Николас ван тюльп кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кто же поможет в сложном деле выздоровления и восстановления жизненных сил пациентов? Конечно, санитарка, которая своим уходом, ежедневными гигиеническими процедурами помогает больному поскорее встать на ноги. Мы благодарим за труд А.И. Теплоухову, Л.В. Лозбину, О.В. Ногачину, Э.Г. Кох, Е.И. Клим, уборщиков служебных помещений Е.С. Негуляеву, И.А. Огар, медицинского регистратора О.Н. Нурмагомедову.

Мы говорим сегодня большое спасибо работникам административно-хозяйственной службы больницы: Е.И. Попову, В.Г. Степаненко, О.И. Грабовской, Е.А. Султановой, Т.Б. Дорошиной, которые обеспечивают техническое обслуживание зданий больницы, которые осуществляют косметические ремонты в помещениях, осуществляют контроль за исправностью оборудования (освещения, систем отопления, вентиляции и т.д.).

Николас Тульп, родился 9 октября 1593 года, в Амстердаме в семье богатого и успешного торговца Питерсзона. Кроме того его отец активно участвовал в общественной жизни Амстердама. При рождении ребёнок получил имя Клас. Мать мальчика, скорее всего, была домохозяйкой. Нигде не сказало о братьях или сёстрах Николаса. И практически ничего неизвестно о его детских годах. Скорее всего, сведения есть в голландских источниках…

С 1611 по 1614 годы юноша изучал медицину в Лейдене. Анатомии он учился у главы лейденской анатомической школы Питера Павы.

Позднее Клас сменил имя на полную форму, то есть на Николас. И вместо Питерсзона стал Тульпом.

В 1617 году он женился на Эве Эгбертсдохтер ван дер Вух. У них родилось пятеро детей.

Порой можно слышать о том или другом человеке, что он родился не вовремя, раньше своего времени и тому подобное. Но, вот Николас Тульп, судя по всему, родился как раз тогда, когда и нужно было ему родиться.

XVII век в истории называют золотым веком Голландии, страна процветала, порт Амстердам был не только военно-морской базой, но и центром крупнейшей Ост-Индской компании. Население Амстердама стремительно росло, росла и врачебная, а затем и политическая карьера Тульпа, которая началась с роли городского казначея. И в последствие городским казначеем он избирался ещё восемь раз, в 1622 году Тульп стал членом магистрата в Амстердаме

А в 1628 Николас Тульп был назначен прелектором анатомии и стал деканом Амстердамской гильдии хирургов. Он стал одним из влиятельных людей города.

К сожалению, в этом же году его постигла большая утрата, скончалась жена Николаса Тульпа, и он остался с пятью малолетними детьми. Увы, нередко все знания, опыт и большое количество вылеченных пациентов и спасённых жизней, доктора бывают не в силах помочь своим самым близким людям.

Прошло два года, и в 1630 году Николас Тульп женился во второй раз, его избранницей стала дочь мэра Аудсхорна. У пары родилось трое детей.


Прелектор был обязан ежегодно проводить анатомические уроки, используя в качестве материала тела казнённых преступников. Аутопсия в те времена была законной в городах Европы, анатомические уроки проводились с согласия городского совета. Сами члены городского совета и члены гильдии должны были присутствовать на этих уроках обязательно, входной билет был платным. Собранные средства шли в городской фонд.

Эти уроки часто посещали крупные врачи, чтобы обменяться мнениями по поводу анатомии и химических процессов в человеческом теле.

После вступления нового прелектора в должность гильдия решила заказать групповой портрет членов гильдии. Выбор художника пал на Рембрандта, которому в ту пору было всего 26 лет. Преступника с картины Рембрандта звали Арисом Киндтом.

Проблема с аптеками, оказывается, есть не только у нас. Существовала она и в Голландии. В обязанности Николаса Тульпа входил контроль за аптеками.

А в те времена аптеки Амстердама, которых в 1633 году было 33, могли получать с кораблей, прибывавших с Востока неограниченное количество всевозможных трав и пряностей, которые являлись можно сказать основной доходной статьей большинства аптек. Мало того, что средства, продававшиеся там, были шарлатанскими и не помогали от той же чумы, так и стоили они заоблачно.

Люди, перепуганные эпидемией чумы 1635 года, которая вдвое сократила численность жителей города, отдавали последнее, надеясь спасти своих близких и себя от страшной болезни.

С этого же 1636 года всех аптекарей обязали сдавать экзамен по этой книге, чтобы получить разрешение на открытие аптеки. Позднее эта книга стала стандартом и использовалась так же и в других городах Голландии.

Николас Тульп написал несколько медицинских трудов.

Кроме этого именно Тульп подробно описал мигрень, необратимые последствия для лёгких, вызванные курением табака, эффект плацебо.

Тульп обнаружил клапан на стыке толстой и тонкой кишок, ныне известный медикам, как клапан Тульпа.

Доктор Тульп описал симптом такой болезни, как бери-бери, возникающей у моряков. Через 200 лет была установлена причина болезни – нехватка витамина B1.

Занимался Николас Тульп и сравнительной анатомией. Он первым из медиков подробно изучил анатомическое строение человекообразных обезьян и выявил признаки их большого сходства с человеком.

Свои анатомические описания Тульп подробно иллюстрировал, благодаря своим художественным способностям.

В 1654 году Николас Тульп был выбран бургомистром Амстердама, и занимал это пост четыре срока подряд.

Его сын Дирк женился на Анне Бюрг, дочери Альберта Бюрга, тоже, как Тульп бывшего бургомистром Амстердама и изучавшего медицину в Лейдене в 1614 году. Дочь Тульпа, Маргарита в 1655 году, вышла замуж за Яна Сикса, заведовавшего в магистрате делами семьи. Ян Сикс был другом Рембрандта и коллекционировал живопись.

В 1673 году Николас Тульп был принят в Административный комитет Республики в Гааге.

В 1674 году он там и скончался

Похоронен выдающийся врач, антрополог и общественный деятель Голландии Николас Тульп в Новой церкви Амстердама.

О Тульпе написаны стихи, сняты фильмы. Существует ещё несколько картин, мраморных и бронзовых статуй, изображающих Тульпа.

Серьезным научным подтверждением эволюционной теории явилось открытие законов наследственности, которое сделал чешский естествоиспытатель Грегор Мендель. Он стал основоположником одного из важнейших направлений современной биологии-генетики. Мендель впервые установил правила генетического опыта: скрещивание линий одного вида, резко отличающихся по стабильным признакам; учет признаков в первом и последующих поколениях гибридов; строгий количественный учет результатов эксперимента. Мендель пришел к заключению, что растения содержат наследственные факторы, которые при скрещивании передаются потомству и переходят от поколения к поколению. Он впервые заговорил о дискретных наследственных единицах, которые позднее назовут "генами". Мендель установил законы наследственности и изложил их в труде "Опыты над растительными гибридами". В 1901 найдена и опубликована повторно работа Менделя . С этого времени ведет свое начало экспериментальная генетика-наука о наследственности и изменчивости организмов. Бурное развитие генетики привело к формированию новых научных направлений - молекулярной генетики и молекулярной биологии.

В 17 веке центр анатомических исследований из Италии переместился во Францию, Англию и особенно в Нидерланды. Крупнейшая анатомическая школа того времени сформировалась в стенах Лейденского университета. В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I. В 1699 Петр учредил курс лекций по анатомии с демонстрациями на трупах. В 1707 в Москве при Генеральном госпитале была основана первая в России госпитальная школа. Преподавание анатомии с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовали учебники иностранных авторов, затем лучшие из них стали переводить на русский язык.

Андреас Везалий. Основоположник современной научной анатомии. Он не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, - он обобщил и систематизировал их.

Николас ван Тюльп. Известен своими исследованиями по сравнительной анатомии, - он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом.

Рюйш. Изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, создал первый анатомический музей.

Н.А. Бидлоо. Основал первую госпитальную школу - Московскую медико-хирургическую школу, составил весьма ценное рукописное руководство "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре" на латинском языке

Учение о наследственности и изменчивости.

Серьезным научным подтверждением эволюционной теории явилось открытие законов наследственности, которое сделал чешский естествоиспытатель Грегор Мендель. Он стал основоположником одного из важнейших направлений современной биологии-генетики. Мендель впервые установил правила генетического опыта: скрещивание линий одного вида, резко отличающихся по стабильным признакам; учет признаков в первом и последующих поколениях гибридов; строгий количественный учет результатов эксперимента. Мендель пришел к заключению, что растения содержат наследственные факторы, которые при скрещивании передаются потомству и переходят от поколения к поколению. Он впервые заговорил о дискретных наследственных единицах, которые позднее назовут "генами". Мендель установил законы наследственности и изложил их в труде "Опыты над растительными гибридами". В 1901 найдена и опубликована повторно работа Менделя . С этого времени ведет свое начало экспериментальная генетика-наука о наследственности и изменчивости организмов. Бурное развитие генетики привело к формированию новых научных направлений - молекулярной генетики и молекулярной биологии.

В 17 веке центр анатомических исследований из Италии переместился во Францию, Англию и особенно в Нидерланды. Крупнейшая анатомическая школа того времени сформировалась в стенах Лейденского университета. В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I. В 1699 Петр учредил курс лекций по анатомии с демонстрациями на трупах. В 1707 в Москве при Генеральном госпитале была основана первая в России госпитальная школа. Преподавание анатомии с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Вначале при обучении студентов использовали учебники иностранных авторов, затем лучшие из них стали переводить на русский язык.




Андреас Везалий. Основоположник современной научной анатомии. Он не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, - он обобщил и систематизировал их.

Николас ван Тюльп. Известен своими исследованиями по сравнительной анатомии, - он впервые изучил строение человекообразной обезьяны в сравнении с человеческим организмом.

Рюйш. Изобрел оригинальный способ бальзамирования трупов, создал первый анатомический музей.

Н.А. Бидлоо. Основал первую госпитальную школу - Московскую медико-хирургическую школу, составил весьма ценное рукописное руководство "Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре" на латинском языке

Содержание

Сюжет

Центральная фигура картины — доктор Николас Тульп, который показывает собравшимся устройство мускулатуры руки человека.

Труп — Адриаан Адриаанс по прозвищу Арис Киндт (Малыш). В своё время он тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан для публичной аутопсии амстердамской гильдия хирургов.

Также на картине присутствуют старшины Адриан Слабран (Adraen Slabran) (второй слева), Якоб де Витт (Jacob de Witt) (склонился над трупом, вглядываясь в мышцы руки); лекари Якоб Колевелт (Jacob Koolvelt) (первый слева), Маттейс Калкун (Mathijs Kalkoen) (рядом с Витом), Франс ван Лунен (Frans van Loenen) (наверху), Якоб Блок (Jacob Blok) (перед ним), Харман Харманс (Hartman Hartmansz.) (с листком в руке).

Групповой портрет гильдии


Рембрандт изобразил на своем полотне персонажей иначе, чем его предшественники. Как правило, персонажи изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя. Художник изобразил хирургов в профиль или полуоборот и сгруппировал их в форме пирамиды, причем главный персонаж расположен не на её вершине.

Помимо этого он намеренно подчеркнул неподдельный интерес собравшихся. Два человека наклонились вперед, их осанка и взгляды указывают на то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, при этом с трудом верится в то, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Маловероятно, чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, окружив мертвеца напряжённым вниманием и жизнью.

Аутопсия



Аутопсия на полотне изображена не реалистично — типичное вскрытие начиналось с извлечения желудка, печени и селезёнки. Рентгеновское исследование картины показало, что кисть руки была дорисована позднее: вместо неё на первоначальной картине была культя, так как ворам перед казнью отрубали правую руку. Левая рука не соответствует размерам тела и, вероятно, тоже была пририсована позже.

Это могло объясняться двумя причинами. Первая — дань Андреасу Везалию, основоположнику современной анатомии, ставшему известным благодаря исследованию анатомии руки. Вторая — изобразив руку, художник мог легче привнести религиозное послание на картину: так же, как сухожилия управляют рукой, управляет Бог людьми. Согласно представлениям того времени, наука должна была доказывать людям могущество Бога.

Доктор Николас Тульп


Доктор Николас Петерсзоон по прозвищу Тульп (Тюльпан) родился в 1593 и умер в 1674 году. Около 1621 года, на волне охватившей голландцев страсти к разведению тюльпанов, он принял имя Николас Тульп, а после избрания в 1622 году в городской совет Амстердама изобразил пестролепестный тюльпан на личной печати и на фасаде собственного дома. Тульп никогда не одобрял пьянства, процветавшего в среде торговцев тюльпанами, а после краха тюльпаномании в феврале 1637 года поспешил публично осудить спекулянтов и снял с фасада тюльпановый герб.

Тульп принадлежал к верхушке амстердамского общества, несколько раз он был амстердамским бургомистром. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов. Тульп был практикующим врачом в Амстердаме, анатомия была одной из областей, в которых он специализировался. Рембрандт подчеркнул его особое положение тем, что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг к другу хирургов. Кроме того, художник изобразил Тульпа единственного в шляпе — в помещении иметь привилегию носить головной убор было признаком принадлежности к высшему обществу.

Тело Ариса Киндта


Рембрандт изобразил лицо Ариса Киндта наполовину покрытое тенью, как будто в полумраке видна umbra mortis — тень смерти.

Художники до Рембрандта обычно изображали лицо покойного прикрытым платком или стоящим перед ним человеком. Наблюдатели должны были забыть о том, что перед ними находится человек, которого расчленяют на их глазах. Рембрандт придумал промежуточное решение — он изобразил его лицо, наполовину покрытое тенью. Типичная для Рембрандта игра на контрасте света и тени, как будто в полумраке видна umbra mortis — тень смерти.

Хотя Доктор Тульп и является центральным персонажем, тело Ариса Киндта занимает бо́льшую площадь на полотне. На него падает также основной свет, его нагота и окоченелость отличают его от изображенных на картине людей. Кажется что Рембрандт лишь затем так близко изобразил хирургов и придал такую динамику полотну, чтобы подчеркнуть тем самым неподвижность тела, сделать осязаемой его мёртвость.

История картины

Интересные факты


Картина Михила ван Миревельта на аналогичный сюжет, написанная полутора десятилетиями раньше (в 1617 году) позволяет убедиться в новаторстве художественных приемов, предложенных Рембрандтом

  • Первоначально у Франса ван Лунена, стоящего сзади, была шляпа, но потом шляпу убрали, возможно по просьбе Тульпа, от неё осталась лишь тень.
  • Скорее всего, первоначально на картине были изображены шесть человек, а крайний слева и самый верхний дописаны художником позднее.
  • Список с именами собравшихся, находящийся в руках одного из зрителей, появился позже, изначально на нем был набросок мускулов руки.
  • Картина подписана Rembrandt f[ecit] 1632. Первый раз подписывает Рембрандт картину своим именем, а не инициалами RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена) что является признаком его растущей известности.
  • Правая рука трупа короче левой.
  • Последние исследования голландских ученых показывают несколько несоответствий в изображении рассечённой руки на картине Рембрандта и рассечением руки, проведенным учёными.
  • Начало трейлера компьютерной игры Deus Ex: Human Revolution воспроизводит сюжет картины: Тульп и его коллеги анатомируют протагониста игры Адама Дженсена. Также в самой игре можно найти репродукции картины.





  • Чувства (1624—1625)
  • Валаамова ослица (1626)
  • Художник в мастерской (ок. 1628)
  • Похищение Европы (1632)
  • Портрет Якоба де Гейна III (1632)
  • Урок анатомии доктора Тульпа (1632)
  • Христос во время шторма на море Галилейском (1633)
  • Саския в образе Флоры (1634)
  • Блудный сын в таверне (1635)
  • Пир Валтасара (1635)
  • Ослепление Самсона (1636)
  • Каменный мост (1638)
  • Портрет Марии Трип (1639)
  • Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет (1640)
  • Ночной дозор (1642)
  • Даная (1636—1647)
  • Аристотель с бюстом Гомера (1653)
  • Флора (1654)
  • Моисей, разбивающий скрижали Завета (1659)
  • Отречение Петра (1660)
  • Артаксеркс, Аман и Эсфирь (1660)
  • Заговор Юлия Цивилиса (1661)
  • Синдики (1662)
  • Еврейская невеста (1665)
  • Возвращение блудного сына (1666—1669)
  • Мельница (1641)
  • Три дерева (1643)
  • Христос, исцеляющий больных (1643—1649)
  • Фауст (1652)
  • Три креста (1653)
  • Христос перед народом (1655)

Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookie. Это необходимо для нормального функционирования сайта.

Информация, представленная на сайте, не может быть использована для постановки диагноза, назначения лечения и не заменяет прием врача.

Читайте также: