуют представители верхов посада, а на соборе 1613 — даже несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличается большой пестротой и дробностью. Разрядные списки 17 в. и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное С. Некоторое ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало определённому смягчению сословных границ и пополнению привилегированных С. за счёт продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. Однако в дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных С. Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство, просуществовавшее вплоть до Февральской буржуазной революции 1917. При этом С. делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане).

В Азии существовали различные формы социального устройства — от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме.

Сохраняющиеся в некоторых странах остатки привилегированных С. способны играть особенно реакционную роль (прусское Юнкерство, помещики и высшее духовенство в Испании).

Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 8; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа русской социал-демократии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6; его же, О государстве, там же, т. 39; Ключевский В. О., История сословий в России, Соч., т. 6, М., 1959; Абсолютизм в России, М., 1964; Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972; Барг М. А., Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики, М., 1973, гл. 3.


В начале ХVII века в России сложились основные сословия общества. На основании государственных законов за всеми ветвями структуры закреплялись права, обязанности и привилегии. Установлению иерархии способствовал ряд постановлений правительства того времени.

Этимология

Структура сословий

Сословия ХVII века состояли из 5 основных групп, которые имели свои разветвления:

Управляли государством и защищали его от внешних врагов

Земля с прикрепленными на ней крестьянами являлась их частной собственностью. Она передавалась по наследству или оформлялась в виде дарственной. Хозяин имел право ее продать

Территория с прикрепленными на ней крестьянами давалась царем за верную службу. Передавалось по наследству, только если сын продолжал службу отца

Служили в монастырях, которым принадлежали владения с крестьянами. Не имели семьи.

Белое (приходские священники)

Наличие своего прихода, где проповедовалось слово Божье

Владели имуществом и землей. Создавали семьи

Работали и платили государству налоги

Изготавливали различные изделия. Занимались предпринимательской деятельностью

Кроме налогов с них взималась пошлина от торговой деятельности

Организовывали мануфактуры и занимались предпринимательством

Обрабатывали землю феодалов и монастырей. Выплачивали оброк со своего участка

Хозяин оказывал им необходимую помощь

Взимались налоги в пользу государства

Служили в войске

Имели жалованье со стороны государства

Охраняли границы страны

Кроме жалованья обладали правом выборного самоуправления

Боярский привилегированный слой общества

Это была высшая знать общества приближенная к государю. Сословие образовывалось в течение длительного времени. Состояло оно из представителей династии Рюриковичей, князей присоединенных к Руси территорий, а также местных бояр. Эти люди составляли верхушку общества. Они заседали в государственной думе, занимали высокие посты в управлении государством, владели вотчинами.

Среди них выделялись окольничие, которые непосредственно контактировали с царем. В их задачу входило:

  • сопровождение государя в поездках;
  • прием послов иностранных держав.

Часто окольничие впоследствии становились воеводами или полководцами.

Именно боярское сословие являлось опорой государства. Оно не только помогало царю руководить страной но возглавляла армии во время войны.

Сословия у Платона

  • правители-философы
  • воины-стражи
  • демиурги.

Дворяне – вторая по влиянию группа

Данное сословие окончательно сформировалось именно в начале XVII века, когда было выпущено соответствующее законодательство. К этому времени во дворянстве существовали разряды:

  • стряпчие;
  • стольники;
  • провинциальная знать.

Первые 2 группы пользовались особыми привилегиями.

Владение земельными наделами носило ограниченный характер. Поскольку выдавались они государем за личные заслуги, то дворянский сын обязан был продолжать службу, которую вел его отец.

Франция

Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля). Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа. Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайет, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.

Духовенство – черное и белое

Духовенство во все времена играла важную роль в государстве. Не стал исключением и XVII век. К его началу произошло формирование 2 видов духовных сословий:

Черное. Было наиболее массовым. По статистическим данным насчитывало до 110 тыс человек. Сюда входили монахи, проживающие в монастырях, которые имели в своей собственности земельные наделы, обрабатываемые крепостными крестьянами. Черному духовенству запрещалось иметь семью.

Белое. Сюда входили приходские священники. Их число насчитывалось около 10 тыс человек. Они имели свой приход и вели мирской образ жизни: владели собственностью и содержали семью.

Во внутренней структуре духовенства наблюдалось расслоение. Выделялись

  • служащие;
  • средняя прослойка;
  • руководящий состав.

К числу руководителей относились архиереи. Их богатство было настолько велико, что соперничало с боярским.

Великобритания

В королевстве вплоть до настоящего времени сохраняется формальное разделение на дворянство (англ. lord temporal), высшее духовенство (англ. lord spiritual) и общинников (англ. commoners). Низшее духовенство при этом считается входящим в сословие общинников.

Горожане – посадские граждане

Со стороны городских жителей шло основное поступление налогов, поэтому правящая верхушка была заинтересована в увеличении его численности. Для этого посадское население обкладывалось тягловой данью. Это означало, что в случае ухода городского жителя на другое место поселения доля его налога распределялась среди оставшегося люда.

По степени богатства городские жители делились на

Несмотря на существующие раздоры между общинами города в случае появления внешней опасности шло общее объединение. Только единым фронтом можно было обеспечить защиту от врага.

Купцы, как отдельная группа

Купеческое сословие тоже постигла сильная дифференциация. Некоторые из них были настолько богатыми, что входили в число чиновников, управляющими государственными финансами. Так же как и бояре, они владели вотчинами.

Купцы меньшего ранга не занимали постов. Они вели обычную торговлю и платили пошлины.

Этносословия

На основании своей привилегированности или ущемленности этносословия получают от государства различные ресурсы. Например, башкиры, как этносословия, в советское время получили от властей следующие ресурсы:

  • право на пользование родной башкирской землей;
  • право на развитие родной культуры (национальный театр, школы, газеты и журналы, книгоиздательство, студенческий и аспирантский набор в центральные вузы и т.д.);
  • государственную поддержку башкир на идеологическом уровне, создание положительного образа башкир в официальной пропаганде, осуждение оскорблений башкир и их культуры;
  • право на создание национальных моноэтничных вооруженных формирований в случае большой оборонительной войны. Примером является создание башкирской кавалерийской дивизии в годы Великой Отечественной войны. Целевым использованием этого ресурса считалась борьба с врагом и защита всей Родины (а не только малой Родины башкир) и государства;
  • одним из главных ресурсов, дарованным советским государством башкирам, был административный ресурс. Пропаганда представляла это как осуществление права башкирского народа на самоопределение, которого башкиры были лишены в дореволюционный период. В данном случае речь идет о праве башкир занимать определенные должности в партийном и советском аппарате (как правило, башкир был первым секретарем комитета, а русский или татарин – вторым)

Распределением ресурсов и отслеживанием их прохождения в советской системе занимается министерство национальностей.

Крестьяне: крепостные и черносошные

Если городское население составляло 3%, то на долю крестьянства приходилось 90% и разделялось оно на группы:

  1. Крепостные. Прикреплялись к земельным наделам, которые были в собственности бояр, дворян и духовенства.
  2. Черносошные. Имели собственную землю, которая выделялась им со стороны общины. При этом с них требовалась уплата налога.

Крепостные крестьяне были полностью лишены прав. С ними хозяин мог обращаться как с вещью. Допускалась их продажа и дарение.

На них лежало 2 бремени:

  1. Барщина. В течение 5 дней недели требовалась работать на участке помещика.
  2. Оброк. Налог в натуральной форме, который требовалось отдать со своего участка.

Военные люди

Военные люди разделялись на 2 категории:

Стрельцы. Это представители, которые призывались на службу извне. За свое служение они от правительства получали жалованье. Как правило, командирами над ними были дворяне, но иногда и сами стрельцы добивались такой чести за выдающиеся заслуги.

Казаки. Занимались охраной пограничных районов государства. Несмотря на обязательность воинской повинности, казачество имело особые права и свободы. Проживание шло в общине, которая располагалась на собственной земле. Руководство осуществлялось выборными атаманами и старшинами. Назначение их шло на собраниях общины, где каждый казак имел равные права.

Несмотря на большое количество сословий, направленность всех категорий была устремлена на служение государству. Ни для какого класса не было сделано исключений. Это касалось и аристократии. Каким бы богатством не располагали бояре, вся их деятельность состояла в работе на ответственных постах. Именно на них лежала ответственность за благополучие государства.

Литература

  • Сословия // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Кордонский С. Г., Сословная структура постсоветской России, М., 2008;
  • Законы о состояниях (св. зак. т. IX, изд. 1899 г.) с дополнительными узаконениями, разъяснениями Правит. Сената, циркулярами Министерства Внутренних дел и алфавитным указателем. Сост. Палибин М. Н. Санкт-Петербург, 1901];
  • Пайпс, Ричард. Россия при старом режиме / пер. В. Козловского. М.: Независимая газета, 1993;
  • Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т, 8;
  • Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20;
  • Ленин В. И., Аграрная программа русской социал-демократии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6;
  • Ленин В. И., О государстве, там же, т. 39;
  • Ключевский В. О. История сословий в России. Соч., т. 6. — М., 1959;
  • Абсолютизм в России, М., 1964;
  • Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, М., 1972;
  • Барг М. А., Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики, М., 1973, гл. 3.

Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 15761
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: