Соотношение теории и практики в логопедии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Задачи:1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
11.Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:1). использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.); 2). обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки; 3). осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений; 3). распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.

Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии.

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

Логопедия опирается на следующие основные принципы:

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
Принцип комплексности предполагает воздействие на дефект и личность ребенка усилиями разных специалистов.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка . (предметно-практической, игровой, учебной).

Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе

Принцип деятельностного подхода – учет ведущей деятельности ребенка данного возраста в логопедической работе.. Принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Принцип взаимосвязи речи с другими высшими психическими функциями.

Дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

О.В. Елецкая: логопедам

О.В. Елецкая: логопедам

О.В. Елецкая: логопедам запись закреплена

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность.
Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявле­ния и преодоления.
Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо:
• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;
• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.
Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
Различают внутрисистемные и межсистемные, связи:
К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией.
К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией.

Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагности­ка возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога.
Эти данные имеют важное значение для правильного педа­гогического анализа речевого нарушения и организации ло­гопедической работы выбора профиля специального учреждения.
Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел I Теоретические основы логопедии ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ СВЯ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Раздел I Теоретические основы логопедии ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ СВЯ.

Раздел I Теоретические основы логопедии ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИИ ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ Логопедия (от греч. lόgos — слово, поняти.

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ Логопедия (от греч. lόgos — слово, понятие, учение и paidéia — воспитание, обучение) Предметом логопедии являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. Теоретический аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

В задачи логопедии входят: изучение онтогенеза речи в норме и при различных ф.

В задачи логопедии входят: изучение онтогенеза речи в норме и при различных формах нарушений речевого развития; изучение симптоматики и степени выраженности проявлений речевой патологии; определение влияния (его характера и степени выраженности) речевых нарушений на формирование личности, психическое развитие, поведение, на возможность реализации различных видов деятельности; выявление особенностей речевого развития и расстройств речи в условиях различных первичных дефектов (при нарушениях зрения, интеллекта, слуха, опорно-двигательного аппарата); определение этиологии, механизмов и структуры речевого дефекта; педагогическое изучение и диагностика нарушений речи; научно обоснованная систематизация и классификация нарушений речи; разработка, научное обоснование и практическая реализация специального коррекционно-логопедического воздействия, направленного на преодоление речевых расстройств у людей разновозрастных категорий; разработка научных основ и содержания методик логопедической работы по коррекции различных видов и форм речевых расстройств; совершенствование технических средств коррекции речевых нарушений; разработка и внедрение методов профилактики речевых расстройств; организация логопедической помощи, содействие распространению специальных педагогических знаний.

2. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Внутрисистемные связи: Педагогические ди.

2. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ Внутрисистемные связи: Педагогические дисциплины Психологические дисциплины Межсистемные связи: Медико-биологические дисциплины Лингвистические дисциплины

Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на: м.

Логопедия связана со многими науками. Традиционно связи логопедии делят на: методикой обучения русскому языку; логопедической ритмикой; психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной); специальной психологией; психодиагностикой; патопсихологией; нейропсихологией. Педагогикой Специальной психологией Медико-биологические науки: анатомия и физиология детей и подростков; нейрофизиология и высшая нервная деятельность; невропатология; клиника умственной отсталости; оториноларингология; педиатрия; генетика; психопатология. Лингвистические науки: языкознание; фонетика; лексика; грамматика; психолингвистика. Внутрисистемные Межсистемные


Педагогические дисциплины Общая педагогика Логопедическое воздействие – педаг.

Педагогические дисциплины Общая педагогика Логопедическое воздействие – педагогический процесс, содержание, формы методы которого определяются общедидактическими принципами. Отрасли коррекционной (специальной) педагогики: олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедагогика (система специального обучения и воспитания детей с нарушенной речью, объектом изучения которой являются закономерности, принципы, методы и организационные формы и средства обучения и воспитания детей с ТНР). Логоритмика (методика преодоления речевых нарушений путем развития у логопатов двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Методика обучения языку

Психологические дисциплины Общая психология Возрастная психология Социальная.

Психологические дисциплины Общая психология Возрастная психология Социальная психология Педагогическая психология Психодиагностика Нейропсихология Патопсихология Специальная психология Логопсихология

Науки медико-биологического цикла Общая анатомия Физиология Нейрофизиология

Науки медико-биологического цикла Общая анатомия Физиология Нейрофизиология

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

Читайте также: